О чем произведение гробовщик. Сочинение на тему: Анализ произведения повести Гробовщик, Пушкин


Гробовщик Адриан Прохоров купил новый дом за приличную сумму и теперь перевозил свои пожитки с Басманной на Никитскую улицу.

Адриан грустил, вспоминая свою старую лачужку, где восемнадцать лет все шло своим чередом. А тут, в новом доме, суматоха и суета. Он побранил своих дочек – Акулину и Дарью – за нерасторопность и тоже стал помогать.

Вещи были расставлены, над воротами появилась вывеска, информирующая об услугах гробовщика, и на новом месте тоже установился привычный Прохорову порядок.

Только после этого он приказал работнице ставить самовар, однако настроение у него не улучшилось, потому что угрюмый характер гробовщика полностью соответствовал его мрачной профессии.

Итак, предаваясь привычным печальным размышлениям, Адриан, сидя у окна, пил уже седьмую чашку чая. В числе всего прочего он еще подсчитывал предстоящие расходы, так как уже необходимо было покупать одежду для покойников. Убыток выместить гробовщик планировал на купчихе Трюхиной, находившейся почти год при смерти. Но сейчас в связи с тем, что Прохоров переехал, он боялся, что родственники воспользуются услугами другого гробовщика, поближе.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Это оказался их сосед, приветливый немец Готлиб Шульц, который работал сапожником. Он пришел познакомиться и по-приятельски пригласить новых жильцов на свою серебряную свадьбу.

На другой день Адриан Прохоров с дочками нарядно оделись и направились к соседу на торжество. Гостей было много, в основном немецкие ремесленники с семьями. Веселье шло полным ходом, напитки лились рекой.

В какой-то момент хозяин предложил тост за свою супругу Луизу, затем выпивали за здоровье гостей, потом стали пить за каждого гостя в отдельности, после - за здоровье Москвы, за немецкие города, за мастеров, подмастерьев. Даже неразговорчивый Адриан произнес какой-то забавный тост.

Вдруг какой-то толстый булочник предложил тост за тех, для кого они все работают, – за клиентов. Тост гостям понравился, ведь все они - портные, булочники, сапожники – так или иначе являлись клиентами друг друга. Гробовщику же предложили пить за его мертвецов, благодаря которым он имеет доход. Прохоров рассердился и обиделся за свое ремесло.

Разошлись поздно. Адриан был пьян и зол и тут же решил, что завтра созовет «своих» покойников к себе в гости на пир. Он до такой степени разгорячился, что произнес все это вслух. И с теми словами пошел спать.

Среди ночи Прохорова разбудили и сообщили, что Трюхина только что скончалась. Гробовщик поспешил туда. Целый день он был занят похоронами купчихи и домой пошел только к ночи. Дорогу ему освещала луна. Адриан благополучно добрался до дома, но вдруг увидел, как в его калитку кто-то вошел.

Гробовщик подумал, что это или вор, или любовник одной из дочерей. И не знаешь, что хуже. Прохоров решил уже позвать на помощь, как вдруг еще кто-то приблизился к калитке его дома.

Увидев хозяина, незнакомец снял шляпу, и Адриану показалось, что раньше они где-то встречались, но не мог вспомнить точно. Они вошли.

Каково же было изумление гробовщика, когда он обнаружил в своем доме много … мертвецов! Яркая луна освещала их ввалившиеся рты, полузакрытые мутные глаза, желто-синие лица. Это были люди, когда-то погребенные Адрианом.

К остолбеневшему гробовщику обратился бригадир жутких гостей и сказал, что они приняли его приглашение. Пришли все, кто еще не совсем разложился.

А один покойник, от которого остались лишь кости, не смог не прийти, так как именно ему Прохоров продал свой первый гроб, когда еще сосновый выдал за дубовый.

К Адриану хромая медленно приближался какой-то скелет, и лишь клочки сгнившей холстины и ветхого сукна свисали с него. Некогда это был Петр Петрович Курилкин, отставной сержант гвардии. Мертвец простер было Адриану костяные объятия, но тот в ужасе вскрикнул и оттолкнул покойника.

Хрупкий скелет Курилкина тут же рассыпался, и мертвецы в негодовании с угрозами стали наступать на гробовщика со всех сторон. Прохоров со страха упал на кости Петра Петровича и потерял сознание.

Наступило утро, гробовщик лежал на своей постели. Солнце светило ему в глаза, а работница Аксинья ставила самовар. Адриан с ужасом вспоминал вчерашнюю ночь и боялся начать разговор. Она подала халат хозяину, посетовала, что он так долго спит, и так, слово за слово, завязалась беседа.

Выяснилось, что Трюхина жива, никаких похорон не было, а Адриан как пришел от Шульца пьян, завалился спать, проснулся только сейчас к обедне.

Гробовщик обрадовался и приказал подавать чай и позвать дочерей.

Цикл «Повести Белкина» А. С. Пушкина включает 5 произведений, каждое из которых имеет особую привлекательность. Жизнь так называемых маленьких людей описана просто и талантливо. Гробовщик, история которого могла бы быть серой и скучной, вдруг становится жертвой своих необдуманных слов и получает массу ярких впечатлений. Фантастический поворот сюжета увлекает, и книга читается на одном дыхании.

Предыстория

Будучи уже известным поэтом, Александр Сергеевич начал склоняться к написанию прозы. Осенью 1830 года, находясь в селе Большое Болдино, он менее чем за два месяца создал цикл повестей. Опубликованы они были от лица помещика Белкина.

Причиной анонимности могло послужить преобладание в литературе того времени романтического стиля. Истории же о быте и жизни простых людей, написанные без прикрас, не вызывали большого отклика. На вопросы об авторе произведений Пушкин отвечал, что это неважно, но повести должны быть именно такими: краткими и простыми.

"Гробовщик": история одного человека

Произведение начинается с описания переезда Адрияна Прохорова на Никитскую, где он приобрёл красивый жёлтый домик. Долгое время ремесленник желал его купить, но когда это произошло, не почувствовал радости.

В первый же день сосед-сапожник нанёс визит гробовщику и пригласил к себе на празднование серебряной свадьбы.

Приглашение было принято. Соседи оказались весёлыми и общительными. Звучали тосты, но один из присутствующих неосторожной шуткой задел Адрияна. Люди были пьяны и не заметили, как сильно обиделся гробовщик. Историяприняла неожиданный оборот: главный герой решает пригласить на предстоящее новоселье не соседей, а покойников - своих клиентов.

Ночью к Адрияну пришли званые, но нежданные гости - те, кого он когда-то хоронил, но вовсе не ждал и совсем не был рад их появлению. Реальность и иллюзия так тонко переплетены в повести, что до развязки остаётся непонятно, происходят ли описываемые события на самом деле или это пьяный сон.

Характеристика персонажа

Адриян - задумчивый и неразговорчивый человек. Он постоянно занят мыслями о своих доходах: на чём сэкономить, как получить выгодный заказ и из-за кого он понёс убытки. В отличие от персонажей Шекспира и Скотта, Адриян - мрачный гробовщик. Повестьнаписана о жадном, бессовестном человеке, который смотрит на всё с точки зрения выгоды и убытков. Разговаривает гробовщик в трёх случаях:

  • когда обсуждает с клиентами подробности заказа;
  • при необходимости отчитать дочерей;
  • отдавая распоряжение домработнице.

Даже встретив в своём доме покойников, он думает о них с точки зрения того, на кого сколько потратил. Видит первого клиента и вспоминает, что для него продал сосновый гроб, выдав его за дубовый. Адриян не способен искренне радоваться. Даже исполнение мечты - приобретение домика - оставляет его равнодушным. Из повести видно, каким меркантильным и недоступным для светлых эмоций и чувств был гробовщик.

Пушкинстремился показать настоящую Россию, быт не только дворян, но и представителей низших сословий.

Особенности произведения

«Повести Белкина», одной из которых является «Гробовщик», сильно отличаются от других произведений того времени. В моде были романтический стиль и длинные описания, от которых Александр Сергеевич избавляется. В его повестях присутствует тонкая сатира, насмешливость. Центральный герой - гробовщик, историякоторого проста: пришёл в гости, напился, увидел реалистичный кошмар. Для читателей XIX века это было непривычно.

В самом произведении Александр Сергеевич неоднократно сравнивает свой стиль с тем, как было принято писать в то время. Даже немногословный поэт Баратынский смеялся, читая «Повести Белкина». Их можно было назвать анекдотами XIX века, один из которых был написан с элементами фантастики («Гробовщик»). Пушкинпоступил мудро, приписав авторство помещику, несильно отличающемуся от персонажей произведений. Такой ход дал ему возможность более свободно выражать свои мысли. Александр Сергеевич за подшучиванием над поведением героев сумел показать, что все, даже самые бедные и маленькие люди хотят быть счастливыми.

История создания «Гробовщика» Пушкинаимеет свои особенности: в 1830 годы поэт подводил предварительный итог своей творческой деятельности. Это способствовало быстрому написанию произведений, которые стали первой законченной работой Александра Сергеевича в прозе. Пушкин своими небольшими повестями создал новое направление в отечественной литературе.

Сочинение

Повесть «Гробовщик» является третьей в цикле «Повестей Белкина». Она была написана в Болдине в 1830 году. Попробуем рассмотреть сюжет и композицию повести.

Все повествование четко делится на три части: реальность, сон и вновь возвращение в реальный мир. Это так называемая кольцевая композиция. Действие начинается в желтом домике на Никитской, там же оно и заканчивается. Причем, части повести различны по своему объему: первая часть (переезд гробовщика, посещение им соседа) составляет более половины всего произведения. Чуть меньший объем занимает описание событий сна Адриана. И третья часть (пробуждение гробовщика) является в повести самой маленькой, занимая примерно 1/12 часть всего текста.

Характерно, что границы перехода из яви в сон и обратно в тексте словесно не обозначены. Лишь замечание Аксиньи, работницы гробовщика, о крепком, долгом сне Адриана вводит читателя в курс дела: все происшедшие события оказываются не чем иным, как кошмарным сном.

Повесть начинается с описания новоселья героя. Описание переезда гробовщика в новый дом и рассказ о характере Адриана, о его ремесле представляют собой экспозицию. Здесь у Пушкина, по замечанию Н. Петруниной, происходит совмещение противоположных понятий: новоселье, жизнь, с ее заботами и суетой, и «похоронные дроги», смерть, отрешение от житейских забот. «Последние пожитки гробовщика Адриана Прохорова были взвалены на похоронные дроги, и тощая пара в четвертый раз потащилась с Басманной на Никитскую, куда гробовщик переселялся всем своим домом».

И сразу же автор задает мотив непредсказуемости героя, определенной духовной сложности его, необходимой для реалистического стиля. О сложности мироощущения Адриана говорит уже отсутствие радости после получения желаемого. «Приближаясь к желтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму, старый гробовщик чувствовал с удивлением, что сердце его не радовалось».

Адриан как бы прислушивается к своим чувствам и не может понять самого себя. Мотивы этой грусти могут быть различны. Но Пушкин мимоходом замечает; «...он вздохнул о ветхой лачужке, где в течение осьмнадцати лет все было заведено самым строгим порядком...». Оказывается, ностальгические чувства вовсе не чужды Адриану, в сердце его живут привязанности, о существовании которых читатель мог бы догадаться с трудом.

Однако думается, воспоминание о прежнем жилище - это лишь поверхностная причина мрачности героя. Это то, что наиболее ясно и отчетливо видит его сознание, не привыкшее к самоанализу. Основная же причина «непонятных» чувств Адриана - в другом. Корни ее глубоко уходят в прежнюю жизнь гробовщика, в его профессиональную этику, в его человеческую честность.

Посещение гробовщика соседом, сапожником Готлибом Шульцом, последовавшее затем приглашение на праздник представляют собой завязку сюжетного действия. Характерно, что уже здесь возникает едва уловимый мотив будущей ссоры. «Мой товар не то, что ваш; живой без сапог обойдется, а мертвый без гроба не живет», - замечает сапожник. Таким образом, уже здесь сосед Прохорова пытается отделить ремесло гробовщика от других ремесел.

Далее напряженность действия возрастает. На праздничном обеде в тесной квартирке сапожника профессия Адриана вызывает всеобщий смех: ремесленники, провозглашавшие тосты за здоровье своих клиентов, предлагают гробовщику выпить за здоровье своих мертвецов. Адриан чувствует себя обиженным: «...чем ремесло мое нечестнее прочих? разве гробовщик брат палачу? чему смеются басурмане? разве гробовщик гаер святочный?» И обиженный, сердитый, Прохоров решает не приглашать соседей к себе на новоселье, а созвать туда «мертвецов православных».

Далее следует сон гробовщика, условно подразделяющийся на две части. Первая часть сна Адриана включает в себя хлопоты героя на похоронах купчихи Трюхиной. «Целый день разъезжал с Разгулян к Никитским воротам и обратно...» и только «к вечеру все сладил». И уже в этой части есть намек на склонность Адриана к жульничеству: в ответ на доверчивость наследника гробовщик «побожился, что лишнего не возьмет; значительным взглядом обменялся с приказчиком и поехал хлопотать».

Вторая часть сна - посещение Прохорова мертвецами, которые с радостью приходят на его новоселье. Но один из них вдруг намекает на нечестность гробовщика, на его профессиональную недобросовестность: «Ты не узнал меня, Прохоров, - сказал скелет. - Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому ты продал первый свой гроб - и еще сосновый за дубовый?»

Объятия сержанта Курилкина, брань и угрозы мертвецов - кульминация сна гробовщика, которая является одновременно и кульминацией всей повести.

Таким образом, здесь же мы видим объяснение «непонятных» чувств Адриана, связанных с новосельем. А на какие деньги приобретен им тот самый желтый домик? Вероятно, не раз приходилось ему плутовать, «обманывать» мертвых, которые не могут «постоять за себя». Адриана угнетает непонятное ощущение, но это не что иное, как пробуждение его совести. Известно, что сон выражает тайные страхи человека. Пушкинский гробовщик боится не просто «мертвецов» как таковых (эта боязнь нормальна для живого человека), он боится встречи с людьми, которых он обманывал.

Эта сцена, как и некоторые предыдущие моменты повествования (описание угрюмого нрава гробовщика, его привязанности к старой, ветхой лачужке), свидетельствует о сложности внутреннего мира героя. Во сне Прохорова, по замечанию С. Г. Бочарова, как бы пробуждается «его оттесненная совесть». Однако исследователь считает, что изменения в нравственном облике гробовщика маловероятны: «самосознание» пушкинского гробовщика в развязке «даром проходит». Но не будем исключать такую возможность.

Развязка повести - счастливое пробуждение Прохорова, его разговор с работницей. Характерно, что после кошмарного сна герой освободился от угнетавших его чувств, от обиды и больше не держит зла на своих соседей. И, думается, мы можем даже предположить возможность некоторых изменений в нравственном облике героя, в его профессиональной деятельности.

Таким образом, композиция является кольцевой: герой как будто идет по некому кругу своей жизни, но возвращается в исходную точку уже другим, изменившимся человеком. В подтексте повести угадывается мысль об ответственности человека за свои поступки, о воздаянии за совершенное зло.

Другие сочинения по этому произведению

Повести Белкина «Повести Белкина» А. С. Пушкина как единое произведение Идейно-художественное своеобразие "Повестей Белкина" Метель в повести А.С.Пушкина (сочинение-раздумье)

Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» | Повесть №1

Дивиться прозе Пушкина нужно по весьма простой особенности — современники её всерьёз не воспринимали, ибо Александр не доводил до их сведения, либо подписывался псевдонимами, как в случае с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина». Сарказм тут ещё и в том, что первым произведением в данном цикле стал «Гробовщик»: о мистическом событии, происходящем с каждым, стоит вусмерть набраться алкогольных напитков.

Доподлинно известно следующее. Некий гробовщик затаил обиду на будущих работодателей, посмевших предложить выпить ему за здоровье тех, ради кого он трудился все прежние прожитые годы. Это оскорбило его до крайней степени, заставив проклясть шутников, пригрозив им позвать на будущее новоселье похороненных им мертвецов. И на его удивление так и произошло — к нему явилась нежить.

С первых строк Пушкин говорит о нежелании представлять вниманию читателя постоянно хмурого гробовщика, не умеющего радоваться жизни. Он желал показать весёлого работника с обычной для каждого человека жизнью, где есть место для разных чувств, и чаще с положительным значением. Так оно на самом деле и происходит, поскольку каждый высмеивает отрицательные черты своего ремесла, в том находя отдохновение.

Посему, укоряя западных драматургов, Пушкин создал смешливого гробовщика, принимающего шутки по поводу его работы, да не забывая шутить в ответ. Кто же знал, каким боком выйдет ему острота, приведшая к нему в дом мертвецов. И снова Пушкин не стал заставлять главного героя поддаваться панике, задаваться глупыми размышлениями и искать разумное объяснение происходящему. Шутливый фон произведения продолжит нагнетать атмосферу русским разудалым весельем, давая право высказать обиду и уже умершим людям.

А ведь и правда, у мертвецов к гробовщику могут иметься претензии. Кому-то он не тот гроб изготовил, на который был уговор. Чем ответит гробовщик? Он может извиниться, свести всё к очередной шутке или вдарить по умертвию без лишних размышлений, дабы тот не портил ему воздух своим присутствием. Но точно никакого страха у гробовщика не возникнет. Хотя мистическая составляющая произведения должна довести его до седых волос.

Если читатель думает, будто Пушкин написал нечто необычное для русской литературы, то он заблуждается. На Руси существовали сказания о мертвецах, совершающих поступки против воли людей, разрушая их быт и порою лишая жизни. О том Александр должен был знать. Он должен был знать и о том, что русский человек никогда не боится мистических проявлений, всегда уверенный в возможности оказать им сопротивление. Именно таковым предстаёт в повести гробовщик, обязанный терпеть присутствие нежити, покуда сам же её и позвал на новоселье.

Так случилась ли данная история с главным героем произведения или ему всё привиделось в пьяном сне? Это зависит от способности читателя верить в существование потусторонней стороны реальности. Впрочем, Пушкин не развлечения ради рассказал историю про гробовщика, он вкладывал вполне очевидный смысл в повествование, разбавляя тем гнетущую обстановку из-за бушевавшей в стране холеры. Потому он и писал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», якобы умершего, отгоняя мысли о неизбежном, показывая смерть в её естественном воплощении.

Домыслы допустимы, иначе не осмыслить литературного наследия Пушкина. Не станем разбираться, откуда пришла идея написания «Гробовщика». Важно, что сия повесть была написана. Ужасного в её содержании ничего нет. Скорее она показывает правильное отношение к действительности: когда дурман выветрится из головы, тогда наступит осознание происходящего и происходившего.

Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?
Державин.

Последние пожитки гробовщика Адриана Прохорова были взвалены на похоронные дроги, и тощая пара в четвертый раз потащилась с Басманной на Никитскую, куда гробовщик переселялся всем своим домом. Заперев лавку, прибил он к воротам объявление о том, что дом продается и отдается внаймы, и пешком отправился на новоселье. Приближаясь к желтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму, старый гробовщик чувствовал с удивлением, что сердце его не радовалось. Переступив за незнакомый порог и нашед в новом своем жилище суматоху, он вздохнул о ветхой лачужке, где в течении осьмнадцати лет всё было заведено самым строгим порядком; стал бранить обеих своих дочерей и работницу за их медленность, и сам принялся им помогать. Вскоре порядок установился; кивот с образами, шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли им определенные углы в задней комнате; в кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всех цветов и всякого размера, также шкапы с траурными шляпами, мантиями и факелами. Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного Амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются на прокат и починяются старые». Девушки ушли в свою светлицу. Адриан обошел свое жилище, сел у окошка и приказал готовить самовар.

Просвещенный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми, дабы сей противоположностию сильнее поразить наше воображение. Из уважения к истине мы не можем следовать их примеру, и принуждены признаться, что нрав нашего гробовщика совершенно соответствовал мрачному его ремеслу. Адриан Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив. Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей, когда заставал их без дела глазеющих в окно на прохожих, или чтоб запрашивать за свои произведения преувеличенную цену у тех, которые имели несчастие (а иногда и удовольствие) в них нуждаться. Итак, Адриан, сидя под окном и выпивая седьмую чашку чаю, по своему обыкновению был погружен в печальные размышления. Он думал о проливном дожде, который, за неделю тому назад, встретил у самой заставы похороны отставного бригадира. Многие мантии от того сузились, многие шляпы покоробились. Он предвидел неминуемые расходы, ибо давний запас гробовых нарядов приходил у него в жалкое состояние. Он надеялся выместить убыток на старой купчихе Трюхиной, которая уже около года находилась при смерти. Но Трюхина умирала на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб ее наследники, несмотря на свое обещание, не поленились послать за ним в такую даль и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком.

Сии размышления были прерваны нечаянно тремя франмасонскими ударами в дверь. «Кто там?» - спросил гробовщик. Дверь отворилась, и человек, в котором с первого взгляду можно было узнать немца ремесленника, вошел в комнату и с веселым видом приближился к гробовщику. «Извините, любезный сосед, - сказал он тем русским наречием, которое мы без смеха доныне слышать не можем, - извините, что я вам помешал… я желал поскорее с вами познакомиться. Я сапожник, имя мое Готлиб Шульц, и живу от вас через улицу, в этом домике, что против ваших окошек. Завтра праздную мою серебряную свадьбу, и я прошу вас и ваших дочек отобедать у меня по-приятельски». Приглашение было благосклонно принято. Гробовщик просил сапожника садиться и выкушать чашку чаю, и, благодаря открытому нраву Готлиба Шульца, вскоре они разговорились дружелюбно. «Каково торгует ваша милость?» - спросил Адриан. «Э-хе-хе, - отвечал Шульц, - и так и сяк. Пожаловаться не могу. Хоть, конечно мой товар не то, что ваш: живой без сапог обойдется, а мертвый без гроба не живет». - «Сущая правда, - заметил Адриан, - однако ж, если живому не на что купить сапог, то, не прогневайся, ходит он и босой; а нищий мертвец и даром берет себе гроб». Таким образом беседа продолжалась у них еще несколько времени; наконец сапожник встал и простился с гробовщиком, возобновляя свое приглашение.

На другой день, ровно в двенадцать часов, гробовщик и его дочери вышли из калитки новокупленного дома, и отправились к соседу. Не стану описывать ни русского кафтана Адриана Прохорова, ни европейского наряда Акулины и Дарьи, отступая в сем случае от обычая, принятого нынешними романистами. Полагаю, однако ж, не излишним заметить, что обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи.

Тесная квартирка сапожника была наполнена гостями, большею частию немцами ремесленниками, с их женами и подмастерьями. Из русских чиновников был один будочник, чухонец Юрко, умевший приобрести, несмотря на свое смиренное звание, особенную благосклонность хозяина. Лет двадцать пять служил он в сем звании верой и правдою, как почталион Погорельского1. Пожар двенадцатого года, уничтожив первопрестольную столицу, истребил и его желтую будку. Но тотчас, по изгнании врага, на ее месте явилась новая, серенькая с белыми колонками дорического ордена, и Юрко стал опять расхаживать около нее с секирой и в броне сермяжной2.Он был знаком большей части немцев, живущих около Никитских ворот; иным из них случалось даже ночевать у Юрки с воскресенья на понедельник. Адриан тотчас познакомился с ним, как с человеком, в котором рано или поздно может случиться иметь нужду, и как гости пошли за стол, то они сели вместе. Господин и госпожа Шульц и дочка их, семнадцатилетняя Лотхен, обедая с гостями, всё вместе угощали и помогали кухарке служить. Пиво лилось. Юрко ел за четверых; Адриан ему не уступал; дочери его чинились; разговор на немецком языке час от часу делался шумнее. Вдруг хозяин потребовал внимания и, откупоривая засмоленную бутылку, громко произнес по-русски: «За здоровье моей доброй Луизы!» Полушампанское запенилось. Хозяин нежно поцеловал свежее лицо сорокалетней своей подруги, и гости шумно выпили здоровье доброй Луизы. «За здоровье любезных гостей моих!» - провозгласил хозяин, откупоривая вторую бутылку - и гости благодарили его, осушая вновь свои рюмки. Тут начали здоровья следовать одно за другим: пили здоровье каждого гостя особливо, пили здоровье Москвы и целой дюжины германских городков, пили здоровье всех цехов вообще и каждого в особенности, пили здоровье мастеров и подмастерьев. Адриан пил с усердием, и до того развеселился, что сам предложил какой-то шутливый тост. Вдруг один из гостей, толстый булочник, поднял рюмку и воскликнул: «За здоровье тех, на которых мы работаем, unserer Kundleute!»3Предложение, как и все, было принято радостно и единодушно. Гости начали друг другу кланяться, портной сапожнику, сапожник портному, булочник им обоим, все булочнику и так далее. Юрко, посреди сих взаимных поклонов, закричал, обратясь к своему соседу: «Что же? пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов». Все захохотали, но гробовщик почел себя обиженным и нахмурился. Никто того не заметил, гости продолжали пить, и уже благовестили к вечерне, когда встали изо стола.

Гости разошлись поздно, и по большей части навеселе. Толстый булочник и переплетчик, коего лицо

казалось в красненьком сафьянном переплете,

под-руки отвели Юрку в его будку, наблюдая в сем случае русскую пословицу: долг платежом красен. Гробовщик пришел домой пьян и сердит. «Что ж это, в самом деле, - рассуждал он вслух, - чем ремесло мое нечестнее прочих? разве гробовщик брат палачу? чему смеются басурмане? разве гробовщик гаер святочный? Хотелось было мне позвать их на новоселье, задать им пир горой: ин не бывать же тому! А созову я тех, на которых работаю: мертвецов православных». - «Что ты, батюшка? - сказала работница, которая в это время разувала его, - что ты это городишь? Перекрестись! Созывать мертвых на новоселие! Экая страсть!» - «Ей-богу, созову, - продолжал Адриан, - и на завтрашний же день. Милости просим, мои благодетели, завтра вечером у меня попировать; угощу, чем бог послал». С этим словом гробовщик отправился на кровать и вскоре захрапел.

На дворе еще было темно, как Адриана разбудили. Купчиха Трюхина скончалась в эту самую ночь, и нарочный от ее приказчика прискакал к Адриану верхом с этим известием. Гробовщик дал ему за то гривенник на водку, оделся наскоро, взял извозчика и поехал на Разгуляй. У ворот покойницы уже стояла полиция, и расхаживали купцы, как вороны, почуя мертвое тело. Покойница лежала на столе, желтая как воск, но еще не обезображенная тлением. Около ее теснились родственники, соседи и домашние. Все окна были открыты; свечи горели; священники читали молитвы. Адриан подошел к племяннику Трюхиной, молодому купчику в модном сертуке, объявляя ему, что гроб, свечи, покров и другие похоронные принадлежности тотчас будут ему доставлены во всей исправности. Наследник благодарил его рассеянно, сказав, что о цене он не торгуется, а во всем полагается на его совесть. Гробовщик, по обыкновению своему, побожился, что лишнего не возьмет; значительным взглядом обменялся с приказчиком и поехал хлопотать. Целый день разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам к обратно; к вечеру всё сладил, и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика. Ночь была лунная. Гробовщик благополучно дошел до Никитских ворот. У Вознесения окликал его знакомец наш Юрко и, узнав гробовщика, пожелал ему доброй ночи. Было поздно. Гробовщик подходил уже к своему дому, как вдруг показалось ему, что кто-то подошел к его воротам, отворил калитку, и в нее скрылся. «Что бы это значило? - подумал Адриан. - Кому опять до меня нужда? Уж не вор ли ко мне забрался? Не ходят ли любовники к моим дурам? Чего доброго!» И гробовщик думал уже кликнуть на помощь приятеля своего Юрку. В эту минуту кто-то еще приближился к калитке и собирался войти, но увидя бегущего хозяина, остановился и снял треугольную шляпу. Адриану лицо его показалось знакомо, но второпях не успел он порядочно его разглядеть. «Вы пожаловали ко мне, - сказал запыхавшись Адриан, - войдите же, сделайте милость». - «Не церемонься, батюшка, - отвечал тот глухо, - ступай себе вперед; указывай гостям дорогу!» Адриану и некогда было церемониться. Калитка была отперта, он пошел на лестницу, и тот за ним. Адриану показалось, что по комнатам его ходят люди. «Что за дьявольщина!» - подумал он, и спешил войти…. тут ноги его подкосились. Комната полна была мертвецами. Луна сквозь окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные, полузакрытые глаза и высунувшиеся носы…. Адриан с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя. Все они, дамы и мужчины, окружили гробовщика с поклонами и приветствиями, кроме одного бедняка, недавно даром похороненного, который, совестясь и стыдясь своего рубища, не приближался, и стоял смиренно в углу. Прочие все одеты были благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных кафтанах. «Видишь ли, Прохоров, - сказал бригадир от имени всей честной компании, - все мы поднялись на твое приглашение; остались дома только те, которым уже невмочь, которые совсем развалились, да у кого остались одни кости без кожи, но и тут один не утерпел - так хотелось ему побывать у тебя….» В эту минуту маленькой скелет продрался сквозь толпу и приближился к Адриану. Череп его ласково улыбался гробовщику. Клочки светло-зеленого и красного сукна и ветхой холстины кой-где висели на нем, как на шесте, а кости ног бились в больших ботфортах, как пестики в ступах. «Ты не узнал меня, Прохоров, - сказал скелет. - Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому, в 1799 году, ты продал первый свой гроб - и еще сосновый за дубовый?» С сим словом мертвец простер ему костяные объятия - но Адриан, собравшись с силами, закричал и оттолкнул его. Петр Петрович пошатнулся, упал и весь рассыпался. Между мертвецами поднялся ропот негодования; все вступились за честь своего товарища, пристали к Адриану с бранью и угрозами, и бедный хозяин, оглушенный их криком и почти задавленный, потерял присутствие духа, сам упал на кости отставного сержанта гвардии и лишился чувств.

Солнце давно уже освещало постелю, на которой лежал гробовщик. Наконец открыл он глаза и увидел перед собою работницу, раздувающую самовар. С ужасом вспомнил Адриан все вчерашние происшедствия. Трюхина, бригадир и сержант Курилкин смутно представились его воображению. Он молча ожидал, чтоб работница начала с ним разговор, и объявила о последствиях ночных приключений.

Как ты заспался, батюшка, Адриан Прохорович, - сказала Аксинья, подавая ему халат. - К тебе заходил сосед портной, и здешний будочник забегал с объявлением, что сегодня частный именинник, да ты изволил почивать, и мы не хотели тебя разбудить.

А приходили ко мне от покойницы Трюхиной?

Покойницы? Да разве она умерла?

Эка дура! Да не ты ли пособляла мне вчера улаживать ее похороны?

Что ты, батюшка? не с ума ли спятил, али хмель вчерашний еще у тя не прошел? Какие были вчера похороны? Ты целый день пировал у немца, воротился пьян, завалился в постелю, да и спал до сего часа, как уж к обедне отблаговестили.

Ой ли! - сказал обрадованный гробовщик.

Вестимо так, - отвечала работница.

Ну, коли так, давай скорее чаю, да позови дочерей.

Пушкин Гробовщик читать сюжет

Андриян Прохоров переселился и старого жилья, в новый хороший дом. В нем навели порядок и расставили работы мастера. Прохоров занимался похоронными делами, и был прекрасным специалистом в плане ритуальных услуг.

Андриян пил чай, когда к нему пожаловал сосед. Мужчина представился Шульцем, сказал, что живет рядом и позвал Прохорова к себе на завтрашнее торжество, по случаю годовщины свадьбы. Гробовщик принял приглашение и угостил нового знакомого чаем.

На следующий день, Андриян с двумя своими дочками - красавицами, отправились к соседу на праздник.

Шульц работал сапожником, в его доме уже собрались гости. Здесь были люди разных рабочих профессий. Началось пиршество. Сначала поднимали тосты за виновников торжества, потом за здоровье гостей. Изрядно захмелев, один из собравшихся, предложил выпить за здоровье своих клиентов. Все согласились, гости знали, каким бизнесом занимается Прохоров, и искоса глядели в его сторону. Когда дошла очередь до гробовщика, собравшиеся люди, с ухмылкой предложили ему выпить за усопших, которых он сопроводил в иной мир. Андриян почувствовав себя оскорбленным, покинул дом соседа. Идя домой, он думал, как отпразднует новоселье и не пригласит соседей, лучше, позовет своих клиентов.

Дома, гробовщик лег в постель и попытался заснуть. Когда ему это удалось, в дверь постучали и сказали, что Прохорову нужно срочно готовить похороны богатой купчихи, которая намедни скончалась. Андриян встал и отправился делать свою работу. Когда все дела были закончены, гробовщик пошел домой. В его голове были мысли о предстоящем новоселье. Он думал об обиде на соседей, и о том, что он хотел позвать покойников на свой пир.

Добравшись до своей калитки, мужчина увидел, как кто-то заходит в его двор. Прохоров поспешил в дом, там его вниманию предстало сборище покойников, которых он когда-то предал земле. Мертвяки стали благодарить, гробовщика, за его приглашение на новоселье. Андриян обезумел от ужаса, он видел, что гости с того света сидят и веселятся, прославляя его персону. Покойники сказали, что пришли те, кто совсем недавно покинул земной мир, другие бы тоже хотели присоединиться, но тела уже рассыпались в прах. Один из мертвецов захотел обнять Прохорова, но тот в ужасе отпрянул от него и проснулся.

  • Чехов - Аптекарша

    Небольшой город Б. спал непробудным сном, где-то вдалеке доносился собачий лай. Уже проглядывался рассвет, а молодая супруга аптекаря никак не могла уснуть. Скучала она, сидя в одной сорочке у окна, и смотрела на улицу.

  • Салтыков-Щедрин - Здравомысленный заяц

    В небольшом лесу жил умный заяц, опыт и наблюдения которого позволяют ему понять, что он непременно будет съеден кем-то из лесных зверей. Он понимал, что у волка или лисы намного больше сил чем у него