Новолетие: Новый год по церковному календарю. Можно ли и как православным отмечать новый год

Вы задаётесь вопросом, как отметить Новый год по-православному? В этой статье протоиерей Александр Авдюгин постарается ответить на него!

Отметить Новый год по-православному можно!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать в ?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет ».

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь». Любовь действительно – «самое существенное», но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Новый год и Рождество Христово

Говорить же сегодня о переносе даты начала или, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством . В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, – значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:

« Новый Год – это пародия на . Известно, что греческое слово “антихрист” означает не только “противо-Христос”, но и “прежде-Христа”. Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста – хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является “антихристовым” в чистом виде»

Ни много ни мало – все те, для кого праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.

Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.

Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение?

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру – то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.

«Ты что, уже с утра празднуешь?» – стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом – беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.

Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.

Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник установлен церковью в день древнего торжества . Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1Кор. 8:8).

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот – в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь выше поста», – говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого – значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова .

Да очень просто.

Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с списан. Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, – держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Вы прочитали статью Новый год по-православному . Читайте также.

Приближение Нового года – событие радостное и в то же время очень волнительное для каждого. Православные верующие тоже ждут этого дня, готовятся к нему. Если по восточному календарю образ каждого года ассоциируется с определенным животным, то у православных позиция одна – нельзя унижать образ Божий до зверя или птицы.

Многие верующие задают вопрос – как же правильно отмечать Новый год православным? Какие традиции следует соблюдать, а от каких напрочь отказаться. Многих волнует, как встречать Новый год в период Рождественского поста.

Изучая первоисточники


Обратившись к «Правилам» Православной Церкви, можно выяснить, что празднование категорически запрещено. В апостольских писаниях сказано, что поступать следует, прежде всего, по удостоверению своего ума.

На самом деле существует возможность совместить годами установленную традицию посещения родственников на новогодние праздники и правильное выполнение постовых предписаний.

Иногда можно встретить предложение о переносе даты Рождества. Но по большому счету смысла в этом нет. 7 января или 25 декабря по старому стилю – православное Рождество. Бытует мнение, что Новый год является неудавшейся пародией на Рождество Христово. Есть ряд теорий, по которым этот праздник относится к языческим, неправославным.

Но было бы неправильно отвергать такой большой и к тому же любимый народом праздник. Если с детства внушать ребенку, что Новый год – не тот день, который заслуживает большого внимания, скорее всего в зрелом возрасте он просто отвернется от Церкви и Православия. Поэтому родителям, соблюдающим все православные традиции, следует дать ребенку возможность выбора. В этом случае хорошо применяется правило – «что чрез меру – то от лукавого».

Употребление алкоголя в новогодние праздники



В последнее время празднование Нового года ассоциируется с чрезмерным употреблением спиртных напитков. В магазинах наблюдается повышенный спрос на алкоголь, да и встретить в начале дня нетрезвого человека в эти дни – тоже не редкость. Конечно, такая модель поведения не способствует нравственному воспитанию и становлению личности.

Просто запрет на чрезмерное употребление алкоголя не приведет к решению этой проблемы. Здесь следует добавить и другой метод – объяснения и толкования.

Зачем и для чего соблюдать пост



Пожалуй, главный смысл поста – память, что все мы пред Богом ходим. Если человек съест в пост что-то скоромненькое, это не станет самым большим грехом. Гораздо хуже показывать свою насупленность, показательно соблюдать запреты и стремление сделать из личности праведника-наблюдателя, осуждающего всех, кто с размахом встречает Новый год. Самое главное – не заниматься собой, а служить другим.

Если с детства ребенок чувствует себя неполноценным из-за того, что родители неукоснительно соблюдают все православные традиции, в частности лишают его новогодних праздников, вряд ли в будущем он захочет регулярно посещать Церковь по собственному желанию.

Рождественский пост необходим для личного спасения. Но он станет таким только тогда, когда принесет радость и свет, а не горе и озлобленность. Как же сочетать новогодние торжества с ожиданием светлого праздника Рождества Христова?


Вспоминаем самый главный атрибут Нового года - Дедушку Мороза, который приносит всем подарки. Образ Деда списан с Николая Чудотворца, который делает нужные подарки каждому просящему. Елочные гирлянды напоминают Вифлеемскую звезду, которая зажглась в преддверии Рождества. Хороводы под елками ассоциируются с ангельским пением. Таких параллелей можно провести еще очень много.

Если празднование Нового года несет людям радость, оно допустимо в разумных пределах. Главное, чтобы все было в меру. Лучше придерживаться середины. Сам праздник не является грехом. Все дело в том, как праздновать. Если в начале новогодней ночи помолиться, в полночь можно пригубить бокал шампанского, а потом и покушать немного. Господь обязательно возрадуется, ведь он увидит счастье и улыбку на радостных лицах.

На Новогоднем торжестве можно не произносить обычный тост, а прочитать отрывок из писаний. Это будет действительно православное празднование Нового года.

Так получается, но заснуть в Новогоднюю ночь в привычное время практически невозможно из-за шума вокруг. Поэтому православные тоже могут собраться вместе и пообщаться за постным столом. В Новый год самое время подвести итоги, построить планы на будущее.

Новый год не является церковным праздником, но это не значит, что его нельзя наполнить духовным смыслом. Некоторые православные просто ограничиваются новогодним молебном – и это тоже правильно.

Как бы ни отмечали православные Новый год, главное помнить, что все поступки должны исходить от чистого сердца.

Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) – 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России...

ПРИЧИНА 1: НЕЦЕРКОВНЫЙ, НЕПРАВОСЛАВНЫЙ ХАРАКТЕР САМОЙ ДАТЫ

Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) – 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России Петром I c 1700 года (хотя он и праздновался по юлианскому календарю, а не по католическому григорианскому т.н. новому стилю, как в Европе).

Но Новолетие, празднуемое 1-го января, изъятое из богослужебного круга, и характер приобрело нехристианский, о чем свидетельствовали многие русские святые, например, святитель Феофан Затворник и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они обличали русский народ в том, что, подражая богоотступническому западу, он стал по-язычески встречать Новый год: «Вертеться с бокалами – тут какой смысл? <…> Вы скажете: обычай зашел. – И я подтвержу: обычай зашел, – и прибавлю: обычай, совсем нe христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный» (Свт. Феофан Затворник. Слово на Богоявление, 6 января 1865 г.).

С введением же большевиками после революции нового стиля, нынешнего гражданского календаря, празднование Нового года 1-го января по нему стало приходиться на последние дни Рождественского поста – дни, в которые Типикон заповедует православным христианам строгое воздержание.

ПРИЧИНА 2: АНТИХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР НОВОГО ГОДА

Современный, сохранившийся с советских времен Новый год и торжества, с ним связанные, изначально вводились в противовес, взамен церковного праздника Рождества Христова, и большевики расценивали принятие православными их Нового года как успех антирелигиозной пропаганды.

Получается, что православные, отмечающие этот день, становятся друзьями безбожному миру в его служении идолам. И употребление «из любви к ближнему» скоромного в кругу нецерковных людей, и устроение «постного стола» (попытка формально соблюсти предписания Устава) – все это разные проявления той дружбы с миром, которая, по слову Писания, есть вражда против Бога (Иак. 4, 4).

Церковь Христова – не от мира сего. Древние христиане не боялись не вписаться в современное им общество, напротив, даже противопоставляли себя ему, безбоязненно шли на мучения, привлекая своей чистой жизнью и исповедническими подвигами новых христиан в церковную ограду. Теперь же не Церковь христианизирует (осоляет) мир, а мир активно пытается «расцерковить» христианство. И такое сближение с миром делает верующего «солью обуявшею» (см.: Мф. 5, 13).

Празднование гражданского Нового года 1-го января по новому стилю должно быть неприемлемо для православных.

В этот день, когда безбожный и богоотступнический мир празднует свой Новый год, Православная Церковь совершает память святого мученика Вонифатия, который является для всякого теплохладного христианина примером совершенного исповедничества и отложения сластолюбия.

Перейдут ли православные на григорианский календарь?

В головах наших современников порой возникает полная путаница. На Западе не только католики, но протестанты и часть православных отмечают Рождество Христово 25 декабря. После этого торжественно встречают Новый год, 6 января празднуют Богоявление, а мы 7 января — православное Рождество. Что произошло? Почему возникла такая разница в праздновании Рождества между западными и восточными христианами? С этим вопросом мы обратились к настоятелю храма святых бессребреников Космы и Дамиана, кандидату богословия, священнику Александру Борисову.

Русская Православная Церковь не отмечает так называемый «старый» новый год 14 января. В этот день празднуется Обрезание Господне, поскольку, согласно церковному преданию, на восьмой день после Рождества Младенец Иисус был обрезан. Обрезание в ветхозаветной Церкви - символ посвящения младенца Богу. В этот же день отмечается память святителя Василия Великого, одного из выдающихся святых 4 века, создателя монашеских уставов, борца против арианской ереси.

- А когда Церковь празднует Новый год?

14 сентября. Именно в этот день начинается церковный Новый год, иначе - Новолетие. Этот обычай начинать новый год в сентябре связан опять-таки с ветхозаветной традицией. Год заканчивался вместе с уборкой урожая. До ХVI века Церковь пользовалась юлианским календарем. Римляне заимствовали его у египтян, но в 46 году до нашей эры Юлий Цезарь усовершенствовал его. Именно поэтому он называется юлианским. В 1582 году по инициативе римского папы Григория ХIII был введен более совершенный календарь, который получил название григорианского. Реформа была вызвана тем, что юлианский календарь отстает от реального года на одни сутки за каждые 128 лет. Если следовать юлианскому календарю, то Пасха должна была со временем переместиться на лето, а потом на осень. Григорианский стиль свел отставание на одни сутки за 3300 лет. Но при реформе возник разрыв между Восточной Церковью, которая осталась верна юлианскому календарю, и Западной, которая перешла на григорианский. В ХVIII веке разрыв между двумя стилями составлял 11 суток, в ХIX - 12, а в ХХ уже 13 суток! В 1917 году большевики также перешли на григорианский календарь. В 1923 году попытку перейти на этот же календарь предпринял патриарх Тихон. Но за год до него это попытались сделать «обновленцы» («пятая колонна» внутри Русской Церкви, искусственно созданная большевиками). Поэтому реформа оказалась скомпрометированной и патриарх был вынужден отказаться от нее. На григорианский календарь перешли католические и протестантские церкви, а также часть православных. В том числе Константинопольская, Элладская, Александрийская, Антиохийская, Кипрская, Румынская, Финляндская, Македонская, Американская, Польская, Чешская и Болгарская. Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская в силу исторических особенностей сохранили юлианский календарь.

- Когда на Руси стали отмечать гражданский Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января?

Только при Петре I. Но Церковь сохранила старые обычаи. Из-за разницы между календарями происходит разнобой гражданских и церковных праздников. До революции Новый год отмечали по юлианскому календарю - то есть 14 января по новому стилю. Конечно, хотелось бы, чтобы все россияне отмечали Рождество накануне Нового года. Ведь оканчивается Рождественский пост и можно спокойно сесть за новогодний стол со всеми яствами. Сейчас время святок. Оно продлится вплоть до 18 января, когда верующие начнут готовиться к празднику Богоявления. В народе его еще называют Крещением. Накануне праздника - крещенский сочельник, когда Церковь призывает своих прихожан к строгому посту. До революции на Крещение обычно освящали воду в реках и прудах, а наиболее ревностные прихожане совершали омовение в прорубях после освящения воды.

- Как вы считаете, перейдет ли Русская Церковь на григорианский календарь?

Когда подобная попытка была предпринята в 1923 году патриархом Тихоном, большинство верующих противостояло этому нововведению, и патриарх был вынужден отказаться от перехода на новый стиль. Григорианский календарь также несовершенен, как и юлианский. Быть может, вскоре будет предпринята очередная реформа календаря, и вот тогда стоит подумать об этом. Подобные реформы в Церкви требуют особого подхода и этим должен заниматься Поместный Собор. Если на очередном Поместном Соборе будет поставлена проблема календаря, можно надеяться, что Собор примет мудрое решение, которое будет воспринято всем церковным народом. Единство церковного народа важнее календарных отличий.

В церковной традиции новый год называется Новолетием и он отмечается осенью в связи с интересной историей праздника. Начните церковный год правильно, узнав об этом дне подробнее.

Церковный календарь: праздник Новолетие

Новый год не просто датирует окончание продолжительного для человека временного периода, но и символично оказывается концом старого и началом нового цикла. В церковном календаре также есть такой праздник, который называется Новолетием. Он ежегодно отмечается 14 сентября (1 сентября по старому стилю). В этот день верующие исполняют один из указанных в Библии заветов: каждый седьмой месяц года отмечать особенным образом. Учитывая, что началом года по Библии считался март, седьмым месяцем оказывался именно сентябрь. В этот день верующему человеку необходимо присутствовать на богослужении, но помните, что есть правила поведения в храме и приметы о том, чего нельзя делать в церкви ни в коем случае.

История праздника Новолетие

Сам праздник имеет прямое отношение к Древнему Риму и сбору дани. Первоначально был установлен так называемый индикт, который в результате стал отмечать 15-летний промежуток, через который собирали дань. Днем сбора назначили 1 сентября. В последствии этот же день отмечался как начало нового года: во всех городах шли пиршества и празднества.

Этот день был принят византийской церковью как праздничный день 7 месяца года и официально стал началом нового года в Церкви. После принятия христианства эта традиция так и осталась жить в Российской Православной Церкви, даже после того, как император Петр I изменил гражданский календарь и объявил началом нового года 1 января.

Церковные традиции в Новолетие

Конечно же, как и любой церковный праздник, этот день отмечается богослужениями. По своей значимости этот день относят к средним церковным праздникам. Накануне служится великая вечерня, на которой и рекомендуют побывать священнослужители. Традиционно читаются строки из книги пророка Исаии, которые по преданию читал Иисус Христос, войдя в синагогу в Назарете.

Также 14 сентября считается днем памяти святого мученика Симеона Столпника. Он был известен тем, что читал проповеди и молился, забираясь на башню или столб. По преданию, Симеон Столпник с юношеских лет истязал свое тело всеми возможными способами и даже был искушаем дьяволом. Днем его смерти считается 1 сентября, поэтому в церкви ему обязательно возносят молитвы. Если вы не можете в этот день сходить на богослужение, то читайте молитвы дома. Одной из самых важнейших молитв в день Новолетия считается молитва «Живые помощи» .


Народные обычаи и приметы 14 сентября

Как водится, народ адаптировал христианский праздник так, чтобы ему было понятно. Его принято называть Симеоном Летопроводцем, и, как понятно из названия, в это день крестьяне совершали обряды, как бы встречая осень. В некоторых местах совершалось ритуальное добывание «живого огня» путем трения палки о палку, а кое-где обряды были связаны с печкой. Все действия сопровождались веселыми песнями и плясками молодежи.

В некоторых местах традиционно закапывали муху, чтобы в следующем году не кусали. То же самое могли делать с тараканами, чтобы их не было в доме. Счастливым считался переезд в новый дом в этот день. При этом за сутки до того, как новые хозяева начинали там жить, пускали кота или петуха. Считалось, что они выпроводят всю нечистую силу. С этого дня отсчитывали бабье лето, а у молодежи начинались новые свадебные недели.

Есть примета о том, что как год начнется, таким он и будет. Вы можете воспользоваться ею и надолго привлечь к себе удачу с помощью советов от известного экстрасенса Елены Ясевич. Не забудьте в этот день посетить церковь. Всего доброго и не забывайте нажимать на кнопки и

13.09.2016 05:05

Любые православные праздники следует отмечать в соответствии с определенными правилами, чтобы не обрушить на себя...