Образ ильинской. Ольга ильинская

/Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). Обломов. Роман И. А. Гончарова/

Третья замечательная личность, выведенная в романе г. Гончарова, — Ольга Сергеевна Ильинская — представляет тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи, которые в наше время стараются ввести в женское воспитание. В этой личности, привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами, особенно замечательны два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения. Эти два свойства редки в современных женщинах и потому особенно дороги в Ольге; они представлены в романе г. Гончарова с такою художественною верностию, что им трудно не верить, трудно принять Ольгу за невозможный идеал, созданный творческою фантазиею поэта. Естественность и присутствие сознания — вот что отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Из этих двух качеств вытекают правдивость в словах и в поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, уменье любить просто и серьезно, без хитростей и уловок, уменье жертвовать собою своему чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка. Первые два характера, оговоренные нами выше, представлены уже сложившимися, и г. Гончаров только объясняет их читателю, то есть показывает те условия, под влиянием которых они образовались; что же касается до характера Ольги, он формируется перед глазами читателя. Автор выводит ее сначала почти ребенком, девушкою, одаренною природным умом, пользовавшеюся при воспитании некоторою самостоятельностию, но не испытавшею никакого сильного чувства, никакого волнения, незнакомою с жизнию, не привыкшею наблюдать за собою, анализировать движения собственной души. В этот период жизни Ольги мы видим в ней богатую, но нетронутую природу; она не испорчена светом, не умеет притворяться, но не успела также развить в себе мыслительной силы, не успела выработать себе убеждения; она действует, повинуясь влечениям доброй души, но действует инстинктивно; она следует дружеским советам развитого человека, но не всегда подвергает эти советы критике, увлекается авторитетом и иногда мысленно ссылается на своих пансионских подруг. <...>

Опыт и спокойное размышление могли постепенно вывести Ольгу из этого периода инстинктивных влечений и поступков, врожденная любознательность могла повести ее к дальнейшему развитию путем чтения и серьезных занятий; но автор выбрал для нее другой, ускоренный путь. Ольга полюбила, душа ее взволновалась, она узнала жизнь, следя за движениями собственного чувства; необходимость понять состояние собственной души заставила ее многое передумать, и из этого ряда размышлений и психологических наблюдений она выработала самостоятельный взгляд на свою личность, на свои отношения к окружающим людям, на отношения между чувством и долгом, — словом, на жизнь в самом обширном смысле. Г. Гончаров изображением характера Ольги, анализом ее развития показал в полной силе образовательное влияние чувства. Он подмечает его возникновение, следит за его развитием и останавливается на каждом его видоизменении, чтобы изобразить то влияние, которое оказывает оно на весь образ мыслей обоих действующих лиц. Ольга полюбила нечаянно, без предварительного приготовления; она не создавала себе отвлеченного идеала, под который многие барышни стараются подводить знакомых мужчин, не мечтала о любви, хотя, конечно, знала о существовании этого чувства.

Она жила спокойно, не стараясь искусственно возбудить в себе любовь, не стараясь видеть героя будущего своего романа в каждом новом лице. Любовь пришла к ней нежданно-негаданно, как приходит всякое истинное чувство; чувство это незаметно прокралось к ней в душу и обратило на себя ее собственное внимание тогда, когда получило уже некоторое развитие. Когда она заметила его, она стала вдумываться и соразмерять с своею внутреннею мыслию слова и поступки. Эта минута, когда она отдала себе отчет в движениях собственной души, начинает собою новый период в ее развитии. Эту минуту переживает каждая женщина, и переворот, который совершается тогда во всем ее существе и начинает обличать в ней присутствие сдержанного чувства и сосредоточенной мысли, этот переворот особенно полно и художественно изображен в романе г. Гончарова. Для такой женщины, как Ольга, чувство не могло долго оставаться на степени инстинктивного влечения; стремление осмысливать в собственных глазах, объяснять себе все, что встречалось с нею в жизни, пробудилось тут с особенною силою: явилась цель для чувства, явилось и обсуживание любимой личности; этим обсуживанием определилась самая цель.

Ольга поняла, что она сильнее того человека, которого любит, и решилась возвысить его, вдохнуть ему энергию, дать ему силы для жизни. Осмысленное чувство сделалось в ее глазах долгом, и она с полным убеждением стала жертвовать этому долгу некоторыми внешними приличиями, за нарушение которых чистосердечно и несправедливо преследует подозрительный суд света. Ольга растет вместе с своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждою сценою грациозный образ девушки делается знакомее читателю, обрисовывается ярче и сильнее выступает из общего фона картины.

Мы достаточно определили характер Ольги, чтобы знать, что в ее отношениях к любимому человеку не могло быть кокетства: желание завлечь мужчину, сделать его своим обожателем, не испытывая к нему никакого чувства, казалось ей непростительным, недостойным честной женщины. В ее обращении с человеком, которого она впоследствии полюбила, господствовала сначала мягкая, естественная грация, никакое рассчитанное кокетство не могло подействовать сильнее этого неподдельного, безыскусственно простого обращения, но дело в том, что со стороны Ольги тут не было желания произвести то или другое впечатление. Женственность и грация, которые г. Гончаров умел вложить в ее слова и движения, составляют неотъемлемую принадлежность ее природы и потому особенно обаятельно действуют на читателя. Эта женственность, эта грация становится сильнее и обаятельнее по мере того, как чувство развивается в груди девушки; игривость, ребяческая беспечность сменяются в ее чертах выражением тихого, задумчивого, почти торжественного счастия.

Перед Ольгою открывается жизнь, мир мыслей и чувств, о которых она не имела понятия, и она идет вперед, доверчиво глядя на своего спутника, но в то же время всматриваясь с робкою любознательностию в те ощущения, которые толпятся в ее взволнованной душе. Чувство растет; оно делается потребностию, необходимым условием жизни, и между тем и тут, когда чувство доходит до пафоса, до "лунатизма любви", по выражению г. Гончарова, и тут Ольга не теряет сознания нравственного долга и умеет сохранить спокойный, разумный, критический взгляд на свои обязанности, на личность любимого человека, на свое положение и на действия свои в будущем. Самая сила чувства дает ей ясный взгляд на вещи и поддерживает в ней твердость. Дело в том, что чувство в такой чистой и возвышенной природе не нисходит на степень страсти, не помрачает рассудка, не ведет к таким поступкам, от которых впоследствии пришлось бы краснеть; подобное чувство не перестает быть сознательным, хотя порою оно бывает так сильно, что давит и грозит разрушить собою организм. Оно вселяет в душу девушки энергию, заставляет ее нарушить тот или другой закон этикета; но это же чувство не позволяет ей забыть действительного долга, охраняет ее от увлечения, внушает ей сознательное уважение к чистоте собственной личности, в которой заключаются залоги счастия для двух людей.

Ольга переживает между тем новую фазу развития: для нее наступает горестная минута разочарования, и испытываемые ею душевные страдания окончательно вырабатывают ее характер, придают ее мысли зрелость, сообщают ей жизненный опыт. В разочаровании часто бывает виноват сам разочаровывающийся. Человек, создающий себе фантастический мир, непременно, рано или поздно, столкнется с действительною жизнью и ушибется тем больнее, чем выше была та высота, на которую подняла его прихотливая мечта. Кто требует от жизни невозможного, тот должен обмануться в своих надеждах. Ольга не мечтала о невозможном счастии: ее надежды на будущее были просты, планы ее — осуществимы. Она полюбила человека честного, умного и развитого, но слабого, не привыкшего жить; она узнала его хорошие и дурные стороны и решилась употребить все усилия, чтобы согреть его тою энергиею, которую чувствовала в себе. Она думала, что сила любви оживит его, вселит в него стремление к деятельности и даст ему возможность приложить к делу способности, задремавшие от долгого бездействия.

Цель ее была высоконравственная; она была внушена ей истинным чувством. Она могла быть достигнута: не было никаких данных, чтобы сомневаться в успехе. Ольга приняла мгновенную вспышку чувства со стороны любимого ею человека за действительное пробуждение энергии; она увидела свою власть над ним и надеялась вести его вперед на пути самосовершенствования. Могла ли она не увлечься своею прекрасною целью, могла ли она не видеть впереди себя тихого разумного счастия? И вдруг она замечает, что возбужденная на миг энергия гаснет, что предпринятая ею борьба безнадежна, что обаятельная сила сонного спокойствия сильнее ее живительного влияния. Что было делать ей в подобном случае? Мнения, вероятно, разделятся. Кто любуется порывистою красотою бессознательного чувства, не думая о его последствиях, тот скажет: она должна была остаться верною первому движению сердца и отдать свою жизнь тому, кого однажды полюбила. Но кто видит в чувстве ручательство будущего счастия, тот взглянет на дело иначе: безнадежная любовь, бесполезная для себя и для любимого предмета, не имеет смысла в глазах такого человека; красота такого чувства не может извинить его неосмысленности.

Ольга должна была победить себя, разорвать это чувство, пока было еще время: она не имела права губить свою жизнь, приносить собою бесполезную жертву. Любовь становится незаконною тогда, когда ее не одобряет рассудок; заглушать голос рассудка значит давать волю страсти, животному инстинкту. Ольга не могла так поступить, и ей пришлось страдать, пока не выболело в ее душе обманутое чувство. Ее спасло в этом случае присутствие сознания, на которое мы уже указали выше. Борьба мысли с остатками чувства, подкрепляемого свежими воспоминаниями минувшего счастия, закалила душевные силы Ольги. В короткое время она перечувствовала и передумала столько, сколько не случается передумать и перечувствовать в течение многих лет спокойного существования. Она была окончательно приготовлена для жизни, и прошедшее, испытанное ею чувство и пережитые страдания дали ей способность понимать и ценить истинные достоинства человека; они дали ей силы любить так, как не могла она любить прежде. Внушить ей чувство могла только замечательная личность, и в этом чувстве уже для разочарования не было места; пора увлечения, пора лунатизма прошла невозвратно. Любовь не могла более незаметно прокрасться в душу, ускользая до времени от анализа ума. В новом чувстве Ольги все было определенно, ясно и твердо. Ольга жила прежде умом, и ум подвергал все своему анализу, предъявлял с каждым днем новые потребности, искал себе удовлетворения, пищи во всем, что ее окружало.

Затем развитие Ольги сделало еще только один шаг вперед. На этот шаг есть только беглое указание в романе г. Гончарова. То положение, к которому повел этот новый шаг, не очерчено. Дело в том, что Ольгу не могли удовлетворить вполне ни тихое семейное счастие, ни умственные и эстетические наслаждения. Наслаждения никогда не удовлетворяют сильной, богатой природы, неспособной заснуть и лишиться энергии: такая природа требует деятельности, труда с разумною целью, и только творчество способно до некоторой степени утишить это тоскливое стремление к чему-то высшему, незнакомому, — стремление, которого не удовлетворяет счастливая обстановка вседневной жизни. До этого состояния высшего развития достигла Ольга. Как удовлетворила она пробудившимся в ней потребностям, — этого не говорит нам автор. Но, признавая в женщине возможность и законность этих высших стремлений, он, очевидно, высказывает свой взгляд на ее назначение и на то, что называется в общежитии эмансипациею женщины. Вся жизнь и личность Ольги составляют живой протест против зависимости женщины. Протест этот, конечно, не составлял главной цели автора, потому что истинное творчество не навязывает себе практических целей; но чем естественнее возник этот протест, чем менее он был приготовлен, тем более в нем художественной истины, тем сильнее подействует он на общественное сознание.

Вот три главные характера "Обломова". Остальные группы личностей, составляющие фон картины и стоящие на втором плане, очерчены с изумительною отчетливостию. Видно, что автор для главного сюжета не пренебрегал мелочами и, рисуя картину русской жизни, с добросовестною любовью останавливался на каждой подробности. Вдова Пшеницына, Захар, Тарантьев, Мухояров, Анисья — все это живые люди, все это типы, которые встречал на своем веку каждый из нас. <...>

"Обломов", по всей вероятности, составит эпоху в истории русской литературы, он отражает в себе жизнь русского общества в известный период его развития. Имена Обломова, Штольца, Ольги сделаются нарицательными. Словом, как ни рассматривать "Обломова", в целом ли или в отдельных частях, по отношению ли его к современной жизни или по его абсолютному значению в области искусства, так или иначе, всегда должно будет сказать, что это вполне изящное, строго обдуманное и поэтически-прекрасное произведение. <...> Изображение чистого, сознательного чувства, определение его влияния на личность и поступки человека, воспроизведение господствующей болезни нашего времени, обломовщины, — вот главные мотивы романа. Ежели вспомнить притом, что всякое изящное произведение имеет образовательное влияние, ежели вспомнить, что истинно изящное произведение всегда нравственно, потому что верно и просто рисует действительную жизнь, тогда должно сознаться, что чтение книг, подобных "Обломову", должно составлять необходимое условие всякого рационального образования. Сверх того, для девиц может быть особенно полезно чтение этого романа 3 . Это чтение несравненно лучше отвлеченного трактата о женской добродетели уяснит им жизнь и обязанности женщины. Стоит только вдуматься в личность Ольги, проследить ее поступки, и, наверное, в голове прибавится не одна плодотворная мысль, в сердце заронится не одно теплое чувство. Итак, мы думаем, что "Обломова" должна прочесть каждая образованная русская женщина или девушка, как должна она прочесть все капитальные произведения нашей словесности.

Роман «Обломов» – главное произведение в творчестве . Роман создавался в течение нескольких лет, с 1847 по 1859 год. Его главным героем стал помещик . Образованный человек проводит жизнь, предавшись неге и полулени. Он не приспособлен к работе и, несмотря на имеющийся потенциал, не питает интереса ни к одному виду деятельности. Ольге Ильинской, чей характер оказывается полной противоположностью образу Обломова, автор отвел роль мотиватора главного действующего лица.

Роман демонстрирует развитие персонажа. Встретив Ольгу молодой девушкой, читатель наблюдает за ее становлением как личности, взрослением и сменой статуса. Постоянно стремящаяся к саморазвитию, амбициозная Ольга Сергеевна Ильинская пробуждает в Обломове любовь, которой не суждено иметь продолжения.

Биография и сюжет

Ольга Ильинская – привлекательная девушка, живущая в Санкт-Петербурге. Она позитивна, оптимистична и не склонна к манерности, традиционной для описываемой эпохи. Семья девушки благородна. Родители рано умерли, и ребенком героиня попала в дом тетки, Марьи Михайловны. Там ей дали воспитание, разрешали открыто выражать мнение. Самодостаточность Ольги объяснима и тем, что ее близким другом был . Девушка является поклонницей его взглядов и воплощает в жизнь идеи, которым благоволит приятель.


Образ Ольги не типичен для женщины 19 века. Ее характеристика исключает склонность к кокетству и жеманству, скрытности и алчности. Девушку мало волнуют приличия и чужое мнение. Общества Ильинской избегают поборники традиционного социального строя и этикета. Ольга образованна и рассудительна. Описывая характер, автор не уделяет внимания внешности, отмечая, что героине не хватает белизны кожи, румянца и утонченных очертаний. Грациозная и элегантная Ильинская из добродушного ребенка превращается в женщину, чье лицо теряет беззаботное выражение и обретает тягостную задумчивость.

Чувства, которые пробудила Ольга в сердце Обломова, облагородили героя и позволили начать новый этап жизни. Герой оказался не в силах соответствовать девушке, и им пришлось разорвать отношения. Расставание подкосило обоих. Илья Обломов слег в горячке, а Ольга Ильинская уехала в Париж, залечить разбитое сердце. Полгода, проведенные во Франции, она поддерживала тесную связь со Штольцем и пришла в себя. Приняв предложение руки и сердца от друга Обломова, Ольга вышла за него замуж.


Сочетая простоту и естественность, Ольга Ильинская отличалась от представительниц прекрасного пола в Петербурге. , которая заняла мысли Обломова после отъезда Ольги, не отличалась широтой взглядов или возвышенными идеалами. Ее простота и стремление вести привычный образ жизни заставили героя задуматься о том, что схожесть дает основания для появления чувств.

Личностный рост Ольги, описанный на страницах произведения, происходит быстрыми темпами. Это покорило Обломова. Позднее, поняв, что не готов к такому ритму жизни и имеет другие идеалы, герой отказался от попыток быть наравне с Ильинской. История любви не состоялась.


В сравнение с Ольгой Пшеницына выглядит скромно. Ее главными заботами оказывается ведение хозяйства и поиск возможностей угодить Обломову. Для нее он выступает в роли Ильинской, поэтому ленивому помещику кажется, что брак с Пшеницыной – удачный вариант развития событий.

Привыкшие к домашней жизни, щедрым застольям, тихой текучести времени, Обломов и Пшеницына довольствуются тем, что им преподносит судьба. В то же время Ильинская и Штольц привыкли творить свою жизнь вопреки обстоятельствам. План перевоспитания Обломова, который разработала Ильинская, никогда бы не пришел в голову Пшеницыной, считавшей, что супруг – идеальный мужчина. Чувства, которые Ольга приняла за любовь, скорее были удовольствием от результатов, демонстрируемых Ильей. Главное предназначение Ольги заключается в постоянном поиске себя и самосовершенствовании, что невозможно рядом с Обломовым.

Актрисы

Роман «Обломов» был экранизирован. Аудитории запомнились две киноленты, достойные разбора и отличившиеся интересными актерскими работами. В 1966 году на экраны вышел сериал, созданный итальянскими постановщиками. Роль Ольги исполнила Джулиана Лоджодиче, а в образе Обломова выступил Альберто Лионелло.


Советский зритель смог оценить режиссерскую интерпретацию в 1979 году. Художественный фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» был воспринят тепло и доброжелательно. Критики отмечали игру , воплотившей на экране Ильинскую.


Кроткая и утонченная актриса достоверно изобразила черты, которые описывал автор в романе. Внешность актрисы изящно дополнила создаваемый ею образ. Роль принесла исполнительнице большой успех в кинематографе. В дуэте с Елена Соловей представила неповторимый тандем незаурядной личности и ее подопечного.

Литературоведы ищут прообраз Ольги Ильинской, отмечая ее сходство с главной героиней романа « ». напоминает Ильинскую. Писатели характеризуют девушек как простых персонажей, не испытывающих интереса к светской жизни современного общества. В работе над образом Гончаров пошел дальше , изобразив женщину, привлекающую природной красотой и серьезными запросами. Ольге не достаточно быть счастливой дамой, она чувствует необходимость проявления характера.


Ильинская входит в число классических женских образов русской литературы. Ольга представляет собой аутентичную героиню, цельную натуру, которой не находится равных.

Цитаты

Автор вкладывает в уста главной героини слова, которые ожидает услышать от публики. Середина 19 века была смутным временем, когда особам, подобным Обломову, не было счета. Мало кто хотел выйти из зоны комфорта, чтобы взяться за решительные действия, и в образе женщины писатель дает сильнейшую мотивацию Обломову и таким как он. Женское начало является собирательным образом достигаемой высоты:

«Я цель твоя, говоришь ты и идешь к ней так робко, медленно; а тебе еще далеко идти; ты должен стать выше меня. Я жду этого от тебя!» – говорит Обломову Ольга.

Несмотря на рассудительность, Ольге не чужды сердечные порывы:

«У сердца, когда оно любит, есть свой ум... оно знает, чего хочет, и знает наперед, что будет»

Так объясняет девушка, не понимающая до конца, что, сама того не желая, она подменила любовь азартом. В глубине души Ольга понимает, что испытываемые чувства не имеют шанса:

«Да, на словах вы казните себя, бросаетесь в пропасть, отдаете полжизни, а там придет сомнение, бессонная ночь: как вы становитесь нежны к себе, осторожны, заботливы, как далеко видите вперед!..»

Девушка видит, кем является Обломов и понимает, что он никогда не решится на серьезный поступок и не изменит своей сущности.

Меню статьи:

Образ Ольги Ильинской заметно выделяется на общем фоне персонажей романа. Благодаря своей честности, искренности и благородству девушка у многих ассоциируется с ангелом, сошедшим с небес на землю.

Происхождение Ильинской и ее семья

Ольга Сергеевна Ильинская была потомственной дворянкой. Родители ее умерли, и ее взяла на воспитание тетка. Автор не рассказывает, в каком возрасте Ильинская стала сиротой. Единственное, что известно: это случилось после того, как девочке исполнилось 5 лет. (Когда Ольге было 5, ее отец вместе с ней выехал из их поместья).

Имение Ольги было некоторое время под залогом, но на момент, когда разворачиваются основные события, все документы были приведены в порядок, и девушка уже могла жить в своем имении. Имение Ильинских не отличалось хорошим состоянием, но имело выгодное расположение, что было перспективным для его восстановления и развития.

Предлагаем ознакомиться с человека, отличающегося ленью и апатией к жизни, в романе И. Гончарова “Обломов”.

Семья Ольги немногочисленна – она была единственным ребенком в семье, поэтому у нее нет братьев или сестер. Единственной родственницей девушки является ее тетя, Марья Михайловна. У тетки ни мужа, ни своих детей – Ольга заменила ей семью.

Между теткой и племянницей возникли доверительные отношения, но Ольга не всегда и не все готова обсуждать с теткой. Так, например, она утаивает подробности их взаимоотношений с Обломовым, но делает это не потому, что не доверяет именно Марье Михайловне, а потому, что не готова обсуждать эту ситуацию с кем-либо.

Досуг

Роль женщины в обществе в то время была ограниченной. Для представительниц женского пола благородного происхождения была закрыта дорога к какой-либо службе. Женщины в то время занимались ведением домашних дел и воспитанием детей.

Как и все женщины, Ольга активно занимается рукоделием – она часто вышивает, ей нравится это занятие, ведь увлекает процесс создания необычных узоров.

Досуг Ольги не ограничен только рукоделием: в свободное время девушка не пренебрегает книгами. Ей нравится узнавать что-то новое, однако еще больше Ольге нравится слушать рассказы и пересказы книг.

Именно из-за этого Обломов начинает активно читать книги – благодаря пересказам сюжета, ему удается привлечь внимание возлюбленной к своей персоне и долгое время удерживать его.

Также Ильинская обожает театр – ее увлекает игра актеров. Девушка никогда не упускает шанс увидеть представление.

Ольга, как и основная масса дворян, умеет играть на музыкальных инструментах. Вдобавок к этому, у нее развит музыкальный слух, девушка хорошо поет, аккомпанируя себе на фортепиано.

Внешность Ильинской

Ольга Сергеевна – девушка, обладающая приятной, располагающей к себе внешностью. Окружающие считают ее красивой и милой девушкой. У Ольги приятные серо-голубые глаза, в них всегда можно найти что-то доброе и ласковое.

У Ольги брови разной формы. Одна из них всегда изогнута – как раз в этом месте заметна небольшая складка – по мнению автора, это указывает на упорство девушки. В целом же ее брови не были общепринятой – тонкой дугообразной, формы, они не обрамляли ее глаз. Брови Ольги были пушистые и больше напоминали прямую линию. Лицо ее было овальной формы, оно не отличалось классической красотой – не было безукоризненно белым, а щеки ее не были румяными, зубы ее не были похожи на жемчуг, но нельзя ее было считать непривлекательной.

На нашем сайте вы можете проследить за описанными в романе И. Гончарова “Обломов”.

Ольга всегда немного наклоняла голову, что придавало ей некоторое благородство. Этот образ усиливала шея – красивая и тонкая. Нос ее «образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию».

У девушки были красивые курчавые волосы, которые она завязывала в косу на затылке, что еще больше усиливало ее благородный образ.

Губы девушки были тонкие и всегда плотно сжатые. Складывалось впечатление, что ее губы не смеялись, даже в тех случаях, когда смеялось все ее лицо.

Руки у Ильинской были обычного размера, немного влажные и мягкие.

Ольга была красиво сложена – у нее была хорошая фигура. Походка ее была легкой и красивой. Окружающие считали ее подобной ангелу.

Одежда Ольги не отличается чем-то необычным. Ее платье всегда вычищенное и опрятное. Девушка не гонится за модными тенденциями, при выборе одежды она руководствуется личными предпочтениями, а не постулатами моды. В ее гардеробе можно найти одежду на любой случай – там есть и легкие шелковые платья и изысканные, кружевные, и теплые, на ватном подкладе для холодного время года. Во время знойных дней Ольга Сергеевна пользуется декоративным зонтиком, а в холодное одевается в мантилью с косынкой или шляпу и салоп.

Характеристика личностных качеств

Ольга всегда была «чудесным созданием». Она в самого детства была активной и сообразительной. Еще в детские годы Ольга заметно отличалась искренностью и эмоциональностью.

Ольга не умеет лгать и обманывать – ему чужды понятия фальши и обмана.

Ольга не похожа на большинство девушек высшего общества – ее отличительной чертой стало неумение кокетничать и заигрывать. Она никогда не поджимает губу, подобно большинству жеманных девушек в случае негодования, не выставляет ногу, во время игры за фортепиано, чтобы привлечь внимание мужской половины слушателей, не падает притворно в обморок и не разыгрывает призрачную болезненность, чтобы привлечь внимание к своей персоне.

Ольга – простая девушка. В ее речи отсутствуют заученные философские изречения. Она никогда не использует подслушанные суждения о чем-либо в корыстных целях и не выдает чье-либо мнение за свое. Исходя из этого, многие ее считают простушкой и не проницательной и недалекой.

В целом Ольга была робкой девушкой. Она редко вмешивалась в беседу не столько потому, что была мало что знала о предмете обсуждения, а потому, что по своей природе была неразговорчивым человеком.

Ольга искренняя и эмоциональная девушка, она редко остается равнодушной к происходящим событиям, но старается не афишировать своих чувств. Ее спокойный характер позволяет ей это сделать.

Ольга очень любопытная девушка, ей нравится слушать разные рассказы, как из реальной жизни людей, так и литературные истории. Время от времени девушка любит впадать в задумчивость.

По отношению к другим Ольга Сергеевна относится доброжелательно и терпеливо. Она доверчивый человек. Ильинская долго ожидает решительных действий со стороны Обломова, даже в тех случаях, когда можно было легко обозначить пренебрежение ее Обломовым. Однако, ее нельзя назвать бесхарактерной – убедившись в обмане Обломова, девушка следует велению своей гордости – она разрывает с Ильей Ильичем отношения, несмотря на то, что ее привязанность к нему все еще сильна.

Несмотря на то, что Ольга мечтательная девушка, она не лишена прагматичного и ясного ума. Ильинская – умная девушка, она часто становится советчиком Обломова, предложенные ею варианты решения удивляют Обломова своей простотой и в то же время результативностью.


Ольга обладает упорством и настойчивостью, она привыкла следовать своей цели в жизни, а не ждать, когда желаемое исполниться само собой.

Ильинская – нежная и чувственная натура. Она нежна и ласкова с человеком, которого любит.

Она – высокоморальная и верная. Ильинская не признает измены и не понимает такого отношения между возлюбленными людьми или супругами.

Бесспорно, Ольга обладает решительностью – она всегда открыта для перемен и не боится их. Ильинская не привыкла плыть по течению жизни, она готова кардинально менять свою жизнь.

Взаимоотношения Ольги Ильинской и Ильи Ильича Обломова

Знакомство Ольги и Ильи Ильича Обломова произошло по инициативе их общего знакомого – Андрея Штольца. Андрей Иванович в один из очередных своих визитов к Обломову решается активно взяться за модернизацию жизни своего друга.

В один из вечеров он привозит его в дом Ильинских. Чудаковатый и простодушный Илья Ильич стал предметом заинтересованности Ольги. Девушка на момент знакомства была еще совсем юной и неопытной, поэтому она целиком отдается возникшему чувству симпатии, позволяя ей перерасти в любовь.

Илья Ильич также влюбился в девушку. Так как он был ровесником Штольца, то с Ольгой Обломова разделял довольно большой возрастной промежуток – 10 лет, но в случае с Обломовым это было мало заметно. Илья Ильич был крайне неприспособленным человеком к жизни, а его аскетичный, ленивый образ жизни напрочь лишил возможности и умения общаться с людьми. Илья Ильич еще не имел опыта романтических отношений, поэтому его некоторым образом пугает возникшее чувство по отношению к Ольге, он смущается и стесняется своих чувств и не знает как ему нужно правильно себя вести.


В один из вечеров Ольга в заключении выполнила арию “Casta Diva”, которая была любимым произведением Обломова. Неожиданно сорвавшееся признание Обломова стало причиной активного развития отношений этих героев.

Илья Ильич заметно изменился под влиянием возникшего чувства – он постепенно начал отказываться от привычной ему Обломовщины, стал следить за своим гардеробом, состоянием жилья. Обломов активно читает книги и постоянно совершает выходы в свет.

Одним словом, ведет привычную жизнь аристократа. Однако такое изменение не было истинно его желанием – он совершает это ради своей любви и во имя Ольги. Обломов полностью отдается любви, он очень сентиментальный и романтичный человек. Илье Ильичу сложно понять другие проявления любви, отличные от этого. Он очень требовательный к Ольге, ему хочется, чтобы ее любовь была идентична его любви по отношению к девушке, а найдя различные черты, он подвергает любовь девушки сомнениям. В связи с этим Обломов пишет девушке письмо, в котором упрекает ее в отсутствии истинных чувств по отношению к нему и объявляет ей о расставании.

Прочитав письмо, Ольга очень расстраивается, она не понимает, почему ее чувства были подвержены сомнению, ведь она не давала повод думать Обломову, что его личность ему неприятна. Обломов, увидавший реакцию девушки на сообщение о расставании, понимает ошибочность своих действий, ему совестно за свой поступок. Возлюбленные объясняются и мирятся – их отношения продолжают развиваться.

Обломов делает предложение Ольге, и девушка отвечает согласием. Дело остается за малым – придать огласке их отношения (которые до этого времени были в тайне) и объявить о помолвке, но приступать к таким действиям Обломов не решается – он изменился, но не настолько. Кардинальные перемены пугают Илью Ильича и он все оттягивает время. К этому моменту Обломов устает от активности и решительности Ольги, ему чужда активная жизненная позиция, готовность изменить свою жизнь и развиваться как личность. Отношения с Ольгой все чаще и чаще у него ассоциируются с работой. Обломов не решается порвать с девушкой, но и развивать отношения дольше у него нет желания. Он занимает выжидательную позицию. Вначале Ольгу мало заботит такая безынициативность ее возлюбленного.

Она считает, что Обломову нужно некоторое время, чтобы приступить к действиям, но чем больше проходит времени, тем больше девушка осознает призрачность чувств ее возлюбленного.

Апогеем отношений становится обличение обмана Обломова с его придуманной болезнью. Расстроенная девушка решается порвать отношения с Обломовым.

На Ольгу это событие действует удручающее – несмотря на тайность их отношений, все вокруг уже начали говорить о них как о будущих супругах и это еще больше ранит уязвленную Ольгу.

Взаимоотношения Ольги и Андрея Штольца

Ольга Сергеевна и Андрей Иванович были давними знакомыми. Значительная разница в возрасте (Штольц был старше Ильинской на 10 лет) не позволила им в начале их общения создать романтические отношения – в глазах Андрея Ивановича девушка выглядела совсем ребенком.

Долгое время их общение не выходило за рамки дружеского, хотя отрицать присутствие симпатии было невозможно. Поведение Андрея Ивановича подталкивало Ильинскую на мысль о том, что он равнодушен к ней как к женщине. Такое положение вещей значительно усилилось после того, как Штольц познакомил молодую девушку со своим другом – Ильей Ильичем Обломовым. Андрей Иванович умел преподнести даже самые непритягательные черты человека в выгодном свете, что и произошло в случае с Обломовым. Такой факт не происходит из корыстных целей, а стал виной положительного и оптимистического начала Штольца, который умеет рассмотреть в человеке положительные, привлекательные черты характера. Ольга переключает свое внимание на Обломова и влюбляется в него.

Развитие романтических отношений не заставило себя долго ждать – чувства Ольги оказались взаимными. Однако Обломовщина и мнительность Обломова не позволили этим отношениям перерасти и создать семью – помолвка Ольги и Обломова была расторгнута. Эта происшествие стало причиной хандры Ольги. Девушка разочаровалась в любви и мужчинах в целом.

В скором времени Ольга вместе с теткой уезжают за границу. Некоторое время они прожили во Франции, где встретили Андрея Штольца. Андрей Иванович ничего не знавший не только о помолвке Ольги с Обломовым, но и о романтической связи между ними, становится активным гостем в доме Ильинских.

Спустя некоторое время, Штольц замечает привязанность к девушке – он осознает, что его жизнь уже не мыслима без Ольги. Андрей Иванович решается объясниться с девушкой.

Некоторое время назад Ольга была бы счастлива услышать это, но неудачный опыт взаимоотношений изменил ее позицию. Ольга решается открыться Штольцу и рассказывает ему все подробности из взаимоотношений с Обломовым. Андрей Иванович неприятно поражен поведением своего друга, но что-либо изменить он не в силах. Штольц не намерен отказываться от своего намерения и делает девушке предложение. Ольга не испытывает страсти или же любви к Штольцу – чувство привязанности и симпатии связывают ее с Андреем Ивановичем, но девушка соглашается стать его женой.

Брак Ольги и Андрея не стал неудачным – Ольга смогла обрести гармонию в браке и стать счастливой матерью.

После брака с Андреем Штольцом Ольга преобразилась, она смогла абстрагироваться от негативных впечатлений, возникших после расставания с Ильей Ильичем Обломовым, но на этом их отношения нельзя назвать законченными.

Несмотря на такой печальный опыт, Ольга не остается равнодушной к судьбе Обломова, а после его смерти воспитывает его сына наравне со своими детьми.

Подведем итог. Ольга Ильинская – положительный персонаж романа Гончарова. В ней воплотились наилучшие черты и характеристики – она романтична, нежная и мечтательная натура, но, в то же время обладает холодным умом и рассудительностью. Ольга заметно отличается от образа жеманных девушек, так прижившегося в обществе. В своих поступках она руководствуется моралью и гуманностью, а не личной выгодой, что также выделяет ее из общества.

Введение

Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов» является наиболее ярким и сложным женским персонажем. Знакомясь с ней как с юной, только развивающейся девушкой, читатель видит ее постепенное взросление и раскрытие как женщины, матери, самостоятельной личности. При этом полная характеристика образа Ольги в романе «Обломов» возможна только при работе с цитатами из романа, максимально емко передающими внешность и индивидуальность героини:

«Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом…».

При встрече с Ольгой люди всегда на мгновение останавливались «перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».

Ольга получила хорошее воспитание и образование, разбирается в науках и искусстве, много читает и находится в постоянном развитии, познании, достижении новых и новых целей. Эти ее черты отразились на внешности девушки: «Губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз», а неровно расположенные тонкие брови создавали маленькую складку на лбу «в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль».

Все в ней говорило о собственном достоинстве, внутренней силе и красоте: « Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо».

Любовь к Обломову

Образ Ольги Ильинской в «Обломове» предстает в начале романа как еще совсем юной, мало знающей девушки, с широко открытыми глазами смотрящей на окружающий мир и старающейся познавать его во всех проявлениях. Переломным моментом, ставшим для Ольги переходом от детской стеснительности и некого смущения (как это было при общении со Штольцем), стала любовь к Обломову. Прекрасное, сильное, вдохновляющее чувство, молниеносно вспыхнувшее между возлюбленными, было обречено на расставание, так как Ольги и Обломов не хотели принимать друг друга такими, какими они есть на самом деле, культивируя в себе чувство к полуидеальным прообразам реальных героев.

Для Ильинской любовь к Обломову была связана не с теми женственными нежностью, мягкостью, принятием и заботой, которых ждал от нее Обломов, а долгом, необходимость поменять внутренний мир возлюбленного, сделать его абсолютно другим человеком:

«Она мечтала, как “прикажет ему прочесть книги”, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».

«И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!»

Любовь Ольги к Обломову – была основана на эгоизме и амбициях героини. Более того, ее чувства к Илье Ильичу трудно назвать истинной любовью – это была скоротечная влюбленность, состояние вдохновения и подъема перед новой вершиной, которую она хотела достичь. Для Ильинской на самом деле не были важны чувства Обломова, она хотела сделать из него свой идеал, чтобы затем гордиться плодами своих трудов и, возможно, напоминать ему после, что всем, что он имеет, обязан именно Ольге.

Ольга и Штольц

Отношения Ольги и Штольца развивались с нежной, трепетной дружбы, когда Андрей Иванович был для девушки учителем, наставником, фигурой вдохновляющей, по-своему далекой и недоступной: «Когда у ней рождался в уме вопрос, недоумение, она не вдруг решалась поверить ему: он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах».

Брак со Штольцем, который помог ей оправиться после расставания с Ильей Ильичем, был логичен, так как герои очень схожи по характеру, жизненным ориентирам и целям. Тихое, спокойное, бесконечное счастье виделось Ольге в совместной жизни со Штольцем:

«Она испытывала счастье и не могла определить, где границы, что оно такое».

« Она тоже шла одиноко, незаметной тропой, также на перекрестке встретился ей он, подал руку и вывел не в блеск ослепительных лучей, а как будто на разлив широкой реки, к пространным полям и дружески улыбающимся холмам»

Прожив несколько лет вместе в безоблачном, бесконечном счастье, видя в друг друге те идеалы, о которых всегда грезили и тех людей, которые им являлись во снах, герои начали словно отдаляться друг от друга. Штольцу стало тяжело тянуться за пытливой, непрерывно стремящейся вперед Ольгой, а женщина «стала строго замечать за собой и уловила, что ее смущала эта тишина жизни, ее остановка на минутах счастья», задаваясь вопросами: «Ужели еще нужно и можно желать чего-нибудь? Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги… Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут все… все…». Героиня начинает разочаровываться в семейной жизни, в женском предназначении и в той судьбе, которая была уготована ей с самого рождения, но продолжает верить в своего сомневающегося мужа и в то, что их любовь будет держать их вместе даже в самый трудный час:

« Та неувядающая и негибнущая любовь лежала могуче, как сила жизни, на лицах их – в годину дружной скорби светилась в медленно и молча обмененном взгляде совокупного страдания, слышалась в бесконечном взаимном терпении против жизненной пытки, в сдержанных слезах и заглушенных рыданиях».

И хотя Гончаров не описывает в романе, как сложились дальнейшие отношения Ольги и Штольца, можно кратко предположить, что женщина спустя какое-то время либо ушла от мужа, либо оставшуюся жизнь прожила несчастной, все более погружаясь в разочарование от недостижимости тех высоких целей, о которых мечтала в юности.

Заключение

Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» Гончарова – это новый, в какой-то мере феминистичный тип русской женщины, которая не хочет закрываться от мира, ограничивая себя хозяйством и семьей. Краткая характеристика Ольги в романе – женщина-искатель, женщина-новатор, для которой «рутинное» семейное счастье и «обломовщина» были действительно самыми ужасающими и пугающими вещами, способными привести к деградации и застою ее направленной вперед, познающей личности. Для героини любовь была чем-то второстепенным, проистекающим из дружбы или вдохновения, но не самобытным, ведущим чувством, а уж тем более не смыслом жизни, как у Агафьи Пшеницыной.

Трагичность образа Ольги состоит в том, что общество 19 века еще не было готово к появлению сильных женских личностей, способных менять мир наравне с мужчинами, поэтому ее все равно бы ожидало то самое усыпляющее, однообразное семейное счастье, которого девушка так опасалась.

Тест по произведению

Ильинская Ольга Сергеевна - главный женский образ в романе «Обломов». Кроме того, это один из самых ярких персонажей. Сначала она появляется на страницах произведения Гончарова юной, еще не сформировавшейся личностью. Позже, в заключительных главах, читатель видит Ольгу Сергеевну Ильинскую заботливой матерью, мудрой женщиной.

Описание внешности

Для того чтобы дать характеристику Ильинской Ольге Сергеевне, следует вспомнить слова автора. Как описывал Гончаров свою героиню? «Если Ольгу обратить в статую, она станет образцом грации, гармонии» - так автор говорит о девушке, покорившей сердце Обломова. Она невысока ростом, но при этом ее стан обладает необычным величием. Весь образ ее гармоничен, притягателен. Ильинской Ольгой Сергеевной многие восхищались. Было в ней внутреннее обаяние, мало общего имеющее с внешней красотой.

Характер, интересы героини

Ольга Сергеевна Ильинская получила прекрасное образование. Она разбиралась в науках, искусстве. Много читала и находилась в постоянном развитии. Эта молодая женщина обладала пытливым умом, беспрерывно познавала что-то новое. Внутренние черты отразились на внешности. Губы Ольги всегда немного сжаты - признак задумчивости, стремления к поиску истины.

Что еще известно об Ильинской Ольге Сергеевне? Место жительства героини - дом родственницы, тетки Марии Михайловны. Ольга рано осиротела, быстро повзрослела. Она отличается удивительной активностью, энергичностью. А потому очень странно, что при встрече с Обломовым мгновенно заинтересовывается этим инфантильным, слабохарактерным человеком. Что привлекает Ольгу в Илье Ильиче?

Обломов

Как ни странно, история любви - одна из основных сюжетных линий в романе, повествующем о человеке, проведшем почти всю свою жизнь на диване. В произведении Гончарова раскрыты различные грани прекрасного чувства. Отношения Ильинской и Обломова - это пример всеохватывающей, яркой любви. Однако герои обречены на расставание.

Критики по-разному воспринимают роль Ольги Сергеевны Ильинской в судьбе главного героя. Одни полагают, что это светлый образ, способный спасти его из пучины «обломовщины». Другие говорят об эгоизме Ильинской - женщины, для которой сомнительные обязательства становятся превыше чувств.

История любви героев Гончарова начинается весной, в тот самый период, когда цветет сирень, и воздух словно пропитан романтичностью, чувственностью. С Ильинской Обломова знакомит его друг Штольц. Для Ильи Ильича девушка - воплощение идеала, женственности, гармонии. После первой же встречи ее образ не выходит из его головы. Обломову, наконец-то, впервые за много лет не спится. И халат ему невыносим, и Захар вдруг раздражает.

После первой встречи между героями завязываются романтические отношения. Обломов испытывает по отношению к Ольге настоящие чувства. Кем же для Ильинской становится этот чувствительный, рефлексирующий человек? Любит ли она его? Нельзя сказать, что Ольга не испытывает к мечтателю Обломову никаких чувств. Но скорее, она хочет любить того человека, которого она в будущем сделает из Ильи Ильича. Она получает удовольствие от нравоучений, Она не способна полюбить его таким, какой он есть. Ольга Сергеевна стремится изменить его. понимает. И это понимание становится для него невыносимым. Между ними происходит разрыв.

Штольц

После разрыва с Обломовым у Ильинской завязываются теплые отношения со Штольцем. Сначала это всего лишь дружба. Позже она перерастает в романтические отношения. Наконец, Штольц делает Ольге Сергеевне предложение. Они яркие, деятельные, целеустремленные личности. Казалось бы, идеально подходят друг другу. Однако и со Штольцем Ильинская не становится счастливой.

Андрей Иванович увидел в Ольге благодарную ученицу. Он окружил ее вниманием, стал ее наставником. Он был для Ольги тем, кем она пыталась когда-то стать для Обломова. После расставания с Ильей Ильичом Ольга уезжает в Европу, где проводит много времени со Штольцем. Она слушает его с интересом. Он же очаровывается не только стремлением Ольги к знаниям, но и ее женственностью.

Проходят годы. У Андрея Ивановича и Ольги Сергеевны появляются дети. Со временем Штольцу становится все сложнее соответствовать мужскому идеалу Ильинской. А она же начинает страдать от скупости, немецкой рациональности мужа. И все чаще вспоминает мечтательного Обломова. Между Ильинской и Штольцем любви нет. Нет и понимания, которое, несомненно, сложилось бы между Ильинской и Обломовым, сложись их жизнь иначе. Идеал для Ольги - Илья Ильич. Однако в период их романтических отношений она была слишком молода, для того чтобы проявить больше понимания, тактичности и терпения.

Пшеницына Агафья Матвеевна

Ильинская Ольга Сергеевна - полная противоположность этой героине. Илья Ильич обрел счастье именно с Агафьей. Хотя счастье это было иллюзорным. Это простая добрая женщина, которая, в отличие от Ильинской, не стремится к знаниям. Все естество ее направлено на заботу о близких. Агафья обладает простой русской красотой. Это идеал женщины-крестьянки, которая словно сошла с полотен русских живописцев 19-го века.