Музыкальный композитор моцарт. Биография Моцарта кратко

Возможно мир не узнал бы об Амадее Моцарте, если бы его отец Леопольд не был музыкантом и не разглядел вовремя талант мальчика. Однако, по мнению большинства, Моцарт не был бы тем, кем он стал, если бы не особая связь между ним и Богом. Амадей не просто писал божественные воспроизведения, он создал собственный неповторимый стиль, на который не накладывается отпечаток времени.

«Свадьба Фигаро» - вершина оперных произведений

Среди музыкальных произведений Моцарта наибольшей популярностью пользуются оперы, как классические, так и комические. За всю жизнь Амадей более 20 опер, среди которых такие жемчужины , как «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Школа влюбленных», «Похищение из Сераля» и, конечно же, «Свадьба Фигаро».

Амадей не желал иметь постоянной работы, таким образом, он в любой момент мог поучаствовать в любом интересном ему проекте. Благодаря такой системе и появилось большинство произведений Моцарта.

Музыку к «Свадьбе Фигаро» Моцарт сочинял 5 месяцев, начиная с декабря 1785 года. Премьера оперы 1 мая 1786 года в Вене, несмотря на то что многие этого не желали. Сальери и многие из придворного театра графа Розенберга по репетициям поняли, что «Свадьба Фигара» - шедевр более высокого уровня искусства. Они всячески пытались отсрочить премьеру, боясь после нее потерять собственный авторитет.

Премьера действительно принесла Моцарту победу, несмотря на то что «Свадьба Фигаро» была некоторое запрещена из-за . Эта победа за последние 2 века не только не поблекла, но и еще больше засияла.

«Реквием» - последнее произведение Моцарта

В 1791 году с Моцартом анонимно связался таинственный заказчик, предложивший написать реквием, который прозвучит на похоронах его скончавшейся жены. На этот момент Амадей уже страдал от неизвестной тогда болезни и решил принять предложение в качестве последнего своего заказа. Многие считают, что подсознательно Моцарт писал реквием для собственных похорон.

Несмотря на свою музыкальную гениальность, Моцарт не умел грамотно вести свои финансовые дела, поэтому его благосостояние постоянно менялось: от шика и блеска до абсолютной нищеты.

К сожалению, великий композитор не успел закончить свое последнее произведение, он умер, не дописав его. По просьбе его жены Констанции произведение было закончено одним из учеников Амадея – Францом Зюссмайером и передано заказчику. Позже выяснилось, что последним клиентом Моцарта оказался граф Франц фон Вальзег, который любил выдавать чужие произведения за свои собственные, что он и сделал, присвоив посмертный шедевр великого композитора себе.

Позже Констанция смогла опознать произведение собственного мужа и правда восторжествовала. Однако история с «Реквием» так и осталась не ясной до конца: известно, что большая часть произведения была написана Моцартом, но вычислить, что именно добавил его ученик, так и не удалось. Но, несмотря на это, «Реквием» - величайшее произведение, одна из самых трогательных работ Моцарта.

Связанная статья

Моцарт является одним из самых выдающихся деятелей мировой культуры и искусства. Имя этого музыкального гения известно не только в Европе, но и во всем мире. Многие произведения автора стали настоящими шедеврами мировой музыки и до сих пор впечатляют слушателей со всего мира.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге, однако из-за некоторых изменений эта принадлежит Австрии, поэтому австрийцы гордо называют композитора «своим ». Рожденный в 1756 году, гений музыки творил что-то невообразимое, когда подходил к и начинал сочинять. «Свадьба Фигаро» – именно Моцарта многие искусствоведы называют королем оперных произведений.


Все его композиции воспринимаются по сей день с восторгом. Маленький мальчик Иоганн примерно в три года уже отличался уникальными музыкальными способностями и любовью к музыке. Позже он стал играть на скрипке, клавесине, органе и фортепьяно.


Лондонские и голландские специалисты восхищались маленьким талантом и ставили над ним эксперименты, полагая, что у него настоящий Божий дар.


Виртуозный мелодист начал обучаться музыке, а позже посвятил себя сочинительскому делу. Граф Франц фон Вальзег, долгое время притворявшийся анонимным заказчиком, стал толчком для того, чтобы Моцарт написал один из своих шедевров – «Реквием». Многие считают, что композитор писал эту музыку, чтобы попрощаться с самим собой.


В итоге, не дописав «Реквием», веселый и одновременно печальный гений умер в 1791 году, а за него доработал сочинение один из его счастливых учеников – Франц Зюссмайер.


Среди произведений Моцарта можно выделить и следующие: «Похищение из сераля», «Davide penitente» (Кающийся Давид), «Дон Жуан», «Милосердие Тита».


Видео по теме

Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта природа наделила феноменальным музыкальным дарованием. За короткую жизнь, с раннего детства переполненную выступлениями на концертах, гениальным музыкантом было создано очень много произведений разных жанров.

Инструкция

Музыкальный мир Вольфганга Амадея Моцарта представляется слушателям с разных сторон: в нем скрыты недосягаемые тайны и предельно ясно ощущается окружающая действительность, он уносит в космические дали и существует неотделимо от человека.

Талант музыканта Моцарт унаследовал от своего отца, придворного скрипача и композитора, под умелым руководством которого развивались музыкальные способности детей. Гениальность мальчика проявилась уже в четырехлетнем возрасте: он стремительно овладевал искусством игры на нескольких музыкальных инструментах, даже сочинял музыку. Во время гастрольных поездок отца выступления сестры клавиристки и брата, певца, музыканта, дирижера и импровизатора, вызывали бурный восторг у публики.

В четырнадцатилетнем возрасте он уже обладатель папского ордена «Золотой шпоры», член Филармонической академии в итальянском городе Болонья.

Первые симфонии появились у маленького композитора после знакомства с немецким известным сочинителем музыки Бахом, а в двенадцатилетнем возрасте талантливый Вольфганг получает музыкальные заказы. Но столичные европейские дворы не обратили внимание на одаренного юношу, и Моцарту пришлось исполнять должность концертмейстера при дворе родного города Зальцбург. Это время создания духовной музыки, развлекательных пьес, к которым он обращался и в своем дальнейшем творчестве. Многие любители классической музыки знают переполненную юмором «Маленькую ночную серенаду». В огромном ряду произведений, созданных композитором, высоко стоит передающая мятежное настроение эпохи «Бури и натиска» Симфония соль минор №25.

Симфонии для скрипки, клавирные сонаты, постановки опер – музыкальное наследие, оставленное Моцартом до прибытия его в Вену. Венский дебют композитора, произведение «Похищение из сераля», был высоко оценен, но в дальнейшем заказы на оперы поступали нечасто.

Главные творения Вольфганга Амадея Моцарта – оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан». Опера «Волшебная флейта», воспевающая светлое и разумное, исполненный скорбным чувством незавершенный гением Реквием – последние творения великого композитора, навсегда оставшиеся бессмертными.

Художественные интересы композитора, по-новому глубоко и серьезно воплощенные, формировались под воздействием произведений Баха, Генделя, Гайдна.

Музыка талантливого композитора приобретала глубоко индивидуальные черты, становилась совершенной, а в венском дворе он был необходим только как создатель танцев для проведения маскарадов.

Для последующих поколений Моцарта является неподражаемым образцом музыкального искусства. Художественный мир великого композитора населяют самые разнообразные персонажи, передающие особенности человеческих характеров. От произведений веет духом событий, совершающихся в эпоху жизни гения, главным из которых является Великая французская революция.

Согласно исследованиям медиков и психологов, музыка Моцарта способна излечивать людей от разных болезней, так как она обладает положительной энергетикой. Особенный эффект музыка австрийского композитора производит на детей, оказывая плодотворное действие на их психику и интеллект.

Источники:

  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Музыка Моцарта. Лечение и улучшение мозговой активности

Совет 4: Леопольд Моцарт: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Иоганн Георг Леопольд Моцарт, одаренный музыкант и выдающийся педагог, родился 14 ноября 1719 года в Аугсбурге. В пять лет он был зачислен в иезуитскую гимназию, которую окончил в семнадцать лет с прекрасными откликами относительно его успехов в учебе (диплом magna cum laude) и поведения. В те моменты своей жизни Леопольд не стремился к соответствующим профессиональным устремлениям, но в процессе обучения, однако, усердно занимался музыкой, пением в хоре, игрой на органе.

Биография с аспектами творчества, карьеры и личной жизни

Леопольд Моцарт по причине смерти своего отца не смог тотчас же продолжить обучение по окончании гимназии. Тем не менее уже год спустя он простился со своим родным домом и отправился в Зальцбург, который в то время был суверенным городом Священной Римской империи и резиденцией Примаса Германии, что в свою очередь определяло его как центр политической, культурной и духовной жизни.

В ноябре 1737 года он был зачислен в университет, а уже 22 июля 1738 года ему было присвоено звание Studiosus philosophiae Baccalaureus. B сентябре 1739 года Иоганн Георг Леопольд Моцарт был исключен из университета. Разумеется, что все это время юноша Леопольд Моцарт старательно занимался музыкой, благодаря чему после исключения из университета поступил на службу к канонику Зальцбургского собора графу фон Турн-Вальсассина на должность камердинера, что в те времена знаменовало персону, которая выполняла функции музыканта и личного секретаря.

Тягостным и долгим был путь к приобретению постоянного места оплачиваемой службы, но 1747 году Леопольд был уже придворным музыкантом Зальцбургского архиепископа и был способен, в конце концов, создать семью с Анной Марией Вальбургой Пертль в феврале 1748 года.

Манера его композиций, будучи весьма самобытной, охватывает азы народной музыки и являет собой яркий пример так называемого пограничного стиля на стыке эпох барокко и раннего классицизма. Будучи членом Лейпцигского «Общества музыкальных наук», Леопольд Моцарт состоял в переписке с такими известнейшими музыковедами, как Христиан Фюрхтеготт Геллерт и Фридрих Вильгельм Марпург. Именно Марпург писал о «Школе»: «Потребность в такого рода труде возникла давно, но мы не могли и надеяться на его обретение: одаренный и основательный виртуоз, разумный и методичный учитель, образованный музыкант; качества, каждое из которых уже делает обладателя его достойным человеком, собраны здесь воедино».

Успех «Школы» был огромен. Она выстояла два пожизненных издания - в 1756 и 1769 годах, третье в 1787 году, а следующее уже в 1800-м. Книга была переведена на голландский и французский языки в 1766 и 1770 годах, а в 1804 году - на русский язык. Музыкальный талант Вольфганга Амадея и Марии Анны, которая была знаменита как Наннерль стали явными уже в 1759 году. С этого момента Леопольд приобретает известность отца одаренных детей, который чрезвычайно усердно вкладывает свои силы в их музыкальное образование и заботится об их карьере. Да, в Европе уже воцарилась эпоха Просвещения, но сестра Вольфганга реализовывала в себе роль хозяйки, матери и жены.

С каждым годом взросления своего сына внимание Леопольда Моцарта к собственным сочинениям и карьере придворного музыканта стремительно снижалось. С 1763 года и до самой своей смерти он оставался вице-капельмейстером, так и не став первым или главным капельмейстером двора. Для того чтобы сопровождать детей в поездках, где, к слову сказать, он проявил себя прекрасным и неутомимым наставником и организатором, ему приходилось, невзирая на неудовольствие вышестоящих и лично архиепископа, отлучаться на все более длительные сроки. За самовольные отлучки в 1777 году он даже был уволен со службы, где, впрочем, его вскоре восстановили.

В то время как Вольфганг Амадей с 1777 года бывал в родном доме лишь наездами, а в 1781-окончательно переселился в Вену, его отец продолжал служить и заниматься преподаванием в Зальцбурге. Его дочь, Наннерль, в свои года вышла замуж и переехала в Санкт-Гильген. Леопольд Моцарт в свои последние годы жизни много путешествовал, по большей части в Баварию, стал членом масонской ложи и безустанно восторгался успехами любимого сына, с которым он в последний раз встретился в 1785 году в Вене.

28 мая 1787 года после трех месяцев болезни, он скончался на руках у своей дочери и был похоронен на кладбище Св. Себастьяна. После смерти его имущество было пущено с молотка.

Фундаментальный вклад в историю музыки

Отобразить все аспекты личности Леопольда Моцарта в нескольких словах весьма затруднительно. Ведь он являлся одновременно и ретивым католиком, и приятелем протестантов и евреев, и предостерегателем своего сына от продолжительных пребываний в лютеранских или кальвинистских странах, и противником ханжей и святош, которые, по его мнению, не были достойны своего сана. Он был поборником гигиены, почитателем общения, карт и шахмат. В последние годы, искренне горюя по своей умершей жене, он состоял в трогательной переписке с баронессой Элизабет фон Вальдштеттен. Он был одаренным музыкантом и выдающимся педагогом. Его «Фундаментальная школа скрипичной игры» - это, бесспорно, существенная работа, благодаря которой Леопольд Моцарт остался в истории музыки на века.

Моцарт Вольфганг Амадей (1756- 1791), австрийский композитор.

Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.

Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1765 г. были опубликованы и исполнены в концертах его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний. В 1769 г. он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге. Уже в 1770 г. Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры. В том же году в Милане была поставлена первая опера Моцарта «Митридат, царь понтийский». В 1772 г. там же поставлена вторая опера - «Луций Сулла», а в 1775 г. в Мюнхене - опера «Мнимая садовница». В 1777 г. архиепископ разрешил композитору отправиться в большое путешествие по Франции и Германии, где Моцарт концертировал с неизменным успехом.

В 1779 г. он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но в 1781 г. отказался от неё и переехал в Вену. Здесь Моцарт закончил оперы «Идоменей» (1781 г.) и «Похищение из сераля» (1782 г.). В 1786-1787 гг. написаны две, пожалуй, самые известные оперы композитора - «Свадьба Фигаро», поставленная в Вене, и «Дон Жуан», который был впервые поставлен в Праге.

В 1790 г. снова в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы - «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить.

Закончил сочинение Ф. К. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Сальери. Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л. фон Кёхеля (почитателя творчества Моцарта и составителя наиболее полного и общепринятого указателя его сочинений), композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - великий австрийский композитор, дирижер. Представитель Венской классической школы музыки, автор более 600 музыкальных произведений.

Ранние годы

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

Музыкальный талант Моцарта обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Следующие несколько лет (1770-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат - царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики.

Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

Расцвет творчества

С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

В краткой биографии Вольфганга Моцарта стоит отметить, что женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

Пик славы

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» - эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора — Зюсмайер.

Смерть

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Интересные факты

  • Из семерых детей в семье Моцартов выжили только двое: Вольфганг и его сестра Мария Анна.
  • Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет - свою первую симфонию, а в 12 лет - первую оперу.
  • Моцарт присоединился к масонству в 1784 году, писал музыку для их ритуалов. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд.
  • По совету друга Моцарта, барона ван Свитена, композитору не устраивали дорогих похорон. Вольфганга Амадея Моцарта похоронили по третьему разряду, как бедняка: его гроб зарыли в общей могиле.
  • Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Научно доказано, что его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить.

И, еще немного из жизни Моцарта...

Обыкновенный вундеркинд

Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда любящий отец отнял у малыша неоконченную нотную запись, он изумленно воскликнул:

— Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!

— Какие глупости, папа! — возразил Моцарт,- его может сыграть даже ребенок. Например я.Трудное детство

Все детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок развлекал великосветскую публику: играл на клавире с закрытыми глазами — отец закрывал ему лицо платком. Тем же платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой.

На одном из концертов на эстраду вдруг вышла кошка... Моцарт бросил играть и со всех ног помчался к ней. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным, и на сердитый окрик отца отвечал:

— Ну, папочка, еще чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет...

Снизошел...

После выступления маленького Моцарта в императорском дворце, юная эрцгерцогиня Мария-Антуанетта решила показать ему свое роскошное жилище. В одном из залов мальчик поскользнулся на паркете и упал. Эрцгерцогиня помогла ему подняться.

— Вы так добры ко мне... — сказал юный музыкант. — Пожалуй, я на вас женюсь.

Мария-Антуанетта рассказала об этом своей матери.

Императрица с улыбкой спросила маленького «жениха», почему он сделал такой выбор?

— Из благодарности, — ответил Моцарт.

Поговорили...

Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.

— Ты так замечательно играешь! — сказал он юному музыканту. — Мне никогда так не научиться...

— Да что ты! -удивился маленький Вольфганг. — Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову...

— Не знаю... Мне в голову приходят только стихи...

— Вот это да! — восхитился малыш. — Наверно, писать стихи очень трудно?

— Да нет, совсем легко. Ты попробуй... Собеседником Моцарта был юный Гёте.

Простодушный

Как-то раз некий высокопоставленный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным Моцартом, который к тому времени уже приобрел мировую славу.

Но как обратиться к мальчику? Сказать Моцарту «ты» — неудобно, слишком велика его слава, а сказать «вы» — слишком много чести, для мальчика...

После долгих размышлений этот господин наконец нашел удобную, как ему показалось, форму обращения к юной знаменитости.

— Мы были во Франции и Англии? Мы имели большой успех? — спросил сановник.

— Я-то там бывал, сударь. Но вот вас я признаться, нигде, кроме Зальцбурга, не встречал! — ответил ему простодушный Вольфганг.

Желание академика

В семь лет Вольфганг написал свою первую симфонию, в двенадцать лет — первую оперу «Бастьен и Бастьена». В Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в четырнадцать лет...

Когда отец поздравлял его, он сказал:

— Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?

Рыцарь золотой шпоры

В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель — преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского...

Узнав о «похищении», Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры...

Чем взять аккорд?...

Как-то раз Моцарт решил подшутить над Сальери.

— Я написал такую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме... меня! — сообщил он приятелю.

Посмотрев ноты, Сальери воскликнул:

— Увы, Моцарт, ты тоже не сумеешь сыграть это. Ведь тут обе руки должны исполнять труднейшие пассажи, причем на противоположных концах клавиатуры! И именно в этот момент необходимо взять несколько нот посередине клавиатуры! Даже если играть еще ногой, все равно исполнить написанное не удастся — слишком быстрый темп...

Моцарт, весьма довольный, рассмеялся, сел за клавир и... исполнил пьесу в точности так, как она была написана. А сложный аккорд посередине клавиатуры он взял... носом!

Уточнение

Однажды, составляя бумагу со сведениями о своих доходах, Моцарт указал, что как придворный композитор императора Иосифа он получает восемьсот гульденов жалованья, и сделал следующую приписку: «Это слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что мог бы делать»...

Видите ли, в чем дело...

Как-то раз к Моцарту обратился молодой человек, желавший стать композитором.

— Как написать симфонию? — спросил он.

— Но вы еще очень молоды для симфонии, ответил Моцарт, — почему бы не начать с чего-нибудь попроще, например с баллады?

— Но сами-то вы сочинили симфонию, когда вам было девять лет...

— Да, — согласился Моцарт. — Но я ни у кого не спрашивал, как это сделать...

Ответная любезность

Один близкий приятель Моцарта был большим шутником. Решив разыграть Моцарта, он послал ему огромный сверток, в котором не было ничего, кроме оберточной бумаги и маленькой записки: «Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!»

Через несколько дней шутник получил огромный тяжелый ящик. Открыв его, он обнаружил большой камень, на котором было написано: «Дорогой друг! Когда я получил твою записку, этот камень свалился у меня с сердца!»

Милостыня по-моцартовски

Однажды на одной из улиц Вены к композитору обратился один бедняк. Но денег при себе у композитора не оказалось, и Моцарт пригласил несчастного зайти в кафе. Сев за столик, он вынул из кармана бумагу и за несколько минут написал менуэт. Моцарт отдал это сочинение нищему, и посоветовал зайти к одному издателю. Тот взял бумагу и отправился по указанному адресу, не очень-то веря в успех. Издатель взглянул на менуэт и... дал нищему пять золотых монет, сказав, что можно приносить подобные сочинения еще.

Совершенно с вами согласен!

Один из завистников Гайдна как-то в разговоре с Моцартом с пренебрежением сказал о музыке Гайдна:

— Я бы так никогда не написал.

— Я тоже, — живо отозвался Моцарт, — и знаете почему? Потому что ни вам, ни мне никогда не пришли бы в голову эти прелестные мелодии...

Некий музыкант готов поехать в Россию...

Однажды русский посол в Вене Андрей Разумовский написал Потемкину, что нашел некоего бедствующего музыканта и исполнителя по имени Вольфганг Амадей Моцарт, который готов пуститься в дальнее путешествие в Россию, так как ему нечем кормить свою семью. Но, видно, Потемкину в ту пору было не до того, и письмо Разумовского осталось без ответа, а Моцарт без заработка...

У меня есть Констанция...

Зарабатывая вполне приличные гонорары, Моцарт, тем не менее, вечно вынужден был занимать деньги. Получив за выступление на концерте тысячу гульденов (сумму баснословную!), он уже через две недели сидел без денег. Аристократический приятель Вольфганга, у которого тот попытался занять, с удивлением заметил:

— У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей... Куда же ты деваешь деньги, мой дорогой?

— Но у меня есть жена Констанция! — весело напомнил Моцарт. — Она — мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей...

Замечательный бантик

Как-то ясным летним вечером Моцарт и его жена Констанция вышли на прогулку. На главной улице Вены у известного модного магазина им повстречалась щегольская коляска, из которой выпорхнула восхитительно одетая девушка.

— Какая нарядная! — воскликнула Констанция, — мне больше всего на свете нравится ее пояс, а особенно красный бантик, которым он застегнут.

— Я рад, — жизнерадостно отозвался гениальный муж,- что тебе нравится именно бантик. Потому что только на него у нас и хватит денег...

«Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе!» - так сказал о Моцарте русский композитор А. Рубинштейн

Моцарт - маленькая ночная серенада.mp3

Symphony 1 in E flat, KV 16_ Andante

Simfonija №40. Allegro molto.mp3

ГЕНИЙ И ВУНДЕРКИНД ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

Моцарту удалось покорить все музыкальные высоты, которые были доступны в то время, но успеха ему это при жизни не принесло. К сожалению, всю глубину его таланта смогли оценить лишь единицы современников, а он достоин был наивысшей степени славы.

Возможно, гению не повезло с эпохой, в которой он жил, но кто знает, наслаждались бы мы сейчас его произведениями, родись он в другое время или в другом месте.

Маленькое дарование

Будущий музыкальный вундеркинд родился в семье помощника капельмейстера Леопольда Моцарта и его жены Анны-Марии 1756 года в Зальцбурге. Мать долго не могла оправиться после родов, появление на свет сына едва не стоило ей жизни. На следующий день мальчика крестили и нарекли именем Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. У четы Моцартов было семеро детей, но пятеро умерли в раннем детстве, остались старшая сестра Мария-Анна и Вольфганг .

Отец Моцарта был талантливым музыкантом и прекрасным педагогом, работы которого многие годы были учебными пособиями. Незаурядные музыкальные способности стала проявлять и его дочь. Занятия отца с сестрой на клавире неимоверно интересовали трехлетнего Вольфганга – он мог часами сидеть и подбирать на инструменте терции, получая наслаждение от поиска верных созвучий. Еще через год Леопольд начал разучивать с сыном небольшие пьесы, а потом он и сам стал сочинять короткие мелодии, вот только записать свои старания в нотную тетрадь ребенок еще не мог.

Сначала Вольфганг просил отца записывать его творения, а однажды и сам попытался передать сочиненную музыку нотами, которые стояли вперемешку с кляксами. Эти пробы пера обнаружил отец и поинтересовался, что же ребенок изобразил. Мальчик уверенно заявил, что это концерт для клавира. Леопольд с удивлением обнаружил среди чернильных пятен ноты и пришел в восторг, когда понял, что сын грамотно и по всем правилам записал придуманную музыку. Отец похвалил свое чадо, но сказал, что такое трудное произведение исполнить практически невозможно. Мальчик возразил, отметив, что нужно хорошо упражняться, тогда все выйдет. Спустя какое-то время ему удалось сыграть этот концерт.

Первые гастроли Вольфганга Моцарта

Дети Моцарта-отца были необычайно талантливы, поэтому Леопольд старался продемонстрировать это миру. Он организовал в начале 1762 года настоящее европейское турне, во время которого семейство побывало в столицах и крупнейших городах, где дети играли даже перед самой высокой публикой – императорами и герцогами. Маленький Вольфганг будто в сказке оказался – он бывал на приемах во дворцах и светских салонах, пообщался с выдающимися людьми своей эпохи, снискал похвалу и неизменно слышал в свой адрес бурю оваций. Но это требовало от ребенка ежедневного труда, такой насыщенный график мог выдержать не каждый взрослый.

Чудо-мальчик, по отзывам тех, перед кем он играл, безупречно исполнял сложнейшие пьесы и целыми часами импровизировал, соблюдая при этом строгие правила искусства. Его познания были выше, чем у многих опытных музыкантов.

Не смотря на вращение в кругах вельмож, Вольфганг Моцарт сохранил детскую непосредственность, открытость и легкость. Он не писал угрюмой музыки и не был замкнутым гением. С ним связанна масса забавных историй и курьезных случаев.

Чудо XVIII века

В Лондоне Моцарты прожили больше года, где Вольфганг познакомился с сыном – Иоганном Христианом, с которым он импровизировал и играл в четыре руки. Затем еще почти год семья провела в разных городах Голландии. За этот период музыкальная сокровищница Моцарта пополнилась симфонией, шестью сонатами и сборником каприччио.

Программа его выступлений всегда поражала слушателей сложностью и разнообразием. Его виртуозная игра на скрипке, клавесине и органе завораживала публику, которая прозвала мальчика «Чудом столетия». Тогда он по-настоящему покорил Европу. После долгого и изнурительного путешествия семья в 1766 году вернулась в родной Зальцбург.

Отец не дал Вольфгангу расслабляться и стал усиленно заниматься с ним композицией и репетициями концертных программ, чтобы новыми выступлениями закрепить успех. Он хотел сделать сына не просто знаменитым, а и состоятельным, чтобы тот не зависел от прихотей властных особ.

Моцарт стал получать заказы на произведения. Для венского театра он написал «Мнимую простушку», успешно освоив новый сложный жанр. Но по каким-то причинам на сцене комическую оперу не поставили. Эту неудачу Вольфганг переживал очень тяжело.

Это были первые проявления недоброжелательности соперников к своему 12-летнему коллеге, ведь теперь он был не просто чудо-ребенком, а серьезным и знаменитым композитором. В лучах его славы было легко померкнуть.

Юный академик Вольфганг Моцарт

Тогда Леопольд решил отвезти сына на родину опер – в Италию. Три года юному Моцарту рукоплескали Милан, Флоренция, Рим, Венеция и Неаполь. Его выступления собирали огромные толпы поклонников, он играл на органе в соборах и церквях, был дирижером и певцом.

И вот долгожданный заказ от Миланского оперного театра. За полгода он написал оперу «Митридат, царь Понтийский», которая 26 раз подряд собирала аншлаги. Ему заказали еще несколько произведений, в том числе и оперу «Люций Сулла».

Гениальная память и фантастический слух Моцарта поражали искушенных знатоков музыки – итальянцев. Однажды он услышал в Сикстинской капелле многоголосое хоровое произведение, пришел домой и записал его полностью. Оказалось, что нотами владела только церковь, выносить или переписывать их было строго запрещено, а Моцарт сделал это просто по памяти.

Еще большее обсуждение вызвало у общественности избрание Вольфганга членом Болонской академии в столь юном возрасте. Это случилось впервые в истории именитого заведения.

Такие успехи Моцарта в Италии дали надежду на осуществлении мечты его отца. Он был уверен, что теперь сын не будет обычным провинциальным музыкантом, но найти работу в Италии молодому Моцарту не удалось. Важные персоны вовремя не распознали в нем гения, и он вернулся на родину.

В опале у графа

Зальцбург встретил знаменитое семейство совсем неприветливо. Новый граф назначил Вольфганга Моцарта дирижером своего придворного оркестра, требовал полного подчинения и всячески старался его унизить. Положение слуги Моцарта не устраивало, он не хотел писать исключительно церковную музыку и короткие развлекательные произведения. Вольфганг мечтал о серьезной работе – сочинении опер.

Ему с большим трудом удалось получить отпуск, вместе с матерью Моцарт отправился в Париж, попытать счастья там, где им восхищались в детстве. Талантливому музыканту, у которого за плечами уже было почти триста разножанровых произведений, не нашлось места в столице Франции – ни заказов, ни концертов не последовало. Пришлось зарабатывать на жизнь уроками музыки, но этого едва хватало, чтобы оплатить скромный номер в гостинице. С матерью Вольфганга в Париже случился приступ, и она скончалась. Череда неудач и эта трагедия заставили его вернуться в Зальцбург.

Там граф с новым задором приступил к унижениям Моцарта – не разрешал ему организовывать концерты, заставлял обедать вместе с прислугой в то время, когда его опера «Идоменей, царь Крита» с успехом шла на сцене Мюнхенского театра.

Избавление от рабства

Моцарт принял твердое решение покончить с такой службой и подал заявление об отставке. Ни первый, ни второй раз оно подписано не было, более того, на композитора полился поток оскорблений. Вольфганг от такой несправедливости чуть не лишился рассудка. Но он собрался с силами и навсегда покинул родной город, поселившись в Вене в 1781 году.

В 26 лет Вольфганг обвенчался с Констанцией Вебер вопреки воле отца и матери невесты, но молодожены были счастливы. Тогда же Моцарту заказали написать комическую оперу «Похищение из сераля». Он мечтал сочинить оперу на родном языке, тем более произведение было превосходно принято слушателями, лишь император посчитал его слишком сложным.

Успех этой оперы помог композитору познакомиться с известными меценатами и музыкантами, в том числе и с , которому посвятил шесть квартетов. Только Гайдн смог понять и оценить глубину таланта Вольфганга .

Восторженно встретила публика в 1786 году и новую оперу Моцарта – «Свадьба Фигаро». Впрочем, успех длился недолго. Император и весь двор постоянно выказывали свое недовольство новшествами композитора, это сказалось и на отношении к его произведениям публики. Зато ария Фигаро звучала во всех ресторанах, парках и улицах Вены, это было народное признание. По его собственному выражению, он писал музыку для ушей разной длины.

Реквием

В жизни композитора снова наступили нелегкие времена безденежья. Средства поступали только из Праги, где его «Свадьба Фигаро» была включена в репертуар театра. В этом городе любили и ценили творчество Моцарта , и он там с удовольствием работал над «Дон Жуаном», премьера которого состоялась осенью 1787 года.

Возвращение в Вену снова принесло разочарование и финансовую нужду, но там Вольфганг написал три последних симфонии – ми-бемоль мажор, соль минор и до мажор, которые считают величайшими. Кроме этого, незадолго до кончины Моцарта состоялась премьера его оперы «Волшебная флейта».

Параллельно с работой над этой оперой он торопился завершить заказ Реквиема. Незадолго до этого к нему пришел неизвестный человек в черном одеянии и заказал заупокойную мессу. Моцарт был подавлен и угнетен после этого визита. Возможно, его давно проявившееся плохое самочувствие просто совпало с этим событием, но сам Вольфганг воспринял Реквием как предречение собственной смерти. Закончить мессу Моцарт не успел (это позже сделал его ученик Франц Ксавер Зюсмайер), он умер в ночь на 1791 года. О причинах его преждевременного ухода из жизни до сих пор ходят слухи, как о любом знаменитом человеке. Самый известный миф говорит о том, что его отравил композитор Сальери. Этому никогда не было никаких подтверждений.

Поскольку денег у семьи Моцарта не было, его похоронили без всяких почестей, да еще и в общей могиле, поэтому точного места его погребения никто не знает.

ФАКТЫ

Странным посетителем Моцарта , который заказал ему Реквием, был слуга графа Вальзегг-Штуппаха, который часто покупал за бесценок у бедных композиторов произведения и выдавал за свои творения.

Младший сын Моцарта Франц Ксавер в начале XIX века двадцать лет жил и работал во Львове. Он преподавал музыку детям знатных галицких родов и был одним из основателей первого музыкального общества Львова под названием «Цецилия». Именно на его базе впоследствии была организована Львовская филармония. А в 1826 году скрипач Липинский и хор под управлением Франца Ксавера даже давали в городе концерт памяти Вольфганга Амадея Моцарта .

Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена

Моцарт Вольфганг Амадей

Полное имя – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (род. в 1756 г. – ум. в 1791 г.)

Выдающийся австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижер, один из величайших представителей мировой музыкальной классики. Его творческое наследие составляют более 600 произведений, охватывающих практически все жанры музыкального искусства.


Моцарт обладал мощным универсальным даром музыканта, который проявил себя с раннего детства. Современники называли его «богом музыки», но этот звучный титул ничего не дал композитору: ни должной славы и понимания его творчества (они пришли лишь спустя столетия), ни богатства, ни долгих лет жизни. Он умер, не дожив до тридцати шести лет. Но как фантастично много успел создать этот гений – 20 опер, полсотни симфоний, десятки концертов, сонат, месс…

27 января 1756 г. в небольшом альпийском городе Зальцбурге родился мальчик, которого назвали Вольфгангом. Отец новорожденного, Леопольд Моцарт, происходивший из семьи простого переплетчика, был довольно известным скрипачом, органистом, педагогом и работал в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турна. В то время Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества, во главе которого стоял архиепископ.

Вольфганг (или Амадео – как звучало это имя по-итальянски) был седьмым ребенком в семье, однако почти все его братья и сестры умерли в младенчестве и в живых осталась только лишь Мария-Анна, или, как ласково звали ее домашние, Наннерль, которая была старше Моцарта на 4,5 года. Со временем отец стал учить дочь игре на клавесине, но все чаще к инструменту подходил маленький Вольфганг. К великому изумлению родителей, малыш, которому едва исполнилось 3,5 года, по слуху безошибочно повторял все пьески, которые разучивала сестра.

Однажды 4-летний Моцарт сидел за столом и что-то старательно выводил на нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На вопрос отца о том, что он делает, – мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. Леопольд взял лист и увидел выведенные нетвердым почерком ноты, измазанные кляксами. Сначала ему показалось, что это детская шалость, но когда он внимательно рассмотрел написанное, у него из глаз потекли слезы радости. «Смотрите, – обратился он к окружающим, – как здесь все правильно и со смыслом!»

Вскоре дети настолько хорошо овладели техникой игры на клавесине, что в январе 1762 г. отец принял решение совершить с ними концертную поездку. Для начала они отправились в Мюнхен, где выступили при дворе курфюрста Баварского, да так успешно, что Леопольд Моцарт принялся хлопотать об отпуске для поездки в столицу…

Выступления Вольфганга и Наннерль в Вене носили сенсационный характер. Они играли в гостиных вельмож и даже перед королевской семьей, неизменно вызывая восторг публики. Однако такая жизнь была чрезвычайно тяжела для детей, которые музицировали практически без отдыха по 4–5 часов подряд. Особенно изнурительно это было для хрупкого организма маленького Моцарта. В конце концов тяжелая скарлатина обоих детей положила конец венским триумфам.

По возвращении домой отец позаботился о том, чтобы занятия брата и сестры (причем не только музыкой, но и обычными школьными предметами) шли строго и планомерно. Летом 1763 г., снова испросив отпуск у архиепископа, Леопольд предпринял с детьми более длительную концертную поездку, конечной целью которой был Париж. Маленький ростом, одетый в лиловый атласный камзол с миниатюрной шпагой на боку и треуголкой под мышкой, в парике, Вольфганг смело подходил к клавесину и с милой непринужденностью отвешивал направо и налево поклоны. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал с листа незнакомые произведения с такой легкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком. Кроме того, в Париже он много сочинял. В начале 1764 г. вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны 7-летним мальчиком.

гра Баха на клавесине произвела на мальчика большое впечатление. Несмотря на разницу в возрасте, они вскоре стали друзьями, нередко импровизировали на одну и ту же музыкальную тему одновременно на двух инструментах, немало удивляя всех, кому приходилось их слышать. Там же, в Лондоне, Моцарт написал еще 6 сонат для клавесина и взялся за сочинение симфонии. В течение года, проведенного в Англии, музыкальное развитие ребенка заметно продвинулось вперед. По дороге домой Леопольд решил заехать в Голландию и Фландрию. Они побывали в Гааге, Генте, Роттердаме, Амстердаме, и повсюду успех был огромный – детям устраивали восторженные овации, осыпали их лестными похвалами.

Все это, казалось, легко могло вскружить головы юным артистам, но ничего подобного не произошло. Этому в немалой степени способствовал отец. Опытный педагог, он хорошо сознавал, что, как ни велика музыкальная одаренность его учеников, без упорного, настойчивого труда серьезных результатов им не достигнуть. «Дети мои одарены таким талантом, – писал в одном из своих писем Леопольд, – что, помимо родительского долга, я бы всем пожертвовал ради их воспитания. Каждая потерянная минута – потеряна навеки… Но вы знаете, что дети мои привыкли к работе. Если бы что-либо могло отвлечь их от работы – я бы умер с горя».

В конце 1766 г. семья Моцарта с триумфом вернулась в родной Зальцбург, пробыв за границей почти 3,5 года. Тотчас же по возвращении домой отец возобновил с детьми занятия на клавесине и скрипке. Кроме того, они серьезно изучали музыкальную композицию, арифметику, историю и географию. Вольфганг также осваивал латынь и итальянский язык, знание которых в те времена для музыканта было обязательным.

В 1767 г. Вена готовилась к придворным торжествам по случаю бракосочетания юной эрцгерцогини Марии-Иозефы с неаполитанским королем. Желая воспользоваться благоприятным моментом, Леопольд выехал с семьей в столицу Австрии. Но поездка оказалась неудачной – в Вене свирепствовала страшная эпидемия оспы. Пришлось спешно вывозить детей из города и бежать в Моравию. Но было уже поздно: и брат, и сестра заболели оспой в тяжелой форме. У Вольфганга были поражены глаза, ему грозила слепота. Лишь через 10 дней зрение стало восстанавливаться.

Только в январе следующего года семья вернулась в Вену, но интерес к игре Моцартов со стороны столичной публики теперь заметно остыл. Мало кто приглашал их в свои салоны, и только благодаря хлопотам друзей Леопольда детям удалось выступить при дворе. Сочинения Вольфганга понравились императору Иосифу II, и он выразил желание услышать одно из его новых произведений на сцене Венского оперного театра. Однако тамошние музыканты посчитали чудо-ребенка серьезным конкурентом и всячески препятствовали его продвижению. Поэтому венскому зрителю так и не суждено было увидеть оперу по пьесе «Притворная простушка» – по городу поползли слухи о том, что якобы все сочинения Моцарта написаны его отцом, который, желая сделать сыну карьеру, выдает свои работы за его творения. Театр отказал юному композитору в постановке. Это было поражением, но Вольфганг и не думал отчаиваться. По его возвращении в Зальцбург архиепископ, близко к сердцу принимавший успехи и огорчения, приказал музыкантам своей капеллы разучить и поставить оперу, отвергнутую Веной.

В 1770 г. Леопольд Моцарт повез сына в турне по Италии. Программы, с которыми выступал 14-летний подросток, поражали обширностью и сложностью. В них демонстрировалась не только техника игры на клавире, но и замечательное композиторское мастерство мальчика, присущий ему дар импровизации. В Болонье Вольфганг выдержал сложный экзамен по композиции, и местная Филармоническая академия избрала его своим членом. В свою очередь, дирекция Миланского театра заказала ему оперу «Митридат, царь Понтийский», которая потом была сыграна 20 раз подряд при переполненном зале. Не меньший успех имела двумя годами позже и вторая опера Моцарта «Лючио Силла». Однако постоянного места в Италии юному музыканту получить не удалось.

В это время в Зальцбурге умер архиепископ, снисходительно относившийся к частым отлучкам Леопольда Моцарта. Его место занял граф Иероним Колоредо, не терпевший оперной музыки. Он полагал, что подчиненные ему музыканты не должны тратить время на такое неблагочестивое занятие, как сочинение опер, да еще для заграничных театров. Моцартам было приказано спешно вернуться домой, и в марте 1773 г. Вольфганг навсегда покинул Италию. Счастливая пора детства, полного разнообразных впечатлений, блестящих успехов и радужных надежд на будущее, осталась позади. Начинался новый этап жизни.

Моцарт был обречен на прозябание в маленьком захолустном городке. Все тяготило здесь 17-летнего юношу: и рабская зависимость от грубого и деспотичного архиепископа, и чванство местной аристократии, и косность обывателей. В Зальцбурге не было ни оперного театра, ни открытых концертов, ни встреч с интересными образованными людьми. Отлучаться без дозволения из города и тем более писать для кого-либо оперы юному Моцарту строжайше запрещалось. День его начинался в приемной архиепископа, где он с другими слугами ожидал приказаний, а вечером следовало выступление в качестве клавесиниста или скрипача в закрытом концерте.

Но серьезные занятия композицией продолжались. Теперь Вольфганг писал главным образом инструментальную музыку: симфонии и сонаты, веселые дивертисменты, приветственные серенады для исполнения на открытом воздухе. Именно в эти годы постепенно формировался неповторимый моцартовский стиль. Богатые художественные впечатления сочетались в его произведениях со все более заметным проявлением творческой индивидуальности.

По приказанию архиепископа юноше приходилось сочинять много церковной хоровой музыки. Была в этом и положительная сторона: подобные произведения тут же разучивались и исполнялись, что было неплохой подготовкой для создания в будущем величественных хоровых оперных сцен… Но все же после итальянских триумфов сочинять одни лишь мессы юному гению было скучно. Лишь через пять лет с великим трудом ему удалось добиться разрешения уехать из Зальцбурга. Оставив придворную службу, Моцарт поселился в Мангейме, где познакомился с семьей переписчика нот Вебера и приобрел несколько верных и надежных друзей среди любителей искусства.

Но тяжелое материальное положение, унижение, ожидания в приемных, поиски протекции – все это вынудило молодого композитора вернуться в родной город. Архиепископ принял обратно своего бывшего музыканта, но настрого запретил ему публичные выступления. Тем не менее, в 1781 г. Вольфгангу удалось получить отпуск для постановки в Мюнхене новой оперы «Идоменей». После успешной премьеры, решив больше не возвращаться в Зальцбург, он подал заявление об увольнении и получил в ответ поток ругательств и оскорблений. Чаша терпения была переполнена – композитор окончательно порвал с зависимым положением придворного музыканта и поселился в Вене, где и прожил до самой смерти.

В столице Моцарта ждали новые испытания. Аристократические круги отвернулись от бывшего вундеркинда, и те, кто еще недавно платили ему золотом и овациями, теперь считали творения музыканта чрезмерно трудными для восприятия. В 1782 г. состоялась премьера новой оперы Моцарта «Похищение из сераля», и летом того же года он женился на Констанции Вебер.

Жизнь композитора в Вене складывалась нелегко. Частые выступления в салонах богачей и в открытых концертах, утомительные частные уроки, срочное сочинение произведений «на случай», постоянная неуверенность в завтрашнем дне – все это незаметно подтачивало и без того некрепкое здоровье 30-летнего Моцарта. «Я завален работой и очень устаю, – жаловался он в письме к отцу. – Все утро, до двух часов, даю уроки, затем мы обедаем… Только вечером могу заниматься композицией, но от нее, к несчастью, то и дело отрывают приглашения играть в концертах. Даю три абонементных концерта в зале Тратверна… Кроме того, я дал еще два концерта в театре; можете судить, сколько мне предстоит работы по композиции и по игре. Ложусь спать в 12 часов ночи, встаю в 5 часов утра…»

«От такой работы я не заржавею, не правда ли? – горько шутил Моцарт. – Мой первый концерт 17 марта прошел прекрасно; зала была полна; новый концерт (для фортепиано с оркестром) очень понравился; теперь его разыгрывают повсюду». В это время Вольфганг подружился с Иосифом Гайдном, под влиянием которого его музыка обрела новые краски и родились его первые чудесные квартеты. Но кроме блеска, ставшего уже его визитной карточкой, в сочинениях Моцарта все чаще проявляется более трагическое, серьезное начало, свойственное человеку, познавшему жизнь во всей ее полноте.

Композитор все дальше и дальше уходил от требований, которые ставили перед покорными сочинителями музыки салонные вельможи и богачи-меценаты. В этот период появилась его опера «Свадьба Фигаро», не получившая одобрения публики. По сравнению с легкими творениями Сальери и Паизиелло произведения Моцарта казались современникам запутанными и сложными.

В этой связи интересно мнение о Моцарте немецкого музыканта Диттерсдорфа, одного из его успешных соперников и друзей, которое тот высказал в разговоре с императором Иосифом: «Вне всякого сомнения, он один из величайших гениев, и до сих пор я не встречал другого композитора с таким ошеломляющим богатством идей. Хотел бы я, чтобы он не был столь богат идеями. Он не дает слушателю перевести дыхания. Ибо едва слушатель успевает заметить одну прекрасную идею, как наступает следующая, еще более прекрасная, и вытесняет предыдущую. И так далее, так что в конце концов слушатель не может вспомнить ни одну из этих красот». Действительно, слух публики был не настолько развит, чтобы воспринимать необычно богатый моцартовский аккомпанемент, его виртуозную инструментовку, острые и новые гармонии… Кроме того, первое исполнение произведения часто так и оставалось единственным, и это еще больше усложняло восприятие непривычной музыки.

Бедствия и лишения все чаще заглядывали в дом композитора: молодые супруги не умели экономно вести хозяйство. В этих тяжелых условиях рождалась опера «Дон Жуан» (1787 г.), которая принесла автору мировой успех. Рассказывают, что накануне первого представления «Дон Жуана» увертюра еще не была написана, а Моцарт беззаботно проводил вечер среди друзей. Наконец его почти силой усадили за работу; он писал всю ночь «при помощи вина и рассказов жены», так как в любую минуту был готов заснуть. Утром увертюра была сдана переписчику, а вечером сыграна с листа с большим блеском.

Нередко случалось так, что, записывая одно, гениальный композитор в то же самое время придумывал другое. Он никогда не сочинял за роялем, а по выражению жены, писал ноты «как письма». Скорость, с которой он работал, иллюстрирует следующий факт. Однажды в Вену приехала знаменитая скрипачка Стриназакки, которая по примеру почти всех заезжих артистов обратилась к Моцарту с просьбой написать арию для ее концерта. Вольфганг обещал, но, к ужасу артистки, за сутки перед выступлением работа еще даже не была начата. Композитор, успокоив ее, сел к столу, и вскоре ария была готова. Утром Стриназакки ее разучила, а вечером в театре сыграла с громадным успехом. Сам Моцарт исполнил партию фортепиано – по нотам. Но императору, смотревшему в бинокль, показалось, что на пюпитре перед автором лежит лист чистой нотной бумаги. Он призвал его в ложу и приказал показать новую арию. Моцарт протянул лист девственной чистоты: всю свою партию он сымпровизировал.

После премьеры «Дон Жуана», состоявшейся в Праге, австрийский император был вынужден пойти на некоторые уступки. Вольфгангу предложили занять место придворного музыканта вместо недавно скончавшегося Глюка. Однако это почетное назначение принесло композитору не много радости. Венский двор относился к нему как к заурядному сочинителю танцевальной музыки и заказывал менуэты, лендлеры, контрдансы для придворных балов… А ведь в последние годы жизни великий композитор сочинил три симфонии (ми-бемоль мажор, соль минор и до мажор), а также оперы «Так поступают все», «Милосердие Тита» и «Волшебную флейту».

Внезапная смерть настигла Моцарта 5 декабря 1791 г. в Вене во время работы над заупокойной мессой – грандиозного произведения для хора, солистов и симфонического оркестра. Накануне к нему с просьбой написать реквием обратился одетый в черное незнакомец, который предложил щедрый аванс. Окруженный мрачной таинственностью заказ породил у мнительного композитора мысль, что это произведение он создает к своим похоронам. Позже загадка была раскрыта: некий граф Штуппах развлекался тем, что покупал у авторов различные композиции, переписывал их и выдавал за свои собственные. Потеряв в тот год жену, граф задумал почтить ее память исполнением реквиема, а заодно и присвоить очередное чужое сочинение. С этой целью он послал к Моцарту своего управляющего, который и вел переговоры с композитором. Однако на возбужденное воображение усталого, измученного постоянными невзгодами и тревогами гения эти странные обстоятельства подействовали угнетающе.

Безвременная кончина «царя музыки» от «острой сыпной лихорадки» глубоко потрясла современников. Моментально распространилась молва о том, что он был отравлен ртутью. Однако для этих слухов не было серьезных оснований. Уже в наше время ученые пришли к выводу, что непосредственной причиной смерти композитора стала стрептококковая интоксикация в сочетании с почечной недостаточностью. Бронхопневмония и кровоизлияние в мозг лишь ускорили трагический конец. По мнению медиков, подобное состояние могло вызвать бред и привести умирающего к мрачным мыслям об отравлении. Впрочем, есть и другие версии. Ученики композитора многое приписывали фантазиям жены Моцарта Констанции, остро нуждавшейся в деньгах. Трагическая, во вкусе века романтика с заупокойной мессой сама по себе могла послужить хорошим подспорьем при распродаже творческого наследия мужа.

Хлопоты по погребению композитора взял на себя друг и меценат Моцарта, его собрат по масонской ложе барон Готфрид ван Свитен, который занимал, говоря сегодняшним языком, пост министра культуры империи. Однако при новом императоре барон быстро терял свое влияние и как раз в день смерти Моцарта был смещен со всех своих постов. Ван Свитен и заказал похороны друга по третьему разряду. Потрясенная смертью мужа вдова заболела и на кладбище не присутствовала. Таким образом, Моцарт был погребен в общей могиле, место которой впоследствии затерялось. В дальнейшем богач барон неоднократно обвинялся в невероятной скупости, приведшей к тому, что могила гения так и осталась неизвестной до сего дня.

Однако справедливости ради следует сказать, что в похоронах Моцарта ничего необычного для того времени не было. Определенно это не были «похороны нищего», поскольку подобная процедура применялась к 85 % умерших граждан империи. Впечатляющие (хотя и по второму разряду) похороны Бетховена в 1827 г. проходили уже в другую эпоху и, кроме того, отражали резко возросший социальный статус музыкантов, за что всю жизнь боролся сам Моцарт. Надо также сказать, что на протяжении ряда поколений тяжелые упреки предъявлялись и Констанции в связи с ее отсутствием на кладбище Св. Марка во время похорон мужа. Однако и это было тогда в порядке вещей – при отпевании дозволялось присутствовать мужчинам, а панихиды обряд не допускал. Памятник же не был установлен по той причине, что участки на кладбище использовались многократно. И получается, что нет ничего странного, а уж тем более зловещего в том, что место захоронения великого композитора неизвестно…

Вдова Моцарта еще долгие годы терпела нужду, но в 1809 г. она вторично вышла замуж за давнего и преданного друга дома, фон Ниссена, который усыновил двоих ее детей и дал им образование. Старший сын композитора, Карл, почти всю жизнь прожил в Италии и даже плохо говорил по-немецки. Он был мелким чиновником государственного контроля и отличался необыкновенной простотой и скромностью. Младший сын, родившийся за полгода до смерти отца, все же посвятил себя музыке, но хоть он и звался Вольфганг-Амадей, с именем отца на него не перешел его гений. Старший сын женат не был, младший тоже умер бездетным, и с ними прекратил свое существование род Моцарта…