Обряд кремации. Кремация: даже покойники боятся Где можно кремировать человека

Более простыми словами, крематорий - это печь, температура которой может достигнуть до 1092 градусов по Цельсию, для полного превращения тела в мелкие останки костей и пепла. Эти мелкие кости, которые остались после кремирования, измельчают при помощи специальной центрифуги с разрешения родственников умершего. В любом случае, судьбу останков решают родственники. Современные крематории работают на газу, электричестве или специальном топливе. Процедура по времени средней комплекции человека может занимать около двух часов. Но по мнению многих работников крематорий, разным людям требуется определенное время на кремацию. Так, например, человеку при жизни страдающему от туберкулеза или рака требуется больше времени. Больше времени нужно и наркозависимым. То есть, период кремации продолжительней на ткани людей, которые при жизни употребляли большое количество медицинских медикаментов.

Для того, чтобы прах приобрел однородную консистенцию, останки тщательно перебираются и просеиваются. Заключенные в тело металлические коронки или другие медицинские соединительные суставы (если есть) при жизни, изымаются специальным магнитным прибором.

Эту емкость могут называть по-разному: чаша, ваза, шкатулка, кубок. Обычно это чаша сделана в виде украшенной красивым орнаментом емкостью с изображением образов религиозных верований. Изготовлены они могут быть из гранита, керамики или дерева. После помещения в нее праха, родственникам предлагается оставить ее в специальном колумбарии. При желании эту урну с прахом могут забрать с собой родственники, высыпать прах на отведенной площадке, либо придать земле.

Религия к кремации: правильно ли это?

Во многих странах отношение к процессу кремации различно. У некоторых народов обычай хоронить в землю традиционно выходит далеко корнями из прошлого, где моральный устой непоколебим и кремация считается грехом. А некоторые страны шагая вместе со временем считают, что эта процессия не только экологически чистая и экономная, но и поддерживают мнения о том, что когда душа выходит, тело мертво и не имеет никакой символики.

Православная церковь по отношению к кремации

Видео: Крематорий — Наблюдение изнутри

Трудно сказать, что православная церковь строго осуждает такой способ захоронения, скорее она его не поддерживает. Некоторые представители церкви твердят, что кремация вне всякого конфликта к православным канонам, и даже напротив, благодаря кремации экологическая среда не загрязняется. Никто не запрещает церковные службы в крематориях по отпеванию умерших, но любое вмешательство человека в процесс распада умерших, считается неправильным и неуважительным со стороны христианских канонов.

Мусульманство по отношению к кремации

Мусульманская религия считает кремацию языческим способом погребения. Те, кто занимается подобным погребением совершают грех. Душа умершего придается на страшные мучения.

Иудаизм по отношению к кремации

Иудаизм не поддерживает любого вмешательства к быстротечному распаду тела умершего в прах. Считает это большим грехом. С их стороны, погребение должно в земле, а распад тела происходить естественным путем.

Буддизм по отношению к кремации

Нет единого мнения о том, как правильно хоронить усопшего - в землю или кремировать. Но сам процесс захоронения тела земле буддисты считают сложным и неоправданным. Есть легенда, которой придерживаются многие буддисты. Многие верят, что зуб Будды был вынут из пепла сожженного тела Бога. Японцы, которые на 97% поддерживают кремацию, уверены в том, что каждый человек может достигнуть уровня Будды в будущем, следовательно, каждый зуб может оказаться зубом Будды.

Индия и кремация

Видео: кремация в Индии

В Индии сожженное тело умершего — это обрядовый и традиционный процесс. Священная река Ганг, которая является основательной во всей этой процессии, по мнениям многих экспертов, признана рекой имеющая вопиющую антисанитарию. Умершее тело помещают на «плот» из дров, поджигают его и отправляют по течению реки, произнося священные молитвы. По мнению индийцев Ганг - лучшее место, чтобы достичь блаженства. При этом многие жители уверены в святости этой реки и сами купаются на ее берегах.

Общие традиции и мнения — оккультизм

Сложно на 100 % описать как происходит процесс отделения души от тела при смерти. Но в эзотерике и парапсихологии он довольно сложный и происходит в несколько этапов. Некоторое время астральное тело, т. е. душа еще находится в теле, так как полностью совместимо с ним и повторяет его очертания. Если умерший не имеет духовной мудрости, его душа еще очень долгое время может быть рядом с разлагающимся телом. Кремация - это тот способ погребения, который рассеивает прочную, возможно, мучительную связь тела и души.

Какой способ ни выбрал родственник умершего человека, итог одинаковый, — тело превратиться в прах, в земле это произойдет или в процессе кремации.

: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно . На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о , ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование над ним не совершается.

Почему сожжение – поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

На эти вопросы можно ответить словами святителя Николая Сербского:

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей – повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

В XXI веке услуга кремации тела стала популярной во многих странах Европы. Несмотря на общие консервативные настроения и не самое лояльное отношение официальной церкви, идея кремировать тела усопших после смерти постепенно вытесняет старые традиции погребения. Если верить статистике, сегодня уже около 70% населения Западной благосклонно относятся к этому ритуалу и с годами число его приверженцев только увеличивается.

Кремация тела человека заключается в его сжигании в специальной печи до полной минерализации скелета и всех мягких тканей. Объектом религиозных обрядов в данном случае становится прах кремированного (скелетные останки и зольный остаток). Если рассматривать этот процесс в чисто техническом аспекте, основное отличие кремации от простого захоронения заключается в скорости трансформации тела. При сжигании на полное преобразование трупа уходит около двух часов, в то время как при традиционном погребении, весь процесс занимает годы или даже десятилетия.

Как происходит кремация тела - особенности технологии

Современная кремация - это сложный и высокотехнологичный процесс. Несмотря на кажущуюся простоту, печи, используемые для этого процесса, управляются «умной» электроникой. Они выполняют множество функций и позволяют добиться полной минерализации останков.

Чем отличаются современные кремационные печи от старых?

В отличие от устаревших моделей, которые были в ходу лет 20–25 назад, большинство современных печей используют не твёрдое или жидкое топливо, а работают на газу. Тело сжигается не в самом пламени, а в потоке раскалённого воздуха при температуре 900–1100с. В результате процесса остаётся только горстка пережжённого костного материала, который после извлечения металлических частей, превращается в пепел.

Существуют также и электрические печи. В этом случае процесс также отличается предельной чистотой и эффективностью, но из-за больших затрат электроэнергии, себестоимость услуги может быть достаточно высокой.

Можно ли сохранить весь прах?

Старые технологии кремации имели несколько значительных недостатков: смешивание останков с продуктами горения и так называемый «выхлоп» в атмосферу, во время которого сгоревшие органические ткани улетучивались через дымоход. Сегодня эти проблемы полностью решены. Современные печи не имеют мощных вытяжных систем. Вместо них применяется закольцованное обращение горячего воздуха, поэтому прах усопшего сохраняется полностью.

Будет ли полученный прах экологически чистым?

Ранее, очень часто случалось так, что тело сгорало неравномерно и среди останков попадались жирные органические сгустки. И это, конечно же, является абсолютно неприемлемым. Такая оплошность не только ужасна с эстетической точки зрения, но и несёт в себе потенциальную опасность, ведь любая сохранившаяся органика будет продолжать разлагаться.

Но в любом случае это уже осталось в прошлом. Современные печи управляются с помощью электронного оборудования, которое точно рассчитывает продолжительность процесса и температуру горения, учитывая габариты и вес тела. Благодаря этому достигается 100% минерализация всех останков. К тому же в качестве дополнительной меры в печах предусмотрены специальные камеры дожига, которые исключают любую возможность неполного сгорания органики. Поэтому полученный после процедуры , а также он является пригодным как для захоронения, так и для безопасного хранения в специальной урне.

Что происходит с телом человека при кремации

После завершения окончательной подготовки тела, запечатанный гроб с покойным при помощи специальных манипуляторов помещается в камеру сжигания. После этого момента в работу включается электроника.

  • Первый этап - это загорание поверхности гроба. Обычно он занимает до 3–5 минут, после чего гроб полностью распадается, и начинается воспламенение всех горючих материалов. Параллельно происходит тепловое разложение тканей тела, которое запускает процесс карбонизации.
  • В дальнейшем электроника печи регулирует температурный режим таким образом, чтобы термическое разрушение тела происходило по определённым параметрам, поскольку если этот процесс будет протекать слишком быстро или, наоборот, слишком медленно, не удастся достичь 100% минерализации скелета и мягких тканей.

Несмотря на кажущуюся простоту процесса, существую множество факторов, которые обязательно необходимо учитывать. К ним относятся возраст усопшего, вес тела, количество времени между смертью и кремацией, а также особенности рациона и лекарственной терапии если человек умер в результате длительной болезни.

Данные параметры очень важны, ведь к примеру, одни заболевания вызывают кальцинирование тканей, другие - обезвоживание, третьи - изменение плотности костной и мышечной ткани и так далее. Поэтому в организациях, которые профессионально занимаются подобной деятельностью, перед началом процесса кремации всегда внимательно изучают эту информацию.

Последующая обработка праха

Непосредственно сжигание тела - это ещё не всё. Другой неотъемлемой частью процесса кремации является последующая обработка сгоревших останков. Образованный после термической обработки прах имеет неоднородную форму.

Они состоят из золы, фрагментов костей, а также всевозможных металлических частей - шурупов, ручек от гробов, гвоздей (также могут остаться протезы, штифты, стержни, пластины, если таковые когда-то использовались для лечения переломов). До однородного состояния прах доводят с помощью кремулятора - специальной машины, которая аккуратно разминает минеральный остаток до состояния однородной золы, отсеивая сторонние предметы.

Впрочем, во многих крематориях обходятся без такого оборудования, действуя по старинке (обрабатывая прах с помощью молоточков и просеивая его вручную). Но и тут поводов для беспокойства нет. Действительно, в старых крематориях советского образца после сожжения могли оставаться непрогоревшие кости, которые сотрудники учреждения, игнорируя моральные и этические моменты, просто извлекали и выбрасывали.

Но сегодня такое полностью исключено. Современные печи эффективно сжигают тело, оставляя однородный прах. Он абсолютно безвреден и экологически чист, а ручное изъятие металлических частиц проводится быстро и легко. После этого прах заключается в урну и отдаётся родственниками, которые смогут распорядиться им по своему усмотрению либо следуя воле усопшего.

На что следует обращать внимание если выбрана кремация тела

Выбор гроба и аксессуаров для покойного необходимо осуществлять по принципу «красиво и легко воспламеняемо». Такой подход упростит сам процесс кремации и удовлетворит запросам агентства ритуальных слуг (основные из них касаются техники безопасности во время процесса). В целом же все предварительные меры сводятся к удалению вживлённых в тело медицинских устройств (если таковые имеются) и изъятию ювелирных изделий.

Если же по желанию родственников ювелирные украшения остаются на теле покойного, не стоит переживать насчёт того, что их могут похитить после окончания процесса. Золото, серебро и драгоценные камни обычно не выдерживают сильного жара современных печей и распадаются на мелкодисперсные частицы.

Нужно отметить, что кремация не обязательно должна сопровождается отходом от традиционных обрядов погребения. Даже в этом случае можно провести все привычные похоронные мероприятия, включая прощание родных, близких и друзей с усопшим; торжественное захоронение урны с прахом и организацию поминального обеда.

Каждые 10 минут машинисты Минского крематория обязаны открывать задвижку в печи и помешивать прах покойного. Они делают это с абсолютно невозмутимым видом, повторяя, что в их работе нет ничего сверхъестественного: «Люди рождаются, люди умирают». Журналисты TUT.BY лично наблюдали за процессом кремации и выяснили, почему во время работы здесь не принято посыпать голову пеплом.

(Всего 17 фото)

Спонсор поста: Фантастика 2013 в хорошем качестве!
Источник: tut.by

В 2013 году кремировали 39 процентов умерших

Монументальное здание из красного кирпича, окруженное колумбарными стенами и кладбищенскими могилами, не назовешь приятным местом для работы. Воздух здесь словно пропитан человеческим горем. Если в 80-е здесь проводили около 1000 кремаций в год, то сегодня их число превышает 6300. В прошлом году через кремацию прошло около 39 процентов умерших.

1. Минский крематорий был открыт в 1986 году неподалеку от Северного кладбища.

2. Незаполненные в колумбарии ячейки — бронь. Родственники заранее беспокоятся о том, чтобы после смерти быть «рядом».

Заместитель начальника крематория Александр Дубовский объясняет повышенный спрос тем, что по сравнению с кладбищенской могилой за ячейкой колумбария не нужен специальный уход. Кроме того, мест на кладбище с каждым годом становится все меньше и меньше. И в дальнейшем, предсказывают специалисты, нагрузка на крематорий будет лишь возрастать. В Европе сегодня кремируют порядка 70 процентов покойных, а в Японии – до 98.

3. Ритуальный зал

4. Тем, кому по несчастью доводилось бывать в крематории, известна лишь его внешняя сторона – ритуальные залы (их три) и магазин с соответствующим ассортиментом (цветы, урны, надгробия и т. д.). Кремационный цех и другие подсобные помещения располагаются на уровень ниже, и посторонним сюда вход воспрещен.

5. Длинные и темные коридоры, по которым провозят на тележке гробы с покойными, связаны с ритуальным залом через подъемный механизм.

6. С его помощью гроб поднимают для прощания с родственниками.

Машинисты ритуального оборудования — 5 человек на всю республику

Несмотря на специфику работы, внизу также «кипит жизнь». В кремационном цеху работают сильные духом люди — с закаленной психикой и здоровым взглядом на вещи. В официальных документах их называют «машинистами ритуального оборудования» – они представители редкой в нашей стране профессии, если не сказать штучной.

7. В единственном в республике крематории эту работу выполняют всего 5 человек – исключительно мужчины. Сами они искренне удивляются, когда их профессию называют тяжелой или неприятной. И тут же вспоминают, что работники морга (пожалуй, самые искушенные прозой жизни люди) — и те с опаской относятся к работникам кремационного цеха, называя их «шашлычниками». Однако, вопреки расхожему мнению, ни горелым, ни жареным здесь не пахнет. Трупный запах бывает изредка – чаще всего, когда человек умирает в почтенном возрасте и очень быстро начинает разлагаться. В день нашего визита неприятных запахов мы не заметили.

Впечатляет трудовой стаж местных «печников». Оба Андрея, один – с усами, другой – без, работают в крематории больше 20 лет. Пришли, как они говорят, молодыми, крепкими, стройными парнями. Понятное дело – с расчетом поработать здесь временно. А потом «вработались», и вот – уже полжизни прошло в стенах крематория. Мужчины говорят об этом без тени сожаления. Кажется, они действительно вполне довольны своим положением. Лицом к лицу с покойниками, мол, не пересекаются (кремируют умерших людей только в закрытом гробу и вместе с гробом), а всю основную работу поручают машине.

Раньше «дым шел столбом», сегодня работа машиниста непыльная

Процесс кремации сегодня действительно автоматизирован. В цехе установлены четыре довольно современные чешские печи. В одной из них сжигают послеоперационные онкологические отходы, а остальные – используют по прямому назначению. По словам Александра Дубовского, со старым оборудованием здесь «шел дым столбом». Теперь работа машиниста относительно непыльная.

После того как по умершему отслужат панихиду, из ритуального зала гроб перевозят либо в холодильник (если все печи заняты), либо прямиком в цех. Работники крематория рассказывают, что часто сталкиваются с мнением, что якобы перед сожжением они достают из гроба золото, часы, а также снимают с покойника хорошую одежду, туфли. «Вот вы наденете на себя одежду с покойного?» — в лоб задает вопрос Андрей, которому явно поднадоели такие разговоры. И не открывая крышку гроба, машинист быстро загружает его на подъемник.

8. Теперь нужно дождаться, пока компьютер даст «зеленый свет», и только после этого можно отправлять в нее покойника. Программа автоматически задает необходимую температуру (как правило, не ниже 700 градусов по Цельсию). В зависимости от массы тела и его состояния кремация занимает от часа до двух с половиной часов. Все это время машинист обязан контролировать процесс. Для этого в печи есть небольшое стеклянное отверстие, заглянуть в которое вряд ли отважатся слабонервные люди.

9. «Просто относишься к этому так: надо сделать, и всё. И даже в самом начале старался думать, что просто коробку закинул. Я, бывало, и один сутки работал. Живых надо бояться, а не мертвых».

«Если пришел Иванов, значит, отдадут прах Иванова»

Главное, говорят мужчины, выполнять свою работу качественно. А критерий качественной работы для крематория, это отсутствие путаницы. Выражаясь словами героев статьи, «если пришел Иванов, значит, отдадут прах Иванова». На каждого покойного заводится что-то наподобие паспорта: на бумаге указывают имя, возраст, дату смерти и время кремации. Любые перемещения гроба или праха возможны только с этим документом.

10. После окончания кремации данные записывают в специальный журнал.

11. «Тут все зависит еще от машиниста, насколько тщательно он выгребает останки», — продолжает рассказ Андрей. «Вот смотрите, как выгребается покойный. Тут только кости, органическая часть вся сгорает. И потом прах идет в кремуляторную, где в шаровой мельнице перемалывают остатки кальция-костей. И вот, что остается от человека».

13. Прах, перемолотый в кремуляторе

Андрей показывает нам емкость с мелким порошком. Если не пытаться проворачивать события назад и не представлять себе, каким был этот человек в жизни, можно смело работать. Машинист пересыпает прах в специальный мешочек и прикрепляет к нему «паспорт». Затем «порошок» попадает в комнату выдачи праха, где организаторы упакуют его в урну и отдадут заказчику. Или не отдадут заказчику, потому как тот попросту за ним не придет. Это хоть и редкий случай, но регулярно повторяющийся. Урны могут месяцами ждать своих родственников, пока работники крематория не начинают искать тех, кто заказал кремацию и каким-то удивительным образом о ней забыл.

«Единственное, к чему сложно привыкнуть, это к детским кремациям»

14. Каждый день в этом цеху кремируют порядка 10-18 человек – с разными судьбами и жизненными историями. Средний возраст умерших, рассказывают машинисты, около 60 лет. Обычно в причины их смерти здесь стараются не вдаваться. Но когда дело касается детей, даже суровые «печники» меняются в лице. И самое страшное, по мнению мужчин, когда привозят ребенка от года и старше. К счастью, таких случаев бывает немного.

15. Комната отдыха для суровых мужчин

— Я помню, маленького сгребал, и среди праха машинка железная была (не сгорела. – TUT.BY) . Так она мне потом снилась еще долго. Гоночная такая. Встанешь ночью, пот скинешь, сходишь в туалет и думаешь, как такое могло присниться? Единственное, к чему сложно привыкнуть, это к детским кремациям. Первый ребенок, которого кремировал, это была девочка, годик ей был. Ладно там новорожденный, а когда поживший… И еще видишь, как родители плачут…

Деньги не пахнут

Дети – это единственный повод для скупого мужского сочувствия. 22-летний Александр Канончик старается рассуждать сухо: «Люди рождаются, люди умирают. Что в этом такого?» Когда он только начинал работать в крематории, его предупредили, что сюда часто приходят на 2 недели, а потом не выдерживают – уходят.

16. В этом деле необходимо совершенно четкое разграничение «работа-дом», иначе даже зарплата «выше среднего» не сможет успокоить. Машинисты ритуального оборудования грязными зарабатывают около 7,5-8 млн в месяц (примерно 27700-29700 рублей). «Деньги не пахнут», — спешит напомнить машинист Андрей, который показал нам процедуру кремации. Мужчины гордятся, что в последнее время к ним привозят покойников даже из России. Молва разнесла, что у них «все по-честному».

17. Прощаемся с крематорием

«До свидания», — бросают короткую фразу работники крематория. «Надеемся, что встретимся с вами еще очень не скоро», — отвечаем мы и с радостью покидаем это пусть и любопытное, но печальное место.

О смерти люди обычно говорить не любят. Планировать же собственные похороны, когда рядом бушует жизнь, кажется нелогичным. Но человеческое тело, к сожалению, не вечно. Рано или поздно родственникам приходится решать вопросы похорон умершего человека. Современная индустрия погребения предлагает сразу несколько вариантов.

Некоторые люди предпочитают превратить свой прах в бриллиант, стать частью кораллового рифа или вообще отправиться после смерти на Луну. Все чаще в цивилизованном мире стараются не хоронить тело в землю, а кремировать его. В ходе этого процесса труп сжигается при высокой температуре, даже кости становятся хрупкими и превращаются в пепел. Сама традиция берет свое начало еще с доисторических времен, но стала популярной и сегодня.

Кремации отдают предпочтение из-за удобства такого варианта, он оказывается и практичнее, и удобнее. Да у многих и само захоронение в землю с последующим разложением тела вызывает брезгливость. Тем не менее кремация все еще остается загадкой, обретая многочисленные мифы, пугающие людей. Стоит опровергнуть некоторые самые популярные заблуждения об этой процедуре.

Кремация обходится дешевле обычных похорон. Многие люди выбирают кремацию, так как она считается дешевле традиционной погребальной церемонии. На самом деле можно сэкономить на том, что нет необходимости проводить общественную церемонию прощания с бальзамированием тела и дорогим гробом. На Западе стоимость кремации составляет от 600 до 1000 долларов. В России суммы ограничиваются тысячами рублей. Но эта величина конечной не является. Многие люди заказывают традиционное бальзамирование и церемонию прощания до кремации. Часто родственники хотят захоронить кремированные останки на кладбище или в колумбарии. Проводятся прощальные панихиды, которые тоже обходятся недешево за счет цветов, продуктов и памятных подарков. Такие дополнительные услуги могут в конечном счете сделать кремацию еще и дороже обычных похорон. Если стараться минимизировать бюджет, то сожжение тела действительно будет дешевле. Но при выборе варианта прощания с другом или близким родственником люди часто не думают о деньгах или же просто выполняют последнюю волю покойного.

Кремация запрещена основными религиями. Надо сказать, что разные религии по-своему относятся к этой процедуре. Часто можно услышать, что в христианстве, иудаизме и исламе кремация запрещена. Греко-католическая и протестантская церкви настаивают на похоронах тела. Считается, что в будущем наступит момент, когда мертвые будут воскрешены. Но со временем католическая церковь смягчила свои требования. Теперь кремация допускается после реквиема и разрешения епископа, хотя традиционное захоронение все еще считается более предпочтительным. А вот православие занимает в этом вопросе более жесткую традиционную позицию. Иудаизм лояльно относится к кремации, ведь это довольно древняя практика, которой следовали еще еврейские цари. В исламе кремация запрещена, как и бальзамирование тела. Это считается непочтительным по отношению к умершему. В буддизме и синтоизме кремация считается допустимой. В индуизме кремация вообще - один из 16 жизненных ритуалов. Считается, что с ее помощью душа легче уйдет из тела и сможет потом обрести новое пристанище. В любом случае практика эта постепенно находит признание во всем мире, даже там, где традиционно практиковалось захоронение.

Кремация является экологически чистой процедурой. Что бы ни утверждали поклонники такого метода уничтожения тела, он не может считаться полностью безопасным для окружающей среды. Говорить можно разве что об экономии пространства, необходимого для захоронения. Для кремации требуется сжигать ископаемое топливо, которое может оставлять после себя вредные химические вещества. Речь может идти об окиси углерода, азота, двуокиси серы, плавиковой кислоты и ртути. Решением этой проблемы могла бы быть установка фильтров в системах вентиляции. Это позволит уменьшить влияние на окружающую среду, но выбросы углерода все равно останутся значительными. Экологически чистой альтернативой является био-кремация, в которой останки растворяются химическими веществами. Чтобы дым был действительно чистым, не стоит использовать специальные средства для быстрого сгорания. Ядовитый дым могут также порождать контейнеры из резины или пластмассы.

Кремация приводит к загрязнению воздуха. Современные кремационные печи уже отвечают всем самым строгим требованиям по загрязнению воздуха. Фильтры удерживают все опасные элементы. Неслучайно, в США и Европе не боятся размещать крематории в центрах крупных городов. И этот миф не противоречит предыдущему. Только самое современное оборудование и тщательное следование нормам позволяет крематориям оставаться экологически безопасными.

Кремация предусматривает уничтожение тела в огне. Это утверждение кажется естественным, тем интереснее его опровергать. Во время процедуры кремации тело умершего помещается в специально спроектированную печь, где на него воздействует очень высокая температура. Она уменьшает тело, убирая газы и размягчая кости. После завершения этого процесса оставшиеся фрагменты подвергаются машинной обработке, которая превращает тело в пепел. Эта субстанция и передается родственникам. В современных методах кремации огонь не используется, уничтожение тела стало быстрым и простым процессом.

При кремации останки превращаются в пепел. Многие люди относятся к кремации, как к превращению тела в пепел. Фактически же останки пеплом не являются. Они напоминают мелкие камешки, которые представляют собой костные фрагменты. После того, как организм подвергается воздействию экстремальных температур, жидкость выпаривается и от него остаются только части костей. Они дополнительно обрабатываются в высокоскоростном блендере-дробилке. Он превращает останки костей уже в мелкий гравий, текстурой и цветом напоминающей пепел. Этот песок помещается во временный контейнер, чтобы иметь возможность быть переданным родственникам.

Кремация подразумевает отказ от традиционных похорон. Почему-то многие считают, что кремация близкого человека подразумевает отказ от традиционного прощания с ним в открытом гробу. В этом плане кремация ничем не отличается от обычных похорон. Родственники могут провести традиционные церемонии прощания со своим близким, заказав любые услуги, сопутствующие похоронам. Также возможно провести панихиду.

Тело для кремации помещают в гроб. Даже если и не наблюдать за отправкой тела человека в печь, его все равно поместят в специальный контейнер. Перемещение умершего из похоронного бюро в крематорий делается в лучшей форме, максимально почтительной для такого случая. И предпочтительно оставлять тело в гробу. Однако есть немало форм такого контейнера. Нет никаких причин оставлять тело в дорогом гробу, которого и видно не будет во время всей процедуры. Самые экономичные варианты контейнеров вообще сделаны из картона и многие крематории предлагают воспользоваться этим вариантом бесплатно.

В момент сжигания тела голова взрывается, как яйцо в микроволновке. Есть распространенное заблуждение, согласно которому целая, без ран, голова при кремации просто взорвется. Однако эта легенда была развенчана судмедэкспертами, которые специально наблюдали за сожжением нескольких десятков тел, желая развенчать миф. А сама легенда появилась, благодаря пожарникам. Они часто находили костные фрагменты черепов жертв отдельно от тела. На самом деле кости головы имеют в некоторых местах тонкие участки, становясь хрупкими под воздействием огня. От падения или струй воды насосов эти фрагменты могут отделяться от черепов.

Все, что остается от человека после кремации - щепотка праха. Полное сжигание среднего тела длится 2-3 часа. После этого остается от полутора до 4 килограммов праха. Говорить о «щепотке» не приходится. Масса останков зависит от структуры костной ткани и объема тела. А вот у нетяжелых новорожденных детей даже костей еще нет, только хрящи. От них после кремации может вообще ничего не остаться.

При кремации тело не нуждается в бальзамировании. Обычно бальзамирование не требуется. Но если планируется дальняя перевозка тела к месту кремации или же длительная церемония прощания, то лучше обратиться к бальзамированию.

При кремации необходимо приобретать урну для останков. После процедуры кремации тела прах близкого человека возвращается его родственникам во временном контейнере. Что делать дальше - решать уже им самим. Урна является распространенным решением, хотя есть немало других вариантов для размещения праха. Его высыпают в море (в Америке есть даже определенные стандарты, устанавливающие отдаление от берега), помещают в рифы, отправляют в космос и превращают в украшение. На современных кладбищах можно поместить останки близкого человека в колумбарии, индивидуальном мемориале, семейном склепе или нишах. Так как прах нетоксичен, нет ограничений на вид используемого контейнера.

Процедура кремации для животных совсем другая, чем для человека. Процесс кремации домашнего животного практически идентичен тому, что предлагается для людей. Обычно занимается организацией процесса ветеринар, но можно и напрямую обратиться в крематорий, специализирующийся на работе с животными.

Кремация - редкая процедура. Сегодня кремация становится все более популярной в больших городах, где есть очевидные проблемы с землей. Даже в Санкт-Петербурге и Москве кремации подвергается 50-70% умерших. Этот метод популярен и на Западе. Считается, что в скором времени каждый второй умерший в мире будет кремирован.

В крематории в печь отправляют сразу по несколько тел. Некоторые родственники откровенно опасаются того, что их близкий человек будет кремирован одновременно с кем-то еще. Это может привести к смешению праха. Однако это противоречит всем существующим правилам. Более того, большинство печей и не предназначены для обработки более одного тела за раз. Порой родные, напротив, желают, чтобы два тела были кремированы вместе. Но тут можно посоветовать разве что специальную урну, для хранения праха сразу двух человек.

Тело или органы, которые долго находились в морге, уже нельзя кремировать. Такое тело тоже можно подвергать кремации. Холод остановил процесс разложения и тело словно бы мумифицировалось на время. А кремация произойдет даже лучше, так как ткани будут сухими и лучше сгорят. Успешно подвергаются кремации и эксгумированные останки.

Процедуру кремации увидеть нельзя. Большинство крематориев предлагает такую услугу, но на платной основе и в случае причастности человека к конкретным похоронам. Никто не может просто прийти и посмотреть на сожжение чужого человека без веских на то оснований. Родственникам крематории предлагают специальную комнату, в которой можно наблюдать за процессом.