Обряды католической церкви. Католицизм после разделения церквей Крысиные тропы нацистов

Основу церковного культа составляют таинства - видимые знаки невидимой благодати Божией. Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия. Их символика помогает верующим осознать любовь Бога к людям. Участвуя в этих действиях, человек, согласно учению Церкви, получает благодатную помощь свыше.
Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние, елеосвящение (или елеопомазание больных), священство и брак. Понимание смысла этих таинств в Католической Церкви сходно с православным. Есть лишь частные отличия в толковании отдельных их сторон. Различаются также исторически сложившиеся внешние формы осуществления таинств и некоторые церковно-правовые предписания, связанные с ними.
Согласно вере Церкви, таинство совершается ни кем иным, как Богом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству земного служителя - епископа или священника.
Крещение. Согласно учению Церкви, при крещении человек приобщается к освящающей благодати Божией, от которой весь человеческий род отпал в грехопадении, и очищается от первородного греха, а если крещение принимается в сознательном возрасте, то от всех своих прежних грехов. Крещение возрождает человека и вводит его в Церковь - в семью детей Божиих. Существуют некоторые отличия между крещением в Православной и Католической Церквах. Если в православии практикуется троекратное погружение крещаемого в воду (в особых случаях оно заменяется возлиянием воды), то у католиков латинского обряда крещение совершается посредством троекратного возлияния воды на голову крещаемого.
Католическая Церковь, как и Православная, предписывает верующим крестить детей вскоре после рождения. Крещение, таким образом, происходит по вере родителей, на которых ложится ответственность за дальнейшее христианское воспитание ребёнка. Поэтому в тех случаях, когда родители недостаточно готовы к этому, католический священник может отложить крещение, если жизни младенца ничто не угрожает. Взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к таинству, т. е. пройти катехизацию.
Её сроки неодинаковы в разных поместных Церквах (в России - один год), а в некоторых случаях устанавливаются индивидуально. За время катехизации кандидату (именуемому катехумвном, или оглашаемым) надлежит изучить основы веры и убедиться в серьёзности своего намерения войти в Церковь. Существуют особый обряд вступления в число катехуменов Церкви, ритуалы испытаний - скрутиний, когда кандидат перед священником и общиной подтверждает свою готовность стать христианином. Перед крещением он публично отрекается от сатаны и зла и заявляет о своём намерении исповедовать христианскую веру. Обычно крещение совершает священник, но в случае необходимости это может сделать и любой верующий.
Миропомазание, или конфирмация. Слово конфирмация в переводе с латинского языка означает «утверждение», «укрепление», так как, согласно учению Церкви, через это таинство христианин укрепляется силой Святого Духа, обретая Его благодатные дары и тем самым ещё теснее соединяясь с Церковью. Внешним знаком конфирмации является помазание святым миром, знаменующим печать дара Святого Духа. В отличие от Православной и восточных католических Церквей, в которых миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), в Латинской Церкви конфирмацию обычно откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно (в России - не раньше 15 лет). Конфирмация, как и крещение, совершается только однажды и не может быть повторена.
Евхаристия. Таинство евхаристии (греч. «благодарность»), или причащения, было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере и заповеданное Им Церкви. Суть его заключается в воспоминании крестной жертвы Иисуса, в приобщении верующих всей полноте Его Божества и Человечества через вкушение Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Евхаристия считается в Католической Церкви средоточием церковной жизни, постоянным источником освящения верующих. Евхаристическое богослужение - месса - совершается в Церкви постоянно (в большинстве приходов ежедневно). Тело Христово всегда присутствует на алтаре каждого храма в дарохранительнице. Все другие таинства католики стараются по возможности соединять с евхаристическим богослужением.
В отличие от Православной Церкви, использующей для евхаристии квасной хлеб (т. е. выпеченный из заквашенного теста), Латинская использует пресный хлеб. В Средние века это вызывало серьёзные споры, доходившие до взаимных обвинений в ереси, хотя древняя Церковь признавала оба вида хлеба.
В Православной Церкви детей начинают причащать с младенческого возраста, сразу после крещения, а в латинском обряде ребёнок принимает причастие, когда имеет некоторое представление об основах веры и понимает различие между обычным хлебом и Телом Христовым (как правило, с семи лет или даже позже). Но это лишь проявление разнообразия традиций, а не принципиальное противоречие. В восточных обрядах Католической Церкви практикуется и причащение младенцев.
В латинском обряде первое причастие - настоящий праздник для каждого ребёнка и всей его семьи. Обычно в приходах первое причастие детей происходит в определённый день года и в торжественной обстановке. Существенным отличием евхаристических богослужений латинского обряда на протяжении многих веков являлось причащение мирян только Телом Христовым, т. е. хлебом. Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) причащалось лишь духовенство. Подобный порядок сохраняется в значительной части приходов до сих пор. Этот обычай, утвердившийся в Католической Церкви в эпоху позднего Средневековья, в последнее время пересматривается. Постепенно возвращаются к древней практике причащения. Церковь, не считая возможным поспешно нарушать традиции, оставляет это на усмотрение местных церковных властей.
Причащение мирян Телом и Кровью Христовыми практикуется сейчас во многих приходах, особенно на мессах в малых общинах.Считая евхаристию центром духовной жизни христианина, Католическая Церковь побуждает верующих к частому (и даже ежедневному) причащению. Она не предписывает каких-либо жёстких правил подготовки к нему. В прежние времена католики, подобно православным, соблюдали евхаристический пост - воздержание от пищи и питья перед причащением с полуночи. В середине XX столетия Католическая Церковь, принимая во внимание изменившиеся ритм и условия жизни людей, постепенно свела евхаристический пост до одного часа перед причащением. Было также введено в обиход служение вечерних месс, что позволяет верующим участвовать в евхаристии в будни после работы. Это особенно важно в те церковные праздники, которые приходятся на рабочие дни.
Покаяние. Согласно католическому учению, в таинстве покаяния верующий по милосердию Божию получает отпущение грехов, а также примиряется и воссоединяется с Церковью, от которой отдаляет христианина каждый совершённый им тяжкий грех. Властью, полученной от Самого Христа, священник отпускает грехи тому, кто искренне кается в них. Таким образом верующий получает даруемое Богом прощение, избавляется от вечного наказания за тяжкие грехи и приобретает благодать для борьбы с искушениями. Для Католической Церкви исповедь - не автоматически действующее средство очищения от грехов. Иногда ошибочно полагают, что достаточно рассказать священнику о своём грехе, и Бог сразу же простит его.
Таинство покаяния, согласно католическому учению, действенно лишь когда верующий искренне сожалеет о своих проступках и твёрдо намеревается впредь избегать всякого добровольного греха. Другим важным условием является так называемое удовлетворение за грехи Богу и ближнему. Это посильное возмещение ущерба, причинённого другим людям, а также исполнение наложенного священником условного наказания - епитимий (как правило, молитвы или дела милосердия). Грешник исповедуется перед Самим Богом, Тем Единственным, от Кого он может получить прощение; священник же - только свидетель исповеди.
Традиционное устройство исповедальни, когда кающийся отделён от священника перегородкой, помогает ему ощутить, что обращается он не к человеку, а к Богу. Однако исповедь перед священником даёт верующему возможность получить у него духовный совет, помогающий будущему совершенствованию христианина. Поэтому в последнее время во многих храмах оборудуют специальные комнаты для исповеди, и кающийся сам выбирает, как ему исповедоваться: стоя на коленях за перегородкой или сидя напротив священника. В наглухо закрытом от внешнего мира и надёжно отгороженном от священника средневековом конфессионале грешник вполне мог рассчитывать остаться неузнанным.
Но в любом случае важнейшей обязанностью католического священника является сохранение тайны исповеди, нарушать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. За нарушение священником тайны исповеди церковное право предписывает отлучение от Церкви. С таинством покаяния теснейшим образом связана практика предоставления индульгенций, учение о которых - специфическая особенность католического богословия. Оно всегда вызывало много споров и кривотолков и хотя бы поэтому нуждается в пояснении. Согласно католическому вероучению, отпущение грехов означает снятие вины за них, дающее раскаявшемуся возможность воссоединиться с Церковью и избежать вечного осуждения после смерти (если речь идёт о тяжких грехах).
Однако само по себе отпущение грехов не снимает временной кары за них: наказание грешник может понести как при жизни, например, в виде болезней, лишений, других страданий, так и после смерти, т. е. в чистилище. В Средние века католическими богословами было сформулировано учение о том, что подобная кара может предотвращаться благодаря заслугам святых и Самого Христа. Считается, что Церковь накапливает и хранит эти заслуги, поэтому может снять и временное наказание. Именно это действие стало называться индульгенцией (лат. «прощение»). Индульгенции предоставлялись на исповеди, причащении, а также если раскаявшийся исполнял некоторые конкретные требования (молился, совершал паломничество, благотворительность и т. п.).
Хотя католические богословы неоднократно подчёркивали, что действие индульгенции не механистично, а полностью зависит от внутреннего расположения того, кто её получает, в средневековой Европе постепенно сложилось «магическое» отношение к индульгенциям. Со временем их стали заверять специальными сертификатами, которые часто выдавались корыстолюбивыми священнослужителями за плату. Это способствовало развитию антицерковных настроений в XV- XVI вв. и явилось одним из побудительных мотивов Реформации.
Очевидное извращение учения об индульгенциях и злоупотребления, связанные с их предоставлением, вынудили и саму Католическую Церковь пересмотреть существующую практику: в 1 547 г. папа Павел III категорически запретил продажу индульгенций как противоречащую нормам церковного права.
В наши дни практика предоставления индульгенций сильно отличается от средневековой. Индульгенции не раздаются отдельным людям и не предполагают тех или иных послушаний, а объявляются папой в особые дни, приуроченные к церковным праздникам. Эти послушания может получить каждый католик, выполнивший указанные условия (как правило, к исповеди и причащению добавляются определённые молитвы). Сегодня верующим предоставлено больше возможностей самим решать, какие добрые дела следует избрать, чтобы получить индульгенцию.
Елеосвящение. Через елеосвящение (или елеопомазание) Церковь препоручает Господу больных для облегчения их страданий, исцеления тела и спасения души. Елеосвящение совершается для того, чтобы больной получил благодать, которая по воле Божией либо способствует его выздоровлению, либо освящает его переход в иную жизнь. Внешним знаком этого таинства является, как и в православии, помазание больного освящённым елеем (оливковым маслом). Бытует ошибочное мнение, что Католическая Церковь разрешает принимать елеосвящение только один раз в жизни. Елеосвящение - таинство повторяющееся, хотя рекомендуется осуществлять его не более одного раза за время болезни (или одной стадии болезни).
Священство. В таинстве священства христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, благодатью Божией возводится в соответствующую степень священства и поставляется для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов.
Вопреки распространённому мнению, католики не рассматривают папство как особую благодать священства, ибо по благодати папа равен всем другим епископам Церкви.
Брак. Кодекс канонического права в Католической Церкви гласит: «Супружеский союз, посредством которого мужчина и женщина утверждают между собой сообщество всей жизни, предназначенный по своему естественному характеру для блага супругов, а также для рождения и воспитания детей, между крещёными возведён Христом Господом в достоинство таинства». Через таинство брака освящается супружеская жизнь и даруется благодать, способствующая подлинной любви между супругами, а также их плодотворному семейному служению. В Латинской Церкви таинство брака отличается от всех других таинств тем, что его совершителями являются сами жених и невеста: перед лицом свидетелей будущие супруги заключают супружеское соглашение, принося брачные обеты. Священник (его в исключительных случаях может заменить диакон или даже мирянин) присутствует при заключении брака как главный свидетель и властью Церкви подтверждает и благословляет супружеский союз.
В прежние века Католическая Церковь старалась не допускать браков между католиками и некатоликами. В наши дни, по-прежнему считая единомыслие супругов важным условием семейного благополучия, она тем не менее не препятствует заключению смешанных браков (хотя и не рекомендует их). Допускаются браки между католиками и другими крещёными; они совершаются как таинство в Католической Церкви или признаются ею, если были заключены в любой другой христианской конфессии (вместе с тем католическая сторона обязуется воспитывать детей по мере возможности в католической вере).
Браки между христианами и неверующими также возможны, ибо, как сказал апостол Павел, «...неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7.14). В таком случае брачные обеты приносят только верующие. Таинство брака считается действительным, если оно осуществилось сакраментально (т. е. по установленным Церковью правилам и подтверждено ею) и физически (т. е. супруги вступили в интимную близость). Таинство брака не считается действительным, если брак заключён вопреки каноническому праву. Например, в брак не может вступить человек, уже находящийся в действительном браке или принявший монашество; брак не может быть совершён по принуждению и т. д. При выявлении нарушения этих или других предусмотренных церковным правом обстоятельств заключённый брак признаётся Церковью недействительным.
Брак, действительный как таинство, согласно католическому учению, нерасторжим. Он прекращается только со смертью одного из супругов. Следуя заповеди Христа, «...что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19.6), Католическая Церковь не допускает возможности расторжения действительных браков. Вопреки широко бытующему мнению, даже папа не вправе расторгнуть действительный брак. Специальные церковные трибуналы рассматривают только прошения о признании брака недействительным. Нерасторжимость брака исключает повторное вступление в брак; вместе с тем допускается разлучение (сепарация) супругов в тех случаях, когда совместная жизнь становится невозможной. Однако Католическая Церковь призывает избегать этого.
Освящение жизни христианина не ограничивается таинствами. Помимо них существуют многочисленные тайнодейственные обряды, или сакра-менталии (от лат. sacramentalis - «священный»). Это освящение храмов, жилищ, различных предметов и т. п. Важнейшее место среди таких обрядов занимают христианское погребение и иные заупокойные ритуалы.
Католическая Церковь охотно вводит в свою обрядность обычаи многих народов, отдавая дань уважения заложенной в них человеческой мудрости. Вместе с тем для Церкви неприемлемы народные обычаи, которые противоречат почитанию единого Бога, евангельской вере и христианской нравственности.

На протяжении всей ее долгой истории Католическую церковь не раз сотрясали скандалы, начиная с роспуска ордена тамплиеров, суда над Галилеем и заканчивая развенчиванием мифа о матери Терезе. В течение 20 века было еще немало скандалов, как бы ни старалась Церковь охранять свои секреты.

10. Сироты Дюплесси


В 1930-х и 1940-х годах «тихая революция» в Квебеке возвестила о начале новой эпохи, известной ныне как «Великая тьма». Во главе с премьер-министром Моррисом Дюплесси, этот период характеризовался беспрецедентной коррупцией и репрессиями, к которым во многом имела отношение и Католическая церковь. После того как Дюплесси получил поддержку местной церкви, он решил вернуть свой долг с помощью несколько необычной схемы зарабатывания денег, связанной с попечительством над детьми-сиротами.

В то время субсидии из федерального бюджета для психиатрических больниц были намного больше тех, что выделялись детским домам, которые были в основном «головной болью» местных властей. Начиная с 1940-х годов Дюплесси при поддержке Католической церкви (которая и управляла большей частью психиатрических лечебниц и детских домов) начал систематически выявлять детей-сирот с отклонениями в умственном развитии, хотя в действительности такой диагноз был ложным. В результате таких действий сирот отправляли в клиники для душевнобольных, и они имели право на увеличенные федеральные выплаты. Были случаи, когда все воспитанники приютов признавались умственно неполноценными, а сами приюты преобразовывались в психбольницы. Таким образом, Католическая церковь могла значительно увеличить свои доходы за счет государственных субсидий.

Приблизительно 20000 детей были поставлены неверные диагнозы. Причем далеко не все дети были сиротами. Многие были рождены незамужними матерьми и насильно переданы под опеку Церкви, которая категорически осуждала появление детей вне брака.

При таком статусе жизнь детей превращалась в кошмар. Они подвергались сексуальному насилию, к ним применялась терапия электрошоком, им даже делали лоботомию. Некоторых детей использовали при проведении медицинских экспериментов. Многие умерли в результате такого лечения.

К началу 90-х гг. в живых осталось около 3000 сирот Дюплесси. Они объединились, чтобы обнародовать свою историю и добиться справедливости от правительства. В конечном итоге они получили денежную компенсацию от властей, но вот Католическая церковь извинений так и не принесла.

9. Переселение детей


В течение 19 и 20 веков приблизительно 150000 детей из детских домов были отправлены в Австралию, Канаду, Новую Зеландию и Родезию. Такая система, возможно, практиковалась и до 17 века, но что удивительно, так это ее длительность. Только в период с 1947 по 1967 10000 детей были отправлены из Соединенного Королевства в Австралию.

Цель таких переселений была ясна - в этих колониях должно было преобладать белое население. Британские дети рассылались по всему миру как «хороший белый запас».

А соперничающие религиозные течения использовали подобную схему для увеличения числа своих последователей на континентах. С конца 30-х и до начала 60-х годов Католическая церковь отправила как минимум 1000 британских и 310 мальтийских детей в католические школы Австралии, где многие из них вынуждены были заниматься тяжелым физическим трудом, в том числе и строительными работами.
Последующие исследования выявили, что, в дополнение к принудительным каторжным работам, многие дети были жестоко избиты, изнасилованы, они голодали - некоторых заставляли драться за еду, брошенную на пол. Многих из них лишили имени, данного при рождении. Несколько десятилетий спустя, в 2001, Католическая церковь признала совершенные преступления и принесла извинения жертвам.

8. Похищенные дети Испании


Начиная с 30-х гг. прошлого века фашистский режим Франсиско Франко стремился «очистить» Испанию, забирая детей у «нежелательных» родителей и воспитая их более лояльными к проводимой политике. Этот проект первоначально касался детей «левых», которых испанское правительство рассматривало как «заболевание, загрязняющее расу». Но в конечном итоге распространился и на детей незамужних матерей и прочих «неправильных» родителей. Целых 300000 младенцев в конечном итоге были разлучены с родителями. Проект разрабатывался при непосредственном участии Католической церкви Испании.
После того как Франко пришел к власти, назвав себя защитником католической Испании, Церковь стала управлять большей частью социальных учреждений страны: от школ до больниц и детских домов. Это позволило врачам, священникам, монахиням выкрасть тысячи детей.

Во многих случаях медсестры в больницах просто забирали новорожденных детей у матери, якобы для обследования. А потом возвращались и говорили, что младенец умер. Зачастую дети просто продавались приемным родителям.

После смерти Франко в 1975 году Церковь сохранила свою хватку и продолжила проект. Похищения детей продолжались вплоть до 1987 года, пока испанское правительство не ужесточило правила усыновления. Было подсчитано, что около 15 % усыновленных детей в период между 1960 и 1989 были украдены у настоящих родителей.

7. Возвращение крещеных еврейских детей


В то время как Папу Пия XII обвиняли в том, что он публично не протестовал против Холокоста, под его руководством Католическая церковь приняла меры, чтобы спасти несколько тысяч евреев от нацистов. Некоторым итальянским и венгерским евреям выдавались поддельные свидетельства о крещении и другие документы, подтверждавшие, что они католики. Во Франции многие еврейские дети были крещены и спрятаны в католических школах и детских домах от репрессий нацистов.

Проблема в том, что произошло позже. После окончания войны католическая церковь во Франции издала директиву, запрещающую возвращение крещеных еврейских детей в их семьи. Документ, который, как утверждалось, был одобрен Святым Отцом, предписывал, что «дети, которых окрестили, должны содержаться в учреждениях, гарантирующих их христианское воспитание».

Многие из них лишились в Холокосте своих родителей, и им специально не сообщалось об их еврейском происхождении. Проблема привлекла общественное внимание во Франции, когда Роберта и Джеральда Финэли, их выжившие еврейские родственники, пытались вернуть на родину. Этот случай вызвал многочисленные судебные тяжбы. Впрочем, некоторые французские католики добровольно нарушили директиву и вернули крещеных детей их семьям. В числе таких французов был и будущий Папа Иоанн XXIII, а тогда представитель Ватикана в Париже.
По сей день точно не известно, скольких детей спасла Католическая церковь и скольких позже вернула.

6. Золото НСДАП в банке Ватикана


В 1947 агент американского казначейства Эмерсон Бигелоу составил, по всей видимости, весьма секретный доклад, где сообщал, что Католическая церковь контрабандой переправляла нацистское золото через банк Ватикана. Хотя сам отчет был утерян, Бигелоу написал письмо, где указывалось, что данные взяты из надежного источника. Согласно ему, в банк Ватикана в конце войны были переведены 350 миллионов швейцарских франков из марионеточной Хорватии, находившейся под властью нацистов. Бигелоу утверждал, что большая часть этих денег так и «осела» в Ватикане «на хранении».

Письмо Бигелоу также содержит информацию, что часть этого золота была впоследствии переправлена через так называемый ватиканский трубопровод в Испанию и Южную Америку для помощи нацистам.

Письмо увидело свет в 1997, после того как были рассекречены архивы Ватикана. Представители банка Ватикана опровергли эти обвинения, но Католическая церковь оказалась втянута в судебные процессы, связанные с отмыванием нацистского золота.

В 2000 году был подан коллективный иск 2000 выжившими в Холокосте евреями и их родственниками, которые стремились получить от Ватикана реституцию размером до 200 млн. долларов. Используя письмо Бигелоу и другие документы, они утверждали, что Ватикан украл золото у евреев. Правда, процесс зашел в тупик в связи с тем, что неясно, может ли подобный иск рассматриваться в США.

5. Альянс с фашизмом


Сегодня Ватикан - это суверенное, самое маленькое государство в мире. Но так было не всегда. Рим был столицей Папской области в течение сотен лет. Но после объединения Италии в 19 веке Папа Римский потерял влияние на светские территории, что вызвало противостояние между Церковью и государством. Официально Ватикан стал суверенной страной только в 1929 году. И произошло это только благодаря тому, что Католическая церковь «легла в кровать» с фашизмом.

В 1922 году к власти пришел Бенито Муссолини и его Национальная фашистская партия, в конечном счете отменив демократию и сформировав жестокую диктатуру. В 1929 Муссолини и Католическая церковь подписали Латеранское соглашение, урегулировав кризис путем предоставления церкви суверенных территорий в Италии. Чтобы подсластить соглашение, Муссолини выплатил Святому Престолу значительную сумму денег. Церковь, в свою очередь, использовала эти деньги, чтобы создать прибыльный международный инвестиционный портфель, который сейчас оценивается в пределах 500 миллионов фунтов стерлингов (781 млн. $).

Кроме того, Церковь была освобождена от налогов, а католические священники получали гарантированную зарплату от итальянского правительства. Соглашение признавало католицизм единственной религией Италии, сделав уроки религиозного воспитания обязательными для всех итальянских школьников, если у них нет специального освобождения. Также договор включал пункт, защищающий «достоинство Папы Римского». Фактически это означало, что те, кто подверг Церковь критике, должны были предстать перед судом. В 2008 году фанатичный римский обвинитель начал дело против комика, который неудачно подшутил, раскритиковав Папу Бенедикта. К счастью, попытка не увенчалась успехом, будучи пресечена итальянским Министерством юстиции, это решение поддержал и Ватикан.
Со своей стороны, фашистский режим Муссолини при подписании соглашения получил общественную поддержку Католической церковью и был признан официальным государственным строем Италии, несмотря на то что Муссолини отменил демократию еще четырьмя годами ранее. После подписания Латеранского соглашения официальная газета Ватикана высоко оценила Муссолини, заявив: «Италия была возвращена Богу, а Бог - Италии».

4. Сокрытие жестокого обращения с детьми и защита педофилов


Широко распространенное жестокое обращение с детьми в Католической церкви было проблемой в течение долгого времени, но она действительно не привлекала внимание общественности до конца 1980-х. Издевательства сами по себе способны вызвать грандиозный скандал, но тот факт, что они длились так долго, и о них ничего не было известно миру, говорит о еще больших преступлениях: Католическая церковь намеренно стремилась скрыть факты жестокого обращения с детьми и систематически защищала священников-педофилов.

Скандал вышел на поверхность в 2002 году, когда пятерых католических священников судили в Бостоне за издевательства над детьми. Один из осужденных - отец Джон Джоган - домогался до 130 мальчиков, прежде чем был пойман. Но вышестоящие священники знали о его преступлениях задолго до обвинений суда. Мало того что Церковь не выдала его властям, его даже не лишили сана. Вместо этого его просто перевели в другой приход, где он продолжил беспрепятственно насиловать детей.

В Висконсине католический священник Лоуренс Мерфи изнасиловал 200 глухих детей и детей с ограниченными возможностями в школе, подчиненной Церкви. Это происходило в период с 1950 по 1974 гг. Когда начальство Мерфи узнало об этом, его даже не сняли с педагогической работы. Вместо этого ему дали отпуск. Только в 1996 году Церковь провела внутреннее расследование. Однако было решено не наказывать насильника, ибо он уже был старым и немощным. Несколько месяцев спустя Мерфи умер и был похоронен со всеми почестями, которые полагаются священнику, добросовестно исполнявшему свои обязанности.

В феврале 2014 года специальным комитетом Организации Объединенных Наций по правам детей было установлено, что Католическая церковь систематически защищала священников, которые насиловали детей, а потому несет ответственность за то, что десятки тысяч детей по всему миру подвергаются жестокому обращению. Комитет утверждал, что «Церковь систематически ставила репутацию Святого Престола и защиту преступных священников превыше прав ребенка».

Нынешний Папа, Франциск, недавно заявил, что у него были достоверные данные, указывающие, что около 2% католических священников - педофилы. Всего в мире сейчас приблизительно 414 000 католических священников. Так, по данным самого Папы в настоящий момент в Католической церкви служит около 8000 священников-педофилов.

3. Приюты Магдалины

Опираясь на ультраконсервативные понятия о сексуальности, Католическая церковь заключала женщин, подозреваемых в проституции или распущенности, в специальные учреждения, называемые приютами Магдалины. Изначально женщины в этих заведениях вынуждены были проходить псевдопсихиатрическое лечение, дабы избавиться от предполагаемой греховности и распущенности. Многих женщин отправляли в эти приюты их собственные семьи.

Подобное имело место в основном в Ирландии, арестованные женщины были вынуждены выполнять рабский труд, связанный преимущественно с ежедневной стиркой одежды по семь дней в неделю. Церковь же получала за стирку деньги, ведь прачечные были коммерческими учреждениями. А заключенные переносили жестокие избиения, получали скудное количество еды и постоянно подвергались сексуальному насилию. Было подсчитано, что более 30000 женщин были вынуждены работать в ирландских прачечных.

Приюты работали в Ирландии с 18 до конца 20 века, но они не привлекали внимание общественности вплоть до 1993 года, когда в братской могиле в Северном Дублине были обнаружены 155 тел. Руководство приюта похоронило женщин тайно, не сообщив ни их семьям, ни даже властям об их кончине - ни у одной из несчастных не было свидетельства о смерти.

В 2013 году ирландские власти согласились выплатить по крайней мере 45 млн. $ компенсации выжившим. Такое решение было принято после того как на ситуацию обратил внимание комитет ООН против пыток. Однако Католической церкви еще предстоит принести извинения.

2. Крысиные тропы нацистов

В конце Второй мировой войны многие нацистские военные преступники пытались сбежать из Европы, чтобы избежать судебного преследования. В некоторых случаях они получали помощь высших санов Католической церкви. В декабре 1944 Церковь позволила в религиозных целях епископу по имени Алоиз Худал навещать нацистских заключенных, удерживаемых в военных лагерях. Однако священник использовал свое положение, чтобы помочь многим заключенным бежать.
\
Худал помог разработать систему маршрутов для бегства, известную как «крысиные тропы» (от англ. Rat-lines), позволив нацистам скрыться в Южной Америке. Он использовал свое положение в церковной иерархии, чтобы оформить проездные документы из Ватиканской Организации по делам беженцев. Многим офицерам фактически выдали ватиканские государственные паспорта, которые позволили им выдавать себя за священников.

Одним из нацистов, которым Худал помпог бежать, был Франц Штангль, который оставался на свободе до 1967 года, пока не был арестован в Бразилии. Тогда Штангль был выдан Западной Германии и осужден за массовое убийство 900000 евреев.

Между тем, группа хорватских священников, служившая в римском семинарском колледже, создала самый главный путь к отступлению, теперь известный как крысиная тропа Сан Жироламо. Под руководством отца Крунослава Драгановича, организация изначально была создана, чтобы помочь членам хорватского террористического движения усташей убежать из Европы, но вскоре ее функции расширились, и в число беглецов были включены и немецкие нацисты, например Клаус Барби.
По крайней мере 9000 нацистов бежали в Южную Америку после войны. Участие Церкви в этом остается спорным вопросом. Официальная позиция такова, что Худал и Драганович действовали самостоятельно, без одобрения Ватикана. Но ряд историков утверждает, что роль Церкви в организации побегов могла быть и значительно большей.

1. Хорватский Холокост

В то время как концентрационные лагеря нацистов, действовавшие во время Второй мировой войны, по сей день остаются наиболее известными, в некоторых других странах, в частности в Югославии, также функционировали подобные концлагеря, управляемые католическими священниками.
\
После того как страны «оси» (Германия, Италия, Венгрия) заняли Югославию в 1941 году, новое фашистское правительство сформировало так называемое независимое государство Хорватию, которое, как считается, было марионеточной страной нацистов. Ей управляли усташи (хорватская версия нацистов) во главе с Анте Павеличем. Усташи придерживались ультраконсервативных взглядов на католицизм и расизм.

После того как Павелич пришел к власти, католический архиепископ Алоизие Степинац устроил банкет для диктатора, объявив его «Божьей рукой на работе». Павелич также был принят самим Папой Римским Пием XII. За четыре дня до встречи Павелича с Папой усташи заперли сотни сербов внутри православной церкви и сожгли ее дотла. Югославские дипломаты предупреждали Папу о творимых зверствах и просили отказаться от встречи, но Пий XII просьбу не выполнил.
Несколько месяцев спустя лидер усташей предложил уничтожить все сербское население Хорватии по принципу: «Треть убить, треть изгнать и ассимилировать оставшуюся треть».

Такое направление геноцида вскоре стало ужасающей реальностью. Концентрационные лагеря были созданы по всей стране, в том числе один из самых страшных в Европе - Ясеновац, где было убито 800000 сербов, евреев, цыган, политических диссидентов. Хорватские католические священники служили охранниками в лагерях и даже палачами. В лагере Ясеновац бывший студент права, член католической организации Петар Брзица выиграл конкурс, убив за одну ночь 1350 человек.

Убийства не ограничивались только лагерями. Усташи шли по деревням с ножами и топорами. Один такой поход в 1942 году был под руководством священника и унес жизни 2300 сербов. Оставшиеся в живых после нападения описывали, как усташи казнили маленьких детей, бросали их отрезанные головы матерям, разрезали животы беременным женщинам, насиловали молоденьких девушек, заставляя их семьи наблюдать за этим.

Пока все это продолжалось, Павелич обменивался душевными телеграммами с Папой Пием XII. Католическая пресса в Хорватии пропагандировала фашистский режим. Ватикан ни разу не выступил против убийств.

После окончания войны и освобождения Югославии коммунистами архиепископ Степинац был признан виновным в военных преступлениях и отправлен в тюрьму Лепоглавы. Однако новое Югославское правительство вскоре отпустило его под давлением Ватикана. Пий XII позже назначил его кардиналом. В 1998 его беатифицировал (причислил к лику блаженных) Папа Иоанн Павел II.

«Видимые знаки невидимой благодати Божьей»: таинства Католической церкви

Таинствами (от лат. sacramentum , греч. misterion – тайна) Католическая церковь называет ритуальные действия, посредством которых Иисус Христос силою Святого Духа через Церковь являет верующим тайны Искупления. Таинства дают возможность католикам ощутить причастность к смерти и воскресению Христа. «Пасхальная тайна», даруя им спасение, предполагает их «смерть для греха» ради жизни для Бога. Таинства, по учению Церкви, – это «видимые знаки невидимой благодати Божьей», или богослужебные действия, в которых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». По определению Тридентского собора, Святой Дух является источником божественной жизни, получаемой верующими в таинствах. Но посылает Святого Духа всегда Иисус Христос. «Крещает не Дамасий, не Петр , не Амвросий и не Григорий , – напоминает христианам своего времени св. Амвросий . – Мы исполняем свое дело как служители, но действенность таинств зависит от Тебя. Не в человеческих силах сообщать божественные блага – это Твой дар, Господи!»

Католическая церковь, как и Православная, признает семь таинств: крещение, миропомазание (конфирмацию), евхаристию (причащение), покаяние и примирение (исповедь), елеосвящение (елеопомазание) больных, священство, брак. Считается, что каждое из таинств установил сам Иисус Христос. Однако первоначально, до IV в., таинством называли любое культовое действие, вызывающее у верующего переживание святости. Истоки христианских таинств сравнительное религиоведение видит в древней магии и ее проявлениях в античных культах, из которых первоначально они были заимствованы.

До XII в. среди церковных авторитетов Запада не было общего мнения о количестве таинств. Учение о семи таинствах сложилось только в XII в. и было зафиксировано впервые у Петра Ломбардского и других богословов, вероятно, в полемике с ересью вальденсов. Впервые у Петра Ломбардского представлено систематически учение о семи таинствах и их сущности. Однако окончательно учение о семи таинствах было утверждено только на Флорентийском соборе 1439 г. Таинства в католицизме рассматриваются как система включения верующего в жизнь Церкви.

Учение о семи таинствах было заимствовано Православной церковью у католиков, однако в их свершении имеются некоторые различия. Различия эти обусловлены особенностями исторического развития двух ветвей христианства, местными обычаями и церковно-правовыми предписаниями. Так, при свершении католических таинств личности священнослужителя придается гораздо большее значение, чем при свершении православных. Это связано с главенствующей ролью Церкви и особым положением духовенства в средневековой Европе. Так, совершая обряд крещения, причащения венчания и т. д., православный священник говорит безлично: «Крещается раб Божий» (причащается, венчается и т. д.). Католический же священнослужитель произносит эти слова от своего имени: «Крещаю (венчаю, помазую) тебя». В этом есть некоторое формальное противоречие с вероучением Церкви, по которому, как мы видели, таинство совершается «не Дамасием», а Христом.

Огромное значение в католицизме придается точному соблюдению принятого канона при совершении любого таинства. Первостепенное значение в свершении таинств приобретает точность формулировок и действий. Согласно Фоме Аквинскому, цель таинств, установленных Христом, – передача благодати, средством же передачи является слово священника. Любая его оговорка лишает таинство магической силы. Вот почему схоластическая трактовка таинств постоянно вызывала споры, ибо таинства оказывались в зависимости от церковной практики и права (брак, соборование), от воли пап (покаяние, священство).

В наше время различия в свершении таинств в католицизме и православии постепенно стираются. Так, в таинстве крещения у католиков происходит троекратное поливание водой головы крещаемого. Ранее в православии крестили троекратным погружением в воду. Однако ныне это различие постепенно уходит в прошлое, и зачастую в Православной церкви крестят троекратным поливанием водой. Конфирмация, или обряд миропомазания, в отличие от православия, совершается не одновременно с крещением, а по достижении ребенком 7–12-летнего возраста (в России не ранее 15 лет) и только епископом, ибо конфирмация – это укрепление в вере, таинство духовной зрелости. В таинстве причастия в Католической церкви используется пресный хлеб, так называемая гостия, в то время как в Православной причащаются хлебом, замешенном на закваске. Католическая церковь вплоть до II Ватиканского собора признавала право причащаться «под двумя видами» – хлебом и вином, – только за священнослужителями, на Соборе же было принято решение о возможности (по желанию) допускать мирян до причастия хлебом и вином. В таинстве священства происходит наделение Божественной благодатью возводимого в духовный сан лица для церковного служения, при котором духовенство уподобляется Христу-священнику. В католицизме это таинство неразрывно связано с учением о целибате, которого также нет в православии. Целибат, введенный папой Григорием VII, означал изменение условий для свершения таинства священства.

Семь таинств не считаются церковью равнозначными. Центром всей богослужебной жизни признается таинство евхаристии. Поскольку верующий может получить дары Божьи только в Церкви, здесь совершаются все таинства.


На протяжении всей ее долгой истории Католическую церковь не раз сотрясали скандалы, начиная с роспуска ордена тамплиеров, суда над Галилеем и заканчивая развенчиванием мифа о матери Терезе. В течение 20 века было еще немало скандалов, как бы ни старалась Церковь охранять свои секреты.

10. Сироты Дюплесси

В 1930-х и 1940-х годах «тихая революция» в Квебеке возвестила о начале новой эпохи, известной ныне как «Великая тьма». Во главе с премьер-министром Моррисом Дюплесси, этот период характеризовался беспрецедентной коррупцией и репрессиями, к которым во многом имела отношение и Католическая церковь. После того как Дюплесси получил поддержку местной церкви, он решил вернуть свой долг с помощью несколько необычной схемы зарабатывания денег, связанной с попечительством над детьми-сиротами.

В то время субсидии из федерального бюджета для психиатрических больниц были намного больше тех, что выделялись детским домам, которые были в основном «головной болью» местных властей. Начиная с 1940-х годов Дюплесси при поддержке Католической церкви (которая и управляла большей частью психиатрических лечебниц и детских домов) начал систематически выявлять детей-сирот с отклонениями в умственном развитии, хотя в действительности такой диагноз был ложным. В результате таких действий сирот отправляли в клиники для душевнобольных, и они имели право на увеличенные федеральные выплаты. Были случаи, когда все воспитанники приютов признавались умственно неполноценными, а сами приюты преобразовывались в психбольницы. Таким образом, Католическая церковь могла значительно увеличить свои доходы за счет государственных субсидий.

Приблизительно 20000 детей были поставлены неверные диагнозы. Причем далеко не все дети были сиротами. Многие были рождены незамужними матерьми и насильно переданы под опеку Церкви, которая категорически осуждала появление детей вне брака.

При таком статусе жизнь детей превращалась в кошмар. Они подвергались сексуальному насилию, к ним применялась терапия электрошоком, им даже делали лоботомию. Некоторых детей использовали при проведении медицинских экспериментов. Многие умерли в результате такого лечения.

К началу 90-х гг. в живых осталось около 3000 сирот Дюплесси. Они объединились, чтобы обнародовать свою историю и добиться справедливости от правительства. В конечном итоге они получили денежную компенсацию от властей, но вот Католическая церковь извинений так и не принесла.

9. Переселение детей

В течение 19 и 20 веков приблизительно 150000 детей из детских домов были отправлены в Австралию, Канаду, Новую Зеландию и Родезию. Такая система, возможно, практиковалась и до 17 века, но что удивительно, так это ее длительность. Только в период с 1947 по 1967 10000 детей были отправлены из Соединенного Королевства в Австралию.

Цель таких переселений была ясна - в этих колониях должно было преобладать белое население. Британские дети рассылались по всему миру как «хороший белый запас».

А соперничающие религиозные течения использовали подобную схему для увеличения числа своих последователей на континентах. С конца 30-х и до начала 60-х годов Католическая церковь отправила как минимум 1000 британских и 310 мальтийских детей в католические школы Австралии, где многие из них вынуждены были заниматься тяжелым физическим трудом, в том числе и строительными работами.
Последующие исследования выявили, что, в дополнение к принудительным каторжным работам, многие дети были жестоко избиты, изнасилованы, они голодали - некоторых заставляли драться за еду, брошенную на пол. Многих из них лишили имени, данного при рождении. Несколько десятилетий спустя, в 2001, Католическая церковь признала совершенные преступления и принесла извинения жертвам.

8. Похищенные дети Испании

Начиная с 30-х гг. прошлого века фашистский режим Франсиско Франко стремился «очистить» Испанию, забирая детей у «нежелательных» родителей и воспитая их более лояльными к проводимой политике. Этот проект первоначально касался детей «левых», которых испанское правительство рассматривало как «заболевание, загрязняющее расу». Но в конечном итоге распространился и на детей незамужних матерей и прочих «неправильных» родителей. Целых 300000 младенцев в конечном итоге были разлучены с родителями. Проект разрабатывался при непосредственном участии Католической церкви Испании.
После того как Франко пришел к власти, назвав себя защитником католической Испании, Церковь стала управлять большей частью социальных учреждений страны: от школ до больниц и детских домов. Это позволило врачам, священникам, монахиням выкрасть тысячи детей.

Во многих случаях медсестры в больницах просто забирали новорожденных детей у матери, якобы для обследования. А потом возвращались и говорили, что младенец умер. Зачастую дети просто продавались приемным родителям.

После смерти Франко в 1975 году Церковь сохранила свою хватку и продолжила проект. Похищения детей продолжались вплоть до 1987 года, пока испанское правительство не ужесточило правила усыновления. Было подсчитано, что около 15 % усыновленных детей в период между 1960 и 1989 были украдены у настоящих родителей.

7. Возвращение крещеных еврейских детей

В то время как Папу Пия XII обвиняли в том, что он публично не протестовал против Холокоста, под его руководством Католическая церковь приняла меры, чтобы спасти несколько тысяч евреев от нацистов. Некоторым итальянским и венгерским евреям выдавались поддельные свидетельства о крещении и другие документы, подтверждавшие, что они католики. Во Франции многие еврейские дети были крещены и спрятаны в католических школах и детских домах от репрессий нацистов.

Проблема в том, что произошло позже. После окончания войны католическая церковь во Франции издала директиву, запрещающую возвращение крещеных еврейских детей в их семьи. Документ, который, как утверждалось, был одобрен Святым Отцом, предписывал, что «дети, которых окрестили, должны содержаться в учреждениях, гарантирующих их христианское воспитание».

Многие из них лишились в Холокосте своих родителей, и им специально не сообщалось об их еврейском происхождении. Проблема привлекла общественное внимание во Франции, когда Роберта и Джеральда Финэли, их выжившие еврейские родственники, пытались вернуть на родину. Этот случай вызвал многочисленные судебные тяжбы. Впрочем, некоторые французские католики добровольно нарушили директиву и вернули крещеных детей их семьям. В числе таких французов был и будущий Папа Иоанн XXIII, а тогда представитель Ватикана в Париже.
По сей день точно не известно, скольких детей спасла Католическая церковь и скольких позже вернула.

6. Золото НСДАП в банке Ватикана

В 1947 агент американского казначейства Эмерсон Бигелоу составил, по всей видимости, весьма секретный доклад, где сообщал, что Католическая церковь контрабандой переправляла нацистское золото через банк Ватикана. Хотя сам отчет был утерян, Бигелоу написал письмо, где указывалось, что данные взяты из надежного источника. Согласно ему, в банк Ватикана в конце войны были переведены 350 миллионов швейцарских франков из марионеточной Хорватии, находившейся под властью нацистов. Бигелоу утверждал, что большая часть этих денег так и «осела» в Ватикане «на хранении».

Письмо Бигелоу также содержит информацию, что часть этого золота была впоследствии переправлена через так называемый ватиканский трубопровод в Испанию и Южную Америку для помощи нацистам.

Письмо увидело свет в 1997, после того как были рассекречены архивы Ватикана. Представители банка Ватикана опровергли эти обвинения, но Католическая церковь оказалась втянута в судебные процессы, связанные с отмыванием нацистского золота.

В 2000 году был подан коллективный иск 2000 выжившими в Холокосте евреями и их родственниками, которые стремились получить от Ватикана реституцию размером до 200 млн. долларов. Используя письмо Бигелоу и другие документы, они утверждали, что Ватикан украл золото у евреев. Правда, процесс зашел в тупик в связи с тем, что неясно, может ли подобный иск рассматриваться в США.

5. Альянс с фашизмом

Сегодня Ватикан - это суверенное, самое маленькое государство в мире. Но так было не всегда. Рим был столицей Папской области в течение сотен лет. Но после объединения Италии в 19 веке Папа Римский потерял влияние на светские территории, что вызвало противостояние между Церковью и государством. Официально Ватикан стал суверенной страной только в 1929 году. И произошло это только благодаря тому, что Католическая церковь «легла в кровать» с фашизмом.

В 1922 году к власти пришел Бенито Муссолини и его Национальная фашистская партия, в конечном счете отменив демократию и сформировав жестокую диктатуру. В 1929 Муссолини и Католическая церковь подписали Латеранское соглашение, урегулировав кризис путем предоставления церкви суверенных территорий в Италии. Чтобы подсластить соглашение, Муссолини выплатил Святому Престолу значительную сумму денег. Церковь, в свою очередь, использовала эти деньги, чтобы создать прибыльный международный инвестиционный портфель, который сейчас оценивается в пределах 500 миллионов фунтов стерлингов (781 млн. $).

Кроме того, Церковь была освобождена от налогов, а католические священники получали гарантированную зарплату от итальянского правительства. Соглашение признавало католицизм единственной религией Италии, сделав уроки религиозного воспитания обязательными для всех итальянских школьников, если у них нет специального освобождения. Также договор включал пункт, защищающий «достоинство Папы Римского». Фактически это означало, что те, кто подверг Церковь критике, должны были предстать перед судом. В 2008 году фанатичный римский обвинитель начал дело против комика, который неудачно подшутил, раскритиковав Папу Бенедикта. К счастью, попытка не увенчалась успехом, будучи пресечена итальянским Министерством юстиции, это решение поддержал и Ватикан.

Со своей стороны, фашистский режим Муссолини при подписании соглашения получил общественную поддержку Католической церковью и был признан официальным государственным строем Италии, несмотря на то что Муссолини отменил демократию еще четырьмя годами ранее. После подписания Латеранского соглашения официальная газета Ватикана высоко оценила Муссолини, заявив: «Италия была возвращена Богу, а Бог - Италии».

4. Сокрытие жестокого обращения с детьми и защита педофилов

Широко распространенное жестокое обращение с детьми в Католической церкви было проблемой в течение долгого времени, но она действительно не привлекала внимание общественности до конца 1980-х. Издевательства сами по себе способны вызвать грандиозный скандал, но тот факт, что они длились так долго, и о них ничего не было известно миру, говорит о еще больших преступлениях: Католическая церковь намеренно стремилась скрыть факты жестокого обращения с детьми и систематически защищала священников-педофилов.

Скандал вышел на поверхность в 2002 году, когда пятерых католических священников судили в Бостоне за издевательства над детьми. Один из осужденных - отец Джон Джоган - домогался до 130 мальчиков, прежде чем был пойман. Но вышестоящие священники знали о его преступлениях задолго до обвинений суда. Мало того что Церковь не выдала его властям, его даже не лишили сана. Вместо этого его просто перевели в другой приход, где он продолжил беспрепятственно насиловать детей.

В Висконсине католический священник Лоуренс Мерфи изнасиловал 200 глухих детей и детей с ограниченными возможностями в школе, подчиненной Церкви. Это происходило в период с 1950 по 1974 гг. Когда начальство Мерфи узнало об этом, его даже не сняли с педагогической работы. Вместо этого ему дали отпуск. Только в 1996 году Церковь провела внутреннее расследование. Однако было решено не наказывать насильника, ибо он уже был старым и немощным. Несколько месяцев спустя Мерфи умер и был похоронен со всеми почестями, которые полагаются священнику, добросовестно исполнявшему свои обязанности.

В феврале 2014 года специальным комитетом Организации Объединенных Наций по правам детей было установлено, что Католическая церковь систематически защищала священников, которые насиловали детей, а потому несет ответственность за то, что десятки тысяч детей по всему миру подвергаются жестокому обращению. Комитет утверждал, что «Церковь систематически ставила репутацию Святого Престола и защиту преступных священников превыше прав ребенка».

Нынешний Папа, Франциск, недавно заявил, что у него были достоверные данные, указывающие, что около 2% католических священников - педофилы. Всего в мире сейчас приблизительно 414 000 католических священников. Так, по данным самого Папы в настоящий момент в Католической церкви служит около 8000 священников-педофилов.

3. Приюты Магдалины

Опираясь на ультраконсервативные понятия о сексуальности, Католическая церковь заключала женщин, подозреваемых в проституции или распущенности, в специальные учреждения, называемые приютами Магдалины. Изначально женщины в этих заведениях вынуждены были проходить псевдопсихиатрическое лечение, дабы избавиться от предполагаемой греховности и распущенности. Многих женщин отправляли в эти приюты их собственные семьи.

Подобное имело место в основном в Ирландии, арестованные женщины были вынуждены выполнять рабский труд, связанный преимущественно с ежедневной стиркой одежды по семь дней в неделю. Церковь же получала за стирку деньги, ведь прачечные были коммерческими учреждениями. А заключенные переносили жестокие избиения, получали скудное количество еды и постоянно подвергались сексуальному насилию. Было подсчитано, что более 30000 женщин были вынуждены работать в ирландских прачечных.

Приюты работали в Ирландии с 18 до конца 20 века, но они не привлекали внимание общественности вплоть до 1993 года, когда в братской могиле в Северном Дублине были обнаружены 155 тел. Руководство приюта похоронило женщин тайно, не сообщив ни их семьям, ни даже властям об их кончине - ни у одной из несчастных не было свидетельства о смерти.

В 2013 году ирландские власти согласились выплатить по крайней мере 45 млн. $ компенсации выжившим. Такое решение было принято после того как на ситуацию обратил внимание комитет ООН против пыток. Однако Католической церкви еще предстоит принести извинения.

2. Крысиные тропы нацистов

В конце Второй мировой войны многие нацистские военные преступники пытались сбежать из Европы, чтобы избежать судебного преследования. В некоторых случаях они получали помощь высших санов Католической церкви. В декабре 1944 Церковь позволила в религиозных целях епископу по имени Алоиз Худал навещать нацистских заключенных, удерживаемых в военных лагерях. Однако священник использовал свое положение, чтобы помочь многим заключенным бежать.

Худал помог разработать систему маршрутов для бегства, известную как «крысиные тропы» (от англ. Rat-lines), позволив нацистам скрыться в Южной Америке. Он использовал свое положение в церковной иерархии, чтобы оформить проездные документы из Ватиканской Организации по делам беженцев. Многим офицерам фактически выдали ватиканские государственные паспорта, которые позволили им выдавать себя за священников.

Одним из нацистов, которым Худал помпог бежать, был Франц Штангль, который оставался на свободе до 1967 года, пока не был арестован в Бразилии. Тогда Штангль был выдан Западной Германии и осужден за массовое убийство 900000 евреев.

Между тем, группа хорватских священников, служившая в римском семинарском колледже, создала самый главный путь к отступлению, теперь известный как крысиная тропа Сан Жироламо. Под руководством отца Крунослава Драгановича, организация изначально была создана, чтобы помочь членам хорватского террористического движения усташей убежать из Европы, но вскоре ее функции расширились, и в число беглецов были включены и немецкие нацисты, например Клаус Барби.
По крайней мере 9000 нацистов бежали в Южную Америку после войны. Участие Церкви в этом остается спорным вопросом. Официальная позиция такова, что Худал и Драганович действовали самостоятельно, без одобрения Ватикана. Но ряд историков утверждает, что роль Церкви в организации побегов могла быть и значительно большей.

1. Хорватский Холокост

В то время как концентрационные лагеря нацистов, действовавшие во время Второй мировой войны, по сей день остаются наиболее известными, в некоторых других странах, в частности в Югославии, также функционировали подобные концлагеря, управляемые католическими священниками.

После того как страны «оси» (Германия, Италия, Венгрия) заняли Югославию в 1941 году, новое фашистское правительство сформировало так называемое независимое государство Хорватию, которое, как считается, было марионеточной страной нацистов. Ей управляли усташи (хорватская версия нацистов) во главе с Анте Павеличем. Усташи придерживались ультраконсервативных взглядов на католицизм и расизм.

После того как Павелич пришел к власти, католический архиепископ Алоизие Степинац устроил банкет для диктатора, объявив его «Божьей рукой на работе». Павелич также был принят самим Папой Римским Пием XII. За четыре дня до встречи Павелича с Папой усташи заперли сотни сербов внутри православной церкви и сожгли ее дотла. Югославские дипломаты предупреждали Папу о творимых зверствах и просили отказаться от встречи, но Пий XII просьбу не выполнил.
Несколько месяцев спустя лидер усташей предложил уничтожить все сербское население Хорватии по принципу: «Треть убить, треть изгнать и ассимилировать оставшуюся треть».

Такое направление геноцида вскоре стало ужасающей реальностью. Концентрационные лагеря были созданы по всей стране, в том числе один из самых страшных в Европе - Ясеновац, где было убито 800000 сербов, евреев, цыган, политических диссидентов. Хорватские католические священники служили охранниками в лагерях и даже палачами. В лагере Ясеновац бывший студент права, член католической организации Петар Брзица выиграл конкурс, убив за одну ночь 1350 человек.

Убийства не ограничивались только лагерями. Усташи шли по деревням с ножами и топорами. Один такой поход в 1942 году был под руководством священника и унес жизни 2300 сербов. Оставшиеся в живых после нападения описывали, как усташи казнили маленьких детей, бросали их отрезанные головы матерям, разрезали животы беременным женщинам, насиловали молоденьких девушек, заставляя их семьи наблюдать за этим.

Пока все это продолжалось, Павелич обменивался душевными телеграммами с Папой Пием XII. Католическая пресса в Хорватии пропагандировала фашистский режим. Ватикан ни разу не выступил против убийств.

После окончания войны и освобождения Югославии коммунистами архиепископ Степинац был признан виновным в военных преступлениях и отправлен в тюрьму Лепоглавы. Однако новое Югославское правительство вскоре отпустило его под давлением Ватикана. Пий XII позже назначил его кардиналом. В 1998 его беатифицировал (причислил к лику блаженных) Папа Иоанн Павел II.

Базилика Св. Петра

Из всех неприятных вопросов, возникших вокруг печально известной и до сих пор еще не оконченной истории о сексуальных скандалах в Римской католической Церкви, вероятно, самыми важными и требующими ответа являются вопросы, адресованные Папе. В такой централизованной и авторитарной институции, возглавляемой единственным человеком – Папой – ключевой вопрос может звучать следующим образом: «что ему известно и когда ему стало известно?», в противном случае достичь понимания того, что происходит, практически невозможно.

Римская католическая Церковь имеет давнюю традицию осуществления надзора за своими служителями, хотя, оказывается, что он осуществляется довольно скверно. С тех пор, как Римская империя узаконила христианство, иерархи отстаивали эту привилегию с особым усердием. В эпоху Средневековья духовные лица подлежали церковному суду и, будучи признаны виновными, направлялись в церковные тюрьмы, которыми заправляла Святая Инквизиция.

Именно отсюда происходит фраза «ради блага духовенства» - не ради блага других узников, но в наказание всякому священнику или монаху, задержанному судебным исполнителем. Если человек мог доказать свою образованность – прочитав несколько стихов на латыни из приходской Библии, его считали клириком и отдавали в руки епархиального епископа. И только в случае вопиющей ереси, которая одновременно трактовалась как государственная измена, священнослужителя отдавали в руки светского правосудия, чтобы сжечь на костре, ибо Церковь не хотела пятнать себя смертным приговором.

Таким образом, Церковь установила очень тщательно разработанную судебную систему, которая стала основой для Инквизиции во всех ее проявлениях.

Учреждена была также и церковная пенитерциарная система – монастыри и женские обители «сурового послушания», предназначенные не только для крайне преданных аскетов, привыкших носить власяницу и спать на голых досках, но и для приговоренных священников, монахов, монахинь и для простого люда, где за провинившимися осуществляли строгий надзор и наказывали, скрыв эти наказания от глаз верных христиан и правительства, исходя из соображений «блага для заблудших душ».

Секретные архивы Ватикана

Как бы то ни было, а записи о выходках клириков всегда хранились в секретных архивах епархии, и это даже сегодня, в наше время, регулируется церковным законом. Есть подобные Секретные Архивы и в Ватикане (да, именно так они и называются), и они столь же обширны, сколь и стары. Возглавляет их, как и Библиотеку Ватикана, еще одно хранилище тайн, о котором нынче так много говорят, кардинал. Архивы частично рассекречены, но допускаются для работы в них только одобренные Папой ученые, причем, прежде всего они, подавая прошение о допуске для работы в архивах, обязаны изложить цель своей работы и получить письменное разрешение Понтифика.

Это, пожалуй, самое таинственное место в папском городе, здесь, почти на пятидесяти километрах полок, собраны записи о скандалах, секретах и откровениях, которые могут шокировать и даже взорвать мировую общественность. Они сложены в ящики и папки – весьма небрежно, однако такая небрежность объясняется столетиями молчания и осторожности.

Секретный архив настолько обширен, неорганизован и непостижим, что вряд ли найдется человек, знающий его досконально. Некоторые эксперты уверяют, что он насчитывает «каких-нибудь» 40 километров полок, однако представители Ватикана недавно признались, что общая длина их составляет 85 километров.

Говорят об имеющихся 135 фондах или отдельных архивах. В них содержатся записи не только папских декретов, деловая переписка и вся канцелярия, но и масса других материалов, в частности, реестры выдающихся папских фамилий, запрещенных религиозных орденов и монастырей, а также документация нунциариев и церковных посольств. Большинство из этих бумаг никогда не подвергались изучению, они даже не каталогизированы и не рассортированы.

Архивариусы прошедших веков неоднократно предпринимали попытки классифицировать всю имеющуюся документацию, составить каталоги, однако эта работа осталась незавершенной. Архивные фонды несколько раз перемещались, часть их была захвачена как трофей. Большая часть документов эпохи Средневековья, которые сохранились после вавилонского плена, были утрачены во время захвата Рима в шестнадцатом столетии; Наполеон пытался вывезти их Париж уже в восемнадцатом веке, множество бесценных томов были переработаны и превратились в оберточную бумагу в мясных лавках Франции; значительная часть попала в руки правительства Италии.

Более того, документы являются собственностью епископатов, издавших их. Например, с записями, оставленными Инквизицией, можно ознакомиться только с особого разрешения организации, являющейся ее преемницей, а именно, Священной Конгрегации по делам Веры, а также самих хранителей архивов.

Доступ к архивным документам строго контролируется, период «недопуска к документам», говоря современным языком, «период эмбарго» остается достаточно долгим, даже по институциональным стандартам: все записи, вышедшие после периода Наполеона, еще в 1960-х годах считались «слишком свежими».

Достаточно ли секретными являются Секретные Архивы?

Представители итальянской антиклерикальной партии были весьма разочарованы, когда им не удалось обнаружить в Секретных Архивах репозитарий, в котором хранились бы свидетельства узурпаций, преступлений и сексуальных извращений, которыми грешили священнослужители. Открытым остается вопрос о наличии внутренней цензуры над фондами, хранящимися в Секретных Архивах.

  • Какие действия должен предпринять переписчик, хранитель или префект, если в процессе работы он сталкивается с документами, противоречивыми с моральной и богословской точек зрения?
  • Содержатся ли в отдельных архивах материалы, о которых так много говорят, но достоверные сведения отсутствуют, материалы действительно полностью засекреченные. Иначе говоря, имеются ли в Секретных Архивах так называемые «закрытые» фонды, существование которых категорически отвергает руководство?

Вот такие вопросы тревожат человека, получившего доступ к Секретным Архивам Ватикана. Похоже, надеяться на получение на них исчерпывающих ответов безнадежно. Не исключено, что возрастающий интерес к этим «закрытым» фондам может спровоцировать их уничтожение.

Сотрудники архивов обладают очень тонким чутьем по отношению к прошлому, благоговеют перед ученостью, многим обязаны собственным знаниям. Однако документы такого рода могут просто ускользнуть от их внимания и находиться в фондах, где хранятся разрозненные, плохо систематизированные бумаги. В таком случае их отнесут к закрытому фонду в силу хронологических ограничений либо редкой обращаемости.

Именно так получилось с персональной перепиской Папы Борджиа и группой особо преданных Папе женщин, такая же участь постигла документы, содержащие оригинальный отчет о процессе над Джордано Бруно, так могло случиться еще с массой документов, о существовании которых мы даже не догадываемся. И кто знает, какие еще сведения могут открыться в будущем.

Одно можно сказать точно: в Ватикане именно в Секретных Архивах находится репозитарий всех отчетов обо всех грязных делишках духовенства, но можно ли считать сотрудников архива соучастниками этих преступлений? Курия ревностно защищает содержимое архивов – несколько лет назад брату Филипо Тамбурини, чья кандидатура была одобрена лично Папой, человеку, проработавшему в архивах полтора десятка лет, вдруг запретили писать книгу под названием «Святые и грешники», посвященную заблудшим и преступившим закон священнослужителям, жившим четыре-пять столетий назад.

Воистину, Рим хранит свои секреты с особой тщательностью.