Музей гуггенхайма стиль архитектуры. Музей соломона гуггенхайма в нью йорке

Начал свое существование почти век назад. Первые упоминания датируются первой половиной 20-го столетия. Роберт Гуггенхайм был крупнейшим золотопромышленником и магнатом. Отойдя от финансово-торговых дел, он стал меценатом, создал фонд и дал ему свое имя.

Об основателе

Гуггенхайм не считался великим специалистом в области скульптуры и живописи. Однако это не мешало ему являться ценителем прекрасного. Для Гуггенхайма Музей стал одним из самых важных проектов его жизни. Для подбора первых экспонатов основатель пригласил известную немецкую баронессу - искусствоведа и художницу Хиллу Рибэй фон Энрейнвейсен. В то время как раз стали появляться первые музеи Нью-Йорка.

Создание хранилища

В 1939 году появилась первая коллекция Гуггенхайма. Музей тогда занимал небольшую площадь. Расположилась коллекция на Манхеттене. Однако количество экспонатов достаточно быстро стало увеличиваться, поэтому потребовалось расширение площадей. Для строительства новых помещений в 1943 году главным архитектором был назначен известнейший Фрэнк Райт. Возведение новых помещений завершилось к 1959-му. К этому времени в живых не было ни самого Райта, ни Гуггенхайма. Музей был впоследствии полностью реконструирован. В 1992-м были достроены дополнительные элементы, предусмотренные в проекте. В итоге здание стало выглядеть так, как сейчас.

Современность

Сегодня на Пятой авеню в Нью-Йорке, между 88-й и 89-й улицами, располагается один из самых выдающихся шедевров архитектурного искусства 20-го столетия. Футуристическое здание выполнено в виде перевернутой башни. Посетители на лифте поднимаются на самый верхний ярус и, осматривая экспонаты, по спирали спускаются вниз. На сегодняшний день собрание Гуггенхайма (Музей насчитывает более 6000 экспонатов), в разработке концепции которого вместе с баронессой фон Рибэй участвовали такие художники, как Бауэр, Кандинский, Небель, считается самой крупной в мире коллекцией классического модернизма. Среди экспонатов присутствуют работы Пикассо, Миро, Бойса, Раушенберга, Кандинского, Ротко, Марка и прочих выдающихся мастеров. Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк) представляет и известные собрания Хильды и Джастина Таннхаузер, состоящие из произведений раннего модернизма, постимпрессионизма, а также скульптуры и живопись Катерины Дрейер (ранний авангард).

Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания)

Это один из филиалов известнейшего хранилища. Располагается музей на берегу р. Нервьон. Этот филиал славится самой потрясающей воображение коллекцией современного искусства. Впрочем, шедевром можно называть уже само здание. Оно представляет собой поистине уникальное и удивительное сооружение.

Внешний вид

Само здание музея покрыто титановыми тонкими пластинами. Они выглядят как рыбья чешуя. Периодически пластины пересекаются со стеклянными элементами. Все линии плавные, а формы пластичны. Одни контуры перетекают в другие. Весь ансамбль имеет высоту в 50 метров и заполнен различными водоемами. Само по себе здание выглядит как огромная скульптура на фоне привычного Перед музеем установлены две гигантские скульптуры. Одна из них - металлический огромный паук. Автор этой скульптуры - На террасе установлена другая фигура высотой 13 метров - цветочный терьер художника Дж. Кунса.

Архитектура

Само здание, в котором расположился музей, было сооружено по проекту американско-канадского мастера Посещения стали возможными с 1997 года. Сооружение музея практически сразу получило статус самого зрелищного строения в стиле деконструктивизма в мире. Здание воплощает в себе абстрактную идею о футуристическом корабле, который мог бы использоваться для путешествий к другим планетам. Иногда сооружение сравнивают с распускающейся розой, артишоком, самолетом, птицей и даже суперменом. Центральная часть имеет высоту около 55 метров. Она напоминает огромный металлический цветок. От него отходят лепестки. В них располагаются анфилады выставочных помещений для разных экспозиций.

Выставки

С начала июля и по конец августа (в самый туристический сезон) музей работает с 10 утра до 8 вечера во все дни недели. В остальные сезоны понедельник - выходной. Цена билета составляет 11 евро. Дети могут посещать музей бесплатно. Ежегодно музей в Бильбао принимает порядка миллиона гостей. В экспозиции представлены произведения постмодернизма, а также модернистской эпохи. В коллекции собрано огромное количество работ. Фактически ни одно направление 20-го века не осталось без внимания. Надо при этом сказать, что в музее представлены не только собственно картины и скульптуры. Здесь можно увидеть большое количество электронных панно, инсталляций и прочих чудес современного искусства.

Особенности экспозиций

В музее выставки постоянно меняются. Но при этом можно условно поделить здание на залы по тематикам. Так, например, можно выделить помещения, где представлены работы абстракционистов и футуристов, во главе которых стоят творения Кандинского. Есть зал сюрреализма. Здесь можно увидеть Шедевры Пикассо представлены в зале кубизма. Здесь также можно посмотреть на известные принты М. Монро, выполненные Уорхолом. Особого внимания заслуживают скульптуры, автором которых является Ричард Сери. Они выполнены из особой атмосферостойкой стали. Называется собрание "Суть времени". Эта оригинальная коллекция являет собой ряд абстракционистских произведений, имеющих художественно-философский характер, некое "беспредметное пространство". В главной экспозиции музея представлена работа, выполненная основоположником поля" Марком Ротко. Он является ярким представителем Следует, кстати, сказать, что работы Ротко бьют все ценовые рекорды на крупнейших аукционах. Представлены в музее и коллажи знаменитого Его работы отличаются насыщенностью, наполненностью; они заставляют анализировать и думать.

  • vmire
  • 16.07.2015
  • 1078

  • Музей Соломона Гуггенхайма является одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка. Он представляет собой собрание современных произведений художественного искусства, которые создавались, начиная с конца XIX века.

    Коллекция музея постоянно расширяется, его филиалы уже открылись в Лондоне и Париже.

    Музей не зря носит имя Соломона Гуггенхайма, именно этот человек, обладая довольно приличным состоянием, решил собрать в одном месте творения современных художников, которые заслуживают внимания публики. Правда, меценат совершенно не разбирался в картинах, поэтому привлек к столь важному и нужному делу художницу, искусствоведа и немецкую баронессу в одном лице -Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен.

    В 1937 году был основан Фонд Соломона Гуггенхайма, коллекция полотен быстро разрасталась, появилась необходимость в большом помещении, где можно было бы выставлять шедевры современного искусства. В результате под музей был отведен дом на 54-й улице Манхэттена.

    Прошло всего шесть лет и пришлось обратиться за помощью к знаменитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту с просьбой о строительстве крупного музейного комплекса. Полет фантазии мастера превзошел все ожидания, здание музея было сдано в эксплуатацию в 1959 году и произвело полный фурор, ведь столь стильного и оригинального строения в Нью-Йорке еще не было.

    Музей Гуггенхайма располагается на Пятой Авеню, недалеко от 89-й улицы. Добраться до него можно с помощью метро (станция «86-я улица»).

    Побывать в этом неординарном месте стоит, ведь Музей Соломона Гуггенхайма является сокровищницей художественного искусства конца XIX и XX века, здесь можно полюбоваться полотнами Кандинского, Шагала, Буржуа, Поллака, Ван Гога, Гогена, Пикассо и многих других известных мастеров кисти и красок.

    Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Соломон Роберт Гуггенхайм (1861-1949) - бизнесмен-миллиардер, меценат, основатель Фонда, носящего его имя (Solomon R. Guggenheim Foundation), призванного поддерживать современное искусство, и владелец крупнейшей коллекции такового. Именно для его собрания в 1939 году был открыт первый музей, для которого приспособили (добавив богатую отделку) здание автомобильного салона. Первый проект для нового здания исполнил Райт в 1943-1946 годах. Предложение он получил в письме директора музея баронессы, искусствоведа и художницы Хиллы Рибэй фон Эренвизен от 1 июня 1943 года. В нем были ключевые для зодчего слова: «Я хочу храм духа, монумент!»

Здесь впервые архитектура существует как пластика, один этаж перетекает в другой (напоминая отношение частей в скульптуре) вместо обычного суммирования слоев, как бы нарезанных и наложенных один на другой посредством стоечно-балочной конструкции. Здание, отлитое из бетона как целое, больше напоминает яичную скорлупу, чем структуру трехмерной решетки. Плоть светлого бетона лишь обмазана штукатуркой... Конструктивные расчеты выполнены для консолей и непрерывности, а не для столбов и балок. Чистый результат такой конструкции - великий покой, ощущение непрерывно бегущей волны; ничто не шокирует глаз внезапным изменением формы. Все - целостное и неразрушимое здание, насколько это возможно сделать науке.
Ф. Л. Райт

Райт был убежден: для такого искусства (а Гуггенхайм специализировался на абстрактном искусстве) требуются неординарные архитектурные формы. Тесная застройка центра Нью-Йорка не вдохновляла Райта. К этому времени он, как бы споря с господствующей повсеместно прямоугольностью, уже проводил эксперименты с построением пространства на основе углов в 12 и 60 градусов, круга, спирали. В 1937 году воздвиг «дом-соты» - особняк Ханна в Пало-Алто, штат Калифорния, а в административном здании фирмы «Джонсон» применил и круглую планировку. Первые эскизы здания музея, относящиеся к 1943 году, обнаруживают, что Райт предполагал гексагональную планировку вокруг открытого центрального двора, шестиуровневую ленту этажей с высокими окнами, забранными горизонтальными стеклянными трубками, как в здании «Джонсон», и наполняющие интерьер зыбким светом. Дополнительное освещение давал стеклянный купол центрального двора. Совершенно очевидно, что Райт здесь использовал идею проекта планетария Гордона Стронга (штат Мэриленд), рожденного еще в 1925 году.

Фонд Соломона Гуггенхайма располагает четырьмя музеями: в НьюЙорке (архитектор - Фрэнк Ллойд Райт), в Бильбао (архитектор - Фрэнк Гэри), в Венеции (расположен во дворце XVIII века, архитектор - Лоренцо Босчетти) и в Берлине (в бывшем здании Банка )

Предполагалось, что по спирально закрученному пандусу, устроенному снаружи здания, которое должно было венчать гору Шугар Лоуф, автомашины поднимались бы к видовой площадке. Внутри же располагалась полусфера планетария. Структура Музея Гуггенхайма трактовалась по контрастной схеме, пандус был устроен внутри здания, зрителям предлагалось с первого этажа подниматься на лифте, а затем спускаться, обходя по спирали экспозицию, вновь ко входу-выходу. Каждый виток спирали снабжен лифтовым выходом.

Идею подобного устройства музейного пространства можно встретить в неосуществленном проекте Ле Корбюзье 1931 года - это должен был быть постоянно разрастающийся музей современного искусства. Впоследствии такая схема была использована швейцарским зодчим в музеях в Ахмадабаде и Токио.

Споры по проекту среди заказчиков продолжались не один год. Все увеличивающаяся стоимость материалов, как и изменения музейных программ, заставляли архитектора постоянно переделывать некоторые детали и задерживали реализацию проекта.

За эти годы Райт осуществил постройки, в которых, как в лабораторных экспериментах, исследовал определенные параметры этого своего большого проекта.

В доме Джекобса в Мидлтоне (штат Висконсин, 1948) вновь - криволинейную форму; в торговом зале магазина сувениров Морриса в Сан-Франциско (штат Калифорния, 1948-1950) - внутренний пандус как основную структурообразующую деталь. В доме для своего сына Дэвида Райта (Феникс, штат Аризона, 1950) он также использовал спиральный пандус. Однако, учитывая в перспективе свой музейный проект, Райт не был удовлетворен фактурностью этой постройки, расчлененностью внешнего облика. Эти черты были отброшены им в окончательном варианте здания Музея Гуггенхайма.

Строительство после окончательного утверждения (в августе 1956 года был расчищен участок на Пятой авеню между 88-й и 89-й улицами) началось лишь в 1957 году. Сегодня Музей оказался в пределах так называемой Музейной мили Нью-Йорка.

Сам Райт заявлял, что музей больше похож на храм в парке, нежели на деловое или жилое здание. Невозможно остановить взгляд на какой-либо одной точке «непрерывной волны» (определение автора) - мощной спирали внутренней галереи, которая собственно и представляла галерею экспозиции. Прозрачный купол светового дворика здесь - как воспоминания о тех многих постройках Райта, которые были вдохновлены идеалом объединяющего тепла родного очага. Взаимопроникающие и наложенные друг на друга пространственные, открытые объемы в интерьере позволяли одновременно обозревать художественные произведения с разных уровней.

Совершенно замечательной особенностью архитектуры музея является то, что Райт здесь, словно возвращаясь к древним традициям культового зодчества (автор трактовал свой музей как «храм культуры»), устанавливает и вектор движения посетителя, и восприятие им пространства. (Впрочем, тема плоскостей, которые определяют перетекание пространства, а значит, и движение человека, была рождена Райтом еще в период «домов прерий».) Совершенно очевидна вертикальная доминанта здания. Историк архитектуры А. В. Иконников справедливо отмечает: «Открытая взгляду перспектива в вертикальном направлении - сильное средство эмоциональной выразительности». И действительно, именно эта связь архитектурной спирали с открытыми взгляду небесами придает интерьеру музея особый статус.

Музей, который сделался важнейшей достопримечательностью Нью-Йорка, открылся в октябре 1959 года. Архитектор не дожил до этого знаменательного события всего несколько месяцев (последний его визит на стройку состоялся в январе 1959 года). К тому времени скончался и заказчик. Но в 1992 году к основному зданию было пристроено крыло, которое несколько изменило его общий облик, однако не нарушило впечатления «отдельности» комплекса от окружающей застройки.

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке носит имя своего основателя — потомственного промышленника-миллионера, коллекционера и мецената, сына удачливого эмигранта, приехавшего в Филадельфию из Швейцарии. Явно выделяющееся на фоне окружающей застройки здание расположено на территории самого густонаселенного боро Манхэттен, на отрезке Музейной мили Пятой авеню , между восточными улицами 88 и 89. Прежде чем устроиться на постоянном месте, музею пришлось более 20 лет пользоваться арендованными площадями, увеличивая, при этом, свое собрание.

Участок для строительства нового сооружения в стиле модерн выбирали тщательно и, в конце концов, решили, что Центральный парк перед фасадом поможет оградиться от городского шума и появления напротив бетонных многоэтажек, но главное — он даст ощущение свободы. До этого рассматривалось несколько вариантов, в том числе обращенная к Гудзону западная часть района Ривердейл в боро Бронкс.

Музей Соломона Гуггенхайма: история создания

Первыми приобретенными миллионером работами стали произведения итальянских и французских живописцев, творивших в эпоху Раннего Возрождения, а также картины американских и французских художников XIX в. Формирование коллекции началось с конца 1920-х гг., а в 1937-м был учрежден некоммерческий фонд Гуггенхайма, главной задачей которого стала поддержка и популяризация современного искусства.

Ключевую роль в разработке концепции будущего музейного собрания сыграла немецкая баронесса — художница-абстракционистка, искусствовед Хилла фон Рибэй. Выбранное направление — авангардизм — соответствовало ее увлечениям и интересам Гуггенхайма. В последующие годы фонд пополнялся за счет дарений и приобретения других коллекций из сегмента современного искусства.

Поначалу Гуггенхайм выставлял свое собрание в различных американских музеях. Он преследовал цель ознакомления соотечественников с необычным творчеством абстракционистов, таких как Мондриан, Кандинский, Бауэр и пр. В 1939 г. в доме № 24, в восточной части 54 стрит, был открыт Музей беспредметной живописи. Первая выставка «Искусство будущего» прошла здесь в июне того же года. В 1952 г. он стал называться музеем Гуггенхайма.

Любопытный факт связан с Хиллой фон Рибэй. Она являлась компаньоном, художественным советником и доверенным лицом Гуггенхайма, организатором выставок, инициатором строительства и участником обсуждения дизайна нового здания, а также первым директором музея. Соломон прислушивался к ее советам, однако отношения Хиллы с семьей основателя не сложились. Вскоре после смерти своего друга в 1949 г., баронесса вынуждена была покинуть свой пост. В то время место председателя Совета директоров занимал сын мецената — Гарри. Причиной инцидента стал, видимо, сложный характер художницы и радикальные позиции относительно дальнейшего развития музея. Она не была приглашена на открытие нового здания на Пятой авеню и никогда не переступала его порог. Хилла перестала появляться на публике и заниматься общественной деятельностью. Последние годы Рибэй провела в своем имении в штате Коннектикут.

Коллекции Гуггенхайма

Основной фонд музея составляют собрания частных коллекций, прежде всего — самого Соломона Гуггенхайма, его племянницы Пегги, Джастина Таннхаузера, Карла Нирендорфа, Джузеппе Панца ди Бьюмо, Кэтрин Дрейер и т. д.

После ухода из музея Хиллы фон Рибей, Советом директоров была одобрена инициатива нового руководителя музея о расширении коллекции за счет поступления произведений, отличных от изначально принятой концепции. Благодаря такому решению, сегодня в музейном собрании можно увидеть работы не только абстракционистов и авангардистов, но и представителей других направлений современного искусства:

  • экспрессионистов и постимпрессионистов;
  • минималистов и постминималистов;
  • сюрреалистов;
  • концептуалистов;
  • модернистов и пр.

Кроме того, фонд обладает скульптурными и фотографическими коллекциями.

В постоянной экспозиции представлены произведения известнейших мастеров. Среди них:

  • Кандинский;
  • Мондриан;
  • Пикассо;
  • Клее;
  • Шагал;
  • Леже;
  • Кокошка;
  • Ван Гог и многие другие.

Несмотря на некую разноплановость музейного собрания, коллекция представляет собой единое целое. Здесь отсутствует деление по конкретным медиумам, временны́м отрезкам, и географическим координатам.

Временные выставки

Фонд занимается выставочной деятельностью. В здании на Пятой авеню предоставляются площадки для размещения временных экспозиций. С другой стороны, выездные музейные собрания традиционно экспонируются в филиалах, расположенных в Бильбао, Венеции и Берлине, а также демонстрируются в других музеях.

Инициативы и мероприятия

В рамках музея проводятся музыкальные выступления, спектакли, инсталляции, кинопоказы, лекции. Здесь организовываются игры, семинары, ток-шоу и экскурсии. Есть обучающие программы, мастер-классы, курсы для детей и семейные студии. С календарем мероприятий можно ознакомиться на официальном сайте.

Здание музея Гуггенхайма в Нью-Йорке

За время своего существования коллекция не раз меняла свой адрес. В связи со значительным увеличением собрания в начале 1940-х, музей с 54 стрит переехал в таунхаус на Пятую авеню, 1071, где впоследствии появилось новое здание. В период 1956-59 гг. коллекция временно занимала помещения в доме № 7 восточной 72 стрит.

Разработкой проекта необычного строения занимался самый влиятельный, по оценке Американского института архитекторов, и наиболее творческий гений американской архитектуры, по мнению Британской энциклопедии, блестящий архитектор Фрэнк Ллойд Райт. С предложением о создании «храма-музея беспредметности» к нему обратилась Хилла фон Рибэй в 1943 г. С этого момента и до официального открытия здания музея Гуггенхайма прошло 16 лет. Задержки были связаны с ростом цен на строительные материалы в военное время, смертью основателя и неурядицами в руководстве. Фактически, объект начали возводить в 1956 г.

До окончательного утверждения проекта, Райтом было предложено около семи различных планов. Главной целью являлось создание чего-то необычного и особенного, поэтому от традиционных музейных моделей пришлось отказаться. После обнародования выбранного проекта поднялась волна критики — чересчур смело, слишком нелепо, совершенно неподходяще, ужасно и неудобно. Однако спустя годы она сменилась восторженными отзывами.

Фрэнк Ллойд Райт несколько месяцев не дожил до финального завершения своего самого апофеозного объекта. Для широкого круга посетителей новое здание распахнуло двери в 1959 г.

В начале 1990-х объект реконструировали и расширили за счет строительства дополнительной башни. Она была включена Райтом в свой проект, но 30 лет оставалась «за кадром». В середине 2000-х была выполнена масштабная реставрация фасада.

Архитектура

Внешне белоснежное здание округлой формы напоминает перевернутую спираль или пирамидальную башню. Внутреннее пространство представляет собой атриум, окруженный непрерывным пандусом и накрытый стеклянным куполом. Такая планировка позволяет увидеть то, что происходит на разных уровнях противоположной стороны, а при желании — даже пообщаться на расстоянии (но только на языке жестов!). Идея сооружения спирального подъема без опорных колонн появилась у архитектора под впечатлением от знаменитой ватиканской лестницы Мома.

Конструктивные формы сооружения органичны и пластичны. Они свободно перетекают друг в друга. Райт пояснял, что символичный смысл его творения заключается в бесконечности (круг), прогрессе (спираль), структурном единстве (треугольник) и целостности (квадрат). Все это, по словам архитектора, так или иначе имеет отношение к человеческим чувствам, настроению и творчеству.

По задумке автора проекта, осмотр экспозиций должен был начинаться сверху, куда посетители могли бы подняться на лифте. Чтобы ознакомиться с постоянными и временными коллекциями, им предстояло спуститься вниз по пологому спуску. К сожалению, эта идея архитектора осталась без внимания.

Рядом с описываемым объектом находится музей Метрополитен , который непременно стоит посетить.

Филиалы музея Гуггенхайма

Фонд работает над созданием глобальной сети музеев современного искусства. В настоящее время он располагает четырьмя музеями Гуггенхайма:

  • в Нью-Йорке;
  • в Венеции (Италия) — основан в 1951 г.;
  • в Бильбао (Испания) — открыт в 1997 г.;
  • в Берлине — открыт в 1997 г.

Работавшие ранее филиалы в районе СоХо (Манхэттен) и в Лас-Вегасе были закрыты в 2002 г. и 2008 г. Здания музеев строятся в Абу-Даби (ОАЭ) и Гвадалахаре (Мексика). В планах — Вильнюс (Литва), Хельсинки (Финляндия), Рио-де-Жанейро (Бразилия), Сингапур и Гонконг.

Время работы

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке открыт ежедневно с 10:00 до 17:30. Во вт. и сб. время работы продлено до 20:00. Кассы закрываются на полчаса раньше.

Магазин можно посетить ежедневно с 09:30 до 18:00. Во вт. и сб. — до 20:30.

«Cafe 3» работает с 10:30 до 17:00, вт. и сб. — до 19:30. Его панорамные окна позволяют насладиться видами Центрального парка.

В ресторане-бистро «The Wright» можно отведать блюда американской кухни. Его двери открыты в пн.-пт. с 11:30 до 15:30, а в сб. и вс. — с 11:00 до 15:00.

Цены на билеты

Стоимость посещения музея Гуггенхайма в Нью-Йорке:

  • для взрослых — $ 25;
  • для студентов и людей старше 65 лет — $ 18;
  • для детей до 12 лет — бесплатно.

По субботам с 17:00 до 20:00 музей проводит акцию «свободная плата». В это время стоимость входа регулируется самими посетителями. Однако, есть рекомендуемая сумма — $ 10. Оплата по акции производится только наличными.

Билеты в Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма

Как добраться до музея Гуггенхайма в Нью-Йорке

В 10-15 минутах ходьбы находятся станции метро с одинаковым названием «86 стрит». Они расположены по разные стороны Пятой авеню:

  • на Lexington Ave (восток) — линии 4, 5, 6;
  • на Central Park West (запад) — линии, А, В, С.

Практически напротив центрального входа в музей есть остановка «5 авеню/90 стрит» . До нее можно доехать автобусами М1, М2, М3, М4. Те же маршруты следуют до остановки «Мэдисон авеню/89 стрит» , расположенной на параллельной Пятой авеню улице, в 3 минутах ходьбы до музея Соломона Гуггенхайма.

В Нью-Йорке работают мобильные приложения такси Lyft, Uber, Via, Gett, Arro, Waave и т. д.

Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum)

Это, пожалуй, самый необычный музей Нью-Йорка. С самого начала своей деятельности Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке был призван собирать, хранить и представлять широкой публике работы мастеров современного искусства и культуры. Негласным девизом работников Музея стал последовательный авангардизм. Сегодняшняя коллекция Музея Гуггенхайма включает в себя колоссальное количество произведений искусства с конца XIX столетия и до настоящего момента. Эллипсоподобное футуристическое здание Музея Гуггенхайма, причудливо выделяющееся даже на фоне «инопланетной» манхэттенской архитектуры, давно само по себе стало узнаваемым символом Нью-Йорка.

Музей современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке ведет отсчет своей истории с 1937 года, когда «медно-угольный король» и золотопромышленник Соломон Роберт Гуггенхайм, будучи в возрасте 58 лет, решил удалиться от дел и занялся коллекционированием предметов искусства.

Сам Гуггенхайм специалистом в вопросах живописи и скульптуры отнюдь не был, поэтому и обратился за помощью к Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен, известной немецкой баронессе, художнице и искусствоведу. Союз денег и любви к искусству принес потрясающие плоды: к 1937 году возникла потребность в организации целого музея, способного вместить коллекцию Гуггенхайма. Так в 1937 году был основан Фонд Соломона Гуггенхайма, и художественное собрание разместилось в доме на 54-й улице на Манхэттене.

Однако коллекция разрасталась, и в воздухе стала витать идея строительства здания, могущего, по словам Хиллы Рибэй, стать новым «храмом духа». В июне 1943 года Фонд Гуггенхайма поручил строительство нового музейного здания именитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту. Сам Райт был вовсе не в восторге от заказа, так как не считал плотно застроенный Нью-Йорк подходящим местом для своего нового удивительного творения. А здание и в самом деле было в высшей степени дерзким и оригинальным, настолько, что даже художники-абстракционисты тех времен отказывались выставлять там свои работы. Внешне это строение до сих пор вызывает восхищение, оно выглядит как перевернутая пирамида или рвущийся ввысь космический корабль. Этот последний шедевр Райта считается одним из самых ярких образцов архитектуры ХХ столетия. Строительство здания Музея было закончено в 1959 году, когда ни Соломона Гуггенхайма, ни Фрэнка Ллойда Райта уже не было в живых.

Надо сказать, что, создавая здание, Райт отошел от традиционного музейного устройства, когда посетители, осматривая примыкающие друг к другу помещения, вынуждены возвращаться тем же путем. В Музее Гуггенхайма зрители сначала поднимаются на лифте на последний этаж, затем спускаются вниз по спиральному пандусу, знакомясь с экспозицией по ходу движения. К атриуму, имеющему длину 400 метров, примыкают шесть этажей-залов, а также новые помещения пристроенного в 1992 году к основному зданию крыла.

Дальнейшее развитие коллекции музея и меценатская деятельность семьи Гуггенхайм привели к тому, что в 1976 году Фонд Гуггенхайма получил в дар две галереи современных искусств – в Лондоне и в Венеции, ставшие своеобразными филиалами основного музея. Сегодня в сеть музеев Гуггенхайма, помимо лондонской и венецианской галерей, входят «Музей СоХо» в Нью-Йорке (1992 год), Музей «Дойче Гуггенхайм» - в Берлине (1997 год), Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997 год), а также два новых музея в Лас-Вегасе: «Гуггенхайм Лас-Вегас» и «Гуггенхайм - Эрмитаж».

Вдоль спиралевидной галереи устраиваются всевозможные выставки, имеющие громкий резонанс в мире искусства. Надолго запомнились ценителям прекрасного тематические выставки, знакомящие зрителя с искусством целых цивилизаций. Среди самых грандиозных – «Африка: искусство континента» (1996), «Китай: пять тысячелетий» (1998) и «Империя ацтеков» (2004).

В тематическую концепцию, пропагандируемую Музеем, укладывается и уникальная по своим масштабам и художественной значимости выставка «Россия!»(2005). Эту выставку сложно описать в рамках одного абзаца, она наверняка заслуживает отдельной статьи. Однако если сделать ее анонс по-американски быстро и ярко, то «Россия!» - это салатовый фон стен в духе «коммуналки» работы дизайнера Жана Гранжа, присутствие на презентации В. Путина, и 240 русских шедевров, от древних икон до соц-арта, на спиралевидном райтовском пандусе, которые больше нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не смогли бы собраться под одной крышей.

Надо сказать, что в Фонде Гуггенхайма вообще с большим вниманием и уважением относятся к искусству России. В этом контексте стоит упомянуть нью-йоркскую выставку «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915-1932», 1992 года; «Амазонки русского авангарда», 2000 года, посетившую все европейские филиалы Музея. В июне 2000 года был подписан договор между Фондом Гуггенхайма и министерством культуры России, в рамках которого в Лас-Вегасе и был открыт музей «Гуггенхайм – Эрмитаж», который должен стать «шкатулкой, где собирались бы наиболее яркие экспонаты обоих музеев». Цель сотрудничества - сделать уникальные коллекции обоих музеев достоянием общественности, обмениваясь выставками. Кроме того, стороны намерены осуществить общие проекты в сфере образовательных программ, в издательской области, а также в сети Интернет.

Сегодняшний Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма - крупнейшее в мире собрание полотен конца XIX и XX столетий. Эта сокровищница современна и в своем сюрреалистическом облике, и в содержании присутствующих в ее коллекцияхработ. Среди представленных в Музее имен - Кандинский, Таннгаузер, Шагал, Арп, Буржуа, Нирендорф, Сезанн, Поллак, Раушенберг, Драйер, Серра, Уорхол, Ван Гог, Гоген, Клее, Пикассо, Руссо, Джакометти, Брынкуша, Миро, Леже, Делоне, Гончарова и Ротко. В общей сложности, в музее хранится более шести тысяч шедевров классиков минувшего века.

Музей Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) располагается по адресу: 1071 Пятая Авеню, рядом с 89-й улицей. Станция метро 86-я улица, линии движения поездов 4, 5, 6. Музей открыт для посещений в понедельник, вторник, среду, субботу и воскресенье с 10:00 до 17:45, в пятницу – с 10:00 до 20:00. Стоимость полного билета - $18, билета для студентов и пенсионеров - $15. Более полную информацию можно получить по телефону в Нью-Йорке 1 212 423 35 00, или на сайте музея