Николай ярошенко художник. Родился николай александрович ярошенко

«Белая Вилла» Николая Александровича Ярошенко была источником вдохновения не только для самого художника, но и для его гостей:…


  • Дом Реброва в Кисловодске, где останавливался Лермонтов, восстановят за 5,3 млн. руб

    Старинный дом в курортном Кисловодске, в котором останавливались Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, скоро обретет новую жизнь. В 2018 году в проект…

  • Кисловодский Курортный парк снова станет самым крупным в Европе

    В Кисловодске утверждена программа развития города до 2020 года. Она подразумевает собой ряд градообразующих, реставрационных, логистических и…

  • Дача ШАЛЯПИНА в Кисловодске, Ставропольский край

    Кисловодск – удивительный город, город множества муз. И если муза изобразительного искусства в городе-курорте поселилась в усадьбе художника…

  • Санаторий имени Г.К. Орджоникидзе, г. Кисловодск

    Курортная культура зарождается не только на морских побережьях и в тени парков. Особую роль в формировании туристического «климата» города играют…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 3 - Верхний парк)

    Завтра наступит лето – пора отпусков и путешествий. Многие россияне, выбирая место для отдыха, хотят посетить город, который славится хорошим…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 2). Нижний парк

    Сегодня, в Международный день памятников и исторических мест, я хотел бы пригласить вас на прогулку по второй части Курортного парка в Кисловодске.… ОКТЯБРЬСКИЕ ВАННЫ, Ставропольский край, г. Кисловодск

    Продолжаем гулять по Кисловодску. После мавритано-камбоджийского стиля Главных Нарзанных ванн мы познакомимся c историей одного из самых посещаемых…

  • Николай Александрович Ярошенко родился 1 декабря 1846 года (старый стиль) в Полтаве. Отец его - Александр Михайлович, высокообразованный человек, был военным, дослужившимся до чипа генерал-майора. Мать - Любовь Васильевна - дочь отставного поручика. Склонность к рисованию у мальчика проявилась рано, но по семейной традиции отец хотел, чтобы сын сделал военную карьеру и девяти лет отдал его в Полтавский кадетский корпус.

    Сохранившиеся рисунки позволяют судить, что под руководством своего учителя И. К. Зайцева, юный художник занимался серьезно и небезуспешно. После окончания кадетского корпуса, в 1863 году, Ярошенко переезжает в Петербург и поступает в Павловское военное училище, откуда его переводят в Михайловское артиллерийское училище. Влечение к искусству не ослабевает, и юноша занимается частным образом у популярного в 1860-е годы художника А. М. Волкова, а также посещает вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, в которой преподавал И. Н. Крамской . В 1867 году Ярошенко поступает в Михайловскую артиллерийскую академию и одновременно становится вольнослушателем Академии художеств. Спустя два года с "отличными успехами в науках" он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством.

    Мировоззрение Н. А. Ярошенко формировалось под непосредственным влиянием идей русских революционных демократов. Друг Ярошенко, художник И. С. Остроухов вспоминал, что "Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы - любимым чтением". В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала "Отечественные записки". Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина "Невский проспект ночью" (картина погибла во время Великой Отечественной войны). На ней изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две женские фигуры: нужда выгнала несчастных на панель. "Картина, - говорил Ярошенко, - имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит".

    7 марта 1876 года за эту картину Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок и вскоре избран в состав правления. Более десяти лет он вместе с И. Н. Крамским руководил Товариществом, а после смерти Крамского стал его идейным преемником, хранителем лучших традиций передвижничества. М. В. Нестеров писал о Ярошенко: "Он становится со смертью Крамского одним из самых деятельных руководителей Товарищества... Голос его звучит на собраниях и его слушают так же внимательно, как привыкли слушать Крамского. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Мягкий по внешности - он кремень духом". "Совестью художников" называли его современники.

    Ярошенко, следуя передовым тенденциям времени, утверждает своим творчеством образ положительного героя. Широкий общественный отклик вызвали показанные в 1878 году на Шестой передвижной выставке две картины - "Кочегар" и "Заключенный".

    "Кочегар" (ГТГ) - первый в русской живописи яркий реалистический образ рабочего. Картина произвела огромное впечатление на писателя В. М. Гаршина, которое он сумел передать в своем рассказе "Художники". В нем проводится мысль об ответственности общества за чудовищную эксплуатацию, которая ложится на плечи рабочего. Но кочегар, созданный Ярошенко, не только жертва - это и сила, порожденная капитализмом и противостоящая ему.

    В картине "Заключенный" (ГТГ) художник выражает свое сочувствие борцам за свободу и обличает самодержавие. Этюд к "Заключенному" Ярошенко писал со своего близкого друга писателя Г. И. Успенского. Создание обоих произведении шаг вперед в развитии демократического реализма 1870-х годов, и если "Кочегар" - первый образ рабочего в русской живописи, то картина "Заключенный" является одним из первых произведений в искусстве того периода, посвященных революционерам.

    Начало 1880-х годов отмечено в творчестве Ярошенко развитием темы революционной борьбы русской интеллигенции в связи с новым общественным подъемом в России. Сюжет картины "У Литовского замка" (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Сам художник в течение недели находился под домашним арестом, и, более того, к нему пожаловал "на беседу" министр внутренних дел Лорис-Меликов.

    Одновременно с "Литовским замком" было выставлено полотно "Старое и молодое" (1881, ГРМ), отражающее характерный для того времени конфликт между "отцами" и "детьми", столкновение двух идеологий - консервативной и бунтарской.

    Ярошенко был женат на бывшей курсистке М. П. Навротиной, и в их доме "на ярошенковских субботах" бывали не только писатели, художники, ученые, но и молодежь. Это помогло художнику быть в курсе самых насущных вопросов своего времени и затем отразить их в острых психологических произведениях, ставших вехой в развитии русский демократической живописи.

    Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: "Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли".

    Интересно, что В. В. Стасов считал Ярошенко "по преимуществу портретистом современного молодого поколения, натуру которого, жизнь и характер он глубоко понимает, схватывает и передает".

    Среди произведений художника, посвященных молодежи, наиболее известны "Студент" (1881, ГТГ) и "Курсистка" (1883, Гос. музей русского искусства, Киев; вариант - Калужский областной художественный музей). Это, в сущности, картины-портреты, прообразами которых были ученик Академии художеств Ф. А. Чиров и слушательница Бестужевских курсов А. К. Черткова.

    В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Д. И. Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Н. Н. Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Один из лучших - портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. Художник раскрыл внутреннюю красоту и силу духа этого человека, наделенного высокими гражданскими чувствами, тоскующего о свободной жизни. Крамской оценил портрет как один из "самых замечательных" портретов времени и видел в нем обобщенный образ, "мысль художника", написанную по "поводу Стрепетовой".

    В конце 1880-х годов появилась одна из самых популярных картин Ярошенко "Всюду жизнь" (1888, ГТГ): за решеткой окна в арестантском вагоне томятся несчастные жертвы социальной действительности, а не преступники, - как бы утверждает художник.

    В дальнейшем художник создает ряд жанровых картин - "На качелях" (1888, ГРМ), "Девушка-крестьянка" (1891, Нижегородский гос. художественный музей), "В вагоне" (конец 1880-х, частное собрание) и др.

    В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет. Незадолго до смерти художник работал над этюдами на рудниках Урала для задуманной им большой картины из жизни горнорабочих.

    За отличную службу в 1892 году Ярошенко производят в генерал-майоры, тогда же состояние здоровья вынуждает его переехать в Кисловодск. В следующем году он выходит в отставку, продолжая заниматься общественной деятельностью, постоянно выставляясь на передвижных выставках. Художник был полон творческих планов, но 25 июня 1898 года (старый стиль) скоропостижно скончался от паралича сердца.

    А. Ф. Дмитриенко.
    "50 биографий мастеров русского искусства". "Аврора", Ленинград, 1971.

    Ярошенко, Микола Олександрович (1846-1898) - російський живописець. Народився у Полтаві в сім"ї військовослужбовця [його батько - Ярошенко Олександр Михайлович - був поліцмейстером в ППКК]. Закінчив Полтавський кадетський корпус [розпочинав навчання в ППКК, але був переведений до Першого кадетського корпусу у Петербурзі - Т.Б. ], потім Михайлівську артилерійську академію в Петербурзі. Основи художньої грамоти одержав у Кадетському корпусі, де 1855-1857 рр. навчався у художника І. К. Зайцева . У 1867-1874 рр. був вільним слухачем петербурзької АМ, з 1876 р. - член Товариства передвижників. Неодноразово бував у Полтаві, зокрема, у 1865 і 1876 рр.. Підтримував дружні стосунки з Г. Г. Мясоєдовим. Помер і похований у м. Кисловодську. Наприкінці 1917 р., згідно з заповітом вдови художника Марії Павлівни, була привезена з Петрограда і передана Полтаві мистецька колекція Ярошенка: понад 100 творів малярства і 21 альбом малюнків (збереглися відповідно 58 і 19), а також чимало творів передвижників. Вони створили основу Полтавської картинної галереї , згодом - Полтавського художнього музею, на фасаді якого встановлено Ярошенку М. О. меморіальну дошку . Ім"ям М.О. Ярошенко названо вулицю .

    Источник:

    Полтавщина: Енциклопедичний довідник (За ред. А.В. Кудрицького.- К.: УЕ, 1992). Стор. 1002

    Источник:

    В списках генералам по старшинству за 1890-1892 г.г. не значится, из чего можно сделать вывод, что чин генерал-майора Н. А. Ярошенко получил при выходе в отставку в 1892 г.

    СЕМЬЯ:

    Ярошенко, Микола Олександрович (1/13.12.1846, Полтава - 25.06/7.07.1898, Кисловодськ) - живописець і рисувальник, типовий представник "ідейного реалізму"; генерал-майор.

    Народився в Полтаві в родині кадрового офіцера. Закінчив Петровський Полтавський кадетський корпус, Перший кадетський корпус у Петербурзі, Павловське і Михайлівське артилерійські училища, Михайлівську артилерійську академію (1870 p.) Одночасно у 1867-1874 рр. відвідував вечірні класи Академії мистецтв і рисувальної школи Товариства заохочення художників. Після випуску протягом 25 років працював у Петербурзькому Арсеналі (Патронному заводі), просунувшись службовою драбиною до генерала. Закоханий у свою військову професію, М. Ярошенко все ж знайшов справжнє покликання в мистецтві. Світогляд митця формувався в напруженій суспільній атмосфері 70-х рр. XIX ст. Революційно-демократичні кола інтелігенції, з якими він зблизився, вимагали від мистецтва відображення і критики суспільних явищ. У 1875 p. M. Ярошенко дебютував на 4-й пересувній виставці передвижників, а наступного року був прийнятий в члени Товариства і зразу ж обраний до правління. З 1887 p. М. Ярошенко став ідейним керівником Товариства. Сучасники називали його "совістю російських художників". Художник-громадянин приніс у мистецтво передвижників особливе коло гостросюжетних образів. Першим серед вітчизняних живописців він втілив образ робітника, першим змалював образи студентської молоді. Особливо його приваблювали люди, пов"язані з революційним рухом. Картини М. Ярошенка тенденційні, деякі є насправді мальованою агіткою, але всі вони написані з великим почуттям. Художник створив також ряд портретів сучасних йому діячів культури. Найвідоміші твори: "Кочегар" (1878 p.), "В"язень" (1878 p.), "Студент" (1881 p.), "Курсистка" (1883 p.), "Скрізь життя" (1888 p.); портрети П. Стрепетової, Д. Менделєєва, М. Салтикова-Щедріна, Г. Успенського, В. Короленка, О. Плещеева, М. Ге; пейзажі. На українську тематику створив картини: "Дівчина з рогачем" (1864 р.), "Сліпі каліки під Києвом" (1879 р.), "Жебраки в Києво-Печерській лаврі" (1879-1880 pp.). Наприкінці 1880-х рр. розладнане здоров"я змусило М. Ярошенка перебратися на Кавказ. У 1892 p. він вийшов у відставку, вирішивши присвятити останні роки життя виключно мистецтву. Художник купив невелику маєтність у Кисловодську, де й помер від сухот 52 років від роду. Згідно із заповітом вдови художника в 1917 p. Полтаві була передана мистецька колекція, до якої входило понад 100 картин і етюдів М. Ярошенка, 23 альбоми з його малюнками а також чимало творів інших художників-передвижників. Ця колекція стала основою музейної збірки, на базі якої у квітні 1919 p. було відкрито Полтавську картинну галерею .

    Источники:

    Білоусько О. А., Мирошниченко В. І. Нова історія Полтавщини. Кінець XVIII - початок XX століття. Стор. 254

    Николай Александрович Ярошенко 1) . 26 июня, в 9 ч. утра, скоропостижно скончался в Кисловодске известный художник Н. А. Ярошенко. Покойный род. в 1846 г. и самостоятельную художественную деятельность начал в 1870-х годах, к которым относятся едва ли не все лучшие его произведения. Хотя специальностью Н. А. Ярошенко, главным образом, были портреты и жанр, но он в то же время был и прекрасным пейзажистом. Его работы в этом роде носят отпечаток своеобразного дарования, непосредственности и силы. Принадлежащие кисти покойного портреты, по выразительной правдивости и сходству выделяют его среди лучших русских портретистов. Бытовые сюжеты, служившие Н. А. Ярошенко для его картин, крайне своеобразны, но нельзя сказать, чтобы привлекательны. В погоне за содержательностью, он нередко поступался самым главным в искусстве - красотой; сюжетами для него весьма часто служили "мотивы гражданской скорби", и появление его картин на обычных ежегодных выставках "товарищества" вызывало постоянно не мало толков, как в критике, так и среди зрителей. Из его картин, пользовавшихся наибольшей известностью, назовем: "Кочегар" (собственность П. М. Третьякова), "Заключенный" (Собственность П. М. Третьякова), "Старое и Молодое", "Невский проспект ночью", "Слепцы". "Курсистка", "Причины неизвестны", этюд "Сестра милосердия", "Всюду жизнь", "На качелях" и др. По пейзажной живописи покойному принадлежит целый ряд картин и этюдов кавказской природы. Таковы, между прочим, находящиеся в Московской галерее П. и С. Третьяковых: "Березовая балка", "Клухорский перевал", "В Сванетии", "Судакская бухта", "Гуниб" и др. Из портретов его работы лучшими признаются: П. А. Срепетовой, А. М. Унковского, Г. И. Успенского, Д. И. Менделеева, А. Н. Плещеева, В. Д. Спасовича, К. Д. Кавелина и др. Военный по образованию и службе, покойный Н. А. Ярошенко страстно любил искусство и отдавал ему все свое свободное от занятий время. Последние годы, страдая чахоткой, Н. А. постоянно проживал на Кавказе, в Кисловодске, где и скончался. ("Нов. Вр." № 8020; "Моск. Вед.", № 175).

    Источники:

    А. Д. Ромашкевич. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1907 г. по 1-е октября 1908 г. Год пятый. Полтава. 1908. Стр.95-96

    Галере я


    Арестованного ведут. 1891
    Картон коричневый, акварель, тушь, белила. 16 x 23


    Березовая балка в Кисловодске. 1882
    Холст, масло. 18 x 25


    Бакинец. 1886
    Холст, масло


    Бедуин. Этюд. 1896
    Холст, масло


    Березовая балка. Кисловодск. 1892
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Бечо в Сванетии. 1882
    Картон, масло. 18 x 25
    Государственная Третьяковская галерея


    Бештау. 1882
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    В горах. Этюд. 1890
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    В вагоне. Начало 1890-х гг.
    Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко


    В лодке. 1869
    Полтавский областной художественный музей


    В горах Кавказа
    Холст, масло
    Полтавский областной художественный музей


    В монастыре. 1870-е
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    В парке. Портрет С.Р.Левицкой. 1883
    Холст, масло 51 х 34
    Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


    В теплом краю. 1890
    Холст, масло 107 x 81
    Государственный Русский музей


    Всюду жизнь. Этюд. 1887
    Бумага, акварель
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Всюду жизнь. 1888
    Холст, масло. 212 x 106
    Государственная Третьяковская галерея


    Выгнали. 1883
    Холст, масло
    Музей искусств, Ташкент


    Голова заключенного. Этюд. 1878
    Холст, масло
    Полтавский областной художественный музей


    Голова крестьянина. 1879


    Голова старика
    Холст, масло


    Голова старика крестьянина. 1893
    Холст, масло
    Астраханская государственная картинная галерея


    Гора Седло в окрестностях Кисловодска. 1882
    Холст, масло. 52 x 45
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Гора Ужба в Сванетии. 1882
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Горец.
    Картон, масло. 30 х 19,5


    Горец (Горец верхом). Этюд. 1890-е
    Картон, масло 19,7х18,3
    Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко


    Девочка с куклой. Вторая половина 1890-х
    Холст, масло. 96 x 68
    Государственная Третьяковская галерея


    Горный пейзаж
    Холст, масло
    Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина


    Горный пейзаж. 1880-е
    Холст, масло
    Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


    Гуниб. Дагестан. 1888
    Картон, масло. 19 x 38
    Государственная Третьяковская галерея


    Девдаракский ледник. 1894
    Холст, масло
    Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"


    Девушка-крестьянка. 1891
    Холст, масло
    Нижегородский художественный музей


    Девушки с письмом. 1892
    Холст, масло
    Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова


    Женский портрет (Украинка). 1870-е
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Женский портрет. 1880
    Холст, масло
    Тюменский музей изобразительных искусств


    Женский портрет. 1880
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Женский портрет.
    Карандаш, бумага, акварель. 29.5 х 23.


    Забытый храм. Этюд
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Заключенный. 1878
    Холст, масло. 143 x 107
    Государственная Третьяковская галерея


    Закат солнца над морем. Этюд. 1880-е
    Холст, масло
    Полтавский областной художественный музей


    Иерусалим. 1896
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Извержение вулкана. 1898
    Холст, масло. 71 x 165


    Кавказ. Тебердинское озеро. 1894
    Дерево, масло. 21 x 41
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Кисловодск. Этюд. 1880-1890-е
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Кисловодск. Водопад. 1889
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Клухорский перевал. 1882
    Картон, масло. 18 x 25
    Государственная Третьяковская галерея


    Красные камни. 1892
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Кабардинка. Этюд. 1880-e
    Холст, масло
    Полтавский областной художественный музей


    Кочегар. 1878.
    Холст, масло. 124 x 89.
    Третьяковская Галерея, Москва, Россия.


    Крестный путь. Этюд. 1896
    Холст, масло
    Частное собрание


    Крестьянин. 1874
    Холст, масло


    Крестьянин. 1879
    Государственный Русский музей


    Крестьянин в лесу. 1880-1890-е
    Холст, масло
    Частное собрание


    Крымский пейзаж
    Холст, масло
    Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко


    Лесная речка. 1882
    Холст, масло
    Полтавский областной художественный музей


    Курсистка. 1880
    Холст, масло. 84 x 54
    Государственный Русский музей


    Курсистка. 1883
    Холст, масло. 131 x 81
    Киевский музей русского искусства.


    Мальчик в саду. 1892
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Мужской портрет. 1875
    Холст, масло
    Государственный художественный музей Алтайского края


    На набережной. Этюд
    Холст, масло
    Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


    На околице. Этюд. 1880-е
    Холст, масло
    Полтавский областной художественный музей


    На приеме у врача. 1890-е гг.
    Холст, масло. 41 x 56
    Челябинская областная картинная галерея


    Ночь на Каме. 1884
    Холст, масло. 74 x 104
    Государственная Третьяковская галерея


    Палермо. 1897
    Холст, масло
    Полтавский областной художественный музей


    Полевые цветы. 1889
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    На качелях. 1888
    Холст, масло. 58 x 40
    Государственный Русский музей


    Портрет Сергея Николаевича Амосова.
    Полтавский областной художественный музей


    Портрет Николая Николаевича Ге. 1890
    Холст, масло. 92 x 73
    Государственный Русский музей


    Портрет Александра Яковлевича Герда. 1888
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Портрет Ивана Александровича Гончарова 1888
    Холст, масло
    Воронцовский дворец


    Портрет дамы в кружевной накидке
    Холст, масло
    Частное собрание


    Портрет дамы с кошкой
    Холст, масло
    Калужский областной художественный музей


    Портрет девочки. 1880
    Холст, масло 63х49
    Музей русского искусства, Киев


    Портрет Ивана Николаевича Крамского. 1874
    Бумага, акварель. 28 x 23
    Государственная Третьяковская галерея



    Государственный Русский музей


    Портрет Ивана Николаевича Крамского. 1876
    Холст, масло. 89,5х69,5
    Государственный Русский музей


    Портрет Сергея Ивановича Крамского (сына художника)


    Портрет мальчика
    Национальный художественный музей Беларуси


    Портрет Василия Максимовича Максимова. 1878
    Бумага, мокрый соус, итальянский карандаш. 67 x 49
    Государственная Третьяковская галерея


    Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева. 1885
    Бумага, акварель, гуашь. 33 x 24
    Государственная Третьяковская галерея


    Портрет молодого человека. 1886
    Холст, масло. 101 x 77
    Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых


    Портрет молодой дамы
    Холст, масло 56,5 x 49,7
    Костромской государственный объединенный художественный музей


    Портрет неизвестной. 1881
    Холст, масло. 112 x 76
    Государственная Третьяковская галерея


    Портрет неизвестной. 1880-е
    Холст, масло. 34 x 27
    Государственная Третьяковская галерея


    Портрет неизвестной. 1893
    Дерево, масло. 40 x 32
    Государственный Русский музей


    Портрет Николая Николаевича Обручева. 1898
    Холст, масло
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Портрет Софьи Владимировны Паниной. 1892
    Холст, масло
    Донецкий областной художественный музей


    Портрет Алексея Николаевича Плещеева. 1887
    Холст, масло
    Харьковский художественный музей


    Портрет Леонида Владимировича Позена. 1885


    Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. 1886
    Холст, масло. 102 x 75
    Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко


    Портрет Владимира Сергеевича Соловьева. 1895
    Холст, масло. 106 x 79
    Государственная Третьяковская Галерея

    Личное дело

    Николай Александрович Ярошенко (1846 - 1898) родился в Полтаве в семье отставного военного. Его отец сумел сделать блестящую военную карьеру, дослужившись от рядового до генерал-майора. Он считал, что сын тоже станет военным и, хотя мальчик с детства проявлял способности к рисованию, отдал его в Полтавский кадетский корпус. По свидетельству жены художника, Николай Ярошенко поступил в Полтавский кадетский корпус в 1855 году. Однако сохранился похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года, так что Ярошенко был кадетом уже в восьмилетнем возрасте. В Полтаве Ярошенко начал учиться живописи, первым его наставником стал местный художник Иван Зайцев, служивший в кадетском корпусе учителем рисования.

    С 1856 года Николай Ярошенко был переведен в Первый кадетский корпус в Петербурге. После окончания кадетского корпуса Ярошенко в августе 1863 года поступил в Павловское военное училище. Еще будучи кадетом начал брать частные уроки рисования. Одним из его учителей стал художник Андриан Волков. Позже Николай Ярошенко посещал вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, где преподавал . Завершив обучение в училище, он по воле отца продолжил военное образование, поступив в Михайловскую артиллерийскую академию. Одновременно стал вольнослушателем в Академии художеств. Там он сблизился с членами Товарищества передвижных выставок. На IV передвижной выставке, проходивший в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью». 7 марта 1876 года Николай Ярошенко был принят в Товарищество, а вскоре был избран в его правление.

    После окончания военной академии Николай Ярошенко поступил на военную службу на Санкт-Петербургском патронном заводе, где прослужил более 20 лет, выйдя в отставку в 1892 году в чине генерал-майора. Все это время параллельно со службой он занимался живописью. Был постоянным участником передвижных выставок.

    В 1874 году Ярошенко женился на слушательнице Бестужевских курсов Марии Невротиной. Из свадебного путешествия на Кавказ он привез множество горных пейзажей, вызвавших высокую оценку критиков и посетителей выставок. Среди друзей Николая Ярошенко были не только художники: , Нестеров, Куинджи, но и Сергей Рахманинов, Леонид Собинов, Глеб Успенский, Лев Толстой. Многие из них были частыми посетителями «ярошенковских суббот» в петербургской квартире художника.

    В 1885 году художник покупает дом в Кисловодске, где проводит каждое лето. Там тоже его часто навещают друзья.

    После выхода в отставку Николай Ярошенко живет большую часть времени в своем кисловодском доме. Но в 1897 году он совершил большое путешествие по Поволжью, Италии, Ближнему Востоку и Египту. Затем отправился на Урал, где работал над этюдами для задуманной им серии картин о жизни горнозаводских рабочих.

    Умер Николай Ярошенко в Кисловодске 26 июня (7 июля) 1898 года. Похоронен возле городского Свято-Никольского собора.

    Чем знаменит

    Автопортрет 1895 г.

    Наиболее известен Николай Ярошенко как портретист, автор жанровых картин и изображений социальных типов его времени («Кочегар», «Заключенный», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия», «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны»). В портретах он пытался в первую очередь передать психологию героя. Жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Известны выполненные им портреты И. Крамского, Н. Ге, Вл. Соловьева, Г. Успенского, актрисы П. Стрепетовой.

    Многие картины Ярошенко вызывали оживленные споры среди критиков. Художника часто обвиняли в тенденциозности, часто возникали дискуссии вокруг общественных проблем, которые были отражены в его картинах. Менее знамениты пейзажи работы Ярошенко, хотя у коллег-художников они получали самую высокую оценку. Репин даже писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи...».

    О чем надо знать

    Пожалуй, самой знаменитой картиной Николая Ярошенко стала «Всюду жизнь» (1888, хранится в Третьяковской галерее), выставленная на 16-й выставке передвижников. Картина изображает обитателей арестантского вагона: троих мужчин и женщину с ребенком, кормящих через зарешеченное окно голубей. Ярошенко создал ее, находясь под влиянием толстовских идей, и даже хотел дать картине название «Где любовь, там и Бог». Многие зрители пытались додумать, что же привело за решетку героев картины: вдову в черном платке, старика крестьянина и других. «За решеткой в окне вы увидите святое семейство. Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертою для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру лысого Иосифа», - писал критик Ковалевский. В другом отзыве говорилось, что картина воплощает «общую идею о могуществе добра и о силе любви к жизни, внимание к "униженным и оскорбленным", раскрытие человечности и лучших сторон внутреннего мира во всяком человеке, как бы он ни казался преступным».

    Прямая речь

    «У Николая Александровича была цельная натура. Он всегда и везде держал себя открыто, без боязни выражая свои взгляды, он никогда не шел ни на какие сделки. <…> Николай Александрович, правдивый, принципиальный, не выносил фальши ни в людях, ни в искусстве; он не терпел пошлости и людей, пораженных этим недугом. Николай Александрович не был, что принято называть, «политиком», его действия не были хитросплетенными махинациями — они были просты, трезвы и прямолинейны. Он не знал и компромиссов. С его взглядами можно было расходиться, их оспоривать, но заподозрить в побуждениях мелких, недостойных — никогда. Нравственный облик его был чистый, нелицемерный».
    Художник о Николае Ярошенко

    «Полюбуйтесь же на нее: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: ее мать так метила своих Гапок и Палашек «за грех»... Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Ее некому пожалеть, об ней некому помолиться — все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрет от родов или тифа, не будет скандала на похоронах».
    Профессор права Петр Цитович в картине «Курсистка»

    «Таких девушек "с книжкой под мышкой", в пледе и мужской круглой шапочке, всякий из нас видал и видит ежедневно и уж много лет подряд... И вот художник, выбирая из всей этой толпы "бегущих с книжками" одну самую ординарную, обыкновенную фигуру, обставленную самыми ординарными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки, подстриженных волос, тонко подмечает и передает вам, "зрителю", "публике", самое главное... Это главное: чисто женские, девичьи черты лица, проникнутые на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли... Главное же, что особенно светло ложится на душу, это нечто прибавившееся к обыкновенному женскому типу — опять-таки не знаю, как сказать, — новая мужская черта, черта светлой мысли вообще (результат всей этой беготни с книжками)... Вот это-то изящнейшее, не выдуманное и притом реальнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осененной не женской, не мужской, а "человеческой" мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку, и плед, и книжку, и превращало в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий».
    Глеб Успенский «По поводу одной картинки» (о картине «Курсистка»)

    «Портрет Глеба Успенского, выставленный одновременно с портретом Стрепетовой, воспринимался зрителями почти как парный к нему. Живопись (композиция, колорит) не давала оснований для сопоставления; портреты роднил переданный в них "общий характер» " изображенных лиц.
    Портрет Глеба Успенского, пожалуй, "открытее", обращеннее к зрителю, чем стрепетовский, сердечная связь между зрителем и человеком на портрете устанавливается мгновенно (Ге говорил в таких случаях: "Как Ромео и Джульетта, взглянул туда и обратно — и все, чувство, любовь"). Стрепетова, написанная Ярошенко, больше "в себе", ее портрет требует от зрителя более напряженной душевной работы: идея портрета, "мысль по поводу", "сумма признаков" и "общий характер" вбираются, осознаются зрителем, вызывают в нем определенные мысли, создают определенное настроение, с которыми он, как бы с более высокой духовной точки, продолжает постигать портрет. Наверно, Крамской, говоря о портрете Стрепетовой, вспомнил Достоевского не потому только, что нашел сходство в работе писателя и художника, но потому также, что перед ярошенковским портретом Стрепетовой ему пришел на память портрет самого Достоевского, написанный Перовым, — тоже весь "в себе".
    Подойдя к портрету Глеба Успенского, зритель встречает прямо в глаза, в душу ему направленный взгляд, и в этом взгляде такая скорбь, такая неутаенная боль, что вызывает мгновенный отзыв. В "Стрепетовой" могущество общего характера явственнее, в "Глебе Успенском" эта гармония — гармония трагизма в человеке восьмидесятых годов — несколько нарушена, взломана — преобладанием боли».
    В. И. Порудоминский о портретах работы Ярошенко

    Семь фактов о Николае Ярошенко

    • Учащиеся Полтавского кадетского корпуса, воспитанником которого был Николай Ярошенко, принимали участие в восстановлении укреплений русской армии на месте Полтавского сражения.
    • Один из ранних рисунков Николая Ярошенко озаглавлен им «Шик немалый». Он изображает кадетов в летнем лагере. На фоне палаток один из них раздувает самовар сапогом, а остальные готовятся к чаепитию.
    • Героя картины «Кочегар» Ярошенко встретил в одной из мастерских завода, где он служил.
    • Прототипом «Курсистки» стала Анна Черткова (Дитерихс), жена секретаря Льва Толстого Владимира Чертхова, слушательница Высших женских курсов.
    • Первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» была утрачена в годы Второй мировой войны.
    • В доме Ярошенко в Кисловодске собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны.
    ярошенко николай александрович бердяев, ярошенко николай александрович булганин
    1 (13) декабря 1846(1846-12-13) Место рождения:

    Полтава, Российская империя

    Дата смерти: Место смерти:

    Кисловодск, Пятигорский отдел, Терская область, Российская империя

    Подданство:

    Российская империя Российская империя

    Жанр:

    живопись

    Работы на Викискладе

    Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 декабря 1846, Полтава - 26 июня 1898, Кисловодск) - русский живописец и портретист.

    • 1 Биография
    • 2 Творческая деятельность
    • 3 Общественное признание
    • 4 Галерея
    • 5 Интересные факты
    • 6 Семья
    • 7 Адреса
    • 8 Примечания
    • 9 Литература
    • 10 Ссылки

    Биография

    Военный по образованию и по службе. 1863 году окончил Полтавский кадетский корпус. Вступив в 1878 году в число членов Товарищества передвижных художественных выставок, выставлялся со своими произведениями постоянно и исключительно на этих выставках. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно «мотивы гражданской скорби».

    Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

    В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, так называемую «Белую Виллу», где жил и работал вплоть до самой смерти.

    В 1892 году мастер вышел в отставку (дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора, 1892).

    В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет.

    Умер 26 июня (7 июля) 1898 года. Похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца.

    Творческая деятельность

    «В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», - писал в статье, посвящённой памяти Николая Александровича Н. К. Михайловский. Это высказывание дополняют слова Н. Н. Дубовского: «У него глубокий громадный ум, который он постоянно развивает и достиг всестороннего большого образования». Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. Достаточно назвать лишь несколько имен, ограничившись утверждением современников, что это самые выдающиеся люди того времени, - представители передовой интеллигенции в различных областях науки, литературы, искусства, являющиеся гордостью России, нередко запечатленные кистью художника. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, юрист В. Д. Спасович, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, общественный деятель A. M. Унковский, педагог А. Я. Герд, этнограф М. М. Ковалевский, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и другие. Нельзя не упомянуть в связи с этим Л. Н. Толстого, писавшего в одном из писем: «Ярошенко мы все любим и, разумеется, очень рады бы были его видеть» и Д. И. Менделеева, воскликнувшего спустя значительное время после того, как не стало Николая Александровича: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»

    «Человек крупный», «незаурядный», «благородный», «честнейший», «художник-мыслитель», «блестящий собеседник», «художник-интеллигент», - таким рисуют облик Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично.

    «Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером“, -признавался М. В. Нестеров, - и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело». «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», - вспоминал М. В. Нестеров.

    Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности, писать которых Ярошенко считал своим общественным долгом. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».

    Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко - «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Произведения Н. А. Ярошенко в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. Лучшие из этих произведений - портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Кроме жанров и портретов, Н. А. Ярошенко писал также пейзажи, очень хорошо воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы. Среди таких его работ - ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее.

    Известно, что Николай Александрович был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Выставки становились крупными общественными событиями. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске, в залах Дворянского собрания. её организации под влиянием И. Е. Репина принимала участие М. К. Тенишева. На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, И. И. Левитана, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, И. И. Шишкина и других, в том числе и уроженца Смоленщины Н. П. Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тысячи смолян. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Н. А. Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится ныне в фондах Калужского областного художественного музея.

    Общественное признание

    Почетный гражданин города Кисловодска.

    Галерея

    • «Кочегар» (1878)
    • «Заключённый» (1878)
    • «Заход солнца» (1880-е годы)
    • «Курсистка» (1880)
    • «Студент» (1881)
    • «Террористка» (1881)
    • «Шат-гора (Эльбрус)» (1884)
    • «Портрет П. А. Стрепетовой» (1884)
    • «Портрет скульптора Л. В. Позена» (1885)
    • «Цыганка» (1886)
    • «На качелях в селе Павлищево на Духов день» (1888)
    • «Всюду жизнь» (1888)
    • «Портрет учёного
      А. Я. Герда» (1888)
    • «Портрет художника Николая Николаевича Ге» (1890)
    • «В теплом краю» (1890)
    • «Похороны первенца» (1893)
    • «Эльбрус в облаках» (1894)
    • «Владимир Соловьев» (1895)
    • «Портрет Николая Николаевича Обручева» (1898)
    • Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
    • Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это открывшейся возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» - оправдывался Репин. «Дело не в стенах, - возражал ему Ярошенко, - а в измене идеалам Товарищества!». гневе Ярошенко пишет картину «Иуда», - пишет с фотографии некогда горячо любимого им А. И. Куинджи.

    Семья

    Ярошенко Николай "Портрет М.П.Ярошенко, жены художника" 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск

    Отец - Александр Михайлович Ярошенко, генерал-майор

    Мать - Любовь Васильевна (урождённая Мищенко) (1822-1890)

    Брат - Василий Александрович, инженер, химик, был женат на Елизавете Платоновне (урождённой Степановой, в первом браке Шлиттер)

    Сестра - Софья Александровна, мать Бориса Савинкова.

    Супруга (с 1874 года) - Мария Павловна Невротина (- 14 сентября 1915) (есть версия, что Крамской писал с неё Неизвестную, в то время она была невестой Н. А. Некрасова).

    Адреса

    Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко (жена Василия Ярошенко). Художник Ярошенко Николай Александрович

    в Санкт-Петербурге

    • лето 1874 - дача Крамского на Сиверской
    • 1874-1879 - доходный дом А. И. и И. И. Кабатов - Бассейная улица, 27;
    • 1879 - весна 1898 года - доходный дом Шрейберов - Сергиевская улица, 63.

    Но не только кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что у него часто бывало до полусотни «посетителей». Некоторые из них гостили подолгу, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Однако Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем огорчало.

    По воспоминаниям М. В. Фофановой, В. И. Ленин очень высоко ценил кар­тины Ярошенко. По указанию Владимира Ульянова уже в 1918 году в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени и проведено чествование памяти художника. Но вскоре Кисловодск был временно захвачен белогвардейцами, музей ликвидирован, а многие экспонаты расхищены.

    В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Ярошенко. доме Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник- чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».
    11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Ярошенко. Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние годы жизни художника (1885-1898). После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Ярошенко. доме на ярошенковских «субботах» играл Рахманинов, звучали могучий бас Шаляпина, светлый и лучезарный тенор Собинова, бывали друзья-единомышленники художники Репин, Нестеров, Дубовской, Касаткин, Куинджи, артисты Станиславский, Збруева, писатель Успенский, ученые Менделеев, Павлов.

    В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846-1898). Среди его творческих работ - эскизы и рисунки. Имеются послужной список генерал-майора Н. А. Ярошенко, документы на владение кисловодской усадьбой Н. А. Ярошенко, об удочерении семьей художника Н. Г. Волжинской, аукционный каталог имущества вдовы художника М. П. Ярошенко. числе поступлений последних лет - воспоминания В. Г. Немсадзе о сохранении могилы Н. А. Ярошенко в Кисловодске во время разрушения собора Николая Чудотворца и соборного кладбища в 1936 г.

    Музей хранит графические работы русских художников А. И. Куинджи, И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. Е. Репина.
    Среди фотодокументов - фотопортреты художника, фотографии семьи Симановских, на которых запечатлен Н. А. Ярошенко, эпизоды похорон Н. А. Ярошенко, групповые и семейные снимки передвижников, в том числе Н. А. Касаткина и М. В. Нестерова.

    в Калужской губернии

    усадьба жены брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой) Павлищев Бор , где были написаны многие картины. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее.: это и портреты близких, и знаменитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка», и портрет старухи - няни Ярошенко. Он взят из Степановского и написан с учительницы Докукиной, которая работала в Павлищевской школе. Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену любимого народного развлечения - на Духов день в соседней деревушке Павлищево.

    Примечания

    1. 1 2 3 Ярошенко Н. А. глазами современников. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    2. Биография Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    3. Леонид Степченков. Каменный свидетель эпох // Смоленская газета, октябрь, 2012.
    4. Калужская живопись первой половины ХX столетия
    5. Календарь государственных праздников Российской федерации, памятных дат и знаменательных событий Ставропольского края на 2011 год. Проверено 17 января 2015. Архивировано из первоисточника 17 января 2015.
    6. 1 2 В. Кеворков. Непреклонный Ярошенко. Эссе
    7. Биография Н. А. Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    8. Малознакомый Кисловодск. Н. А. Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    9. 1 2 «БЕЛАЯ ВИЛЛА». Музей-усадьба художника Ярошенко // Биография
    10. Ставропольский Край. КИСЛОВОДСКИЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА ХУДОЖНИКА Н. А. ЯРОШЕНКО. Архивные документы в библиотеках и музеях Российской Федерации. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    11. История Калужского областного художественного музея. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    12. Валентин Смирнов. Краеведческий туризм
    13. Н. А. Ярошенко. На качелях. 1888

    Литература

    • Федосеенко Л. «Террористка» // Филателия СССР. - № 11. - 1974. - С. 30.
    • Прытков В. А. Н. А. Ярошенко. М., 1960.
    • Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869-1899. 2-х т. - М.: Искусство, 1987.
    • Трусова Наталья Николаевна (урождённая Купчинская) (1884-1969). Воспоминания. - кн.: Секлюцкий В. В. Николай Александрович Ярошенко. Ставрополь, 1963, с. 103-105. - ст. «Встреча с племянницей Ярошенко».
    • Верещагина А. Г. Николай Александрович Ярошенко. - Л.: Художник РСФСР, 1967. - 56 с. - (Народная библиотечка по искусству). - 20 000 экз. (обл.)

    Ссылки

    • Жизнь и творчество Николая Ярошенко. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    • Ярошенко, Николай Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
    • В.И. Порудоминский. «Ярошенко». Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    • Ярошенко Николай Александрович: биография, 99 картин художника. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
    • Кисловодский музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2013.
    • Юлия Пионтковская, Наталья Пестова. Отблеск прибрежной Италии // «Калужские Губернские Ведомости» (приложение к газете «Весть») № 2 (60), 14.02.2008
    • Алиев, Кази-Магомет. Художник Н. А. Ярошенко в Карачае
    • Творчество Николая Ярошенко на портале vsdn.ru

    ярошенко николай александрович бердяев, ярошенко николай александрович булганин, ярошенко николай александрович морозов, ярошенко николай александрович романов