Нетрадиционное рисование в подготовительной группе детского сада. Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе Тема: «Осенний лес Конспект нетрадиционная техника рисования в подготовительной группе

Людмила Захарова
Нетрадиционные техника рисования в подготовительной группе детского сада или как рисование сделать еще интереснее

Нетрадиционные техника рисования в подготовительной группе детского сада или как рисование сделать еще интереснее .

Рисование для ребенка – радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества.

Работая в детском саду , я убедилась, что дети любят рисовать нетрадиционными способами . Они не боятся ошибиться, т. к. легко можно все исправить, подрисовав что-то новое . Дети приобретают уверенность в себе, начинают чувствовать себя художниками, у них развивается воображение и чувство вкуса. Зная все это, я занялась с детьми подготовительной группы нетрадиционными техниками рисования .

Прежде всего, мне хотелось научить детей способам тонирования бумаги. Рисунок получается более законченным и интереснее , если он выполнен на каком-либо цветном фоне.

Прочитав пособие А. А. Фатеевой «Рисуем без кисточки» , я начала работу с детьми. Для того чтобы вызвать интерес у детей к данной теме, я сделала образцы тонированной бумаги сама. Это был 1 этап моей работы.

Для этого нужно :

Намочить бумагу водой;

Провести широкой кистью мазки слева направо, отрывая кисть от бумаги после каждого мазка;

Работу выполнять сверху вниз.

2 этап – выставка работ, сделанных мною .

3 этап – творчество детей.

1 способ, который освоили дети – «отмывка» или тонирование одним цветом.

2 способ – вливание цвета в цвет или втекание краски вниз :

Намочить бумагу водой;

Нанести мазок краски любого цвета;

Вымыть кисть и нанести мазок другого цвета;

Приподнять бумагу за верхний край так, чтобы стекая вниз, краски свободно смешивались.

3 способ тонирования, который освоили дети, называется «цветные кляксы» .

Для этого нужно :

Намочить бумагу;

Поставить поочередно любой краской пятна-кляксы (белую бумагу не закрашенной не оставлять) .

4 способ тонирования, освоенный детьми – «фон текстурной бумаги» . Предлагаю 2 варианта, которые делают дети моей группы :

1 способ – акварель по сырой бумаге + соль.

Намочить бумагу;

Нанести краску (полосами или пятнами) ;

На сырую краску насыпать поваренную соль;

Дать просохнуть (соль можно смахнуть или оставить) .

2 способ – акварель + целлофановый пакет. Получается эффект кристаллов.

Намочить бумагу;

Нанести краску;

На сырую поверхность положить целлофан;

Дать просохнуть.

Данная техника вызвала у детей неподдельный интерес , они увлеклись процессом, и я предложила придумать, что можно изобразить или дорисовать на такой бумаге . Дети рисовали цветы , космос, деревья и многое другое.

Следующая техника , вызвавшая интерес детей – «выдувание» . Изучив главу «Рисуем легкими» А. А. Фатеевой, я предложила детям пейзаж в технике выдувания .

1 этап – сделала образец и показала детям.

2 этап – творчество детей.

Ход работы:

сделать фон на сырой бумаге ;

На сухой фон внизу рисунка нанести каплю темной краски (черную, коричневую, зеленую) ;

Подуть из трубочки на каплю, как будто толкая ее вперед;

Чтобы получились мелкие веточки, трубочкой во время выдувания надо покачивать из стороны в сторону.

Детям понравилось осваивать новые техники .

Следующее, что освоили дети – это техника «Печатаем растения» . Собрали на прогулке листья деревьев и кустарников. Высушив их, приступили к освоению этой техники :

Нанесли краску на листочек;

Уложили листочек краской вниз;

Придавили чистым листом бумаги;

Аккуратно сняли листочек.

Дети «печатали» картины, дорисовывали отдельные детали , подходящие по смыслу, одним словом фантазировали.

Следующим этапом работы по формированию творческих способностей является способ нетрадиционного рисования – «монотипия» . Изучив методические рекомендации О. А. Белобрыниной, опираясь на ее опыт, приступили к освоению этой техники .

Понадобятся материалы :

Бумага, краски, кисточки

Ход работы:

Согнуть лист пополам (книжкой) ;

На половине листа нарисовать , например, 2 крыла бабочки или половину дерева;

Сложить лист и прогладить его ладошкой;

Развернуть.

Получается зеркальное отображение 2-х крыльев или вторая половина дерева и т. д.

Монотипия помогает выработать у детей привычку внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Это способствует развитию памяти, глазомера, формирует мышление. При помощи монотипии я объяснила детям, что такое симметрия.

Еще один способ, который удивил, увлек и порадовал детей – это способ диатипия. Эта техника считается разновидностью монотипии. Получила свое название от греческого dia – сквозь, через.

В этой технике делают одноцветные и многоцветные работы.

Для этого понадобятся материалы : краски любые, картон, бумага, карандаш.

Ход работы:

Ватным или поролоновым тампоном нанести легкий слой краски на поверхность картона;

Сверху положить лист бумаги;

Предложить ребенку что-нибудь нарисовать на нем карандашом или просто заостренной палочкой.

На той стороне, которая была прижата к картону, получится оттиск с необычным рисунком и фоном.

Эта работа учит детей аккуратности, развивает внимание и воображение.

Следующий этап моей работы по нетрадиционной технике рисования – «Волшебные нитки» . Эта техника вызывает у детей восторг. Используя ее, они становятся маленькими волшебниками!

Для этого понадобится :

Нитки № 10, нарезанные по 20-25 см;

Акварель или цветная гуашь;

2 листа бумаги (тонированной или белой) .

Ход работы:

Опустить нитку в краску, держа ее за кончик, чтобы она пропиталась;

Уложить нитку на лист бумаги (кому как понравится) ;

Сверху придавить другим листом бумаги;

Вытянуть за кончик ниточку, убрать верхний листок;

На каждый новый цвет накладываем чистый лист сверху.

Ниже представлены работы детей с использованием этой техники .

В этой технике масса преимуществ – неограниченное пространство для фантазии. Здесь можно дорисовать фломастерами или красками и кистью тот образ, который ребенок увидел на бумаге.

Еще одна техника , заинтересовавшая детей – «Припечатка» . Это рисование тампоном , сделанным из ткани , внутри которого помещена вата. Такой техникой можно как тонировать бумагу, так и выполнять рисунки. Животные, деревья, лесные зверушки получаются «лохматыми» , «мягкими» . Деревья – с кудрявой кроной. Остается только немного дорисовать некоторые детали .

Работа в этой технике делает каждого ребенка художником, помогает раскрепоститься, стать смелее и рискованнее, помогает самовыразиться, развивает фантазию и интерес к творчеству .

Особенно нравится техника детям , у которых не очень хорошо получается рисовать кистью .

Я радуюсь вместе с детьми, когда получается интересно . Придумали игру : «Кто больше увидит фантастических образов» или «Кто придумает интересную сказку в рисунках » . Мы оформляем работами детей группу , приемную детского сада , делаем подарки мамам, папам, бабушкам, дедушкам. Мы и дальше будем создавать удивительные работы, которые, надеюсь, помогут детям открывать этот удивительный мир творчества.

Публикации по теме:

В своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание родителей принимать участие в образовательном процессе своего ребенка. Поэтому.

А нам еще только 40! Есть в Уруше прекрасная страна, Знают о ней все на свете! Знания и доброту несет она, Главное ее богатство – это дети.

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования - рисование манной крупой» Данный мастер - класс позволит подарит детям яркие впечатления, разнообразит образовательный процесс Рисование манной крупой - это одна.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования. Рисование клеем и солью» Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования.

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию нашу коллективную работу с детьми, рисование ладошками и печатками.

В детском саду малышей обучают множеству различных важных и интересных приемов, которые в дальнейшем существенно упрощают жизнь. Так, например, нетрадиционное рисование в подготовительной группе может не только стать хорошим развлечением, но и увлечением, хобби в будущем.

Темы занятий

Воспитателям особенно тяжело подобрать какие-то конспекты, поэтому основная масса занятий проходит по стандартным схемам или же вообще берется «из головы». Возможные темы, которые можно подстроить под нетрадиционное рисование:

  1. Зима.
  2. Лето.
  3. Отдых летом.
  4. Осень.
  5. Осенний лес.
  6. Праздничные темы.
  7. Весна.
  8. Пробуждение природы.
  9. Абстракции.
  10. Тонирование.
  11. Семья.
  12. Транспорт.
  13. Космос.
  14. Животные.
  15. Птицы.

Продолжать список можно до бесконечности. Однако нетрадиционное рисование в подготовительной группе детского сада на эти темы является самым продуктивным и общепринятым.

Зима в качестве темы для занятий

Пожалуй, с этой тематикой все довольно просто, но интересно. Есть масса способов сделать нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Зима» действительно забавным и веселым. При этом познавательным и полезным. Что можно использовать:

  • ватные палочки или тампоны;
  • конфетти;
  • блестки;
  • воду;
  • капустные листы;
  • поролоновые губки;
  • соль;
  • сахар.

У каждой из техник есть свои особенности и нюансы, которые нужно учитывать. Нетрадиционное рисование по зимней теме можно разделить на несколько разных занятий, чтобы опробовать несколько методик.

Новый год

Для этой темы можно использовать сразу несколько бесклеевых техник. Например, с блестками и поролоновыми губками. Что потребуется:

  1. Краски.
  2. Вода.
  3. Поролоновые губки с большими порами.
  4. Блестки сухие.

Как все это применить на практике? Сначала попросить детей изобразить новогоднюю елочку, а затем украсить ее блестками. Примечательно, что клей не требуется совершенно. Просто блестки нужно распылять на еще не подсохшую краску, чтобы они на ней закрепились. При помощи поролоновой губки необходимо нанести пористый узор синей краской, чтобы в итоге получился своеобразный снежок или иней. Малышам понравится проводить занятие не только такими необычными материалами, но и некоторыми другими.

Зимние узоры

По этой тематике можно использовать различные техники, которые придутся по душе детям. Например, создание оттисков при помощи капустного листа. Нетрадиционное учит применять материалы, которые на первый взгляд совершенно не предназначены для изобразительного искусства. Как использовать капустные листы? Все довольно просто. Потребуются:

  • краски;
  • листы бумаги;
  • кисти;
  • пластиковые тарелки;
  • листы капусты свежие и хрустящие;
  • елочные веточки.

Из красок идеально подходит гуашь, поскольку она густая, ее проще наносить. Чтобы деткам было веселее, можно дополнить уроки веселыми рассказами и стишками. Нетрадиционное рисование зимних узоров при помощи капустных листов состоит из нескольких этапов.

Этап первый: оттиски

Желательно надеть деткам защитные фартуки и перчатки, чтобы они не испачкались в процессе. На капустный лист со стороны прожилок наносится голубая или синяя краска. Только на сами прожилки, чтобы оттиск получился интереснее и ровнее. Затем лист прижимается к бумаге, чтобы узор отпечатался. Изначально капусту кладут на пластиковые тарелки. В этом случае рабочая поверхность останется чистой и аккуратной.

Этап второй: прорисовка

Тонкой кистью к готовому оттиску добавляется прорисовка красками, чтобы образовался наиболее замысловатый и сложный узор. Его можно слегка размыть водой. В этом случае получится настоящий который обычно получается на стеклах.

Этап третий: вьюга

Еловые веточки нужны для того, чтобы сделать вьюгу. В тарелке смешивается гуашь с водой до жидковатого состояния. В ней смачиваются еловые веточки. С их помощью наносится замысловатый узор на лист бумаги там, где есть свободное место.

Этап четвертый: обсуждение

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе (зима как тема для занятия) подразумевает и обсуждение результатов. Дети должны рассказать, что именно им нравится в рисунке, что, по их мнению, не получилось, а что можно было бы исправить или сделать по-другому.

Весна как тема

Весенняя тематика не менее интересна, чем зимняя. Рисовать можно при помощи множества различных материалов. Например, могут пригодиться:

  • ватные диски;
  • гуашь;
  • акварель;
  • большая круглая кисть;
  • пищевые красители (синий, желтый, красный, зеленый).

Детские можно сочетать между собой как в данном случае. Само занятие подразделяется на несколько основных этапов.

Шаг 1: подготовка фона

Лист бумаги смачивается водой, затем на него наносится акварель: верхняя полоса бледнее, чем все последующие. Рекомендуемые цвета: розовый, красный, сиреневый, фиолетовый. Важно, чтобы фон не успел полностью высохнуть перед вторым этапом.

Шаг 2: пищевые красители

Их распыляют на середину листа в хаотичном порядке, смешивая цвета. Получается необычное буйство красок, которое в дальнейшем преобразуется в роскошный букет цветов. должны высохнуть перед тем, как будет выполняться прорисовка гуашью.

Шаг 3: ваза для цветов

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Весна» в данном случае заключается в изображении натюрморта без натуры. То есть наглядное пособие для него не требуется. Ваза прорисовывается круглой большой кистью. Важно напомнить детям, что для натуральности рисунка требуется сделать блики на посуде. Они всегда светлые, как будто солнечные лучи попадают на вазу. Форму можно выбрать любую: круглую, овальную, квадратную.

Шаг 4: прорисовка деталей

Когда просохнет пищевой краситель, можно добавлять четкие прорисовки зеленых стеблей у цветов гуашью. Это придаст рисунку почти законченный вид. Важно объяснить детям, что стебли не должны попадать на саму вазу, поскольку находятся в ней. При помощи холодных оттенков прорисовывается тень от посуды. Задача воспитателя - объяснить, с какой стороны она должна находиться относительно бликов на вазе.

Шаг 5: использование ватного диска

С его помощью можно сделать необычное, выпуклое и весьма ощутимое яблочко. Диск обильно смачивается водой, прижимается к рисунку с одной из сторон вазы. Пока вата не высохла, ее покрывают гуашью в желтый или красный цвет, пририсовывают хвостик. Для живости можно добавить и зеленый листик.

Летняя тематика

Для занятия по такой теме можно воспользоваться пальчиковой и кулачковой техникой. Все довольно просто и интересно для малышей. Приобретать необязательно, достаточно гуаши и теплой воды, чтобы потом вымыть руки. Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Лето» может быть с любой подтемой, но самые интересные в кулачковой и пальчиковой технике - животные и птицы. Например, можно нарисовать зайчика на зеленой лужайке.

Этап первый: животное

Поскольку рисунок не всегда должен отображать реальную картинку, то цвет для зайца можно выбрать любой, какой только понравится ребенку. Гуашь подходящего оттенка разводят в пластиковой тарелке. Малыши сжимают руку в кулачок, затем промокают один бок в краске. Пока она не высохла, прижимают кулак к листу бумаги, чтобы образовался четкий оттиск. При необходимости пальчиками можно сделать голову зайца ярче, набрав дополнительно краски. Таким же образом пририсовывается тело животного. Пальчиками добавляются ушки, лапки и хвостик. С помощью кисточки или ватной палочки рисуют глазки и носик, зубки, усики у зайчика.

Этап второй: лужайка

Ее тоже можно сделать кистью или же пальчиками. Зависит от того, что больше понравилось малышам. Кстати, если оставить этот момент на их усмотрение, то все рисунки будут максимально отличающимися друг от друга, что даст почву для активного обсуждения. В дальнейшем такой анализ и самоанализ пригодятся детям в школе и взрослой жизни. После прорисовки лужайки, цветов на ней можно дополнить картинку солнышком и облаками. Летний рисунок готов.

Птицы в пальчиковой технике

Таким же образом можно нарисовать и птиц. Например, курочку или петушка. Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Птицы» выглядит так:

  1. Сначала ладошку смазывают краской (например, желтой), затем прижимают к листу бумаги.
  2. Руки обязательно моют перед тем, как приступить к прорисовке другими цветами. Воспитателям нужно следить за тем, чтобы все детки проделали процедуру, поскольку один из ключевых моментов - поддержание чистоты.
  3. Пальчики смачиваются в гуаши (например, красного цвета), затем прорисовывается бородка и хохолок там, где есть отпечаток большого пальца, хвост - на мизинце, крылышко на самой ладони и отдельные перья на отпечатках остальных пальчиков.
  4. Когда рисунок немного подсохнет, при помощи ватной палочки изображается глаз у петуха или курочки, выполняется контур тела.

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на данную тематику может быть и другим. Например, если есть настоящие перышки птиц (например, из подушки). В этом случае можно сочетать пальчиковую технологию с перьевой. То есть оперение птицы рисуют при помощи смоченного в краске настоящего пера. В этом случае узор получается особенно живым и интересным.

Осенний лес оттисками

Для выполнения потребуются:

  • краски (гуашь);
  • настоящие листочки деревьев (мягкие, еще не высохшие);
  • кисти.

Нетрадиционное рисование в подготовительной группе на тему «Осень» в оттисковой технологии не самое сложное занятие, но очень интересное и занимательное. Последовательность действий такова:


Восковые рисунки

Данная методика довольно безопасна и интересна, поскольку результат всегда получается оригинальным и неожиданным. Потребуются декоративные цветные свечи, гуашь и пластиковые ножички (какие бывают в наборах для лепки, например). Нетрадиционное рисование в подготовительной группе, картинки с примерами для которого можно подобрать заранее, в данной технике может быть на любую тему. Космоса, например. Свечками на листе бумаги вырисовываются различные кометы, планеты и прочие галактические элементы. Затем все покрывают краской, а лишние детали вырезают пластиковым ножом. Примечательно, что гуашь должна быть максимально густой, иначе будет растекаться по воску.

Цели занятий

Помимо того что нетрадиционное рисование в подготовительной группе помогает весело провести время, оно еще и несет несколько других важных функций. Во-первых, развивает мелкую моторику. Когда используются разные материалы для творчества, то это сказывается на ней, как ничто другое. Во-вторых, помогает развить мышление и фантазию. Дети не просто копируют то, что видят перед собой (пример), но и вносят в рисунок что-то свое, дополняют его тем, что им кажется наиболее подходящим и нужным. В-третьих, нетрадиционные техники рисования позволяют развить творческий потенциал. Конечно, далеко не каждый ребенок вырастет и станет художником, однако это творческое начало им пригодится и в школе, и в жизни потом. В-четвертых, такое рисование помогает постичь тайны анализа и самоанализа. Во время обсуждений после занятий дети высказывают свое мнение, показывают свои знания о той или иной теме, активно (или не очень) обдумывают заданный предмет. Игровая форма занятий позволяет постоянно держать интерес даже самых непоседливых мальчиков и девочек.

Задача родителей

Поскольку большую часть манер малыши перенимают у своих мам и пап, то на последних возлагаются особые задачи. Так, например, родители должны не только терпеливо выслушивать о том, что нового ребенок узнал на уроках рисования, но и активно обсуждать с ним творчество. Еще лучше, когда мамы и папы периодически выделяют время на занятия в домашних условиях. Так малыши могут на практике показать своим родителям то, чему их научили. Примечательно, что такая методика творческого воспитания дает свои плоды: дети больше интересуются окружающим миром, проявляют все больше фантазии, быстрее и активнее соображают в дальнейшем.

Цели:
- Познакомить с техникой рисования фотокопией.
- Формирование навыков работы в технике рисования свечой.
Задачи:
развитие внимания посредством наблюдения за морозными узорами в зимнее время;
воспитание интереса к зимним явлениям природы;
воспитание аккуратности при выполнении.
Оборудование : образцы узоров, альбомный лист; дополнительный лист, кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой, салфетки, письмо.
1. Организационный момент.
Психогимнастика: «Лучик»
К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
Сообщение темы занятия.
Ребята сегодня тема учебно организационной деятельности «Морозные узоры», и не просто занятие, а рисование свечой
Сюрпризный момент.
Ребята какое сейчас время года. Дети отвечают зима
Сейчас зима. Зима - замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку. Кто же её нам прислал?
Давайте посмотрим, что же в ней лежит, может мы узнаем от кого она.
Чтение прикреплённой бумажке к посылке
Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой. Слушайте внимательно, чтобы её отгадать. Кто отгадает- поднимет руку:
С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек, тонких, как стекло;
Звёздочки холодные, а земле тепло.
Какой это мастер на стекла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. Дети отвечают это снежинки, потому что они покрывают землю снегом и похожи на звёздочки
Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки.
Введение в тему.
А кто зиме верный и незаменимый помощник? Дети отвечают мороз
Правильно. С наступлением зимы приходят и холода. Стучится Мороз в каждый дом. Оставляет людям свои послания: то дверь подморозит - плохо к зиме подготовились, то на окнах свои художества оставит - подарок от Мороза. Давайте посмотрим, что за послания он нам послал
Достаю из посылки картинки - с изображением морозных узоров
Что изображено на картинках? Дети отвечают Веточки, снежинки, цветы ледяные, завитушки и крючочки студёные
Верно, ребятки есть здесь и веточки еловые, инеем разукрашены.
Вот как Мороз без кисточек и красок нам окна разрисовал.
Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? Дети выдвигают свои предположения Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки - иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдали.
Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза? Нет.
А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он «фотокопия».
2. Практическая часть.
Возьмите в руки кусочки свечки и попробуйте провести ими по листу бумаги.
Оставляет ли свеча видимые следы? Дети отвечают Нет
А сейчас покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось? Под краской появились линии, которые мы рисовали свечой.
Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? Дети высказывают свои мнения
Свечка состоит воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо - нарисуем морозные узоры с помощью свечи.
С чего начинаем рисовать? Дети отвечают рисовать с верхней части, спускаясь вниз.
Верно, для того, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга лучше всего узор рисовать сверху вниз. Готовый рисунок покройте акварельной краской. Я бы посоветовала выбрать голубой или фиолетовый цвет. А чтобы лист не размок, краску наносите равномерно на весь лист, но не проводите по одному и тому же месту несколько раз.
3. Самостоятельная работа детей.
Оказываю индивидуальную дозированную помощь

4. Подведение итогов
Как, ребята, называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы? Дети отвечают фотокопия
Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии? Дети отвечают цветы, узоры, солнце.
Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна и мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило? А что вам сегодня особенно понравилось.

Клавдия Васильева
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде». Нетрадиционная техника рисования

Конспект занятия по рисованию

в подготовительной к школе группе.

Тема занятия: «Отражение в воде»

Цель и задачи занятия:

1. Развивающее.

Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по сырому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

2. Обучающее.

Познакомить детей с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии). Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передовая впечатления о осени.

3. Воспитательные.

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных русских художников с изображением осенних пейзажей. Рассматривание фотографий, иллюстраций на которых изображены деревья, отражающиеся в воде. Наблюдения за деревьями на прогулке.

Оборудование:

Бумага белая, акварельные краски, 2 кисти разного размера, баночка с водой, салфетка, репродукции, иллюстрации с изображением деревьев отражающихся в воде.

Место проведения:

Кабинет ИЗО.

Художественное слово:

стихотворения

И. Бунин «За окном»

В окно я вижу груды облаков,

Холодных, белоснежных, как зимою,

И яркость неба влажно-голубого.

Осенний полдень светел, и на север

Уходят тучи. Клёны золотые

И белые берёзки у балкона

Сквозят на небе редкою листвой,

И хрусталём на низ сверкают льдинки.

Они, качаясь, тают, а за домом

Бушует ветер… Двери на балконе

Уже давно заклеены к зиме,

Двойные рамы, топленые печи –

Всё охраняет ветхий дом от стужи,

А по саду пустому кружится ветер

И, листья подметая по аллеям,

Гудит в берёзах старых… Светел день,

Но холодно, - до снега недалёко…

И. Бунин «Из окна»

Ветви кедра – вышивки зелёным

Тёмным плюшем, свежим и густым,

А за плюшем кедра, за балконом –

Сад прозрачный, лёгкий точно дым:

Яблони и сизые дорожки,

Изумрудно яркая трава,

На берёзах серые серёжки

И ветвей плакучих кружева.

А на клёнах – дымчато-сквозная

С золотыми мушками вуаль,

А за ней – долинная, лесная,

Голубая, тающая даль.

Ход занятия:

1. Вводная часть (4 мин.)

Педагог включает классическую музыку. Показывает детям изображения осенней природы.

П. : Ребята, что нарисовал художник на этой картине?

Д. : Художник нарисовал природу.

П. : Когда художник рисует природу, как называется такая картина?

Д. : Пейзаж.

Дети вспоминают, что пейзажи – это такие особые картины, на которых художник изображает природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг…

Педагог читает стихотворение И. Бунина «За окном».

Воспитатель предлагает детям нарисовать пейзажи, с отражением деревьев в воде.

2. Ход работы (20 мин.)

Педагог объясняет последовательность работы.

Берём лист белой бумаги, сгибаем его пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем лист, кладём его на стол так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше небо, а ниже вода. Очень быстро и аккуратно рисуем голубое небо на верхней половине листа, до сгиба. Складываем лист по полам, чтобы получить отпечаток неба в воде. Берём тонкую кисточку и рисуем деревья, снова лист, складываем пополам. Затем берём краски жёлтого, оранжевого, красного цветов и рисуем листья на деревьях, земле. Раскрываем лист и видим, что у нас получился осенний пейзаж с отражением деревьев в воде.

После показа педагог предлагает детям преступить к работе, советуя лист бумаги расположить вертикально. Рисовать нужно быстро, а самое главное аккуратно, т. к. отражение не получится, если бумага будет сухой.

3. Заключительная часть.

В конце занятия дети рассматривают свои работы, обмениваются впечатлениями.

Педагог задаёт детям вопросы о том, что они сегодня рисовали? Как называется техника, в которой они рисовали? и т. д. Эти вопросы в конце занятия помогают детям закрепить пройденный материал.

Публикации по теме:

Конспект ОД по рисованию (нетрадиционная техника рисования) «Волшебные снежинки» Программное содержание: научить рисовать снежинку нетрадиционным способом; совершенствовать умение детей в различных изобразительных.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Краски осени». Нетрадиционная техника «печать листьями» Программное содержание: Цель: развивать умение детей работать коллективно, видеть и передавать в рисунке колорит осени с помощью нетрадиционной.

Конспект проведения открытого занятия по художественно-эстетическому и речевому развитию (нетрадиционная техника рисования солью) в старшей.

Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования «Ёлочка» Задачи: *Учить детей передавать в рисунке впечатление от новогоднего праздника, создавать образ нарядной ёлки, используя нетрадиционные.

Конспект занятия в старшей группе по теме «нетрадиционные техники рисования» (рисование по клею) " Аленький цветочек" Выполнила воспитатель.

Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

Дети и творчество – неразделимые понятия. Каждый ребенок в душе – художник и скульптор, певец и музыкант. Творческие порывы у детей проявляются в самом невообразимом виде, но очень часто связаны с художественной деятельностью. Многие мамы рано или поздно задаются вопросом о том, зачем ребенку учиться рисовать? И правда, зачем, если вы не планируете вырастить еще одного Сурикова или Айвазовского? Если ваша задача – видеть своего ребенка успешным, уверенным в себе человеком, то поощряйте творческие проявления, потому что любая изобразительная работа – важное условие для нормального развития малыша.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и дома помогают развивать пространственное мышление, глазомер, координацию. Ведь малышу нужно связать единой композицией соотношение размеров деталей и гармонично их расположить на листе. При работе над сложной декоративной композицией ребенок учится планировать свои действия, выбирать подходящий материал. Для него очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками.

Всем известно, что рисование – одно из самых любимых занятий наших деток. С огромным удовольствием они рисуют цветными карандашами, фломастерами, красками, макая кисть в яркую субстанцию. А почему бы не мокнуть туда пальчик или измазать краской всю ладошку? Изобразительному творчеству нельзя устанавливать рамки, нужно разрушать все границы привычного и традиционного!

Нетрадиционные техники рисования привлекают наших непосед значительно больше, ведь они не требуют усидчивости, дают более ярко раскрывать во время творчества свой потенциал, знакомят ребенка с возможностью необычно применить окружающие нас вещи в качестве материалов для творчества. Если самые необычные краски и яркие карандаши у малыша уже не вызывают былого интереса, то можно разбавить творчество вашего непоседы другими методами рисования. Чем же полезно рисование нетрадиционными способами в детском саду и дома?

  • Малыш использует разнообразные материалы, узнает различия в фактурах, что позволяет совершенствовать мелкую моторику.
  • Происходит знакомство с объемом, формой и пространством, что развивает воображение.
  • Умение сочетать и смешивать оттенки развивает эстетический вкус.
  • Использование необычных материалов развивает мышление, учит принимать нестандартные решения.
  • Рисунки с использованием таких техник получаются значительно быстрее, что радует крох, которым так не хватает усидчивости.
  • Добавляет уверенности в себе и веру в свои силы, ведь и без выдающихся умений можно создать неповторимый «шедевр»!

Все самые интересные техники и методики собрала и систематизировала Г.Н. Давыдова в книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Эта книга – прекрасный помощник как для воспитателя, так и для мамочки, которая хочет разнообразить досуг с малышом.

Начинаем творить: пальчики или ладошки

Нетрадиционные техники рисования подразумевают изображение образов с помощью различных материалов, в том числе и «нехудожественных»: скомканная бумага, поролон, нитки, парафиновая свеча или восковые мелки, высушенные листья; рисование без использования инструмента – ладошками или пальчиками и еще много чем. Такие методы с успехом применяют как в детсаду, так и дома.

Для разного возраста можно предложить свою технику, например, самым маленьким будет интересно рисовать пальчиками, ведь кисточку крохе держать еще трудно, а вот своими собственными ручками малыш уже владеет блестяще. Обмокните ладошку крохи в краску и предложите оставить след на бумаге, как оставляют следы кошечки и собачки. Рассмотрите с малышом отпечаток, на кого он похож? Выглядит, как слоник или черепашка, а если дорисуем глазик, будет рыбка! Всем действом руководит только фантазия вашего малыша, и если вдруг он растерялся, то помогите ему, проведите масте-класс – окрасьте свою ладонь и оставьте отпечаток. «Смотри, получилась мама слониха, а где же малыш слоненок?», – ребенок с удовольствием включится в такую забавную игру.

Обмакивать в краску можно и не всю ладошку, а только пальчики, и оставлять малюсенькие отпечатки. Чем больше разноцветных отпечатков, тем интереснее рисунок, – пусть малыш фантазирует в свое удовольствие. Взрослые должны быть готовы к тому, что краска будет не только на листочке, но и на малыше, точнее, малыш будет в ней весь и окружающие предметы тоже. Поэтому о чистоте позаботьтесь заранее: застелите стол, где планируете устроить творческую мастерскую, клеенкой, а на малыша наденьте фартучек и нарукавники, в противном случае о каком полете фантазии может быть речь, если вы будете постоянно одергивать малыша: «Аккуратнее, испачкаешься!».

Продолжаем фантазировать. Штампы, оттиски

Детишкам разного возраста в ходе рисования нравится использовать штампы. Эта уникальная техника нетрадиционного метода рисования в детском саду настолько легка в исполнении и многообразна в проявлении, что прекрасно подходит для работы и в садике, и дома. Готовые штампы можно приобрести в магазине художественных товаров. Но гораздо интереснее изготовить штамп самостоятельно, а еще лучше с малышом.

В качестве штампа подойдет практически все, что можно обмакнуть в краску, а затем оставить отпечаток на листе бумаги. Можно разрезать яблоко или картофель – это самый простой штамп. На половинке картофеля можно вырезать какую-нибудь фигурку: сердечко или цветочек. Еще штамп делают из обыкновенных ниток, намотав их на любое основание. Нитки можно и не наматывать, а просто погрузить в краску. После тщательной пропитки их раскладывают на одном листе, другим накрывают, слегка прижимают, и любуются замысловатым узором.

Несложно изготовить штамп из обыкновенного пластилина. Придумайте интересную форму и оформите небольшой кусочек пластилина. Краску для классических штампов лучше выбирать густую. Необычную фактуру фону можно придать, применив скомканную салфетку или бумагу, а дальше по отработанной схеме: макаем в краску и штампуем. Очень красивые штампы получаются из засушенных листьев: покрасьте листик краской с одной стороны, положите на бумагу и прижмите. После того как убрали крашеный листик, получилась картина «Золотая осень» – малыш в полном восторге.

Существует еще одна нетрадиционная техника рисования, похожая на штамп, но с интересной особенностью, – рисование поролоном. Отрежьте небольшой кусочек от обыкновенной губки, обмакните в краску и с несильным нажимом покрывайте лист. Вот так легко и просто получается замечательный фон для дальнейшего рисования, а если использовать трафареты или шаблоны для детского рисования, получится изумительный цветочный, или геометрический узор.

Рисование точками

Как метод изобразительного творчества для малышей можно выделить рисование точками. Эта несложная техника понятна даже крохе. Вам понадобятся краски и ватные палочки или обычные фломастеры. Окунаем палочку в краску, и несильным нажатием рисуем точку на листе бумаги, потом еще одну – так до тех пор, пока придуманный образ не проявится на альбомном листе. Можно помочь малышу, нарисовав контур будущего рисунка, а он заполнит его большим количеством ярких отпечатков. Тематика точечного рисунка может быть любая – и зимняя сказка, и яркое солнышко. Обучение в таком нежном возрасте следует проводить ненавязчиво, в виде игры.

Техника «монотипия»

Для старших деток можно предложить более интересные виды художественного творчества. Например, интересная техника, которая тоже основана на оттисках – «Монотипия». Ее целью является создание симметричного рисунка, такого как гриб, насекомое (бабочка или божья коровка), для старшей дошкольной группы можно изобразить пейзаж, отражающийся в озере.

Берем альбомный лист бумаги, перегибаем пополам, далее, разворачиваем и рисуем на одной половине относительно линии сгиба. Раз мы договорились изобразить бабочку, то рисуем одно крылышко, затем проглаживаем рукой сложенный лист. Раскрываем – у бабочки уже два крыла и они совершенно одинаковые! Недостающие элементы можно дорисовать кисточкой.

Чувство восторга обеспечено, в то время как ребенок понимает, что его «хулиганские» действия, когда на лист альбома летят кляксы и брызги, – это тоже вид искусства. «Кляксография» ещё имеет название «Набрызг». Такими техниками можно достичь необычных художественных эффектов.

Разбрызгивание краски, он же «Набрызг». На помощь нам придет зубная щетка. Аккуратно макают ее в краску и несильно постукивают ручкой или карандашом по направлению к себе. На листе остается огромное количество мелких капелек. С помощью такой нетрадиционной техники рисования получается очень реалистичный зимний пейзаж или далекий космос с множеством звезд. «Кляксография» поможет юному художнику заселить необитаемые планеты космоса забавными пришельцами. Стоит только набрать на кисть побольше краски и дать ей стечь на лист бумаги, – получилась клякса. А теперь дуем на нее, разгоняя лучики в разные стороны. Дорисуем высохшей кляксе пару глазок, а можно и две пары, это же неведомое животное, и отправим заселять его далекие миры!

Интересную фактуру можно достичь методом использования сухой кисти. Сухую широкую кисть слегка погрузить в гуашь, лишнюю краску обтереть о баночку. Рисуем вертикальными тычковыми движениями. Изображение получается «лохматым» и «колючим», таким способом очень реалистичными получаются ёлочки и ёжики, поле с зеленой травой. Таким нетрадиционным способом в детском саду можно рисовать цветы, например, астры.

Невероятные возможности привычных вещей.

  1. Мыльные пузыри.

Оказывается, мыльные пузыри можно не только надувать и лопать, а еще ими можно рисовать. В стаканчике с мыльным раствором развести немного краски, взять трубочку и напускать в стакан пузырей. Такой фокус ваши детки проделают с удовольствием. Ну вот, яркой разноцветной пены много, прикладывайте к ней лист бумаги, а как только пузыри начинают проявляться, бумагу нужно убрать – красочный узор готов!

  1. Соль.

Не удивляйтесь, но соль можно использовать не только в кулинарии. Интересная фактура получится, если невысохший рисунок посыпать солью, а когда краска высохнет, просто струсить.

  1. Песок, бисер и различные крупы также применяют для создания творческих фактур. Существует несколько вариантов использования таких материалов.
  • Предварительно покрытый клеем лист посыпаем крупой, песком или бисером, а затем рисуем по фактурной поверхности.
  • Покрываем клеем участки в тех местах, где будет изображен рисунок.
  • Заранее раскрасить и высушить нужные материалы, а затем украшать ими рисунок.

Классика в нетрадиционном прочтении

Давайте отложим штампы и соль, вытрем ручки, испачканные краской, достанем акварель и кисточки. Скучно? Вовсе не скучно, а очень интересно, ведь с помощью классических акварельных красок мы будем творить чудеса!

Необходимо взять плотную бумагу (лучший вариант – специальная акварельная), намочить, чтобы она достаточно промокла. Наберите на кисть немного краски и легким движением дотрагивайтесь кистью до мокрой бумаги. Движения должны быть именно легкими и плавными, от этого зависит красота результата. На ваших глазах капелька краски расползаются в разные стороны, превращаясь в нечто удивительное! Подходящее время рассказать малышу о правилах получения новых цветов и оттенков. Сейчас такая практика наиболее наглядна. Получившиеся немыслимые разводы будут служить интересным фоном для будущих творческих работ.

Следующая нетрадиционная техника рисования, которую мы рассмотрим, тоже из разряда «чудеса рядом», называется «Акватипия».

Это техника рисования красками и водой, еще она известна под названием водная печать. Так же, как и в предыдущем методе, нам пригодится плотная бумага, краски выберем не менее традиционные – гуашевые, еще нужна черная или любая темная тушь. Подумайте с малышом, что бы он хотел изобразить? Этим методом необычайно красиво получаются цветы. После высыхания красок закрасьте полностью лист тушью, затем погрузите вашу работу в мисочку с водой, и наслаждайтесь чудесными превращениями! Гуашь вся растворится, останется только ваш рисунок на темном фоне. Чем же не волшебство?

Череда невероятных превращений не завершилась! Возьмем все ту же плотную бумагу, и восковыми мелками (если их не оказалось под рукой, можно использовать обыкновенную свечу) нанесем рисунок или узор. Далее, наносим акварельную краску на весь лист (места, обработанные воском, не окрасятся). На цветном акварельном фоне проявится рисунок, который станет для малыша сюрпризом, ведь когда рисуешь бесцветным мелком по белому листу, то довольно трудно представить конечный результат. Процесс волшебства в итоге тоже может принести довольно практичный результат.

Изготовление «мраморной бумаги» – чрезвычайно увлекательное занятие, которое очень нравится малышам: забавно же играть с вещами, которые вообще брать не разрешают. Например, папина пена для бритья. Для работы понадобятся:

  • пена для бритья;
  • акварельные краски;
  • плоская тарелочка;
  • лист плотной бумаги.

Для начала необходимо получить насыщенный раствор: краску смешиваем с водой. Затем нанесите толстым слоем пену для бритья на тарелку, и капните несколько ярких капель краски в хаотичном порядке. С помощью кисточки рисуем каплями краски на пене, получая замысловатые зигзаги и узоры. Вот оно – волшебное таинство, которое полностью поглотит увлеченного малыша. А вот и обещанный практичный эффект. Лист прикладываем к радужной пене, а затем переворачиваем так, чтобы пена оказалась сверху листа. Оставшуюся на бумаге пену убираем скребком. И – о чудо! Из-под пены проявляются невообразимые разводы, похожие на мраморный узор. Бумага впитала краску. После высыхания «мраморную бумагу» можно использовать при изготовлении поделок или как дополнение к декору.

Нет предела творческим проявлениям

Для ребят, которые уже познакомились со многими интересными техниками и проявили свои незаурядные творческие способности, можно предложить довольно непростую технику рисования – «граттаж».

Необходима плотная бумага, раскрасить ее нужно восковыми мелками, желательно ярких цветов, далее, с помощью широкой кисти покрыть черной гуашью или тушью. Если намерены использовать гуашь, добавьте немного клея ПВА, чтобы высохшая краска не крошилась. Когда тушь (или гуашь) высохнет, заготовка для дальнейшей работы готова. Теперь берем тонкий стек (любой острый, не пишущий инструмент) и начинаем рисовать. Но рисованием этот процесс можно назвать лишь условно, так как происходит соскабливание верхнего слоя краски. Так, штришок за штришком проявляется яркий восковой слой и проецируется в задумку художника.

Для юных художников будет увлекательной техника рисования с помощью пластилина по стеклу.

Выберите понравившийся рисунок, накройте стеклом, нанесите черным фломастером контуры рисунка на стекло. Затем приступаем к заполнению контуров мягким пластилином, стараясь не выступать за край. Изнаночная сторона смотрится не так аккуратно, но с лицевой стороны видна яркая и четкая картинка. Вставьте работу в рамку, а в качестве фона можно использовать цветной картон.

Существует еще целый ряд нетрадиционных техник рисования в детском саду, которые легко освоят дети средней и старшей дошкольной группы. Для повседневных занятий может подойти сочетание аппликации с классическим рисунком. Предварительно вырезанные элементы клеят на альбомный лист, после чего с помощью карандашей или красок придают образу законченный вид.

Одной из доступных и занимательных техник является «Фронтаж».

Этот вид изобразительного творчества нам знаком с детства, помните, прятали монетку под лист бумаги и заштриховывали простым карандашом? Таким же образом вместо монетки можно использовать сухие листочки, а заштриховывать не карандашом, а цветной пастелью. Рисунок получится ярким и насыщенным.

Мы познакомились с большим количеством техник рисования и уже много чему научились, так почему бы не применить наши знания на практике? С помощью как традиционных, так и нетрадиционных техник рисования декорируют любые предметы интерьера. Декоративное рисование в детском саду так же имеет прикладной характер, ребенок уже может украсить, например, подставку для карандашей или глиняную вазочку, а может порадовать маму и создать неповторимый узор на разделочной доске. Только следует помнить, что краски для таких работ нужно выбирать водостойкие: акриловые или масляные. Чтобы результат радовал дольше, покройте готовую поделку лаком.

Для декора интерьера используют технику «витраж».

Суть техники заключается в нанесении клеевого контура и заполнении его краской. Вариантов исполнения данной техники существует множество, но один из самых интересных – нанесение рисунка на клеёнку, а после высыхания, с клеёнки рисунок можно снять и приклеить на любую поверхность, например, на стекло, – будет полупрозрачная яркая картинка.

Остановимся подробнее на самой технике выполнения.

Идеальным вариантом будет использовать специализированные витражные краски, но если таких не оказалось, можно проявить смекалку и изготовить их самостоятельно. Возьмите обыкновенную гуашь и добавьте клей ПВА, после высыхания, краски имеют эластичную структуру, что позволит снять картинку с пленки без труда. Выберите понравившийся рисунок и нанесите его контур на прозрачную клеёнку (можно взять обычный файл или пластиковую прозрачную папку). Контур лучше сделать вначале карандашом или фломастером, а затем обвести или готовым витражным контуром, или обычным клеем ПВА из тюбика с дозатором. Дождитесь высыхания контура, затем заполняйте яркими цветами. После полного высыхания можно рисунок отлепить от пленки, и декорировать задуманную поверхность.

Декорировать можно не только предметы интерьера, но и предметы гардероба специальными красками для ткани. Такая техника называется «Холодный батик». Предложите ребенку сделать дизайнерскую роспись обычной белой футболки, такая будет только у вашего малыша, единственная и неповторимая!

  • Предварительно футболку необходимо зафиксировать в пяльцах для вышивания или в подрамнике для рисования на холсте.
  • С помощью карандаша и кальки переведите изображение любимого мультяшного героя на ткань.

Одним из главнейших этапов этого метода является нанесение резервирующего состава, другими словами, защитного контура, который предотвратит растекание краски по ткани. Контур должен быть замкнутым, для предотвращения растекания.

  • После высыхания, по известной нам схеме заполняем контуры краской.
  • Затем рисунок необходимо закрепить. Подложите один лист бумаги под рисунок, а другой на рисунок и прогладьте утюгом.

Стирать такое изделие можно, но лучше в ручном режиме в прохладной воде. Уникальное изделие готово.

Заключение

Все рассмотренные нетрадиционные техники рисования применимы только в условиях помещения. А как же прогулки летом на свежем воздухе? Неужели для улицы подходят только подвижные игры? Нет, можно заняться изобразительным творчеством. Рисование летом в детском саду можно проводить и на улице, используя классический мел. Рисование на асфальте в детском саду – прекрасное развлекательное и познавательное занятие. Дети рисуют мелками везде, где есть более или менее твердое покрытие: асфальт, плитка, забор, стены дома. Замечательно видеть вместо серого асфальта яркое воплощение фантазии.