Народы и традиции. Мастер-класс «Обряд гостеприимства народов ханты и манси

Ханты-Мансийский автономный округ обладает значительным ресурсным потенциалом. Из возобновляемых природных ресурсов здесь велики запасы леса, рыбы, диких животных, дикоросов. Именно эти факторы способствовали развитию таких традиционных видов промыслов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, как добыча, переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, сбор и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы, сувенирное производство. Названные виды промыслов составляют основу жизнеобеспечения и традиционного образа жизни коренного национального населения.


Традиционное хозяйство хантов и манси конца XIX и начала XX веков сохранило многие свои черты до настоящего времени. Большая часть коренного населения ведет типично таежный образ жизни. Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге автономного округа. В зависимости от местных географических условий на первый план выступал один из названных видов занятий. У жителей бассейна Оби и ее притоков основным занятием является рыболовство, а в верховьях рек занимаются главным образом охотой. Практикуется сезонная рыбная ловля на Оби. Наиболее древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки.


Область распространения того или иного вида хозяйствования зависит от климатической зоны и привязана к природным ресурсам. Оленеводство наибольшее развитие получило в Березовском, Белоярском Сургутском, Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах. В оленеводстве заняты преимущественно представители коренных малочисленных народов Севера. Само сохранение и развитие оленеводства рассматривается в настоящее время с точки зрения сохранения культуры и быта аборигенов.


Хозяйство саами, как и других народов тундровой зоны, было основано на оленеводстве в сочетании с рыболовством главным образом (озерным и морским) и охотой 1. Летом они отпускали оленей на свободу и собирали их с пастбищ осенью, но затем стали постоянно сопровождать стада. 1 Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную коробку с плоской крыше и одним окном; временное летнее жилище - шалаш из колье и досок в виде усеченной пирамиды. Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов; под влиянием русских у мужчин стали распространяться ситцевые рубахи, а у женщин - кофты и пестрые юбки. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин - кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу; в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью - пимы - сапоги из оленьего меха.


Саами были обращены в православие; но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования, в частности, они поклонялись камням человекообразной формы. Ханты и манси, народы угорской языковой подгруппы, являются ближайшими родственниками венгров, переселившихся с XIII в. с Южного Приуралья на запад. Традиционное хозяйство хантов и манси в прошлом было основано на рыболовстве и охоте; довольно существенную роль играл сбор кедрового ореха. В целом такой же тип хозяйства характерен для их соседей - селькупов, а также для кетов - небольшой народности, живущей по среднему течению Енисея.


Материальная культура хантов и манси характеризуется сочетанием разнообразных по своему составу элементов. Летним жилищем им раньше служил берестяной чум, зимним - четырехугольная юрта срубного типа, сходная с алтайской (те и другие отапливались камельком), а у некоторых групп хантов - землянка. Зимняя одежда, особенно у северных групп, состояла из малицы (одевалась мехом внутрь) и парки (мехом наружу). Женщины носили сходную с рубахой народов Поволжья длинную туникообразную рубашку с вышивкой. Была распространена также халатообразная верхняя одежда, запахивающаяся налево, с поясом.


В транспортных целях северные группы этих народов использовали оленей, большинство же хантов и манси - ездовых собак. Основа питания хантов и манси - рыба. Некоторые группы их знали земледелие, держали коров, лошадей, что влияло на традиционную пищу. До вхождения в состав России и некоторое время после этого основу общественного строя хантов и манси составляли патриархально-родовые отношения, переходящие к классовым. Ханты и манси были обращены в православие, но сохранили прежние промысловые культы и шаманизм. В фольклоре, как и у соседних народов, преобладали героические сказания о богатырях, которые исполнялись под аккомпанемент щипковых инструментов. Высокое развитие получило изготовление предметов утвари из дерева и бересты.


Материальная культура селькупов и кетов была весьма сходна с культурой некоторых групп хантов и манси. В хозяйстве кетов более видную роль играла охота; в отличие от хантов и манси они почти не практиковали подледный лов рыбы. Летом они кочевали в больших крытых лодках, пользуясь парусом и веслами. По уровню своего социально-культурного развития они несколько отставали от хантов и манси. Это выразилось, в частности, в сильном развитии у селькупов шаманизма, а также большем сохранении тотемизма (почитание каких-либо животных). Особенно был распространен культ медведя: убив его, они устраивали праздник, лишь длившийся несколько дней. Материальная культура ненцев, а также энцев и нгасан, была приспособлена к кочевому быту. Жилищем служил конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагался открытый очаг, который позже стали заменять железной печкой.


Традиционное хозяйство эвенов и эвенков издавна основывалось на охоте с использованием в качестве транспортного средства вьючных и верховых оленей 4. Охота на копытных животных (лося и оленей) и на птицу давало им пищу, а на пушных зверей - товары для обмена или торговли. Эвенки и эвены подразделяются на ряд диалектных и этнографических групп. Летом обычно перекочевывали к рекам и занимались рыболовством, причем часть рыбы заготавливали впрок. Зимой они уходили вглубь тайги - в районы своих охотничьих угодий, где они промышляли, разбившись на мелкие группы. 4


Кочевому быту эвенов и эвенков соответствовало их основное жилище - конический чум, крытый оленьими шкурами (без шерсти) или берестой; лишь южные группы эвенов и эвенков в конце XIX в. стали переходить к полуоседлости и оседлости и жить в избах русского типа. В местах промыслов эвенки устраивали свайные амбары и лабазы на столбах. Зимой для передвижения пользовались оригинальными широкими лыжами, а также санями - волокушами. Традиционная одежда представляла собой своего рода кафтан из оленьего меха с несходящимися спереди полами; промежуток между ними занимал нагрудник, у женщин - более короткий и широкий с богатой вышивкой.


В целом у всех перечисленных народов был очень сильно развит шаманизм, сочетавшийся с родовыми культами. Ни один из этих народов не имел письменности. Основную роль в хозяйстве ительменов (камчадалов), как и у народов, живших по Амуру, играло рыболовство. Ловили главным образом рыбу лососевых пород, которая шла на икрометание в реки. Рыба заготавливалась впрок- ее вялили (такая рыба называлась юкола) или квасили в ямах. Подсобную роль в хозяйстве играл сбор съедобных растений и охота. Эскимосы и алеуты являются типичными охотниками на морского зверя(тюленей, моржей, китов). Этот же вид хозяйства преобладал у береговых чукчей и коряков. В месте с тем существовали оленные чукчи и коряки, которые подобно ненцам, занимались оленеводством мясного типа и кочевали по тундре. Главным транспортным средством у всех оседлых групп этих народов были упряжки собак.


Шаманство - одна из самых древних форм религиозной практики человечества 27. Центральной фигурой в ней является шаман - посредник между миром людей и миром духов. Многие более поздние религии также знают посредников - жрецов, священников. Шаман отличается от них тем, что он священнодействует с помощью духов, более того - его избирают сами духи. У многих народов существует поверье, что человек сопротивляется подобному выбору, не хочет возлагать на себя трудную обязанность быть шаманом. В XIX веке научные гипотезы представляли шаманство как одну из самых ранних религий. Однако известный русский ученый С. А. Токарев более точно назвал его не религией, а формой религии. Слишком сильно различается практика шаманства у разных народов, чтобы можно было считать его одной религией. Даже понятие сибирское шаманство включает в себя очень разные явления. 27


Создаются особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности. Издаются Красные, Белые Книги и прочие книги, где статус неприкосновенности получают особи растительного и животного мира. Все это, бесспорно, необходимая и нужная работа. Но это выглядит кощунственно по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас нужны Книги учета (или помощи) этим народам. его (то есть традиционного) шамана.



-- [ Страница 3 ] --

У хантов и манси бытуют (и бытовали в прошлом) ненормативные любовные отношения между мужчиной и женщиной. Нет строгого табу на добрачные половые связи, соответственно, родители особо не следили по данному поводу за своими девицами. Внебрачный ребенок не препятствует замужеству, а бесплодие считается действительно трагедией. Обские угры говорят: «тю ар велинг нэ мырем энымтытнэ ас пачамнэ» - «плодитесь и растите как большое стадо оленей». Если жена не могла забеременеть, разрешалось двоеженство. Жена за неверность к мужу, как считали ханты и манси, наказывалась тяжелыми родами. Неверную женщину называют «посар-ими» и «орки пизымот» (буквально: «слишком много играет»). Существует свадебная примета: если невеста при объезде дома жениха упадет с нарт, то станет изменницей, если удержится в нарте, то будет верной женой. На летних свадьбах раскачивали невесту в лодке. Крикливость и даже смех оценивается как склонность к отрицательным качествам жены.

Данные о распределении хантыйских однонациональных семей по численности свидетельствуют об изменившейся семейной структуре хантов. Для них, также как и для родственных им манси, были характерны в прошлом большие неразделенные семьи. Например, у манси в середине XIX в. сохранялось значительное количество многопоколенных семей с числом членов до 10-15 человек и более. Сегодня больше всего семей состоит из 3 человек, с 1 или 2 детьми.

Традиционная свадьба с полным набором национальных обрядностей возможна только на стойбище; в городских условиях такой свадебный обряд тоже соблюдают, но в довольно сокращенном варианте, с частичной потерей национального колорита и первозданной прелести обычая. Нередко случается так, что городские жители, уже зарегистрировавшие брак в ЗАГСе, по настоянию родителей чтят традиции.

Третий параграф «Архетипы погребального обряда». Погребальный обряд - явление неоднородное и сложное, объединяющее различные элементы культуры: ритуальные действия, символику, сакральные атрибуты и др. Обско-угорские народы рассматривали смерть человека как трансформацию способа существования. Сразу после смерти человека начинается подготовка к его «переселению» в другой мир, новую среду обитания, где жизнь продолжается по прообразу земной жизни, но с определённой спецификой. Исходя из такого представления о загробном мире, покойного снабжали всем необходимым для новой жизни в нижнем мире: одеждой, орудиями труда, домашней утварью, пищей и пр. Эти вещи выбирают с учетом возраста умершего, пола, а также в связи с его социальным положением при жизни и рода деятельности. Ритуальные действия похорон проводятся и по отношению к самому телу умершего: определенным способом моют тело, одевают в ту одежду, которая предусмотрена данным обрядом, сам вынос тела из дома и т.д.

В погребальном обряде обских угров существует множество запретов для живых родственников с целью упокоения души умершего, а также для ограждения живых людей от преждевременного попадания в потусторонний мир. Считалось, что смерть человека определялась духом нижнего мира - Калтащ.



Смерть человека сразу сопровождается разведением огня в очаге. Угасла жизнь - зажигается огонь, его сохраняют беспрерывно, насколько возможно. Особое отношение к огню обусловлено его функциями.

Современный вид обычая чтить и помнить умерших уходит корнями в глубокою древность и потому наиболее загадочный. В тайны похоронного обряда посвящены в основном пожилые женщины, в деталях знающие этот обряд, включающий длительный цикл ритуальных действий. В прошлом времени и в настоящем хантам и манси чуждо понимание полной смерти. Ханты и манси полагают, что ушедшие в другой мир, находясь в другом состоянии, продолжают участвовать в судьбе оставшихся живых, и если проявлять к умершим внимание и заботу, то и умершие также проявят такую же заботу в отношении своих потомков.

Полное отсутствие движения свидетельствует о том, что человек умер, но не означает, что человек из повседневного бытия ушел в небытие, он переходит в инобытие. Поэтому пожилые ханты и манси на вопрос, есть ли у него родители, отвечают: «Есть, но они мертвые». «Том Торма питыс», так говорят ханты и манси об умерших, что в переводе означает - «К другому Торуму ушел». Кто потерял способность двигаться, снова обретут ее в нижнем мире или царстве, где происходит всё наоборот, как в зеркальном отражении земного мира. Что на земле мертвое, то там живое, когда на земле день, тогда там ночь. И время в нижнем мире идет в обратном направлении. Поэтому считалось, что умершего нужно снабдить необходимыми вещами и предметами для того, чтобы приспособиться к новым условиям. Так как там все наоборот, то и предметы, которыми будут пользоваться в потустороннем мире, надо слегка испортить.

Если умерший был круглый сирота, то его веки закрывают медными монетами, чтобы он не мог смотреть назад, т.е. ждать чего-либо от посторонних живых людей. Медные монеты кладут на глаза и тем покойным, у которых глаза остались открытыми. Иначе в доме снова будет покойник по родственной линии, якобы он смотрит назад, ждет кого-то.

Ночью покойного одного не оставляют, рядом с ним сидят в течение всей ночи. Таким образом, покойного охраняют от различной нечистой силы. Умершего содержат в доме 4 дня – женщину, 5 дней – мужчину. В настоящее время – не более 3-х дней. В первый или во второй день сразу делают гроб из лодки, принадлежавшую родственникам умершего. Если же у семьи умершего нет лодки, то гроб изготавливают из досок. По поверью хантов и манси гроб следует делать из лодки, так как она будет необходима покойному летом. На могилке хранится и весло.

Усопшего выносят ногами вперед. Корни этого ритуального действия уходят в древние времена, когда умерших выносили из дома через специальное отверстие, которое затем тщательно закрывали, чтобы душа покойного уходила в иной мир, а дорогу назад забыла. С тех пор и сохраняется ритуальный обычай выносить умершего из дому ногами вперед, чтобы он знал, куда его несут, но не помнил откуда. На кладбище тело опускают также ногами вперёд.

Послепохоронный обряд (поминальные ритуалы) также строго регламентированы мировоззренческими представлениями обских угров. Действия поминального цикла начинаются с момента захоронения. В память о человеке, который жил и умер, обязательно делают куклу «иттырма». Е.Мартынова отмечает, что в похоронном обряде не во всех локальных группах хантов изготавливали куклы. Когда принимают поминальную пищу, «куклу» садят к столу, кладут самое лакомое угощение. Кукла не считается священным предметом, а признается как изображение умершего и хранится приблизительно столько времени, сколько лет жил человек. Некоторых умерших переводят в высший ранг, в образ вечно существующего духа, каждый из них именуется по-особому и тогда уже перестает называться «иттырма»; держат его в закрытом ящике, посторонние его не видят и не допускается, чтобы они его трогали.

Родственники со дня смерти человека в течение семи дней большого траура ходят с распущенными волосами, не расчесывая их за все это время; лицо тоже не моют, только глаза промывают. Через семь дней родственники моются, заплетают косы, причем косы не украшают. К.Ф. Карьялайнен указывал, что родственники умершего в знак траура повязывали на ногу красную нить и не снимали её, пока она сама не отпадала. В дни большого траура близким умершего запрещается что-либо делать по дому: подметать, выносить мусор, мыть пол, особенно пользоваться острым предметом. Это объясняется тем, что убитый горем человек во время траура может пораниться. Если они будут заниматься уборкой, то якобы вся эта грязь ложится на их покойного. В древности у обских угров существовал обычай натираться землей с могилы умершего или прикладывать к сердцу, если родственники слишком тосковали по покойному.

Весь этот сложный обряд, проводимый со смертью человека за весьма длительный промежуток времени (4-5 лет), по-видимому, некогда был создан предками для того, чтобы в какой-то мере отвлечь внимание близких и родных от большого горя, от самой тяжелой утраты родного человека. Сопоставляя обряды жизненного цикла хантов и манси в контексте традиций и современности, можно считать, что рассматриваемые обряды остаются для многих известными, но некоторые верования, относящиеся к обрядам, забываются, т.е. духовная сторона обрядностей заметно стирается.

Третья глава «Проблемы сохранения и защиты культур хантов и манси» включает три параграфа, рассматриваемые традиционную культуру в современных индустриальных условиях существования и поиск возможных решений.

Первый параграф «Сохранение национальных традиций в промыслах хантов и манси» содержит характеристики национальной хантыйской и мансийской промысловой деятельности, определены их особенности. Охота занимает одно из главенствующих промысловых занятий хантов и манси, и отражается в их культуре. Ханты и манси с осени до весны охотятся на пушного зверя. Охота обычно начинается в конце сентября и заканчивается в апреле.

Традиционный уклад хантыйского и мансийского населения всегда базировался на рыболовном и охотничьем промыслах. Охота и рыболовство как основа жизнедеятельности обско-угорских народов влияли на их образ жизни, быт и культуру. Ханты и манси, ведущие традиционный образ жизни, имеют родовые угодья, которые, как правило, находятся в глухой тайге. Здесь волей-неволей они подчиняются условиям, которые определяет при­рода, и человек приспосабливается к ее законам. Наряду с высокотоварной пушной охотой развивались и такие отрасли, как рыбная ловля и крупностадное оленеводство.

Незаменимым помощником на охоте является собака. По представлениям хантов и манси собаке отводится роль посредника между домом и лесом, служат посредниками в переговорах между духами и людьми. Собака является бывшим человеком, получившим свой последний облик в качестве наказания за провинность. Возможно, по этой причине собаке подают пищу в посуде хозяина, но после того, как поест сам хозяин. Заслуживает особого внимания и тот факт, что до сих пор коренные жители Севера, ведущие традиционный образ жизни, при встрече с незнакомыми людьми внимательно наблюдают за поведением собак. Если собака не испытывает напряженности и не проявляет недоверия к незнакомому человеку, то и хозяин становится к нему доверчив.

От дома ханта самая натоптанная тропа всегда ведет к берегу реки. В период сезонной ловли рыбы ханты и манси жили в летних жилищах, заготовляя рыбу впрок. Рыболовецкая культура обских угров уникальна. Ханты и манси владеют десятками различных способов и приемов ловли рыбы и ее хранения. Способы лова и мужская утварь хантов и манси различаются. Ханты и манси ставят разного рода плетеные ловушки и сети. В прошлом сети плели из крапивы, окрашивали их травяными настойками, чтобы они не были заметны в реке.

В Обь-Иртышском бассейне и Обской губе обитает множество видов рыб. В настоящее время на наиболее ценных рыб, т.е. на «белую рыбу» (осетр, стерлядь, нельма, муксун, пелядь) распространяется запрет, узаконенный РФ. Но рыболовам, относящимся к малочисленным народам Севера (МНС) выдаются соответствующие документы, по которым у обских угров остается возможность сохранения своих традиционных форм пропитания.

Вплоть до середины ХХ в. экономика Северо-Западной Сибири, образно говоря, «держалась на трех китах»: рыболовстве, охотничьем и лесном промыслах. На функционировании традиционного хозяйства отрицательно сказываются последствия промышленности округа. Уже несколько десятилетий в Ханты-Мансийском автономном округе идет интенсивная добыча нефти и газа, ни одно десятилетие идет диалог народов Севера с индустриальными инновациями Севера. Интенсивное распространение нефтяных и газовых месторождений данного района приводит к экологическому загрязнению рек. Строительство городов приводит к увеличению бытовых водостоков. Под обустройство газопроводов используются огромные участки пойменных водоемов. Зимние дороги разрушают водооттоки, где находятся зимние распределительные пути для рыб и места их зимовки. Эти факты отрицательно сказывается на размножении рыб. В связи с добычей нефти и газа, измененной экологии, намного беднее стал животный мир тайги, все трудней становится охотничий промысел, и перестала водиться рыба в некоторых речках.

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что вся жизнь северных народов неразделима от окружающей природы - растительный, животный мир, воздух, вода, земля. Вот что нужно народам Севера для нормальной жизни, но это должно быть экологически чистым. Ханты и манси очень бережно относятся к природе. Охотник никогда не оставит костер непотушенным, не будет зря рубить дерево, стрелять зверя и птицу, разорять гнезда. Рыбы вылавливается столько, сколько необходимо для пропитания семьи и кормления собак, но не более. Все хантыйские и мансийские семьи имели закрепленные за ними промысловые угодья. Никто, кроме этой семьи, не имел права охотиться и ловить рыбу на их территории.

Не так давно, примерно пятнадцать лет назад, многие хантыйские и мансийские семьи еще держали домашних оленей, иногда до тридцати голов. Главной причиной исчезновения оленей является интенсивная разработка нефтяных месторождений на местах традиционного выпаса. Теперь «на очереди» их охотничьи угодья. Под угрозой сама основа жизни обских угров. Также вызывает огромную тревогу неконтролируемая вырубка лесов. В ходе поиска возможных путей сохранения национальных промыслов (охота, рыболовство и оленеводство) хантов и манси, автор пришел к выводам, что сохранение традиций в промысловой деятельности возможно только при условии сохранения традиционного образа жизни и культуры в целом. В результате промышленного освоения северного региона произошел спад традиционных форм деятельности в повседневной культуре хантов и манси.

Второй параграф «Культура взаимоотношений мужчин и женщин в традициях хантов и манси» раскрывает особенности нравов, обычаев и верований народов ханты и манси в их повседневной жизни и в современных условиях. Каждая культура создает стереотипы, отличающие женщину и мужчину по физическим, психологическим и социальным качествам.

Дистанция между полами - характерный признак почти всех культур, за некоторыми исключениями. В культуре хантов и манси женщине отводилось подчиненное положение, ограниченное как в правовом отношении, так и культурными нормами повседневной жизни. Разделение труда между полами было постоянным в традициях обских угров. В случае, когда в брак вступают самостоятельно, остяки красотой и возрастом в выборе супруги не руководствуются, всё внимание нацелено, главным образом, на здоровье и физическую выносливость. По традиции если старший брат удачно женился, то и младший брат позже выбирает себе девушку из той же семьи.

Женщина оценивается в зависимости от социальной роли: сестры, жены, мамы. Исходя из этого, подчеркиваются следующие качества женщины: готовить, ухаживать за домашними животными, умение рукодельничать, обрабатывать традиционно используемые звериные шкуры, воспитывать детей, а черты характера и внешности - в последнюю очередь. Мужчина оценивается, прежде всего, по своему роду занятий, умению и способности к промысловой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству). Мужская сила и зрелость в обско-угорских сказаниях определяется по навыкам изготовления лука или лодки. Каждый родитель гордится своей дочерью, умеющей в совершенстве всё делать по хозяйству, и сыном, умело участвующих в традиционных промыслах.

Существова­ло и более узкое разграничение обязанностей: женщина владела поч­ти всеми видами орнаментов, известных обским уграм, но узоры по бересте наносил мужчина, а берестяную посуду делала женщина. При этом разделение обязанностей были не строго регламентированными. Среди женщин были большие мастера и охотницы, но и мужчина при необходимости мог готовить пищу самостоятельно. Мужчина иногда находился на охоте несколько дней, и можно себе представить, какой дли­тельный отдых требовался для восстановления сил.

Семейный уклад был и остается патриархаль­ным. Мужчина считался главой семьи, а женщина во многом подчинялась ему, но каждый из них имел собственные обязанности, свои функции. По этим критериям регулировались межличностные отношения, благодаря чему по возможности избегались конфликты.

В культуре многих народов существует понятие половой стыдливости. Хантыйки и мансийки, находясь в мужском обществе, могут свободно кормить ребенка грудью, что вызывает полное недоумение у туристов и путешественников. Объяснения этого обычая следует искать в том, что мужчина имеет пять душ, а женщина - всего четыре. Женские украшения носят в соответствии с наличием четырех душ - обереги на четырех частях тела: 1) на голове (как одной из душ) и косах (как продолжение головы) - всевозможные повязки, накосники, платки; 2) на плечах (ближе к сердцу) - бисерные воротники, металлические подвески и другие нагрудные украшения; 3) на животе - пояса; 4) на ногах - орнаментированная обувь. Украшения служат оберегами душ. У мужчин четыре души такие же, как у женщин и еще существует пятая - «суп». Единственным мужским украшением и знаком мужского достоинства являлся богато украшенный пояс с подвесками, низко подвязанный. Именно с закрытием души связан и широко распространенный в угорской среде обычай избегания. Украшения женского тела разделяют на несколько частей, а мужское - только на две равнозначные части - верхнюю и нижнюю. Верхняя и нижняя половины мужского тела соотносятся с верхним и нижним царством. Женщина подчинена «нижнему миру», и злые духи свободно руководят её поведением. Вследствие этого нижняя часть женского тела считается «нечистой», и женщине соответственно предписываются всевозможные запреты: не перешагивать, не наступать на детские игрушки, а тем более - мужские предметы и вещи, не подниматься на чердак и т.п. Из данных Б.Кальмана известно: «Если женщины случайно наступили на предмет мужской одежды или перешагнули через него, то предмет подлежит окуриванию, прежде чем он снова будет использоваться». Считалось, что огонь способен очистить оскверненные предметы.

В присутствии чужих мужчин женщина должна вести себя сдержанно, громко не разговаривать. Мужчины в свою очередь не должны были смотреть на нее прямо, а предназначенную для нее речь произносить как бы безадресно. Женщин оберегали, и ограничения для них - в пище, в общении с духами, в общении с умершими диктовались исключительно как забота о женщине.

Социальная роль женщины с ее функциями мате­ри, жены была достаточно высока. А по­сле рождения ребенка ее статус еще более повышался. В прошлом не всегда молодых супругов объединяло чувст­во любви, но осознание долга друг перед другом, детьми скрепляли семейные узы. Поэтому у современных хантыйских и мансийских супругов бытует следующее признание: «Я люблю свою супругу за то, что она мать моих детей». Разводы в обско-угорских семьях бы­ли большой редкостью, но в этих редких случаях инициатором могла выступать и женщина.

Общая численность около 31 тысячи человек . Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах , примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областей.


История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви , а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами , . Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп , вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

Лучкина Наталья

обряд гостеприимства народов ханты и манси

Встречаем гостей в холле

Ведущая : (в национальной одежде) Здравствуйте, дорогие гости ! (Пауся! Уся)

(За руки здоровается со всеми гостями , приглашает гостей пройти «обряд очищения » . Поджигают чагу – нарост березы и ветки багульника,

сначала окуривают голову и произносят определенные звуки (кх – кх., далее проводят дымом под ногами по очередности.

И по завершению, остатки после окуривания, выносят дальше от дома).

Наше мероприятие мы посвятили 85 летнему юбилею нашего округа.

Югра. Когда-то в этот чудесный край - край необъятной тайги с её щедрыми дарами, большими реками, бесчисленными речушками, болотами с зелёным мхом, усыпанным красной клюквой и янтарной морошкой, богатейших недр - приехали наши родители, и он стал для них второй родиной. А мы здесь родились, поэтому и для нас Югра - родина. Мы знаем, что живём на земле, издревле принадлежащей коренным представителям Югры - народам ханты и манси .

Я хачу вам сегодня рассказать о некоторых обрядах коренных жителей , рассказать какие они гостеприимные .

Встречая вас в холле нашего детского сада, был проведен обряд очищения . Этот обряд очищения проводят когда приезжают гости , когда человека тревожат неприятные мысли, после плохих разговоров и т. д., в основном для уравновешивания духовного состояния человека.

У хантов и манси очень развиты традиции гостеприимства . Они принимают абсолютно всех, кто проходит мимо и останавливается у их жилища.

У народа ханты есть обычай , встречать любого гостя в любое время . Хозяйка после строганины сразу ставит на стол все, что есть дома в семье : и горячее, и сладкое к чаю. Даже если путник приехал поздней ночью, хозяйка должна встать, зажечь лампу, растопить печь, поставить кипятить чайник и встретить гостя . Напоить его горячим чаем, накормить. Если путник дальше не едет - уложить спать. Если хозяйка не встала и не встретила гостя как положено , то про нее в других стойбищах будут говорить, что она негостеприимная хозяйка .

Есть обычай добрый у народа :

Если нельмой или осетром

Рыбака одаривали воды -

Непременно звать соседей в дом :

Пусть, отведав лакомство,

Соседи от души желают рыбаку,

Чтоб удача наполняла сети

Долго-долго на его веку,

Чтобы в дом лишь радости входили

И достаток принесли труды,

Чтоб услышаны скорее были

Эти мысли духами воды.

Ведущая : Еще был такой обычай, когда все гости были накормлены и вечером отдыхали, они рассказывали друг другу сказки, загадывали загадки. Я тоже хочу вам дать прослушать стихотворение «Миснэ» .

Включается видео «Миснэ»

Ведущая : А теперь я предлагаю вам отгадать загадки :

ЗАГАДКИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

1. У какого карася семь рёбер? Облас (национальная лодка-долбленка)

2. Какой мужичок без кишок прыгает? Капелька с ледяного окна в потолке

3. Росомахи короткий шаг? Лестница для лабаза

4. На потолке оленья шкура, съеденная личинками оводов? Звездное небо

5. На небесную женщину, божественную женщину не поднимаются глаза множества людей земли? Солнце

6. Сестра и брат друг друга побаиваются?. Вода и огонь

7. Небесную божественную девушку тысячи людей не могут выгнать из дому. Придет время, она сама уйдет? Солнечный луч

8. Белая ткань расстилается, черная ткань сворачивается? День и ночь

9. Безрукий, безногий волшебник за ночь вышивает узоры, орнаменты? Мороз

10. На вершине дерева красивая кукла. Белка

Ведущая : Большое место в репертуаре обско - угорских народов занимают танцы , отражающие традиционный быт и хозяйственный уклад. И такими являются мужские танцы : «Охотников» , «Оленеводов» (с арканами, луками, хореями, копьями) и т. д., женские танцы : «Сбор ягод» , «Рукодельницы» , «Рыбачки» и т. д. Танец «Куренька» - жемчужина хантыйской и мансийской хореографии . Нет ни одного коренного жителя и коллектива, который бы не знал о существовании этого танца.

(приглашаются девочки в национальных платьях, танцуют под музыку)

(После того, как все попили чаю, хозяйка убирает со стола, моет посуду) .. Когда все убрано, мужчины (мальчики) выходят на улицу и ведут мужские беседы, состязаются на ловкость, меткость, а женщины остаются в чуме и секретничают о своем женском.

Ведущая : А мы, девочки, побеседуем о нашем рукоделии.

Расскажет стих Лиза Гребнева :

Мягкий свет, как сияние, струится.

В мастерской - красота и уют .

За широким столом мастерицы

Меховые кисы людям шьют.

И движением неторопливым

Мех сшивают – стежок за стежком…

И орнамент, чтоб стал он красивым,

Обозначат цветным лоскутком.

Ведущая : Через куклу из поколение в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура целого народа .

У кукол ханты нет лица (глаз, рта, носа) . Считалось, что кукла с лицом может навредить ребёнку, потому что она имеет душу.

По традиции у куклы нет рук и ног.

Делаем куклу-ягоду "Клюквинку"

Чтобы сделать куклу-ягоду «Клюквинка» , нам потребуется :

Лоскуток ткани коричневого цвета размером 13,5 х13,5 см. ;

Лоскуток ткани зеленого цвета размером 9х9 см. ;

Лоскуток ткани темно-бордового цвета размером 16х16 см. ;

Нить коричневого цвета;

Этапы выполнения :

На лоскуток коричневого цвета укладывают ткань зеленого цвета. Переворачивают и в центр укладывают комочек ваты.

Плотно обжав вложенную вату, затягивают нитью, фиксируя ее двойным узлом.

Устойчивость кукле придает расправленный подол платья. Платок повязывают на голову кукле так, чтобы ткань, обтягивающая головку была практически не видна. Концы платка крепят двойным узлом под подбородком.

Ведущая : Мы с вами славно повеселились, вам понравилось? Я хочу сказать большое спасибо всем за участие. Я думаю, что вы так же как и я гордитесь нашим народом , нашим гостеприимством . Хочется, чтобы подрастающее поколение не забывали обычаи, соблюдали их, передавали следующему поколению. Мы рады пригласить вас в гости еще раз , до новых встреч! Всем спасибо!

В Ханты-Мансийске есть этнографический музей под открытым небом “Торум Маа”. Расположен он на одном из холмов, что считается сильным местом. В музее великолепно представлен быт ханты и манси. Если взять экскурсию, можно слушать долго-долго. Летом тут проходят яркие праздники, пекут пироги в специальных печах, едят уху и просто гуляют по желто-зеленому полю из одуванчиков. Зимой - не так весело, но не менее интересно. Особенно, если встретиться в нужный час с нужным человеком. Нашей провожатой стала Светлана, потомственная ханты.

Когда мы пришли, в домике, где продают билеты, было холодно. Заплатив двести рублей за билеты на двоих, поинтересовались, кто проведет нам экскурсию. «Я проведу», - проговорила женщина за стеклом. - «Пойдемте» - она взяла теплую одежду и закрыла дверь на ключ. Так началось наше знакомство.

Первые шаги - всегда вверх. Деревянная лестницы уходит все выше. Лишь на секунду замираю, чтобы бросить взгляд на Ханты-Мансийск - город отсюда виден, как на ладони.

Миновав деревянные постройки, оказываемся рядом с необычной конструкцией - лодки и огромные приспособления из веток. Лодки ханты делали из целого ствола кедра. А корни кедра - это прекрасный материал, годящийся для того, чтобы сшивать предметы.

Приспособление, которое меня удивило, оказывается ловушкой для рыбы.

А вот и летний чум. Он сделан из бересты, которая положена в два слоя. Зимой он закрыт.

Вот так выглядит печь. Летом тут пекут хлеб:)

Мы в летнем домике.

Эти коврики плетут из осоки и камышей, и летом тут проходят мастер-классы, во время которых каждый посетитель может сплести такой коврик. А вообще, он служит подстилкой для кровати. На коврик кладут шкуру - и можно спать)

Женщине входить на мужскую половину нельзя. Нельзя и вещи трогать!
- А что будет, если потрогать? - удивилась я.
- Неудача будет, - коротко поясняет Светлана. Звучит убедительно, наверное, будь я женой ханты, не стала бы трогать его вещи))

Когда у женщины начинались месячные, ее отселяли в отдельную избу, где все было оборудовано для жизни. Там же женщина рожала. А вот какую интересную традицию рассказала мне Татьяна: когда во время родов перерезали пуповину, ее завязывали в бересту и прикрепляли к березе. Если береза цветет и чувствует себя хорошо - то и у ребенка все сложится замечательно. А если дерево болеет, сохнет - надо помолиться, так как, может быть, это высшие силы говорят о том, что с ребенком тоже может болезнь приключиться. Этот кадр был сделан в музее Природы и Человека.

А вот еще одна народная традиция. В люльку для только родившегося малыша клали деревянную стружку - чтобы теплее было. Когда она намокала - относили под пенек. Считалось, что прилетит ворона, погреет лапки, и подарит еще ребенка. Как у нас - аисты)

Девочкам матери шили из шкуры оленя сумки. Ниток не было, и сшивали кожу высушенными жилами оленя. В сумке - все необходимое для хозяйства. Ведь девочке предстояло подключиться к ведению хозяйства уже в четыре года!

На фото - шкатулка, сделанная своими руками.

И снова примета от хантов: связана она с чагой. Чага - это наросты на деревьях, нам они тоже знакомы. Если хорошо сгорит - будет человеку счастье…


- Сколько же у них всяких примет? - спросила я.
Светлана улыбается: - Очень много. Вот, например, через собаку нельзя перешагивать. Перешагнешь - и не будет мужчине удачи на охоте…

А это - куклы. Они все без лиц. Нарисуешь лицо - а вдруг кто-то нехороший в куклу вселится:))

Это блюдо называется юхон. Делается оно из кедра или сосны. Его используют для еды. Во многих рецептах у ханты фигурируют ягоды - щука с ягодами, мясо с ягодами….

У хантов много диалектов. Все они привязаны к рекам. Светлана - из Среднеобских ханты. Есть еще Козымские. Шурышкарские, Оканские, и многие другие. Говорят они по-разному. У кого-то говор мягкий, плавный, у кого-то - более резкий. Но друг друга понимают.
- А вы знаете свой язык? - спросила я у Светланы.
- Я понимала бабушку. И очень жалею, что не учила своего языка. А потом вышла замуж за белоруса, детям язык тоже не передали..

Светлана родилась в поселке Игрим Березовского района и до шести лет ее воспитывала бабушка.

Когда мы переехали, надо мной дети посмеивались, когда я бабулю «анганга» называла. А я и не знала другого слова. На нашем языке это означает «Бабушка».

В 16 лет Светлана отправилась получать паспорт, и в графе «Национальность» написала «Ханты».
- Помню, папа даже расстроился. У меня ведь только мама с бабушкой - ханты, а отец - русский. Но мне было важно это сделать, и я никогда об этом не жалела.
Ханты - язычники. Но это не мешает им верить в Бога.

Я крещеная. Но и в Торума верю. И, когда мне плохо, сама природа мне помогает. Иду в лес, и прошу огромные кедры, чтобы забрали все плохое вниз, а хорошее оставили. А весной, когда река уходит, можно написать на бумажке что-то, от чего ты хочешь избавиться, и пустить по течению. И обязательно голову помочить речной водой, когда река вскрывается. А уж обрядом, связанных с рекой, сколько! Например, перед рыбалкой. Река не любит жадных, и мы знаем, что нельзя из нее брать больше, чем тебе потребуется.

Посмотрите, как выглядит святилище!

Самые почитаемые животные у хантов - медведь, лось и лягушка. А вообще, у разных семей есть свои почитаемые животные. Например, на Казыме священными считались летучая мышь, пескарь, кошка; на Васюгане, Агане и Пиме - бобер. С каждым из запретных животных люди связывали свою жизнь, благополучие.
- Однажды я нечаянно наступила на лягушку, когда гостила у знакомой. Она метнулась ко мне: «Что ты делаешь? Для нашего рода лягушка - священна!»
Раньше священное животное становилось частью орнамента на одежде.

Я уже рассказывала про традицию с "медвежьими праздниками".

Считалось, что медведи охраняют членов семьи от болезней, и вообще, являются поборниками справедливости. Но бывало, что медведи начинали вредить человеку. И это становилось сигналом к тому, что пора бы с ним разобраться. На медведя открывалась охота, а после того, как его убивали, в деревне отмечался «медвежий праздник». Медведя наряжали и укладывали в центре событий, обязательно закрыв его глаза монетками. Считалось, что он не должен увидеть того, кто его убил - чтобы не явился злым духом мстить. На поляне несколько дней шел праздник…

Угадайте, что это? Это маска. Маска для мужчины-охотника))) Такие маски женщины-ханты шили для своих мужей, которые уходили на охоту.

Женщины оставались на хозяйстве. А мужчина мог уйти на несколько месяцев, попутно расставляя ловушки для птиц и зверей, чтобы вернуться с большой добычей…

Вот, например, ловушка для лося.

А это - сруб для временного хранения мяса

У Светланы жизнь сложилась хорошо. С детства она пела, даже в «Веселых нотках» участвовала. Потом закончила институт, вышла замуж, родила двоих детей. О детях говорит, как и любая мама, с восторгом. Да и есть ей, чем гордиться. Сын - химик. Дочка - художница, сейчас живет в Питере и хочет пойти получать еще и дизайнерское образование.

А музыку не забыли? - спрашиваю.

Качает головой.

Как ее забудешь…

Закон «о коренных малочисленных народов Севера» был принят еще в 20 веке. Семьям хантов были безвозмездно выделены в пользование родовые угодья, и они живут там: разводят оленей, охотятся, сотрудничают с коммерческими организациями, которые занимаются заготовками.

Настоящих ханты осталось не так уж много – считается, что их около 28 тысяч. Часть из них перебрались в города, часть живет на пастбищах. В Ханты-мансийском районе на пастбищах проживает 11 семей. О некоторых ходят легенды. Мне рассказывали о женщине, которая родила 12 детей, но после того, как ее муж погиб, взяла все в свои руки, и даже на медведя ходила!
Обстановка там – особенная. До стойбищ не добраться своим ходом – только на вертолете. Возможно, поэтому те, кто попадают в гости в семьи, которые там живут, отмечают, что жизнь там течет иначе. А люди все позитивные и никуда не торопятся. Незачем.

Если вам понравился мой пост, буду рада отзывам. Я старалась:)