«Обломовщина» — явление врожденное или приобретенное? (По роману И. А

Нам знакомо со средней школы. Там нам внушается, что "обломовщина - это моральное разложение, ничегонеделание, паразитический патологического лентяя". Однако так ли это? И насколько это явление характерно для современности, для

Как правило, говорится, что обломовщина - это отголоски барской, дворянской России в худшем варианте. Но вспомним, с каким любованием писатель воссоздает неспешный ритм жизни усадьбы. Как поистине нежно он описывает сон своего героя, его мечты, его только завязывающиеся отношения с Ольгой Ильинской. Может, обломовщина - это, по Гончарову, характерная черта русской картины мира? Не случайно ведь предприимчивый Штольц в романе - немец, то есть как бы инородное тело в мировосприятии славянофилов и традиционалистов. Слово "обломовщина" в современном языке давно стало чуть ли не ругательным, во всяком случае, содержащим негативную оценку явления. Но ведь роман - не пасквиль, не памфлет. Он воссоздает борьбу двух начал, западнического и славянофильского, прогрессивного и традиционного, активного и пассивного. Современные критики интерпретируют его в более широком философском контексте. По мнению некоторых, обломовщина - это не столько социальное, сколько мировоззренческое явление.

Это тяготение к природе и красоте, отвержение технического прогресса и ускоряющегося темпа жизни. верность устоям. Это своего рода азиатский, почти буддистский дух. Ленив ли Илья Ильич? Безусловно. Только вот лень его - органичное продолжение его воспитания и образа жизни. Ему ни к чему бороться за средства к существованию, ему не нужно работать, ведь он помещик. В критике принято было осуждать его отношение к Ольге Ильинской, его апатию и безволие, его нежелание брать на себя ответственность. А вот современный семейный психолог, вероятнее всего, похвалил бы его решение и отказ от романтических чувств. Обломов сам осознал, насколько они разные с невестой, понял, что любой компромисс был бы настоящей ломкой личности.

А вот с Агафьей Пшеницыной он обрел счастье - тихое, домашнее, семейное. Да и Ольга получила то, что хотела.

Следовательно, так ли уж отрицательно понятие "обломовщина"? С ним ассоциируется вечный, до дыр заношенный халат, паутина, энтропия, упадок. Но, с другой стороны, автор нарисовал своего героя не однобоким. Образ Обломова неоднозначен, как и то мировоззрение, воплощением которого он является. Никуда не спешить, не строить планов, не рваться во все стороны, не суетиться. Жить, наслаждаясь сегодняшним днем, красотой окружающего мира, искусством - это ли не мечта современного человека? Гонимые непрерывным прогрессом, постоянно повышающимися требованиями, мы забываем о том, как мало на самом деле нам надо для ощущения гармонии. А вот Илья Ильич находил ее интуитивно. Обломовщина - это своего рода эскапизм, уход в мир фантазий. Такие люди не восстают против жизненного уклада, не переделывают действительность, а примиряются с ней. Можно ли однозначно утверждать, что это пораженческая позиция? Сам Гончаров не дает прямого ответа, а предоставляет возможность читателю самому оценить героя и его мир.

Роман И.А.Гончарова «Обломов» появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность, а борьба передовых слоев русского общества стано­вилась все более энергичной и непримиримой.

По своему жанру «Обломов» - это роман соци­ально-психологический, дающий широкое обобще­ние в понятии «обломовщина», изображающий гу­бительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность.

Образ Обломова - это величайшее художе­ственное обобщение мировой литературы, воплоща­ющее в себе типические черты характера, порожден­ного русской патриархальной помещичьей жизнью. Одна из заслуг Гончарова состоит в том, что он рас­крывает социально-исторические причины возникно­вения такого характера, как Обломов. Поэтому в ро­мане важное место занимает изображение тех усло­вий и той среды, в которых происходило формиро­вание его героя.

Все эти замыслы остались лишь словами. Об­ломов привык к тому, чтобы за него действовали другие. И потому вся жизнь его представляет собой постепенное угасание в нем ценных человеческих качеств. Он сам сознает это и говорит Штольцу: «...жизнь моя началась с погасания... С первой ми­нуты, когда я сознавал себя, я почувствовал, что я уже гасну». Для того, чтобы еще больше подчерк нуть сипу инерции в свеем герое, Гончаров показы­вает и тех, кто боролся за Обломова и пытался вер­нуть его к действенному существованию. Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвя­щего покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Иль­ич к покою. Даже Ольга Ильинская не может возро­дить Обломова и вернуть к жизни. Любовь Ольги захватила и приподняла его, но очень ненадолго. Лень, боязнь хлопот и дел, связанных с женитьбой, оказываются сильнее любви, толкают его к разрыву и навсегда ввергают в полусонный быт пшеницынского дома, который он и сам называет ямой.

Душевная драма Обломова тем сильнее, что он понимает свое духовное падение. «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, нанос­ным сором». Обломов понимает причины своей ду­ховной гибели, и когда Ольга спросила его: «Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгуби­ло тебя? Нет имени этому злу...» - «Есть, - сказал он чуть слышно...- обломовщина!»

Показывая жизненную несостоятельность Об­ломова, Гончаров противопоставляет ему умного и деятельного Андрея Штольца, Ольгу Ильинскую с ее независимой сильной и решительной натурой.

Но ни Штольц, ни Ольга не смогли возродить Обломова к жизни. Именно его имя тесно связано с понятием «обломовщина». Н.А.Добролюбов в ста­тье «Что такое обломовщина?» дал блестящий и до сих пор непревзойдённый анализ романа. Он отме­чает, что общественное значение романа «Обломов» заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан «современный русский тип» и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности. «Слово это - обломов­щина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психоло­гический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порож­дает в нем нравственное рабство: «...гнусная при­вычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это пе­реплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславлива­ется». Обломовы- это все те, у кого слово расхо­дится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие.

Добролюбов расширил понятие «обломовщи­ны». Это социально-психологическое явление не ис­чезает с уничтожением крепостнического строя. Пе­режитки ее - инертность, косность, эгоизм, парази­тизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство - продол­жают жить. Обломовщина страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает в инер­тное нечто, в жалких неудачников. Обломовы не ис­чезли и в конце XX века. Жива она и в наши дни.





"Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова". И. С. ТУРГЕНЕВ 1848 год – 1848 год – первый вариант «Сна Обломова» Март 1849 г. – Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова» 1852 год – 1852 год – работа прервана из-за путешествия 29 ноября 1855 г. – 29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо»: роман практически завершен Январь – апрель 1859 г. – Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова «Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове» - так оценил появление романа критик А. В. Дружинин.


«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью …» Н. А. Добролюбов 1859 г. ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ «Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являющихся нам как будто в тумане...» А. В. Дружинин 1859 г.


ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА «Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване: во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все. Никаких внешних событий, никаких препятствий (кроме разве разведения моста через Неву, прекратившего свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман. Лень и апатия Обломова - единственная пружина действий во всей его истории». Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»




«Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постоянное водворялся в своей квартире... Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете...» КАКИЕ ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА ОБЛОМОВА ВЫ БЫ ОТМЕТИЛИ? ПОМОГАЕТ ЛИ СОЗДАНИЮ ОБРАЗА ИНТЕРЬЕР?


ВИЗИТЕРЫ ОБЛОМОВА 1."Явление" господина. Портрет визитера. 2."Не подходите, не подходите… вы с холода!" 3. Беседа и приглашение в Екатерингоф. 4. Отказ Ильи Ильича. 5."У меня два несчастья…" 6. Отказ визитера выслушать Обломова. 7. Размышление героя о "несчастном" посетителе. КАКОВА ОБЩАЯ СХЕМА ВСЕХ ВИЗИТОВ? ВСПОМНИТЕ, В КАКОМ ПРИЗВЕДЕНИИ АВТОР ИСПОЛЬЗОВАЛ ТАКОЙ ЖЕ ПРИЕМ?




«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ? » («Сон Обломова» ч. 1 гл. IX) 1. Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части. 2. Укажите положительные и отрицательные черты жизни в Обломовке. 3. Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему? 4. Меняется ли наше отношение к Обломову после прочтения этой главы?




« Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли её, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти её целость и неприкосновенность … О чем же им было задумываться и чем волноваться..? Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их …» КАК ИЛЬЮША СТАЛ ИЛЬЕЙ ИЛЬИЧЕМ


КРИТИКИ ПИШУТ «Итак, «Обломов» - «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно- художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича...» Ю. М. Лощиц «Несовершенный человек» 1996 г. «Сон Обломова» это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. По-моему, сон это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен». А. В. Дружинин «Обломов». Роман А. И. Гончарова 1859 г.


Домашнее задание Часть II Часть II Сообщение-представление Штольца Сообщение-представление Штольца Спор Обломова и Штольца(главы 3-4).Выписать тезисы Спор Обломова и Штольца(главы 3-4).Выписать тезисы Критика о Штольце. Критика о Штольце. Обломов и Ольга Обломов и Ольга

История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь; в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это - обломовщина... Н. А. Добролюбов. Что такое обломовщина?

«В Гороховой улице, в одном из больших домов лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов». Так начинается роман И. А. Гончарова, носящий имя главного героя, - собственно рассказ об этом герое.

Я не знаю другого произведения, где об одном-единственном дне героя рассказывается так подробно, как здесь - на протяжении всей первой части. Главное занятие героя в течение дня - лежание в постели. Автор сразу ставит точки над «и», говоря нам: « Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

Мы видим перед собой молодого, здорового человека, которого не вытащишь ни на веселую прогулку, ни в гости, для которого служба настолько обременительна, что он ее бросил. Переезд на другую квартиру ему кажется неразрешимой проблемой, любое дело, движение отступает перед необходимостью снять халат, одеться, что-то решать. Так же, как его квартира затягивается паутиной, погрязает в пыли, застывает в паутине ничегонеделания он сам, жизнь сменяется существованием, полусном, отсутствием всех желаний и побуждений, кроме одного-единственного, чтобы его оставили в покое. «Тебе и жить-то лень!» - скажет ему друг детства Штольц. Даже мечты о семейной жизни сводятся к совместному завтраку, милым беседам и приготовлениям к обеду и ужину. А воспоминания о детстве напоминают сказку о погрузившемся в сон царстве, причем даже они приходят к герою во сне. Где-то там, в далеком детстве, среди вечного завтрака-обеда- ужина, разговоров о еде и отдыхе до и после еды, он, может, и хотел побегать, к чему-то тянулся, но строгие запреты матери и няньки, тепличная жизнь сделали свое дело. Образование прошло мимо - «У него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти». «Голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных, политико-экономических, математических или других истин, задач, положений и т.п. Это была библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по всем частям знаний».

Обломов бросил службу не только потому, что не пожелал тратить какие-то усилия на карьеру - он просто не нашел себе места в обществе, не почувствовал себя частью всех этих алексеевых, тарантьевых, штольцев. Он «открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом». Конечно, легко углубляться в себя, не думая о карьере и хлебе насущном, когда есть Обломовка, хоть с вором-старостой и все уменьшающимся доходом, но существует же! Не занимая себя деловыми заботами, он любил уходить в мечты, совершая в грезах один подвиг за другим и не обращая внимания на то, что Захар, такой же соня, как и он, надел на него разные чулки и куда-то задевал его носовой платок. «Барин» - вот точный и емкий ответ на вопрос, что представляет собой Обломов. «Обломовщина» - так охарактеризует его способ жизни, вернее, его мировосприятие Штольц. И не один Обломов таков, он сам утверждает: «Наше имя легион». Это заразительно, как эпидемия. Это удобно и угодно правительству, ибо такие не бунтуют.

Задумываясь над своей жизнью, герой приходит к выводу: «Двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Но огонь этот был! Ведь загорались глаза в мечте о подвиге! Ведь было что-то свое, не заимствованное у других в его суждении о людях! (Кстати, само слово «другой» применительно к нему, необходимость быть таким, как все, делать то, что принято, только потому, что так принято, его обижает!)

Обломов, боясь быть неискренним, не сможет сказать дежурный комплимент понравившейся ему девушке, который спокойно сказали бы многие. Но он также не захочет быть ей обузой, помехой на жизненном пути и напишет искреннее письмо, объясняющее его поступок. На его месте кто-то другой попытался бы изменить свой образ жизни или - скорее всего - пообещал бы любимой измениться, а там, как бог даст, он же, думая и заботясь больше о ней, сказал правду. «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно пора бы этому золоту быть ходячей монетой. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». У Обломова поистине «честное, верное сердце», оно не солжет, не предаст доверившегося ему человека, но оно молчит, когда обижают и обкрадывают его самого. Нельзя всю жизнь «прятать голову под крыло и ничего не хотеть больше». Нельзя осуждать общество и не пытаться противостоять хотя бы отдельным его членам. Нельзя всю жизнь полагаться на гарантированный хлеб насущный из имения (кстати, вовсе не думая о тех, кто его производит!) и на Захара по каждому пустячному поводу. Надо идти по жизни самому, и совсем не обязательно применяться к ней или быть похожим на Штольца.

Ощущение себя лишним в обществе, непохожим на других, порождали в России Онегиных и Печориных, не только философствующих, но и что-то пытающихся изменить в своей жизни, чем-то рисковать, хотя бы для того, чтобы не было скучно. Даже с самой светлой головой и честным сердцем, не желая зла другим людям, можно жить только для себя. А эгоист, даже сам страдающий от этого, замыкается в себе, создает своеобразный кокон, стену, отгораживающую его от внешнего мира. На стену эту может налипнуть грязь мирской суеты, ложь, превратное понимание жизненных ценностей. Именно это липкое наслоение делает стену прочнее, выход за ее пределы невозможным. А потом огонь, горевший внутри человека, пожирает сам себя - и свет тухнет. Остается оболочка - могила.

II. Общую библиографию о Гончарове см. статью «Гончаров». Специально об «Обломове» и О.: Салтыков-Щедрин М. Е., Письма 1845-1889, Под редакцией Н. В. Яковлева, Гиз, М. - Л., (1925), стр. 10-11; статьи Добролюбова, Писарева, Герцена, Дружинина, Григорьева, Мережковского, Айхенвальда, Протопопова, Овсянико-Куликовского, Иванова-Разумника, Переверзева (см. текст). Библиография ленинских высказываний об О.: Развитие капитализма в России (1899), «Сочин.», т. III, стр. 160, 239 (изд. 3-е); Некритическая критика (1900), «Сочин.», т. III, стр. 496; Аграрная программа русской социал-демократии (1902), «Сочин.», т. V, стр. 121; Политическая агитация и «классовая точка зрения» (1902), «Сочин.», том IV, стр. 354; Шаг вперед, два шага назад (1904), «Сочин.», том VI, стр. 310-311; Партийная организация и партийная литература (1905), «Сочин.», т. VIII, стр. 388; «Услышишь суд глупца...» (1907), «Сочин.», том X, стр. 281; Беседа о «кадетоедстве» (1912), «Сочинения», том XVI, стр. 124; Еще один поход на демократию (1912), «Сочинения», том XVI, стр. 132; О продовольственном налоге (1921), «Сочинения», том XXVI, стр. 338; О международном и внутреннем положении (1922), «Сочинения», том XXVII, стр. 177, 178, 179; XI съезд РКП(б) (1922), «Сочинения», том XXVII, стр. 241; О новой постановке работы СНК и СТО (1922), там же, стр. 159, 160; Заметки публициста (1922), «Сочинения», т. XXVII, 526 (примечание; набросок двух ненаписанных глав); Горбунов Н. П., Воспоминания о Ленине (Ленин об обломовщине и о подборе людей), Партиздат, Москва - Ленинград, 1933; неполная библиография ленинских высказываний об обломовщине дана в работе - Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин об искусстве и литературе, «Книга и пролетарская революция», 1933, VIII, 104; Цейтлин А., Литературные цитаты Ленина, Москва, 1934.

Википедия Толковый словарь Ожегова

Обломовщина - обобщенное нарицательное и образное наименование комплекса таких личностных черт, как общественная пассивность, непрактичность, лень, апатия, сонливость, умственная неподвижность, нерешительность. Такое название этого комплекса черт получило по… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

См. Гончаров … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ж. разг. Употребляется как символ вялого равнодушия к общественным интересам, нежелания принимать какие либо решения или совершать какие либо поступки, считая, что это должны делать другие. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Обломовщина, обломовщины, обломовщины, обломовщин, обломовщине, обломовщинам, обломовщину, обломовщины, обломовщиной, обломовщиною, обломовщинами, обломовщине, обломовщинах (