Музыкальное занятие в подготовительной группе. Музыкальное занятие для подготовительной к школе группы

Программн oe содержание: в игрoвой фoрме закрeплять навыки и умения детей во всех видах музыкaльной деятельнocти.

Рaзвивaть музыкальнo-ритмические нaвыки дошкольников: двигаться ритмичнo, прислушивaясь к музыке, перeключаться с oдного вида движeний на другoй в зaвисимости от части музыкaльного произведения, учить отмeчать сильную дoлю тaкта. Зaкреплять умeние ориентирoваться в простaанстве, добиваться легкости, естественности и непринужденности движений.

Сoвершенствовать у детей чувство ритма, упражнять в вocпроизведении нeсложных ритмичecких рисунков в игре на музыкaльных инструмeнтах.

Продoлжать фoрмировать навыки хорoвого и индивидуального выразительного пения, с музыкальным сопровождением и под фонограмму. Слeдить за дикцией, правильной aртикуляциeй.

Вocпитывать вежливость в обращении с партнeрами по игрe, тaнцу.

Оборуд o вание: Объeмный куб, на кoтором прикреплtны картинки-задания, деревянные ложки, картинки животных (лев, ежик, белочка, поросенок), схeмы тaнцевальных перестроений.

Х o д з a нятия

Дети под марш вх o дят в зал и вст a ют в ш e ренгу вдоль окна .

Их встречает музык a льный руководитель

Приветствие.

Музыкальный руководитель: (пропевает) : Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Наши дeти ровно встaли, руки, «здравcтвуйте», сказали!

Музыкальный руководитель отхлопывает ритмический рисунок, дети повторяют хлопами .

Музыкальный руководитель: Дети руки опустили, а нoжки «здрaвствуйте» пoвторили!

Музыкальный руководитель топает ритмический рисунок, дети повторяют ногами.

Музыкальный руководитель: Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Чтобы ваше настроение стало еще лучше, я вам предлагаю немного поиграть. Хотите? Готовы?

Музыкальный руководитель:

Внимaние, вниманиe!

Приглашаю всех ребят.

Сегодня со мной вместе

Немного поиграть!

Пocмотрите, какой у меня есть замeчательный кубик: большoй, красивый. И кажeтся мне, он совсем непростой. На кaждой его стороне есть какая-то картинка. Сейчас разберемся. А давайте попробуем с вами брoсать кубик и выполнять все, что нарисовано на выпавшей его стороне. Соглacны?

Чтoбы с кубиком играть,

eго надo побрoсать.

Кубик, кубик, пocпеши.

Что нам делать покaжи!

Взрослый или д e ти брос a ют кубик, и дальнейший ход занятия зависит от выпавшей на кубике стороны с картинкой. П o сле выполнения задания, картинка с кубика убирается.

1 КАРТИНКА с изображением домашних птиц.

Музыкальный руководитель:

Нам выпала картинка.

На ней не пёс, не свинка.

Там гуси, индюшатки,

Все делают зарядку.

И нам с вами ребята, предстоит музыкальная разминка «Ки-ко-ко»

Дети исполняют музыкально-ритмическую композицию «Птичий двор» (сборник А.И.Бурениной «Ритмич ec кая моз a ика»)

2 КАРТИНКА с изображение деревянных ложек.

Музыкальный руководитель:

Что за картинка выпала нам на кубике?

Ложки разными бывaют,

И на них порoй играют.

Отбивают ритм тaкой.

Сразу в пляc пойдет любoй.

Дерeвянные лoжки

Постучите-ка, немножко.

Я думаю самое время поиграть на ложках. (дети берут по две ложки) Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы дoлжны снaчала пoслушать внимательнo, а потoм вмeсте со мной, чeтко и грoмко повторять слова и ударять в ложки.

Ритмическое упражнение

1, 2, 3 - ты нa лoжки посмoтри,

e ти игр a ют ритмично н a счет, педагог прог o варивает сл e дующие строчки)

1, 2, 3, 4 - вот мы ложeчки купили

1, 2, 3, 4, 5 - будeм мы на них игрaть!

Музыкальный руководитель: А не устроить ли нам настоящий оркестр???? Тогда вставайте потеснее в кружок и присаживайтесь на колени. (дети садятся по кругу на коленки)

Очeнь важно, рeбятa, бережнo относиться к любoму музыкaльному инструмeнту, поэтому во врeмя игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Дети выполняют ритмические упражнения с ложками, передавая по одной (две) ложки партнеру справа

После ложки собираются и дети проходят на стулья

Музыкальный руководитель:

Кубик, кубик, пocпeши.

Что нaм делать покaжи!

3 КАРТИНКА с ритмическим рисунком ТА-ти-ти-ТА-ТА

Музыкальный руководитель: Ребята, что вам напоминают эти кружочки и почему они разные по размеру? Давайте прохлопаем это ритмический рисунок. Молодцы! ОЙ, ребята, кажется мы с вами разбудили своими хлопками животных. Только попробуйте отгадать, кто из них появится перед вами сейчас…

Дети по хлопкам педагога определяют на слух ритмическую формулу, затем находят её графическое изображение лев, ежик, белочка, поросенок

(«Этот удивительный мир» И.М.К a плуновой, И.А.Новоскольцевой)

4 КАРТИНКА с изображением 3-х китов (ТАНЕЦ, МАРШ, ПЕСНЯ).

Музыкальный руководитель: Посмотрите, а что это за непонятная картинкa? Кто скажет, что на ней изображено?

Дети слуш a ют отрывки из музыкальных произведений, называют их, определяют жанр

Музык a льный руководитель:

Кубик, кубик, поспeши.

Что нам делaть покaжи!

5 КАРТИНКА с рисунками знакомых песен.

Музыкальный руководитель: Вот загадка. Так загадка. Как вы думаете, что это за картинки???

ЕСЛИ ПЕСНЮ ПЕТЬ РИТМИЧНО, КРИКЛИВО, ГРОМКО НЕ НАДО ПЕТЬ -

ЗАЗВУЧИТ ОНА ОТЛИЧНО. ГОРЛО МОЖЕТ ЗАБОЛЕТЬ.

Дети исполняют песни: «Лучше друг a не найти» Е.Асеевой - разучивание

«Моя Россия» сл. Соловьевой муз. Г.Струве - закрепление

«Мамин a песенка» сл.М.Пляцковского, муз.М.Парцхаладзе - повторение

6 КАРТИНКА с изобр a жением игр a ющих д e тей.

Музык a льный руководитель: Ребята, посмотрите, выпала картинка, на которой ребята весело играют. А вам хочется сыграть в веселую игру? Может кто-нибудь прочтёт название игры? («Ку-ку») Как хорошо, что мы с вами тоже знаем такую игру и можем в неё сыграть. Только сначала давайте вспомним основные правила: играем в парах, встать нужно вот так (схема), меняться местами через левое плечо, не наталкиваясь друг на друга, ритмичнo хлопaть в ладоши…

Дети исполняют танец-игру «Ку-ку»

Музыкальный руководитель: Ребята, вы так вeсело пoиграли с кубиком, быcтро спрaвились со всeми его зaдaниями. Я думaю, все потoму, что были дружными и все делали сообща. Да и помогала нам с вaми музыкa. Поэтому я предлaгаю продoлжить вeселые игры.

Дети играют в игру-песню с ускорением «Ч a йничек с крышечкой»

Каждое слово необходимо показывать жестами:

Чайничек - одна рука на пояс, вторая отведена в сторону, ладонь вверх

С крышечкой, - руки сложить перед грудью, как две параллельные горизонтальные линии .

Крышечка

С шишечкой, - хлопок в ладони над головой

С дырочкой, - руки развести в стороны

С дырочки

Пар идёт. - приседая, выполнить «мот a лочку» руками перед собой показывает руками идущий пар .

Затем текст и движения повторяются в обратном порядке.

Пар идёт с дырочки,

Дырочкa в шишечке,

Шишечка в крышечке,

Крышечкa на чайнике.

На проигрыш выполняются вращательные движения тазом (размешиваем сахар)

Игра продолжается ещё 2 раза, но темп ускоряется.

Музыкальный руководитель: Приглашаю всех прокатиться на паровозике-букашечке! Хотите?

Дети играют в подвижную игру «Паровозик с остановками»

Все дети становятся друг за другом за музыкальным руководителем или воспитателем. Руки у каждого вытянуты вперед, кладут на плечи впереди стоящего. Под музыку взрослый ведет детей по кругу или змейкой, останавливается, говорит:

1. «Ст o п! Ост a новка Хл o потушкино!» Все хлопают по ритму, заданному взрослым.

2. Стоп! Ост a новка Топотушкино! (Все топают).

3.«Попрыгайкино»

4. «Махалкино»

5. «Обнималкино»

6. «Кричалкино»

7. «По м e стам Сид a алкино»- все дети садятся на места.

Музык a льный рук o водит e ль: Ребята, веселый кубик опустел, а это значит, что нам с вами удалось выполнить все его задания. Но мне очень хочется узнать, изменилось ли ваше настроение после веселых игр с кубиком? Вот здесь стоят разные воздушные шарики. Посмотрите на их выражение и подойдите к тому шарику, какое настроение у вас осталось, от нашей сегодняшней встречи в музыкальном зале.

Музыкальный руководитель:

Пора сказать вам «До свиданья»!

Благодaрю за всех старанья!

Название: Конспект музыкального занятия с детьми подготовительной группы «Веселый кубик»

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ «ДСОВ «Ромашка»
Месторасположение: поселок Унъюган, Октябрьский район, ХМАО-Югра

Цель: Формировать основы музыкальной культуры воспитанников.

Задачи:

Образовательные:

Учить коллективной игре на музыкальных инструментах;

Учить различать музыкальные инструменты по звучанию;

Закрепить названия музыкальных инструментов;

Ознакомить с оркестром русских народных инструментов.

Развивающие:

Развивать музыкальные способности воспитанников в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;

Развивать ансамблевые навыки игры на музыкальных инструментах;

Развивать ритмический слух, воображение и фантазию.

Воспитательные:

Прививать любовь к народной музыке;

Воспитывать чувство коллективизма;

Воспитывать музыкальную культуру детей.

Предварительная работа:

Разучивание песен;

Разучивание стихотворений;

Игра на музыкальных инструментах;

Изготовление шумовых музыкальных инструментов совместно с родителями.

Методы обучения: беседа, художественное слово, демонстрация, слушание музыки, исполнение песен, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование:

Технические средства:

Проектор;

Ноутбук;

Музыкальный центр.

Атрибуты:

Музыкальные инструменты: ложки, треугольник, рубель, колотушка, ксилофон, металлофон, бубен, маракасы, колокольчики;

Стенд с музыкальными инструментами;

Косоворотки;

Сарафаны.

Ход образовательной деятельности:

Под русскую народную музыку дети входят в зал.

Музыкальный руководитель:

Доброе утро! Я очень рада видеть вас! Ребята сегодня продолжим знакомство с культурой русского народа. Ведь русский человек мог и землю пахать, и хлеб растить, и дом построить, а также сделать музыкальный инструмент и сыграть на нем так, что ноги сами в пляс пойдут.

Обратите внимание на музыкальные инструменты, они очень красивые и придуманы самим народом, поэтому как они могут называться? (народными).

А о каких инструментах пойдет речь, вы без труда догадаетесь! (за ширмой звучит колокольчик, треугольник, бубен).

Как назвать, одним словом?

Покажите среди других инструментов колокольчик, треугольник, бубен.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, скажите, чтобы извлечь звук из этих музыкальных инструментов, что надо сделать? (ударить)

Музыкальный руководитель:

Верно! А если звук получается путем удара, то такие инструменты называются как? (ударные)

Музыкальный руководитель:

- А сейчас я предлагаю исполнить русскую народную песенку «На зеленом лугу»

- Какой характер у этой песни? Давайте постараемся передать веселый характер песни, исполнять легким звуком (выбираем солиста).

Исполнение песни «На зеленом лугу» Обработка Н. Метлова

Звучит музыка входит Иванушка.

Иванушка : Всем привет друзья, я рад

Что пришел к вам в детский сад.

Я на ярмарке бывал,

Много чуда повидал.

Музыкальный руководитель :

Знаю Ваня, о чем речь.

В песне можно все прочесть.

Ты, дружок, не зевай.

Дружно с нами запевай.

Музыкальный руководитель :

Ребята, а какую песню мы с вами можем исполнить вместе с Ваней?

Дети: «Где был, Иванушка»

Музыкальный руководитель :

А почему именно эту песню? (герой Иванушка)Верно, давайте постараемся передать веселый, шуточный, игровой характер песни.

Исполнение песни «Где был, Иванушка» русская народная песня Обработка Н. Метлова

Иванушка:

Все ребята это так,

Но я вовсе не зевак.

Принес в подарок расписное,

Полюбуйтесь-ка какое!

Музыкальный руководитель :

Спасибо Иванушка! Ребята, а что он нам принес? (ложки)

А что вы знаете о ложках?

Да замечательные ложки принес нам Иванушка. Ведь русские люди любили веселится, и даже ложки служили им ударными инструментами. А настоящие музыканты умудрялись играть на трех, четырех ложках.

Музыкальный руководитель: Ложки в руки мы возьмем,

Весело играть начнем.

Эти ложки не простые,

Музыкально озорные.

Повернем их спинками.

Спинками горбинками.

Их за ручки мы возьмем,

Весело играть начнем!

Музыкальный руководитель :

Ребята, а вы бы хотели поиграть на ложках? Приглашаю на веселую игру.

Игра ложкарей «Во саду ли, в огороде».

Музыкальный руководитель:

- Спасибо ребята за ваше старание. А какие еще музыкальные инструменты остались в музыкальном уголке? (трещотка, рубель, колотушка)

- Эти инструменты были необходимы весной, при встрече Праздника Егория, когда первый раз выгоняли в поле домашних животных: коров, коз, овец. В этот день дети вставали рано утром и брали в руки самые шумные музыкальные инструменты, бегали по деревне, поднимая ужасный шум, отгоняя нечистую силу.

Мы сейчас тоже будем козочками и лошадками

Игра «Пастушки и стадо» Выбираются 2 пастушка, один берет трещотку, другой колотушку. Остальные дети на звуки веселой музыки передают образы животных. Девочки - игривых козочек, мальчики - лошадок. С окончанием музыки собираются в кружочке своих пастушков.

Музыкальный руководитель:

- А теперь постарайтесь узнать по звучанию другие инструменты. (за ширмой звучит металлофон, ксилофон)

Музыкальный руководитель:

- Ребята давайте посмотрим, чем эти инструменты отличаются друг от друга?

Дети: Металлофон состоит из металлических пластин, а ксилофон из деревянных.

Музыкальный руководитель:

- Верно, и звук извлекается от удара палочкой по пластинам. Значит эти инструменты тоже ударные, но в отличие от других инструментов на них модно сыграть мелодию, потому что они имеют звукоряд. Давайте, исполним русскую народную песню «Уж как по мосту, мосточку»

(Напомнить детям, как нужно правильно держать молоточек: на указательном пальце, придерживая большим. Направляем удар на середину пластин, и не задерживаем, а быстро снимаем, как мячик)

Музыкальный руководитель:

- Смотрите, сколько музыкантов собралось в одном оркестре! Каких инструментов тут только нет! Какие из них вам знакомы?

Дети: Балалайки, гармошки, дудки, ложки, трещотки, рубели

Музыкальный руководитель :

Оркестр, как и любое государство, имеет свои законы. У него есть даже президент. Не подскажите кто?

Дети: Дирижер

Музыкальный руководитель :

Дирижер умеет заставить инструменты играть так, как он этого захочет, не произнося при этом ни слова. Кто знает стихотворение про оркестр?

Эх, оркестр народный,

Раздольный, хороводный.

Если грянет плясовую-

Я со всеми затанцую!

Если песню грустную-

Грусть в душе почувствую!

А «Страданья» заиграет-

Прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет-

С нами делает, что хочет! (Л.Яковлев)

Музыкальный руководитель :

Послушайте в исполнении оркестра народных инструментов русскую народную песню «Ах ты береза»

Звуки, каких инструментов показались вам знакомыми?

Дети: Гармони, балалайки, ложек, бубна.

Музыкальный руководитель :

Какие танцевальные движения подойдут для этого произведения?

Дети: «паучок», «присядка», «выставление ноги, на пятку», «ковырялочка», «полочка», «матрешка», «топотушки»

А теперь я предлагаю немного творчества. Давайте передадим характер задорной, русской пляски в движениях. (Веселый сормачок)

Мини-викторина

Назовите ударные инструменты;

Как называется группа музыкантов, играющих на музыкальных инструментах?;

Чем отличается металлофон от ксилофона?;

Кто такой дирижер?;

Вспомните пословицы и поговорки о ложках.

Работа с родителями

Я благодарю вас за работу на занятии, Вы хорошо потрудились. Ваши родители тоже постарались и сделали много интересных, красочных музыкальных инструментов. Давайте, мы ими пополним наш мини-музей творческих работ «Забавушка».

В завершении я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

Тишина Лариса Владимировна, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 9 «Одуванчик» г. Ханты-Мансийск

Чтобы скачать материал или !

Доминантное развивающее занятие «Звуки музыки волшебной»

Автор. Шаповал Людмила Викторовна, музыкальный руководитель, МБУ средняя школа № 18 (структурное подразделение детский сад).
Описание работы. Конспект предназначен для детей дошкольного возраста подготовительной группы. В ходе этого занятия обогащается внутренний мир, чувства детей яркими музыкальными впечатлениями.
Цели и задачи:
Работа над формированием музыкального мышления детей, над развитием звуковысотного, динамического, метроритмического восприятия.
Учить детей узнавать знакомые музыкальные произведения, различать: колыбельную, марш, плясовую мелодию.
В подвижной игре учить детей чувствовать умеренный и быстрый темп, динамику звучания музыки, закреплять умения детей выполнять движения с предметами.
Петь знакомую песню свободно и выразительно, ярко и эмоционально.
Дети входят в зал здороваются и садятся.
Музыкальный руководитель.
Сегодня мы поговорим о звуках. Мы живем в океане звуков: стук захлопнувшейся двери, непрерывный гул машин, разговор людей, шум пылесоса. Это город. Это его голос. Мы же поговорим сегодня о чистых, звонких, выразительных звуках - музыкальных. Издают их музыкальные инструменты. Ребята, я прошу вас ответить на мои вопросы:
1. Какие музыкальные инструменты вы видите в зале, и как они называются?
2. Какие еще вы знаете музыкальные инструменты?
3. Чем отличаются музыкальные звуки друг от друга? (по высоте, длительности и силе звучания)
4. Сколько нот в музыке?
5. Чем отличается «до» 1 октавы от «до» 2 октавы?

Музыкальный руководитель.
Для того чтобы все услышали и увидели, как движутся ноты, нужно вспомнить «Песенку о лесенке» музыка Тиличеевой.

Дети поют, показывают движение мелодии рукой и выкладывают движение нот на фланелеграфе.

Музыкальный руководитель.
Ноты и звуки отличаются друг от друга по высоте.
Еще звуки бывают долгие и короткие. Используя это свойство звука, можно
спеть песню на одной ноте.

Музыкальный руководитель исполняет мелодию песни «Василек» р.н.м. на металлофоне. Сначала задание выполняет руководитель, затем предлагает повторить детям.

Музыкальный руководитель.
Еще звуки бывают громкие и тихие. Это свойство звука поможет нам в
игре «Найди предмет», а какой предмет вы будете искать - узнаете, если отгадаете загадку.

В сундуке моем подружки
Все похожи друг на дружку.
Да в платочках расписных,
Сарафанчиках цветных.
Только разные по росту,
А зовут их очень просто.
Как подружек этих звать?
Помогите отгадать

Конечно матрешки. Давайте рассмотрим их всех: от большой до маленькой. Их семь сестричек и нот в музыке тоже семь. Сейчас я спрячу матрёшку, а найти её вам поможет музыка. Слушайте её внимательно – она будет звучать то тише, то громче.

Проводится игра «Найди матрешку». 2-3 раза.
Дети закрывают глаза, воспитатель прячет матрёшку. Дети под музыку ищут игрушку. Музыка звучит то громче, если дети приближаются к матрёшке, то тише, если дети удаляются от неё и громко музыка звучит там, где игрушка спрятана.

Музыкальный руководитель.
А теперь старшая матрешка научит младшую плясать. Поможет нам в этом другое свойство - долгий, короткий звук.

Проводится музыкально - дидактическая игра «Научи Матрёшку плясать».

Воспитатель большой матрёшкой простукивает простейший ритмический рисунок, а любому желающему из детей предлагает повторить его маленькой матрёшкой. Игра повторяется 3-4 раза. На следующих занятиях можно предложить детям самим придумывать ритмический рисунок самим.

Музыкальный руководитель.
Ну вот, ребята, люди, которые пишут музыку, зная эти свойства звука, придумывают много разной по характеру музыки. Мы ее с вами на музыкальных занятиях слушаем и запоминаем, поем и говорим о ее характере. А как вы это усвоили, мы сейчас проверим.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике».

Детям раздают карточки с изображением детей (дети маршируют, спят, пляшут). Звучат знакомые музыкальные произведения. Кто из детей узнал произведение, поднимают соответствующие карточки.

Музыкальный руководитель.
Сегодня мы музыку слушали, пели и исполняли на музыкальных инструментах, а теперь настало время под музыку двигаться. Мы будем играть в подвижную «Игру с бубном» из сборника «Музыка и движение» для детей 5-6 лет.

Игра проводится со всеми детьми, меняя количество водящих.

В заключение занятий дети встают врассыпную по всему залу и поют песню на музыку Габели «Песенка о дружбе».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 города Мценска

Конспект музыкального занятия

«В поисках нот»

(подготовительная группа).

Подготовила:

музыкальный руководитель

Меркулова Е. В.

Программные задачи.

Обучающие:

- передавать в движении определённые образы, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки;

- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух при распевании и знакомстве с нотами;

- слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы, расширять словарный запас детей;

Добиваться активного участия детей в занятии путем использования наглядных пособий;

Закреплять навык игры на шумовых инструментах, знать их название; уметь самостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок;
- закреплять у детей представление о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов танцевальных движений;

Закреплять навык пения без напряжения, начинать петь самостоятельно после вступления, точно попадая на 1 звук; осваивать умение петь с солистом.

Развивающие:

Синхронизировать речь и движение;

- развивать эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание;

Продолжать развивать звуковысотный слух, чувство ритма;

Инсценировать движения в соответствии с музыкой;

Воспитательные:

Воспитывать культуру слушания, любовь и интерес к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;

Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: портреты композиторов, карточки к музыкально-дидактическим играм..

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

Предварительная работа:
освоение музыкального репертуара на музыкальных занятиях;
подготовка воспитателя по вопросам музыкального воспитания;
подготовка оборудования; запись фонограммы на С D диск; изготовление шумовых инструментов.

Оборудование: И зображение нотного стана и нот, 3 пенёчка разной высоты, игрушки трёх медведей, портреты композиторов, демонстрационные карточки к игре «Каким бывает дождик», картинки к дидактической игре «Угадай мелодию», аудиозаписи, магнитофон, сюрпризный момент – конфеты-нотки.

Краткая аннотация. Это музыкальное занятие для детей 6-7 лет с использованием музыкально-дидактических игр в следующих видах музыкальной деятельности: активном слушании, элементарном музицировании, танцевальном творчестве.

Ход занятия.

    Организационный этап.

Дети заходят в зал. Их встречает музыкальный руководитель.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам,

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера!

Муз. рук.: Ребята, вы сегодня, когда пришли в детский садик, здоровались друг с другом?

Дети: Д а!

Муз. рук.: А давайте еще раз поздороваемся друг с другом и с гостями и скажем доброе утро.

Сначала мы будем говорить шепотом....

А теперь громко......

А сейчас грустно.....

А сейчас радостно и весело....

Ну что, настроение у всех поднялось?

Дети: Да!

Муз. рук.: Вот и замечательно!

Ребятки, вот мы с вами находимся в музыкальном зале. А что можно делать в музыкальном зале?

Ответы детей : Петь, танцевать, играть, бегать, прыгать…

Муз. рук.: Да, я знаю, что вам здесь особенно нравится двигаться. Но я также знаю, что это ещё и очень полезно, поэтому и детям, и взрослым, и даже зверятам надо начинать утро с весёлой разминки.

    Музыкально-ритмические движения.

Музыкально – игровая разминка «Утром рано просыпаюсь».

(муз. сопровождение – аудиокассета Железновы «Аэробика для малышей» - сторона А – №1 «Автобус»).

Муз. рук. поёт и показывает движения, дети повторяют за ней.

Муз. рук.: Утром рано просыпаюсь, просыпаюсь, просыпаюсь.

(Потягивается - руки вверх и через стороны вниз)

На зарядку собираюсь – вот, так, вот!

(Марширует на месте)

И со мною дружно в ряд, дружно в ряд, дружно в ряд,

(Чуть наклоняясь вперёд, указательным пальцем как бы считает детей)

Встают сразу…

Дети: 100 ребят, 100 ребят! (Поднимают руки вверх, расставив пальцы, и

сжимают, разжимают кулачки)

С ними вместе 100 ужей, 100 ужей, 100 ужей,

(Соединяют ладони, делают волнообразные движения – «уж ползёт», текст произносят громким шёпотом)

И конечно 100 ежей, 100 ежей.

(Складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ёжик»)

Делают её зайчата , вот, так, вот, так!

(Приставляют ладони к голове – «ушки зайчика», прыгают вокруг себя)

И весёлые лисята, вот так вот!

(Сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», воображая и виляя хвостиком, кружатся вокруг себя на спокойном шаге)

А в берлоге – медвежата, вот, так, вот, так!

(Разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)

А в болоте – лягушата, вот так вот!

(Сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», делают пружинку вправо-влево)

Даже страшный крокодил всю зарядку разучил!

(Соединяют ладони, правая рука сверху – «пасть крокодила», открывают и закрывают «пасть», произносят текст громким шёпотом)

Показала нам и кошка всю зарядку…

(Умываются то одной «лапкой» по «мордочке», то другой)

На окошке. (Кладут голову на «лапки»)

А вверху на нашей крыше

(Поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»)

Делают зарядку мыши.

(Сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», быстро ими перебирая, кружатся на носочках вокруг себя, произносят текст высоким голосом)

Утром рано мы встаём,

(Потягиваются - руки вверх и через стороны вниз)

(Руки на поясе, «пружинка» вправо-влево)

Муз. рук.: А о чём же в ней поётся?

Дети: Как нам весело живётся! (хлопают в ладоши)

3. Беседа .

Муз. рук.: Это значит, вы будете сейчас петь весёлую песенку?

Дети: Да!

Муз. рук.: Здорово! Ребята, но прежде чем вы её нам споёте, я хотела бы у вас кое-что узнать. Как вы думаете, где живёт ваша песенка? Откуда она берёт своё начало?

Ответы детей.

Муз. рук.: Да, фантазия у вас работает хорошо! Но я вижу, вам нужна моя помощь. На самом деле все песни, да и вообще музыкальные произведения живут вот в таких книгах (показывает детям ноты), где музыка записывается специальными знаками. Кто-нибудь из вас может сказать, как они называются?

Ответы детей.

Совершенно верно! Кстати, и книги эти тоже называются НОТЫ. Может, вы знаете, и сколько всего нот существует?

Ответы детей.

Я вам сейчас расскажу. Музыкальный руководитель подводит детей к доске с изображением нотного стана и нот.

В музыке всего 7 нот, но каждая имеет своё название –

(пропева ет и показывает) ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Муз. рук.: Чтобы вы лучше их запомнили, я спою про ноты песенку, а в конце мы каждую нотку пропоём вместе, а (имя ребёнка) нам будет указывать на нотки.

Песня «Каждый звук имеет своё имя или Песенка про ноты»

(«Музыкальная палитра» №1/2010 – с.10)

4. Распевка «Ноты».

Дети по тонам пропевают мелодию вверх.

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.

М. р.: Ребята, куда сейчас шла мелодия, вверх или вниз? Дети отвечают.

А теперь давайте пропоём мелодию вниз.

ДО, СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО.

Муз. рук.: Ну, что, ребята, теперь вы мне можете ответить, где живёт ваша песенка?

Дети: В нотах!

Муз. рук.: А вот и ноты «Весёлой песенки».

(Берёт с пианино макет нот «Весёлой песенки»)

Подходите к пианино, сейчас мы её споём.

(Садится за инструмент, открывает песенку, а там всего 2 ноты)

5. Проблемная ситуация.

Муз. рук.: Так, так, так! Ребята, вы ничего не замечаете? Здесь всего 2 ноты, а должно быть…сколько?

Дети: Семь!

Муз. рук.: Да, значит, сегодня мы песню спеть не сможем.

Ну, ладно, не огорчайтесь, я помогу вам найти нотки, но только если вы выполните мои задания. Согласны?

Дети: Да!

Муз. рук.: Тогда не будем терять время и отправимся на поиски нот. (Подходят к дереву). Ребята, смотрите, здесь под деревом лежат картинки. Давайте их рассмотрим. (Показывает картинки детям и просит назвать то, что они видят).

Вот с помощью этих картинок я бы хотела поиграть с вами в игру «Угадай мелодию». Вы будете слушать музыку, определять её характер и показывать соответствующую картинку. А чтобы вам было легче определять музыку, я вам дам подсказку. Музыку сочиняет кто?

Дети: Композитор.

Муз. рук.: Вот все произведения, которые вы услышите, написаны одним композитором – П. И. Чайковским. Я много раз показывала вам его портрет, поэтому вы без труда должны узнать его среди других русских композиторов. Подойди, (имя ребёнка), к столу и найди нам портрет П. И. Чайковского. Покажи его всем детям.

Когда ребёнок показывает портрет детям, то замечает на обратной его стороне приклеенную нотку.

Муз. рук.: О! А вот и первая пропавшая нотка! Поздравляю! Сейчас мы её вернём в вашу песенку.

(Отклеивает нотку от портрета и прикладывает к линеечке в песенке).

Чтобы найти следующую нотку, вернёмся к нашим картинкам и поиграем . Присаживайтесь на стульчики возле пианино, я раздам картинки. Слушайте внимательно, не отвлекайтесь.

6. Слушание.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию».

1. Звучит «Песня жаворонка». Поднимают картинки те дети, у которых изображён жаворонок.

Муз. рук. спрашивает одного из поднявших картинку детей, что это за произведение П. И. Чайковского. Ребёнок отвечает. А второго ребёнка спрашивает, почему он решил, что это именно «Песня жаворонка», какие музыкальные средства использовал композитор для передачи образа жаворонка (высокий регистр, быстрый темп, трели, напоминающие пение птицы).

2. Звучит «Осенняя песнь». Детям задаются те же вопросы.

3. Звучит «Подснежник».

4. Звучит «Масленица».

Муз. рук.: А теперь самый интригующий момент. На этом столе те же картинки, что и у вас, только под одной из них находится вторая нотка. А вот под какой, вы мне сейчас скажете, прослушав ещё раз один из отрывков. Звучит «Песня жаворонка». Дети узнают, хором отвечают. Вызванный ребёнок подходит к столу, поднимает соответствующую картинку и находит за ней нотку. Муз. рук. отклеивает нотку и прикладывает её к линеечке.

Муз. рук.: Чтобы найти третью ноту, я приглашаю вас на полянку, вот к этим трём пенёчкам. Дети проходят и садятся на пол возле пеньков. Посмотрите, они все разной высоты, как и звуки в музыке. Есть звуки высокие (произносит высоким голосом и показывает рукой на высокий пенёк) , средние (произносит нормальным голосом и показывает рукой на средний пенёк) и низкие (произносит низким голосом и показывает рукой на низкий пенёк ).

Муз. рук. замечает за пенёчками резиновую игрушку медведя.

Муз. рук.: Так! А кто это там спрятался? (Достаёт и показывает детям).

Дети: Медведь!

Муз. рук.: Да он там не один! (Достаёт остальных). Сколько же их здесь?

Дети: Три!

Муз.рук.: А они вам никакую сказку не напоминают?

Дети: Три медведя!

Муз. рук: Точно! А давайте рассадим этих мишек на пеньках. Но для этого вам надо вспомнить , кто каким голосом говорил.

7. Развитие звуковысотного слуха.

Музыкально-дидактическая игра «Кто поёт?»

Муз. рук. идёт к пианино, играет и поёт низким голосом в низком регистре.

Муз. рук.: «Кто лежал в моей кроватке?» - спросил… кто?

Дети: Михайло Иваныч.

Муз. рук.: На каких звуках я играла, Даня? Ребёнок отвечает. Посади, пожалуйста, медведя на пенёк, соответствующий низким звукам. Ребёнок выполняет задание.

Муз. рук.: Ребята, с помощью героев этой сказки мы не только закрепили знания о высоте звуков, но и приблизились к нашей третьей нотке. А лежит она под одним из этих пенёчков. Чтобы узнать под каким, внимательно слушайте, чей сейчас голос будет звучать.

Муз. рук. поёт в среднем регистре «Кто лежал в моей кроватке?»

Дети по звучанию определяют, за каким пеньком лежит нотка. Одному из детей предлагается проверить правильность ответа. Ребёнок достаёт нотку и отдаёт её муз. руководителю. Музыкальный руководитель прикладывает её к нотному стану и незаметно для детей включает аудиозапись «Шум дождя».

Муз. рук.: Ребята, дождик начинается! Убегайте скорей на стульчики, пока не намокли под весенним дождиком.

(Дети рассаживаются на стульях перед пианино).

Ребята, а как вы думаете, дождь в разное время года одинаковый или разный? Ответы детей: Может быть сильный, может редкий и слабый.

Муз. рук.: Я абсолютно с вами согласна и считаю, что у каждого дождика своя музыка и свой ритм. А чтобы изобразить музыку дождя, я приготовила вот эти шумовые инструменты.

Вот весенний дождик робкий, ещё не набравший силу. Его можно изобразить колокольчиком в таком ритме:____________________

Осенний дождик напротив – сильный, шумный, шуршащий. Его можно изобразить маракасами в таком ритме:_____________________________

Летний дождик несколько томный, жаркий.

Озвучим его бубнами так:__________________________________________

А зимой дождик почти не слышный – «замороженный», потому что от мороза капельки превращаются в льдинки. Вот так!

Редко играет на треугольнике :________________________________

Ребята, а вы сами хотите озвучить музыку дождя?

Дети: Да!

8. Развитие ритмического слуха.

Ритмическая игра с использованием шумовых

инструментов «Каким бывает дождик».

(«Музыкальная палитра» №3/2011 – с.32)

Музыкальный руководитель р аздаёт инструменты.

Муз. рук.: Ребята, давайте договоримся, что сначала мы озвучиваем весенний и осенний дождик, а потом летний и зимний.

Будьте внимательны, чтобы музыка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструменте.

Каждая группа детей по очереди играет свою партию в определённом ритме.

Муз. рук.: Какой замечательный у нас получился оркестр! Ребята, а вам понравилось быть музыкантами? Дети: Да! Муз. рук.: Отлично!

Собираю музыкальные инструменты.

Муз. рук.: А в этой игре тоже прячется нотка. Посмотрите внимательно на эти карточки – схемы. Что вы на них видите? Ответы детей . А что означают эти капельки?

Дети: Долгие и короткие звуки.

Муз. рук.: Совершенно верно! Вот наша следующая нотка прячется за карточкой, предающей ритм весеннего дождя. (Имя ребёнка), прохлопай ещё раз нам этот ритм. А теперь все вместе повторим. Замечательно! (Имя ребёнка), выбери нам, пожалуйста картинку прохлопанного ритма.

Ребёнок переворачивает карточку и находит за ней нотку.

Музыкальный руководитель прикладывает её к линеечке.

Муз. Рук.: Молодцы, ребята! У нас есть уже шесть нот! Сколько же нам ещё осталось найти? Ответы детей. Правильно, ещё одна нотка.

Только что-то мы с вами засиделись, поэтому я предлагаю выйти на коврик , стать в круг и поиграть в последнюю игру. Помните, я рассказывала вам истории разных танцев, их происхождение, знакомила с характерными движениями. Вот наша последняя игра будет заключаться в следующем: я буду играть вам музыку разных танцев: вальса, польки, русской плясовой, русской хороводной, цыганской народной и музыку современного танца, и всё это в разной последовательности, а вы, внимательно слушая, будете выполнять характерные для того или иного танца движения. Ну, что, правила игры понятны? Дети: Да!

Муз. Рук.: Тогда начнём!

9. Развитие эмоциональной отзывчивости и чувства ритма.

Игра «Узнай танец»

    Вальс (кружение в паре) – Грибоедов «Вальс»

    Русская плясовая («ковырялочка» или «присядка») – «Я с комариком плясала»

    Цыганский танец (ударить в ладоши перед грудью, приподнять в сторону согнутую в колене правую ногу – правую руку в сторону вниз, левая в сторону вниз) – «Цыганочка».

    Русская хороводная (держась за руки идут хороводным шагом, оттягивая носочек) – «Сударушка»

    Полька (подскоки вокруг себя, руки на поясе) – М. Глинка «Полька»

    Современный танец (твистовые движения) – «Регтайм»

Муз. рук.: Вы отлично справились с этим заданием, поэтому я сразу вручаю вам последнюю нотку (муз. рук. прикладывает её к нотному стану) и с радостью сообщаю, что теперь, когда все недостающие пять нот вернулись в вашу Весёлую песенку, вы наконец-то сможете её спеть. (муз. рук. включает запись «Весёлой песенки», звучит вступление). А вот она уже заиграла!

10. Пение.

Весёлая песенка (музыка А.Ермолова)

11. Подведение итогов.

Муз. рук.: Ребятки, я хочу отметить, что сегодня вы меня очень порадовали. Вы справились со всеми заданиями, смогли найти все недостающие нотки для своей песенки. И песенка в свою очередь тоже дарит вам нотки, но нотки необычные.

Музыкальный руководитель берёт поднос с конфетами, на которых наклеены нотки двух цветов.

Посмотрите, они разноцветные! Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно, не интересно, возьмите синюю нотку.

Дети разбирают нотки.

Муз. рук.: Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки.

А что сегодня на занятии для вас показалось самым интересным?

Ответы детей.

Муз. рук.: А вам было сегодня трудно? Ответы детей.

А какое задание было самое трудное для вас? Ответы детей.

Муз. рук.: Вы трудились не напрасно, все согласны?

Дети: Да, согласны!

Муз. рук.: А настроение у вас, я думаю, конечно…

Дети: Класс!!!

Муз. рук.: Ну а теперь на улицу гулять ступайте,

Но улыбаться всем не забывайте!

До свидания, ребята!

Дети под песню «Дорогою добра» уходят из зала в группу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10»

г. Нефтеюганск

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по музыкальному воспитанию

«Необычное путешествие»

подготовительная группа

Составила:

музыкальный руководитель Шадрина Н.С.

Тема: «Необычное путешествие»

Тип: Итоговое

Задачи:

    Выявить умение различать характер музыки одного жанра и умение определять жанр музыки (марш, песня, танец)

    Выявить умение передавать ритмическую пульсацию.

    Выявить навык выразительного пения знакомой песни.

    Выявить навык выразительного исполнения знакомой музыкально-ритмической композиции.

    Проверить чувство ритма и тембровый слух.

    Выявить чувство ансамбля: умение вместе начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения (песня, танец, игра на музыкальных инструментах), выдерживать паузы.

Ход занятия .

Вход под музыку из м/ф «Фиксики». Дети друг за другом вбегают в зал, становятся в шахматном порядке.

Приветствие.

Музыкальный руководитель: (поет) Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Вы любите путешествовать? (ответ детей) Сегодня нас ждет необычное путешествие. В путешествие по музыке нас приглашают три знакомых нам «Кита». Они покажут нам путь к чудесным странам, в которых они живут. Посмотрите, какое они нам прислали приглашение

На экране презентация «Приглашение в необычное путешествие»

Музыкальный руководитель: Ребята, чтобы попасть в страны, где живут музыкальные киты, что нам надо сделать? (ответ детей) Правильно. Итак, в путь.

Звучит фрагмент музыкального произведения «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского.

Музыкальный руководитель: Какого кита мы встретили в этой музыке? (ответ детей) Правильно, значит первая остановка у нас в стране, где все маршируют. И как вы думаете, как она называется? (ответ детей) Давайте и мы помаршируем.

Звучит «Спортивный марш» И.Дунаевского, дети маршируют.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, кто может маршировать под этот марш, чей он? (ответ детей) Да, это спортивный марш. Скажите, какой характер этого спортивного марша? (ответ детей: задорный, радостный, веселый, оживленный) Правильно. Слушаем следующее музыкальное произведение.

Звучит «Военный марш» Г. Свиридова, дети маршируют.

Музыкальный руководитель: А сейчас какой звучал марш? (ответ детей). Почему вы думаете, что это «Военный марш»? (ответ детей) Да, характер этого музыкального произведения мужественный, храбрый, отважный.

И еще один марш звучит.

На экране м/ф «Марш деревянных солдатиков. П. Чайковский»

Музыкальный руководитель: Как называется этот марш, и кто его сочинил? (ответ детей) Правильно, давайте посмотрим, как маршируют деревянные солдатики.

Музыкальный руководитель: Путешествуем дальше.

Звучит фрагмент песни «Мы теперь ученики» музыка Г.Струве слова К. Ибряева

Музыкальный руководитель: Какого кита мы встретили в этой музыке? (ответ детей) Правильно, значит вторая остановка у нас в стране, где все поют. И как вы думаете, как она называется? (ответ детей) Давайте и мы попоем. А какие вы знаете песни? (ответ детей) Как называется песня, которая сейчас прозвучала? (ответ детей) Хотите ее спеть? Но чтобы хорошо спеть, надо распеться. Предлагаю исполнить попевку «Хитрый кот»

Исполняется попевка «Хитрый кот»

1вариант – звучащие жесты,

2 вариант – с музыкальными инструментами (деревянные ложки, бубенцы)

3 вариант – кто как хочет

Музыкальный руководитель: Мы хорошо распелись и можем спеть песню «Мы теперь ученики». Напоминаю, что во время пения надо следить за дыханием и внятно пропевать слова.

Песня «Мы теперь ученики» музыка Г.Струве слова К. Ибряева

Музыкальный руководитель: У вас хорошо получилось. Сейчас пропоем еще раз эмоциональнее и с динамическими оттенками. В начале песня звучит тихо, в конце звучание усиливается и становится громким и звонким.

Дети поют.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, когда исполнение песни у нас получилось лучше? (ответ детей) Правильно, второй раз вы исполнили песню выразительнее, следили за дикцией и дыханием. Нас ждет следующий кит и страна, где он живет.

Звучит «Славянская полька» М. Глинки

Музыкальный руководитель: Какого кита мы встретили в этой музыке? (ответ детей) Правильно, значит следующая остановка у нас в стране, где все танцуют. И как вы думаете, как она называется? (ответ детей) А какие вы знаете танцы? (ответ детей) Хорошо. Скажите, чтобы стать настоящими жителями этой страны, что надо сделать? (ответ детей) Правильно, но прежде чем вы станцуете знакомый танец «Веселая песенка», хочу вам предложить изобразить сказочного жителя этой станы. Послушайте музыкальное произведение и станцуйте так, как бы танцевал этот житель.

Звучит «Баба Яга» П. Чайковского, дети изображают бабу ягу.

Музыкальный руководитель: Кого вы изображали? (ответ детей) Как называется музыкальное произведение, и кто его сочинил? (ответ детей) Молодцы, у вас здорово получилось. Давайте посмотрим, как же танцевала баба яга.

На экране м/ф «Баба Яга. П. Чайковский»

Музыкальный руководитель: Нас ждет наш знакомый танец «Веселая песенка»

Исполняется танец на песню «Веселая песенка» м. А.Ермолова, сл.В.Борисова

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы очень старались. Давайте послушаем, что скажут нам музыкальные киты.

На экране презентация «Музыкальные киты»

Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось с вами заниматься: вы звонко пели, ритмично исполняли звучащие жесты, красиво обогатили тембрами деревянных ложек и бубенцов попевку «Хитрый кот». Оцените свою работу на занятии. Сейчас похлопают себе те дети, которые считают, что они хорошо пели. А сейчас хлопают ребята, считающие, что они правильно изобразили Бабу Ягу. А теперь – ребята, считающие, что они ритмично маршировали. Я согласна с вашей оценкой. До свидания, ребята.

Звучит музыка. Дети выходят из зала.