Объединённое стратегическое командование «Северный флот. Россия готовится воевать в арктике

Западные военные СМИ заинтересовались вооружением подразделений российских войск, дислоцированных в Арктике. Международное агентство военной информации Army Recognition рассказало о летательных аппаратах, стрелковом вооружении и бронетехнике, которыми оснащены арктически подразделения российской армии.

Агентство отмечает, что Арктика содержит 25% мировых запасов углеводородов, и Россия к 2030 году намерена взять под контроль 55% арктической нефти и газа. При этом Арктика - самый короткий путь для нацеленных на Россию американских баллистических ракет и самый короткий путь из Северной Европы в Азию, который постепенно освобождается ото льда. Чтобы обезопасить себя от нападения с севера, в 2014 году в России создано Объединенное стратегическое командование "Северный флот", в состав которого входят 38 надводных кораблей, 42 подводных лодки и две арктические мотострелковые бригады.

Первая из них - 200-я мотострелковая бригада, вооруженная новыми танками Т-80БВМ, бронетранспортерами БТР-82А, артиллерией и средствами ПВО.

Второе сухопутное подразделение - 80-я отдельная мотострелковая бригада, созданная в 2015 году. Ее вооружение адаптировано для арктических условий. Оно включает в себя бронетранспортер на базе советского МТЛБ, снабженный гусеницами шириной 656 миллиметров, которые создают давление на грунт в 0,28 килограммов на квадратный сантиметр - меньше, чем передвигающийся пешком человек. Также бригада вооружена самоходными орудиями "Гвоздика" калибра 122 миллиметров на базе МТЛБ с дальностью стрельбы обычными боеприпасами до 15 километров. Это делает бригаду единственным в мире арктическим подразделением, вооруженным подобной артиллерией. Огромная боевая мощь 80-й бригады усиливается зенитно-ракетным комплексом "Тор-М2ДТ", имеющим 16 ракет 9M338KE, имеющими радиус действия 16 километров и поражающими цель на высоте до 10 километров. Также в состав бригады входит зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-СА", вооруженный 18-ю ракетами 9M335, имеющими радиус действия 20 километров и способными поражать цели на высоте 15 километров.

Поддержку с воздуха мотострелкам бригады окажет первый "арктический" вертолет Ми-8АМТШ-ВА, работающий на газотурбинных двигателях "Климов-ВK-2500-03". Вертолет имеет вспомогательный электрический генератор, систему отопления для своей электростанции и трансмиссии, а также тефлоновые шланги для гидравлики, масла и топлива, позволяющие работать при температурах до минус 60 градусов.

Мобильность бригады обеспечивается ГАЗ-3344-20, двухзвенным гусеничным снегоболотоходом-амфибией, который весит 11 тонн и способен перевозить 3 тонны груза. Он может передвигаться со скоростью 50 километров в час на суше и 3,8 километра в час на воде.

Если же техника подведет и будет уничтожена противником, арктические мотострелки способны проходить 40 километров за день на лыжах и использовать оленьи и собачьи упряжки. Экипировку военнослужащих бригады в издании называют уникальной, так как ее можно "настроить" для максимального комфорта в зависимости от температуры воздуха и погоды.

Россия построила в Арктике ряд военных баз - таких, как "Арктический трилистник" на Земле Франца-Иосифа" и "Северный клевер" на острове Котельный в море Лаптевых. В частности, "Арктический трилистник" может непрерывно работать в течение 18 месяцев в составе 150 человек. Эта база включает в себя две взлетно-посадочные полосы, одну для воздушных судов снабжения и одну для военной авиации, и оснащена береговыми ракетными комплексами "Бастион". Состав "Северного клевера" - 250 человек, радиолокационная станция для наблюдения за воздушными судами и комплекс "Панцирь - С1" для противовоздушной обороны. Базы позволят России поддерживать почти постоянное присутствие в Арктике.

Разработка транспорта для арктических войск России продолжается. Сейчас ведутся испытания наземного транспортного средства "Трэкол 39249" - амфибии-разведчика для поиска безопасных путей для более тяжелого транспорта в арктической местности и измерения толщины льда с помощью специального радара. Полностью нагруженный "Трэкол" весит 3,5 тонны. Давление в шинах может меняться в зависимости от местности В дальнейшей перспективе - разработка модели "Трэкола" на водяных струях, что поможет ему передвигаться по воде с большей скоростью. окончательной модели Trekol с водяными струями, чтобы обеспечить лучшее движение через водоемы. На испытательных моделях армии был установлен радар для измерения толщины льда.

Помимо "Трэкола", для передвижения по Арктике разработаны бронированные снегоболотоходы ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ. Последний, более тяжелый, способен не только "поднимать голову" и забираться на почти вертикальные стены, но и двигаться вбок с помощью гидравлики, чтобы выбрать оптимальный маршрут. В будущем ДТ-30ПМ предполагается использовать в качестве тягача для 122-миллиметровой системы залпового огня "Град" или 300-миллиметровой РСЗО "Смерч". Эти средства дадут 80-й бригаде значительное огневое превосходство над потенциальным противником в Арктике.


РОССИЯ И АРКТИКА. НОВОСТИ 2015

RUSSIA AND THE ARCTIC. NEW 2015

В 2015 году Северный флот (СФ) продолжит активную деятельность по решению задач в Арктической зоне ответственности.
Командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв при постановке задач подчиненным силам подчеркнул, что «приоритетным направлением деятельности объединенного стратегического командования Северный флот в 2015 году станет защита государственных интересов России в Арктике».
Владимир Королёв также отметил, что «у Северного флота накоплен громадный опыт деятельности в Арктике - это и применение подводных сил в арктическом бассейне, и деятельность надводных сил по обеспечению безопасности в районах главной арктической транспортной магистрали России - Северного морского пути, а также в области проведения спасательных операций и обеспечения экологической безопасности в арктической зоне».
В связи с этим Объединенное стратегическое командование планирует походы отрядов кораблей по северным морям, проведение комплекса мероприятий по слаживанию подразделений, размещенных на арктических островах.
В Арктической зоне спланировано проведение учений по обеспечению безопасности прибрежных и островных территорий России, а также мероприятий учебно-боевой подготовки спасательной направленности.
В 2014 году Северный флот уверенно закрепил свои позиции в данном стратегически важном районе Мирового океана и разместил ряд подразделений на арктических островах, которые начали выполнять задачи в Арктике на постоянной основе.
Наряду с освоением Арктики Северный флот продолжит выполнять задачи по защите экономических и политических интересов Российской Федерации в других районах Мирового океана, в том числе в Атлантике и Средиземном море.
Пресс-служба Северного флота

Три года назад было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север» со штабом в Североморске. Главной задачей формирования является защита экономических интересов России в Арктическом регионе - от Мурманска до Анадыря. Минобороны РФ сосредоточило усилия на обновлении корабельной группировки, восстановлении сети военных аэродромов и усилении войск ПВО. Результаты и перспективы развития ОСК «Север» - в материале RT.

  • Бойцы 80-й отдельной мотострелковой бригады
  • Пресс-служба Минобороны РФ

Три года назад, 1 декабря 2014 года, было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север».

Президент России Владимир Путин в апреле 2014 года поручил Минобороны создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики РФ в этом стратегически важном регионе.

Помимо корабельной группировки в новую структуру были включены части морской авиации, сухопутных сил, ВКС и ПВО. В СМИ ОСК «Север» принято называть арктической группировкой. С апреля 2016 года командует ОСК «Север» и Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов.

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков пояснил RT, что ОСК было сформировано на базе Северного флота и сил нескольких военных округов. Территория, за которую несёт ответственность «Север», простирается от Мурманска до Анадыря. Штаб ОСК находится в Североморске — там же, где и штаб Северного флота.

  • Командующий Северным флотом и ОСК «Север» Николай Евменов
  • РИА Новости

По словам Сивкова, специфика «Севера» заключается в том, что он де-факто осуществляет государственную политику по освоению Заполярья. Цель арктической группировки — надёжная защита природных богатств этого региона и обеспечение безопасности Северного морского пути (СМП).

Военное присутствие

До конца 2018 года вблизи Мурманска должно завершиться строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Новая станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Одним из вызовов для «Севера» является грядущее усиление в регионе боевой авиации стран— членов НАТО. До 2024 года норвежские ВВС полностью завершат перевооружение на истребители пятого поколения F-35. В общей сложности Осло получит 52 самолёта, которые по ударным возможностям будут превосходить F-16.

Канада способна развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18 и планирует пополнить эскадрильи беспилотными аппаратами. США намерены после 2020 года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске. Все F-16 на базе Эйельсон будут заменены на F-35.

В планах России — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, которые использовались в советский период. В ближайшее время должны завершиться работы по реконструкции и последующей модернизации 10 объектов. Все аэродромы расположены за полярным кругом.

На аэродромах разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты различного типа. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.

Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики займётся , которая будет развёрнута в 2018 году на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. К 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.

Активное освоение Заполярья начали с уборки мусора, накопившегося ещё в советское время. Основную часть отходов в Арктике составляют 200-литровые бочки из-под нефтепродуктов. Экологические взводы Северного флота прессуют цистерны, погружают их в транспортные контейнеры и отправляют на материк для утилизации. За три года свыше 10 тыс. тонн металлолома.

В течение 2017 года запланировано вывезти с бывших советских баз и передать на утилизацию около 600 тонн металлолома. На данный момент уборка мусора осуществляется на островах Кильдин и Котельный, где в скором времени должна разместиться 99-я тактическая бригада Северного флота.

Титаны флота

«Север» располагает самой многочисленной и мощной корабельной группировкой. Северный флот насчитывает 41 подводную лодку и 38 надводных кораблей, включая тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В состав СФ входят 8 субмарин с баллистическими ракетами.

Северный флот обладает самой большой подлодкой в мире — крейсером «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Длина атомохода — 172 м, ширина — 23,3 м, осадка в надводном положении — около 11 м, подводное водоизмещение — 49,8 тыс. тонн.

  • Подводная лодка «Дмитрий Донской»
  • РИА Новости

«Дмитрий Донской» был спроектирован и построен в 1980 году для вооружения 20 баллистическими ракетами Р-39, но с 2002 года субмарина участвует в испытаниях баллистических ракет «Булава». Подлодку планируется сохранить в составе Северного флота как минимум до 2020 года.

В 1980-е годы конструкторское бюро «Рубин» начало разрабатывать атомные подводные лодки проекта 955 «Борей», которые должны прийти на смену «Акулам». Первый крейсер — «Юрий Долгорукий» — СФ получил в 2013 году. Вторым атомоходом проекта 955 стал «Князь Владимир», который 17 ноября 2017 года.

До 2020 года Северный флот должен пополниться двумя крейсерами «Князь Олег» и «Князь Пожарский». «Бореи» отличаются улучшенной бесшумностью и манёвренностью хода по сравнению с проектами третьего поколения. Субмарина вооружена 16 баллистическими ракетами «Булава», а также торпедами и крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».

В декабре 2017 года Северному флоту планируется передать большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711. Корабль предназначен для перевозки и десантирования усиленного батальона морской пехоты. Он может совершать 30-дневные рейды дальностью до 3500 миль, перевозить до 200 морских пехотинцев, 36 бронетранспортёров или 13 танков.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • РИА Новости

Водоизмещение «Ивана Грена» — 5 тыс. тонн, экипаж — 100 человек. БДК способен обеспечивать неконтактную выгрузку десанта и техники на необорудованное побережье с помощью понтонов.

Корабль будет вооружён двумя системами залпового огня «Град-М», 76-мм артиллерийской установкой и АК-176М, а также двумя 30-мм шестиствольными автоматическими орудиями АК-630. На борту может базироваться два транспортно-десантных вертолёта Ка-29.

До конца 2017 года Северному флоту планируется передать ракетный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это будет головной корабль проекта 22350. 29 сентября 2017 года Северный флот начал финальный этап испытаний.

Длина фрегата — 135 м, ширина — 16 м, осадка — 4,5 м, водоизмещение — 4,5 тыс. тонн. Фрегат может совершать автономное плавание длительностью до 30 суток и дальностью до 4,5 тыс. миль. Экипаж корабля — от 180 до 210 человек.

На вооружении фрегата будут стоять 130-мм орудие А-192 «Армат», два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», а также комплекс «Полимент-Редут». «Адмирал Горшков» может нести до 16 противокорабельных ракет «Оникс» или крылатых ракет «Калибр-НК». На палубе «Адмирала Горшкова» располагается площадка противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ. В 2018 году Северному флоту планируется передать второй корабль проекта 22350 — «Адмирал Касатонов».

Стратегически важный регион

В на 2018—2027 годы основной упор сделан на сухопутные войска и ядерные силы. Доля флота в финансировании Вооружённых сил будет урезана. Однако основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев не считает, что это кардинальным образом повлияет на программу военного освоения Арктического региона.

«У России уже есть материально-технический задел для освоения Арктики и укрепления своих северных рубежей. В дальнейшем будет постепенное наращивание количественных показателей техники и вооружений всех родов войск — не только флота, но и ПВО и сухопутной составляющей ОСК», — сказал в беседе с RT Корнев.

Эксперт полагает, что ключевой задачей ОСК «Север» является охрана природных ресурсов Заполярья. По разным оценкам, в регионе сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на нефтяной платформе «Приразломная» был добыт миллионный баррель нефти.

«В интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны идёт строительство атомных глубоководных станций и системы автономных эхолотов и гидролокаторов. Разумеется, экономически важный регион должен быть под надёжной охраной, поэтому и подчёркивается особая роль ОСК в защите Арктики, тем более что некоторые территории региона являются спорными и на них претендуют скандинавские страны, США и Канада», — отметил Корнев.

Россия готовится воевать в Арктике. Минобороны должно завершить там формирование группировки войск в 2014 году, согласно поручению верховного главнокомандующего Владимира Путина. На создание арктических войск потребуются десятки миллиардов рублей. Но затраты оправданы: арктический шельф – последняя на Земле неосвоенная кладовая нефти и газа.

Президент Владимир Путин поручил Минобороны в 2014 году закончить формирование воинских частей и развертывание необходимой инфраструктуры в Арктике.

«Россия все активнее осваивает этот перспективный регион, возвращается в него и должна располагать здесь всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов», - заявил Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны во вторник.

По его словам, уже начато восстановление аэродромов в арктической зоне. «До конца года планируется заключить госконтракт на разработку документации на развитие, а по сути на возрождение аэродрома Тикси и выполнение строительно-монтажных работ на аэродроме Североморск-1», - добавил Путин.

Он поблагодарил военнослужащих и специалистов, которые восстанавливали военную базу на Новосибирских островах, которые, по словам Путина, имеют «ключевое значение для контроля над ситуацией во всем арктическом регионе».

На земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах уже начато восстановление аэродромов и причальных сооружений, а также отремонтирован и введен в эксплуатацию аэродром «Темп». В будущем, по словам министра обороны Сергея Шойгу, планируется восстановить еще как минимум семь северных аэродромов в городах Нарьян-Мар, Алыкель, Амдерма, Анадырь и в упомянутом Путиным городе Тикси, а также в поселке Рогачево и на погранзаставе Нагурское.

В последние несколько лет Арктика упоминалась в основном с проблемами экологии, и эти проблемы в публичное пространство вывел именно Путин. В 2010 году он посетил Землю Франца-Иосифа и был впечатлен огромной свалкой мусора, накопившегося с предвоенных времен прошлого века. Путин решил выделить из бюджета на уборку Арктики 2,3 млрд руб, о чем и заявил на Первом арктическом международном форуме «Арктика – территория диалога».

Большинство пугающих предсказаний, связанных с соперничеством за Арктику, не имеет под собой никаких оснований, заявлял в 2010 году Путин (тогда он занимал пост премьер-министра).

«Приходится сталкиваться с разного рода футуристическими предсказаниями о грядущей битве за Арктику. Мы внимательно следим за развитием ситуации в регионе. Ясно видим, что большинство подобных пугающих сценариев в Арктике не имеет под собой реальной почвы», - говорил Путин на арктическом форуме в Москве.

По словам премьера, негативные сценарии рассчитаны на то, чтобы «столкнуть, рассорить государства региона, а затем попробовать поживиться на этом, половить, как у нас говорят, рыбу в этой мутной воде».

В то же время он признал, что в Арктике пересекаются серьезные геополитические и экономические интересы. «Но у меня абсолютно нет сомнений, что существующие арктические проблемы, включая вопросы континентального шельфа, могут быть решены в духе партнерства, путем переговоров, на основе действующих международно-правовых норм», - отмечал Путин.

Но на коллегии Минобороны 27 февраля этого года Путин предложил взглянуть на Арктику под другим углом. Он предупредил об опасности «милитаризации Арктики». И поставил задачу создать полноценные военные группировки «на всех стратегических направлениях». Теперь Арктика становится территорией противостояния экономических интересов сопредельных стран. А раз так, то необходимо вооружаться, следует из заявлений военного руководства России.

Арктические войска будут оснащены самыми современными образцами вооружения и техники. Уже в этом году вооруженные силы получили 56 самолетов, 122 вертолета, 6 кораблей и катеров, одну подводную лодку. Завершаются испытания ракетной подводной лодки стратегического назначения «Александр Невский». Часть этого вооружения будет задействована в Арктике. Минобороны планирует в 2014 году довести оснащенность армии современными образцами вооружения и техники до уровня 30%, заявил во вторник министр обороны Шойгу.

В Арктике действительно есть за что бороться. По данным Управления энергетической информации США, в Арктике может содержаться до 58 млрд тонн нефтяного эквивалента, то есть примерно 22% мировых запасов. Причем 78% этих ресурсов составляет природный газ и большая его часть находится в российском секторе Северного Ледовитого океана.

Кроме того, здесь добывается почти шестая часть рыбной продукции страны. А Северный морской путь является самой короткой трассой из Европы в Америку и Азию и может быть использован для транспортировки нефти и газа с арктических месторождений.


Приблизительно половина территории арктического побережья - это земли Российской Федерации, около одной четверти побережья приходится на долю Канады, 15% - на США и 10% - на Норвегию, Данию и Исландию. Тем не менее международно-правовой режим Арктики до сих пор является неопределенным. Большинство арктических держав все-таки признает, что разграничение территорий должно опираться на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.

Согласно данному документу, который ратифицировали все арктические державы, кроме США, государство, имеющее границу с Арктикой, имеет право претендовать на 200-мильную исключительную экономическую зону (ИЭЗ), которая может быть расширена до 350 миль в том случае, если арктическая держава может убедить Комиссию ООН по границам континентального шельфа, что дно, простирающееся за 200-мильной зоной, является продолжением материкового шельфа данной страны.

«Таким образом, многие страны стремятся доказать то, что дно, расположенное дальше 200-мильной зоны является продолжением их континентального шельфа», - говорит старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Илья Усов.

По его словам, самые горячие споры вызывает подводный хребет Ломоносова, на который предъявили свои права сразу три государства: Россия, Канада и Дания. Здесь могут возникнуть очаги военного противостояния.

Канада считает, что трансарктический хребет Ломоносова является продолжением Американского материка, Дания полагает, что он является затонувшей частью острова Гренландии, которая принадлежит Дании. А Москва еще в 2001 году подала заявку на 1,2 млн кв. км шельфа, считая, что хребет Ломоносова является соответственно продолжением российского шельфа.

Власти Канады в понедельник подали в ООН заявление о расширении границ арктического шельфа: официальная Оттава считает, что имеет право на 1,2 млн кв. км территории, а значит и право на разведку и добычу углеводородных ресурсов на этой территории. Помимо членов «арктического клуба» интерес к Арктике проявляют Великобритания, Германия, Южная Корея, Франция, Швеция, Нидерланды и, конечно, Китай.

Арктику сейчас защищает одна бригада российских войск, укомплектованная для ведения в Заполярье классических военных действий, и по этой причине ее эффективность не высока, отмечает член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. «Нужна еще одна небольшая по численности, но мобильная бригада, которая будет отслеживать передвижения потенциального противника с помощью РЛС. Способная оперативно перебросить войска по воздуху в любую точку Арктики. А также имеющая на вооружении подводные лодки и ледоколы», - говорит Коротченко.

Если дело дойдет до применения силы, то воевать придется не с отдельными странами, например, Евросоюзом или с Канадой, а с НАТО. «Несмотря на то что отдельные члены Альянса конкурируют и с Россией, и друг с другом за доступ к Арктике, воевать между собой они не будут», - предупреждает Коротченко.

«Не думаю, что дойдет до военных действий, но российское руководство исходит из того, что чем мощнее военный потенциал России в Арктике, тем меньше будет поводов для военного конфликта», - говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Хотя, по его мнению, уже сейчас военный потенциал России в Арктике в разы больше, чем военный потенциал наших соседей по заполярным территориям Норвегии, Дании и Канады вместе взятых.

По словам советника Центра политических исследований России Дмитрия Евстафьева, Арктика - это территория, где традиционно проверяется уровень боеготовности, военной мощи любого государства. «Было время, в 20-30-х годах прошлого века, когда норвежские моряки ловили рыбу прямо в территориальных водах России. Ловили до тех пор, пока туда не направили флот», - говорит Евстафьев.


По его словам, Россия должна была жестко заявить о себе в Арктике еще 3-4 года назад, но погрязла в дискуссии о необходимости усиливать контроль в этом направлении. Сейчас точка в дискуссии поставлена. «Если не заявить о создании арктических войск сейчас, то лет через пять в Арктике будет Майдан, двоевластие», - иронизирует Евстафьев.

Эксперты затруднились оценить предполагаемые расходы на создание арктических войск. «Речь о десятках миллиардов рублей. Но не дороже олимпиады в Сочи», - уверен Евстафьев.

Три года назад было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север» со штабом в Североморске. Главной задачей формирования является защита экономических интересов России в Арктическом регионе - от Мурманска до Анадыря. Минобороны РФ сосредоточило усилия на обновлении корабельной группировки, восстановлении сети военных аэродромов и усилении войск ПВО. Результаты и перспективы развития ОСК «Север» - в материале RT.

Бойцы 80-й отдельной мотострелковой бригады Пресс-служба Минобороны РФ

Три года назад, 1 декабря 2014 года, было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север».

Президент России Владимир Путин в апреле 2014 года поручил Минобороны создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики РФ в этом стратегически важном регионе.

Помимо корабельной группировки в новую структуру были включены части морской авиации, сухопутных сил, ВКС и ПВО. В СМИ ОСК «Север» принято называть арктической группировкой. С апреля 2016 года командует ОСК «Север» и Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов.

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков пояснил RT, что ОСК было сформировано на базе Северного флота и сил нескольких военных округов. Территория, за которую несёт ответственность «Север», простирается от Мурманска до Анадыря. Штаб ОСК находится в Североморске — там же, где и штаб Северного флота.

  • Командующий Северным флотом и ОСК «Север» Николай Евменов
  • РИА Новости

По словам Сивкова, специфика «Севера» заключается в том, что он де-факто осуществляет государственную политику по освоению Заполярья. Цель арктической группировки — надёжная защита природных богатств этого региона и обеспечение безопасности Северного морского пути (СМП).

Военное присутствие

До конца 2018 года вблизи Мурманска должно завершиться строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Новая станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Одним из вызовов для «Севера» является грядущее усиление в регионе боевой авиации стран— членов НАТО. До 2024 года норвежские ВВС полностью завершат перевооружение на истребители пятого поколения F-35. В общей сложности Осло получит 52 самолёта, которые по ударным возможностям будут превосходить F-16.

Канада способна развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18 и планирует пополнить эскадрильи беспилотными аппаратами. США намерены после 2020 года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске. Все F-16 на базе Эйельсон будут заменены на F-35.

В планах России — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, которые использовались в советский период. В ближайшее время должны завершиться работы по реконструкции и последующей модернизации 10 объектов. Все аэродромы расположены за полярным кругом.

На аэродромах разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты различного типа. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.

Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики займётся новая дивизия ПВО, которая будет развёрнута в 2018 году на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. К 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.

Активное освоение Заполярья начали с уборки мусора, накопившегося ещё в советское время. Основную часть отходов в Арктике составляют 200-литровые бочки из-под нефтепродуктов. Экологические взводы Северного флота прессуют цистерны, погружают их в транспортные контейнеры и отправляют на материк для утилизации. За три года из Арктики вывезли свыше 10 тыс. тонн металлолома.

В течение 2017 года запланировано вывезти с бывших советских баз и передать на утилизацию около 600 тонн металлолома. На данный момент уборка мусора осуществляется на островах Кильдин и Котельный, где в скором времени должна разместиться 99-я тактическая бригада Северного флота.

Титаны флота

«Север» располагает самой многочисленной и мощной корабельной группировкой. Северный флот насчитывает 41 подводную лодку и 38 надводных кораблей, включая тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В состав СФ входят 8 субмарин с баллистическими ракетами.

Северный флот обладает самой большой подлодкой в мире — крейсером «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Длина атомохода — 172 м, ширина — 23,3 м, осадка в надводном положении — около 11 м, подводное водоизмещение — 49,8 тыс. тонн.

  • Подводная лодка «Дмитрий Донской»
  • РИА Новости

«Дмитрий Донской» был спроектирован и построен в 1980 году для вооружения 20 баллистическими ракетами Р-39, но с 2002 года субмарина участвует в испытаниях баллистических ракет «Булава». Подлодку планируется сохранить в составе Северного флота как минимум до 2020 года.

В 1980-е годы конструкторское бюро «Рубин» начало разрабатывать атомные подводные лодки проекта 955 «Борей», которые должны прийти на смену «Акулам». Первый крейсер — «Юрий Долгорукий» — СФ получил в 2013 году. Вторым атомоходом проекта 955 стал «Князь Владимир», который был спущен на воду 17 ноября 2017 года.

До 2020 года Северный флот должен пополниться двумя крейсерами «Князь Олег» и «Князь Пожарский». «Бореи» отличаются улучшенной бесшумностью и манёвренностью хода по сравнению с проектами третьего поколения. Субмарина вооружена 16 баллистическими ракетами «Булава», а также торпедами и крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».

В декабре 2017 года Северному флоту планируется передать большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711. Корабль предназначен для перевозки и десантирования усиленного батальона морской пехоты. Он может совершать 30-дневные рейды дальностью до 3500 миль, перевозить до 200 морских пехотинцев, 36 бронетранспортёров или 13 танков.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • РИА Новости

Водоизмещение «Ивана Грена» — 5 тыс. тонн, экипаж — 100 человек. БДК способен обеспечивать неконтактную выгрузку десанта и техники на необорудованное побережье с помощью понтонов.

Корабль будет вооружён двумя системами залпового огня «Град-М», 76-мм артиллерийской установкой и АК-176М, а также двумя 30-мм шестиствольными автоматическими орудиями АК-630. На борту может базироваться два транспортно-десантных вертолёта Ка-29.

До конца 2017 года Северному флоту планируется передать ракетный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это будет головной корабль проекта 22350. 29 сентября 2017 года Северный флот начал финальный этап испытаний.

Длина фрегата — 135 м, ширина — 16 м, осадка — 4,5 м, водоизмещение — 4,5 тыс. тонн. Фрегат может совершать автономное плавание длительностью до 30 суток и дальностью до 4,5 тыс. миль. Экипаж корабля — от 180 до 210 человек.

На вооружении фрегата будут стоять 130-мм орудие А-192 «Армат», два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», а также комплекс «Полимент-Редут». «Адмирал Горшков» может нести до 16 противокорабельных ракет «Оникс» или крылатых ракет «Калибр-НК». На палубе «Адмирала Горшкова» располагается площадка противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ. В 2018 году Северному флоту планируется передать второй корабль проекта 22350 — «Адмирал Касатонов».

Стратегически важный регион

В Государственной программе вооружений на 2018—2027 годы основной упор сделан на сухопутные войска и ядерные силы. Доля флота в финансировании Вооружённых сил будет урезана. Однако основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев не считает, что это кардинальным образом повлияет на программу военного освоения Арктического региона.

«У России уже есть материально-технический задел для освоения Арктики и укрепления своих северных рубежей. В дальнейшем будет постепенное наращивание количественных показателей техники и вооружений всех родов войск — не только флота, но и ПВО и сухопутной составляющей ОСК», — сказал в беседе с RT Корнев.

Эксперт полагает, что ключевой задачей ОСК «Север» является охрана природных ресурсов Заполярья. По разным оценкам, в регионе сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на нефтяной платформе «Приразломная» был добыт миллионный баррель нефти.

«В интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны идёт строительство атомных глубоководных станций и системы автономных эхолотов и гидролокаторов. Разумеется, экономически важный регион должен быть под надёжной охраной, поэтому и подчёркивается особая роль ОСК в защите Арктики, тем более что некоторые территории региона являются спорными и на них претендуют скандинавские страны, США и Канада», — отметил Корнев.

Подпишитесь на нас