Няня всея Руси: почему пушкинская Арина Родионовна стала родной для всех. Кто такая арина родионовна

Вместо эпиграфа:
Пушкин:
- Нянюшка, подай мне водочки...
Арина:
- Свет мой, водочку-то всю вчерась выпили.
Пушкин:
- Всё Вы мне, няня, сказки рассказываете!

«Я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю...»
Эти трогательные строки адресовала в 1827 году крепостная женщина Арина Яковлева своему воспитаннику Александру Сергеевичу Пушкину.

Арина Родионовна Яковлева (1758 - 1828)

Будущая няня великого поэта родилась в деревне Суйда в семье северных поморов, Яковлевых, находившихся в крепостной зависимости у подпоручика Апраксина. Вскоре Суйда вместе с крестьянами была продана Абраму Ганнибалу, легендарному Арапу Петра Великого. До сих пор в этих местах сохранился замысловатой формы пруд, вырытый при Апраксине, и каменный диван, вырубленный из валуна крепостными Ганнибала.
Известная нам как Арина Родионовна, няня Пушкина имела несколько имен – ее также называли Ириной и Ириньей. Семья жила бедно, и замуж Арину отдали тоже за бедняка, Федора Матвеева. Считается, что черты характера няни Пушкин выводит в «Евгении Онегине» - «Ах, Таня, Таня, в наши леты мы не слыхали про любовь…»
Няня Татьяны Лариной рассказывает, как ее насильно женили в подростковом возрасте. В этом нет сходства литературного персонажа с историческим - сама Арина Родионовна вышла замуж в двадцать три года.

Ее муж умер от безудержного пьянства, оставив четверых детей.
Чтобы прокормить семью, Арина Родионовна решила найти работу в господском доме. Новорожденной внучке Ганнибала, Надежде, как раз требовалась кормилица. Будучи принята на несколько месяцев, Арина Родионовна осталась в этой семье на всю жизнь. Она не только вскормила Надежду Осиповну, но и вырастила ее. Став взрослой, Надежда неоднократно предлагала Арине Родионовне вольную, а такое предложение дорогого стоило. Но Арина отказалась, подчеркивая, что она – раба. В этом слове она видела какой-то особый смысл.
Надежда Осиповна вышла замуж за Сергея Львовича Пушкина. Арина Родионовна стала няней ее детей – Льва, Ольги и Александра. При Ольге она была приставлена кормилицей, но и маленький Александр тоже к ней потянулся. Особенно его привлекали рассказы Арины Родионовны о нечистой силе и мрачных суевериях. С тех пор он всю жизнь верил в предзнаменования – стая ворон навевала на него ужас, перебежавший дорогу заяц заставлял его повернуть назад. Родителям Пушкина не нравились разговоры о нечистой силе, но они ничего не могли предложить взамен. Сами они детьми занимались мало, беспорядочно нанимали для них малообразованных французов-авантюристов. Их образы часто встречаются в пушкинских произведениях:
… Monseur L’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
учил его всему - шутя…
Когда молодой Александр Пушкин вернулся в 1817 году из Царскосельского лицея, он заново подружился со своей няней. Незамысловатый разговор с Ариной Родионовной вызывает у него неподдельный восторг. Оказалось, что она – не только сказочница. Арина Родионовна – главный устроитель деревенских свадеб. Она рассказывает о стародавних обрядах, да еще с такими подробностями, что слушателю стоит усилий сохранять серьезное лицо. Александр Сергеевич макает перо в чернильницу и быстро-быстро начинает записывать самые интересные моменты рассказа. Неграмотная няня просто поражена – ее простые речи сам барин записывает! С этих пор она начинает боготворить Александра Сергеевича. Но по документам Арина Родионовна принадлежит сестре поэта, как крепостная крестьянка.
Ольга Пушкина, выйдя замуж, увозит няню в Михайловское, ставшее сейчас местом поклонения для пушкинистов. Из-за отказа Арины Родионовны от вольной, ее уже взрослые дети остались в крепостной зависимости. Но семья Пушкиных подарила им дом в родной деревне Суйда. В нем и жили потомки Арины Родионовны до середины прошлого века. Каким-то чудом двухсотлетняя изба сохранилась почти без изменений. Энтузиасты превратили ее в Музей Арины Родионовны. Он полон удивительных редкостей – там хранится матерчатый туесок, который, по легенде, Арина Родионовна смастерила своими руками.
Оказавшись в Михайловском, Арина Родионовна тоскует по Александру Сергеевичу. Под ее диктовку написано несколько трогательных писем, в которых она необыкновенно красивым языком описывает, как скучает по нему, как за него молится…
«Милостивой государь, Александра Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим Новым Годом и с новым счастием; и желаю я тебе, любезному моему благодетелю, здравия и благополучия... А мы, батюшка, от вас ожидали письма, когда вы прикажете привозить книги, но не могли дождаться»
И вот, в результате обвинения в вольнодумстве, Пушкин оказывается в Михайловском без права покинуть имение в течение двух лет. Тогда это место считалось редкостной глухоманью. Пушкин пишет друзьям – с няней мы были неразлучны. Вечерами няня рассказывает сказки и истории из деревенской жизни, Пушкин записывает, записывает, записывает.
Арина Родионовна считается неграмотной, хотя сохранились свидетельства, что она вела счета в усадьбе и отправляла почту.
«Я и посылаю больших и малых книг счетом - 134 книги. Архипу даю денег – 90 рублей. Желаю вам то, чего и вы желаете, и пребуду к вам с искренним почтением Арина Родионовна».
Она уже была не няней, а домоправительницей.
Во время пребывания Пушкина в Михайловском, статус Арины Родионовны стал еще выше, поэт даже увольняет работников, обидевших его няню. «Он никого не любил, кроме няни своей» – капризно заявила Анна Керн, не понимая, зачем поэт проводит столько времени с Ариной Родионовной. Между тем в тетрадях Пушкина появляются все новые и новые сказки… Мы теперь их читаем как Сказки Арины Родионовны.
Но в их черновиках нет имени няни поэта. Сейчас существует мнение, что это искусствовед Анненков преувеличил роль няни в творчестве Пушкина, приписав ей авторство. В результате, в советское время простая крестьянка Арина Родионовна стала символом народной мудрости. В советской пропаганде ее используют как антитезу родителям поэта, дворянам - угнетателям крепостных. Эта теория позволяла доказать, что Пушкин – народный поэт.
В наше время некоторые исследователи ударяются в другую крайность – Арина Родионовна объявляется потомком жителей таинственной Гипербореи, ей приписывают обладание магическими способностями. Масло в огонь подлили археологи – рядом с местом рождения няни Пушкина найдены остатки курганов возрастом до полутора тысяч лет. Действительно, название деревни, Суйда, очень древнее. Эта земля считалась священной у славянских племен.
Образ Арины Родионовны как языческой жрицы очень привлекателен. Но он никак не вписывается в записки Александра Сергеевича Пушкина о своей няне:
«Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о УМИЛЕНИИ СЕРДЦА ВЛАДЫКИ И УКРОЩЕНИИ ДУХА ЕГО СВИРЕПОСТИ, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом»
Так что няня предстает перед нами вполне обычной, богобоязненной старушкой. Судя по пушкинским стихам, она носила большие очки. Но ни одного портрета в очках не сохранилось. Вообще, эти изображения не совсем похожи на описание ее внешности в письмах и воспоминаниях. Пушкин называет ее полнолицей, хотя по живописному портрету так сказать нельзя. Есть интересный черновик самого Пушкина, где в его уникальной манере нарисованы два лица – молодое и старое. Подпись – няня. Является ли молодая женщина в кокошнике образом Арины Родионовны в молодости? Это уже никто не узнает.
Портрет няни Пушкина, вырезанный неизвестным мастером из кости, имеет интересную судьбу. Его обнаружил Максим Горький на острове Капри, принял в дар и вернул в Россию.
В наши дни Арина Родионовна чаще изображается как сказочный персонаж в неизменном платочке и с доброй улыбкой. Излюбленной темой многих художников является изображение няни Пушкина, рассказывающей поэту сказки в уютном домике в Михайловском.
Живописный флигелек Арины Родионовны сейчас полностью восстановлен. Он невелик, всего семь на девять метров. Причем жилая светелка была совсем крошечной, а остальную площадь занимала баня. По распространенным легендам, Пушкин предпочитал жить у няни, а не в господских апартаментах.
Известно, что после ссылки в Михайловском, Пушкин так полюбил эти места, что уезжать не хотел вовсе. Друзья Пушкина, навещавшие его в Михайловском, тоже были в восторге от этого места и, конечно, от старой няни:
Свет Родионовна, забуду ли тебя?
В те дни, как сельскую свободу возлюбя,
Я покидал для ней и славу, и науки,
И немцев, и сей град профессоров и скуки, -
Так писал поэт Языков.

Жизненные обстоятельства заставили Пушкина обосноваться в Петербурге. И сестра Ольга тоже приехала в Петербург, конечно же, захватив с собой Арину Родионовну. Пушкин часто навещает их. В 1827 году Арина Родионовна заболела. Пушкин проведал ее и отметил в своих записях – няня…. На следующий день он поставил рядом жирный крест.
На похороны поэт не пошел. Но вскоре он стал скучать по няне, с каждым годом все больше и больше. В его воспоминаниях о ней звучит тревожное ощущение судьбы, рока…
«Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора»
Точное местонахождение могилы няни Пушкина остается загадкой. Наиболее вероятно, она похоронена на Смоленском кладбище Петербурга. Сейчас об этом говорит мемориальная доска. Недавно появились странные исследования, пытающиеся доказать, что могила Арины Родионовны найдена в пригороде Берлина.
Незамысловатая жизнь простой крестьянской женщины продолжает обрастать новыми легендами.

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.

Арина Родионовна. Портрет неизвестного художника. / Public Domain

21 апреля 1758 года в семье крепостного Родиона Яковлева родилась дочь Ирина, которой суждено было стать няней «солнца русской поэзии».

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном моей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках…

Если самой известной няней на Западе является Мэри Поппинс, персонаж вымышленный, то на постсоветском пространстве главной няней всех времён стал вполне реальный человек — няняАлександра Сергеевича Пушкина Арина Родионовна.
О её действительном влиянии на творчество главного поэта России пушкинисты спорят по сей день, но несомненно одно — образ Арины Родионовны стал неотъемлемой частью русской культуры.

О месте рождения Арины Родионовны также существуют разные мнения. Запись, найденная в Метрической книге церкви Воскресения Христова в Суйде, свидетельствует, что няня Пушкина родилась 10 апреля (21 апреля по новому стилю) 1758 года в селе Воскресенском, в семье крепостных крестьянРодиона Яковлева и Лукерьи Кирилловой. При рождении девочку назвали Ириной, или Ириньей, однако в истории сохранилась принятая тогда разговорная форма имени — Арина.

Что касается двойного названия села, где родилась Арина Родионовна, то до 1718 года оно называлось Суйда, а новое название за ним закрепилось после возведения в нём церкви Воскресения Христова.

Родители Арины числились крепостными подпоручика лейб-гвардии Семёновского полкаграфа Фёдора Алексеевича Апраксина. Когда девочке был год, село вместе с крестьянами было продано генерал-аншефу Абраму Петровичу Ганнибалу — прадеду Пушкина, тому саму «арапу Петра Великого».

У родителей Арины было семеро детей, жили они бедно. И без того нелёгкая жизнь стала совсем тяжёлой после того, как в 1768 году умер глава семьи Родион Яковлев.

Работать в помещичьей усадьбе Арина стала ещё совсем молодой девушкой, за много лет до рождения своего знаменитого воспитанника. Рекомендовал её господам роднойбрат Симеон, ранее взятый на работу кучером.

Помимо работы в усадьбе, Арина занималась рукоделием, что было очень распространено среди крепостных девушек той эпохи. Сама она была прекрасной мастерицей-рукодельницей, что позже отмечал и Александр Пушкин.

По меркам того времени Арина Родионовна вышла замуж довольно поздно, в 23 года, за крепостного Фёдора Матвеева. Свадьбу готовили спешно — Абрам Петрович Ганнибал к тому времени был совсем плох, а после его смерти имущество предполагалось разделить между сыновьями, в результате чего жених и невеста могли быть разлучены навсегда.

После брака Арина Родионовна переехала к мужу и после смерти Абрама Ганнибала стала крепостной Осипа Абрамовича Ганнибала, деда Пушкина.

В браке с Фёдором Матвеевым у Арины Родионовны родились четверо детей, однако семейная жизнь не сложилась. Муж пил и в конечном счёте умер от пьянства в 1801 году. В семье не было даже скотины, поэтому главной кормилицей мужа и детей стала Арина Родионовна, в 1792 году взятая бабушкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни дляплемянника Алексея, сына брата Михаила.

Няней Мария Алексеевна осталась очень довольна — настолько, что через три года Арине Родионовне была подарена отдельная изба.

Арина Родионовна была няней всех троих детей Пушкиных —Ольги, Александра и Льва. Пушкинисты, называющие няню по фамилии отца «Ариной Яковлевой», отмечают, что одновременно в доме Пушкиных служила и другая няня, Ульяна Яковлева, не являвшаяся родственницей Арины Родионовны.

Интересный момент: по мнению исследователей, непосредственные, классические обязанности няни Арина Родионовна выполняла в отношении Ольги и Льва, в то время как попечение над маленьким Сашей было поручено Ульяне Яковлевой.

Однако Ульяну Пушкин всегда именовал «нянькой» и особенно тёплых чувств к ней не питал, в отличие от Арины Родионовны. Будущего поэта завораживали сказки и колыбельные Арины Родионовны, которые она рассказывала и пела значительно лучше коллеги.

Семейство Ганнибалов несколько раз продавало принадлежавшие им земли, однако Арина Родионовна к тому времени была приписана не к деревням, а к господам, поэтому данные сделки на её судьбу никак не повлияли.

Арина Родионовна прожила с Сашей Пушкиным под одной крышей практически до момента его поступления в Лицей в 1811 году. На творческую натуру мальчика она повлияла очень сильно — в письмах Пушкин часто именовал её «мамушкой».

После того, как её воспитанники выросли, Арина Родионовна проживала вместе с господами в Псковской губернии. В 1818 году умерла бабушка Пушкина Мария Ганнибал, и после её кончины Арина Родионовна жила у Пушкиных в Петербурге, летом вместе с ними возвращаясь на Псковщину, в село Михайловское.

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Известные всем строки про няню и кружку Пушкин написал в 1825 году в Михайловском, где находился в ссылке с 1824 по 1826 годы. Арина Родионовна фактически разделила ссылку с повзрослевшим воспитанником, став для него в это время самым близким человеком и вдохновителем.
Пушкин заново открывал для себя услышанные в детстве сказки, старательно записывал их, и впоследствии они становились основой для его произведений.

Появился в произведениях поэта и образ самой няни — Арина Родионовна была прообразом няни Татьяны из «Евгения Онегина», прототипом мамки Ксении из «Бориса Годунова» и сразу нескольких женских образов из «Арапа Петра Великого».

В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

Русский поэт Николай Языков, гостивший у Пушкина в Михайловском и лично знавший Арину Родионовну, называл её «веселой собутыльницей». Так что строчки о кружке в стихотворении Пушкина появились неспроста. Впрочем, вряд ли Арина Родионовна злоупотребляла алкоголем, в противном случае о многолетней безупречной службе няней не могло бы быть и речи.

«Любезный мой друг

Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю... Я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

Последняя встреча Пушкина с Ариной Родионовной состоялась в селе Михайловском 14 сентября 1827 года. Няне было уже 69 лет, что для того времени было возрастом глубокой старости.

В январе 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга вышла замуж против воли родителей. С мужемНиколаем Павлищевым они поселились в Петербурге. В марте родители Ольги скрепя сердце выделили ей несколько крепостных для ведения хозяйства. Среди тех, кого Ольга забрала к себе, была и её старая няня.

Для Арины Родионовны это мартовское путешествие в Петербург, ещё по зимнему пути, оказалось слишком большой нагрузкой. Она умерла 31 июля (12 августа по новому стилю) 1828 года в Петербурге, в доме Павлищевых.

Пушкин не присутствовал на похоронах няни, не участвовала в них и его сестра Ольга. Похоронил няню муж Ольги, Николай Павлищев.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной, а к захоронениям людей такого низкого статуса внимания не проявляли. Когда в 1830 году спохватившийся Пушкин с друзьями пытался найти могилу своей «мамушки», то потерпел неудачу. Лишь столетие спустя исследователи смогли установить, что Арина Родионовна была похоронена на Смоленском кладбище Петербурга, однако могила её утрачена навсегда.

В 1977 году на Смоленском кладбище появилась мемориальная доска в память об Арине Родионовне. Текст на ней гласит:

«На этом кладбище похоронена Арина Родионовна
няня А. С. Пушкина
1758-1828
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»

Практически всем россиянам ещё с начальных классов знакомо имя Арины Родионовны – няни Александра Сергеевича Пушкина. Однако немногие знают, что она прожила целых 70 лет, родила четырёх детей и отказалась уходить на волю, решив остаться крепостной в семье Пушкиных.

И звали женщину на самом деле не Арина, а Иринья или Ирина – именно такое имя было записано при её рождении в метрической книге храма деревни Суйда на территории современной Ленинградской области. Однако тогда люди чаще использовали не «официальные» имена, а их разговорные формы – вот и нянюшку все знали как Арину. Фамилий у крепостных крестьян не было, но Арину Родионовну часто называют Яковлевой (по отцу Родиону Яковлеву), реже – Матвеевой (по мужу Фёдору Матвееву). Интересно, что сам поэт практически никогда не упоминал имени няни и чаще говорил о ней «моя старушка» или «добрая подружка», как в произведении «Зимний вечер».

Муж Арины Родионовны Фёдор был, как и она, крепостным крестьянином. В год свадьбы ей было уже 23 года – по тем временам она вышла замуж достаточно поздно. Став женой Фёдора, она поселилась в его родной деревне Кобрино вблизи Гатчины. Возможно, что именно это событие повлияло на судьбу женщины, ведь эти земли вместе с крепостными находились в собственности А. П. Ганнибала – деда А. С. Пушкина. В 1792 году Мария Алексеевна, бабушка поэта, взяла Арину Родионовну в дом Ганнибалов в качестве няни для племянника Алексея. Она вынянчила не только Александра, но и его брата Льва; также женщина была кормилицей его старшей сестры Ольги. Конечно, поэт познакомился с Ариной Родионовной ещё в раннем возрасте, однако по-настоящему сблизился с ней только во время ссылки в Михайловском.

О внешности няни практически ничего не известно; одна из современниц поэта, Мария Осипова, описывала её как «полную лицом» седую старушку, а поэт Николай Языков говорил, что она была достаточно полная, подвижная, весёлая и разговорчивая. Широко распространён портрет кисти неизвестного художника – на нём запечатлена худая пожилая женщина с уставшим лицом и довольно грустным взглядом. Однако это противоречит имеющимся описаниям, поэтому утверждать, что это портрет именно Арины Родионовны, нельзя. Сохранился ещё один портрет няни, вырезанный на кости Я. П. Серяковым – он долгое время находился в Италии и был привезён в Россию лишь в конце прошлого века. Это изображение похоже на набросок авторства А. С. Пушкина, на котором поэт предположительно нарисовал няню в молодом и пожилом возрасте.

Все члены семьи Пушкиных хорошо относились к Арине Родионовне; ещё в конце XVIII века бабушка поэта выделила ей в Кобрино отдельный дом, где впоследствии жили четверо детей няни – две девочки и два мальчика. Бабушка поэта собиралась дать ей вольную, но Арина Родионовна отказалась и осталась у неё в услужении, выполняя не только обязанности няни, но и разные другие поручения. Когда Мария Алексеевна умерла, она перешла к сестре А. С. Пушкина Ольге, однако понянчить племянников поэта уже пожилой женщине удалось совсем недолго: она прожила у Ольги около полугода и умерла из-за болезни в возрасте 70 лет. На похороны няни воспитанник не приехал, но о «своей старушке» он не забывал: через несколько лет поэт напечатал в альманахе «Северные цветы» посвящённое ей стихотворение «Зимний вечер», и в более позднем произведении «Вновь я посетил» Арина Родионовна тоже упоминается. Помнят о ней и другие: в 70-е годы прошлого века в Кобрино открылся музей «Домик няни А. С. Пушкина» – его экспозиция расположилась в том самом доме, который принадлежал её семье, а посвящённые няне памятники установлены во многих уголках страны.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Была установлена на территории ЭТНОМИРа 21 декабря 2008 года, в честь 250-летия со дня рождения няни А.С. Пушкина – Арины Родионовны. Трогательный памятник окружают традиционные избы разных регионов России. В них расположены мастерские и проводятся экскурсии. По замыслу скульптора Екатерины Щебетовой, няня и воспитанник отдыхают в яблоневом саду. Поэтому сотрудники ЭТНОМИРа совместно с учениками Боровской ноосферной школы высадили вокруг памятника яблони.

Рождение Арины Яковлевой приходится на 10 (21) апреля 1758 г. Выросла «главная няня страны» в деревне Лампово в многодетной семье. Крепостные крестьяне Родион Яковлев и его супруга Лукерья Кириллова воспитывали семеро ребятишек. При рождении родители дали девочке имя Ирина, но дома её стали называть Ариной. В те времена крепостные не имели фамилий, и названы были по отцу, то есть фактически настоящее имя и фамилия Арины – Ирина Яковлева. Девочка познала все печальные стороны нищего голодного детства в крепостной семье.

Знакомство с семьёй поэта

В 1759 г. прадедушка Пушкина А. П. Ганнибал купил деревни вместе с людьми у графа Ф. Я. Апраксина. Жили Яковлевы очень бедно, и девушка попросилась на работу няней. В 1792 г. бабушка Пушкина М. А. Ганнибал берёт её в дом нянчить племянника Алексея. После рождения Ольги, первой внучки Марии Ганнибал, Арина переезжает в дом Пушкиных работать. Ольга была старше знаменитого брата на несколько лет, поэтому и няню они делили одну на двоих. Самыми тёплыми словами Ольга Сергеевна вспоминала Арину, как простого и преданного человека с открытой, исконно русской душой.

В возрасте 23 лет Арина вышла замуж за Фёдора Матвеева, простого крестьянина, который впоследствии скончался от пристрастия к алкоголю. Всё это время до 1811 года, до поступления юного Александра в лицей, няня провела с любимым «ангелочком», как она называла поэта. В 1818 г., когда скончалась бабушка Мария, Арина продолжает жить в семье Пушкиных в г. Петербурге, а на летнее время вместе с любимчиком Сашей отправляется в Михайловское. Няня окружает Александра заботой и любовью, чем заслуживает второе ласковое обращение: «мамушка».

Роль няни в творческой жизни поэта

В литературе А. С. Пушкин никогда не обращался к Арине по имени и отчеству, всегда ласково писал: «няня». Образ няни в легендарном произведении «Евгений Онегин» был списан именно с неё. Александр всегда очень трепетно относился к своей кормилице, писал ей нежные письма и посвящал стихотворения. Арина Родионовна была для поэта учителем, другом, опекуном. И в детские годы, убаюкивая его в кроватке, и в тяжкие годы ссылки, эта отважная женщина всегда заботилась о нём и любила всем сердцем.

Александр часто вспоминал, как любил слушать её поговорки, сказки. Удивительно, сколько их хранила в себе простая русская душа, и как она умела их рассказывать! Несомненно, именно эта женщина и помогла поэту сделать первый шаг в великое литературное творчество. Даже сам Александр признал, став известным человеком, что знакомство с народным творчеством играет огромную роль в доскональном познании русского языка. Сама судьба распорядилась так, чтобы простая женщина из народа смогла повлиять на творческое становление личности великого поэта.