Настольный кукольный театр своими руками: выкройки и описание. Изготовление кукольного театра своими руками в детский сад Материалы для занавеса и алгоритм его изготовления

Дошкольники весьма впечатлительны и хорошо поддаются эмоциональным воздействиям, поэтому яркий красочный кукольный театр воспринимают, как настоящую ожившую сказку. Играя куклами, ребенок абстрагируется от окружающей обстановки, что помогает ему высказать все свои проблемы и страхи. При наличии каких-либо конфликтных ситуаций в семье или детском саду, детские психологи рекомендуют их проигрывать в кукольном театре, предоставляя ребенку роль разных участников конфликта. Участие детей в кукольном театре помогает им развить связную речь, тренировать память и внимание.


Купить кукольный театр сейчас не проблема, но хорошие игрушки отличаются высокой стоимостью и недоступны для среднестатистической семьи. Именно поэтому многих родителей интересует вопрос, как сделать кукольный театр своими руками для детского сада?

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

Изготовление кукол

ВИДЕО ОПИСАНИЕ

Самодельные игрушки для кукольного театра имеют наивысшую воспитательную ценность. Изготовление театральных кукол развивает творческие способности, воображение, мышление. И хороший детский сад обязательно пользуется такого рода пособиями.

Игрушки можно делать из любых материалов: поролона, ткани, бумаги, проволоки, картона и т.д. Рассмотрим технологию изготовления наиболее распространенных театральных кукол.

  • Плоские куклы

Персонажа рисуют на картоне и вырезают. Готовую фигурку кладут второй лист картона, обводят и вырезают. Изображения раскрашивают красками, карандашами или фломастерами. Обе части склеивают, вставив между ними палочку (склеенная бумажная трубка, палочка от мороженого и т. п.). Полученные фигурки можно установить на подставку (катушки от ниток или пластиковые пробки).

  • Цилиндрические (конусовидные) куклы

С помощью трафарета или циркуля вырезают круги разных диаметров, разрезают их пополам и склеивают в виде конуса – это тело персонажа. Голову делают из газетной бумаги, которая рвется на мелкие кусочки и заливается водой. Когда бумага размокнет, лишнюю воду сливают, добавляют муку в пропорции 3:1 (3 части газетной бумаги, 1 часть муки) и замешивают тесто. Из теста катают шарики, надевают их на конус и лепят голову. Головы должны высохнуть на конусе. После высыхания голов, их снимают, а конус украшают кружевом, тесьмой, различными тканями, бисером и т. п. в зависимости от персонажа. Все декоративные элементы приклеивают клеем ПВА. На конусах можно сделать прорези и вставить ручки, лапки или хвосты. Когда туловище будет готово, на конус приклеивают голову куклы.

  • Поролоновые куклы

Прежде всего, кусочки поролона нужно окрасить. Это делается анилиновыми красителями, растворенными в воде. В раствор красителя поролон нужно опустить несколько раз, каждый раз отжимая его. После высыхания поролону придается необходимая для куклы форма: делаются надрезы, перетяжки, некоторые детали можно сшить.


Процесс изготовления таких кукол полностью зависит от фантазии мастера, мы рассмотрим лишь несколько примеров. К перчатке пришиваем чулок или кусок колготок, к пятке которого приклеиваем или пришиваем бусинки (глаза) – получается змейка. Змея может ползать и разговаривать, благодаря движению руки.

Зверушку можно сшить из двух перчаток, для этого у одной перчатки связываем средний палец с указательным пальцем, а безымянный – с мизинцем. Сворачиваем перчатку и прячем внутрь лишние детали, отрезаем большой палец. Оттягиваем уши (конец безымянного и среднего пальцев) и сшиваем детали. Вот и получилась голова зверушки, ее пришиваем к среднему пальцу второй перчатки. На вторую перчатку пришиваем большой палец первой – это хвостик зверушки. Остается только пришить глазки и носик (бусинки), изменить форму головы и хвостика. Если одеть куклу на руку, то все ее части (головка, хвост и лапки) будут подвижными.

Варежка может изображать целую куклу, в этом случае большой палец может быть хвостом, или же только голову куклы, тогда большой палец – это нос.

ВИДЕО

Изготовление декораций

Интересуясь, как сделать кукольный театр своими руками для детского сада, родители и воспитатели часто имеют в виду изготовление кукол, но забывают о таком важном театральном элементе, как декорации. Простейшие декорации изготавливаются из картонных коробочек, которые разрисовывают, обклеивают цветной бумагой, прикрепляют дополнительные элементы.

Чтобы обеспечить быструю смену декораций, их нужно наклеить на листы картона, переплетенные в виде книги. Такую книгу можно поставить за ширмой. Еще одним вариантом смены декораций может быть их укрепление на вертушке, которая представляет собой толстую проволоку, вбитую в круглое деревянное основание. С обратной стороны вертушки размещается ширма, состоящая из 3-х подрамников, обтянутых тканью.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Театр из бросового материала»

Составили:

Файзуллина Эльмира Гаяновна

Учитель - логопед I квалификационной категории.

Драпеза Мария Борисовна

Нуреева Ирина Николаевна

Воспитатель I квалификационной категории.

Г.Нижнекамск, 2016

Театр – это волшебный, удивительный мир, в котором ребёнок, играя, и радуется, и познаёт окружающую действительность. Театр научит ребёнка видеть в жизни и в людях прекрасное и нести в жизнь добро.

Предметно-пространственная среда обеспечивает всю полноту развития личности ребенка и его деятельности: естественная комфортная обстановка, насыщенная разнообразными игровыми материалами и предметами. В нашей группе для детей с ОВЗ при организации предметно-пространственной среды мы руководствуемся принципами информативности, вариативности интеграции образовательных областей, педагогической целесообразности. Примером вариативности и интеграции образовательных областей предметно - пространственной среды является театральная деятельность, а именно театральная игра.

«Театральная игра, с одной стороны, это вид деятельности, а с другой - это средство развития. Театрализованная игра определяется как драматизация» (Л.С.Выготский).

Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе можно использовать раньше, чем сюжетно-ролевые игры, поскольку в ходе драматизации ребенку не обязательно обладать точными представлениями, которые необходимы для сюжетно-ролевой игры.

Такая творческая работа позволяет незаметно для детей вести лексическую работу, обогащать и активизировать словарный запас, развивать просодическую сторону речи (мелодико - интонационную и тембро - ритмическую окраску речи), развивать воображение, память, мышление, воспитывать звуковую культуру речи, развивать связную речь, а также формировать опыт социально-нравственных навыков. Через театрализованные игры, возможно, осуществлять обучение детей технической стороне деятельности, формировать базовую психологическую подготовку, которая позволяет детям наиболее полно воспринимать картину мира, опосредовать переход образов - впечатлений в осознаваемые представления. В театрализованной игре моделируются социальные отношения, возможные ситуации (в том числе и проблемные), отражающие общение с людьми и природой, положение ребенка в семье, в кругу сверстников и взрослых. Индивидуальная театрализованная игра позволяет реализовать личностные коррекционно- развивающие задачи, помогает выявить и активизировать творческие способности каждого ребенка, способствует развитию его познавательной, моторной, речевой и эмоциональной сферы.

Человека издавна влекло желание узнать все об окружающем мире. И сколько бы ему ни было лет, он делает для себя открытия и не перестает удивляться. Происхождение предметов, их предназначение, свойства, качества интересуют детей.

Как научить их давать вторую жизнь коробке из - под конфет, стаканчику из - под йогурта и сметаны? А просто надо сделать театр из бросового материала?

Мы учим изготавливать поделки из бросового материала, знакомим со свойствами, качествами предметов, с их предназначением, со способами изготовления поделок, развиваем фантазию, мышление; закрепляем знания правил безопасности при работе с ножницами; воспитываем трудолюбие, усидчивость, аккуратность, Предварительно рассматриваем персонажей сказок; подбираем соответствующий материал по цвету, форме, качеству; учим о них стихотворения, загадки, пословицы; составляем сценарии; учим подражать голосам, движениям персонажей. Родители помогают собирать бросовый материал для изготовления театра.

Готовый театр из бросового материала используем для показа коллективного и индивидуального.

Театр « Теремок».

Сказка « Колобок».

Цели: Закрепить знание русской народной сказки «Колобок».

Актуализировать знания детей о диких животных.

Стимулировать речевую активность.

Способствовать развитию положительных эмоций.

Сказочник: Дед и баба жили-были.

Колобок слепить решили.

Дед: Ох, бабка, захотелось колобка,

У нас есть масло и мука?

Ты бы тесто замесила

Да дедушку угостила!

Баба: С охотой я возьмусь за дело.

Испеку колобок для деда,

Остывать поставлю до обеда.

Помешаю, помешаю,

Покатаю, покатаю,

И похлопаю немножко,

А теперь стряхну ладошки.

Вышел ровный, вышел гладки

Колобок румяный, сладкий.

Положу- ка на окошко,

Чтобы он остыл немножко.

Сказочник: Положили на окошко,

Чтобы он остыл немножко,

Положили, чтоб остыл…

Колобка и след простыл.

Колобок : Я весёлый Колобок, Колобок,

Колобок - румяный бок, Колобок.

До чего же я хорош и пригож,

А другого ты такого

Не найдёшь, не найдёшь!

Зайчик: Что за чудо – Колобок!

Вкусненький, румяный бок,

Я тебя себе возьму,

Не оставлю никому!

Колобок, Колобок,

А, я тебя съем!

Колобок:

Сказочник: Спел Колобок песню и покатился дальше, а навстречу Волк.

Волк: Что за чудо – Колобок!

Вкусненький, румяный бок,

Я тебя себе возьму,

Не оставлю никому!

Колобок, Колобок,

А, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою.

Сказочник: Спел Колобок песню и покатился дальше а навстречу Медведь.

Медведь: Что за чудо – Колобок!

Вкусненький, румяный бок,

Я тебя себе возьму,

Не оставлю никому!

Колобок, Колобок,

А, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою.

Сказочник: Спел Колобок песню и покатился дальше, а навстречу Лиса.

Лиса: Что за чудо – Колобок!

Вкусненький, румяный бок,

Я тебя себе возьму,

Не оставлю никому!

Колобок, Колобок,

А, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою.

Сказочник: Спел Колобок песню, а лиса не унимается.

Лиса: Колобок, Колобок.

Сядь ко мне на язычок

И пропой ещё разок.

Сказочник : Хитрая Лиса съела Колобка.

В результате театрализованной деятельности дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни, и усваивают социальный опыт, преодолевая, например, негативные формы поведения.

Применение творческого подхода к созданию предметно- пространственной развивающей среды в группе для детей с ОВЗ дает широкие возможности для формирования детской инициативы и самостоятельности, способствует речевому и коммуникативному сопровождению детской деятельности.

Мастер-класс для родителей

«Изготовление кукол и атрибутов для театра своими руками из бросового материала»

Шилина Л.В. воспитатель

МБДОУ «Детский сад №17 «Ручеек»,

г.Нижний Новгорода

Цели:

1.Приобщать родителей к театрализованной деятельности.

2.Способствовать повышению педагогической культуры родителей.

3.Содействовать сплочению родительского коллектива.

4.Побудить родителей создавать куклы для театра совместно с детьми своими руками.

Самым популярным и увлекательным направлением в детском возрасте является театрализованная деятельность. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Постепенно неуверенные в себе дети становятся более открытыми, смелыми, легко идущими на контакт с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Взяв в руки куклы, взрослые могут решить многие педагогические задачи, так как с помощью сказки происходит знакомство малышей с различными моделями поведения. Сказки показывают дошкольникам последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают эстетический вкус. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями.

В игре ребенок развивается, умнеет, развиваются память, речь, художественное воображение; корректируется поведение детей, развиваются сферы чувств (соучастия, сострадания, способности поставить себя на место другого.

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет

он жизненной тропой.

Таким образом, кукольный театр занимает в жизни детей особое место. С каким нетерпением дети ждут встречи с ним! Спектакль завораживает малышей, так как на их глазах происходит обыкновенное чудо: куклы оживают и рассказывают свои сказки. Легче всего установить контакт с ребенком именно с помощью куклы. С ней дети сразу начинают разговаривать и играть: отвечают на вопросы, идут за куклой, здороваются с ней и прощаются, укладывают спать, танцуют, бегают и т.д.

Это игра!!!1Но, какая же игра без игрушек? Чем больше игрушек, тем интереснее игра. А особенно если эта игрушка сделана своими руками с помощью взрослого. Игрушки- самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

И, сделанная своими руками игрушка, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребенку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.

Я хочу рассказать, как можно сделать кукольный театр своими руками. Конечно, сейчас большое разнообразие в детских магазинах игрушек и игр. Но, во-первых эти игрушки не всегда доступны, а во-вторых игрушки, сделанные своими руками, приносят больше пользы в любом отношении.(дети заняты, общение с родителями, моторика рук, фантазия, воображение и т.д.) Изготовить театральных героев очень просто. Вот вам несколько подсказок.

1.Театр на стаканчиках из под йогурта и пластиковых стаканчиках . В доме всегда имеются одноразовые стаканчики и оставшиеся из под творожка и йогурта емкости. Они подходят в качестве подставочек для ваших героев.

2.Театр на сд-дисках . Наверняка в доме найдутся диски, которые уже не нужны, а выкинуть жалко. Можно из них сделать героев мультфильмов и сказок.

3. Театр на пластмассовых ложках . Из одноразовых ложек получаются забавные зверушки. Вместе с малышом можно изготовить разных сказочных героев.

4.Театр на бумажных тарелках . У каждой мамы на кухне найдутся одноразовые картонные тарелки. Придумайте с ребенком поделку и займитесь творчеством. можно сделать и льва. и обезьяну, и даже весёлых кукол.

5.Театр на рулонах туалетной бумаги . Рулончики от туалетной бумаги - очень ценный материал для творческих мам и их детей. Посмотрите, каких героев можно сделать, имея немного времени и подручных средств.

6. Театр шагающих кукол . Из порванных книжек и журналов можно вырезать животных и проделать дырочки, что бы ребёнок мог просунуть пальчики и оживить сказку.

7.Театр на капсулах от киндера . У ребенка остается много капсул от киндеров. Можно и им найти применение в нашем театре.



Добрый день гости и читатели блога! Сегодня я опять хочу затронуть тему, как и чем завлечь ребенка дома. Эта тема мне очень близка, потому что у меня у самой дома два ребенка. Которые требуют внимания и заботу.

В предыдущей статье, я вам рассказала про дидактические игры с любимыми героями из «Щенячий патруль». Кто пропустил этот выпуск читайте тут.

Сегодня я хочу предложить другой вариант игры в домашних условиях, это кукольный театр. Конечно, можно сводить ребенка в настоящий кукольный театр, а можно и создать дома.

Поэтому я поделюсь с вами некоторыми мыслями, разработками, чтобы смастерить такое чудо.

Нам понадобится : ваше желание и чуточка свободного времени 🙂

Честно говоря, у нас дома есть разные варианты театров, например это деревянный .


Мои ребятишки очень любят его, ведь это так забавно и увлекательно, когда я показываю им сказку, а они сидят и слушают. Сейчас уже у меня старший сынок, может сам показывать и рассказывать сказки. Вы только подумайте, ведь это очень здорово, ведь ребенок играя, учится пересказывать любимую сказку, строить диалог и т.д.


Я думаю, что все дети дошкольного, а также и в большинстве дети младшего школьного возраста к таким театрам не останутся равнодушными. А если еще придумать самим сказки со смешным сюжетом, и интригующим концом, то вообще может получится настоящий праздник для ребенка.


Самый простой вариант кукольного театра своими руками, это бумажный. Его легко смастерить самим. Ну или совместно с ребенком.

Бумажный пальчиковый кукольный театр своими руками, выкройки

Бумажный пальчиковый кукольный театр, очень нравится деткам, он их завлекает, а также развивает мелкую моторику рук. Вот посмотрите.


Первый вариант, это плоский круглый пальчиковый театр. Вам нужно сделать голову и верхнюю часть куколки, одеваться на пальчик будет при помощи колечка из бумаги или можно сделать конусы.


Создайте с ребенком такие куколки вместе, начните с шаблонов персонажей. Скачайте их на моем сайте, написав мне ниже комментарий, я с радостью вышлю вам шаблоны, распечатайте и весело играйте.

Ведь пальчиковый кукольный театр — это целое волшебное искусство, в котором дети познают окружающий мир. Быть в роли артиста понравится любому ребенку, а это способствует поверить в свои силы и добиться успеха в будущем. Также это хороший материал для развития у детей таких процессов как воображение, мышление, а также развитие мелкой моторики и многое другое.

Пальчиковый театр может быть выполнен из любых подручных материалов, таких как бумага, ткань, картон, пробки, нитки, стаканчики и т.д.

Настольный бумажный театр своими руками, шаблоны

Я своим детям показываю, вот такой настольный бумажный театр, который я сделала очень быстро.


Нам понадобится:

  • стаканчики от «Растишки», иллюстрации, палочки из под мороженого

Этапы выполнения работы:

1. Возьмите любые иллюстрации и вырежите по контуру всех персонажей сказки.

3. Приклейте палочки из под мороженого на каждого сказочного героя.


4. Теперь возьмите стаканчики и у каждого стаканчика сверху сделайте канцелярским ножом горизонтальное отверстие.


5. Ну, а теперь палочку с героем вставьте в стаканчик. Посмотрите, какая прелесть получилась. Очень легко и просто, не хуже, чем купить в магазине.


Палочки от мороженого можно заменить на пластиковые вилки или ложки.

Если вы не хотите брать иллюстрации из книг, то можно найти в интернете персонажей из любых сказок, сохранить их, а потом распечатать, ну а далее вырезать и приклеить на палочки. Можно скачать с моего сайта такие готовые шаблоны героев по таким сказкам: Колобок, Теремок, Репка, Заичья избушка, просто напишите внизу комментарий или отзыв, и я вам вышлю на почту.

Кукольный театр из бумаги «Ходилки»

Такой театр очень нравится маленьким детям, для такого театра необходимы любимые персонажи и пара отверстий.


Поверьте дети с радостью будут играть в такие игры.


А если вы пригласите в гости друзей, то играть будет еще веселее.


Образцы ходилок любимых героев вы также получить на свой е-майл адрес.

Настольный бумажный театр на пластиковых стаканчиках, пробках, кубиках

Такой вариант тоже очень легко сделать, можно нарисовать даже самим персонажей или найти и вырезать, а затем приклеить на пробки или кубики. Все гениально просто.


А как вам такая идея? Все дети любят киндер-сюрприз, и у всех остаются от них маленькие контенирочки, которые вы можете воплатить, вот в такой театр.


Перчаточная кукла своими руками

В действительности кукольных театров можно соорудить очень много. Даже почти без денежных затрат. Просто нужно включить смекалку и сделать! Можно сшить например.


А можно научиться вязать и связать таких миленьких героев:


Я честно, раньше вязала хорошо, сейчас немного времени не хватает на это все. А вот шить, никогда не любила. Но, тоже как вариант можно и сшить такой театр, кто любит это дело.


Хотя вот вам самый простой мастер — класс по шитью кукольного театра из ткани, используя перчатки. Справится любой, даже кто не владеет искусством шитья.

Нам понадобится:

  • перчатки хозяйственный, вязанные — 2 шт., пуговицы для глаз — 2 шт., нитки, ножницы, тесьма, канцелярский ножик

Этапы выполнения работы:

1. Возьмите первую перчатку и распарите нитку-шов на манжете, обычно он красного или желтого цвета. Заправьте мизинец, большой и указательный пальцы так, чтобы они не вылезли, зашейте их. У вас должна получиться голова с ушами и заечьей шеей. Основания у ушек зашейте, чтобы пальцы туда не попадали.


2. Теперь возьмите следующую перчатку и спрячьте в ней безымянный палец, зашейте отверстие. Соедините средний и указательные пальцы вместе и теперь наденьте голову зайца на них.


3. Пришейте голову к шее. Чтобы спрятать шов на шее, повяжите ему бантик или галстучек в виде бабочки. Пришейте глазки-пуговки и вышейте морду, или можно нарисовать маркером. Из пушка или вязанных ниток можно украсить зайчонка, приклеив на голову ему симпатичный чупчик. 😯


Таким образом, можно сделать и другие игрушки, например собачку, петрушку и т.д.


У меня сынок, вообще любит такую простенькую перчатку, оденет ее и ходит всякие истории придумывает с героями 🙂


Вот такая коротенькая статья получилась на сегодня. Думаю, у кого из вас есть маленькие дети, вы с удовольствием разнообразите их досуг. Выбирайте любой вид театра, делайте его вместе с ребенком. А потом наслаждайтесь хорошим настроением и позитивом. Ведь все совместные работы укрепляют ваши отношения! И ребенок будет от этого только счастлив и рад, и обязательно скажет вам: «Мамочка, как я тебя люблю!» Самые волшебные слова на этом свете.

Ну, а я на сегодня с вами прощаюсь. До новых встреч.

P.S Знаете, что очень важно?! Именно в домашнем кукольном театре вы сможете понаблюдать за ребенком, за его поведением. Потому что малыш может что-то придумать, высказаться, и нам взрослым все таки стоит прислушаться к тому, о чем говорит ребенок, на какие разговоры он ведет темы.