Неожиданные и малоизвестные факты о театре. Интересные факты про театр

27 марта во всем мире отмечают День театра. World Theatre Day был учрежден в 1961 году в Вене, на IX конгрессе Международного института театра при Юнеско и отмечается ежегодно с 1962 года.
Международный день театра - это не просто интернациональный профессиональный праздник мастеров сцены и всех работников театра, но и праздник миллионов неравнодушных зрителей.

Театр - это священное место, которое переносит зрителей в один миг в совершенно иной мир. Что это - волшебство, фантастика, путешествие во времени? Театр - это всегда живое искусство, как для зрителей, так и для актеров, музыкантов, танцоров. Тысячу жизней проживают они, тысячу чувств и эмоций передают зрителям, унося их в совершенно иную реальность.

В Международный день театра Молодежный портал расскажет поклонникам Мельпомены интересные факты из истории и современности любимого вида искусства.

В пушкинские времена не весь зал театра был занят креслами, а лишь пара первых рядов. Эти места предназначались знатным и состоятельным господам. За ними располагались стоячие места для обычных людей - студентов, клерков. Билеты в эту зону зрительного зала по стоимости были намного дешевле. На чрезвычайно популярные спектакли желали попасть множество театралов, поэтому самые заядлые приходили на пару часов раньше начала, чтобы занять лучшие места для стояния.

К женским театральным персонажам в средневековье относились несколько иначе, нежели сейчас. В основном женщины могли играть лишь служанок. Такие персонажи создавались в качестве насмешки. Соответствующая смысловая нагрузка прослеживалась и в каждой детали их туалетов.

Современные сотнесериальные фильмы - не изобретение нашего времени. В древности на Сицилии ставились спектакли, которые длились по году. Каждый вечер после работы зрители собирались в театре, чтобы посмотреть продолжение. Самой популярной в течение последних 800 лет была борьба Роланда с маврами.

Публика древнего Рима наслаждалась кровавыми зрелищами не только во время гладиаторского боя, но и во время театрального представления. Для изображения сцены гибели персонажа пьесы, актера в этот момент заменяли преступником-смертником, чтобы убить его на глазах всех зрителей.

К интересным фактам о театре также можно отнести суеверие о том, что ни в коем случае нельзя ронять сценарий. Но если это все-таки произошло, то необходимо обязательно сесть на него, причем, не важно, куда сценарий упал, хоть в грязь, хоть в лужу. После того, как посидели на нем немного, возьмите его рукой, и только после этого вставайте. Актеры уверены, что если не произвести все эти действия, то обязательно случится какая-нибудь неприятность. Либо слова роли забудутся, либо и вовсе спектакль провалится.

Слова суфле и суфлёр имеют мало общего по значению, но происходят оба от французского «souffle» (выдох, дуновение). Суфле названо так потому, что оно лёгкое и воздушное, а суфлёр - потому что он должен подсказывать актёрам очень тихо.

Выражение «Финита ля комедиа» произошло ещё во времена древнего Рима. Тогда этой фразой актеры завершали все спектакли.

Один из самых необычных символов кукольного театра в мире - это часы на фасаде театра Образцова в Москве. Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных появляются под музыку «Во саду ли, в огороде». Все вместе животные появляются дважды - в полдень и в полночь.

В штате Вирджиния (США) располагается уникальный «бартерный» театр, в котором за билет зритель может заплатить не деньги, а продукты питания.

А также немного интересных фактов из жизни актеров:
- В последние годы своей жизни Татьяна Пельтцер уже забывала слова, когда играла в спектаклях Ленкома. Как-то она играла Клару Цеткин в спектакле «Синие кони на красной траве», где Олег Янковский играл Ленина. Она вышла на сцену и вдруг сказала: «Господи боже мой! Батюшки мои! Ну ничего не помню». Олег Янковский не растерялся и спросил: «Клара, вы, наверное, хотите сказать, что пролетариат должен объединяться?» Пельтцер ответила: «Да, батюшка, хочу!». И весь оставшийся диалог Янковский вёл сам.

Брюсс Уиллис, сейчас всемирно известный актер, пошел заниматься в театральный кружок, чтобы избавиться от заикания.

Актёр Константин Анисимов состоит в труппе Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, а также работает диктором на домашних матчах футбольного клуба «Зенит». В первые годы такого совмещения матчи и спектакли нередко накладывались друг на друга, и актёру приходилось идти на разные ухищрения. Например, роль Лаэрта в спектакле «Гамлет» подразумевала выход на сцену только в первом и третьем актах, а между ними Анисимов успевал съездить на стадион и провести матч.

Театр наполняет будни волшебством, позволяет окунуться в сказку. Ни кино, ни телевизор, ни интернет не заменят потрясающую атмосферу, которая создается на сцене. Сегодня Молодежный портал поздравляет с Международным днем театра актёров, театральных режиссёров-постановщиков, продюсеров, светотехников, звукоинженеров, монтировщиков декораций и билетеров! Желаем интересных представлений, качественных интерпретаций старых постановок и создания новых, не менее талантливых.

1. 27 марта - всемирный день театра. Этот международный праздник проходит под девизом: «Театр - средство взаимопонимания и укрепления мира между народами ».

2. «День театра» - профессиональный праздник работников театра . Так же, для любителей театрального искусства этот день является настоящим торжеством. Ведь к этому дню приурочены всевозможные торжественные мероприятия, различные фестивали и премьеры новых спектаклей.

3. Театр родился более 5-тысяч лет назад. Первые признаки его зарождения видны в ритуальных обрядах древней Греций. Как известно, слово «театр» произошло от древне-греческого слова – «театрон» что значит «место, где смотрят».

4. В театре играются два наиболее популярных жанра - комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.

5. Для спектаклей прошлых лет, было достаточно и одного актера. Он менял маски и играл сразу нескольких героев. Из - за больших размеров театра, разглядеть выражение лица артиста было практически невозможно, и маски легко решали эту проблему.

6. Но не только в древности были большие театры. Национальный театр в Пекине представляет собой купол из стекла и титана, выполненный в форме эллипса. Его общая высота- 46 метров. Огромное сооружение в 22 этажа, вмещает в себя 5500 зрителей. Вход в театр находится под водой, на глубине 8 метров и представляет собой тоннель со стеклянной крышей. Это сделано для того, чтобы попав под воду и проходя по этой галерее, человек избавлялся от груза забот и погружался в мир прекрасного.

7. В Американском штате Вирджиния есть уникальный «Бартер театр», куда за вход можно расплатиться продуктами питания.

8. На Сицилии есть кукольный театр, в котором спектакль длится целый месяц! А в древности бывали и такие представления, которые шли в течении года.

9. Летом прошлого года в английском театре Барбикан, ежедневно вечером играли уникальный спектакль, который назывался – «колыбельная». Зрителям предлагали лежать на кроватях вместо кресел. Ведь задачей спектакля являлось погрузить их в сон. Так же в программе имелся утренний завтрак.

10. Самый древний вид театральных представлений – пантомима. Это искусство зародилось ещё в античности. Современная пантомима это спектакль без слов.

11. Особый вид театрального представления - кукольный театр. Во времена Древней Греции были популярны домашние спектакли, в которых члены семьи сами шили кукол и костюмы для них, а затем устраивали представления. С того времени театр, конечно, изменился, но осталось главное - в таких представлениях участвуют только куклы.

12. Театр это собрание воедино многих видов искусств. А самое главное театр это – тысяча жизней одного человека.

Трудно представить жизнь без театра, в котором органично синтезированы литература и хореография, музыка и изобразительное искусство. Над театральным продуктом трудится целая команда: актеры, режиссеры, постановщики, художники, рабочие.

История театра начинается с того времени, когда наши предки исполняли свои ритуальные танцы перед охотой. Народные празднества постепенно переросли в профессиональные постановки, без которых немыслимо современное общество любого народа.

Сиднейский оперный театр – одно из известнейших зданий мира. Это главная достопримечательность страны и символ Австралии.

  • На его строительство потрачено 100 с лишним миллионов австралийских долларов, часть из которых была получена благодаря государственной лотерее.

  • На электричество приходится тратиться основательно. Комплекс потребляет его столько же, сколько город с 25000 жителями.
  • Здание театра занимает 2,2 га, а высота достигает 67 метров (22-этажное здание).
  • Главный зал вмещает 2679 гостей.

  • Каждый год в нём проводится 3000 мероприятий, которые посещают 2 млн человек.
  • Главная достопримечательность Сиднея.
  • В театре расположен самый большой в мире орган. Он состоит из 10 154 маленьких, средних и больших труб.

Мариинский театр – один из самых знаменитых театров России и мира. Загадочная атмосфера здания притягивает к себе необычные события, формируя легенды.

  • Здание Мариинского театра является только третьим местом, в котором обосновался театральный коллектив. Первое представление в Мариинке – опера «Жизнь за царя» М.И. Глинки состоялось в 1860 году.

  • Имя увековечено в имени театра и в занавесе – точной копии подола её платья.
  • В 70-х годах XX века в оркестровой яме сотрудники обнаружили разбитый хрусталь, который сразу поспешили убрать, что ухудшило звучание.

  • Визитная карточка Мариинки – его 2,5-тонная бронзовая трёхъярусная люстра, освещаемая 210 лампами и украшенная 23 тысячами хрусталиков.
  • В некоторых представлениях театр использует настоящий 200-летний Почётный колокол.
  • Говорят, что в театре живёт призрак бабушки в красном пиджаке, давно работавшей там.

Большой театр

Большой театр – гордость и краса столицы. Все путешественники спешат посетить спектакли в нем, даже если бывают в Москве всего один день.

  • «Петровский» – такое название было сначала у знаменитого театра.
  • Театр, носивший такое же имя, был и в Санкт-Петербурге, но он закрыт с 1886 года.
  • Три раза само здание сгорало. Современное сооружение – это в четвертый раз отстроенный объект.
  • Его изображение можно увидеть на 100-рублевой купюре 1997 года.
  • 43 актера – первоначальный состав труппы.
  • По акустическим данным он был признан лучшим среди театров мира в 19 веке.
  • Больше восьми сотен постановок увидела сцена Большого театра. Среди них незабываемый дебют .
  • Если кому-то доведется посетить это замечательное место, они смогут увидеть возле здания тюльпаны особых сортов: «Галина Уланова» и «Большой театр».

Греция издревле была родиной театров, от чего развилась культура театральных постановок в других странах мира. Этот вид культуры является популярным и в наше время.

  • Жанров в древнегреческом театре было два – сатира и драма.
  • Актёрами, а также зрителями всегда были только мужчины.
  • Греческим мужчинам предписывалось обязательное посещение амфитеатров.
  • Если у какого-либо гражданина не было денег на это мероприятие, ему выплачивались деньги из государственной казны.

  • Театральные представления проходили длительное время – до нескольких часов, поэтому зрители брали с собой еду и мягкие подушки, чтобы было комфортно сидеть на театральных сеансах.
  • Места в театрах зрителями занимались заблаговременно. Они старались не покидать своих мест, иначе можно было их потерять. Длинные сосуды выполняли роль туалета.

Михайловский театр получил прозвище культурной жемчужины Санкт-Петербурга. Великолепие внутреннего убранства он скрывает за строгим фасадом в стиле классицизма.

  • Михайловский театр один из трёх императорских театров Петербурга, как Александровский и Мариинский театры, и изначально предназначался для семьи императора Николая. Через 30 лет он был открыт для посетителей.

  • Архитектором театра стал брат Карла Брюллова, Александр Павлович, который умело вписал новое здание в стиль площади Искусств. Фасады же, схожие с фасадами Михайловского дворца, выполнялись Карлом Росси.
  • Театр стал свидетелем убийства . Народовольцы воспользовались тем, что кучер сбавлял скорость около театра.
  • В стенах театра бывала не только императорская семья. Дирижёром театрального оркестра был сам . А в 2013 году на его сцене выступил

  • На втором ярусе театра есть музей. Прошлые наряды, афиши и фотографии познакомят зрителя с жизнью Михайловского.
  • Театр был назван именем брата Николая I, Михаила Павловича. В 20-е годы XX века его переименовали в Малый академический театр. В конце 80-х театр стал носить имя Мусоргского, и только в 2007 году он возвращает первоначальное.
  • Приток зрителей в легендарный театр не иссякает никогда. Даже в периоды экономических спадов в стране народ не переставал посещать петербургский Михайловский театр.

Театр Шекспира «Глобус»

Эпоха характеризуется переходом от любительского театра к профессиональному. Аристократия благосклонно относилась к актерам, предлагая им место слуг.

  • Здание театра вначале находилось в Шордиче на арендованной земле семьей Бербеджей. Финансовые трудности, связанные с арендой, заставили разобрать здание и перевезти к Темзе. Так появился «Глобус».

  • Труппа театра была товариществом пайщиков, которые имели доход от полученных с представлений сборов.
  • Уильям Шекспир являлся пайщиком как главный драматург. Актеры не главных ролей состояли на жаловании.
  • Занавеса не было, декорации появлялись очень редко.
  • Зато снаружи вывешивался флаг, сигнализирующий о том, что представление идет.
  • Зрители смотрели спектакли стоя, при этом грызли орехи или ели апельсины.
  • Именитые гости имели право сесть прямо на сцену. Эмоции выражались бурно.

Спектакль на сцене театра "Глобус"
  • Неудачно выстрелившая пушка на спектакле в 1613 году привела к разрушительному пожару. Огонь унес с собой здание, пощадив людей.
  • 1614 – это год восстановления театра. Каменное здание прослужило труппе до 1642 года, пока театр не закрыли по решению правительства.
  • Современное здание театра напоминает исторический вариант «Глобуса».

Факты о театрах для детей

Театры для детей свой расцвет получили в XX веке. После окончания Второй Мировой войны во многих странах социалистического режима начали открываться театры юного зрителя. В Соединенных Штатах Америки детские спектакли ставили студенты театральных и литературных вузов.


Не все знают, что:

  • Впервые в России о таких театрах заговорил царь после поездки в Украину, где он посетил спектакль для детей. По возвращении в страну царь дал поручение открыть детский театр при дворце.
  • Как только детские театры обрели популярность, русские учреждения блеснули на мировой арене. До сих пор наши коллективы успешно выезжают в турне.
  • Самым большим количеством детских театров в России может похвастаться Санкт-Петербург.
  • Екатеринбургский театр юного зрителя основал всероссийский фестиваль детских театров.
  • Во времена Советского Союза отечественная драма прочно обосновалась в тюзах страны. Школьникам показывались различные революционные пьесы.
  • С появлением детских театров культурное развитие детей не стоит на месте.

Театр - это своеобразное колдовство, создаваемое живыми людьми на сцене «здесь и сейчас». Каждый спектакль даже самых долгоиграющих постановок имеет свою душу и почерк. А сколько всего скрывается за кулисами вдали от зрительского глаза, трудно даже представить. Удивительным фактам о театре тоже нет числа, вот лишь некоторые из них.

Главное - креативный подход

Сходить в один из таких театров стоит хотя бы потому, что это интересно само по себе. И даже неважно, что будет происходить на сцене, впечатления от пребывания в подобном месте не испортит даже плохая актерская игра.

  • Театр комедии в Барселоне «Teatreneu» знаменит тем, что плата за спектакль рассчитывается, исходя из смешливости зрителя. В спинки кресел вмонтированы специальные датчики, считывающие мимику человека. Как только программа распознает нужную эмоцию, на счет списывается 30 центов. Максимальная стоимость билета фиксирована и составляет 24 евро. То есть после 80 улыбки можно уже смеяться, не боясь остаться с пустым кошельком. Идея оказалась настолько оригинальной, что от желающих посетить столь колоритное место нет отбоя.

  • Лондонский театр «Barbican» около 10 лет назад провел очень интересный эксперимент, организовав шоу под названием «Колыбельная». Пришедшим гостям вместо сидячих кресел были предложены одно-, двух- и трехспальные кровати со всей сопутствующей атрибутикой - одеялом, подушкой, ночником. Главная цель представления состояла в том, чтобы расположить людей ко сну и успокоить их нервную систему. Примечательно, что программа предусматривала и легкий утренний завтрак.

  • Театр Бартера (штат Вирждиния, США) знаменит не только тем, что является самым старым профессиональным театром страны, но и своим подходом к оплате. История его началась во времена Великой депрессии, когда заплатить живыми деньгами за вход было практически нереально. Чтобы не лишать людей радости посещения театра, основатель подмостков Роберт Портерфилд принял уникальное решение - брать вместо традиционных денег бартерные товары: продукты питания, украшения, посуда и т.д. Шоу стоило 40 центов, и именно из этого расчета устанавливался товарный эквивалент. Прошли годы и десятилетия, а принцип бартера остался, став индивидуальной фишкой театра.

Необычные театры мира

Удивлять можно не только постановками, но и самим видом театра - его архитектурой, расположением, внутренним убранством и т.д. Вот только несколько вариантов современных «подмостков», при виде которых уже захватывает дух. Не говоря уже о том, что происходит на сцене.

  • Заядлые театралы хорошо знакомы с небольшим австрийским городком Брегенц, куда ежегодно со всего мира съезжаются любители оперы и театрального искусства. Все представления проходят на плавучей сцене - специальной конструкции, вмещающую множество декораций и сложную систему освещения. Все вместе дает потрясающий зрительный эффект, который только усиливается на фоне солнечных летних закатов и отблеска озерной воды. На берегу оборудованы места для 6000 зрителей, поэтому билеты раскупаются за полгода вперед.

  • Гигантское «яйцо» из стекла и титана, словно фантастическая подводная лодка, всплывшая посреди Пекина - не что иное, как здание современного тетра. Его создатель, архитектор, француз Поль Андре, дал волю своей фантазии и сделал настоящий футуристический объект. Чтобы попасть в холл театра, нужно пройти по подводному тоннелю длиной 80 метров, и уже это одно приводит в восторг. Помимо спектаклей, здесь проводятся симфонические концерты и различные шоу-программы.

  • Норвежская столица Осло также входит в список театральных «креативщиков». В самом центре города разместился оперный театр - огромное здание из мрамора и стекла со смотровой площадкой, протянувшееся вдоль побережья на несколько сот метров. Его сцена состоит из 16 площадок, независимых друг от друга и способных перемещаться в пространстве под разными ракурсами. Такая конструктивная находка позволяет создавать самые замысловатые декорации, вводя зрителей в эмоционально-культурный транс. Постановки отличаются своей разноплановостью и оригинальностью прочтения, а число посетителей театра за все время его существования (около 10 лет) превысило уже 8 миллионов человек.

Сначала было слово

Используя в речи различные афоризмы, мало кто задумывается над их происхождением. А, между тем, часть их них имеет театральные корни. Например:

  • Слово «фиаско» в переводе с итальянского означает «бутылка». Казалось бы, какое отношение оно имеет к значению, вкладываемому в него сегодня - провал, неудача? Все дело в незадачливом комике Бианконелли, решившем в свое время поразить публику веселой пантомимой с огромной бутылью на голове. Зрители юмор не оценили, а название сценки стало синонимом понятия «актерская неудача». Впоследствии фраза приобрела нарицательный смысл, обозначая «крах», «поражение» не только в рамках актерской игры, а в принципе.
  • Выражение «шут гороховый» хоть и придумано было на Руси, но прототипом скоморохов были римские паяцы. Их обязательным атрибутом служила погремушка, сделанная из бычьего пузыря, внутрь которой засыпался сушеный горох. Во время представлений в средневековом театре такими «игрушками» актеры били других актеров и даже зрителей. В русской интерпретации образ шута немного видоизменился, дополнившись гороховой соломой, венчавшей голову весельчаков.

  • «Финита ля комедия» - известный фразеологизм, дословно переводящаяся с итальянского «комедия окончена». Несмотря на то, что грамматически фраза звучит несколько иначе («La commedia e finita»), именно такой вариант закрепился в нашем словарном обиходе. Существует несколько версий происхождения этого выражения, самую логичную из которых связывают с оперой Руджеро Леонкавалло «Паяцы».

No comments

Некоторые факты о театральном прошлом и настоящем вызывают настоящий шок, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

  • О кровожадности древнеримской публики всем давно известно. Чего только стоят гладиаторские бои, сравнимые по своей жестокости, разве что, с ухищрениями средневековой инквизиции. Публика, жаждала крови и зрелищ, поэтому часто на сцене актеров заменяли приговоренными к казни преступниками, которых «безмятежно» убивали прямо во время представления.
  • Основатель Театра насилия Венсаль Макень представляет свою версию «Идиота», где от достоевского героя осталось только имя и общая сюжетная канва. Спектакль, длящийся 3 часа, вызывает неоднозначные ощущения. Смесь гротеска, греческой комедии и гранжа пугает своей агрессией и звенящей душевной пустотой. Сцена буквально заливается грязью, причем как в переносном, так и самом прямом смысле слова. В ход идут слюни, кровь, чай вперемешку с другими жидкостями природного (и не только) происхождения. Смельчаки, досидевшие в зале до конца, выходят «в мир» полностью опустошенными и сбитыми с толку. На любителя - так можно охарактеризовать работу странного и, наверняка, не психически нестабильного французского режиссера.

  • Японская философия по зубам не каждому смертному, но приблизиться к ее пониманию можно с помощью театра Но. Зародившись еще в 14 веке, изначально он был рассчитан на аристократичную публику. Даже сегодня, присутствуя на театральных представлениях, зрителя не покидает чувство избранности от приобщения к высокому искусству. Маски и кимоно, в которых выступают актеры, традиционно передаются из поколения в поколение. Возраст некоторых вещей может составлять несколько сотен лет. Спектакль играется под аккомпанемент барабанов и флейт главное действующее лицо повествует о жизни буддийских монахов, самураев, простых смертных и богов. Миниатюры «обрамляются» рафинированными национальными танцами, где каждое движение имеет свой глубокий смысл.

Это тоже интересно

Знаете ли вы, что:

  • Театральный веер использовался не только по своему прямому назначению, но и часто служил в качестве помощника как зрителям, так и актерам. Для первых на веера наносились отрывки из пьес или программы предстоящий спектаклей, а вторые нередко записывали на них текст, чтобы не забыть во время выступления.
  • Что делать, если спектакль явно не блещет актерскими талантами, но поддерживать зрительский интерес нужно в обязательном порядке? Очень просто - обеспечить в зале присутствие специально обученной «массовки», которая искупает в овациях незадавшееся представление. Именно так поступали еще во времена Нерона, считавшего себя великим артистом. Практика приглашать аплодирующих наемников была распространена и в Европе. В 19 веке их услугами пользовались многие театры, до тех пор, пока так называемые клакеры не стали требовать вознаграждение за свой «труд».
  • В средние века женские роли не блистали разнообразием, да и к самим актрисам отношение было неуважительное. Женщина могла рассчитывать только на роль служанки или рабыни, что само собой говорило о ее положении в тогдашнем обществе. Театральные костюмы и декорации также недвусмысленно давали понять о существующем положении вещей.

Говорить о театре можно вечно, но как гласит одна известная пословица - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.


Интересные факты из истории театра

  • Занавес впервые появился в Древнем Риме. Но он не распахивался и не поднимался наверх привычными нам способами. Древнеримский занавес опускался перед представлением в щель в полу.
  • Более сложные конструкции занавеса были изобретены примерно в XVII столетии, во времена бурного развития театрального искусства. Тогда одной из возможностей передать зрителю нужное настроение стал именно театральный занавес.
  • В настоящее время существует несколько видов занавеса: антрактно-раздвижной, подъемно-опускной, итальянский, австрийский, венецианский, римский, французский, занавес Брехта, занавес Вагнера, занавес Кабуки, занавес Полишинель, проходной занавес, складной занавес.
  • В исторических и оперных театрах главный занавес часто украшен вышитой или нарисованной эмблемой театра или гербом города.
  • Для многих спектаклей даже готовились специальные полотна. Например, для пьесы Лермонтова «Маскарад» художником А. Головиным было создано целых 10 театральных занавесов, меняющихся по ходу сюжета.
  • Ряд современных театров, например, «Сатирикон», работают без занавеса.
Интересные факты о театральных приметах
  • В Японии в традиционном театре солью посыпают подмостки перед каждым представлением, чтобы защитить актеров от злых духов.
  • Считается, что лучшая примета – найти гвоздь на сцене. Это сулит в скором времени актеру предложение роли. Многие артисты даже уносят найденные гвозди с собой, считая, что так они всегда будут востребованы. Лучано Паваротти ездил на все концерты с большим железным гвоздём, подаренным ему мамой.
  • Худший знак – уронить текст пьесы во время репетиции. Согласно этой примете, роль у артиста не удастся, или он забудет тест, или спектакль будет провален. Во избежание этого нужно было сразу на него присесть, и не имеет значения, куда он упал, в грязь либо в воду. После непродолжительного сидения, сценарий необходимо взять в руки, и только после таких процедур можно было встать.
  • Свои поверья есть в каждом театре. Например, во МХАТе и в Театре Вахтангова нельзя грызть семечки за сценой или свистеть. Все это – дурные знаки.
  • Гримерка является для актеров священным местом. Сюда нужно заходить только с левой ноги (а на сцену - с правой). На дверь лучше ничего не вешать: картинки забирают удачу. Нельзя рассыпать содержимое коробки с гримом и не стоит смотреть в зеркало поверх плеча коллеги. Номер личной комнаты артиста тоже имеет значение - во многих театрах отсутствует гримерка под номером 13, так как это число считается «несчастливым».
  • Есть своеобразный рейтинг «несчастливых» и «счастливых» пьес. Песни из «Макбета» нельзя напевать, чтобы ненароком не вызвать нечистую силу. Кроме того, плохую энергетику, якобы, несут произведения Булгакова и Гоголя. Зато того, кто играет в «Золушке», как правило, ждет дальнейший успех в карьере.
  • В кукольном театре кукол надо класть обязательно лицом вниз, к столу. Есть поверье, что иначе сквозь отражение театрального света в их глазах может вселиться полтергейст.
  • Плохая примета – использовать в театре собственные ювелирные украшения, а также настоящие денежные купюры на сцене. Говорят, это к банкротству.
  • Плохой приметой считается увидеть рыжего зрителя на первом ряду… И еще куча всяких несчастливых примет
  • Считается, что артисту нельзя желать удачи, нужно говорить: «Ни пуха ни пера».

    Но не все так страшно, есть у актеров и счастливые приметы.
Выражения и афоризмы с театральными корнями
  • В английском языке термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» известен еще с 1603 года. Хороших пьес во все времена было мало, и за ними охотились конкурирующие театральные труппы или издатели, поэтому полный текст пьесы автор доверял самому честному человеку в труппе – суфлеру. Тем не менее, именно тогда был напечатан пиратский текст пьесы «Гамлет».
  • Слово «фиаско» в переводе с итальянского означает «бутылка». После номера незадачливого комика Бианконелли, решившего в свое время поразить публику веселой пантомимой с огромной бутылью на голове, слово стало синонимом понятия «актерская неудача». Впоследствии фраза приобрела нарицательный смысл, обозначая «крах», «поражение» не только в рамках актерской игры, а в принципе.
  • Ещё со времён Древнего Рима принадлежностью паяцев была погремушка из бычьего пузыря, в который насыпали горох. В средневековом театре шуты били такой погремушкой других актёров и даже зрителей. Когда традиция добралась до Руси, наши скоморохи стали дополнительно украшать себя гороховой соломой, отсюда в языке и закрепилось выражение «шут гороховый».
  • «Финита ля комедия» - известный фразеологизм, дословно переводящаяся с итальянского «комедия окончена». Это одна из самых известных фраз по всему миру. Считается, что она существует со времен древнего Рима. Этим выражением завершались все представления. По другой версии ее появление связывают с оперой Леонкавалло «Паяцы».


  • С театром связано и появление выражения «Марлезонский балет». Марлезонский (мерлезонский) балет из 16 действий был поставлен в марте 1635 года. Сюжет балета «про охоту на дроздов» основывался на излюбленном занятии монарха. Балет был сочинен самим Людовиком XIII, и он даже самолично исполнял две партии в балетном выступлении. Упоминается это действо и в романе Дюма «Три мушкетера. Новое развитие тема получила уже в наше время, после выхода трехсерийной музыкальной картины «Д`Артаньян и три мушкетера» режиссера Юнгвальд-Хилькевича, где присутствует комедийный эпизод, которого нет в исходном романе. Начальная половина балета проходит торжественно, медленно и степенно. Но сразу после того, как церемониймейстер бала торжественно произносит: «Вторая часть Марлезонского балета!», его валит с ног главный герой фильма, бегущий к королеве, чтобы успеть принести подвески вовремя. С тех пор словосочетание «Марлезонский балет» стало употребляться для характеристики скучного утомительного события, а выражение «Вторая часть Марлезонского балета» стало означать непредвиденный поворот в спокойном привычном процессе, его нередко произносят с сарказмом, описывая неожиданно возникшие хаос и суматоху.
  • Вышедшее ныне из оборота выражение «встать на котурны», тоже относится в театру. Специальная обувь на высокой платформе – котурны – использовалась актёрами при исполнении трагических ролей, она зрительно увеличивали рост актёра, делала его поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. Надевая эту обувь, человек физически возвышался над другими. А если человек зазнавался, вел себя высокомерно, то про него говорили, что он «встал на котурны», то есть начинал считать себя в чем-то умнее, значительнее других, переставал считаться с мнением окружающих. Ему так и говорили: «Не становись на котурны».

Еще о театре