Не все коту масленица будет и. Не все коту масленица, бывает и великий пост

А.Н.Островский

Сцены московской жизни с песнями, частушками, романсами и одним антрактом (12+)

Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут

Из истории:

А.Островский – драматург, своим творчеством послуживший развитию русского национального театра. Особый пласт драматургии Островского занимают его наблюдения московской купеческой жизни. Отличаясь особенным реализмом, они остро описывают социальные типы России того времени.

«Под впечатлением Ваших сцен «Не всё коту масленица», имею потребность выразить Вам то чувство наслаждения, которое я испытал… Сколько тут поучающего, а не пошлого комизма, какая отделка, и что за язык – просто музыка! Говорят - это безделица, написанная в виде отдохновения, а между делом, в безделице этой столько содержания, сколько игры таланта, что о ней думается даже и более, чем о других, весьма заносчивых произведениях… » - писал А.Н. Островскому литературный критик П.В. Анненков 27 апреля 1871 года.

Сюжет:

Что предпочтет молодая красавица Агния: расчет или бедную любовь? И как поступить вдове Дарье Кругловой: поддаться искушению богатством или отдать право выбора своей дочери?

Поразительно, как современна история, которой больше 140 лет.

О спектакле:

Музыка, как «живой текст» спектакля, играет особую роль в решении режиссёра Валерия Персикова, помогая перенести зрителя в атмосферу замоскворецких народных гуляний. Гротескная игра артистов, вызывающая смех, в постановке ярко сочетается с частушками и «жестокими романсами» - песнями «упоению своим горем».

В спектакле звучат:

стихотворения - А. Радищева, Н. Карамзина, Г. Державина, А. Полежаева, А. Мерзлякова, П. Потемкина, А. Бухова, А. Блока, Н. Олейникова, Р. Ивнева;

мелодии - П. Чайковского, Д. Шостаковича, А. Шнитке.

Посещение спектакля несовершеннолетними зрителями рекомендуется в сопровождении взрослых.

Над спекталем работали

Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России Валерий Персиков

Художник-постановщик – Николай Юдин

Художник по костюмам – Ирина Подосёнкова

Музыкальный руководитель Григорий Слободкин

Художник по свету – заслуженный работник культуры России Михаил Семёнов

В спектакле заняты:

ЕРМИЛ ЗОТЫЧ АХОВ, БОГАТЫЙ КУПЕЦ - засл.арт. Мирзоев Залим Хажмирзович

ИППОЛИТ, ЕГО ПРИКАЗЧИК - арт. Бабинов Геннадий Сергеевич

ДАРЬЯ ФЕДОСЕЕВНА КРУГЛОВА, ВДОВА - засл.арт. Мартьянова Валентина Владиславовна

ФЕОНА, КЛЮЧНИЦА АХОВА - засл.арт. Кириллова Ирина Владимировна

МАЛАНЬЯ, КУХАРКА КРУГЛОВОЙ - арт. Аксенова Светлана Евгеньевна

ЗАМОСКВОРЕЦКИЕ ЖИТЕЛИ -

Действующие лица:

Дарья Федосеевна, сорокалетняя вдова купца Круглова;

Агния, ее двадцатилетняя дочь;

Ахов Ермил Зотыч, богатый купец лет шестидесяти;

Ипполит, приказчик Ахова, 27 лет;

Маланья, кухарка Дарьи Федосеевны;

Феона, дальняя родственница Ермила Зотыча.

Сцена первая

Агния, беседуя с матерью, рассказывает о своем знакомстве с Ипполитом. Он постоянно встречает ее в городе, провожает домой, потом ходит под окнами Кругловых и Агния вынуждена пригласить его в дом. Мать не ограничивает свободу дочери, и Агния самостоятельно принимает все решения. Входит Маланья и сообщает, что Кругловых планирует навестить купец Ахов, так он сам просил передать.

Круглова думает, что купцу понравилась Агния, и поэтому он зачастил в их дом, но Агния уверена, что Ахов положил глаз на ее матушку. Круглова сетует на то, что богатого человека нельзя просто отослать вон, приходится принимать его в доме, хотя и не очень хочется. В это время под окнами Кругловых бродит Ипполит, не решаясь зайти. Агния приглашает его в дом. Ипполит боится, что Круглова прогонит его. Агния успокаивает гостя. Ипполит пытается сказать ей о своих чувствах. Он берет в руки закладку для книги, вышитую Агнией, она пытается забрать ее, хотя признается, что вышивала закладку для Ипполита. Ловко воспользовавшись моментом, Ипполит целует девушку.

Она возмущается. Ипполит начинает говорить о своих планах на будущее: он хочет выбиться в люди и скоро перестанет зависеть от Ахова. Появившуюся Круглову возмущает не то, что дочь целуется с кавалером, а то, что она это делает втайне от нее. Ипполит присутствует при их разговоре, стоя тихонько в стороне. Входит Ахов. Он выгоняет Ипполита и говорит Кругловой, что она должна была это сделать сразу же, ведь приказчику негоже бывать в том же обществе, что и его хозяин. Ахов ведет себя очень высокомерно и хвастает своим богатством. После его ухода мать и дочь обсуждают и хозяина, и его приказчика. Круглова жалеет Ипполита, а Агния презирает его трусость, ей более симпатичны решительность и деньги Ахова.

Сцена вторая

К Кругловым в гости заходит Феона. Она рассказывает о самодурстве Ахова, который замучил всех домашних своими выходками. Работникам он платит мало, постоянно ругает их, а сам в делах понимает плохо, и всем управляет на самом деле Ипполит. Старшего сына Ахов вынудил переехать к теще, потому что вечно попрекал его наследством. А младший сын Гриша постоянно пьет, дебоширит и, кажется, потихоньку сходит с ума. Круглова признается, что хотела бы выдать Агнию замуж за Ипполита, поскольку знает, каково иметь такого мужа, как Ахов. Покойный купец Круглов был точно таким же. Всю жизнь он мучил жену, промотал все деньги, а потом оставил их с дочкой в бедности. Сообщение матери о том, что Агния приглянулась купцу Ахову, она воспринимает спокойно и ничего не имеет против такого замужества. Ее не пугают его жестокость и разница в возрасте между ними. Появляется Ипполит. Круглова советует ему стать самостоятельным и вырваться из зависимости от хозяина. Агния заявляет Ипполиту, что выйдет за него замуж только в том случае, если он докажет, что действительно чего-то стоит, т. е. раздобудет денег. Она говорит, что уважает лишь сильных и жалеть его не собирается.

К Кругловым приезжает Ахов. Ипполит объявляет ему «войну» и уходит. Ахов беседует наедине с Агнией и делает ей предложение, обещая кучу нарядов и дорогих подарков. Агния отвечает ему полушутя, что понимает все преимущества такого брака, что девушки, выйдя замуж за стариков, живут беззаботной жизнью и лишь наряжаются. Ахову нравится ее прозорливый ум. Он сообщает Кругловой о сватовстве к ее дочери, считая, что ей привалило огромное счастье. Ипполит, с ножом в руках, направляется к дому Ахова.

Сцена третья

Ипполит говорит Феоне, что зарежется прямо в этом доме, если Ахов не отдаст ему пятнадцать тысяч, которые он честно заработал. Феона думает, что он сходит с ума. Ахов посылает Феону к Агнии, чтобы она отнесла ей дорогой подарок и обязательно указала на его дороговизну, а также подчеркнула щедрость дарителя. Выпив для смелости коньяку, Ипполит предстает перед хозяином, требуя свои деньги. Ахов не хочет иметь неприятности, если приказчик вдруг действительно покончит с собой в его доме. Деньги Ахов отдает, но просит хотя бы поклониться ему за это. Ипполит отказывается, ведь это заработанные им деньги, а не милостыня. Его непокорность злит Ахова больше всего.

Сцена четвертая

Кругловы не могут принять решение: стоит ли Агнии выходить замуж за Ахова, который отвалил ей дорогой подарок. Агния, по-неопытности, растерялась и перекладывает ответственность за свою судьбу на мать. Приезжают Ипполит и Ахов. Купец предлагает посадить Ипполита рядом с Агнией, как жениха с невестой, смеха ради. А Круглова предлагает ему дать расписку, что он умрет через неделю после свадьбы, тогда она согласится выдать за него свою дочь. Ахов призывает «нищих» к благоразумию. После того, как Ипполит отдал деньги Кругловой «на сохранение», она всем объявляет, что согласна выдать дочь за него. Ахов даже сердиться на них не может, ведь с них "и взять-то нечего". Чтобы показать свое великодушие и снисходительность, он предлагает устроить свадьбу и обеспечить Агнии приданое, если жених с невестой в свадебных нарядах подметут ему двор. Круглова не согласна на такой позор, даже за большие деньги. Ахову не понятно, чем гордятся эти нищие, ведь они должны у него в ногах валяться. Круглова ему отвечает: "Не все коту масленица, бывает и великий пост".

Не все коту масленица — этот фразеологизм можно услышать нередко. Его переносное значение кратко переведем следующим образом: не всегда будет так хорошо, как сейчас. Все очень быстро может измениться — не все коту масленица. Встречается даже такой вариант: не всегда коту масленица. И если воспринимать значение выражения напрямую — не всегда коту масленица,- то с этим можно легко согласиться. Не всегда и не всем кошкам живется хорошо и сытно, в тепле и уюте. Сколько их несчастных — бездомных, брошенных, голодных и больных и даже замурованных в подвалах жилых домов.

Понятно, что судьба животного чаще всего зависит от человека. Какой человек — такое и отношение. Одни люди подкармливают бездомных кошек, другие — гонят из подъезда, если, не дай Бог, зверек забежал в дом погреться. Кто-то безжалостно бросает надоевшую киску, а кто-то подбирает несчастного голодного зверька, «забытого» на даче. Вот и получается: не все коту масленица и не всегда коту масленица. В буквальном смысле.

Порой люди бывают настолько безжалостны, что просто диву даешься. К счастью, там же, где обитает зло, рядом находится добро. Я предлагаю вам послушать песню Светланы Копыловой «Про кота» и посмотреть трогательный видеоряд, подобранный к песне. И если вам станет грустно или защемит сердце, значит с вами все в порядке — вы нормальный, живой человек. Эта песня не может не зацепить, не может оставить равнодушным.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Дарья Федосёевна Круглова, вдова купца, 40 лет.
Агния, ее дочь, 20 лет.
Ермил Зотпыч Ахов, богатый купец, лет 60.
Ипполит, его приказчик, лет 27.
Малапья, кухарка Кругловой.
Феона, ключница и дальняя родственница Ахова.
Сцепа первая: Агния рассказывает матери, как познакоми-лась с Ипполитом (он встречает ее в городе, провожает до дома, затем начинает по десяти раз на дню проходить мимо окон Круг-ловых, так что Агния просто вынуждена пригласить его в дом). Агния вообще пользуется у матери почти неограниченной сво-бодой, та не принимает решения за дочь. Маланья сообщает, что видела Ахова, который просил передать, что навестит Круг-ловых. Круглова не знает, почему Ахов стал часто навещать их, думает, что ему нравится Агния, но дочь уверяет, что купец по-ложил глаз на саму Круглову. Та сетует на то, что богатого че-ловека приходится принимать даже тогда, когда тебе совсем не хочется, потому что "не скажешь миллионщику: поди вон!" Под окном ходит Ипполит, все не решается зайти. Агния пригла-шает его в дом. Ипполит робок, боится, что Круглова выгонит его. Агния ободряет его. Ипполит крайне запутанно пытается сказать ей о своих чувствах, берет вышитую Агнией закладку для книги (которую она не хочет отдать, хотя сама признается, что вышивала для него). Когда Агния пытается отнять заклад-ку, Ипполит, изловчившись, целует девушку. Агния возмуща-ется. Ипполит принимается говорить о своих перспективах (что со временем он тоже выбьется в люди, избавится от своей зави-симости от Ахова). Входит Круглова, возмущается не тем, что дочь целуется с молодым человеком, а тем, что делает это втай-не от матери. Ипполит всю сцену объяснения стоит тихонько в стороне. Приезжает Ахов. Он выставляет вон Ипполита, упре-кает Круглову за то, что она не сделала этого сама (потому что приказчику неприлично присутствовать в том же обществе, что и хозяину). Агния кричит вслед Ипполиту, что ему стыдно тру-сить. Ахов кичится своим богатством, в каждой его фразе скво-зит высокомерие и стремление поставить окружающих "на по-добающее место", т. е. неизмеримо ниже, чем Ахов. После того как гость уходит, мать и дочь обсуждают Ахова и Ипполита. Кругловой жаль молодого приказчика, а Агния уважает силу, а слабость в мужчине презирает. Они сравнивают обоих мужчин. С точки зрения Агнии решительность и деньги Ахова с лихвой перевешивают доброту и молодость Ипполита.
Сцена вторая: К Кругловым заходит Феона, которая рас-сказывает, как все в доме Ахова мучаются от его самодурства. Ахов выжимает из работников все соки, платит мало, ругает. Сын уехал из дома к теще, потому что Ахов постоянно попре-кал его наследством. Второй сын, Гриша, пьет, дебоширит, по-стоянно кается перед отцом, потихоньку сходит с ума. Сам Ахов мало понимает в делах, а потому всем реально управляет Ип-полит. Круглова говорит, что хотела бы выдать Агнию за Ип-полита. Сама она была замужем "за хозяином", но муж точно так же мучил ее всю жизнь, промотал деньги и оставил ее с до-черью в бедности. Круглова сообщает Агнии, что она понрави-лась Ахову. Та отвечает, что ей все равно, она может и за Ахова выйти замуж, ее не пугает ни его возраст, ни его жестокость. Появляется Ипполит. Круглова заявляет ему, что ему необхо-димо вырваться из зависимости от Ахова и стать самостоятель-ным. Агния также повторяет, что уважает только сильных, что не станет жалеть Ипполита (как он того хочет), а выйдет за него, только если он докажет ей, что реально что-то из себя представ-ляет (т.е. достанет денег). Приезжает Ахов, и Ипполит объяв-ляет, что собирается "начинать войну с хозяином". Наедине с Агнией Ахов фактически делает ей предложение, сулит наря-ды, "тысячные" подарки; советует жить в боязни матери и мужа. Агния на все отвечает шутя, уверяет, что молодые прежде ста-риков умирают, а девушки, вышедшие за стариков, не знают ни горя, ни заботы, а только наряжаются. Ахов хвалит Агнию за ум и прозорливость, говорит Кругловой, что ей привалило сча-стье (сватовство Ахова к ее дочери). Круглова интересуется у Агнии, не рассказывал ли ей Ахов, сколько плакала его покой-ная жена. Ипполит с ножом отправляется в дом к Ахову. Сцепа третья: Ипполит сообщает Феоне, что если Ахов не отдаст ему причитающиеся ему деньги (тысяч пятнадцать), то он зарежется. Феона решает, что и Ипполит, подобно Грише, сходит с ума. Ахов просит Феону отнести Агнии дорогой пода-рок и настойчиво повторяет, чтобы та подчеркнула дороговиз-ну подношения и щедрость дарителя, Ипполит предстает пе-ред Аховым. Он выпил коньяку и держится смело. Он напоми-нает хозяину, что тот сулил повысить ему жалованье. Ахов ве-дет себя так, как будто впервые об этом слышит. Ипполит дос-тает нож, заявляет, что покончит с собой прямо в доме Ахова, и тот будет иметь массу проблем. Ахов долго торгуется, но, в кон-це концов, отдает пятнадцать тысяч. Он просит, чтобы Иппо-лит хотя бы поклонился ему, но тот отказывается, поскольку получает не милостыню, а заработанные деньги. Ахов говорит, что ему "эта непокорность тяжелее, чем эти самые пятнадцать тысяч". Сцена четвертая: Круглова и Агния в замешательстве. Они должны принять решение, выходить ли Агнии замуж за Ахова, отвалившего дорогой подарок. Агния, ссылаясь на свою неопыт-ность, перекладывает ответственность на мать. Приезжают Ахов и Ипполит. Ради смеха Ахов предлагает посадить Ипполита и Агнию рядом, как жениха и невесту. Круглова соглашается выдать дочь за Ахова, только если тот даст ей подписку уме-реть через неделю после свадьбы. Ахов призывает "нищих" оду-маться. Ипполит отдает Кругловой деньги "на сохранение". Та объявляет, что охотно отдаст дочь замуж за Ипполита. Ахов го-ворит, что даже сердиться не может на них, потому что с них "и взять-то нечего" и они настоящего порядка не знают. Чтобы сгладить обиду, ему нанесенную, Ахов предлагает Кругловой обеспечить Агнии богатое приданое и сыграть шумную свадь-бу, если молодые в свадебном наряде выметут метлами его двор на гладах у гостей. Круглова отказывается отдать дочь на позо-рище, даже если Ахов ее озолотит. Ахов возмущается тем, что в мире совсем не стало никакого порядка и бедные гордятся, вме-сто того чтобы валяться у него в ногах. Круглова отвечает по-словицей: "Не все коту масленица, бывает и великий пост".

Действующие лица

Дарья Федосёевна Круглова, вдова купца, 40 лет.

Агния, ее дочь, 20 лет.

Ермил Зотпыч Ахов, богатый купец, лет 60.

Ипполит, его приказчик, лет 27.

Маланья, кухарка Кругловой.

Феона, ключница и дальняя родственница Ахова.

Сцепа первая: Агния рассказывает матери, как познакомилась с Ипполитом (он встречает ее в городе, провожает до дома, затем начинает по десяти раз на дню проходить мимо окон Кругловых, так что Агния просто вынуждена пригласить его в дом). Агния вообще пользуется у матери почти неограниченной свободой, та не принимает решения за дочь. Маланья сообщает, что видела Ахова, который просил передать, что навестит Кругловых. Круглова не знает, почему Ахов стал часто навещать их, думает, что ему нравится Агния, но дочь уверяет, что купец положил глаз на саму Круглову. Та сетует на то, что богатого человека приходится принимать даже тогда, когда тебе совсем не хочется, потому что "не скажешь миллионщику: поди вон!" Под окном ходит Ипполит, все не решается зайти. Агния приглашает его в дом. Ипполит робок, боится, что Круглова выгонит его. Агния ободряет его. Ипполит крайне запутанно пытается сказать ей о своих чувствах, берет вышитую Агнией закладку для книги (которую она не хочет отдать, хотя сама признается, что вышивала для него). Когда Агния пытается отнять закладку, Ипполит, изловчившись, целует девушку. Агния возмущается. Ипполит принимается говорить о своих перспективах (что со временем он тоже выбьется в люди, избавится от своей зависимости от Ахова). Входит Круглова, возмущается не тем, что дочь целуется с молодым человеком, а тем, что делает это втайне от матери. Ипполит всю сцену объяснения стоит тихонько в стороне.

Приезжает Ахов. Он выставляет вон Ипполита, упрекает Круглову за то, что она не сделала этого сама (потому что приказчику неприлично присутствовать в том же обществе, что и хозяину). Агния кричит вслед Ипполиту, что ему стыдно трусить. Ахов кичится своим богатством, в каждой его фразе сквозит высокомерие и стремление поставить окружающих "на подобающее место", т. е. неизмеримо ниже, чем Ахов. После того как гость уходит, мать и дочь обсуждают Ахова и Ипполита. Кругловой жаль молодого приказчика, а Агния уважает силу, а слабость в мужчине презирает. Они сравнивают обоих мужчин. С точки зрения Агнии решительность и деньги Ахова с лихвой перевешивают доброту и молодость Ипполита.

Сцена вторая: К Кругловым заходит Феона, которая рассказывает, как все в доме Ахова мучаются от его самодурства. Ахов выжимает из работников все соки, платит мало, ругает. Сын уехал из дома к теще, потому что Ахов постоянно попрекал его наследством. Второй сын, Гриша, пьет, дебоширит, постоянно кается перед отцом, потихоньку сходит с ума. Сам Ахов мало понимает в делах, а потому всем реально управляет Ипполит.

Круглова говорит, что хотела бы выдать Агнию за Ипполита. Сама она была замужем "за хозяином", но муж точно так же мучил ее всю жизнь, промотал деньги и оставил ее с дочерью в бедности. Круглова сообщает Агнии, что она понравилась Ахову. Та отвечает, что ей все равно, она может и за Ахова выйти замуж, ее не пугает ни его возраст, ни его жестокость. Появляется Ипполит. Круглова заявляет ему, что ему необходимо вырваться из зависимости от Ахова и стать самостоятельным. Агния также повторяет, что уважает только сильных, что не станет жалеть Ипполита (как он того хочет), а выйдет за него, только если он докажет ей, что реально чтото из себя представляет (т.е. достанет денег). Приезжает Ахов, и Ипполит объявляет, что собирается "начинать войну с хозяином". Наедине с Агнией Ахов фактически делает ей предложение, сулит наряды, "тысячные" подарки; советует жить в боязни матери и мужа. Агния на все отвечает шутя, уверяет, что молодые прежде стариков умирают, а девушки, вышедшие за стариков, не знают ни горя, ни заботы, а только наряжаются. Ахов хвалит Агнию за ум и прозорливость, говорит Кругловой, что ей привалило счастье (сватовство Ахова к ее дочери). Круглова интересуется у Агнии, не рассказывал ли ей Ахов, сколько плакала его покойная жена. Ипполит с ножом отправляется в дом к Ахову.

Сцена третья: Ипполит сообщает Феоне, что если Ахов не отдаст ему причитающиеся ему деньги (тысяч пятнадцать), то он зарежется. Феона решает, что и Ипполит, подобно Грише, сходит с ума. Ахов просит Феону отнести Агнии дорогой подарок и настойчиво повторяет, чтобы та подчеркнула дороговизну подношения и щедрость дарителя, Ипполит предстает перед Аховым. Он выпил коньяку и держится смело. Он напоминает хозяину, что тот сулил повысить ему жалованье. Ахов ведет себя так, как будто впервые об этом слышит. Ипполит достает нож, заявляет, что покончит с собой прямо в доме Ахова, и тот будет иметь массу проблем. Ахов долго торгуется, но, в конце концов, отдает пятнадцать тысяч. Он просит, чтобы Ипполит хотя бы поклонился ему, но тот отказывается, поскольку получает не милостыню, а заработанные деньги. Ахов говорит, что ему ""эта непокорность тяжелее, чем эти самые пятнадцать тысяч".

Сцена четвертая: Круглова и Агния в замешательстве. Они должны принять решение, выходить ли Агнии замуж за Ахова, отвалившего дорогой подарок. Агния, ссылаясь на свою неопытность, перекладывает ответственность на мать. Приезжают Ахов и Ипполит. Ради смеха Ахов предлагает посадить Ипполита и Агнию рядом, как жениха и невесту. Круглова соглашается выдать дочь за Ахова, только если тот даст ей подписку умереть через неделю после свадьбы. Ахов призывает "нищих" одуматься. Ипполит отдает Кругловой деньги "на сохранение". Та объявляет, что охотно отдаст дочь замуж за Ипполита. Ахов говорит, что даже сердиться не может на них, потому что с них "и взять-то нечего" и они настоящего порядка не знают. Чтобы сгладить обиду, ему нанесенную, Ахов предлагает Кругловой обеспечить Агнии богатое приданое и сыграть шумную свадьбу, если молодые в свадебном наряде выметут метлами его двор на гладах у гостей. Круглова отказывается отдать дочь на позорище, даже если Ахов ее озолотит. Ахов возмущается тем, что в мире совсем не стало никакого порядка и бедные гордятся, вместо того чтобы валяться у него в ногах. Круглова отвечает пословицей: "Не все коту масленица, бывает и великий пост".