Обучение дошкольников звуку и букве э. Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы

Цель: познакомить детей со звуком и буквой "Э".

Задачи: закрепить навыки различения и правильного произношения звука "э", в слогах, словах, фразах; упражнять в определении места звука "э" в словах, в проговаривании слов сложной слоговой структуры; учить определять самое короткое и самое длинное слово; совершенствовать навыки звукового анализа слова, печатания слогов, слов, предложений; формировать навык чтения предложений с разной интонацией; учить детей задавать вопросы к одушевлённым и неодушевленным предметам; закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - предметные картинки со звуком "э", магнитная доска, цветные маркеры, буква "э", таблицы для чтения, мяч; раздаточный материал - верёвочки, тетради, ручки, цветные карандаши, карточки с буквой "э" и "с".

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовёт первый звук в слове: арка, осы, умница, уши, обруч и др. .

1. Повторение пройденного:

Уточнение артикуляции звуков "а", "у", "о" и их характеристика.

2. Знакомство с новым материалом. Логопед загадывает загадку:

Никто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал.
Без тела - а живёт оно,
Без языка - кричит оно. (Эхо)

Какой первый звук мы слышим в слове "эхо"?

Педагог объявляет тему занятия.

3. Знакомство с артикуляцией звука "э". (При произнесении звука "э" губы "смеются").

4. Хоровое и индивидуальное проговаривание звука "э".

5. Характеристика звука "э". (Звук "э" - гласный, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом).

6. Дидактическая игра "Хлопай, не зевай!" Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети хлопают в ладоши, если услышат звук "э": э, а, э, у, о, э; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

7. Игровое упражнение "Речевая зарядка" (дети повторяют цепочку слогов):

эп-оп-ап уп-эп-оп ип-уп-эп
ип-эп-aп эп-aп-эп oп-уп-эп

8. Дидактическая игра с мячом "Где спрятался звук "э"?" (определение позиции звука "э" в словах). Речевой материал: поэт, эльф, эмблема, этажерка.

9. Дидактическая игра "Чего не стало?" (опора - предметные картинки со звуком "э": эскимо, экскаватор, электричка, экран: . Логопед выставляет

5 предметных картинок на наборное полотно, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают на вопрос: "Чего не стало?").

10. Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги, определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.

11. Дидактическое упражнение "Кто это? Что это?". Продолжить ряд:

  • Кто это? Это девочка, бабочка, кошка:
  • Что это? Это кукла, стул, мяч:

12. Физминутка.

Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.

13. Знакомство с буквой "э" (показ буквы). Логопед читает стихотворение:

Это - Э
С открытым ртом
И большущим языком.

14. Выкладывание буквы "Э" из верёвочек, прорисовывание "э"в воздухе.

15. Работа в тетрадях. Печатание букв "Э", "э"; слогов: "эм", "эп", "эт", "эк", "мэ", "пэ", "тэ", "кэ"; слов: "это", "эму", "Эмма".

Списывание предложений с доски: "Тут Эмма.", "Там эму.".

16. Звуковой анализ слова: эму (зарисовка звуковой схемы в тетрадях).

17. Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации:

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эмма. Это кто? Это паук.

III. Итог занятия:

1. - С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука "э".

2. - Зачеркните букву, отличающуюся от остальных (работа на карточках):

3. Оценка деятельности детей.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.

Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?

Научить ребенка четко произносить звук [Э].

Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.

Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.

Задание 1 . Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:

мак - бак - так - банан; сом - ком - индюк - дом; лимон - вагон -кот - бутон; мак - рак - веник - бак.

Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:

Губки в улыбке;

Зубки сближены;

Широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

Горлышко «работает».

Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...»


Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ...х!»

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э}»:

э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:

птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.

Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

Задание 7 . Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).

Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].

Задание 9 . Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Задание 10 . Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?, а неодушевленные предметы - на вопрос:что это? Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.

Продолжить ряд:

Кто это? Это девочка, кошка, собака...

Что это? Это машина, стол, куртка...

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов):

машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова.

Задание 11. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О.Гофман

На что еще похожа буква Э?

Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы Э.

Игры с буквой.

Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик: составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.

ТЕМА НОД «ЗВУК [Э]»

Цели

Коррекционно-образовательные:

Знакомство со звуком и буквой Э;

Выделение звука [Э] из ряда гласных звуков и начала слова;

Анализ ряда гласных типа ЭУА;

Чтение ряда гласных;

Образование множественного числа существительных.

Коррекционно-развивающие:

Правильное произнесение звука [Э] в словах и предложениях;

Расширение словарного запаса по теме «Осень»;

Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать желание активно участвовать в образовательном процессе.

Оборудование: предметные картинки, картина «Осень в лесу», материал для анализа, доска, маркеры, буквы.

Ход НОД

1.Орг. момент

Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука [И] (А, У)

2. Повторение

Что такое звук?

Какие звуки мы знаем?

Какие это звуки? Почему?

д/игра «Какой звук я хочу сказать?» (беззвучная артикуляция)

Как догадались?

Сколько звуков я сказала? (АИ, ИАУ) – анализ

3. Знакомство со звуком [Э]

Сейчас я широко открою рот, широкий язык положу за нижние зубы и скажу Э-Э-Э.

Какой звук я сказала?

Произнесите этот звук хором, по одному.

Как вы думаете, звук [Э] какой? Почему?

Этот звук есть в словах:

Эмма Эхо Электрик Экскаватор Экскурсия

Элла Это Электричество Эскалатор Экскурсовод

Эдик Экран Этажерка Эскадрон Этажи

Д/игра «Эхо»

1-й ряд говорит [Э] громко, 2-й – тихо.

Д/игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Э]»

А-у-и-э-и-у-а-о-э-а-и-э…

Д/игра «Найди и назови»

Дети получают задание найти среди окружающего предметы на заданный звук ([У]: утюг, утка, угол; [Э]: этажерка, экран, электричество, эстамп; [И]: игрушки, игры, инструменты; [А]: абажур, апельсин, автомобиль, алфавит.

4. Беседа по картине «Осень». Образование сущ-х мн. числа.

Дерево-деревья, ствол-стволы, пень-пни, белка-белки, лист-листья, трава-травы, гриб-грибы, берлога-берлоги, птица-птицы, заяц-зайцы, еж-ежи…

б) подобрать слова-действия:

ветер: дует, раскачивает, кружит, завывает…

деревья: растут, качаются, желтеют…

листья: желтеют, осыпаются, кружатся, шуршат…

в) д/игра «Назови ласково»

ветер-ветерок, дерево-деревце, лист-листок, белка-белочка, трава-травка…

5. Связная речь. Пересказ рассказа «Осень в лесу»

После знойного лета наступила осень. Стало холоднее. Птицы улетают в теплые края. Часто моросят дожди. Земля покрыта разноцветными листьями. Белки, ежи и мыши запасают себе корм на зиму. Медведь ищет место для берлоги.. Заяц меняет шубу. Люди собирают в лесу грибы и ягоды. Это время года называют грустным.

6. Буква Э.

Это – Э

С открытым ртом

И большущим языком.

7. чтение АУЭ, ЭИУ, УИА, УЭА…

8.Итог

Какой звук учили?

Какой это звук?

Назвать слова на этот звук.

Назвать имена на этот звук (Элла, Эдик, Эмма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации "Звук и буква Э,Ю,Я"

Презентации предназначены для работы воспитателям и логопедам ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....

Ольга Чепайкина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия

«Звук и буква Э »

(Подготовка к обучению грамоте )

Цели : Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение, уточнение, активизация лексического запаса. Совершенствование грамматического строя и навыков связной речи у детей.

Образовательные задачи :

Дать детям понятие о механизме образования звука Э ;

Учить выделять звук Э из состава слогов , слов, предложений;

Познакомить детей с жителями с крайнего Север эскимосами, ввести в активный словарь новые слова : эскимосы, эскимо.

Обучать постижению смысла новых слов, упражнять в узнавании родственных слов.

Коррекционные задачи :

Автоматизировать звук Э в слогах , словах, предложениях и тексте;

Создать положительный настрой на учение, пробудить в детях интерес к познанию новых звуков .

Корректировать психофизические функции : фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица, силу голоса, развивать внимание.

Воспитательные задачи :

Воспитывать самоконтроль за речью, развивая умение полно и грамотно отвечать на заданные вопросы.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии , самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Пантомима «Прогулка с лес» . Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.

Мы зашли далеко в лес и заблудились.

Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу.

Заблудились мы в лесу. (грустно) Эхо! Эхо!

Закричали все «Ау!» (громко) Вот потеха.

Никто не отзывается. (печально) Это эхо каждый раз

Лишь эхо отзывается. Передразнивает нас.

Наше эхо возвращается к нам тихо «Ау! Ау!» Е. Благинина

Нашли тропинку, возвращаемся домой.

Какой первый звук вы услышали в слове ЭХО?

Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком Э , познакомимся с буквой Э .

3. Акустико-артикуляционный образ звука .

Изолированное и хоровое произношение звука Э с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля (губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык упирается в нижние зубы, воздух проходит свободно, голосовые связки работают).

Характеристика звука Э . Звук гласный , обозначается фишкой красного цвета. Звук Э можно долго тянуть, петь, можно громко крикнуть, при произнесении звука Э воздух выходит свободно, не встречая преграды.

Логопед произносит сначала изолированные звуки , затем слоги, слова и предложения. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук Э .

5. Произношение звука в словах .

Дети, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию. Что такое экскурсия?

Ответы детей. При затруднении – объяснение педагога.

Вы будете экскурсантами, а я - экскурсоводом. Как называются похожие слова? (Родственные слова.)

Образование относительных прилагательных.

Выходим на улицу. Какие дома вы увидели на улице? (Одноэтажные, двухэтажные, …многоэтажные) – Дополняйте предложения : В доме много… (этажей) . Мы поднялись на пятый (этаж) . Спустились с пятого (этажа) .

Дальше мы поедем на метро. Как называется лестница, которая спускает и поднимает людей в подземную станцию метро? (эскалатор) . Поезда, которые перевозят людей с одной станции до другой называются (электрички) . Почему так называются эти поезда? (Они питаются электричеством) . Какие еще виды транспорта питаются электричеством? (Трамвай, троллейбус) .Давайте подумаем и назовем слова, родственные со словом электричество (электричка, электровоз, электропоезд, электрик)

6. Выделение звука из стихотворения

Электричество в домах.

Свет горит на этажах.

Экономить надо свет.

Ты запомнил или нет?

Назовите слова со звуком Э . Как вы понимаете слово экономить?

Дальше мы пойдем в магазин, где продаются электробытовые приборы. Показываю картинки, дети называют : (утюг – электроприбор, и т. д.) Почему их называют электроприборами? Можно ли электроприборами пользоваться детям? Почему?

Продолжим экскурсию. Снова поедем на электричке или, по-другому, на электропоезде, только уже не под землей а на земле. Нас приветствует человек, который управляет электропоездом, как его называют? (Машинист) . Есть ли звук Э в слове машинист ? Имя его начинается со звука Э – Эдуард . Он спрашивает, куда мы поехали.

(Мы поехали на экскурсию) Электричка нас привезла за город, чтобы мы посмотрели, как работает вот такая огромная, сильная машина. (Экскаватор) . Что делает экскаватор? Как зовут человека, который управляет экскаватором? (Экскаваторщик) .

7. Дети нам пришла телеграмма с севера Чукотки . Посмотреть Север нас приглашают северные жители эскимосы. Повторите это слово. В подарок им отвезем эскимо, Что это? (Мороженное – вкусное, сладкое, холодное) . На север полетим в аэробусе. (Аэробус - это огромный самолет. На его борту бывает очень много пассажиров).

8. Физкультминутка.

На чем мы летели? Повторите. Есть ли в нем звук Э ? Где он стоит? А в слове электричка где стоит звук Э ? Аэробус отправляется с аэродрома. Сейчас поедем в аэропорт. Повторите слова со звуком Э (Аэробус, аэропорт, аэродром) . Какая часть у них общая? «Аэро» - значит воздух.

9. Эскимосы съели эскимо. Они за хотели узнать название самой большой птицы – ЭМУ. Давайте напишем это слово, используя звуковую схему . Эти птицы живут в Австралии. Могли бы они жить на севере? Почему?

10. Работа над предложением

Составьте предложение со словом Эму.

11. Знакомство с буквой Э .

2. Итог. Что нового узнали на занятии ? Вспомним новые слова со звуком Э .

Литература :

Пожиленко Е. А. волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 224 с. 1999г.

Подготовка к школе детей с ЗПР . Под ред. С. Г. Шевченко

Н. В. Нищева «Система коррекционной работы» . С-Петербург : 2005

Г. Ванюхина «Речецветик» . Екатеринбург 1993.

Волина В. В. «Учимся играя» . М : 1994.

Гомзяк О. С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» . «Говорим правильно» . М : 2007.

Публикации по теме:

Сегодня вашему вниманию я представлю игру на формирование навыков выполнения звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста. Игра.

Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Библиотека изображений: