Образ базарова из романа отцы и дети. Образ Базарова из «Отцы и дети» (Школьные сочинения)

Является одним из самых известных произведений автора, входящих в цикл его рассказов «Записки охотника». Причин для этого, как минимум, две. Во-первых, именно с этого рассказа, опубликованного в 1847 году в журнале «Современник», и начался цикл. Рассказ размещался среди объявлений о продаже различных хозяйственных вещей, в разделе «Смесь», и по первым строкам вполне соответствовал практической направленности этой части журнала.

Автор сравнивал особенности развития хозяйства крестьян Орловской и Калужской губернии. Но важнее было восприятия этого быта и крестьян автором. Проявлявшийся в каждой строчке его пытливый и наблюдательный ум, симпатия к простому человеку, поведения героев, их манер, речи, привычек, взглядов на жизнь - всё воспринималось читателем тех лет как нечто новое, ценное, прогрессивное. И это вторая и главная причина, почему рассказ «Хорь и Калиныч» стал визитной карточкой всего цикла рассказов писателя. Много в этом рассказе познавательного.

Автор сообщает нам, что, по его наблюдениям, уровень жизни калужского крестьянина куда выше, чем орловского. Для примера он рассказывает историю жиздринских крестьян г-на Полутыкина - Хоря и Калиныча. Он рассматривает их как по отдельности, по мере знакомства с ними, так и в сравнении. Эти мужики давно дружны между собой, но при этом полностью различны по характеру и своим увлечениям.

Хорь - оброчный мужик, сумевший отделиться со своим хозяйством от всего остального крестьянского двора и разбогатеть. Он сознательно не желает выкупать себе свободу и исправно раз в год платит немалую сумму оброка барину. На вопрос рассказчика, почему он не откажется от такой зависимости, отвечает уклончиво. Смотрит на собеседника внимательно, иной раз отшучивается, зато сам задаёт много вопросов про житьё-бытьё барина. Рассказчик делает вывод, что перед ним человек себе на уме. Внешне Хорь мужик мощный, крутолобый, как Сократ.

Калиныч гораздо больше, чем Хорь, уделяет внимание их общему помещику Полутыкину, помогая ему на охоте в ущерб собственным хозяйским делам. И несмотря на то, что он держит в чистоте и порядке свою пасеку, на остальные дела у него остаётся совсем мало времени. Да и во внешнем облике Калиныча сказывается отсутствие личных амбиций. На ногах у него круглый год лапти, и даже в праздники он, в отличие от Хоря, не надевает сапог. В то же время именно его простота приходится по душе охотнику. Он видит в Калинче добродушного лирика, хорошо чувствующего понимающего и людей и окружающую природу.

Когда между рассказчиком и героями заходит разговор о том, кто чем живёт и что на своём веку видел, Калиныча интересуют именно те подробности в рассказе охотника, которые связаны с природой, архитектурой и нравами людей других стран. А вот Хорь интересуется чисто практическими вопросами бытового устройства жизни общества и государственного строя. Есть и другая разница. Хорь безграмотен. У него много детей, но только один из них умеет читать. Калиныч одинок и не имеет детей. Но знание грамоты помогает ему лучше понимать некоторые вещи в жизни и расширяет его кругозор.

Сюжет произведения строится вокруг общения рассказчика в основном с тремя героями рассказа - Хорем, Калинычем и г-ном Полутыкиным. Невольно сравнивая этих персонажей, приходишь к выводу, что простые крестьяне куда ближе к природе и естественным, ненадуманным вопросам бытия, чем их хозяин. Полутыкин, хоть и является, по словам автора, отличным человеком, всё же часто чудит: то начинает ухлёстывать за богатыми барышнями из округи, а потерпев неудачу, жалуется о своей «беде» всем соседям. То задаривает родителей несостоявшихся невест кислыми персиками. Везде и всюду рассказывает один и тот же совершенно не весёлый анекдот. А повара своего заставляет менять естественный вкус традиционных блюд. Словом, праздная жизнь портит его натуру.

Произведение заканчивается описанием трогательного прощания охотника со своими новыми приятелями-крестьянами. Концовка довольно лаконична. Она намечена несколькими штрихами, детализирующими образ самого обаятельного героя рассказа Калиныча. Рассказчик, глядя на небо, предвещает, что назавтра будет хорошая погода, а Калиныч, хорошо знакомый с народными приметами, возражает ему. Говорит, что утки плещутся и трава очень сильно пахнет, стало быть, ясной погоды не жди. И всё же он долго и с видимым удовольствием глядит на вечернюю зарю.

В рассказе есть доля романтизации крестьян. Но всё же произведение можно назвать реалистическим. Оно является предвестием будущих творений русских писателей о буднях, заботах и проблемах простого народа.

  • «Хорь и Калиныч», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева

Рассказ «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева является одним из самых известных произведений автора, входящих в цикл его рассказов «Записки охотника». Причин для этого, как минимум, две. Во-первых, именно с этого рассказа, опубликованного в 1847 году в журнале «Современник», и начался цикл. Рассказ размещался среди объявлений о продаже различных хозяйственных вещей, в разделе «Смесь», и по первым строкам вполне соответствовал практической направленности этой части журнала.

Автор сравнивал особенности развития хозяйства крестьян Орловской и Калужской губернии. Но важнее было восприятия этого быта и крестьян автором. Проявлявшийся в каждой строчке его пытливый и наблюдательный ум, симпатия к простому человеку, поведения героев, их манер, речи, привычек, взглядов на жизнь - всё воспринималось читателем тех лет как нечто новое, ценное, прогрессивное. И это вторая и главная причина, почему рассказ «Хорь и Калиныч» стал визитной карточкой всего цикла рассказов писателя. Много в этом рассказе познавательного.

Автор сообщает нам, что, по его наблюдениям, уровень жизни калужского крестьянина куда выше, чем орловского. Для примера он рассказывает историю жиздринских крестьян г-на Полутыкина - Хоря и Калиныча. Он рассматривает их как по отдельности, по мере знакомства с ними, так и в сравнении. Эти мужики давно дружны между собой, но при этом полностью различны по характеру и своим увлечениям.

Хорь - оброчный мужик, сумевший отделиться со своим хозяйством от всего остального крестьянского двора и разбогатеть. Он сознательно не желает выкупать себе свободу и исправно раз в год платит немалую сумму оброка барину. На вопрос рассказчика, почему он не откажется от такой зависимости, отвечает уклончиво. Смотрит на собеседника внимательно, иной раз отшучивается, зато сам задаёт много вопросов про житьё-бытьё барина. Рассказчик делает вывод, что перед ним человек себе на уме. Внешне Хорь мужик мощный, крутолобый, как Сократ.

Калиныч гораздо больше, чем Хорь, уделяет внимание их общему помещику Полутыкину, помогая ему на охоте в ущерб собственным хозяйским делам. И несмотря на то, что он держит в чистоте и порядке свою пасеку, на остальные дела у него остаётся совсем мало времени. Да и во внешнем облике Калиныча сказывается отсутствие личных амбиций. На ногах у него круглый год лапти, и даже в праздники он, в отличие от Хоря, не надевает сапог. В то же время именно его простота приходится по душе охотнику. Он видит в Калинче добродушного лирика, хорошо чувствующего понимающего и людей и окружающую природу.

Когда между рассказчиком и героями заходит разговор о том, кто чем живёт и что на своём веку видел, Калиныча интересуют именно те подробности в рассказе охотника, которые связаны с природой, архитектурой и нравами людей других стран. А вот Хорь интересуется чисто практическими вопросами бытового устройства жизни общества и государственного строя. Есть и другая разница. Хорь безграмотен. У него много детей, но только один из них умеет читать. Калиныч одинок и не имеет детей. Но знание грамоты помогает ему лучше понимать некоторые вещи в жизни и расширяет его кругозор.

Сюжет произведения строится вокруг общения рассказчика в основном с тремя героями рассказа - Хорем, Калинычем и г-ном Полутыкиным. Невольно сравнивая этих персонажей, приходишь к выводу, что простые крестьяне куда ближе к природе и естественным, ненадуманным вопросам бытия, чем их хозяин. Полутыкин, хоть и является, по словам автора, отличным человеком, всё же часто чудит: то начинает ухлёстывать за богатыми барышнями из округи, а потерпев неудачу, жалуется о своей «беде» всем соседям. То задаривает родителей несостоявшихся невест кислыми персиками. Везде и всюду рассказывает один и тот же совершенно не весёлый анекдот. А повара своего заставляет менять естественный вкус традиционных блюд. Словом, праздная жизнь портит его натуру.

Произведение заканчивается описанием трогательного прощания охотника со своими новыми приятелями-крестьянами. Концовка довольно лаконична. Она намечена несколькими штрихами, детализирующими образ самого обаятельного героя рассказа Калиныча. Рассказчик, глядя на небо, предвещает, что назавтра будет хорошая погода, а Калиныч, хорошо знакомый с народными приметами, возражает ему. Говорит, что утки плещутся и трава очень сильно пахнет, стало быть, ясной погоды не жди. И всё же он долго и с видимым удовольствием глядит на вечернюю зарю.

В рассказе есть доля романтизации крестьян. Но всё же произведение можно назвать реалистическим. Оно является предвестием будущих творений русских писателей о буднях, заботах и проблемах простого народа.

В открывающем тургеневский цикл очерке "Хорь и Калиныч " писатель вывел два крестьянских типа, не столько воплощающих характерные особенности русского национального характера, сколько запечатлевших те животворящие силы нации, с которыми Тургенев связывал свои надежды на "великое народное развитие ": светлые разум и душу русского человека.

Итак, на болотном отлюдье в крепкой усадьбе и в избушке на лесной пасеке, пропахшей сухими душистыми травами и свежим сеном, живут Хорь и Калиныч, друзья с несхожими характерами: рационалист и романтик. Однако в очерке принципиально важным является не разность характеров героев, а то, что Тургенев вписывает мужиков в европейский историко-культурный контекст: Хорь и Калиныч поставлены в один ряд с философами-просветителями и творцами-романтиками.

Но Тургенев рискнул пойти еще дальше: в складе лица крестьянина Хоря он разглядел сократовские черты и прежде всего сократовский лоб, а из разговора с ним "вынес одно убеждение ", "что Петр I был в основном русский человек в своих преобразованиях. И все это Тургенев пишет в 1847 году, когда мужика в литературе принято было единственно жалеть и защищать. Тургеневский же Хорь склонял к раздумьям ни больше, ни меньше — об античной философии (порождении эллинского гения!), рационалистическом типе мышления, личности правителя, русской государственности. По существу, очерком "Хорь и Калиныч " Тургенев совершил своего рода "коперниковский переворот " в решении темы народа. В крестьянине он разглядел не только личность, но и ее творческий интеллектуальный потенциал, который необходим для развития русской нации. Было вполне логично в этом смысле значимость личности государя поставить в зависимость от глубины ее связей с народом.

Примечательно и то, что все действие в "Хоре и Калиныче" проникнуто всеобъемлющей атмосферой гармонии человека и природы. На первый план здесь выступает образ тургеневского Калиныча, который размыкает границы природного и человеческого миров, обнаруживая их одухотворяющую внутреннюю связь. Для самого же Калиныча изначально не существует этих границ, равно как и другой жизни, кроме той, где привольно шагать по лугам, глядя в небо и ощущая разнотравье земли, слушать "болтливый лепет листьев " и однообразное жужжание пчел, запивать прозрачный теплый мед ключевой водой, "нежиться и томиться в пахнущем сене", провожать зарю... Он, как Касьян и Ермолай, свой в этом мире. У него даже лицо похоже на "вечернее небо" — "кроткое, ясное".

Здесь, в стихийном течении природной жизни, в слиянии двух душ — человека и природы, рождается, но мысли Тургенева, единственно подлинное жизнечувствование, исполненное проникновенного созерцания, углубленного покоя, внутреннего равновесия по отношению к окружающему миру, жизнечувствование, свойственное народному сознанию.

Однако это был только идеал писателя. На самом деле он понимал, что в народной жизни все обстоит намного драматичнее. И хотя внешнее ее описание в "Хоре и Калипыче" было направлено на то, чтобы создать у читателя ощущение покоя и гармонии от созерцания поющих друзей, объединенных единым порывом и общим переживанием, тем не менее всеобъемлющего умиротворенного настроения не возникало.

У Тургенева в сцене пения вообще превалирует всеохватывающее чувство тоски. Причем тосковал крепкий, удачливый Хорь, "загибал вдруг голову на бок и начинал подтягивать жалобным голосом ". И в этой песне отразилась вековая народная тоска по недостижимому счастью.

По почему тоскует Хорь? Не в его ли тоске заключена тайна русского человека, о котором с великой любовью рассказал Тургенев в "Записках охотника"?!

7 класс

литература

Тема. Анализ рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

Цели :

    Создать условия для выявления различных, но дополняющих друг друга сторон натуры русского человека – общественной и естественно-природной;

    Создать условия для формирования нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова «раболепство».

    Создать условия для развития умения читать, не только, как говорил Белинский, «получая наслаждение» от чтения, но и осознавать, что стоит за словами, событиями, анализируя смысл прочитанного;

    Создать условия для воспитания потребности думать над книгой, ставить перед собой вопросы, и, вновь возвращаясь к тексту, искать на них ответы; работать

самостоятельно, уметь доказывать и отстаивать своё мнение.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: знать о творчестве И. С. Тургенева как авторе «Записок охотника»; давать характеристики литературным героям; уметь различать образ героя и автора, создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции;

коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально, в группе, в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

I .Определение темы урока

- Прочитайте выразительно эпиграф.

Слайд 1

Как вы понимаете слова Белинского? (Тургенев сумел показать, что простой крестьянин талантлив, умен, разбирается в людях)

Слайд 2

В данном списке мы видим рассказы, рядом с которыми стоит помета в скобочках «Записка охотника». Как вы думаете что это ? (Это рассказы, которые входят в цикл «Записки охотника»)

Слайд 3

Что такое «цикл произведений»? (Это несколько произведений, объединенных одной темой)

Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым «Записки охотника»? (Тургенев был заядлым охотником, у охотников всегда припасено много интересных историй)

- «Записки охотника» - это цикл, состоящий из 25 рассказов. Мы с вами уже говорили об этом цикле.

Какие темы поднимаются в этих рассказах? (Жизнь крестьян, помещиков. Изображение задавленных крепостным правом людей, их талантливости, внутренней красоты.)

- Какова тема нашего урока? (Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»)

Запишите в тетрадях число и тему урока

Слайд 4

Что мы должны на уроке сделать, какова цель? (Познакомиться с героями, рассмотреть авторскую позицию)

II . История создания (Перспективное задание)

Почему он обиделся?

III . Анализ произведения

Слайд 5

В начале произведения мы узнаём о Болховском и Жиздринском уездах. И.С. Тургенев даёт точную характеристику образа жизни и духовного облика крестьян различных губерний России. К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк.

Слайд 6

    Лексическая работа

Запишите в тетрадях

Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Барщина - принудительный труд зависимого крестьянина на барина. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса.

2) Анализ персонажей

В произведении мы знакомимся с одним мелким помещиком Полутыкиным.

Каким изображен помещик в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора - «отличный человек»? Полутыкине говорится мимоходом: он не заметен на фоне крестьян. Поэтому фраза «Отличный человек» звучит иронично. )

Чьими устами дает Тургенев характеристику помещику? (Устами мужика)

Авторская характеристика положительная или отрицательная? (Тургенев дает отрицательную оценку. Крестьянин относится к помещику с пренебрежением, считая его человеком пустым, совершенно не приспособленным к работе.)

В произведении мы встречаемся с двумя крестьянами: Хорем и Калинычем.

Слайд 7

Задание паре: подготовить выступление о Хоре. Распределите обязанности: кто-то рассказывает, кто-то цитирует.

- Расскажите о Хоре. (Хорь – крестьянин, который платит оброк. Его хозяйство налажено, много детей. Автор считает его умным.)

Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи?

Хорь реалист или идеалист?

К людям или природе был ближе Хорь?

Выступление ученика из пары

Важнейшее средство характеристики героя - параллель с другим персонажем, Калинычем . Они четко противопоставлены. Однако в отношениях с Калинычем герой проявляет себя с иной стороны. Дружба выявляет в образе Хоря такие черты, как понимание музыки, природы.

Слайд 8

Задание паре: подготовить выступление о Калиныче. Распределите обязанности: кто-то рассказывает, кто-то цитирует.

Каков Калиныч в рассказе И.С. Тургенева?

Как отзывается о нем помещик Полутыкин?

Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т.д. Вместе с тем в поведении Калиныча нет раболепства, он любит и уважает Полутыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком.

4) Лексическая работа: раболепство.

Слайд 9

Записать в тетради

РАБОЛЕ́ПСТВО (книжн. презр.). Льстивое угодничество, низкопоклонство, приниженное послушание по отношению к кому-чему-нибудь.

В противоположность Хорю Калиныч символизирует поэтическую сторону русского национального характера. В чем она проявляется?

Выступление ученика: Калиныч

В чем разница между Хорем и Калинычем?

Кто из них понравился автору произведения и почему?

В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала.

Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека.

В произведении присутствует ещё один герой - рассказчик .

Слайд 10

Какие чувства вызывает этот персонаж? (Он вызывает симпатию у героев и у читателей. Он с уважением относится к людям.)

Тургенев специально показывает этих героев, выражая в них лучшие качества русского мужика. Они словно дополняют друг друга, составляя одно целое.

- Давайте найдём в тексте подтверждение любви автора к своим героям.

    «Я с удовольствием слушал их и наблюдал за ними»

    «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика»

    «Жаль мне было расставаться со стариком»

    «Меня занимали новые мои знакомцы»

    «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд»

5)Игра «Кто это?»

Все вы, ребята, прекрасно ознакомились с текстом рассказа, осталось выяснить, насколько правильно вы разобрались в образах главных героев.

( Слайды 11 -12 )

IV . Заключительная часть урока.

1)Итог урока

В чём новаторство И.С.Тургенева?

Как И.С.Тургенев показывает простой народ?

2) Слайд 13

Рефлексия: синквейны учащихся по уроку.

Составить синквейн «Основная тема рассказа»

Напоминаю

Какова основная тема рассказа? (Крепостное право – страшное явление, оно превратило умных, работящих людей в забитых и бесправных)

    Слайд 14

Домашнее задание:

Написать аннотацию к произведению «Хорь и Калиныч», прочитать рассказ «Певцы»