Нетрадиционные техника рисования в подготовительной группе детского сада или как рисование сделать еще интереснее. Педразвитие Нетрадиционное рисование в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Мы – бабочки».

Описание материала: особенность данного занятия состоит в том, что знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - монотипией происходит в активной форме через организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционного способа изображения бабочки; в своей структуре занятие имеет инициацию, мотивационный аспект, психокинетическую разминку, постановку проблемной ситуации, рефлексию. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, педагогам дополнительного образования художественной направленности, учителям начальной школы.

Цель: Формирование художественно-творческих способностей у детей средствами природы.
- Создать условия для самостоятельного поиска нового способа изображения бабочки.
- Ввести понятия «монотипия», «оттиск», закрепить представление о симметрии как о средстве выразительности образа.
- Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изодеятельности.
- Формировать коммуникативные навыки, уверенность, инициативность.

Материалы и инструменты для детей:
- белая бумага размером 15смх20см;
- акварель, кисти, баночка с водой, ножницы, клей-карандаш;
- индивидуальные комплекты цветных карточек размером 5х7 из бумаги для аппликации (Часть карточек ярких, жизнерадостных тонов, другая часть глухих, напряженных, темных тонов. У каждого ребенка 10 -12 карточек)
- маленькие бумажные гусеницы красного, желтого и зеленого цвета;


- автопортрет ребенка, нарисованный фломастерами или цветными карандашами в полный рост на формате А5 и вырезанный по контуру.


Наглядность:
- нарисованное панно – трансформация «Спящие цветы» размером с ватманский лист (цветы нарисованы на бумаге, а лепестки вырезаны и приклеены к середине цветка. До определенного момента лепестки собраны в бутон;



- телеграмма в виде лепестка;
- маленькая бабочка из бумаги;
- алгоритм создания монотипии (фоторяд);
- мультимедийная презентация «Бабочки».

Оборудование: мультимедийная установка;
Музыкальный ряд: «Бабочки» Ф.Куперен

Предварительная работа:
- На предыдущем занятии или в свободной деятельности необходимо, чтобы каждый ребенок нарисовал фломастерами или цветными карандашами свой автопортрет на формате А5 и вырезал его по контуру.
- Рассматривание насекомых, в том числе и бабочек на прогулке, в книгах энциклопедического содержания.
- Рассматривание различных предметов, игрушек в окружающей действительности на предмет их симметричности. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного поиграть в игру «Мотыльки» (техника «разрывание бумаги», автор Кэти Дэйвис) . (Воспитатель раздает детям небольшие листки белой бумаги) Представьте, что этот листок – все ваши обиды, страхи, тревоги. Давайте избавимся от них – разорвем на маленькие кусочки и подбросим вверх! (Игра длиться несколько минут, затем все вместе убирают бумажки)
Неожиданный стук в дверь прерывает игру детей. Доставили срочную телеграмму. Воспитатель читает телеграмму.
Воспитатель: «Помогите! Спасите нас! Злая колдунья обратила нас в вечный сон! А мы так хотим радовать всех своей красотой! И подпись: «Цветы»
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы помочь цветам и расколдовать их?
Дети: Да!
Воспитатель: Но, прежде чем отправиться в трудный путь, я хочу узнать, готовы ли вы к испытаниям? Посмотрите, у меня на доске есть такие же эти заколдованные цветы (обращает внимание на панно с цветами). А у каждого из вас есть три гусеницы разного цвета. Цвет каждой гусеницы имеет свое значение: красный – я боюсь, не могу и не хочу решать проблему насекомых; желтый – я хочу помочь в решении проблемы, но не знаю как или чего-то опасаюсь; зеленый – я готов решить проблему. Красные гусеницы боятся подниматься высоко и сидят на травке, желтые - на стебельке, а зеленые – на самом верху цветка. Итак, если вы не готовы помочь насекомым, то выберите гусеницу красного цвета и поместите ее на траву около цветов. Если вы не уверены в своих силах, но помочь очень хотите - то выберите гусеницу желтого цвета и поместите ее на стебелек. А, если все в порядке – вы уверены в себе и готовы придти на помощь – то гусеница зеленого цвета, которая расположится на бутоне.

Ребята выбирают гусениц и прикрепляют их на цветы. Если все гусеницы зеленые, то педагог хвалит всех за смелость. Если есть желтые гусеницы и красные гусеницы, то в дальнейшей работе дети, выбравшие этих гусениц, должны быть обязательно в центре внимания педагога.


Воспитатель: Ребята,когда вы сами убедились, что эти цветы заколдованы, и крепко спят. А зачем нужно будить цветы, разве кроме людей они кому-нибудь нужны?
Дети: Бабочкам, пчелам собирать нектар.
Воспитатель: Вы правы, поэтому цветы нужно обязательно разбудить. А как нам это сделать? ((Дети предлагают разные варианты. Необходимо подвести детей к мысли, что можно превратиться в насекомого, а именно в бабочку)
Воспитатель: Ребята, а действительно, мы могли бы легко превратиться в бабочек. Тем более у каждого из вас есть свой автопортрет. Нам нужно только добавить себе крылышки и усики. Но прежде чем стать бабочкой, давайте вспомним, как они выглядят. Внимательно посмотрите на бабочек, на их крылья и попробуйте раскрыть их маленький секрет.

Просмотр мультимедийной презентации «Бабочки»

Воспитатель: Итак, кто заметил, какова особенность бабочек, в чем их секрет?
(Можно дополнительно рассмотреть изображение бабочки, вырезанное из бумаги. В итоге, ребята должны догадаться, что одно крыло бабочки очень похоже на другое) А как мы называем предметы, у которых половинки одинаковые? (Симметричные).
Воспитатель: Молодцы! Вы раскрыли секрет бабочек. А теперь давайте попробуем перевоплотиться в бабочек: будем делать, как они, будем думать, как они.

Воспитатель: Давайте представим, что мы очутились в волшебном саду.(Потихоньку включается музыка «Бабочки» Ф.Куперен Дети вживаются в образ и выполняют все сказанное воспитателем в этом образе).) Вокруг нас много красивых цветов, вдохните их чудесный аромат, и потихоньку выдохните. Еще раз глубоко вдохнули и выдохнули. Посмотрите, а ведь вы сидите прямо на цветке и вы маленькая гусеница, мохнатая и зеленая. Никто не хочет дружить с такой мохнашкой. Гусенице грустно, страшно и одиноко. Но она не унывает. Попросила гусеница маленького паучка сплести из серебряных нитей покрывало, чтобы она могла скрыться от посторонних глаз. Завернулась гусеница в покрывало раз, завернулась два, завернулась три и заснула. Прознала Волшебница Весна об этом, решила помочь гусенице, прикоснулась она волшебной палочкой к кокону серебристому (воспитатель старается погладить каждого ребенка в этот момент по голове) и гусеница пробудилась ото сна, стала выбираться из кокона, тяжело это, кокон узкий, но она смогла выбраться из него. А когда гусеница выбралась из кокона, то у нее за спиной что-то было. Оглянулась она и увидела крылышки, похожие на цветы. Посмотрелась гусеница в капельку воды, а оттуда на нее смотрела прекрасная бабочка. Расправила она крылья и полетела, полетела, полетела. А потом, уставшая, но довольная вернулась вновь в свой волшебный сад к своим любимым цветам.
Воспитатель: Ребята, проблемы, страхи, сомнения есть всегда. Но нужно учиться преодолевать их, не боятся трудностей и помнить, что всегда найдутся люди готовые прийти к вам на помощь.

Воспитатель: Итак, мы многое узнали о бабочках, почувствовали себя бабочками. Осталось теперь только нарисовать их. Но перед нами встала новая проблема: времени осталось немного, а посмотрите, какие сложные узоры на крыльях у бабочек. И заметьте, эти узоры никто не рисует, они появляются сами. Вот и мы должны каким-то способом создать эти узоры на крыльях, причем абсолютно одинаковыми на обоих крылышках и очень быстро. Что же нам делать? Я предлагаю вам разбиться на три группы и придумать новый способ изображения бабочки.

Дети делятся на три группы по желанию. На поиск нового способа дается 4 минуты. По истечении этого времени один представитель от группы предлагает изобретенный способ. Во время обсуждения внутри групп воспитатель может ненавязчиво принимать участие в нем, направлять поиск в нужное русло, подводя детей к «изобретению» техники монотипии.
После мозгового штурма педагог обобщает изобретенные способы, а точнее один способ – «монотипия».

Воспитатель: Ребята, действительно, одинаковые крылья бабочки можно сделать при помощи отпечатка. И ваш изобретенный способ можно назвать «монотипия»: «моно» - значит «один», «типос» - оттиск, отпечаток. То есть таким способом можно сделать только один отпечаток.

Воспитатель предлагает составить этапы работы над монотипией. Ребята проговаривают содержание каждого этапа - на экране появляется фотография, отображающая необходимое действие. Таким образом, перед детьми возникает алгоритм работы.

Воспитатель: При помощи монотипии мы сделаем крылья. А когда полученный оттиск высохнет, нужно срезать края бумаги в форме крылышек и подрисовать фломастером прожилки на крыльях. А затем приклеить свой автопортрет к крылышкам.
Свой рассказ педагог иллюстрирует фотографиями, добавляя их в ранее созданный алгоритм работы.

Воспитатель: Итак, все готовы к работе. Осталось только вспомнить, какие краски мы будем использовать в нашей работе. (Проводится «цветовая разминка: дети раскладывают перед собой цветные карточки. Воспитатель просит ребят поднять карточки тех цветов, какими они хотели бы изобразить крылья бабочек. Затем просит поднять карточки тех цветов, которых в работе следует избегать.
Воспитатель: Ребята, поднимите еще раз яркие карточки. Посмотрите, здесь уже стало красиво, а представьте, как будет здорово, когда вы станете бабочками таких цветов!

Перед самостоятельной практической работой воспитатель еще раз обращает внимание детей на алгоритм работы, напоминает о цвете, которыми следует пользоваться в работе, а также вспоминают правила безопасной работы с ножницами. Ребята делают 2-3 оттиска, чтобы потом выбрать из них лучший.
Если кто-то справился с заданием раньше других, воспитатель предлагает ему поиграть со своей бабочкой, «полетать» в другой части группы, так как все дети должны принимать участие в «расколдовывании» цветов.

Воспитатель: Итак, все бабочки готовы – пора будить цветы! (Когда все ребята соберутся у цветов, воспитатель предлагает "полетать" возле цветов", а сам незаметно убирает скотч, удерживающий бутоны в закрытом состоянии, и цветы раскрываются).
Воспитатель: Приклейте бабочку на цветок. При этом, если занятие понравилось и все удалось, то бабочку можно приклеить на бутон или над цветками. Если что-то не удалось или что-то не понравилось, то на стебель. А, если все было плохо и не интересно, то на травку. Но, вы помните, что все бабочки вначале были гусеницами. А потому, ребята, приклеив бабочку, гусеницу заберите себе.

Тюнтяева Оксана Анатольевна

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Цель:

формировать навыки и умения в рисовании нетрадиционным методом.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать у детей эстетическое восприятие

действительности, эстетическое отношение к

явлениям окружающего мира;

Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной

деятельности;

Образовательные:

Закрепить понятие «пейзаж»;

Учить изображать фон рисунка, используя метод

нанесения акварельной краски «по мокрому», чередуя

оттенки неба – от темно-синего до голубого, травы –

от светло-зеленой до темно-зеленой;

Учить рисовать, используя технику рисования мятой

бумагой (прижимание бумажных комочков к листу);

Учить дополнять движением кисти дорисовывать

мелкие детали изображаемого (лепестки цветов,

стебельки, тем самым завершая эстетическую карти-

Развивающие:

Развивать творческие способности у детей старшего до-

школьного возраста;

Развивать внимание и аккуратность, эстетический вкус;

Побуждать детей передавать в рисунке красоту и яркое

многообразие цветущего луга;

Материалы:

листы А 4, акварельные краски, кисти № 4 для передачи фона, гуашь, бумажные комочки, кисти № 2 для изображения мелких деталей рисунка (лепестки цветов, стебельки, салфетки; музыкальный отрывок песни Гр. Гладкова «О картинах», отрывок песни «Разноцветная игра» (автор текста Л. Рубальская, композитор Б. Савельев, отрывок песни В. Шаинского «Дети любят рисовать», наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства» «Пейзаж»;подвижная игра "Пчелы" взята на сайте "Фламингуру","Букет цветов"(автор Светлана Русанова).

Ход занятия:

1. Вводная часть. Беседа.

Воспитатель: - Ребята, любите ли вы рисовать?

Дети: - Да.

Воспитатель: А чем можно рисовать?

Дети: - Цветными карандашами, фломастерами, красками, гуашью.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Верно.

(Звучит песня В. Шаинского «Дети любят рисовать»).

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

Воспитатель: - Ребята, а вы верите в волшебство?

Дети: - Да!

Воспитатель: - У меня есть один знакомый волшебник и он мне рассказал вот такую историю. Послушайте, пожалуйста.

В одном далеком городе жил-был маленький мальчик Коля. Он был грустный и печальный и ничто его не веселило. А город этот, ребята, был необычный. Это был Серый город. Небо было серое, река - серая и даже трава и цветы были серого цвета. Конечно же, все жители в этом городе были строгие, хмурые и ничто их не радовало.

Но однажды в этот город прилетел волшебник. Ему стало жаль Колю и он решил с ним подружиться. У Коли был день рождения. На столе стоял большой пирог со свечками. Казалось бы такой веселый праздник, а Коля продолжал грустить. Тогда волшебник решил подарить мальчику краски. Краски жили в большой разноцветной коробке. Но краски были не простые, а волшебные. Надоело им жить в тесной коробке и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка приоткрылась и веселые тюбики с краской принялись за дело: солнце стало желтым, трава - зеленой, небо – голубым, цветы, бабочки, стрекозы – разноцветными. Краски старались, как только могли, чтобы порадовать всех вокруг. И о чудо! Все стали улыбаться, помогать друг другу, делать подарки. Мир заиграл разноцветными красками! Коля повеселел и пригласил много детей на свой праздник. С тех пор мальчик Коля никогда не грустил.

А добрый волшебник, ребята, передал для нас письмо. А в письме – секрет веселого настроения. Только письмо не простое, а музыкальное.

(Дети слушают отрывок из детской песни «Разноцветная игра», стихи Л. Рубальской):

Мы с утра глядим в окошко,

Дождик льёт как из ведра,

Дождик льёт как из ведра,

Дождик льёт как из ведра.

Только выручить нас может

Разноцветная игра,

Разноцветная игра,

Разноцветная игра.

Никому про наш секрет не говори,

А стекляшек разноцветных набери.

Ты зажмурься и три раза повернись,

А теперь глаза открой и удивись!

А сейчас, ребята, откроем глазки

И окажемся мы в сказке.

А помогут нам оказаться в сказке наши с вами волшебные краски.

Ребята, давайте вспомним какие жанры живописи существуют в изобразительном искусстве?

Дети: - Натюрморт, пейзаж, портрет.

Воспитатель: - Молодцы! Верно. Сегодня мы с вами будем рисовать пейзаж. А что такое пейзаж?

Ответы детей.

Воспитатель: - Поможет вспомнить нам веселая детская песенка.

(Звучит песня Гр. Гладкова «О картинах»).

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Да, ребята, пейзаж – это изображение природы.

Сегодня мы будем рисовать не так как обычно. Я познакомлю вас, ребята, с новой техникой рисования. Она называется «рисование мятой бумагой».

Но для начала давайте с вами сделаем зарядку для наших пальчиков.

Пальчиковая игра «Букет цветов».

Посадили зернышко, (воспитатель кладет в ладони каждому ребенку воображаемое «зернышко»)

Выглянуло солнышко. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)

Солнышко, свети, свети!

Зернышко, расти-расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)

Появляются листочки, (ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)

Распускаются цветочки. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди).

2. Практическая часть.

Этапы выполнения работы:

1. Выполнение фона рисунка акварельной краской. Лист бумаги смачиваем водой с помощью кисти. Рисуем по мокрому листу. Небо более темных оттенков вверху рисунка изображается темно-синей краской постепенно плавно переходя в светлые голубые тона. При изображении травы соблюдается так же плавный переход от светло-зеленого тона к темно-зеленому (изумрудному) оттенку.

2. Маленькие кусочки бумаги сминаем в комочки.

3. Обмакиваем комочки в тарелки с гуашью и прижимаем комочки к листу бумаги, оставляя отпечатки в виде облаков и травы.

4. Обмакиваем комочки в красную, желтую и синию гуашь, оставляя следы на бумаге в виде цветов.

5. Придаем контур травинкам и лепесткам цветов в поле с помощью кисточки.

Воспитатель: - Ребята, а давайте поиграем!

Подвижная игра «Пчелы».

С помощью считалки выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчел.

Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт,

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие,

За леса зелёные -

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчелы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им.

Как только одной из Пчел удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются.

Пчёлы бегут за ними, стараясь ужалить и пожужжать в уши.

3. Заключительная часть.

Подводятся итоги занятия. Организуется выставка детских работ.















Клавдия Васильева
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде». Нетрадиционная техника рисования

Конспект занятия по рисованию

в подготовительной к школе группе.

Тема занятия: «Отражение в воде»

Цель и задачи занятия:

1. Развивающее.

Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по сырому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

2. Обучающее.

Познакомить детей с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии). Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передовая впечатления о осени.

3. Воспитательные.

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных русских художников с изображением осенних пейзажей. Рассматривание фотографий, иллюстраций на которых изображены деревья, отражающиеся в воде. Наблюдения за деревьями на прогулке.

Оборудование:

Бумага белая, акварельные краски, 2 кисти разного размера, баночка с водой, салфетка, репродукции, иллюстрации с изображением деревьев отражающихся в воде.

Место проведения:

Кабинет ИЗО.

Художественное слово:

стихотворения

И. Бунин «За окном»

В окно я вижу груды облаков,

Холодных, белоснежных, как зимою,

И яркость неба влажно-голубого.

Осенний полдень светел, и на север

Уходят тучи. Клёны золотые

И белые берёзки у балкона

Сквозят на небе редкою листвой,

И хрусталём на низ сверкают льдинки.

Они, качаясь, тают, а за домом

Бушует ветер… Двери на балконе

Уже давно заклеены к зиме,

Двойные рамы, топленые печи –

Всё охраняет ветхий дом от стужи,

А по саду пустому кружится ветер

И, листья подметая по аллеям,

Гудит в берёзах старых… Светел день,

Но холодно, - до снега недалёко…

И. Бунин «Из окна»

Ветви кедра – вышивки зелёным

Тёмным плюшем, свежим и густым,

А за плюшем кедра, за балконом –

Сад прозрачный, лёгкий точно дым:

Яблони и сизые дорожки,

Изумрудно яркая трава,

На берёзах серые серёжки

И ветвей плакучих кружева.

А на клёнах – дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней – долинная, лесная,

Голубая, тающая даль.

Ход занятия:

1. Вводная часть (4 мин.)

Педагог включает классическую музыку. Показывает детям изображения осенней природы.

П. : Ребята, что нарисовал художник на этой картине?

Д. : Художник нарисовал природу.

П. : Когда художник рисует природу, как называется такая картина?

Д. : Пейзаж.

Дети вспоминают, что пейзажи – это такие особые картины, на которых художник изображает природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг…

Педагог читает стихотворение И. Бунина «За окном».

Воспитатель предлагает детям нарисовать пейзажи, с отражением деревьев в воде.

2. Ход работы (20 мин.)

Педагог объясняет последовательность работы.

Берём лист белой бумаги, сгибаем его пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем лист, кладём его на стол так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше небо, а ниже вода. Очень быстро и аккуратно рисуем голубое небо на верхней половине листа, до сгиба. Складываем лист по полам, чтобы получить отпечаток неба в воде. Берём тонкую кисточку и рисуем деревья, снова лист, складываем пополам. Затем берём краски жёлтого, оранжевого, красного цветов и рисуем листья на деревьях, земле. Раскрываем лист и видим, что у нас получился осенний пейзаж с отражением деревьев в воде.

После показа педагог предлагает детям преступить к работе, советуя лист бумаги расположить вертикально. Рисовать нужно быстро, а самое главное аккуратно, т. к. отражение не получится, если бумага будет сухой.

3. Заключительная часть.

В конце занятия дети рассматривают свои работы, обмениваются впечатлениями.

Педагог задаёт детям вопросы о том, что они сегодня рисовали? Как называется техника, в которой они рисовали? и т. д. Эти вопросы в конце занятия помогают детям закрепить пройденный материал.

Публикации по теме:

Конспект ОД по рисованию (нетрадиционная техника рисования) «Волшебные снежинки» Программное содержание: научить рисовать снежинку нетрадиционным способом; совершенствовать умение детей в различных изобразительных.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Краски осени». Нетрадиционная техника «печать листьями» Программное содержание: Цель: развивать умение детей работать коллективно, видеть и передавать в рисунке колорит осени с помощью нетрадиционной.

Конспект проведения открытого занятия по художественно-эстетическому и речевому развитию (нетрадиционная техника рисования солью) в старшей.

Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования «Ёлочка» Задачи: *Учить детей передавать в рисунке впечатление от новогоднего праздника, создавать образ нарядной ёлки, используя нетрадиционные.

Конспект занятия в старшей группе по теме «нетрадиционные техники рисования» (рисование по клею) " Аленький цветочек" Выполнила воспитатель.

Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

Нетрадиционная техника рисования

Цель: формировать у детей художественное мышление, развивать творческие способности, фантазию, воображение, средствами нетрадиционного рисования.

  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции.
  • Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
  • Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
  • Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
  • Учить придавать законченный вид рисунку, доводить дело до конца.
  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Виды и техники нетрадиционного рисования

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж

(Грунтованный лист.)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см) .

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Месяц Тема Программное содержание Вид работы
Сентябрь

(1 неделя)

«Воспоминание о лете». Напомнить детям технику «примакивание кистью». Усложнение работы путем набирание на кисть двух контрастных красок. Учить детей с помощью примакивания кистью создавать какое-либо изображение. Освоение техники «примакивание кистью» в усложнённом виде.
Сентябрь

(2 неделя)

По замыслу Развивать у детей видение художественного образа и замысла будущей картины. Учить создавать изображения путем использования различных предметов не боясь экспериментировать. Освоение техники «отпечатывание различными предметами», путем экспериментирования.
Сентябрь

(3 неделя)

«Вишневый сад» Продолжить учить детей делать «оттиск листьями», создавать законченный вид изображению, путем дорисовывания отдельных элементов, кистью. Развивать чувства композиции, цветовое восприятие. Освоение техники «оттиск листьями» в усложнённом виде.
Сентябрь

(4 неделя)

«Пейзаж» Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия (пейзажная).
Октябрь

(1 неделя)

«Осенний букет» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг». Усложнение работы за счет наложения набрызга друг на друга используя разные оттенки цвета. Развивать у детей внимание, мышление, цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение техники «набрызг многослойный».
Октябрь

(2 неделя)

«Синичка на ветки» Учить детей самостоятельно отображать образ синички сидящей на ветки, используя простой карандаш. Продолжать знакомить с техникой «пуантилизм». Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. Продолжать знакомить с техникой «пуантилизм».
Октябрь

(3 неделя)

«Город» Познакомить детей с новой техникой, рисование кусочками картона. Учить рисовать полосками картона, составлять законченый сюжет; закрепить умение набирать краску на картон и изображать предметы. Развивать чувства композиции. Освоение техники рисования кусочками картона.
Октябрь

(4 неделя)

«Сказочная рыбка» Познакомить детей с новой техникой создания изображений - «мозаика». Учить детей самостоятельно отображать образ рыбки, используя простой карандаш. Далее используя кусочки цветной бумаги и клей, учить создавать мозаичную композицию. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение техники «мозаика».
Ноябрь

(1 неделя)

«Рыжая лисичка» Продолжать знакомить детей с техникой «тычок жесткой кистью». Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета, и наложение их друг на друга, выделяя света, и тени. Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. Продолжать знакомить с техникой «тычок сухой, жесткой кистью».
Ноябрь

(2 неделя)

«Пингвины в Артике» Познакомить детей с новой техникой – «тампонирование». Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик птиц. Умение применять в одной работе разные техники. Познакомить с пингвинами, средой их обитания. Развивать воображение, творчество. Освоение техники «тампонирование».
Ноябрь

(3 неделя)

«Северное сияние» Продолжать знакомить детей с техникой «ниткография». Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Продолжать знакомить с техникой «ниткография».
Ноябрь

(4 неделя)

«Зимние цветы» Совершенствования двух техник - «примакивание кистью», и рисование ватными палочками. Учить создавать рисунок пользуясь ощущениями от просматриваемых картин. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции. Совершенствование техник «пиримакивание кистью», рисование ватными палочками.
Декабрь

(1 неделя)

«Снежинка» Познакомить детей с новой техникой рисования – «граттаж». Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Освоение техники «граттаж».
Декабрь

(2 неделя)

«Мастерская Деда Мороза»

(Делаем заготовки новогодних шаров)

Продолжать знакомить детей с техникой монотипия. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. Продолжать знакомить с техникой «монотипия». (Заготовки для бедующего коллажа).
Декабрь

(3 неделя)

«Мастерская Деда Мороза» Рисуем фон для завершения работы. Соединяем фон и заготовки новогодних шаров. Учить создавать целостность композиции. Освоение техники «коллаж».
Январь

(2 неделя)

«Зимний пейзаж» Учить детей пользоваться новой техникой для создания фона используя целлофановый пакет. Закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет для законченности изображения и целостности композиции. Развивать воображение и творчество. Освоение новой техники рисования – отпечаток целлофановым пакетом.
Январь

(2 неделя)

«Мишка на севере» Продолжать совершенствовать технику «пуантилизм». Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. Совершенствование техники «пуантилизм».
Январь

(2 неделя)

«Зимнее дерево» Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования солью.
Февраль

(1 неделя)

«Семья снеговиков» Учить детей рисовать объемные изображения. Создать радостное, настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление. Рисование объемной краской.
Февраль

(2 неделя)

«Необычный букет» Познакомить детей с техникой одного мазка. Научить рисовать цветы за один мазок, путем набирание на кисть двух контрастных красок. Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Освоение техники «одного мазка».
Февраль

(3 неделя)

«Снегирь» Познакомить детей с техникой «пластилинография». Научить создавать картины рисуя пластилином, расширить знания детей о пластилине и его возможностях. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Освоение техники «пластилинография».
Февраль

(4 неделя)

«Пушистый котенок» Продолжать учить рисовать пастелью по затонированой бумаге. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. Рисование постелью.
Март

(1 неделя)

«Букет» Учить создавать цветочную композицию на сырой бумаге, дорисовывать отдельные детали изображения кистью. Развивать воображение и творчество. Рисование по мокрой бумаге.
Март

(2 неделя)

«Бабочки» Продолжать знакомить детей с техникой «набрызг многослойный». Учить выполнять работу в два этапа: заготовка фона, нанесение изображения на фон. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. Продолжать знакомить с техникой «набрызг многослойный».
Март

(3 неделя)

«Нежные цветы» Продолжить знакомить детей с техникой использования восковых мелков и акварели. Познакомить детей с витражом. Учить придавать рисунку эффект витража, рисовать цветы используя шаблоны. Соблюдать правила композиции и цветовой колорит. Продолжать знакомить с техникой акварель + восковые мелки.
Март

(4 неделя)

Абстракция

(пробная работа)

Познакомить детей с новой техникой. Учить заполнять пустое пространство изображения разными узорами. Проявлять внимательность, воспитывать усидчивость, целенаправленность. Освоение техники «зетангл».
Апрель

(1 неделя)

«Весенние дерево» Учить детей использовать две техники в одной работе, восковые мелки + акварель и небрызг. Продолжать обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, эстетические восприятие. Использование двух техник, восковые мелки + акварель и небрызг.
Апрель

(2 неделя)

«Ночной город» Продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием. Учить создавать яркое, насыщенное изображение на темной бумаге. Продолжать развивать фантазию и образное мышление. Рисование мелом на тонированной бумаге.
Апрель

(3 неделя)

«Морские просторы» Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Подвести детей к тому, что эта техника бывает дух видов, предметная и пейзажная, и использовать ее можно по-разному. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. Продолжать знакомить с техникой «монотипия».
Апрель

(4 неделя)

«Цветение яблони» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.
Май

(1 неделя)

«Праздничный салют» Продолжать знакомит детей с техникой «граттаж». Учить самостоятельно наносить изображение. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Продолжать знакомить с техникой «граттаж».
Май

(2 неделя)

«Радуга над поляной» Совершенствование техники «тычок жесткой, сухой кистью». Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. Продолжать знакомить с техникой «тычок жесткой, сухой кистью».
Май

(3 неделя)

«Вот и лето пришло» Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.