Общие характеристики романтизма жанры герои. Основные черты романтизма в литературе

Романтизм - течение в искусстве и литературе западной Европы и России ХУШ-ХГХ веков, состо­ящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяю­щим. Возник как реакция на рационализм.

Представители: Зарубежная литература Русская литература
Дж. Г. Байрон; И. Гете И. Шиллер; Э. Гофман П. Шелли; Ш. Нодье В. А. Жуковский; К. Н. Батюшков К. Ф. Рылеев; А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь
Необычность характеров, исключительность обстоятельств
Трагический поединок личности и судьбы
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим - вот основные характеристики романтического героя
Отличительные черты Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яр­кому, возвышенному
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Литературные формы


Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII - начале XIX веков. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее внутреннему миру, который обычна показывается как мир идеальный и противопоставляется реальному миру - окружающей действительности, В России в романтизме различаются два основных течения: пассивный романтизм (элегический), представителем такого романтизма был В.А.Жуковский; прогрессивный романтизм, представителями его были в Англии Дж.Г.Байрон, во Франции В.Гюго, в Германии Ф.Шиллер, Г.Гейне. В России идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов К.Рылеева, А.Бестужева, А.Одоевского и др., в ранних поэмах А.С.Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы» и поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А.С.Пушкин. «Кав­казский пленник», «Цыганы»; М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»; М.Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

Романтизм (конец XVIII- первая половина XIXв.) - наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж.Байрон, В.Скотт, В.Гюго, П.Мериме). В России зародился на фоне национального подъёма после войны 1812г., ему присуща ярко выраженная социальная направленность, проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К.Ф.Рылеев, В.А.Жуковский). Герои - яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Отрицание художественных авторитетов. Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений; стремление к полной свободе творческого воображения.

Реализм: представители, отличительные черты, литературные формы

Реализм (от латинск. realis) - течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.

Литературные формы


Реализм - художественный метод и направление в литературе. Его основа - принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, чтобы дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохранить наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов внешнего мира и природы такими, какими они являются в самой действительности. Наибольшего развития реализм достиг в XIX в. в творчестве таких великих русских писателей-реалистов как А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и др.

Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, детерминировано внешними обстоятельствами, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт реалистической литературы - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А.С.Пушкин. «Борис Годунов», «Евгений Оне­гин»; Н.В.Гоголь. «Мертвые души»; романы И.С.Тургенева, JI.Н.Тол­стого, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького, рассказы И.А.Бунина, А.И.Куприна; П.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» и др.).

Реализм - утвердился в русской литературе в начале XIX в., продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Исследует жизнь, вникая в её противоречия. Основные принципы: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах; их социальная и историческая обусловленность; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к вечному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового); формирование характеров героев под влиянием среды (Стендаль, Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, М.Твен, Т.Манн, JI.H.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов).

Критический реализм - художественный метод и литературное направление, сло­жившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким анализом внутреннего мира человека. Представителями русского критического реализма являются А.С.Пушкин, И.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

Модернизм - общее название направлений в искусстве и литературе конца XIX - начала XX веков, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма. Модернисты - представители различных новых направлений, например А.Блок, В.Брюсов (символизм). В.Маяковский (футуризм).

Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально антииерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели-постмодернисты считают литературу прежде всего фактом языка, поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А.Битов, Caiuci Соколов, Д.А.Пригов, В.Пе­левин, Вен.Ерофеев и др.).

Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф.Сологуба, 3.Гиппиус, Л.Андреева, М.Арцыбашева и др.

Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Для символизма характерны условности и иносказания, выделение в слове иррациональной стороны - звучания, ритма. Само название «символизм» связано с поисками «символа», способного отразить отношение автора к миру. Символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально- исторических катаклизмов. Представителями символизма в России были А.А.Блок (его поэзия стала пророчеством, предвестием «неслыханных перемен»), В.Брюсов, В.Иванов, А.Белый.

Символизм (конец XIX - начало XX в.) - художественное выражение интуитивно постигаемых сущностей и идей посредством символа (от греч. «symbolon» - знак, опознавательная примета). Туманные намёки на неясный самим авторам смысл или желание определить словами сущность мироздания, космоса. Нередко стихотворения кажутся бессмысленными. Характерно стремление продемонстрировать обострённую чувствительность, непонятные обычному человеку переживания; много уровней смыслов; пессимистическое восприятие мира. Основы эстетики сложились в творчестве французских поэтов П.Верлена и А.Рембо. Русских символистов (В.Я.Брюсова, К. Д.Бальмонта, А.Белого) называли декадентами («упадочниками»).

Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых Тайных смыслов становится символ («старшие символисты»: В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, 3.Гиппиус, Ф.Сологуб; «младосимволисты»: А.Блок, А.Белый, В.Иванов).

Экспрессионизм - направление в литературе и искусстве I четверти XX, провоз­гласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Для экспрессионизма характерны броскость, гротескность художественного образа. Главными жанрами в литературе этого направления становятся лирическая поэзия и драма, причем, нередко произведение превращается в страстный монолог автора. В формах экспрессионизма воплотились различные идеологические тенденции - от мистики и пессимизма до острой социальной критики и революционных призывов.

Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л.Андреева, Е.Замятина, А.Пла­тонова и др.

Акмеизм - течение в русской поэзии 1910-хгодов, которое провозгласило освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова. Представителями являются С.Городецкий, М.Кузмин, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.

Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в поэзии акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н.Гумилев. С.Городец­кий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарвут).

Футуризм - авангардистское направление в европейском искусстве 10-20 годов XX века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики, в поэзии даже разрушал естественный язык. В России представителями футуризма являются В.Маяковский, В.Хлебников.

Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, И.Северянин и др.).

Авангардизм - движение в художественной культуре XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; резко критикуя традиционные направления, формы и стили, авангардизм часто приходит к принижению значения культурно-исторического наследия человечества, рождает нигилистическое отношение к «вечным» ценностям.

Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (да­даизм, сюрреализм, драму абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

Натурализм (последняя треть XIX в.) - стремление к внешне точному копированию действительности, «объективному» бесстрастному изображению человеческого характера, уподобляя художественное познание научному. Основывался на представлении об абсолютной зависимости судьбы, воли, духовного мира человека от социальной среды, быта, наследственности, физиологии. Для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Общественные и биологические причины при объяснении поведения людей ставятся на один уровень. Особое развитие получил во Франции (Г.Флобер, братья Гонкур, Э.Золя, который разработал теорию натурализма), в России также были популярны французские авторы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01

период в истории литературы конца 18 – первой половины 19 в., а также направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе и Америке в это время с едиными художественными идеями и литературным стилем, отличающимся определенным набором тем, образов и приемов. Для романтических произведений характерно отвержение рационалистичности и жестких литературных правил, свойственных классицизму, литературному направлению, от которого отталкивался романтизм. Романтизм противопоставляет строгим правилам классицизма свободу писателя-творца. Индивидуальность автора, его своеобразный внутренний мир – высшие ценности для романтиков. Для мировосприятия романтиков характерно так называемое двоемирие – противопоставление идеала бессмысленной, скучной или пошлой действительности. Идеальным началом в романтизме может быть или создание воображения, мечта художника, или далекое прошлое, или образ жизни народов и людей «естественных», свободных от цепей цивилизации, или потусторонний мир. Меланхолия, грусть, неизбывная скорбь, отчаяние – настроения, отличающие романтическую литературу.

Слово «романтический» существовало в европейских языках задолго до эпохи романтизма. Оно означало, во-первых, принадлежность к жанру романа, а во-вторых, принадлежность к сложившимся в Средние века литературам на романских языках – итальянской, французской, испанской. В-третьих, романтическим называли особенно выразительное и волнующее (возвышенное и живописное) в жизни и литературе. Слово «романтический» как характеристика средневековой поэзии, во многом непохожей на античную, распространяется после выхода в Англии трактата Т. Уортона «О происхождении романтической поэзии в Европе» (1774). Определением новой эпохи в европейской литературе и нового идеала красоты слово «романтический» стало в эстетических трактатах и литературно-критических статьях конца 1790-х гг. немецких литераторов и мыслителей, принадлежащих к т. н. «иенской школе» (по названию города Иена). Произведения братьев Ф. и А. Шлегелей, Новалиса (поэтический цикл «Гимны к ночи», 1800; роман «Генрих фон Офтердинген», 1802), Л. Тика (комедия «Кот в сапогах», 1797; роман «Странствования Франца Штернбальда», 1798) выразили такие черты романтизма, как ориентация на народную поэзию и средневековую литературу, установка на связь литературы с философией и религией. Им принадлежит понятие «романтическая ирония», означающее иронию, вызванную несоответствием между возвышенным идеалом и действительностью: романтическая ирония внешне направлена на отвлеченный идеал, но по существу ее предмет – обыденная, тусклая или порочная действительность. В творчестве поздних романтиков: прозаика Э. Т. А. Гофмана (цикл фантастических новелл и сказок «Серапионовы братья», 1819–21; роман «Житейские воззрения кота Мура…», 1819–21, не закончен), поэта и прозаика Г. Гейне (поэтическая «Книга песен», 1827; поэма «Германия, зимняя сказка», 1844; прозаические «Путевые картины», 1829–30) – преобладает мотив разрыва между мечтой и обыденной действительностью, обильно используются гротескные приемы, в т. ч. в сатирических целях.

В английской литературе романтизм выразился прежде всего в сочинениях поэтов т. н. «озерной школы» У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути, в поэзии П. Б. Шелли и Дж. Китса. Подобно немецкому, английский романтизм культивирует национальную старину, но он менее философичен и религиозен. В Европе наиболее известным из английских романтиков был Дж. Г. Байрон, создавший образцы жанра романтической поэмы («Гяур», 1813, «Абидосская невеста», 1813; «Лара», 1814). Особым успехом пользовалась поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812–21). Байрон создал возвышенные образы героев-индивидуалистов, бросающих вызов миру, в его поэзии сильны богоборческие мотивы и критика современной цивилизации. В прозе английский романтик В. Скотт создал жанр исторического романа, а Ч. Р. Метьюрин – авантюрно-фантастический роман «Мельмот Скиталец» (1820). Термин «романтизм» как обозначение нового литературного периода начинает употребляться в Англии довольно поздно, в 1840-е гг.

Французский романтизм ярко проявился в жанре романа, посвященного эгоизму и «болезни века» – разочарованию: «Адольф» (1815) Б. Констана, романы Стендаля, «Исповедь сына века» (1836) А. де Мюссе. Французские романтики обращаются к экзотическому материалу жизни социального дна, как, напр., ранний О. де Бальзак, как Ж. Жанен в романе «Мертвый осел и гильотинированная женщина» (1829). Проза Бальзака, В. Гюго, Ж. Жанена, посвященная изображению сильных страстей, полная ярких контрастов и эффектных образов, получила наименование «неистовой словесности». Во французской драматургии романтизм утверждается в ожесточенной борьбе с классицизмом (драмы В. Гюго).

В литературе США романтизм представлен прозой: романы из истории Северной Америки Дж. Ф. Купера, повести и рассказы В. Ирвинга, фантастические и детективные новеллы Э. А. По.

В России первыми романтическими произведениями стали лирические стихотворения и баллады В. А. Жуковского, навеянные западноевропейским романтизмом. Воздействие Дж. Г. Байрона заметно в творчестве А. С. Пушкина, особенно в произведениях первой пол. 1820-х гг. (русский вариант байронической романтической поэмы). Романтические черты свойственны лирике и поэмам Е. А. Баратынского и др. поэтов. В прозе русского романтизма доминируют т. н. светские, фантастические, философские и исторические повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь и др.). Романтические мотивы одиночества представлены в творчестве М. Ю. Лермонтова. Романтическая символика диссонанса, разлада между человеком и миром природы, бытие как неустойчивое сочетание двух начал: гармонии и хаоса – мотивы поэзии Ф. И. Тютчева.

Термин «романтизм» употребляется также для обозначения художественного метода, к которому причисляются произведения, созданные после завершения романтизма как литературного периода. Так, исследователи относят к романтизму многие произведения литературы 20 в., напр., прозу А. Грина и К. Г. Паустовского. Как вариант романтизма иногда рассматривается такое литературное течение, как символизм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Проблема романтизма принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии. Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном в художественном развитии человечества, что без него были бы невозможны достижения реализма.

Русский романтизм при своем возникновении был связан, разумеется, с общеевропейским литературным движением. Вместё с тем он был внутренне обусловлен объективным процессом развития русской культуры, в нем нашли развитие те тенденции, которые были заложены в русской литературе предшествующего периода. Русский романтизм был порожден надвигающимся социально-историческим переломом в развитии России, он отражал переходность, неустойчивость существовавшего общественно-политического уклада. Разрыв между идеалом и действительностью вызвал отрицательное отношение передовых людей в России (и прежде всего декабристов) к жестокой, несправедливой и безнравственной жизни господствующих классов. Еще недавно с идеями Просвещения связывались самые смелые надежды на возможность создания общественных отношений, основанных на началах разума и справедливости.

Скоро выяснилось, что надежды эти не оправдались. Глубокое разочарование в просветительских идеалах, решительное неприятие буржуазной действительности, а вместе с тем непонимание сути антагонистических противоречий, существующих в жизни, приводили к ощущениям безысходности, пессимизма, неверия в разум.

Романтики утверждали , что высшей ценностью является человеческая личность, в душе которой заключен прекрасный и, таинственный мир; только здесь можно найти неисчерпаемые источники подлинной красоты и высоких чувств. За всем этим просматривается (пусть не всегда явственно) новое понятие о личности, которая не может и не должна более подчинять себя власти сословно-феодальной морали. В своем художественном творчестве романтики стремились в большинстве случаев не к отражению реальной действительности (которая представлялась им низкой, антиэстетической), не к уяснению объективной логики развития жизни (они вовсе не были уверены, что такая логика существует). В основе их художественной системы оказывался не объект, а субъект: личностное, субъективное начало приобретает у романтиков решающее значение.

Романтизм строится на утверждении неизбежного конфликта, полной несовместимости всего подлинно духовного, человеческого с существующим укладом жизни (будь это феодальный или буржуазный уклад). Если жизнь основывается только на материальном расчете, то, естественно, ей чуждо все высокое, моральное, гуманное. Следовательно, идеал находится где-то за пределами этой жизни, за пределами феодальных или буржуазных отношений. Действительность как бы распадалась на два мира: пошлое, обыденное здесь и чудесное, романтическое там. Отсюда обращение к необычным, исключительным, условным, порою даже фантастическим образам и картинам, стремление ко всему экзотическому - всему тому, что противостоит повседневной, будничной действительности, житейской прозе.

На этом же принципе строится романтическая концепция человеческого характера. Герой противопоставлен среде, возвышается над нею. Русский романтизм не был однородным . Обычно отмечается наличие в нем двух основных течений. Принятые в современной пауке термины психологический и гражданский романтизм выделают идейно-художественную специфику каждого течения. 15 одном случае романтики, ощущая растущую неустойчивость общественной жизни, которая не удовлетворяла их идеальным представлениям, уходили в мир мечты, в мир чувств, переживании, психологии. Признание самоценности человеческой личности, пристальный интерес к внутренней жизни человека, стремление раскрыть богатство его душевных переживаний - это были сильные стороны психологического романтизма, наиболее видным представителем которого был В.

А. Жуковский. Он и его сторонники выдвигали идею внутренней свободы личности, ее независимости от общественной среды, от мира вообще, где человек не может быть счастлив. Не добившись свободы в общественно-политическом плане, тем более упорно настаивали романтики на утверждении духовной свободы человека.

С этим течением генетически связано появление в 30-е годы XIX в. особого этапа в истории русского романтизма, который чаще всего называется философским.

Вместо высоких жанров, культивировавшихся в классицизме (ода), возникают иные жанровые формы. В области лирической поэзии у романтиков ведущим жанром становится элегия, передающая настроения грусти, скорби, разочарования, меланхолии. Пушкин, сделав Ленского («Евгений Онегин») поэтом-романтиком, в тонкой пародии перечислил основные мотивы элегической лирики:

  • Он пел разлуку и печаль,
  • И нечто, и туманную даль,
  • И романтические розы;
  • Он пел те дальние страны,

Представители другого течения в русском романтизме призывали к прямой борьбе с современным обществом, прославляя гражданскую доблесть борцов.

Создавая стихи высокого общественного и патриотического звучания, они (а это были прежде всего поэты-декабристы) использовали и определенные традиции классицизма, в особенности те жанровые и стилистические формы, которые придавали их стихам характер приподнятой ораторской речи. Они видели в литературе прежде всего средство пропаганды и борьбы. В каких бы формах ни протекала полемика между двумя главными течениями русского романтизма, все же существовали и общие черты романтического искусства, которые их объединяли: противопоставление высокого идеального героя миру зла и бездуховности, протест против сковывающих человека устоев самодержавно-крепостнической действительности.

Особо необходимо отметить настойчивое стремление романтиков к созданию самобытной национальной культуры. В прямой связи с этим находится их интерес к отечественной истории, устному народнопоэтическому творчеству, использованию многих фольклорных жанров и т.

д. Русских романтиков объединяло также представление о необходимости прямой связи жизни автора и его поэзии. В самой жизни поэт должен вести себя поэтически, в соответствии с теми высокими идеалами, которые провозглашаются в его стихах. К. Н. Батюшков так выразил это требование: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь» («Нечто о поэте и поэзии», 1815). Тем самым утверждалась прямая связь литературного творчества с жизнью поэта, самой его личностью, что сообщало стихам особую силу эмоционального и эстетического воздействия.

В дальнейшем Пушкину удалось уже на более высоком уровне объединить лучшие традиции и художественные завоевания как психологического, так и гражданского романтизма. Именно поэтому творчество Пушкина является вершиной русского роман тизма 20-х годов XIX в. Пушкин, а затем Лермонтов и Гоголь не могли пройти мимо достижений романтизма, его опыта и открытий.

Зародился еще в конце XVIII столетия, однако наибольшего расцвета достиг в 1830-х годах. С начала 1850-х годов период начинает идти на спад, однако нити его тянутся сквозь весь XIX век, давая основу таким направлениям, как символизм, декаданс и неоромантизм.

Возникновение романтизма

Родиной направления считается Европа, в частности Англия и Франция, откуда и пошло название данного художественного направления - «romantisme». Объясняется это тем, что романтизм 19 века возник как следствие Великой французской революции.

Революция разрушила всю существовавшую ранее иерархию, перемешала общество и социальные слои. Человек стал ощущать одиночество и начал искать утешения в азартных играх и прочих развлечениях. На фоне этого и возникла идея о том, что вся жизнь представляет собой игру, в которой есть и победители, и проигравшие. Главным героем каждого романтического произведения становится человек, играющий с роком, с судьбой.

Что такое романтизм

Романтизм - это все то, что существует только в книгах: непонятные, невероятные и фантастические явления, в то же время сопряженные с утверждением личности через ее духовную и творческую жизнь. Главным образом события разворачиваются на фоне выраженных страстей, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом.

Писатели эпохи романтизма делают упор на то, что главная ценность в жизни - личность человека. Каждая личность - это отдельный мир, полный удивительной красоты. Именно оттуда черпается все вдохновение и возвышенные чувства, а также появляется склонность к идеализации.

По утверждению писателей-романистов, идеал - понятие эфемерное, но тем не менее имеющее право на существование. Идеал находится за пределами всего обыденного, поэтому главный герой, и его идеи напрямую противопоставлены житейским отношениям и материальным вещам.

Отличительные черты

Особенности романтизма как заключаются в основных идеях и конфликтах.

Главная идея практически каждого произведения - постоянное передвижение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает смятение души, его непрерывно текущие размышления и одновременно - изменения в окружающем его мире.

Как и многие художественные направления, романтизм имеет собственные конфликты. Здесь вся концепция строится на сложных взаимоотношениях главного героя с окружающим миром. Он весьма эгоцентричен и в то же время бунтует против низменных, пошлых, материальных предметов действительности, что так или иначе проявляется в поступках, мыслях и идеях персонажа. Наиболее ярко выражены в этом плане следующие литературные примеры романтизма: Чайльд-Гарольд - главный герой из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона и Печорин - из «Героя нашего времени» Лермонтова.

Если же обобщить все вышесказанное, то выходит, что основа любого подобного произведения - разрыв между реальностью и идеализированным миром, имеющий весьма острые грани.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

  1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.
  2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.
  3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Европа: примеры произведений

Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:

Трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

Романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

Роман «Адольф» Бенжамена Констана;

Роман «Исповедь сына века» Мюссе;

Роман «Сен-Мар» Виньи;

Манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

Драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

Романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

Манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

Поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

- «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

Собрание сочинений Бальзака;

Роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

Сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;

Сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным влиянием западноевропейской литературы. Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты, которые отслеживались еще в предыдущих периодах.

Данное художественное явление в России в полной мере отражало всю неприязнь передовиков и революционеров к господствующей буржуазии, в частности, к ее образу жизни - разнузданному, безнравственному и жестокому. Русский романтизм 19 века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны.

В литературе того времени выделяется два направления: психологическое и гражданское. Первое было основано на описании и анализе чувств и переживаний, второе же - на пропаганде борьбы с современным обществом. Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

Россия: примеры произведений

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:

Повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

Сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

- «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

- «Герой нашего времени» Лермонтова.

Романтизм в американской литературе

В Америке направление получило чуть более позднее развитие: начальный этап его датируется 1820-1830 годами, последующий - 1840-1860 годами XIX века. На оба этапа исключительное влияние оказали гражданские волнения как во Франции (что послужило толчком к созданию США), так непосредственно и в самой Америке (война за независимость от Англии и война между Севером и Югом).

Художественные направления в американском романтизме представлены двумя видами: аболиционистским, ратовавшим за освобождение от рабства, и восточным, идеализировавшим плантаторство.

Американская литература указанного периода зиждется на переосмыслении знаний и жанров, захваченных из Европы и перемешанных со своеобразным укладом и темпом жизни на пока еще новом и мало изведанном материке. Американские произведения богато сдобрены национальными интонациями, чувством независимости и борьбы за свободу.

Американский романтизм. Примеры произведений

Цикл «Альгамбра», рассказы «Жених-призрак», «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга;

Роман «Последний из могикан» Фенимора Купера;

Стихотворение «Ворон», рассказы «Лигейя», «Золотой жук», «Падение дома Ашеров» и другие Э. Алана По;

Романы «Алая буква» и «Дом о семи фронтонах» Гортона;

Романы «Тайпи» и «Моби Дик» Мелвилла;

Роман «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу;

Поэтически переложенные легенды «Эвангелина», «Песнь о Гайавате», «Сватовство Майлза Стендиша» Лонгфелло;

Сборник «Листья травы» Уитмена;

Сочинение "Женщина в девятнадцатом столетии" Маргарет Фуллер.

Романтизм как литературное направление оказал достаточно сильное влияние на музыкальное, театральное искусство и живопись - достаточно вспомнить многочисленные постановки и картины тех времен. Произошло это главным образом из-за таких качеств направления, как высокая эстетичность и эмоциональность, героизм и пафосность, рыцарство, идеализация и гуманизм. Несмотря на то что век романтизма был достаточно недолгим, это нисколько не повлияло на популярность книг, написанных в XIX веке, в последующие десятилетия - произведения литературного искусства того периода любимы и почитаемы публикой и по сей день.

Романтизм – одно из самых значительных литературных направлений 19 века.

Романтизм не просто литературное направление, но и определённое мировоззрение, система взглядов на мир. Формировался он в противостоянии с идеологией Просвещения, которая царила в течение всего 18 века, в отталкивании от неё.

Все исследователи сходятся на том, что важнейшим событием, сыгравшем роль при возникновении Романтизма была Великая французская революция, которая началась в 14 июля 1789 году, когда разгневанный народ взял штурмом главную королевскую тюрьму Бастилию, в результате которой Франция стала сначала конституционной монархией, а потом республикой. Революция стала важнейшим этапом формирования современной республиканской, демократической Европы. В последующем она стала символом борьбы за свободу, равноправие, справедливость, улучшение жизни народа.

Однако отношение к Революции было далеко не однозначно. Многие мыслящие и творческие люди скоро в ней разочаровались, поскольку её результатами были революционный террор, гражданская война, войны революционной Франции почти со всей Европой. А общество, возникшее во Франции после Революции, было очень далеко от идеала: народ жил по-прежнему в нищете. И поскольку Революция была прямым результатом философских и социально-политических идей Просвещения, то разочарование коснулось и самого Просвещения. Вот из этого сложного сочетания очарования и разочарования в Революции и Просвещении родился Романтизм. Романтики сохранили веру в главные идеалы Просвещения и Революции – свободу, равноправие, социальную справедливость и т.д.

Но они разочаровались в возможности их реального воплощения. Возникло острое ощущение разрыва между идеалом и жизнью. Поэтому для романтиков характерны две противоположные тенденции: 1. безоглядный, наивный энтузиазм, оптимистическая вера в победу возвышенных идеалов; 2. абсолютное, мрачное разочарование во всём, в жизни в целом. Это две стороны одной медали: абсолютное разочарование в жизни есть результат абсолютной веры в идеалы.

Ещё один важный момент касательно отношения романтиков к Просвещению: сама по себе идеология Просвещения в начале 19 века стала восприниматься как устаревшая, надоевшая, не оправдавшая надежд. Ведь развитие идёт по принципу отталкивания от предыдущего. Перед Романтизмом было Просвещение, и Романтизм оттолкнулся от него.

Итак, в чём конкретно сказалось отталкивание Романтизма от Просвещения?

В 18 веке, в эпоху Просвещения царил культ Разума - рационализм – представление о том, что разум – это главное качество человека, с помощью разума, логики, науки человек способен правильно понять, познать мир и самого себя, и изменить и то, и другое в лучшую сторону.

1. Важнейшей чертой романтизма стал иррационализм (антирационализм) - представление о том, что жизнь гораздо сложнее, чем это представляется человеческому разуму, жизнь не поддаётся разумному, логическому объяснению. Она непредсказуема, непонятна, противоречива, короче иррациональна. И самая иррациональная, таинственная часть жизни - это человеческая душа. Человеком очень часто управляет не светлый разум, а тёмные, бесконтрольные, иногда разрушительные страсти. В душе могут нелогично сосуществовать самые противоположные стремления, чувства, мысли. Романтики обратили серьёзное внимание и стали описывать странные, иррациональные состояния человеческого сознания: сумасшествие, сон, одержимость какой-то страстью, состояние аффекта, болезни и т.д. Для романтизма характерна насмешка над наукой, учёными, логикой.

2. Романтики, вслед за сентименталистами, выдвинули на первый план чувства, эмоции , не поддающиеся логике. Эмоциональность – важнейшее с точки зрения Романтизма качество человека. Романтик – это тот, кто поступает вопреки разуму, мелочному расчёту, романтика ведут эмоции.

3. Большинство просветителей были материалистами, многие романтики (но не все) были идеалистами и мистиками . Идеалисты – это те, кто верит, что кроме материального мира есть некий идеальный, духовный мир, который состоит из идей, мыслей и который гораздо важнее, первостепеннее мира материального. Мистики – это не просто те, кто верит в существование иного мира – мистического, потустороннего, сверхъестественного и т.д., это те, кто верит в то, что представители иного мира способны проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы. В романтических произведениях очень часто присутствуют намёки на мистическое объяснение происходящих странных событий.

(Иногда понятия "мистический" и "иррациональный" отождествляются, используются как синонимы, что не совсем правильно. Часто они действительно совпадают, особенно у романтиков, но всё-таки вообще эти понятия обозначают разные вещи. Всё мистическое как правило иррационально, но не всё иррациональное мистично).

4. Многим романтикам присущ мистический фатализм - вера в Судьбу, Предопределение. Жизнью человека управляют некие мистические (в основном тёмные) силы. Поэтому в некоторых романтических произведениях множество таинственных предсказаний, странных намёков, которые всегда сбываются. Герои иногда совершают поступки как бы не сами, а кто-то их подталкивает, как будто в них вселяется некая посторонняя сила, которая ведёт их к осуществлению Судьбы. Ощущением неизбежности Судьбы проникнуты многие произведения романтиков.

5. Двоемирие - важнейшая особенность романтизма, порождённая горьким ощущением разрыва между идеалом и реальностью.

Романтики делили мир на две части: мир реальный и мир идеальный.

Мир реальный – мир обычный, повседневный, неинтересный, крайне несовершенный, мир в котором удобно себя чувствуют обыватели, мещане. Мещане - это люди, не имеющие глубоких духовных интересов, их идеал - материальное благополучие, их собственный личный комфорт и покой.

Характернейшая особенность типичного романтика - неприязнь к мещанам, к обычным людям, к большинству, к толпе, презрение к реальной жизни, оторванность от неё, невписанность в неё.

И второй мир - мир романтического идеала, романтической мечты, где всё прекрасно, ярко, где всё так, как мечтает романтик, этого мира нет в реальности, но он должен быть. Романтическое бегство - это бегство из реальности в мир идеала, в природу, искусство, в свой внутренний мир. Сумасшествие и самоубийство – это тоже варианты романтического бегства. У большей части самоубийц в характере есть значительный элемент романтизма.

7. Романтики не любят всё обыкновенное и стремятся ко всему необычному , нетипичному, оригинальному, исключительному, экзотическому. Романтический герой всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя. Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.

Основной романтический конфликт - противостояние одинокого романтического героя и обычных людей.

Любовь к необычному касается и выбора сюжетных событий для произведения - они всегда исключительны, необыкновенны. Также романтики любят экзотическую обстановку: далёкие жаркие страны, море, горы, иногда сказочные придуманные страны. По этой же причине романтики интересуются далёким историческим прошлым, особенно средневековьем, которое очень не любили просветители как самое непросвещённое, неразумное время. Но романтики считали, что средневековье – это время зарождения романтизма, романтической любви и романтической поэзии, первые романтические герои – это рыцари, служащие своим прекрасным дамам и сочиняющие стихи.

В романтизме (особенно поэзии) очень распространён мотив полёта, отрыва от обычной жизни и стремление к чему-то необыкновенному и прекрасному.

8. Основные романтические ценности.

Главной ценностью для романтиков является Любовь . Любовь - это высшее проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Любовь связывает человека с мирами иными, в любви открываются все самые глубокие, самые важные тайны бытия. Для романтиков характерно представление о влюблённых как о двух половинках, о неслучайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно этой женщине. Также представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда. Представление о необходимости хранить верность даже после смерти возлюбленной. При этом идеальное воплощение романтической любви дал Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта».

Вторая романтическая ценность – Искусство . Оно содержит высшую Истину и высшую Красоту, которые художнику (в широком смысле слова) спускаются в момент вдохновения из иных миров. Художник – идеальная романтическая личность, наделённая высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище. Высший вид искусства - Музыка, она наименее материальна, наиболее неопределённа, свободна и иррациональна, музыка обращена непосредственно к сердцу, к чувствам. Образ Музыканта в романтизме очень часто встречается.

Третья важнейшая ценность романтизма - Природа и её красота. Романтики стремились природу одухотворить, наделить её живой душой, особой таинственной мистической жизнью.

Тайна природы откроется не через холодный разум учёного, а только через ощущение её красоты и души.

Четвёртая романтическая ценность – Свобода , внутренняя духовная, творческая свобода прежде всего, свободный полёт души. Но и социально-политическая свобода тоже. Свобода – романтическая ценность, поскольку она возможна лишь в идеале, но не в реальности.

Художественные особенности романтизма.

1. Основной художественный принцип романтизма – принцип пересоздания и преображения реальности. Романтики показывают жизнь не такой, какой её можно увидеть, они открывают скрытую её мистическую, духовную сущность, как они её понимают. Правда окружающей нас реальной жизни для любого романтика – это скучно и неинтересно.

Поэтому очень охотно романтики используют самые разные способы преображения реальности:

  1. прямая фантастика , сказочность,
  2. гипербола - разного вида преувеличения, преувеличение качеств персонажей;
  3. сюжетное неправдоподобие – небывалое обилие в сюжете приключений - необычных, неожиданных событий, всевозможных совпадений, случайностей, катастроф, спасений и т.д.

2. Таинственность - широкое использование тайны как художественного приёма: специальное нагнетение таинственности. Романтики добиваются эффекта тайны тем, что скрывают какую-то часть фактов, событий, описывают события пунктирно, частично – так, чтобы стал очевидным намёк на вмешательство в реальную жизнь мистических сил.

3. Для романтизма характерен особый романтический стиль. Его черты:

  1. эмоциональность (много слов, выражающих эмоции и эмоционально окрашенных);
  2. стилистическая украшенность - много стилистических украшений, изобразительно-выразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
  3. многословие, неконкретность - много слов с абстрактным значением.

Хронологические рамки развития романтизма .

Романтизм возник в во второй половине 90-х годов ХVIII века в Германии и Англии, затем во Франции. Господствующим литературным направлением в Европе романтизм стал примерно с 1814 г., когда начали выходить одно за другим произведения Гофмана, Байрона, Вальтер Скотта, и был таковым примерно до второй половины 1830-х годов, когда сдал позиции реализму. Романтизм ушёл на второй план, но не исчез – особенно во Франции, он существовал в течение почти всего XIX века, например, почти большая часть романов Виктора Гюго - лучшего прозаика среди романтиков, были написаны в 1860-е годы, а последний его роман опубликован в 1874 году. В поэзии романтизм преобладал в течение всего ХIХ века, во всех странах.