Национальное своеобразие английского реализма xix века. Реализм XIX в

Английская литература выдвинула плеяду писателей-реалистов, давших в своих романах широкую картину общественной жизни. Известной слабостью английского критического реализма XIX в. является элемент сентиментальности и морализации даже у крупнейших писателей, в том числе у Диккенса. Однако сравнительно большая зрелость буржуазных отношений в Англии позволила английским писателям показать то, что почти не входило в поле зрения Стендаля и Бальзака, - положение рабочего класса. Жизнь и борьба пролетариата, чартистское движение получили отражение в романах Диккенса, Бронте и Гаскелл. Правда, решение рабочего вопроса эти писатели видели не в развитии общественной борьбы, а в примирении классов в духе филантропической утопии.

«Блестящая плеяда» английских писателей, выразительные и красноречивые страницы произведений которых открыли миру больше политических и социальных истин, чем это сделали все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые, показала в своих творениях все слои буржуазии, начиная с высокочтимого рантье и держателя ценных бумаг, который смотрит на любое предпринимательство как на нечто вульгарное, и кончая мелким лавочником и клерком в конторе адвоката. Диккенс и Теккерей, мисс Бронте и миссис Гаскелл изобразили их полными самомнения, напыщенности, мелочного тиранства и невежества, и цивилизованный мир подтвердил их приговор.

В XIX столетии наивысшего расцвета в Англии достигает роман, связанный с активной политической и социальной жизнью страны, отражающий духовные потребности общества. «Домби и сын», «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Рождественские повести» Ч. Диккенса, «Ярмарка тщеславия» У. М. Теккерея стали наиболее ярким художественным обобщением, символом эпохи. Вместе с тем в стране, где всегда чтились традиции и ощущалась связь времен, огромную роль играли в литературе идеи предшествующего века - эпохи Просвещения, этой своеобразной колыбели различных жанровых разновидностей романа. Роман XVIII столетия - это устойчивое типологическое понятие, которое несет в себе важные структурообразующие принципы. Они характеризуются вполне определенными свойствами, переданными в наследство веку XIX. Национальное своеобразие английского критического реализма определяется прежде всего сатирической обличительной направленностью творчества большинства крупных писателей, «живописностью», опирающейся на традиции нравоописательной сатирической живописи и графики Хогарта и Крукшенка и проявившейся не только в описаниях, пейзажных зарисовках, но и в самом принципе изображения личности и среды, и, наконец, в ярко выраженном дидактизме, заимствованном у просветителей, а в XIX в.- политически сокращенном и продиктованном развитием буржуазного либерализма, с одной стороны, и ростом и развитием пролетариата - с другой. Дидактизм и нравственные категории, формирующиеся в викторианскую эпоху в общем русле развития наук, особенно политэкономии, социологии, философии, накладывают определенный отпечаток на произведения Диккенса и Ш. Бронте, Теккерея и Д. Элиот, однако их место в романе в разные периоды эволюции этого жанра определяется общим развитием структуры художественного произведения, чему в немалой степени способствовало увеличение читательской аудитории и публикация романа отдельными выпусками в журналах, а также формирование массовой культуры.

Зарождение критического реализма в 19 веке

В 30-е годы XIX века английская литература вступает в период нового подъема, который достигает наиболее высокого уровня в 40-х и начале 50-х годов. К этому времени относится расцвет реализма Диккенса, Теккерея и других мастеров социального романа и революционной поэзии и публицистики писателей-чартистов. Это были крупнейшие достижения английской демократической культуры прошлого столетия, формировавшейся в атмосфере напряженнейшей социальной и идеологической борьбы эпохи чартизма. Однако многочисленные буржуазные историки литературы пытаются, вразрез с фактами, обойти противоречия тогдашней общественной жизни Англии, отразившиеся и в оживлении борьбы направлений в литературе того времени. Пользуясь общим понятием литературы так называемого "викторианского века", хронологически совпадающего с годами правления королевы Виктории (1837-1901), они создают, по сути, искаженную картину литературного процесса, прибегая при этом к помощи различных доводов.

Один из наиболее распространенных приемов сводится к попытке подвести творчество крупнейших представителей критического реализма - Диккенса, Теккерея, сестер Бронте, Гаскелл - под общий шаблон "респектабельной" и верноподданнической литературы, поставить их в один ряд с Бульвером, Маколеем, Троллопом, Ридом и Коллинзом. Гневные обличители мира "бессердечного чистогана" именуются беззлобными юмористами, умеренными викторианцами. Был создан настоящий культ Теннисона, Бульвера и других писателей того же направления, которых объявили "мэтрами" английской литературы. Некоторые рецензенты еще при жизни авторов "Оливера Твиста" и "Тяжелых времен", "Ярмарки тщеславия", "Джен Эйр" и "Холмов бурных ветров" усмотрели в их резкой критике современного общества явление, не типичное для английской литературы этого периода.

Против Диккенса ополчились ревнители "нравственности", обвиняя его в отсутствии вкуса, в вульгарности, мизантропизме, когда он осветил в "Очерках Боза" и "Оливере Твисте" теневые стороны жизни "процветающей" Англии; ему отказывали в праве называться художником, когда он выступил со своими зрелыми социальными романами 40-50-х годов. Выражая взгляды официальной Англии, Маколей, как известно, нападал на автора "Тяжелых времен" за отсутствие в романе будто бы чувства меры, за карикатурность в изображении обитателей Коктауна и мрачный пессимизм. "Холодный дом", "Крошка Доррит" Диккенса, "Ярмарка тщеславия" Теккерея, "Джен Эйр" Ш. Бронте, "Холмы бурных ветров" Э. Бронте и другие лучшие сочинения критических реалистов встречали неизменные нападки со стороны викторианской критики именно потому, что авторы этих произведений подходили к оценке современности с демократических позиций, срывали покров мнимой респектабельности, обличали эксплуататорскую сущность общественной жизни буржуазной Англии.

Представляя в неверном свете общую картину развития английской литературы, критика нередко прибегает и к приему умышленного умолчания. Так, на протяжении столетия буржуазное литературоведение пытается "убедить" читателей, что чартистская поэзия, публицистика, роман никакого значения для английской культуры не имеют, а если и можно говорить о творчестве таких писателей, как Э. Джонс или В. Линтон, то оно вряд ли представляет сколько-нибудь существенный интерес. Резко враждебно относясь к революционному движению рабочего класса, реакционная буржуазная критика пытается дискредитировать крупнейшие явления демократической культуры Англии.

Ярчайшим проявлением социальных противоречий между буржуазией и пролетариатом Великобритании был чартизм, составивший целый революционный период в истории английского рабочего класса XIX века.

1. ЧАРТИСТСКАЯ литература. Чартистское движение сыграло огромную роль в истории английской литературы. Оно выдвинуло ряд общественных проблем, которые, как и сама борьба пролетариата, нашли отражение в творчестве великих английских реалистов 30-х-50-х годов XIX века: Диккенса, Теккерея, Ш. Бронте, Гаскелл.

Вместе с тем в чартистской печати, а также в устном песенном творчестве, развернулась многообразная литературная деятельность поэтов, публицистов, критиков, непосредственно связанных с чартистским движением. Их литературное наследие до сих пор еще мало изучено, но не подлежит сомнению, что во многих отношениях их творчество, в центре которого впервые встал революционный пролетариат, открыло новые горизонты английской литературе и представляет поныне живой общественный и эстетический интерес.

Острая классовая борьба, развернувшаяся в 30-е и 40-е годы XIX века, обусловила творчество многочисленных попутчиков чартизма, демократически настроенных поэтов, которые правдиво изображали страдания пролетариата, но не разделяли убеждений чартистов революционного крыла. Одни из них, подобно Т. Куперу, на короткое время примкнули к сторонникам "моральной силы", другие, как Э. Эллиот, сочувствуя страданиям народа, ратовали за отмену хлебных законов, видя в этом спасение от всех общественных зол; некоторые же (Т. Гуд) были сторонниками "филантропического" разрешения общественных конфликтов и в пору резко обострявшихся классовых противоречий искренне, но бесполезно пытались взывать к милосердию правящих верхов.

Из демократических поэтов 30-40-х годов наибольшей известностью пользовались Томас Гуд и Эбенезер Эллиот.

Томас Гуд (Thomas Hood, 1799-1845), сын книготорговца, начал писать в период, когда в английской литературе господствовали романтические направления; но, считая, что "полезней подметать сор в настоящем, чем стирать пыль с прошедшего", он сразу обратился к современной тематике, высмеивая (на первых порах еще в безобидной, шутливой форме) несовершенства английской жизни. Свои юмористические стихи Гуд иллюстрировал собственными карикатурами. Он был главным, а иногда единственным сотрудником в ряде журналов и альманахов, а под конец жизни (1844) издавал собственный "Журнал Гуда" (Hood"s Magazine). Живя лишь на литературный заработок, он был настоящим интеллигентным пролетарием.

Среди юмористических произведений Гуда, заставлявших смеяться всю Англию, появлялись иногда и вещи серьезные, даже мрачные по тону, как, например, его широко популярный небольшой стихотворный рассказ "Сон Юджина Арама-убийцы", в котором автор дает образ учителя (героя нашумевшего процесса XVIII века), мучимого угрызениями совести.

С большим поэтическим чувством показывает Томас Гуд жажду жизни, мечты о солнце, траве и цветах. Но непомерный труд отнимает даже мечты и обещает только раннюю могилу:

О, боже! Зачем это дорог так хлеб,

Так дешевы тело и кровь?

Работай! Работай! Работай

От боя до боя часов!

Работай! Работай! Работай!

Как каторжник в тьме рудников!

(Перевод М. Михайлова).

"Песня о рубашке" была немедленно опубликована многими газетами и журналами, была даже отпечатана на носовых платках. Ее разучивали и пели работницы. Но сам Гуд адресовал эту песню высшим классам, надеясь пробудить их жалость. Стихотворение оканчивалось пожеланием, чтобы песня эта дошла до богача.

Эти филантропические мотивы звучат во многих произведениях Гуда. В стихотворении "Мост вздохов", говоря о девушке, которая утопилась, чтобы избежать нужды и позора, поэт призывает простить и пожалеть ее. В стихотворении "Сон лэди" богатая дама видит во сне всех тех, кто умер в непосильной работе на нее, всех, кому она не оказала в свое время помощи, и, проснувшись, заливается слезами раскаяния. Стихотворение заканчивается пожеланием:

Ах, если бы знатные дамы иные

Видали порой сновиденья такие!

(Перевод Ф. Миллера)

Как будто подобные сновидения могли облегчить жизнь рабочих.

Однако само изображение социальных контрастов составляет сильную сторону стихотворения. Бедствия народа Томас Гуд описывал во многих стихотворениях: "Капля джину", "Рождественская песнь бедняка", "Размышления о новогоднем празднике" и др. Но с наибольшей глубиной Гуд трактует эту тему в своих рабочих песнях. В песне "Фабричные часы" он описывает толпу изможденных лондонских тружеников, идущих на работу:

Голодные люди устало бредут

Вдоль лавок мясных, где им в долг не дадут,

Идут с Корнхилла (*), о хлебе мечтая,

По Птичьему рынку, - вкус дичи не зная,

Измученный голодом труженик бедный

Чуть ноги волочит по улице Хлебной...

(Перевод И. К)

(* Буквально "Зерновой холм" (Cornhill).)

Так подчеркивается вопиющий контраст между общественным богатством, которое присваивают себе капиталисты, и обнищанием тех, кем оно создается.

Но быт тех, кто трудится, представляется "чистилищем" по сравнению с "адом" безработицы. Безработным приходится молить, как о милости, о том, что работающим кажется проклятием. Положению безработных посвящена "Песня работника". Она написана под впечатлением суда над безработным, приговоренным к пожизненной ссылке за то, что он требовал у фермеров работы, угрожая в случае отказа "сжечь их ночью в постели". Клевете буржуазной прессы, изображавшей отстаивающих свои права рабочих злостными головорезами и бандитами, Гуд противопоставляет образ человека, требующего, чтобы общество удовлетворило его законное право на мирный и честный труд.

"Мыслям моим никогда не представляются пылающие фермы или житницы, - восклицает безработный в стихотворении Гуда, - я мечтаю только о том огне, который я мог бы разложить и зажечь в моем домашнем очаге, у которого ежатся и жмутся мои голодные дети...; румянец мне хочется увидеть на их бледных щеках, а не отсвет пожара... Ах, дайте мне только работу, и вам нечего будет бояться, что я поймаю в силки зайца его милости, или убью оленя его сиятельства, или вломлюсь в дом его светлости, чтобы украсть золотое блюдо..."

В отличие от большинства стихотворений Гуда здесь звучит уже не только стремление разжалобить высшие классы, но и некоторая угроза.

Именно стихотворения, посвященные социальной теме, доставили Гуду широкую популярность. На памятнике ему было выбито: "Он спел песню о рубашке". На одной стороне памятника была изображена девушка - утопленница из "Моста вздохов", на другой - учитель Юджин Арам среди учеников.

Эбенезер Эллиот (Ebenezer Elliott, 1781-1849) - сын кузнеца и сам кузнец, ближе, чем Гуд, стоял к рабочему движению. Он был связан с движением за отмену хлебных законов, весьма широким по своему социальному составу.

Хотя оно и возглавлялось в основном представителями манчестерской либеральной буржуазии, но все же к нему примыкали и демократические полупролетарские слои города и деревни; их иллюзии и надежды и отразились в стихах Эллиота. Одно время он даже входил в организацию чартистов.

В своих поэмах "Деревенский патриарх" (The Village Patriarch, 1829) и "Чудесная деревня" (The Splendid Village, 1833-1835) Эллиот продолжает линию Крабба, реалистически показывая, как гибнет патриархальная деревня под натиском капитализма. Но больше всего Эллиот известен своим сборником "Стихи против хлебных законов" (Corn Law Rhymes, 1831). Используя разнообразные популярные формы поэзии - от фольклорной песни до религиозного гимна (широко распространенного в то время в ремесленной и даже в чартистской среде), -

Эллиот выступает против хлебных законов, вымогающих последние деньги у бедняков.

Наибольшей известностью пользуется его "Песня". В ней Эллиот показывает распад и гибель рабочей семьи под влиянием безысходной нужды. Дочь уходит из дома, становится проституткой и погибает вдали от родных. Один сын умирает от голода, и его не на что похоронить; другого убивает сама мать, и за это ее казнят. Наконец, казнят и главу семьи. Каждый куплет, рисующий одно из звеньев этой распадающейся цепи, сопровождается ироническим припевом: "Ура, да здравствует Англия, да здравствует хлебный закон!". В отличие от Томаса Гуда, Эллиот, заканчивая это стихотворение, обращается к высшим классам не с мольбой о жалости, а со словами гнева и мести:

О богачи, за вас закон, Голодных вам не слышен стон!

Но неизбежен мести час, Рабочий проклинает вас...

И то проклятье не умрет, А перейдет из рода в род.

(Перевод К. Бальмонта)

Общий облик Эллиота как поэта сходен с тем образом "певца скорбей людских", который он сам создал в стихотворении "Надгробие поэта":

Ваш общий брат схоронен здесь;

Певец скорбей людских.

Поля и реки - небо - лес -

Он книг не знал иных.

Его скорбеть учило зло -

Тиранство - стон раба -

Столица - фабрика - село

Острог - дворцы - гроба.

Он славил тех, кто беднякам

Служил своим добром,

И слал проклятье богачам,

Живущим грабежом.

Все человечество любил

И, честным сердцем смел,

Врагов народа он клеймил

И громко Правду пел.

(Перевод М. Михайлова)

К чартизму одно время примыкал поэт Томас Купер (Thomas Cooper, 1815-1892), сын рабочего-красильщика, в молодости работавший сапожником. В чартистском движении Купер вначале шел за О"Коннором, которого воспел в стихотворении "Лев свободы". Но затем он перешел к сторонникам "моральной силы" и, наконец, к христианскому социализму.

В 1877 г. вышел сборник стихов Купера (Poetical Works). Наибольшей известностью пользуется поэма Купера "Чистилище самоубийц" (The Purgatory of Suicides, 1845), написанная во время двухлетнего тюремного заключения. Общий план поэмы, описывающей известных в истории самоубийц, создан под влиянием Данте, некоторые детали в изображении загробного мира заимствованы у Мильтона. Философско-исторический замысел позволил Куперу развить тираноборческие, демократические мысли. В жанре и языке поэмы заметно влияние революционного романтизма Байрона.

Чартистская литература чрезвычайно обширна и многообразна.

Многочисленные поэты и писатели, выдвинутые чартистским движением, использовали все жанры, существовавшие в английской литературе, от коротенькой стихотворной эпитафии до романа. Однако наибольшего расцвета достигла чартистская поэзия.

На протяжении полутора десятилетий своего существования поэзия чартистов претерпела ряд существенных изменений. Уже при своем рождении она была связана с двумя традициями: с традицией народной рабочей поэзии и с поэтической традицией революционного романтизма. Эта связь была обусловлена тем, что как народная рабочая поэзия, так и творчество революционных романтиков (особенно Шелли) воплотили в себе идеи, возникшие на основе первого, самого раннего этапа рабочего движения. Однако чартистское движение представляло собой новый, более зрелый этап рабочего движения, который выдвинул новые идеи, дал литературе новое общественное содержание.

Художественный метод чартистской поэзии, отразившей этот этап рабочего движения, естественно, не мог оставаться прежним. Реализм, ставший к началу 50-х годов ведущим методом в чартистской поэзии, имел свою специфику, отличавшую его от реализма Диккенса, Теккерея и других критических реалистов. Он сохранил боевую направленность творчества революционных романтиков. Чартистские поэты и писатели не ограничивались критическим изображением современного им буржуазного общества, но призывали пролетариат бороться за его переустройство. Это позволило им впервые в английской литературе создать образ пролетария - борца за социальную справедливость.


Героев и сильно возвысилось самосознание героинь. Натуральная школа настойчиво искала обыденных, будничных, подлинных коллизий и их разрешения. И здесь уже начинался отход от специфической жоржсандовской трактовки проблемы эмансипации. Ж. Санд стремилась дополнить критику существующих порядков утопий, идеальными отношениями. Но так как в России уже слишком трезвым был реализм натуральной школы, ...

Моральных ценностей и норм, а это поставило перед теологами проблему теодицеи, «оправдания Бога». 2. Русская реалистическая литература XIX века в контексте «золотого века» русской культуры. Очень неровно складывалась судьба России в первые 55 лет XIX века. Эти годы...

Живые, человеческие характеры, остро чувствуя индивидуальность каждого из своих героев и особый, свойственный каждому из них строй речи. Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре XIX в. 1. Импрессионизм - движение в живописи, возникшее во Франции в 1860-х гг. и доминировавшее в живописи Европы и Северной Америки до конца XIX в. Импрессионисты хотели отображать...

Литературы XX века, 1871-1917: Учеб. для студентов пед. ин-тов / В.Н. Богословский, З.Т. Гражданская, С.Д. Артамонов и др.; Под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. - М.: Просвещение, 1989. 14. История зарубежной литературы XX века (1917-1945 гг.) / Под ред. Богословского В.Н., Гражданской З.Т.). – М.: «Высшая школа» , 1987. 15. История зарубежной литературы XX века (1945-1980 гг.) / ...

Новаторский характер произведений Остен заметил Вальтер Скотт, назвавший ее созидательницей «современного романа», события которого «сосредоточены вокруг повседневного уклада человеческой жизни и состояния современного общества». Творчество Остен, возникшее в эпоху господства романтической мысли, попросту осталось незамеченным. А некоторые ее романы читатели открыли для себя только в пору расцвета английского реализма.

    Со страниц романов Джейн Остен встает своеобразный, особенно непривычный для литературы ее времени мир , в котором нет тайн, необъяснимых случайностей, роковых совпадений, демонических страстей. Следуя принципам своей эстетики, Остен описывала лишь то, что знала.

    Она не навязывает читателям моральной позиции, однако сама никогда не выпускает ее из поля зрения. Каждый ее роман можно назвать историей самообразования и самовоспитания, историей нравственного прозрения. Остен ввела в роман движение , не внешнее, которое было известно просветителям (сюжетные перипетии «романов больших дорог»), новнутреннее, психологическое.

    Характер дан у Джейн Остен в развитии , или, как говорила сама писательница, «таким ни на кого не похожим и таким похожим на других». Такое глубокое новаторское понимание природы характера позволило Джейн Остен создатьреалистический образ положительной героини . Никто из английских писателей, ее современников, не сравнился с Остен вправдивом описании любви , ее превратностей, ее диалектики («Доводы рассудка», 1817).

    Первой из английских писателей она отказалась от «всеведения» автора , стремясь к объективному изображению жизни. Остен как бы «уходит» из повествования, еесобственная авторская позиция «стерта», свое отношение к происходящему она скрывает за тонкой иронией.

    Основой поэтики, средством выражения точки зрения стал разработанный Остен диалог, в котором слова не обязательно соответствуют чувствам и настроениям действующих лиц, но при этом передают внутреннее эмоционально-духовное состояние персонажа.

В истории европейской литературы сестры Бронте (Эмили (1818 – 1848); Энн (1820-1849)) занимают особое место, поскольку девушки из глубокой провинции, наделенные незаурядным талантом, в меньшей степени обладающие знанием жизни, в то же время сумели поразить своих современников глубиной ее понимания, силой художественного осмысления. Большую часть своей жизни они провели в йоркширской деревушке Хауорт, где служил их отец – небогатый, но хорошо образованный сельский пастор.

В 1846 году все три сестры дебютировали в качестве поэтесс, опубликовав совместный сборник стихов под мужскими псевдонимами – Керрер, Эллис и Эктон Белл.

Самой сильной стороной дарования Шарлотты Бронте (1816-1855)было изображение внутреннего мира человека . Романы Бронте - это вариации автобиографии. В историко-литературном плане ее творчество - еще однодоказательство близости романтической и реалистической эстетики в искусстве первой половины XIX столетия. Своими учителями она одновременно считалаЖорж Санд и Теккерея . Именно Теккерею, не слишком жаловавшему романтиков, в частности ту же Жорж Санд, она посвятила второе издание «Джейн Эйр», произведения, в котором без труда угадывается романтическая стихия.

    Реалистический образ вырастал у Бронте из романтического. Весьма своеобразно идет у Бронте вытеснение романтической эстетики. Ее герои - выходцы из самых неромантических слоев общества: гувернантки, учительницы, священники, мелкие предприниматели. К «неромантичности» постепенно эволюционировал и сюжет. В «Виллет» нет уже таких патетических сцен, как встреча после долгой разлуки слепого Рочестера и Джейн («Джейн Эйр»), но есть психологически точная история любви молодой девушки.

    Роман «Джен Эйр» (1847) строится по канону романа воспитания , показывая становление незаурядной личности. Объектом наблюдения становитсямолодая девушка, что придает роману исключительный характер . Правдивое изображение детской ненависти, неприязнь тетки, школа в Ловудском сиротском приюте – все эти мрачные картины показывают становление героини: «Когда нас бьют без причины, мы должны отвечать ударом на удар – иначе и быть не может – притом с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас!» В любых обстоятельствах Джен всегда одерживает моральную победу.

    Влияние романтических традиций сказывается не только в образе героини, но и в образе мистера Рочестера, но они не являются чисто романтическими героями. Джен исключительна в силу своих внутренних качеств, но она не мыслит себя без общества, не противопоставляет себя ему.

    Ш. Бронте показала себя мастером реалистических бытовых зарисовок, создала типических образы героев, противостоящих Джен.

    Главная социальная идея романа заключается в утверждении прав личности, кроме этого, в нем поставлены многие актуальные проблемы своего времени – положение женщины в обществе, проблемы воспитания и образования в «благотворительных» учреждениях.

Особое место в истории английского романа, в частности романа психологического , принадлежит младшей сестре ­ Эмили ­ даровитой поэтессе, автору единственного романа «Грозовой перевал» (1847), вошедшего, однако, в золотой фонд национальной и мировой классики.Формально эта книга вписывается в традицию «готических романов» о роковой любви, происках злодеев, мистических событиях. Налицо все признаки жанра: месть, смерти, искалеченные судьбы, тайны и мистика - например, умершая героиня Кэтрин является после смерти Хитклифу.

    Существенно отличие произведения Эмили Бронте от образцовой «готической прозы» и викторианского романа. Она, писавшая в 40-е годы, уже мастерски владела приемами, которые были открыты английскими писателями-психологами лишь во второй половине и конце века. Собственно, от нее в значительной степени тянется традиция к Харди и Конраду.

    В отличие от традиционного викторианского романа, тяготевшего к хронотопу дома, Э.Б. разворачивает события на фоне мрачного романтического пейзажа пустошей.

    Бунтарская фигура главного героя – Хитклифа – связана с образами героев «Восточных повестей» Байрона, это романтический бунтарь. Но, несмотря на то, что он является главным героем, он не положителен. Хитклиф мстит за нанесенные ему обиды, он вызывает сострадание своим желанием сохранить человеческое достоинство, но становится неприятным, когда превращается в тирана.

    Писательница сохраняет верность традиции романтизма в изображении природы, которая воспринимается ею как одухотворенное, вечно меняющееся начало.

    Роман имеет оригинальную, сложную композицию, строится по принципу включенных друг в друга повествований от имени разных лиц, благодаря которым осуществляются переключения в разные временные пласты. События в «Грозовом перевале» показаны через восприятие персонажей, которые не являются непосредственными участниками драмы, что создает чередование разных точек зрения. Наличие рассказчиков создает эффект достоверности повествования, в котором немалую роль играют чисто готические ужасы: призраки, легенды и т.д.

Слава пришла к Диккенсу очень рано - в 21 год - и не покидала его до последнего часа. В 1833 г. никому не известный репортер опубликовал в журнале «Мансли мэгэзин» свой первый рассказ «Обед в аллее тополей», который положил начало «Очеркам Боза», вышедшим отдельным изданием в 1836 г.

«Оливер Твист» (1837-1838)- первый «роман воспитания» у Диккенса - жанр, к которому он не раз еще обратится. Структура у всех этих произведений приблизительно одинакова: ребенок, брошенный на произвол судьбы нерадивыми или попавшими в тяжелые обстоятельства родителями, преследуемый родственниками, которые незаконно хотят воспользоваться его наследством, благодаря странному, романтическому по своей природе стечению обстоятельств, выкарабкивается из «бездны нищеты и тьмы»: неожиданно получает состояние, а вместе с ним и соответствующее положение в обществе.

Важным композиционным элементом такой структуры является мотив «тайны» . Разрешение, разгадка ее вносит в повествование сенсационный,детективно-драматический элемент, с помощью которого Диккенс держит в неослабевающем напряжении внимание читателя. Диккенс-романтик утверждает добро, Диккенс-реалист начинает внимательновглядываться в психологию своих «темных» героев Добро - идея, которая победит зло,поэтому носителями добра могут быть самые разные люди , вне зависимости от их социального положения (мистер Браунлоу, братья Чирибл, Роз Мейли, преданный клерк Тим Линкинуотер, несчастный, но отзывчивый и справедливый Ногс, бедная художница Ла-Криви, убогий Смайк).

Тема наследства - одна из великих тем художников-реалистов XIX в. Однако никто из европейских реалистов XIX в. не дал в своих произведениях такого многопланового понимания «феномена наследства», как Диккенс. Именно он исследовал эту проблему с нравственной, психологической и даже философской сторон. «Оливер Твист» - начальный, наиболее романтический, сказочный этап в раскрытии темы наследства: герой за свое праведное поведение получает материальное вознаграждение, и такой итог (Оливер богат и знатен) пока понимается Диккенсом как счастье. Проблема счастья (в данном случае стабильности и материального благополучия)вводит в творчество писателя центральную тему - тему «больших надежд»: надежда стать богатым, знатным, а потому и счастливым в «Оливере Твисте» и в двух последовавших за ним романах полностью оправдывается.

«Дэвид Копперфилд» (1849-1850) - первый и единственный опыт Диккенса в жанре автобиографического романа. Это художественно воссозданная биография писателя с детства до 1836 г., т. е. до того, как он стал знаменитым писателем. Сложности жизни больше не разрешаются с легкостью, свойственной ранним романам Диккенса: напротив, они постоянно обнаруживают свою реальную природу, а конфликт из сферы житейских тайн переносится в сферу тайн психологических.

    Тот факт, что в основу романа Диккенс положил историю собственного детства и юности , и то, что автор рассказывает омальчике, который станет писателем , - все способствовало созданиюнового варианта классического «романа воспитания».

    «Дэвид Копперфилд» - роман о времени, о воспоминаниях, их роли в жизни. Читатель же получает возможность не на слово поверить автору, что его герой повзрослел, но «увидеть» процесс взросления. Перед читателем возникают разные «я» героя, проходящего стадии духовного роста: он освобождается от детской наивности, расстается с иллюзиями и, наконец, учится ценить жизнь такой, какова она есть.

    В «Дэвиде Копперфилде» мы видим, какую эволюцию претерпела центральная диккенсовская тема - тема «больших надежд». Именно «большие надежды» определяют символику романа. На протяжении всего повествования повторяются два символа: «дороги жизни» и «реки, потоки». И оба пути ведут к морю. Идея «дороги» существовала в «Оливере Твисте» (путь Оливера в Лондон); путешествие было смысло- и идееобразующим элементом в «Мартине Чезлвите». Как уже отмечалось, Диккенс позаимствовал этот образ у романистов XVIII в. Путешествие давало ему возможность с легкостью вводить в повествование вставные забавные эпизоды; но постепенно, по мере развития его искусства, дорога становится дорогой внутреннего опыта, и ее конечной точкой является не смерть, а море жизни, море житейского опыта, эта непредсказуемая стихия, ориентироваться в которой может лишь тот, кто одолел долгие и тяжкие испытания.

    Перед нами не только социально-психологический роман, но и философский, в котором дано новое понимание природы добра и зла. Силы зла в романе представлены отчимом Дэвида, мистером Мердстоном, Стирфортом, Урией Гипом, Литтимером. Однако по сравнению с ранними «злодеями» природа этих персонажей иная.

    Нравственная пустота - этическая категория, новая для Диккенса, и он ее всесторонне анализирует. Сказочный образ женщины-ребенка, воплощение ангельской чистоты, идеал раннего Диккенса, в этом романе постепенно снижается, развенчивается автором и, наконец, обнаруживает свою пустоту. По сути своей Дора - двойник другой девочки-жены, матери Дэвида. Нравственную пустоту мы обнаруживаем и в мужских образах - мистере Спенлоу, Стирфорте. Ее крайним выражением становится в романе Урия Гип.

    Смерть - могущественное орудие раннего Диккенса в разрешении конфликтов - также играет иную роль в романе. Каждая смерть становится важным этапом в процессе духовного воспитания героя. Только после заграничного путешествия (вновь в романе возникает тема дороги) он до конца осознает происшедшее.

    И в творчестве самого Диккенса, и в истории английского реалистического романа «Дэвиду Копперфилду» принадлежит особое место. Это произведение знаменует начало качественно нового этапа английского реализма - психологического.

Детективная линия в той или иной степени всегда присутствовала в его романах. Детектив был одним из приемов, с помощью которых раскрывалась тайна общественного механизма. В 50-60-е годы Диккенс в большом количестве печатает детективные рассказы. Отчасти увлечение таким типом повествования объясняется тем, что он не хочет отстать от своих учеников, например Уилки Коллинза, признанного мастера детектива. Однако детективные сюжеты в позднем творчестве Диккенса выполняют художественно-содержательную функцию. Они позволили ему организовать сложнейший психологический материал в достаточно сжатой по объему форме, стали средством внутреннего динамизма повествования.

Роман «Большие надежды» занимает особое место в наследии Диккенса. Это не только лучшее произведение, созданное в последнее десятилетие его жизни, но и самое цельное, самое гармоничное и, может быть, самое глубокое по мысли творение писателя.

    С раннего детства Пип попадает в обстановку утраченных надежд, но он еще слишком мал, чтобы понять урок чужой жизни. Он полон своих надежд и строит свою, для него достаточно последовательную систему, в которой именно мисс Хэвишем отведено место доброго ангела.

    По сути дела, «большие надежды» позднего Диккенса - это «утраченные иллюзии» Бальзака. Только в английском изображении разбитой судьбы больше горечи, иронии и скепсиса. И результаты крушения Диккенса интересуют не столько в плане социальном, сколько нравственно-этическом. Пип учится быть настоящим джентльменом. Первый урок на этом пути - урок труда. Он должен работать: смерть Мэгвича в тюрьме лишила его состояния. Вторая задача - научиться распознавать лицо за маской . Нравственное прозрение наступает, когда он начинает видеть в Мэгвиче не каторжника и изгоя, а человека, честно трудившегося, честным трудом заработавшего деньги. Другим важнейшим нравственным уроком становится его болезнь (символическое освобождение от обмана). В эти тяжелые дни ему по-иному видится и характер доброго и смешного кузнеца Джо Гарджери, которого в пору своего «джентльменства» Пип стеснялся. За маской неуклюжего, несветского человека он проглядел истинное лицо, которое ему теперь открылось.

Последний роман Диккенса «Тайна Эдвина Друда» традиционно считается детективом. На протяжении более чем ста лет, прошедших со времени его написания, критики, литературоведы и, наконец, просто читатели бьются над его разгадкой, строят предположения и целые логические системы относительно того, кто убил Эдвина Друда. В романе, даже в той части, которую успел написать Диккенс, содержится некий парадокс. Хотя все в книге движется к убийству и расследование, по всей вероятности, должно было составить содержание второй, неизвестной нам части, все же основное внимание Диккенса сфокусировано на иной тайне - тайне человеческих характеров. Перед нами одно из наиболее интересных психологических творений писателя. «Подполье» человеческой психики, двойственность его природы, роль иррационального в поведении - таковы проблемы, которые прежде всего занимают Диккенса в «Тайне Эдвина Друда».

Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

Во всяком произведении мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Формирование критического реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением. развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем, и характеристика как национальных литератур, так и творчества отдельных писателей предполагает обязательный учет этого обстоятельства.
Говоря о том, что с 30 – 40-х годов ведущее место в литературе занимают писатели-реалисты, невозможно не отметить, что сам реализм оказывается не застывшей системой, а явлением, находящимся в постоянном развитии. Уже в пределах XIX века возникает необходимость говорить о «разных реализмах»,
В 1830 – 1840-х годы в творчестве европейских писателей (прежде всего – Бальзака) проявляются наиболее примечательные черты реализма как литературного направления, дающего многогранную картину действительности, стремящегося к аналитическому исследованию действительности.

В то же время с 50-х годов начинается новый этап в развитии реализма, который предполагает новый подход к изображению и героя и окружающего его общества. Социальная, политическая и нравственная атмосфера второй половины XIX века «повернула» писателей в сторону анализа человека, которого трудно назвать героем, но в судьбе и характере которого преломляются основные приметы эпохи, выраженные не в крупном деянии, значительном поступке или страсти, не в масштабном (как в социальном, так и психологическом) противостоянии и конфликте, не в доведенной до предела типичности, часто граничащей к исключительностью, а в будничной, обыденной каждодневной жизни. Писатели, начавшие работать в это время, как и те, кто вошел в литературу раньше, но творил в указанный период, например, Диккенс или Теккерей, безусловно, ориентировались уже на иную концепцию личности, которая не воспринималась и не воспроизводилась ими как продукт прямой взаимосвязи социального и психолого-биологического начал и жестко понимаемых детерминат. «Трудно даже представить себе, сколько разных причин определяет каждый наш поступок или пристрастие, как часто, анализируя свои побуждения, я принимал одно за другое…». Эта фраза Теккерея передает, пожалуй, главную особенность реализма эпохи: все сосредоточивается на изображении человека и характера, а не обстоятельств.

Формирование критического реализма в Англии хронологически почти точно совпадает с тем острым переломом в социально-политической жизни страны, который определился парламентской реформой 1832 г. И началом чартистского движения. В начале 30-х годов вступает в литературу Теккерей, в 1833 г. начинает работу над «Очерками Боза», своим первым произведением, Диккенс - крупнейшие представители критического реализма в Англии.

В историко-литературном процессе Англии XIX в. можно выделить три основных периода. Первый период - 30-е годы; второй - 40-е," или «голодные сороковые»; третий - 50-60-е годы.

В 20-30-е годы XIX в. ушли из жизни Байрон и Шелли, Китс и Скотт. Романтизм растрачивал себя и не пополнялся новыми именами. Правда, он не прекратил своего существования и был еще значительным явлением в литературе, но в рядах его сторонников наметилась полемика, направленная против крайностей романтизма и исключительности романтического героя.

30-е годы XIX в. в истории развития английской литературы ознаменованы появлением новых черт в жанровой структуре романа, что было обусловлено историко-политическим и социально-экономическим развитием Англии в период формирования чартистского движения, обострения противоречий в стране, вступившей в викторианскую эпоху (1837--1901).30-е годы характеризуются ускоренным развитием английского общества по пути буржуазного прогресса и сложного изменения его социальной структуры, развитием рабочего движения, приходом буржуа с помощью народных масс к политической власти в результате избиратель-ной реформы 1832 г.

40-30-е годы- это годы крупнейших достижений в истории английского социального романа. «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Рождественские повести» Ч. Диккенса, «Ярмарка тщеславия» У. М. Теккерея стали наиболее ярким художественным обобщением, символом эпохи.

40-е годы открывают второй этап в развитии английской литературы. Это период общественного подъема, размаха чартистского движения. Основные вехи данного исторического периода - съезд чартистов, состоявшийся в Манчестере в 1840г., всеобщая забастовка и экономи-ческий кризис 1842г., новый взлет чартистского движения в 1846г. и, наконец, революция 1848г. на континенте.

Чертисты боролись за равноправие.

Третий этап в развитии литературы и культуры Великобритании приходится на 50-60-е годы. Это было время утраченных иллюзий, пришедших на смену «большим ожиданиям». Характер романа существенно менялся вместе с изменениями общественной и духовной атмосферы. Период конца 50-60-х годов связан с всеобщим подавлением рабочего движения, с экономическим подъемом, временной экономической стабилизацией, расширением колониальной экспансии. закономерность «демократичес-кого развития» общества, прибегнув к созданию различных культурных объединений, филантропических обществ и институтов. Характер духовной жизни общества определяется идеями позитивизма.

Представители Чарльз Дикинс, Уильям Теккерей,

Спецификой английского реализма остаётся её приверженность нонконформизму(не мириться с аморальными условиями), идея морали, которые проводятся сквозь все сюжетные ходы и характеры. Демократичность персонажей в сравнение с французским типом литературы.

Важным условием для формирования английской литературы данного периода выступают социальные конфликты первой половины 19-го века, которые отразились в экономических и этических теориях того времени. Важными также остаются идеи предшественников Ричардсона, Филдинга, Смоллетта, Вальтера Скотта.

Крупнейшим реалистом 19-го века остаётся Чарльз Диккенс, для которого основой творчества выступает представление о неразрывности связей всех людей.

В 30-е – 40-е годы оформляется творческий метод Диккенса, воплотившийся в романах: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Домби и сын».

На данном этапе существенную роль играет сказочное начало разного рода счастливые случайности и неожиданные развязки, а юмор остаётся одной из важнейших составляющих творческого метода. В 50-е – 60-е годы наступает новый этап в развитии метода Диккенса, когда юмор переходит в сатиру, а оптимистичный взгляд становится более пессимистичным. В частности, роман «Тяжёлые времена» отражает противостояние механистического и прагматического начала гуманистическому. В романе «Дэвид Коперфилд» поднимается проблема формирования проблемы творческой личности, которая находится в конфликте с обществом, не признающим его права на творчество.

В целом структура романов усложняется, что, в частности, прослеживается в «Холодном доме» и «Крошке Доррет», где отражается возросшее недоверие автора к возможностям разрешения конфликтов. Также намечается соединение различных жанров. Например, в романе «Большие ожидания» жанр романа воспитания сочетается с жанром социально-психологического романа. Между тем по-прежнему сильны мотивы тайн, предчувствий, совпадений, благополучных концовок.

Ещё одним ярким реалистом 19-го века выступает Уильям Теккерей. Специфика его метода определяется изображением особого взгляда на мир творческой личности. К раннему этапу его творчества относится «Книга снобов», в которой закладывается концепция искусства и истории, концепция добра и зла. Самым известным его произведением выступает роман «Ярмарка тщеславия», представляющий собой панораму нравов современного Теккерею общества. Также остаётся для Теккерея актуальной связь концепции истории и исторической личности: «История Генри Эсмунда».

Немецкая литература середины 19-го века.

В контексте сложной политической ситуации и идей Маркса и Фейрбаха формируется специфическая литература, когда, несмотря на начало формирования реализма всё же преобладает романтизм. Особую роль сыграло движение «Молодая Германия», участники которого, ориентируясь на идеи социализма создали особую концепцию революционно настроенного искусства. В этот период в литературе преобладают драма и поэзия, поскольку развитие романа, как эпического жанра тормозится засильем романтизма. Одним из крупнейших авторов данного периода выступает Генрих Гейне, творчество которого, особенно на раннем этапе существенно тяготеет к романтизму.

Ранний этап творчество(10 – 20-е годы) – это время создания сборника «Книга песен», где раскрывается тема связи человека и природы, а также особое место занимает ирония. Тогда же написаны «Юношеские страдания», лирическое интермеццо в котором разрабатывается формой и темой народной поэзии.

Усложнением проблематики отличается сборник «Возвращение на родину», новаторство которого и в появлении зарисовок быта, и в обилии философских размышлений,

Философское осмысление бытия отмечается в сборнике «Северное море», в котором также меняется форма стиха и появляется сатира.

Второй этап творчества Генриха Гейне(30 – 40-е годы) характеризуется поворотом к политическим мотивам(поэма «Германия. Зимняя сказка»).

Последние образцы творчества Генриха Гейне, в частности «Романцеро», отличаются как иронией, так и жизнеутверждающими мотивами.

Из драматургов этого периода выделяют Бюхнера, Гуцкого, Геббеля.

Американская литература.

Здесь также преобладает романтизм, позиции которого будут сохраняться на протяжении всего 19-го века. В этот период меняется общественная ситуация в стране, усиливаются пессимистические настроения во многом обусловленные проблемой рухнувших иллюзий.

В творчестве писателей усиливается внимание к нравственным проблемам, идёт процесс психологизации художественной прозы, в частности Натаниэль Готорн основывает морально-психологическое направление, следствием которого становятся достижения в жанре романа и новеллы.

Философское направление представляет Мелвилл – автор романа «Моби Дик, или Белый Кит», в котором соединяется реалистическое и романтическое начало.

Одним из самых интересных поэтов выступает Уильям Уитмен, с творчества которого начинается новая эпоха в американской поэзии, и открытия которого(переход к свободному стиху, связь с устным народным творчеством) будут восприняты уже в поэзии 20-го века.

Литература рубежа 19-20 веков.

Начиная с конца 19-го века, наступает сложнейший период развития литературы. Началом этого периода выступают события Парижской коммуны(1871 год). Конец периода связан с событиями Первой Мировой Войны.

Специфика этого периода обусловлена двумя особенностями, а именно переходностью, когда в общественно-политической, экономической и духовной жизни происходил своеобразный перелом, а с другой стороны – противоречивостью, когда до предела углублялся разрыв между теорией и практикой, между идеалом и действительностью, между прогрессивными теориями и повсеместной отсталостью.

Литература 20-го века.

В литературе первой половины 20-го века принято считать период между двух мировых войн, в то время как вторая половина – это период после 1945 года до конца века.

В первой и во второй половине века конфликты приобретают глобальность, в частности расширяется понятие социальных обстоятельств персонажа, который дорастает теперь до планетарных масштабов.

Особенно это характерно для писателей, разрабатывающих военную тему, в частности для представителей потерянного поколения.

Под потерянным поколением подразумевается прежде всего молодёжь фронтов первой мировой войны, которая в условиях послевоенного времени находится в состоянии войны со всем окружающим миром. В числе этих писателей Э.М.Ремарк(«На западном фронте без перемен», «Возвращение» «Три товарища» и так далее), Э.Хемингуэй(«Прощай оружие»), Дж.Пассос, У.Фолкнер.

Особо звучат мотивы потерянности у не воевавших писателей, в числе которых Фицджеральд. Для них под потерянностью имеется ввиду не только конфликт человека войны с миром послевоенного времени, но и заброшенность человека в историю, которая лишилась привычных контуров.

Первая половина 20-го века становится временем, когда одним полюсом литературы остаётся реализм(Р.Роллан, Генрикман, Экзюпери, Томас Вульф, Шерлок Андерсон Анри Баргюз).

Другим же полюсом становится модернизм, который начинается от авангардистских школ 10-х годов и заканчивается после 1968 года, когда наступает эпоха постмодернизма.

Стадии развития модернизма.

1) Авангардизм(сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, витализм, школа потока сознания и так далее) 10-20-е годы.

Представители: Арагон, Валери, Элюар, Аполлинер, Георг Трак и так далее.

2) Экзестенционизм, который исходит из таких принципов, как всевластие абсурда, одиночество и свобода индивида, который обречён на постоянный выбор при том, что единственной и комичной истиной для него остаётся смерть, 30-40-е годы.

Представители: Калио, Сартр.

3) Неоавангард, связан с многочисленными школами послевоенного времени, от театра абсурда и театра жестокости до нового романа, 50-60-е годы.

Представители: Ионеско, Беккет, Соррот.

4) Реализм и модернизм, основной поток литературы развивается между этими направлениями, тяготея либо к одному из них, либо сочетая в себе черты обоих управлений.

Черты реализма не уходят из творчества таких признанных отцов модернизма, как Джеймс Джойс, Марсель Трост, Верджиния Вулф, Дэвид Герберт Лоренс.

Ещё более интересной предстаёт поляризация литературы во второй половине 20-го века, где на одном краю стоит элитарный постмодернизм(термин для обозначения современной ситуации в культуре, которая исходит из таких принципов, как отрицание истины, использование приёмов игры и самодовлеющей иронии, что в литературе спроецировано на стилистикой, следствием чего становится тотально цитирование), а с другой – массовое искусство, которое исходит из самодовлеющей читабельности и занимательности, при этом продолжает жить реализм, в том числе и в классическом толстовско-бальзаковском варианте.

Представители постмодернизма: Ю.Кристева, У.Эко, М.Парич, Д.Фауз.