Образ и характеристика юрия живаго в докторе живаго пастернака сочинение. Доктор живаго характеристика образа живаго юрия андреевича Профессия юрия живаго

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» называют автобиографией, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора.

Центральный образ романа — доктор Юрий Андреевич Живаго. Иногда, в свете требований, предъявляемых к романам, он кажется бледным, невыразительным, а его стихотворения, приложенные к произведению, — неоправданным довеском, как бы не по делу и искусственным. И, тем не менее, автор пишет о самом себе, но пишет как о постороннем. Он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь.

Реальная биография Пастернака не давала ему возможности высказать до конца всю тяжесть своего положения между двумя лагерями в революции, что так замечательно показано им в сцене сражения между партизанами и белыми. И ведь все-таки он, то есть герой произведения, доктор Живаго, — лицо юридически нейтральное, тем не менее вовлеченное в сражение на стороне красных. Он ранит и даже, кажется ему, убивает одного из юнцов гимназистов, а затем находит и у этого юнца и у убитого партизана один и тот же псалом, зашитый в ладанках, — 90-й, по представлениям того времени оберегавший от гибели.

Роман написан не только о Живаго, однако он написан ради Живаго, чтобы показать драму такого современника революционной эпохи, который революции не принял.

Юрий Андреевич, отпрыск богатой буржуазной семьи, москвич. Он получил медицинское образование в Московском университете, побывал, как врач, на фронте первой мировой войны. В революционные годы герой находился в плену у сибирских партизан, потерял связь с семьей, высланной за границу, но все же сумел спустя некоторое время вернуться в Москву. Там он вел неопределенный образ жизни, кормясь то врачеванием, то литературой, поскольку писал с юных лет, и умер скоропостижно от сердечного приступа. После Живаго осталась лишь тетрадь стихов.

Главный герой романа недаром носит фамилию Живаго (хотя фамилия распространенная) — воплощением «духа Живаго» в жизни и творчестве является этот человек, тончайшими нитями связанный с миром природы, истории, христианства, искусства, русской культуры.

Юрий Андреевич Живаго — интеллигент. Он интеллигент и по духовной жизни своей (поэт, как говорится, от Бога), и по профессии своей милосердной, человеколюбивой. И по неисчерпаемой душевности, домашности внутреннего тепла, и по неприкаянности, по стремлению к независимости — интеллигент.

Юрий Андреевич Живаго — это лирический герой Пастернака, который и в прозе остается лириком. Доктор Живаго — поэт, как и сам Пастернак, его стихи приложены к произведению. Это неслучайно. Стихи Живаго — это стихи Пастернака. И эти произведения написаны от одного лица — у стихов один автор и один общий лирический герой.

Примечательно, что между поэтической образностью языка автора и поэтической образностью речей и мыслей главного героя также нет различий. Автор и герой — это один и тот же человек, с одними и теми же думами, с тем же ходом рассуждений и отношением к миру. Живаго — выразитель сокровенного Пастернака. Образ Живаго — воплощение самого Бориса Леонидовича — становится чем-то большим, чем сам Борис Леонидович. Он развивает самого себя, творит из Юрия Андреевича Живаго представителя русской интеллигенции, не без колебаний и не без духовных потерь принявшего революцию. Живаго-Пастернак приемлет мир, каким бы он ни был жестоким в данный момент.

Живаго — это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила — стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий. Он служит тем, к кому попадает, — однажды, в бою с белыми, он даже берет винтовку и против собственной воли стреляет в атакующих, восхищающих его своею безрассудной храбростью юношей.

Тоня, любящая Юрия Андреевича, угадывает в нем — лучше, чем кто-либо иной — это отсутствие воли. Но Живаго безволен далеко не во всех смыслах, а только в одном — в своем ощущении громадности совершающихся помимо его воли событий, в которых его носит и метет по всей земле.

Образ Юрия Живаго, которого как бы пронизывает собой вся окружающая природа, который реагирует на все глубоко и благодарно, чрезвычайно важен, ибо через него, через его отношения к окружающему, передается отношение к действительности самого автора.

В романе мы можем увидеть и что такое Россия для Живаго. Это весь окружающий его мир. Россия тоже создана из противоречий, полна двойственности. Живаго воспринимает ее с любовью, которая вызывает в нем высшее страдание.

Роман пронизывает и организует скрещение и противоборство двух мотивов. В конце сюжета, казалось бы, торжествует смерть. Однако идея бессмертия природы и истории все-таки побеждает. И в тексте тоже. Недаром роман завершают строки о воскресении, возрождении к истинной жизни:

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко Мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

48. Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго». Образ главного героя.

Бори́с Леони́дович Пастерна́к (1890-1960) - русский поэт, писатель, один из крупнейших русских поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

В романе "Доктор Живаго"(1945-1955, опубл. 1988) Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.

В романе "Доктор Живаго" Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании.

Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, -- это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары -- это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.

Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, -- это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: "Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза". Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между "за" и "против".

Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.

Судьба доктора Живаго и его близких -- это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище "на земле". Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла "под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера".

Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но "Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья..." Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается...

Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: "...очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого". Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

Критик А. С. Власов «СТИХОТВОРЕНИЯ ЮРИЯ ЖИВАГО» Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б. Л. Пастернака

Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе - это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную строго продуманную композицию. Стихотворения цикла выполняют, как нам представляется, две основные функции. Сущность первой определяется тем, что многие образы (лейтмотивы) - чаще бытовые или «природные» реалии - находят свое эстетическое завершение в том или ином стихотворении цикла. Основной целью второй функции будет выявление подтекста : оценочных суждений, ассоциативных связей, концептуальных идей, глубинных содержательных пластов, скрытых в прозаическом тексте.

Собственно говоря, весь цикл, взятый в его органической целости, то есть в динамике чередования и последовательной смены тем, образов и мотивов, образующих своего рода лирический сюжет , в свою очередь, относящийся ко всему прозаическому тексту романа, также может рассматриваться в контексте данной функции.

Стихотворения: «Зимняя ночь», «Гамлет», «Гефсиманский сад», «Сказка».

Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал образом, символизирующим раздумья над характером собственной эпохи. «Гамлет» Шекспира - один из шедевров переводческого искусства Пастернака. Одно из важнейших изречений принца датского в пастернаковском переводе звучит так: «Порвалась дней связующая нить. / Как мне отрывки их соединить!» Гамлету Юрий Живаго вкладывает в уста слова Иисуса Христа из молитвы в Гефсиманском саду, в которой он просит Отца своего об избавлении его от чаши страданий.

В «Гамлете» теснейшим образом переплетаются между собой шекспировская символика, символика театра-жизни и судьбы-роли, а также евангельская символика. Причем заметно преобладание именно театральной символики

Таким образом, в «Гамлете» отражено начало жизненного и творческого пути героя, символически ознаменовано его духовное пробуждение . Пробуждение духовности, что вполне естественно, ассоциируется в «Гамлете» в первую очередь с христианскими мотивами.

Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое так и называется - «Гефсиманский сад». В нем звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом», и потому Иисус приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». Перед нами, в сущности, оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в его стране и во всем мире. Это отказ «железу», оружию в возможности решить исторический спор, установить истину. И в этом же стихотворении присутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искупления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения. Таким образом, открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. Центральным же образом книги (и книги стихотворений Юрия Живаго, и книги Пастернака о Юрии Живаго) становится образ горящей свечи из стихотворения «Зимняя ночь», той свечи, с которой начался Юрий Живаго как поэт.

Образ свечи имеет в христианской символике особое значение, а символика «чаши» уже максимально соответствует евангельской символике. А если говорить об изменениях в мировоззрении самого Живаго, о его духовной эволюции, то «Гефсиманский сад», как и остальные стихотворения, объединенные образом Христа и образующие так называемый «евангельский цикл» («Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина (I)» и «Магдалина (II)» ), - свидетельство осознания героем своего земного предназначения , своей высшей жертвенной Миссии .. Книга стихотворений Юрия Живаго - это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью, и его «образ мира, в слове явленный».

В стихотворение «Сказка» обнаруживается несколько последовательно раскрывающихся содержательно-символических «пластов». Высокая степень символической «насыщенности» - отличительная черта всякого лирического образа, коренящаяся в самой его природе; хотя изначально такой образ всегда предельно конкретен и однозначен - в плане соотнесенности с конкретной жизненной ситуацией, послужившей импульсом для его создания.

В. Баевский отметил, что фабула, положенная в основу стихотворения (баллады), «в полном виде держится на трех определяющих мотивах: змей (дракон) приобретает власть над женщиной; воин побеждает змея (дракона); воин освобождает женщину» .

Очевидно, что перед нами - индивидуально-авторская трансформация сюжета, в основе которого лежит указанный выше архетипический мотив змееборчества, соотнесенный с отдельными эпизодами и сюжетными линиями романа и являющийся по отношению к ним как бы вторым - символическим - планом, собственно «ключом », позволяющим выявить их подлинный смысл.

«Женская тема», которая всегда занимала значительное место в творчестве Пастернака, в «Докторе Живаго» нашла свое наиболее полное выражение: революция выступает здесь «в роли возмездия за искалеченную судьбу женщины ».

«Доктор Живаго» - произведение уникальное во всех отношениях: философском, религиозном, поэтико-жанровом, в плане преемственности и в плане новаторства. Поэтическое слово героя в романе - не предмет изображения , а полноправное, живое изображающее слово , дополняющее и углубляющее слово прозаическое, авторское. Органическое единство прозаической и поэтической частей романа в конечном итоге воспринимается уже не просто как оригинальный композиционный прием, но прежде всего как символ истинного искусства - искусства, которое может существовать только в слиянии с порождающей его и преображенной им жизнью.

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» был призван антисоветским, поэтому неоднократно поддавался репрессиям и запрещался к печати. Многие литературные критики нашего времени до сих пор не могут понять, что же так не нравилось правящей партии. Ведь в строках произведения можно ощутить дух большевизма. Я считаю, что возмущение вызвали те строки, в которых Пастернак описывает жизнь обычного человека.

В те времена трудно было найти средства для существования, поэтому, от безвыходности, люди готовили пшеницу в зернах и немолотую рожь, варили уху из рыбьих голов. Думаю, что такая правда жизни была неприемлема для торжествующей власти и по этой причине, роман Бориса Леонидовича был запрещенным. Хотя, спустя годы он нашел своего читателя и завоевал не одну сотню поклонников.

Главным героем романа был Юрий Живаго – личность неопределенная, с противоречивым характером. В душе героя постоянно возникали колебания, сомнения, он никак не мог определиться, на чью же сторону стать. Юрий Андреевич пытался не стрелять в белогвардейцев, ведь лица многих из них были ему знакомы. В одно время, Живаго ранит Ранцевица, но потом спасает ему жизнь.

В мыслях героя нет единства. Он никак не может решить, на чью же сторону ему стать и какой выбор сделать. И такие двоякие эмоции касаются не только политической и общественной жизни, а и отношений с женщинами.

Глядя на то, что происходит за окном, какие страдания, мучения и боль испытывают окружающие люди, как можно говорить о любви, о преданных и верных чувствах. Общественный переворот разрушил жизни многих людей. И от этого страдали целые поколения, связанные с событиями 1917 года.

Осознав такое положение вещей, Юрий Живаго не желает принимать сторону ни одного из лагерей. Но, такое решение не дарит ему спокойствие и удовлетворение.

Думаю, во время написания романа, Борис Пастернак хотел создать символический, собирательный образ главного героя, который содержал в себе качества человека из русской интеллигенции того времени.

Юрий Живаго так и не смог понять, для чего же было творить столько насилия, столько боли и беды, которые принесли с собой большевики. Принимая решение, Юрий Андреевич старается оставаться чист душей, имея душевное равновесие и спокойствие. Тот человек, который желает быть счастливым, может создать это самое счастье самостоятельно, для себя!

Юрий Живаго является главным героем всем известного романа Пастернака. У него довольно успешная карьера и благополучная жизнь. Он работает медиком, также у него есть жена Антонина. Юрий является сводным братом Ефграфа.

У Юрия Живаго довольно непростая судьба. Все дело в том, что его мама умерла от тяжелой болезни, а отец выпрыгнул из поезда в нетрезвом состоянии. После всех этих событий Юрия взяли на воспитание родственникам. После он женится на их дочери. В своей профессии он достиг очень больших высот, многие его коллеги восхищались его интуицией.

Образ Юрия Живаго автор нарисовал с себя, его внутренние переживания и борьба тесно связана с жизнью автора. Также, некоторые схожие черты есть у Маяковского и Блока с героем. В романе очень много страниц посвящено именно внутреннему душевному состоянию Юрия.

В период войны он оказывается в армии, попадает в госпиталь из-за ранения.

Живаго был довольно разносторонней и развитой личностью. Он интересовался книгами, литературой. Он и сам занимался написанием стихов.

Юрий Живаго, несмотря на свою профессию – он работал врачом, был человеком чрезвычайно мягким, чутким, в некоторых ситуациях, даже безвольным. Он не идет против течения, а соглашается на обстоятельства и блага, которые предоставляются ему. Он оторван от внешнего мира и иногда живет внутренней жизнью, совершенно игнорируя окружающее. О его нерешительности свидетельствует и ситуация с женщинами – он не смог построить счастья ни с одной из своих женщин из-за постоянных колебаний. Касаемо революции он однозначно отзывается, н считает, что жизнь мудрее, чем человек. Он прекрасно понимает, что вмешательство в природу может очень пагубно отразиться на человечестве.

Особое отношение у Юрия Живаго было и к России и к ее судьбе. Он четко осознает, что Россия, ее судьба очень противоречива, но очень любит ее.

К концу своей жизни он начинает безобразно выглядеть, перестает следить за собой, начинается общаться с дочкой дворника. В жизни Юрия Живаго не возникает вспышки, которая бы помогла ему начать жить полной жизнью. Он умирает прямо на улице от сердечного приступа. В последнем же описанном действии – друзья Юрия Живаго читают строки из его стихотворений. Это очень символично – его смерть не означает конец, его творчество будет жить вечно.

Сочинение 2

Юрий Живаго – вот центральный персонаж сего произведения с необычным названием: «Доктор Живаго». Получил докторское образование, стал участником Первой мировой войны. Попал персонаж в тягостное и переломное время для всего человечества: в период революционных действий. Судьба народа лежала на плечах власти, однако та только и делала, что усугубляла жизнь гражданам СССР. В стране происходил полный развал. Картины происходящего потрясали воображение. После увиденного своими глазами трудно оставаться Человеком…

Доктор Живаго прошел через страшные испытания: через разлуку с близкими людьми во время боевых действий, с потерями на войне, с душевными ранами от попадания в плен, с тяготами в любви…

Изначально Юрий имел положительное представление о нахлынувшей стихии. Революция понималась Живаго как спасение народа от развала в стране. Однако на протяжении всего романа мы замечаем, что мнение персонажа резко меняется, ибо перед ним открывается вся жестокость и суровость современного мира. Мира, который внезапно поменялся, который воздвигнул иные приоритеты. Революция, война. Ужасные и кровавые события, нависшие над невиновными людьми, - всё это позволило измениться всему человечеству. Брат пошел против брата, ценности перестали быть таковыми, в приоритете стала жажда победы, хаоса... Не знаешь, на какой стороне тебе оказаться, теряешься в выборе. Трудно осознать, кому помогать. Где враг, а где друг? Началось противостояние топлы и индивидуальной личности.

Доктор Живаго всё испытал на себе. Оттого его можно характеризовать как человека мудрого, уверенного в себе, спокойного. Он абсолютно точно добрый и отзывчивый. Работая врачом на войне, Юрий спал немало жизнь солдат.

Стоит упомянуть, что Живаго является поэтом! Он обожает много читать. Литература - это его стихия. Именно поэтому персонаж считается образованным и эрудированным во многих областях.

Борис Пастернак создал героя, желая, чтобы он совмещал в себе и Маяковского, и Блока, и Есенина. Все эти молодые поэты прожили не долгий срок. Оттого и Живаго в раннем возрасте покинул жизнь. Ему «не хватало воздуха». В этой ужасной стране, где царит беспорядок, полный беспредел, нет места талантливым и добросердечным людям таким, как Живаго...

Таким образом, Пастернак сумел нарисовать образ Доктора Живаго, который сохранится в памяти навечно!

Юрий Живаго в романе Пастернака

Произведение русского писателя «Доктор Живаго» передает точку зрения своего автора на события, произошедшие в начале ХХ века. И делал он это через призму творца этой эпохи. Ещё во второй половине пятидесятых годов, в переписке, он говорил: «Я пишу сейчас роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским и Есениным, может быть)». Противоречивое отношение к революции Борис Пастернак мастерски передал в своем романе.

Юрий Живаго, пережив гибель своих родителей, воспринимает жизнь с мистической, религиозной силой. Размышляя о бессмертии своей души, Юрий ищет ответы на загадки жизни у других.

После смерти его отца, десятилетний Юрий живет с дядей Николаем, чья философия прогресса и мистицизма затрагивает поэтические чувства мальчика. Позже Юрий живет с семьей профессора и это вдохновляет его стать доктором. По завещанию жены профессора, он женится на их дочери, у них рождается сын.

Когда начинается война с Германией, Юрий отправляется служить на фронт в качестве хирурга. Там он влюбляется в Лару, женатую медсестру, но после его признания, она уезжает. Возвращаясь в Москву, д-р Живаго воспринимает революцию изначально как нечто благоприятное, впоследствии меняет свою точку зрения в обратную сторону. По совету Евграфа Юрий увозит семью в Уральские горы. Там он встречает Лару и сближается с ней.

Коммунисты захватывают Юрия, заставляя его служить, пока он не совершает побег. Когда Тоня возвращается в Москву, Юрий и Лара живут вместе. Когда горожане называют любовников контрреволюционерами, Юрий заставляет Лару бежать под защитой советского чиновника, а сам скрывается в Москве. Жизнь идиллична: Юрий пишет стихи и книги, содержащие его философские взгляды на жизнь.

В Москве он начинает свой третий роман с дочерью дворника, Мариной, у них рождаются дети. Его жена и дочь отправились в Париж, но он поддерживает отличные отношения со своим сводным братом, Евграфом. В течение нескольких лет он занимается медициной и пишет стихотворения, предметом которых являлся город. Он умирает в тот же день, когда Лара прибывает в столицу. Позднее Евграф публикует стихи покойного брата...

Пастернак доносит до нас, события, произошедшие в те годы в России, являлись неестественными для хода истории. Отрешение от прошлого приравнивается к отказу от культурного наследия, от нравственных ценностей. И наша задача заключается в том, чтобы не позволять происходить такому историческому произволу.

Человек интересное существо. Ему очень трудно угодить. Редко кто знает, что он хочет. Летом человеку жарко и он хочет зиму. А зимой ему холодно и он хочет, чтобы поскорее настало лето. Но всё-таки я зиму люблю больше

Наверно каждому человеку приходила в голову мысль о том, а какой был их предок. Да, конечно, некоторые составляли свое генеалогическое древо

  • Сочинение Хлестаков и хлестаковщина 8 класс

    В произведении Гоголя под названием «Ревизор» существует два понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Хлестаков и хлестаковщина, которые со временем вышли за пределы простых литературных понятий


  • Гул затих. Я вышел на подмостки.
    Прислонясь к дверному косяку,
    Я ловлю в далеком отголоске
    Что случится на моем веку.


    На меня наставлен сумрак ночи
    Тысячью биноклей на оси.
    Если только можно, Авва Отче,
    Чашу эту мимо пронеси.


    Я люблю твой замысел упрямый
    И играть согласен эту роль.
    Но сейчас идет другая драма,
    И на этот раз меня уволь.


    Но продуман распорядок действий,
    И неотвратим конец пути.
    Я один, все тонет в фарисействе.
    Жизнь прожить -- не поле перейти.



    Солнце греет до седьмого пота,
    И бушует, одурев, овраг.
    Как у дюжей скотницы работа,
    Дело у весны кипит в руках.


    Чахнет снег и болен малокровьем
    В веточках бессильно синих жил.
    Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
    И здоровьем пышут зубья вил.


    Эти ночи, эти дни и ночи!
    Дробь капелей к середине дня,
    Кровельных сосулек худосочье,
    Ручейков бессонных болтовня!


    Настежь все, конюшня и коровник.
    Голуби в снегу клюют овес,
    И всего живитель и виновник, --
    Пахнет свежим воздухом навоз.


    3. НА СТРАСТНОЙ


    Еще кругом ночная мгла.
    Еще так рано в мире,
    Что звездам в небе нет числа,
    И каждая, как день, светла,
    И если бы земля могла,
    Она бы Пасху проспала
    Под чтение Псалтыри.


    Еще кругом ночная мгла.
    Такая рань на свете,
    Что площадь вечностью легла
    От перекрестка до угла,
    И до рассвета и тепла
    Еще тысячелетье.


    Еще земля голым-гола,
    И ей ночами не в чем
    Раскачивать колокола
    И вторить с воли певчим.


    И со Страстного четверга
    Вплоть до Страстной субботы
    Вода буравит берега
    И вьет водовороты.


    И лес раздет и непокрыт,
    И на Страстях Христовых,
    Как строй молящихся, стоит
    Толпой стволов сосновых.


    А в городе, на небольшом
    Пространстве, как на сходке,
    Деревья смотрят нагишом
    В церковные решетки.


    И взгляд их ужасом объят.
    Понятна их тревога.
    Сады выходят из оград,
    Колеблется земли уклад:
    Они хоронят Бога.


    И видят свет у царских врат,
    И черный плат, и свечек ряд,
    Заплаканные лица --
    И вдруг навстречу крестный ход
    Выходит с плащаницей,
    И две березы у ворот
    Должны посторониться.


    И шествие обходит двор
    По краю тротуара,
    И вносит с улицы в притвор
    Весну, весенний разговор
    И воздух с привкусом просфор
    И вешнего угара.


    И март разбрасывает снег
    На паперти толпе калек,
    Как будто вышел человек,
    И вынес, и открыл ковчег,
    И все до нитки роздал.


    И пенье длится до зари,
    И, нарыдавшись вдосталь,
    Доходят тише изнутри
    На пустыри под фонари
    Псалтырь или Апостол.


    Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
    Заслышав слух весенний,
    Что только-только распогодь,
    Смерть можно будет побороть
    Усильем Воскресенья.


    4. БЕЛАЯ НОЧЬ


    Мне далекое время мерещится,
    Дом на Стороне Петербургской.
    Дочь степной небогатой помещицы,
    Ты -- на курсах, ты родом из Курска.


    Ты -- мила, у тебя есть поклонники.
    Этой белою ночью мы оба,
    Примостясь на твоем подоконнике,
    Смотрим вниз с твоего небоскреба.


    Фонари, точно бабочки газовые,
    Утро тронуло первою дрожью.
    То, что тихо тебе я рассказываю,
    Так на спящие дали похоже.


    Мы охвачены тою же самою
    Оробелою верностью тайне,
    Как раскинувшийся панорамою
    Петербург за Невою бескрайней.


    Там вдали, по дремучим урочищам,
    Этой ночью весеннею белой,
    Соловьи славословьем грохочущим
    Оглашают лесные пределы.



    В те места босоногою странницей
    Пробирается ночь вдоль забора,
    И за ней с подоконника тянется
    След подслушанного разговора.



    И деревья, как призраки, белые
    Высыпают толпой на дорогу,
    Точно знаки прощальные делая
    Белой ночи, видавшей так много.


    5. ВЕСЕННЯЯ РАСПУТИЦА


    Огни заката догорали.
    Распутицей в бору глухом
    В далекий хутор на Урале
    Тащился человек верхом.


    Болтала лошадь селезенкой,
    И звону шлепавших подков
    Дорогой вторила вдогонку
    Вода в воронках родников.


    Когда же опускал поводья
    И шагом ехал верховой,
    Прокатывало половодье
    Вблизи весь гул и грохот свой.


    Смеялся кто-то, плакал кто-то,
    Крошились камни о кремни,
    И падали в водовороты
    С корнями вырванные пни.


    А на пожарище заката,
    В далекой прочерни ветвей,
    Как гулкий колокол набата
    Неистовствовал соловей.


    Где ива вдовий свой повойник
    Клонила, свесивши в овраг,
    Как древний соловей-разбойник
    Свистал он на семи дубах.


    Какой беде, какой зазнобе
    Предназначался этот пыл?
    В кого ружейной крупной дробью
    Он по чащобе запустил?


    Казалось, вот он выйдет лешим
    С привала беглых каторжан
    Навстречу конным или пешим
    Заставам здешних партизан.


    Земля и небо, лес и поле
    Ловили этот редкий звук,
    Размеренные эти доли
    Безумья, боли, счастья, мук.


    6. ОБЪЯСНЕНИЕ


    Жизнь вернулась так же беспричинно,
    Как когда-то странно прервалась
    Я на той же улице старинной,
    Как тогда, в тот летний день и час.


    Те же люди и заботы те же,
    И пожар заката не остыл,
    Как его тогда к стене Манежа
    Вечер смерти наспех пригвоздил.


    Женщины в дешевом затрапезе
    Так же ночью топчут башмаки.
    Их потом на кровельном железе
    Так же распинают чердаки.


    Вот одна походкою усталой
    Медленно выходит на порог
    И, поднявшись из полуподвала,
    Переходит двор наискосок.


    Я опять готовлю отговорки,
    И опять все безразлично мне.
    И соседка, обогнув задворки,
    Оставляет нас наедине.



    На плачь, не морщь опухших губ,
    Не собирай их в складки.
    Разбередишь присохший струп
    Весенней лихорадки.


    Сними ладонь с моей груди,
    Мы провода под током.
    Друг к другу вновь, того гляди,
    Нас бросит ненароком.


    Пройдут года, ты вступишь в брак,
    Забудешь неустройства.
    Быть женщиной -- великий шаг,
    Сводить с ума -- геройство.


    А я пред чудом женских рук,
    Спины, и плеч, и шеи
    И так с привязанностью слуг
    Весь век благоговею.


    Но как ни сковывает ночь
    Меня кольцом тоскливым,
    Сильней на свете тяга прочь
    И манит страсть к разрывам.


    7. ЛЕТО В ГОРОДЕ



    Из-под гребня тяжелого
    Смотрит женщина в шлеме,
    Запрокинувши голову
    Вместе с косами всеми.


    А на улице жаркая
    Ночь сулит непогоду,
    И расходятся, шаркая,
    По домам пешеходы.


    Гром отрывистый слышится,
    Отдающийся резко,
    И от ветра колышится
    На окне занавеска.


    Наступает безмолвие,
    Но попрежнему парит,
    И попрежнему молнии
    В небе шарят и шарят.


    А когда светозарное
    Утро знойное снова
    Сушит лужи бульварные
    После ливня ночного,


    Смотрят хмуро по случаю
    Своего недосыпа
    Вековые, пахучие,
    Неотцветшие липы.



    Я кончился, а ты жива.
    И ветер, жалуясь и плача,
    Раскачивает лес и дачу.
    Не каждую сосну отдельно,
    А полностью все дерева
    Со всею далью беспредельной,
    Как парусников кузова
    На глади бухты корабельной.
    И это не из удальства
    Или из ярости бесцельной,
    А чтоб в тоске найти слова
    Тебе для песни колыбельной.



    Под ракитой, обвитой плющом.
    От ненастья мы ищем защиты.
    Наши плечи покрыты плащом.
    Вкруг тебя мои руки обвиты.


    Я ошибся. Кусты этих чаш
    Не плющом перевиты, а хмелем
    Ну так лучше давай этот плащ
    В ширину под собою расстелим.


    10. БАБЬЕ ЛЕТО


    Лист смородины груб и матерчат.
    В доме хохот и стекла звенят,
    В нем шинкуют, и квасят, и перчат,
    И гвоздики кладут в маринад.


    Лес забрасывает, как насмешник,
    Этот шум на обрывистый склон,
    Где сгоревший на солнце орешник
    Словно жаром костра опален.


    Здесь дорога спускается в балку,
    Здесь и высохших старых коряг,
    И лоскутницы осени жалко,
    Все сметающей в этот овраг.


    И тою, что вселенная проще,
    Чем иной полагает хитрец,
    Что как в воду опущена роща,
    Что приходит всему свой конец.


    Что глазами бессмысленно хлопать,
    Когда все пред тобой сожжено,
    И осенняя белая копоть
    Паутиною тянет в окно.


    Ход из сада в заборе проломан
    И теряется в березняке.
    В доме смех и хозяйственный гомон,
    Тот же гомон и смех вдалеке.


    11. СВАДЬБА


    Пересекши край двора,
    Гости на гулянку
    В дом невесты до утра
    Перешли с тальянкой.


    За хозяйскими дверьми
    В войлочной обивке
    Стихли с часу до семи
    Болтовни обрывки.


    А зарею, в самый сон,
    Только спать и спать бы,
    Вновь запел аккордеон,
    Уходя со свадьбы.


    И рассыпал гармонист
    Снова на баяне
    Плеск ладоней, блеск монист,
    Шум и гам гулянья.


    И опять, опять, опять
    Говорок частушки
    Прямо к спящим на кровать
    Ворвался с пирушки.


    А одна, как снег, бела,
    В шуме, свисте, гаме
    Снова павой поплыла,
    Поводя боками.


    Помавая головой
    И рукою правой,
    В плясовой по мостовой,
    Павой, павой, павой.


    Вдруг задор и шум игры,
    Топот хоровода,
    Провалясь в тартарары,
    Канули, как в воду.


    Просыпался шумный двор.
    Деловое эхо
    Вмешивалось в разговор
    И раскаты смеха.


    В необъятность неба, ввысь
    Вихрем сизых пятен
    Стаей голуби неслись,
    Снявшись с голубятен.


    Точно их за свадьбой вслед
    Спохватясь спросонья,
    С пожеланьем многих лет
    Выслали в погоню.


    Жизнь ведь тоже только миг,
    Только растворенье
    Нас самих во всех других
    Как бы им в даренье.


    Только свадьба, вглубь окон
    Рвущаяся снизу,
    Только песня, только сон,
    Только голубь сизый.



    Я дал разъехаться домашним,
    Все близкие давно в разброде,
    И одиночеством всегдашним
    Полно все в сердце и природе.


    И вот я здесь с тобой в сторожке,
    В лесу безлюдно и пустынно.
    Как в песне, стежки и дорожки
    Позаросли наполовину.


    Теперь на нас одних с печалью
    Глядят бревенчатые стены.
    Мы брать преград не обещали,
    Мы будем гибнуть откровенно.


    Мы сядем в час и встанем в третьем,
    Я с книгою, ты с вышиваньем,
    И на рассвете не заметим,
    Как целоваться перестанем.


    Еще пышней и бесшабашней
    Шумите, осыпайтесь, листья,
    И чашу горечи вчерашней
    Сегодняшней тоской превысьте.


    Привязанность, влеченье, прелесть!
    Рассеемся в сентябрьском шуме!
    Заройся вся в осенний шелест!
    Замри, или ополоумей!


    Ты так же сбрасываешь платье,
    Как роща сбрасывает листья,
    Когда ты падаешь в объятье
    В халате с шелковою кистью.


    Ты -- благо гибельного шага,
    Когда житье тошней недуга,
    А корень красоты -- отвага,
    И это тянет нас друг к другу.


    13. СКАЗКА


    Встарь, во время оно,
    В сказочном краю
    Пробирался конный
    Степью по репью.


    Он спешил на сечу,
    А в степной пыли
    Темный лес навстречу
    Вырастал вдали.


    Ныло ретивое,
    На сердце скребло:
    Бойся водопоя,
    Подтяни седло.


    Не послушал конный
    И во весь опор
    Залетел с разгону
    На лесной бугор.


    Повернул с кургана,
    Въехал в суходол,
    Миновал поляну,
    Гору перешел.


    И забрел в ложбину
    И лесной тропой
    Вышел на звериный
    След и водопой.


    И глухой к призыву,
    И не вняв чутью,
    Свел коня с обрыва
    Попоить к ручью.


    У ручья пещера,
    Пред пещерой -- брод.
    Как бы пламя серы
    Озаряло вход.


    И в дыму багровом,
    Застилавшем взор,
    Отдаленным зовом
    Огласился бор.


    И тогда оврагом,
    Вздрогнув, напрямик
    Тронул конный шагом
    На призывный крик.


    И увидел конный,
    И приник к копью,
    Голову дракона,
    Хвост и чешую.


    Пламенем из зева
    Рассевал он свет,
    В три кольца вкруг девы
    Обмотав хребет.


    Туловище змея,
    Как концом бича,
    Поводило шеей
    У ее плеча.


    Той страны обычай
    Пленницу-красу
    Отдавал в добычу
    Чудищу в лесу.


    Края населенье
    Хижины свои
    Выкупало пеней
    Этой от змеи.


    Змей обвил ей руку
    И оплел гортань,
    Получив на муку
    В жертву эту дань.


    Посмотрел с мольбою
    Всадник в высь небес
    И копье для боя
    Взял наперевес.


    Сомкнутые веки.
    Выси. Облака.
    Воды. Броды. Реки.
    Годы и века.


    Конный в шлеме сбитом,
    Сшибленный в бою.
    Верный конь, копытом
    Топчущий змею.


    Конь и труп дракона
    Рядом на песке.
    В обмороке конный,
    Дева в столбняке.


    Светел свод полдневный,
    Синева нежна.
    Кто она? Царевна?
    Дочь земли? Княжна?


    То в избытке счастья
    Слезы в три ручья,
    То душа во власти
    Сна и забытья.


    То возврат здоровья,
    То недвижность жил
    От потери крови
    И упадка сил.


    Но сердца их бьются.
    То она, то он
    Силятся очнуться
    И впадают в сон.


    Сомкнутые веки.
    Выси. Облака.
    Воды. Броды. Реки.
    Годы и века.



    Как обещало, не обманывая,
    Проникло солнце утром рано
    Косою полосой шафрановою
    От занавеси до дивана.


    Оно покрыло жаркой охрою
    Соседний лес, дома поселка,
    Мою постель, подушку мокрую
    И край стены за книжной полкой.


    Я вспомнил, по какому поводу
    Слегка увлажнена подушка.
    Мне снилось, что ко мне на проводы
    Шли по лесу вы друг за дружкой.


    Вы шли толпою, врозь и парами,
    Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
    Шестое августа по старому,
    Преображение Господне.


    Обыкновенно свет без пламени
    Исходит в этот день с Фавора,
    И осень, ясная как знаменье,
    К себе приковывает взоры.


    И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
    Нагой, трепещущий ольшаник
    В имбмрно-красный лес кладбищенский,
    Горевший, как печатный пряник.


    С притихшими его вершинами
    Соседствовало небо важно,
    И голосами петушиными
    Перекликалась даль протяжно.


    В лесу казенной землемершею
    Стояла смерть среди погоста,
    Смотря в лицо мое умершее,
    Чтоб вырыть яму мне по росту.


    Был всеми ощутим физически
    Спокойный голос чей-то рядом.
    То прежний голос мой провидческий
    Звучал, нетронутый распадом:


    "Прощай, лазурь Преображенская
    И золото второго Спаса,
    Смягчи последней лаской женскою
    Мне горечь рокового часа.


    Прощайте, годы безвременщины.
    Простимся, бездне унижений
    Бросающая вызов женщина!
    Я -- поле твоего сраженья.


    Прощай, размах крыла расправленный,
    Полета вольное упорство,
    И образ мира, в слове явленный,
    И творчество, и чудотворство".


    15. ЗИМНЯЯ НОЧЬ


    Мело, мело по всей земле
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.


    Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Слетались хлопья со двора
    К оконной раме.


    Метель лепила на стекле
    Кружки и стрелы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.


    На озаренный потолок
    Ложились тени,
    Скрещенья рук, скрещенья ног,
    Судьбы скрещенья.


    И падали два башмачка
    Со стуком на пол.
    И воск слезами с ночника
    На платье капал.


    И все терялось в снежной мгле
    Седой и белой.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.


    На свечку дуло из угла,
    И жар соблазна
    Вздымал, как ангел, два крыла
    Крестообразно.


    Мело весь месяц в феврале,
    И то и дело
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.


    16. РАЗЛУКА


    С порога смотрит человек,
    Не узнавая дома.
    Ее отъезд был как побег,
    Везде следы разгрома.


    Повсюду в комнатах хаос.
    Он меры разоренья
    Не замечает из-за слез
    И приступа мигрени.


    В ушах с утра какой-то шум.
    Он в памяти иль грезит?
    И почему ему на ум
    Все мысль о море лезет?


    Когда сквозь иней на окне
    Не видно света Божья,
    Безвыходность тоски вдвойне
    С пустыней моря схожа.


    Она была так дорога
    Ему чертой любою,
    Как морю близки берега
    Всей линией прибоя.


    Как затопляет камыши
    Волненье после шторма,
    Ушли на дно его души
    Ее черты и формы.


    В года мытарств, во времена
    Немыслимого быта
    Она волной судьбы со дна
    Была к нему прибита.


    Среди препятствий без числа,
    Опасности минуя,
    Волна несла ее, несла
    И пригнала вплотную.


    И вот теперь ее отъезд,
    Насильственный, быть может.
    Разлука их обоих съест,
    Тоска с костями сгложет.


    И человек глядит кругом:
    Она в момент ухода
    Все выворотила вверх дном
    Из ящиков комода.


    Он бродит, и до темноты
    Укладывает в ящик
    Раскиданные лоскуты
    И выкройки образчик.


    И наколовшись об шитье
    С невынутой иголкой,
    Внезапно видит все ее
    И плачет втихомолку.


    17. СВИДАНИЕ


    Засыпет снег дороги,
    Завалит скаты крыш.
    Пойду размять я ноги:
    За дверью ты стоишь.


    Одна в пальто осеннем,
    Без шляпы, без калош,
    Ты борешься с волненьем
    И мокрый снег жуешь.


    Деревья и ограды
    Уходят вдаль, во мглу.
    Одна средь снегопада
    Стоишь ты на углу.


    Течет вода с косынки
    За рукава в обшлаг,
    И каплями росинки
    Сверкают в волосах.


    И прядью белокурой
    Озарены: лицо,
    Косынка и фигура
    И это пальтецо.


    Снег на ресницах влажен,
    В твоих глазах тоска,
    И весь твой облик слажен
    Из одного куска.


    Как будто бы железом,
    Обмокнутым в сурьму,
    Тебя вели нарезом
    По сердцу моему.


    И в нем навек засело
    Смиренье этих черт,
    И оттого нет дела,
    Что свет жестокосерд.


    И оттого двоится
    Вся эта ночь в снегу,
    И провести границы
    Меж нас я не могу.


    Но кто мы и откуда,
    Когда от всех тех лет
    Остались пересуды,
    А нас на свете нет?


    18. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА


    Стояла зима.
    Дул ветер из степи.
    И холодно было младенцу в вертепе
    На склоне холма.


    Его согревало дыханье вола.
    Домашние звери
    Стояли в пещере,
    Над яслями теплая дымка плыла.


    Доху отряхнув от постельной трухи
    И зернышек проса,
    Смотрели с утеса
    Спросонья в полночную даль пастухи.


    Вдали было поле в снегу и погост,
    Ограды, надгробья,
    Оглобля в сугробе,
    И небо над кладбищем, полное звезд.


    А рядом, неведомая перед тем,
    Застенчивей плошки
    В оконце сторожки
    Мерцала звезда по пути в Вифлеем.


    Она пламенела, как стог, в стороне
    От неба и Бога,
    Как отблеск поджога,
    Как хутор в огне и пожар на гумне.


    Она возвышалась горящей скирдой
    Соломы и сена
    Средь целой вселенной,
    Встревоженной этою новой звездой.


    Растущее зарево рдело над ней
    И значило что-то,
    И три звездочета
    Спешили на зов небывалых огней.


    За ними везли на верблюдах дары.
    И ослики в сбруе, один малорослей
    Другого, шажками спускались с горы.
    И странным виденьем грядущей поры
    Вставало вдали все пришедшее после.
    Все мысли веков, все мечты, все миры,
    Все будущее галерей и музеев,
    Все шалости фей, все дела чародеев,
    Все елки на свете, все сны детворы.


    Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
    Все великолепье цветной мишуры...
    ...Все злей и свирепей дул ветер из степи...
    ...Все яблоки, все золотые шары.


    Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
    Но часть было видно отлично отсюда
    Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
    Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
    Могли хорошо разглядеть пастухи.
    -- Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, --
    Сказали они, запахнув кожухи.


    От шарканья по снегу сделалось жарко.
    По яркой поляне листами слюды
    Вели за хибарку босые следы.
    На эти следы, как на пламя огарка,
    Ворчали овчарки при свете звезды.


    Морозная ночь походила на сказку,
    И кто-то с навьюженной снежной гряды
    Все время незримо входил в их ряды.
    Собаки брели, озираясь с опаской,
    И жались к подпаску, и ждали беды.


    По той же дороге, чрез эту же местность
    Шло несколько ангелов в гуще толпы.
    Незримыми делала их бестелесность,
    Но шаг оставлял отпечаток стопы.


    У камня толпилась орава народу.
    Светало. Означились кедров стволы.
    -- А кто вы такие? -- спросила Мария.
    -- Мы племя пастушье и неба послы,
    Пришли вознести вам обоим хвалы.
    -- Всем вместе нельзя. Подождите у входа.


    Средь серой, как пепел, предутренней мглы
    Топтались погонщики и овцеводы,
    Ругались со всадниками пешеходы,
    У выдолбленной водопойной колоды
    Ревели верблюды, лягались ослы.


    Светало. Рассвет, как пылинки золы,
    Последние звезды сметал с небосвода.
    И только волхвов из несметного сброда
    Впустила Мария в отверстье скалы.


    Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
    Как месяца луч в углубленье дупла.
    Ему заменяли овчинную шубу
    Ослиные губы и ноздри вола.


    Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
    Шептались, едва подбирая слова.
    Вдруг кто-то в потемках, немного налево
    От яслей рукой отодвинул волхва,
    И тот оглянулся: с порога на деву
    Как гостья, смотрела звезда Рождества.


    19. РАССВЕТ


    Ты значил все в моей судьбе.
    Потом пришла война, разруха,
    И долго-долго о тебе
    Ни слуху не было, ни духу.



    Мне к людям хочется, в толпу,
    В их утреннее оживленье.
    Я все готов разнесть в щепу
    И всех поставить на колени.


    И я по лестнице бегу,
    Как будто выхожу впервые
    На эти улицы в снегу
    И вымершие мостовые.


    Везде встают, огни, уют,
    Пьют чай, торопятся к трамваям.
    В теченье нескольких минут
    Вид города неузнаваем.


    В воротах вьюга вяжет сеть
    Из густо падающих хлопьев,
    И чтобы во-время поспеть,
    Все мчатся недоев-недопив.


    Я чувствую за них за всех,
    Как будто побывал в их шкуре,
    Я таю сам, как тает снег,
    Я сам, как утро, брови хмурю.


    Со мною люди без имен,
    Деревья, дети, домоседы.
    Я ими всеми побежден,
    И только в том моя победа.



    Он шел из Вифании в Ерусалим,
    Заранее грустью предчувствий томим.


    Колючий кустарник на круче был выжжен,
    Над хижиной ближней не двигался дым,
    Был воздух горяч и камыш неподвижен,
    И Мертвого моря покой недвижим.


    И в горечи, спорившей с горечью моря,
    Он шел с небольшою толпой облаков
    По пыльной дороге на чье-то подворье,
    Шел в город на сборище учеников.


    И так углубился он в мысли свои,
    Что поле в унынье запахло полынью.
    Все стихло. Один он стоял посредине,
    А местность лежала пластом в забытьи.
    Все перемешалось: теплынь и пустыня,
    И ящерицы, и ключи, и ручьи.


    Смоковница высилась невдалеке,
    Совсем без плодов, только ветки да листья.
    И он ей сказал: "Для какой ты корысти?
    Какая мне радость в твоем столбняке?


    Я жажду и алчу, а ты -- пустоцвет,
    И встреча с тобой безотрадней гранита.
    О, как ты обидна и недаровита!
    Останься такой до скончания лет".


    По дереву дрожь осужденья прошла,
    Как молнии искра по громоотводу.
    Смоковницу испепелило до тла.


    Найдись в это время минута свободы
    У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
    Успели б вмешаться законы природы.
    Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
    Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
    Оно настигает мгновенно, врасплох.



    В московские особняки
    Врывается весна нахрапом.
    Выпархивает моль за шкапом
    И ползает по летним шляпам,
    И прячут шубы в сундуки.


    По деревянным антресолям
    Стоят цветочные горшки
    С левкоем и желтофиолем,
    И дышат комнаты привольем,
    И пахнут пылью чердаки.


    И улица запанибрата
    С оконницей подслеповатой,
    И белой ночи и закату
    Не разминуться у реки.


    И можно слышать в коридоре,
    Что происходит на просторе,
    О чем в случайном разговоре
    С капелью говорит апрель.
    Он знает тысячи историй
    Про человеческое горе,
    И по заборам стынут зори,
    И тянут эту канитель.
    И та же смесь огня и жути
    На воле и в жилом уюте,
    И всюду воздух сам не свой.
    И тех же верб сквозные прутья,
    И тех же белых почек вздутья
    И на окне, и на распутье,
    На улице и в мастерской.


    Зачем же плачет даль в тумане,
    И горько пахнет перегной?
    На то ведь и мое призванье,
    Чтоб не скучали расстоянья,
    Чтобы за городскою гранью
    Земле не тосковать одной.


    Для этого весною ранней
    Со мною сходятся друзья,
    И наши вечера -- прощанья,
    Пирушки наши -- завещанья,
    Чтоб тайная струя страданья
    Согрела холод бытия.


    22. ДУРНЫЕ ДНИ


    Когда на последней неделе
    Входил он в Иерусалим,
    Осанны навстречу гремели,
    Бежали с ветвями за ним.


    А дни все грозней и суровей,
    Любовью не тронуть сердец,
    Презрительно сдвинуты брови,
    И вот послесловье, конец.


    Свинцовою тяжестью всею
    Легли на дворы небеса.
    Искали улик фарисеи,
    Юля перед ним, как лиса.


    И темными силами храма
    Он отдан подонкам на суд,
    И с пылкостью тою же самой,
    Как славили прежде, клянут.


    Толпа на соседнем участке
    Заглядывала из ворот,
    Толклись в ожиданье развязки
    И тыкались взад и вперед.


    И полз шопоток по соседству,
    И слухи со многих сторон.
    И бегство в Египет и детство
    Уже вспоминались, как сон.


    Припомнился скат величавый
    В пустыне, и та крутизна,
    С которой всемирной державой
    Его соблазнял сатана.


    И брачное пиршество в Кане,
    И чуду дивящийся стол,
    И море, которым в тумане
    Он к лодке, как по суху, шел.


    И сборище бедных в лачуге,
    И спуск со свечою в подвал,
    Где вдруг она гасла в испуге,
    Когда воскрешенный вставал...


    23. МАГДАЛИНА I


    Чуть ночь, мой демон тут как тут,
    За прошлое моя расплата.
    Придут и сердце мне сосут
    Воспоминания разврата,
    Когда, раба мужских причуд,
    Была я дурой бесноватой
    И улицей был мой приют.


    Осталось несколько минут,
    И тишь наступит гробовая.
    Но раньше чем они пройдут,
    Я жизнь свою, дойдя до края,
    Как алавастровый сосуд,
    Перед тобою разбиваю.


    О где бы я теперь была,
    Учитель мой и мой Спаситель,
    Когда б ночами у стола
    Меня бы вечность не ждала,
    Как новый, в сети ремесла
    Мной завлеченный посетитель.


    Но объясни, что значит грех
    И смерть и ад, и пламень серный,
    Когда я на глазах у всех
    С тобой, как с деревом побег,
    Срослась в своей тоске безмерной.


    Когда твои стопы, Исус,
    Оперши о свои колени,
    Я, может, обнимать учусь
    Креста четырехгранный брус
    И, чувств лишаясь, к телу рвусь,
    Тебя готовя к погребенью.


    24. МАГДАЛИНА II


    У людей пред праздником уборка.
    В стороне от этой толчеи
    Обмываю миром из ведерка
    Я стопы пречистые твои.


    Шарю и не нахожу сандалий.
    Ничего не вижу из-за слез.
    На глаза мне пеленой упали
    Пряди распустившихся волос.


    Ноги я твои в подол уперла,
    Их слезами облила, Исус,
    Ниткой бус их обмотала с горла,
    В волосы зарыла, как в бурнус.


    Будущее вижу так подробно,
    Словно ты его остановил.
    Я сейчас предсказывать способна
    Вещим ясновиденьем сивилл.


    Завтра упадет завеса в храме,
    Мы в кружок собьемся в стороне,
    И земля качнется под ногами,
    Может быть, из жалости ко мне.


    Перестроятся ряды конвоя,
    И начнется всадников разъезд.
    Словно в бурю смерч, над головою
    Будет к небу рваться этот крест.


    Брошусь на землю у ног распятья,
    Обомру и закушу уста.
    Слишком многим руки для объятья
    Ты раскинешь по концам креста.


    Для кого на свете столько шири,
    Столько муки и такая мощь?
    Есть ли столько душ и жизней в мире?
    Столько поселений, рек и рощ?


    Но пройдут такие трое суток
    И столкнут в такую пустоту,
    Что за этот страшный промежуток
    Я до Воскресенья дорасту.


    25. ГЕФСИМАНСКИЙ САД


    Мерцаньем звезд далеких безразлично
    Был поворот дороги озарен.
    Дорога шла вокруг горы Масличной,
    Внизу под нею протекал Кедрон.


    Лужайка обрывалась с половины.
    За нею начинался Млечный путь.
    Седые серебристые маслины
    Пытались вдаль по воздуху шагнуть.


    В конце был чей-то сад, надел земельный.
    Учеников оставив за стеной,
    Он им сказал: "Душа скорбит смертельно,
    Побудьте здесь и бодрствуйте со мной".


    Он отказался без противоборства,
    Как от вещей, полученных взаймы,
    От всемогущества и чудотворства,
    И был теперь, как смертные, как мы.


    Ночная даль теперь казалась краем
    Уничтоженья и небытия.
    Простор вселенной был необитаем,
    И только сад был местом для житья.


    И, глядя в эти черные провалы,
    Пустые, без начала и конца,
    Чтоб эта чаша смерти миновала,
    В поту кровавом он молил отца.


    Смягчив молитвой смертную истому,
    Он вышел за ограду. На земле
    Ученики, осиленные дремой,
    Валялись в придорожном ковыле.


    Он разбудил их: "Вас Господь сподобил
    Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
    Час Сына Человеческого пробил.
    Он в руки грешников себя предаст".


    И лишь сказал, неведомо откуда
    Толпа рабов и скопище бродяг,
    Огни, мечи и впереди -- Иуда
    С предательским лобзаньем на устах.


    Петр дал мечом отпор головорезам
    И ухо одному из них отсек.
    Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
    Вложи свой меч на место, человек.


    Неужто тьмы крылатых легионов
    Отец не снарядил бы мне сюда?
    И, волоска тогда на мне не тронув,
    Враги рассеялись бы без следа.


    Но книга жизни подошла к странице,
    Которая дороже всех святынь.
    Сейчас должно написанное сбыться,
    Пускай же сбудется оно. Аминь.


    Ты видишь, ход веков подобен притче
    И может загореться на ходу.
    Во имя страшного ее величья
    Я в добровольных муках в гроб сойду.


    Я в гроб сойду и в третий день восстану,
    И, как сплавляют по реке плоты,
    Ко мне на суд, как баржи каравана,
    Столетья поплывут из темноты".