На каком языке писал сказки андерсен. Ганс христиан андерсен - биография, фото, личная жизнь, сказки и книги

Андерсен Ганс Христиан — датский писатель. Мировую славу принесли ему сказки, в которых сочетаются романтика и реализм, фантазия и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре (<Огниво>), проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором (<Стойкий оловянный солдатик>, <Гадкий утенок>, <Русалочка>, <Снежная королева>), сказки осуждают общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство сильных мира сего (<Новое платье короля>).

Возмущение современников Андерсена вызывали сказки «Новое платье короля» и «Огниво». Критики усматривали в них отсутствие морали и уважения к высоким особам. Это, прежде всего, наблюдалось в той сцене, когда принцессу ночью собака приносит ночью в каморку к солдату. Современники считали, что сказки предназначены исключительно детям и не чувствовали своеобразия творческой манеры датского писателя.

Впрочем, современники знали, в отличие от многих из нас, не только Андерсена-сказочника. Творческое наследие Андерсена значительно обширнее: 5 романов и повесть «Счастливчик Пер», более 20 пьес, бесчисленное множество стихотворений, 5 книг путевых очерков, мемуары «Сказка моей жизни», обширная переписка, дневники. И все эти разножанровые произведения по-своему способствовали созданию оригинальной литературной сказки Андерсена, о которой норвежский писатель Бьернстьерне Мартинус Бьернсон справедливо заметил, что в ней «есть и драма, и роман, и философия.

Биография Ганса Христиана Андерсена

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в небольшом городке Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, его мать — Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833) тоже происходила из бедной семьи: в детстве ей даже приходилось просить милостыню, работала прачкой и после смерти была похоронена на кладбище для бедных.

В Дании есть легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, который, по словам Андерсена, был его единственным другом. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась до самой смерти последнего. Убедительность этой легенде придает тот факт, что кроме родственников только Ганс Христиан Андерсен был допущен к королевскому гробу. Однако, не стоит забывать, что к тому времени, Андерсен из сына башмачника превратился в символ и гордость Дании.

А причиной этой фантазии стали рассказы отца мальчика, что он — родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли. Ганс рос утонченно-нервным, эмоциональным и восприимчивым. Обычная школа, где в те времена практиковались физические наказания вызывала у него только страх и неприязнь. По этой причине родители отдали его в еврейскую школу, где подобных наказаний не было. Отсюда навсегда сохранившаяся связь Андерсена с еврейским народом и знание его традиций и культуры; он написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы — на русский язык они не переводились.

В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике.

В возрасте 14 лет Андерсен уехал в Копенгаген: он мечтал попасть в театр. Видел ли он себя знаменитым артистом или режиссером, что грезилось ему во снах, знал только тот долговязый мальчишка, неуклюжий как Гадкий Утенок из написанной им позже сказки. В жизни он готов был на самые маленькие роли. Но даже это далось с огромным трудом. Было все: и бесплодные походы по известным артистам, просьбы и даже нервные слезы. Наконец благодаря его настойчивости и приятному голосу, несмотря на нескладную фигуру, Ганс был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Длилось это недолго: возрастная ломка голоса лишила его возможности выступать на сцене.

Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Опыт был неудачен — книгу покупать не хотели. Точно также не захотели ставить и пьесу в театре, куда отправился юный Андерсен, все еще не потерявший надежды.

Но зато посочувствовавшие бедному и чувствительному юноше люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена, поэтому отношения с ними не складывались. Строгие правила тоже любви не вызывали, а критическое отношение ректора оставило такой неприятный осадок на всю жизнь, что однажды Андерсен написал, что видел его в кошмарах долгие годы.

В 1827 году Андерсен завершил учёбу, однако грамотой он так толком и не обладел: до конца жизни он делал множество грамматических ошибок.

В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие. Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки».

В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок». Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й - в 1845.

К этому времени он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 Андерсен впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи. Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист.

Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально сказочника должны были окружать дети, не было ни одного ребёнка.

Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 год. В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 и похоронен на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене.

Биография Ганса Христиана Андерсена (для детей)

Среди писателей Дании XIX в. наибольшую известность за пределами страны приобрел Ганс Христиан Андерсен. Он родился в провинциальном датском городке Оденсе, на острове Фюн. Отец писателя-сказочника был сапожником, мать – прачкой. В рассказе Андерсена «Пропащая» сынишка прачки в легонькой залатанной одежонке, обутый в тяжелые деревянные башмаки бежит к реке, где его мать, стоя по колено в ледяной воде, полощет чужое белье. Таким запомнилось Андерсену его детство.

Но и тогда ему выпадали радостные, драгоценные минуты, когда отец читал сыну удивительные сказки из «Тысячи и одной ночи», мудрые басни, веселые комедии, а мать, бабушка или старухи соседки рассказывали по вечерам изумительные народные сказки, которые через много лет Андерсен по-своему пересказал детям. Учился Ганс Христиан в школе для бедных, участвовал в самодеятельном кукольном театре, где импровизировал забавные сценки, переплетая жизненные наблюдения с ребячьим вымыслом.

Рано умер отец, и маленькому мальчику пришлось работать на швейной фабрике. В четырнадцать лет Андерсен с узелком в руке и с десятью монетами в кармане пришел пешком в столицу Дании – Копенгаген. Он принес с собой тетрадку, куда с чудовищными орфографическими ошибками записывал крупными буквами свои первые сочинения. Только в семнадцать лет ему снова удалось сесть за парту рядом с маленькими мальчиками, чтобы продолжить образование. Пять лет спустя Андерсен стал студентом Копенгагенского университета.

Бедность, голод, унижения не помешали ему писать стихи, комедии, драмы. В 1831 г. Андерсен создал первую сказку, а начиная с 1835 г. он почти ежегодно дарил детям к Новому году сборники удивительных сказок.

Андерсен много путешествовал. Он подолгу жил в Германии, не раз бывал в Италии, посетил Англию, Францию, Испанию, Португалию, Грецию, Турцию, даже Африку. Он дружил со многими поэтами, писателями, композиторами.

С Гансом Христианом Андерсеном мы часто встречаемся в его сказках. Мы узнаем его и в том студенте из сказки «Цветы маленькой Иды», который умел рассказывать чудеснейшие истории и вырезать из бумаги великолепные дворцы и затейливые фигурки; и в волшебнике Оле-Лукое; и в веселом человеке из сказки «Ель», который, сидя под елкой, рассказывал детям про удачливого Клумпе-Думпе; и в одиноком старичке из сказки «Бузинная матушка», про которого говорили, что, до чего он ни дотронется, на что ни взглянет, из всего выходит у него сказка. Так и Андерсен умел любую мелочь превратить в сказку, и для этого ему не была нужна волшебная палочка.

Андерсен горячо любил простых, трудолюбивых людей, сочувствовал бедным и несправедливо обиженным: Маленькому Клаусу, пахавшему свое поле только по воскресеньям, потому что шесть дней в неделю он работал на поле Большого Клауса; бедной женщине, которая жила на чердаке и каждое утро уходила топить печи в чужих домах, оставив дома больную дочку; садовнику Ларсену, выращивавшему для своих спесивых господ удивительные плоды и цветы. Андерсен ненавидел всех тех, кто считает, что за деньги можно купить все, что в мире ничего нет дороже богатства, и мечтал о счастье для всех людей с добрым сердцем и умелыми руками.

В сказочных историях Андерсена, словно в волшебном уменьшительном зеркале, отразились картины настоящей жизни буржуазной Дании прошлого века. Поэтому даже в его фантастических сказках так много глубокой жизненной правды.

Любимые герои Андерсена – это Соловей, певший звонко и сладостно, живший в зеленом лесу у моря; это Гадкий утенок, которого все обижают; Оловянный солдатик, всегда державшийся стойко, даже в темном брюхе большой рыбы.

В сказках Андерсена счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принес людям радость и надежду. Счастлив розовый куст, каждый день даривший миру новые розы, а не улитка, закупорившаяся в своей раковине («Улитка и розовый куст»). А из пяти горошин, выросших в одном стручке («Пятеро из одного стручка»), самой замечательной оказалась не та, которая раздобрела в затхлой воде водосточного желоба и гордилась тем, что скоро лопнет, а та, которая проросла в щели дощатого подоконника под чердачным окошком. Росток выпустил зеленые листочки, стебелек обвился вокруг бечевки, и однажды весенним утром распустился светло-розовый цветок… Жизнь этой горошины не прошла даром – каждый день зеленое растеньице приносило новую радость больной девочке.

Много лет прошло после смерти великого сказочника, а мы все еще слышим его живой мудрый голос.

Использованы материалы:
Википедия, Энциклопедия для детей

Рубрика:

Андерсен, Ганс Христиан (Andersen, Hans Christian) (1805-1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir). Родился 2 апреля 1805 в городе Оденсе на острове Фюн. Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из «Тысячи и одной ночи» и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами. Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных». Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел.

Благодаря спектаклю «Абеллино - страшный бандит», который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей. Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок - том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета. После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр - его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген. Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии.

И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится». Преодолевая отчаяние, принялся за трагедию Разбойники в Виссенберге. Первый акт опубликовала газета «Арфа», и он впервые получил литературный гонорар. Вдохновленный удачей, взялся за трагедию «Альфсоль». К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й. Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й. Коллина получил королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где был зачислен во второй класс латинской гимназии, где у него не сложились отношения с ее ректором. Много пишет, и его стихотворения Вечер и Умирающее дитя удостаиваются высокой оценки критики. В 1828 поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена - Путешествие пешком от Холь-мен-канала до восточного мыса острова Амагер, где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией.

Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль Любовь на Николаевой башне (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого - эссе-размышление «Теневые картины» (1831) и сборник стихов «Фантазии и эскизы». За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме - со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман « Импровизатор.» После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом.

Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон. Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато помногу раз переписывал и правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки. Помимо поэтических сочинений, путевых заметок и философских эссе, создает романы «Импровизатор» (1835), принесший ему европейскую известность, «Всего лишь скрипач» (1837), «Быть или не быть» (1857). Признание получили его комедия «Первенец» и остросоциальная мелодрама «Мулат"(1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок Дороже жемчуга и злата, Бузинная матушка, Оле-Лукойе. Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837.

(Everi, fortalte for born, кн. 1-3, 1835-1837). В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830-1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Зато физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, «Импровизатор» прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л.Н.Толстой, прочтя сказку Пятеро из одного стручка, отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы». Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу.

Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка Новое платье короля, высмеивающая холуйско-рабскую психологию верноподданничества, порождающую культ ничтожных, «голых» королей. Или магическая ирония Калош счастья и насмешливая ассоциативность, тонкий юмор и образность Свинопаса и Принцессы на горошине и Веселого нрава. В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония - с мистикой. Таковы сказки Тень, Стойкий оловянный солдатик, Огниво, Буря перемещает вывески. Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное - душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. О бессмертии созидательного начала и реальности чудес повествует притчево-многомерная сказка Лен.

Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее творят бумагу. Бумага превращается в книги - вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Пример сказки, равной высокой, светлой трагедии, сказка-притча Мать. Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать.

Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Интересовала Андерсена и проблема истинного и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей - одухотворенных, динамичных и одновременно точных. В сказках «датчанина с впалыми щеками» мы встречаем библейских героев и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. Здесь органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, а дано постичь лишь душой. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки - они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер 4 августа 1875 в Копенгагене. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». В связи с 200-летием со дня рождения 2005 объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

Рождественская открытка с Г.-Х. Андерсеном. Иллюстратор Клаус Беккер - Ольсен

Биография Ганса Христиана Андерсена – история мальчика из бедной семьи, который благодаря своему таланту прославился на весь мир, дружил с принцессами и королями, но всю жизнь оставался одиноким, испуганным и обидчивым

Один из величайших сказочников человечества обижался даже на то, что его называют «детским писателем». Он утверждал, что его произведения адресованы всем и считал себя солидным, «взрослым» писателем и драматургом.


2 апреля 1805 года в семье башмачника Ганса Андерсена и прачки Анны Мари Андерсдаттер в городе Оденсе, расположенном на одном из датских островов – Фюне, родился единственный сын – Ганс Христиан Андерсен.

Деда Андерсена, Андерса Хансена, резчика по дереву, считали в городе сумасшедшим. Он вырезал странные фигурки полулюдей-полуживотных с крыльями.

Бабушка Андерсена-старшего рассказала ему о принадлежности их предков к «высшему обществу». Исследователи не нашли подтверждений этой истории в родословной сказочника.

Возможно, Ганс Христиан полюбил сказки благодаря своему отцу. В отличие от своей жены, тот знал грамоту, и читал сыну вслух разные волшебные истории, в том числе – «Тысячу и одну ночь».

Существует также легенда о королевском происхождении Ганса Христиана Андерсена. Он якобы был незаконным сыном короля Кристиана VIII.

В ранней автобиографии сам сказочник писал о том, как в детстве играл с принцем Фритсом, будущим королём Фредериком VII, сыном Кристиана VIII. У Ганса Христиана, по его версии, не было друзей среди уличных мальчишек – только принц.

Дружба Андерсена с Фритсом, утверждал сказочник, продолжилась и во взрослом возрасте, до самой смерти короля. Писатель рассказывал, что он был единственным человеком, за исключением родственников, кого допустили к гробу покойного.

Отец Ганса Христиана умер, когда тому было 11 лет. Мальчика отправили учиться в школу для бедных детей, которую он посещал время от времени. Он подрабатывал подмастерьем у ткача, затем у портного.

С самого детства Андерсен был влюблен в театр и нередко разыгрывал кукольные представления у себя дома.

Витая в собственных сказочных мирах, он рос чувствительным, ранимым мальчиком, ему тяжело давалась учёба, а не самая эффектная внешность почти не оставляла шансов на театральный успех.

В 14 лет Андерсен отправился в Копенгаген, чтобы стать знаменитым, и со временем это ему удалось!


Однако, успеху предшествовали годы неудач и ещё большей бедности, чем та, в которой он жил в Оденсе.

У юного Ганса Христиана было прекрасное сопрано. Благодаря ему, его взяли в хор мальчиков. Вскоре его голос стал меняться и его уволили.

Он попытался стать танцором в балете, но тоже не преуспел. Долговязый, нескладный с плохой координацией – танцор из Ганса Христиана получился никудышный.

Он попробовал заниматься физическим трудом – опять без особого успеха.

В 1822 году семнадцатилетнему Андерсену наконец-то повезло: он познакомился с Йонасом Коллином (Jonas Collin) – директором Королевского Датского театра (De Kongelige Teater). Ганс Христиан в то время уже пробовал свои силы в сочинительстве, писал он, правда, в основном стихи.

Йонас Коллин был знаком с творчеством Андерсена. По его мнению, у молодого человека были задатки большого писателя. Он смог убедить в этом короля Фредерика VI. Тот согласился частично оплатить образование Ганса Христиана.

Следующие пять лет молодой человек учился в школах в Слагельсе (Slagelse) и Хельсингёра (Helsingør). Оба расположены недалеко от Копенгагена. Замок Хельсингёра всемирно известен, как место

Ганс Христиан Андерсен не был выдающимся учеником. К тому же, он был старше своих одноклассников, они дразнили его, а учителя смеялись над сыном неграмотной прачки из Оденсе, который собирался стать писателем.

Вдобавок, как предполагают современные исследователи, у Ганса Христиана, скорее всего, была дислексия. Вероятно, именно из-за неё он плохо учился и писал до конца жизни по-датски с ошибками.

Андерсен называл годы учёбы самым горьким временем своей жизни. Каково ему приходилось прекрасно описано в сказке «Гадкий утёнок».


В 1827 году из-за постоянных издевательств Йонас Коллин забрал Ганса Христиана из школы в Хельсингёре и перевёл на домашнее обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен сдал экзамен, свидетельствовавший о завершении им среднего образования и позволявший продолжить обучение в Копенгагенском университете.

Годом позже к молодому писателю пришёл первый успех после публикации рассказа, комедии и нескольких стихотворений.

В 1833 году Ганс Христиан Андерсен получил королевский грант, который позволил ему отправиться в путешествие. Следующие 16 месяцев он провёл в поездке по Германии, Швейцарии, Италии и Франции.

Италия особенно полюбилась датскому писателю. За первым путешествием последовали другие. Всего на протяжении жизни он примерно 30 раз отправлялся в длительные заграничные поездки.

В общей сложности он провёл в путешествиях около 15 лет.

Многие слышали фразу «путешествовать значит жить». Не все знают, что это – цитата из Андерсена.

В 1835 году вышел первый роман Андерсена «Импровизатор», ставший популярным сразу же после публикации. В этом же году был напечатан сборник сказок, тоже заслуживший похвалы читающей публики.

Четыре сказки, включённые в книгу, были написаны для маленькой девочки по имени Иде Тиеле, дочери секретаря Академии художеств. Всего Ганс Христиан Андерсен опубликовал около 160 сказок – несмотря на то, что сам не был женат, не имел, и не особенно любил детей.

В начале 1840-ых годов писатель начал приобретать известность за рубежами Дании. Когда в 1846 году он приехал в Германию, а следующем году – в Англию его принимали там уже, как иностранную знаменитость.

В Великобритании сына башмачника и прачки приглашали на великосветские приёмы. На одном из них он познакомился с Чарльзом Диккенсом.

Незадолго до смерти Ганса Христиана Андерсена его признали в Англии величайшим из живущих писателей.

Между тем, в викторианскую эпоху, его произведения публиковались в Великобритании не в переводах, а в «пересказах». В оригинальных сказках датского писателя много печали, насилия, жестокости и даже смерти.

Они не соответствовали представлениям британцев второй половины XIX века о детской литературе. Поэтому, перед публикацией на английском языке из произведений Ганса Христиана Андерсена изымали наиболее «недетские» фрагменты.

По сей день в Великобритании книги датского писателя выходят в двух сильно отличающихся друг от друга вариантах – в классических «пересказах» викторианской эпохи и в более современных переводах, соответствующих исходным текстам.


Андерсен был высок ростом, худощав и сутул. Он любил ходит в гости и никогда не отказывался от угощения (возможно, сказывалось голодное детство).

Однако, он и сам был щедр, угощал друзей и знакомых, приходил им на выручку и старался не отказывать в помощи даже незнакомцам.

Характер при этом у сказочника был весьма скверный и тревожный: он боялся ограблений, собак, потери паспорта; боялся погибнуть в огне, поэтому всегда возил с собой веревку, чтобы во время пожара выбраться через окно.

Ганс Христиан Андерсен всю жизнь мучился от зубной боли, и всерьёз считал, что от количества зубов во рту зависит его плодовитость как автора.

Сказочник боялся отравления – когда скандинавские дети скинулись на подарок любимому писателю и прислали ему самую большую в мире коробку шоколадных конфет, тот в ужасе отказался от гостинца и отправил его своим племянницам (о том, что детей он не особенно любил мы уже упоминали).


В середине 1860-ых годов Ганс Христиан Андерсен стал обладателем автографа русского поэта Александра Пушкина.

Путешествуя по Швейцарии, он в августе 1862 года познакомился с дочерьми русского генерала Карла Мандерштерна. В своём дневнике он описывал частые встречи с молодыми женщинами, во время которых они много говорили о литературе и искусстве.

В письме от 28 августа 1868 года Андерсен писал: «Я рад знать, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я частично знаю, начиная от Карамзина до Пушкина и вплоть до новейшего времени».

Старшая из сестёр Мандерштерн, Елизавета Карловна, пообещала датскому писателю раздобыть для его коллекции рукописей автограф Пушкина.

Своё обещание она смогла выполнить спустя три года.

Благодаря ей, датский писатель стал обладателем страницы из тетради, в которую в 1825 году, готовя к публикации свой первый сборник стихотворений, Александр Пушкин переписал несколько отобранных им произведений.

Находящийся ныне в собрании рукописей Андерсена в Копенгагенской королевской библиотеке пушкинский автограф – всё, что сохранилось от тетради 1825 года.


Среди друзей Ганса Христиана Андерсена были и королевские особы. Точно известно, что ему покровительствовала датская принцесса Дагмар, будущая императрица Мария Фёдоровна, мать последнего российского императора Николая Второго.

Принцесса была очень добра к пожилому писателю. Они подолгу разговаривали, гуляя по набережной.

Ганс Кристиан Андерсен был среди тех датчан, кто провожал её в Россию. После расставания с юной принцессой он записал в своем дневнике: «Бедное дитя! Всевышний, будь милостив к ней и милосерден. Страшна её судьба».

Предвидение сказочника сбылось. Марии Фёдоровне было суждено пережить умерших страшной смертью мужа, детей и внуков.

В 1919 году ей удалось покинуть охваченную гражданской войной Россию. Она скончалась в Дании в 1928 году.

У исследователей биографии Ганса Христиана Андерсена нет однозначного ответа на вопрос о его сексуальной ориентации. Он, несомненно, хотел нравится женщинам. Однако, известно, что он влюблялся в девушек, с которыми у него не могли возникнуть отношения.

Кроме того, он был очень застенчив и неловок, особенно в присутствии женщин. Писатель знал об этом, что только усиливало его неловкость при общении с противоположным полом.

В 1840 году в Копенгагене он встретил девушку по имени Дженни Линд. 20 сентября 1843 года он записал в своем дневнике «Я люблю!». Он посвящал ей стихи и писал для неё сказки. Она же обращалась к нему исключительно «братец» или «дитя», хотя ему было под 40, а ей – всего 26 лет. В 1852 Дженни Линд вышла замуж за молодого пианиста Отто Гольдшмидта.

В 2014 году в Дании было объявлено о том, что найдены ранее неизвестные письма Ганса Христиана Андерсена

В них писатель призновался своему давнишнему другу Кристиану Войту, что на несколько поэм, написанных им после замужества Риборг, его вдохновили чувства к девушке, которую он называл любвью всей своей жизни.

Судя по тому, что письмо от Риборг он носил в мешочке на шее до самой своей смерти, Андерсен действительно любил девушку на протяжении всей жизни.

Другие известные личные письма сказочника позволяют предположить, что у него могла быть связь с датским балетным танцором Харальдом Шарффом (Harald Scharff). Известны также комментарии современников по поводу их предполагаемых отношений.

Однако, не существует доказательств бисексуальности Ганса Христиана Андерсена – и невелика вероятность того, что они когда-нибудь появятся.

Писатель и по сей день остаётся загадкой, уникальной личностью, чьи мысли и чувства были и остаются окутанными тайной.

Андерсен не хотел иметь своего дома, особенно он боялся мебели, а из мебели больше всего – кроватей. Писатель опасался, что кровать станет местом его кончины. Отчасти его страхи оправдались. В возрасте 67 лет он упал с кровати и получил сильные травмы, которые лечил ещё три года, до самой смерти.

Считается, что в старости Андерсен стал еще более экстравагантен: проводя много времени в публичных домах, он не прикасаясь к работавшим там девушкам, а просто разговаривал с ними.

Хотя со дня кончины сказочника прошло почти полтора века, на его родине до сих пор время от времени находят ранее неизвестные документы, рассказывающие о его жизни, письма Ганса Христиана Андерсена

В 2012 году в Дании нашли неизвестную прежде сказку под названием «Сальная свечка».

«Это сенсационное открытие. С одной стороны, потому, что это, скорее всего, самая первая сказка Андерсена, с другой стороны, она показывает, что он интересовался сказками ещё в юном возрасте, до того, как стал писателем», – сказал о находке специалист по творчеству Андерсена Эйнар Стиг Аскгор из городского музея города Оденсе.

Он же предположил, что обнаруженная рукопись «Сальная свечка» была создана сказочником ещё в школе – около 1822 года.


Проект первого памятника Гансу Христиану Андерсену начали обсуждать ещё при его жизни.

В декабре 1874 года в связи с приближавшимся семидесятилетием сказочника было объявлено о планах установить его скульптурное изображение в Королевском саду замка Розенборг, где он любил гулять.

Была собрана комиссия и объявлен конкурс проектов. 10 участников предложили в общей сложности 16 работ.

Победил проект Аугуста Собюэ. Скульптор изобразил сказочника, сидящим в кресле в окружении детей. Проект вызвал возмущение Ганса Христиана.

«Я и слова не мог бы сказать в такой атмосфере», – заявил писатель Аугусту Собюэ. Скульптор убрал детей, и Ганс Христиан остался в одиночестве – с одной лишь книгой в руках.

Ганс Христиан Андерсен умер 4 августа 1875 года от рака печени. День похорон Андерсена был объявлен в Дании днём траура.

На прощальной церемонии присутствовали члены королевской семьи.

Находится на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Знаменитый датский сказочник Ханс Христиан Андерсен родился весенним, погожим днём 2 апреля 1805 году в Однесе, который находится на острове Фюн. Родители Андерсена были небогатые. Отец Ханс Андерсен был башмачником, а мать Анна Мари Андерсдаттер работала прачкой, и также была не из знатной семьи. С самого детства она бедствовала, прося подаяние на улице, а после смерти ее похоронили на кладбище для бедных.

Тем не менее, в Дании «ходит» легенда о том, что Андерсен имел королевское происхождение, ведь в своей ранней биографии он не раз упоминал о том, что в детстве ему приходилось играть с самим принцем датским Фритсом, который в итоге стал королём Федериком VII.

Согласно фантазии Андерсена, их дружба с принцем Фритсом продолжалась на протяжении всей жизни и до самой смерти Фритса. После смерти монарха только родственники и он был допущен к гробу покойного короля…

А послужили возникновению таких фантазийных мыслей у Андерсена, рассказы его отца, будто он является неким родственником самого короля. С раннего детства у будущего писателя проявлялась большая склонность к мечтательности и буйное воображение. Он не раз делал в доме импровизированные домашние спектакли, разыгрывал разные сцены, которые вызывали смех и издевательство со стороны его сверстников.

1816 год стал тяжёлым для молодого Андерса, у него умер отец и ему пришлось самому зарабатывать на пропитание. Трудовую жизнь он начал с подмастерья у ткача, после он работал помощником портного. Продолжилась трудовая деятельность мальчика на сигаретной фабрике…

С раннего детства мальчик с большими голубыми глазами имел довольно таки замкнутый характер, он всегда любил сидеть где - то в уголке и играть в кукольный театр (любимую свою игру). Любовь к театру кукол он пронёс в душе на протяжении всей его жизни…

С раннего детства Андерсен отличался эмоциональностью, вспыльчивостью и надмерной восприимчивостью, что приводило к физическим наказаниям в школах того времени. Такие причины заставили мать мальчика отдать его в еврейскую школу, где не практиковалось проведение разного рода экзекуций.

Поэтому Андерсен навсегда сохранил связь с еврейским народом, прекрасно знал его традиции и культуру. Он даже написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы. Но, к сожалению, их не перевели на русский язык.

Юность

Уже в возрасте 14 лет мальчик отправился в столицу Дании Копенгаген. Отпуская его так далеко, мать очень надеялась, что он в скором времени вернётся обратно. Покидая свой дом, мальчик сделал своего рода сенсационное заявление, он сказал: «Я еду туда, чтобы стать знаменитым!». А также он хотел найти работу. Она должна быть ему по душе, то есть работа в театре, который ему так нравился, и который он очень любил.

Средства на поездку он получил по рекомендации человека, в доме которого он не раз устраивал импровизированные спектакли. Первый год жизни в Копенгагене не продвинул мальчика к мечте работать в театре. Он как - то пришёл на дом к известной (в те времена) певице и в растроганных чувствах начал просить ее помочь ему устроиться на работу в театр. Чтобы избавиться от странного и неуклюжего подростка, дама пообещала содействовать ему. Но так и не выполнила данного обещания. Спустя много лет она как - то признается ему, что в тот момент она приняла его за человека, у которого помутился разум…

В те годы сам Ганс Кристиан был долговязым, неуклюжим подростком с длинным носом и тонкими конечностями. По сути, он являлся аналогом Гадкого Утёнка. Но он обладал приятным голосом, которым излагал свои просьбы, и то ли поэтому, или просто из жалости, Ганса все-таки приняли в лоно Королевского театра, несмотря на все свои внешние недостатки. К сожалению, ему давали роли второго плана. Успеха в театре он не достиг, а с ломкой голоса (возрастной) его в скором времени и вовсе уволили…

Но Андерсен в то время уже сочинял пьесу, которая имела пять актов. Он написал королю ходатейственное письмо, в котором убедительно просил монарха дать деньги на издание его труда. В книгу входили также стихи писателя. Ганс сделал все, чтобы книга покупалась, то есть провёл рекламные акции в газете, анонсируя издание, но ожидаемых продаж не последовало. Но сдаваться он не хотел и понёс свою книгу в театр, надеясь поставить спектакль по своей пьесе. Но и тут его ожидала неудача. Ему отказали, мотивируя отказ полным отсутствием профессионального опыта у автора…

Тем не менее, ему дали шанс и предложили учиться. Потому что уж очень сильное у него было желание проявить себя неординарно…

Людьми, которые сочувствовали бедному подростку, была направлена просьба самому королю Дании, в которой они просили разрешить подростку учиться. И «Его Величество» прислушался к просьбам, разрешив Гансу учиться в школе, сначала в городе Слагельсе, а после в городе Эльсиноре, причём за счёт государственной казны…

Такой поворот событий, как ни кстати, подошёл талантливому подростку, потому что теперь ему не нужно было думать о том, как заработать на пропитание. Но наука в школе далась Андерсену нелегко, во - первых он был значительно старше учеников, с которыми учился, и испытывал некий дискомфорт по этому поводу. Также он все время подвергался нещадной критике со стороны ректора учебного заведения, по поводу которой он слишком переживал…. Очень часто он видел этого человека в своих кошмарных снах. После он скажет о годах, проведённых в стенах школы, что это была самая мрачная пора в его жизни…

Завершив свою учёбу в 1827 году, он так и не смог осилить правописание, и до конца жизни делал в письме грамматические ошибки…

В личной жизни ему так же не повезло, он никогда не был женат и не имел своих детей…

Творчество

Первый успех писателю принёс фантастический рассказ под названием «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера», который был опубликован в 1833 году. За это произведение писатель получил вознаграждение (от короля), которое позволило ему осуществить путешествие за границу, о котором он так мечтал…

Такой факт стал импровизированной стартовой площадкой для Андерсона и он начал писать много разных литературных произведений (в том числе и знаменитые «Сказки», которые его прославили). Ещё раз писатель делает попытку найти себя на театральных подмостках в 1840 году, но вторая попытка, как и первая, не приносит ему полной сатисфакции…

Но зато на писательском поприще он имеет определённый успех, издав свой сборник под названием «Книга с картинками без картинок». Также имели продолжение и «Сказки», которые в 1838 году вышли вторым выпуском, а в 1845 году появились «Сказки – 3»…

Он становится знаменитым писателем, причём известным не только в своей стране, а и в странах Европы. Летом 1847 года он смог впервые посетить Англию, где его встретили триумфально…

Он и дальше старается писать пьесы, романы, стараясь прославиться, как драматург и романист. В то же время он ненавидит свои сказки, которые и принесли ему истинную славу. Но тем не менее сказки из подего пера появляются снова и снова. Последняя сказка, которая была им написана, появилась в период Рождества 1872 года. В том же году по неосторожности писатель упал с кровати и сильно покалечился. Ему так и не удалось оправиться от полученных при падении травм, (хотя прожил после падения ещё целых три года). Скончался знаменитый сказочник летом 1875 года 4 августа. Похоронен он на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене…

Датская литература

Ганс Христиан Андерсен

Биография

АНДЕРСЕН, ГАНС-ХРИСТИАН (Andersen, Hans Christian) (1805−1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir).

Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из Тысячи и одной ночи и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами.

Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных».

Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел.

Благодаря спектаклю Абеллино - страшный бандит, который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей.

Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок - том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета.

После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр - его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген.

Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии. И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится».

Преодолевая отчаяние, принялся за трагедию Разбойники в Виссенберге. Первый акт опубликовала газета «Арфа», и он впервые получил литературный гонорар. Вдохновленный удачей, взялся за трагедию Альфсоль.

К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й. Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й. Коллина получил королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где был зачислен во второй класс латинской гимназии, где у него не сложились отношения с ее ректором. Много пишет, и его стихотворения Вечер и Умирающее дитя удостаиваются высокой оценки критики. В 1828 поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии.

В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена - Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер, где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией. Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль Любовь на Николаевой башне (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого - эссе-размышление Теневые картины (1831) и сборник стихов Фантазии и эскизы. За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме - со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман Импровизатор.

После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом. Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон.

Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато помногу раз переписывал и правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки.

Помимо поэтических сочинений, путевых заметок и философских эссе, создает романы Импровизатор (1835), принесший ему европейскую известность, Всего лишь скрипач (1837), Быть или не быть (1857). Признание получили его комедия Первенец и остро социальная мелодрама Мулат.(1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок Дороже жемчуга и злата, Бузинная матушка, Оле-Лукойе.

Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837. (Everi, fortalte for born, кн. 1−3, 1835−1837). В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830−1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Зато физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, „Импровизатор“ прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л. Н. Толстой, прочтя сказку Пятеро из одного стручка, отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы». Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу. Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка Новое платье короля, высмеивающая холуйско-рабскую психологию верноподданничества, порождающую культ ничтожных, «голых» королей. Или магическая ирония Калош счастья и насмешливая ассоциативность, тонкий юмор и образность Свинопаса и Принцессы на горошине и Веселого нрава. В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония - с мистикой. Таковы сказки Тень, Стойкий оловянный солдатик, Огниво, Буря перемещает вывески. Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное - душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. О бессмертии созидательного начала и реальности чудес повествует притчево-многомерная сказка Лен. Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее творят бумагу. Бумага превращается в книги - вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Пример сказки, равной высокой, светлой трагедии, сказка-притча Мать. Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать. Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Интересовала Андерсена и проблема истинного и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей - одухотворенных, динамичных и одновременно точных. В сказках «датчанина с впалыми щеками» мы встречаем библейских героев и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. Здесь органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, а дано постичь лишь душой. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки - они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер 4 августа 1875 в Копенгагене. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». В связи с 200-летием со дня рождения 2005 объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

Ганс-Христиан Андерсен родился в семье прачки и сапожника-плотника, в городе Оденсе (остров Фюн) второго апреля 1805 года. Его детство прошло с рассказами и песнями отца и вырезными фигурками его деда. Мать научила его швейному мастерству. После просмотра спектакля Абеллино «Страшный бандит», он начал придумывать свою первую пьесу, делая для нее кукольных артистов. Письму и чтению обучился к 10 годам, начальную школу закончить не смог.

Когда Гансу исполнилось 12 лет, его отец умер. И мальчику пришлось идти помощником сначала на суконную а потом на табачную фабрику. Заработав немного денег, четырнадцатилетний Христиан отправился в Копенгаген в 1819г.. Там он получал уроки балета, латыни, немецкого и датского языка. Также начал углублять свои знания в мировой поэзии и драматургии. Живя в голоде и бедности начинает писать свою первую трагедию «Разбойники в Виссенберге». За публикацию первого акта в газете «Арфа», получил свой первый гонорар. После чего начал писать трагедию «Альфсоль». В Это время стает знаменит среди копенгагенских знаменитостей. За содействия Й. Коллина ему достается королевская стипендия. 1822 - был принят во второй класс латинской гимназии в Слагельсе. В те годы очень много пишет, а его стихи «Умирающее дитя», «Вечер» очень высоко оценивают критики.

1828 год – зачислен в Копенгагенский университет и получил звание кандидата философии. Первая романтическая проза Ганса вышла в 1829. Большой триумф ему приносит его водевиль «Любовь на Николаевой башне» 1829. В 1831 написал «Теневые картины» и сборник стихов «Фантазии и эескизы». В 1833 сотворил для короля Дании Фредерика цикл стихов. В Риме начинает писать «Импровизатор»1835 - первый роман. После этого написал эссе о Микеланджело и Рафаэле, «Всего лишь скрипач» 1837, «Быть или не быть» 1857, «Мулат» 1840. С 1835 по 1837 мир увидели его три выпуска Сказок. В 1843 встретил свою последнюю и самую сильную любовь оперную певицу Иени Линд. Но их встреча не принесла ничего хорошего для сердца Андерсена. Он умирает холостяком 4 августа 1875 г. в Копенгагене.

Произведения

Снежная королева