Мусоргский картины с выставки история создания. Мусоргский

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Фортепианное творчество Модеста Мусоргского невозможно представить без знаменитого цикла «Картинки с выставки». Смелые, по-настоящему новаторские музыкальные решения были реализованы композитором в данном сочинении. Яркие, сатирические образы, театральность – вот, что характерно для данного цикла. Послушать произведения, узнать интересные факты и историю создания, а также прочитать музыкальные аннотации к каждому номеру можно в данной статье.

История создания

Модест Мусоргский был отзывчивым по натуре человеком, поэтому люди к нему тянулись и старались завести с ним приятельские отношения. Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман. Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство. Смерть столь близкого по духу человека привела в ужас музыканта. После трагического события Мусоргский вспоминал, что при последней встрече не обратил внимание в каком ужасном состоянии было здоровье архитектора. Он думал, что подобные приступы в дыхании – это последствия активной нервной деятельности, которая так свойственна творческим людям.

Через год после смерти Гартмана, по воле Стасова была организована огромная выставка, включавшая в себя работы талантливого мастера от акварели до работ маслом. Разумеется, Модест Петрович не мог пропустить данное мероприятие. Выставка имела успех. Художественные работы произвели сильнейшее впечатление на композитора, поэтому он незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений. В ту весну, 1874 года, сочинитель ограничился лишь импровизацией, но уже летом всего за три недели были готовы все миниатюры.

Интересные факты

  • Модест Мусоргский написал данный цикл произведений для фортепиано, наиболее удачную оркестровку удалось создать знаменитому композитору Морису Равелю . Подбор тембров полностью соответствует образам. Премьера оркестрованного варианта состоялась осенью 1922 года в Париже. После первого же исполнения, забытые «Картинки с выставки» вновь обрели популярность. Многие дирижеры с мировым именем захотели исполнить цикл.
  • При жизни автора цикл так и не был издан. Первое издание состоялось лишь спустя пять лет после смерти.
  • Существует 19 оркестровок данной сюиты.
  • Гном у Гартмана - это щелкунчик на кривых ножках.
  • На выставке были представлены около четырех сотен различных экспонатов. Мусоргский выбрал только несколько наиболее ярких, по его мнению, картин.
  • К сожалению, образцы рисунков, по которым были написаны миниатюры были утеряны.
  • Несмотря на то, что вдохновением стали работы Гартмана, цикл был посвящен Стасову, который оказал огромную помощь и содействие в реализации планов Мусоргского.
  • Редакция первого сборника, вышедшего в печать принадлежит гениальному Римскому-Корсакову . При этом, как преподаватель в консерватории, композитор изрядно постарался, чтобы исправить всевозможные авторские «ошибки». Так, произведения многое потеряли, они лишились новаторства. Тем не менее тираж разошелся достаточно быстро. Вторая редакция была под руководством Стасова, который ничего не изменил в рукописях. Популярность данного издания не оправдала надежд критика, пианисты считали, что они слишком тяжелы для исполнения.

«Картинки с выставки» - это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Гартмана. Картины меняются одна за другой, объединяет весь цикл «Прогулка». При том, что сюита имеет программу, музыка рисует достаточно свободные образы и сюжеты, связанные между собой музыкальным материалом первого номера. В зависимости от отношения автора к увиденному изменяется. Таким образом прослеживается сквозная форма произведения, оно непрерывно развивается. Чередование номеров проводится по контрастному принципу.


Прогулка . Первый номер словно рисует шаги. Мелодия напоминает русскую народную песню, не только переменным метром, но и собственной широтой и глубиной. Герой зашел в выставочный зал. Медленно он приближается, звучность нарастает, подводя к кульминации. В письмах к Стасову можно прочитать, что автор изображает самого себя, рассматривающего разнообразные экспонаты. Свет, чистота и простор – это ощущения, которые дарит музыка. Как уже говорилось ранее, тема прогулки будет пронизывать сюиту от начала до конца, постоянно изменяясь. Единственное, что останется неизменным, это народный склад и величавость.

«Прогулка» (слушать)

Гном . Смешной и одновременно трогательный номер. Фантастическое немного нелепое существо, которое характеризуют постоянные скачки, угловатости в мелодии, также умеет чувствовать мир. Жалобные интонации показывают, что гном грустит. Этот психологический портрет раскрывает многогранность образа. Развитие образа стремительное. После достижения кульминации, композитор вновь возвращает тему «Прогулки», существенно сокращенную по сравнению с первым вариантом, она соединяет два номера.

Старый замок . Лирический герой подходит к следующему произведению искусства акварельному рисунку, написанному в Италии. Что он видит: старый средневековый замок, перед которым поет влюбленный трубадур. Печальная мелодия льётся из уст молодого музыканта. Задумчивость, взволнованность и печаль пронизывают музыкальный номер. Постоянно повторяющийся бас позволяет воспроизвести музыку средневековья, тема варьируется, напоминая живое пение. Средняя часть наполнена светом, который вновь сменяется мрачными оттенками. Все постепенно стихает, лишь последняя фраза на фортиссимо, разрушает тишину. Короткая прогулка до следующей картины, позволяет смодулировать в тональность следующего номера в Си мажор.

«Старый замок» (слушать)


Тюильрийский сад . Роскошный сад недалеко от парижского дворца Тюильри наполнен светом и радостью. Маленькие дети резвятся и радуются жизни в компании нянюшек. Ритм полностью соответствует детским дразнилкам и считалкам. Произведение полифонично, две темы проводятся одновременно, одна из них изображение детей, а другая нянек.

Быдло . Резким фортиссимо начинается пьеса, это сильный контраст. Едет тяжелая повозка. Двухдольный метр подчеркивает простоту и неотёсанность мелодии. Слышны скрипы колес тяжелых повозок, мычание волов и безрадостная песня крестьянина. Постепенно музыка затихает, телега уехала далеко-далеко. Вступает тема первого номера, но она звучит в миноре. Это передает настроение лирического героя, он погружен в собственные мысли.


Балет невылупившихся птенцов . Герой не сразу обратил внимание на следующий экспонат. Яркие эскизы к балету «Трильби». Лёгкое и безмятежное скерцо написано в трехчастной форме da capo. Это танец маленьких канареек. Комичность и наивность буквально пронизывают номер.

«Балет невылупившихся птенцов» (слушать)

Самуэль Голдберг и Шмуйле или Два еврея – богатый и бедный . Модест Петрович Мусоргский особенно восхищался двумя картинками на выставке. Образная выразительность проявилась в данном музыкальном номере. Особенный колорит создается при помощи цыганской гаммы. Вторая тема наполнена жалобными интонациями. В дальнейшем темы будут соединены и звучать вместе. По сюжету бедный еврей просит помощи у богатого, но тот не соглашается. Последнее слово оказывается за богачом. Для данного номера характерна политональность.

«Два еврея – богатый и бедный» (слушать)

Первая часть цикла завершается прогулкой, которая практически полностью повторяет музыкальный материал первого номера.

Лимож . В маленьком городке во Франции на рынке собрались самые отъявленные сплетницы. Гул разговоров не останавливается ни на секунду. Вокруг царит дух суеты и веселья. Один из самых веселых и жизнерадостных номеров сюиты. Но взор лирического героя попадает на другую картину, музыка обрывается и начинается другой номер.

Катакомбы . Все словно застыло, безысходность и боль главенствуют в данном сочинении. Тональность си минор всегда была символом трагического предопределения. Интонации жалобы передают ужас от увиденного. Тональная неустойчивость определяет драматичность номера сюиты. Композитор словно хочет передать невосполнимое чувство утраты, которое возникло после смерти талантливого художника Гартмана. Звучит продолжение данного номера «С мертвыми на мертвом языке». В основу положена тема прогулки, которая звучит медленно и трагично. Ощущение скорби передается диссонирующими гармониями. Тремоло в высоких регистрах создает атмосферу напряженности. Постепенно происходит модуляция в мажор, что означает, что человек смерился с уготовленной ему участью.

1 слайд

2 слайд

«Картинки с выставки» - широко известная сюита Модеста Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе Викторе Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях.

3 слайд

Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834-1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный … Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». 1870 году он получил звание академика.

4 слайд

В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.

5 слайд

В феврале-марте 1874 г. в Императорской академии художеств была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, - рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий. …бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруг него - на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города… (В.В.Стасов)

6 слайд

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику.

7 слайд

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» из будущего цикла импровизировались автором. Но окончательно замысел сложился летом, и Мусоргский, оторвавшись от написания песен «Без солнца», принялся за новое сочинение. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Рабочее название сюиты было «Гартман».

8 слайд

Первое издание. Обложка первого издания «Картинок с выставки» (1886) под редакцией Н. А. Римского-Корсакова

9 слайд

« Моя физиономия в интермедах видна!» – писал М.П.Мусоргский. В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине.

10 слайд

Сюита – это последовательность музыкальных тем, объеденённых общим замыслом. Состоит из нескольких частей и предназначена для слушания. Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных и оперных отрывков.

11 слайд

1. Прогулка 2. Гном 3. Старый замок 4. Тюильрийский сад(Ссора детей после игры) 5. Быдло 6. Балет невылупившихся птенцов 7. Лиможский рынок (Большая новость) 8. Катакомбы. Римская гробница 9. Избушка на курьих ножках (Баба-яга) 10. Богатырские ворота (Во стольном городе во Киеве)

12 слайд

13 слайд

На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает. Гном

14 слайд

В средней части гном, будто останавливается и начинает размышлять или просто пытается отдохнуть, время от времени будто пугаясь, заподозрив опасность. Каждая попытка спокойной остановки завершается пугано-тревожным пассажем. Наконец, гном так и не нашёл покоя - страдание и отчаяние. Гном

15 слайд

Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. Рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней (возможно, для показа размеров замка). У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия - пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль. Старый замок

16 слайд

На рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек. Эта короткая пьеса совершенно отличается по характеру от предыдущей. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, мажорный лад ещё более «осветлён».Ритм напоминает детские считалки и дразнилки и нянек. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры

18 слайд

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке в Большом театре в 1871 году. В «Трильби» был эпизод, в котором выступала «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы. Балет невылупившихся птенцов

19 слайд

В рукописи Мусоргский вначале сделал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни можно было услышать на рынке. Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Известно, что Гартман жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится. Лиможский рынок.

20 слайд

На картине Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля и проводника с фонарём в руке в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны слабо освещённые черепа. Мрачное подземелье с гробницей изображено в музыке безжизненными унисонами - то резкими, то тихими («эхо»). Среди этих аккордов, как тени прошлого, выплывает медленная мелодия. «Катакомбы» повисают на неустойчивом аккорде, переходя к следующей сцене. Катакомбы. Римская гробница

21 слайд

У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое - мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы». Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются, имитируя «разбег», с которого начинается «полёт в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги». Избушка на курьих ножках (Баба-Яга).

22 слайд

Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Медленный ритм придают пьесе величие и торжественность. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)

25 слайд

Если рассматривать «Картинки с выставки» не только как отдельное произведение, но в контексте всего творчества Мусоргского, то можно заметить, что разрушительные и созидательные силы в его музыке существуют в неразрывности, хотя в каждый момент превалирует одна из них. Так в данной пьесе мы найдем сочетание зловещих, мистически-черных красок с одной стороны и светлых - с другой.

    Материал: учебник “Музыка” 5 класс.

    Форма работы: групповая, индивидуальная.

    Технология:

    Методы:

    Структура урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация.
    3. Объяснение материала.
    4. Физкультминутка.
    5. Рефлексия урока.

    Ход урока.

    Рисунок 1

    Рисунок 2

    2. Организационный момент.

    Я рада вас всех видеть. Расправьте плечи, руки опустите вниз. Встряхните кисти рук. И пусть все ваши обиды, разочарования, беспокойство уйдут от вас вместе со взмахом рук. А теперь вспомните о самом приятном для вас событии (для кого-то оно уже наступило, а у кого-то - ещё ждет впереди) и улыбнитесь этим своим добрым мыслям. Вот теперь мы спокойны и доброжелательны. Можем начинать урок.

    3. Вводная беседа учителя.

    Учитель:

    Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга - художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

    1. «Гном»;
    2. «Старый замок»;
    3. «Тюильрийский сад»;
    4. «Быдло»;
    5. «Два еврея - богатый и бедный»;
    6. «Лиможский рынок»;
    7. «Катакомбы»;
    8. «Избушка на курьих ножках»;
    9. «Богатырские ворота».

    Учитель

    Дети: Фортепианная - написана для фортепиано. Сюита - это ряд пьес, объединенных общей темой.

    Учитель:

    Дети:

    Учитель:

    Дети:

    Учитель:

    Дети:

    Учитель: Почему он так сделал?

    Дети:

    4. Обобщение и анализ пьес.

    Учитель (читает стихотворение):


    И латал свой колпачок длинною иголкой.

    (Прослушивание пьесы “Гном”).

    Дети дают словесное рисование образа гнома и музыкальную характеристику произведения.

    Учитель:

    Дети:


    Песня грустная, песня вечная, голос печальный…

    Старая песня о счастье вновь звучит,

    Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

    Дети:

    Дети:

    Учитель:

    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей
    Избушка там на курьях ножках
    Стоит без окон и дверей.

    Дети:

    Учитель: А сейчас мы познакомимся с еще одной пьесой из сюиты - “Богатырские ворота”.

    Из того ли города из Мурома,
    Из того с подворья богатырского
    Из того села да Карачарова
    Выезжал дородный добрый молодец…

    Дети:

    5. Физминутка

    6. Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»

    Вы прослушали музыкальные произведения, сейчас я предлагаю вам посмотреть то, что вы “увидели” в музыке в виде мультфильма который создала И.Ковалевская в 1984 году на сюжеты «Картинок с выставки» художника В.Гартмана на музыку М.П. Мусоргского, в исполнении пианиста С. Рихтера.

    7. Творческая работа учащихся.

    Учитель:

    Дети:

    Учитель:

    Рисунок 3

    Дети:

    Рисунок 4

    Учитель:

    Дети: Да!

    Учитель:

    Дети: Музыка, стихи, картины

    Учитель:

    Дети: Песней.

    Учитель:

    Учитель:

    Спасибо за урок. До свидания

Просмотр содержимого документа
«фортепианная сюита М. Мусоргского "Картинки с выставки"»

Единый день внедрения инновационных пед. технологий

Подготовила : Мамычева Е.В. -учитель музыки

Киялинская средняя школа

ГУ Киялинская средняя школа

Интегрированный урок музыки в 5 классе по теме: фортепианная сюита М. Мусоргского "Картинки с выставки"

Тема четверти: Музыка народов Европы.

Тип урока: урок-обобщение.

Вид урока: урок-анализ.

Цель урока: развитие эмоций, фантазии, воображения учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных, литературных произведений.

Задачи:

    Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку, чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;

    Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением, закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ;

    Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Методы: беседа, диалог, словесное рисование, графическое модулирование, сравнение.

Оборудование:

Оборудование урока:

    Аудиозапись (DVD) М. П. Мусоргского «Прогулка», «Гном», «Старый замок», «Балет невылупившихся цыплят», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»

    Фортепиано.

    Плакат с музыкальными терминами.

    Портрет композитора М. П. Мусоргского.

    Портрет художника В.Гартмана

    Иллюстрации к пьесам по мотивам картин В. Гартмана

    Мультфильм по сюжетам сюиты «Картинки с выставки» в исполнении С. Рихтера. Автор сценария И. Ковалевская

    Альбомные листы, цветные карандаши.

Словарь урока:

    Сюита - это ряд пьес, объединенных общей темой.

    М. П. Мусоргский – русский композитор 19 века

    В. А. Гартман – русский художник

Материал: учебник “Музыка” 5 класс.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.

Методы: ассоциативный поиск, беседа, сравнение, анализ, вывод.

Структура урока:

    Музыкальное приветствие «здравствуйте»

    Организационный момент.

    Актуализация.

    Объяснение материала.

    Физкультминутка.

    Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»

    Практическая часть. Анализ художественных работ учащихся.

    Распевание. Исполнение песни “Урок музыки” из мюзикла “Звуки музыки” Роджерса.

    Рефлексия урока.

Ход урока.

1. Музыкальное приветствие учителя и учащихся «Здравствуйте» (в тональности до мажор)

На доске вывешен портрет композитора М. Мусоргского (рисунок 1) и иллюстрации к картинам В. Гартмана (с названиями пьес с обратной стороны, рисунок 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

2. Организационный момент.

Я рада вас всех видеть. Расправьте плечи, руки опустите вниз. Встряхните кисти рук. И пусть все ваши обиды, разочарования, беспокойство уйдут от вас вместе со взмахом рук. А теперь вспомните о самом приятном для вас событии (для кого-то оно уже наступило, а у кого-то – ещё ждет впереди) и улыбнитесь этим своим добрым мыслям. Вот теперь мы спокойны и доброжелательны. Можем начинать урок.

3. Вводная беседа учителя.

Учитель: Перед вами, ребята, портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, создавшего множество прекрасных произведений. Мы с вами поговорим о его фортепианной сюите “Картинки с выставки”.

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

  1. «Старый замок»;

    «Тюильрийский сад»;

  2. «Балет невылупившихся птенцов»;

    «Два еврея – богатый и бедный»;

    «Лиможский рынок»;

    «Катакомбы»;

    «Избушка на курьих ножках»;

    «Богатырские ворота».

Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

Учитель : Кто из вас может объяснить, что такое фортепианная сюита?

Дети: Фортепианная – написана для фортепиано. Сюита – это ряд пьес, объединенных общей темой.

Учитель: А какие фортепианные сюиты вы еще знаете?

Дети: “Детский альбом”, “Времена года” П.И. Чайковского.

Учитель: Хорошо… А как возникла у Мусоргского идея создать эту сюиту, что подтолкнуло его?

Дети: рассказывают о художнике В. Гартмане.

Учитель: Как решил написать сюиту композитор, каким образом связал все пьесы?

Дети: Пьесой “Прогулка”. Она является повторяющейся темой.

Учитель: Почему он так сделал?

Дети: рассказывают о картинной галерее, выставке (экспозиции-показе).

4. Обобщение и анализ пьес.

(Прослушивание пьесы “Прогулка”).

Учитель (читает стихотворение):

Раз сидел печальный он на пеньке под елкой
И латал свой колпачок длинною иголкой.

(Прослушивание пьесы “Гном”).

Дети дают словесное рисование образа гнома и музыкальную характеристику произведения..

Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте стихи которые были написаны к следующей пьесе.

Дети:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный…

(Прослушивание пьесы “Старый замок”). Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает? Какое здесь настроение?

О чем поет свою песню трубадур?

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Дети: дают словесное рисование образа старого замка, трубадура и музыкальную характеристику произведения.

(Прослушивание пьесы “Балет невылупившихся птенцов”).

Дети: дают словесное рисование образа невылупившихся птенцов, их попискивание, постукивание клювом и музыкальную характеристику произведения.

Учитель:

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьях ножках
Стоит без окон и дверей.

(Прослушивание пьесы “Избушка на курьях ножках”).

Дети: дают словесное рисование образа Бабы - Яги и музыкальную характеристику произведения.

Учитель: А сейчас мы познакомимся с еще одной пьесой из сюиты – “Богатырские ворота”.

Из того ли города из Мурома,
Из того с подворья богатырского
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец…

(Прослушивание пьесы “Богатырские ворота”).

Дети: дают словесное рисование образа пьесы и музыкальную характеристику произведения.

5. Физминутка 6. Просмотр мультфильма «Картинки с выставки» Вы прослушали музыкальные произведения, сейчас я предлагаю вам посмотреть то, что вы “увидели” в музыке в виде мультфильма который создала И.Ковалевская в 1984 году на сюжеты «Картинок с выставки» художника В.Гартмана на музыку М.П. Мусоргского, в исполнении пианиста С. Рихтера. 7. Творческая работа учащихся.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам сделать рисунок к одной из наиболее понравившийся пьесе. Постарайтесь выразить в рисунке музыкальный образ, характер, настроение. Вы прослушали «картинки», запомнили свои эмоции, свои ощущения на каждую из них, передайте красками то, что вы «увидели»

Дети: рисуют под музыкальные фрагменты из пьес.

Учитель: Галерея открывается (разворачиваются иллюстрации на доске внешней стороной, рисунок 3).

Рисунок 3

Дети: прикрепляют свои рисунки на доске под иллюстрациями Гартмана. Несколько учащихся объясняют, почему они выбрали именно эту пьесу и изобразили именно в этой определенной цветовой гамме, рисунок 4.

Рисунок 4

Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились, и какие они все разные.

(Экспресс-выставка работ учащихся)

Вывод:

Учитель: Вы сегодня почувствовали себя творцами?

Дети: Да!

Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в своих словах, рисунках. Что помогло вам в этом?

Дети: Музыка, стихи, картины

Учитель: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?

Дети: Песней.

Учитель: Тогда давайте споем все вместе…

8. Распевание и исполнение песни

(Исполнение “Урок музыки” из мюзикла “Звуки музыки” Роджерса.)

9. Рефлексия. Итог и анализ урока.

Учитель: Давайте подведём итоги нашего урока. Сегодня мы с вами создали свою картинную галерею, в которой каждый выразил, что он почувствовал и увидел в музыке М. Мусоргского. Действительно ли музыка, литература и изобразительное искусство так тесно связаны друг с другом? Да, конечно. И ваши работы это подтверждают. Таким образом, поставленная цель нами достигнута.

Значит, мы с вами одержали ещё одну, пусть и маленькую, победу. А для кого-то она, может, и не маленькая. А человек, одерживающий победы, даже над самим собой, должен быть счастлив. Поэтому, заканчивая урок, хочу сказать вам: “Учитесь быть счастливыми! Удачи вам!” Молодцы! Очень хорошо поработали.

Спасибо за урок. До свидания

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ

Интегрированный урок музыки в 5 классе

Фортепьянный цикл М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» – оригинальное, не имеющее аналогов музыкальное произведение, которое входит в репертуар самых известных пианистов всего мира.

История создания цикла

В 1873 г. внезапно умер художник В. Гартман. Ему было всего 39 лет, смерть застала его в расцвете лет и таланта, а для Мусоргского, который был другом и единомышленником художника, она была настоящим потрясением. «Что за ужас, что за горе! – писал он В. Стасову. – Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая…»

Скажем несколько слов о художнике В.А. Гартмане, т.к. без рассказа о нём повествование о фортепианном цикле М. Мусоргского не может быть полным.

Виктор Александрович Гартман (1834-1873)

В.А. Гартман

В.А. Гартман родился в Петербурге в семье французского штабс-лекаря. Рано осиротел и воспитывался в семье тётки, муж которой был известным архитектором – А. П. Гемилиан.

Гартман успешно окончил Академию художеств и работал в различных видах и жанрах искусства: он был архитектором, сценографом (занимался оформлением спектаклей), художником и орнаментистом, одним из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре. Псевдорусский стиль – это течение в русской архитектуре XIX - начала XX вв., основанное на традициях древнерусского зодчества и народного искусства, а также элементов византийской архитектуры.

Повышенный интерес к народной культуре, в частности, к крестьянскому зодчеству XVI -XVII вв. Среди самых известных построек псевдорусского стиля была и типография Мамонтова в Москве, созданная В. Гартманом.

Здание бывшей типографии Мамонтова. Современная фотография

Именно стремление в творчестве к русской самобытности и сближало Гартмана с участниками «Могучей кучки», в которую входил Мусоргский.Гартман стремился вводить в свои проекты русские народные мотивы, что поддерживал В. В. Стасов. В его доме и познакомились Мусоргский и Гартман в 1870 г., став друзьями и единомышленниками.

Вернувшись из творческой поездки по Европе, Гартман начал оформление Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге и получил в 1870 г. за эту работу звание академика.

Выставка

Посмертная выставка произведений В. Гартмана была организована в 1874 г. по инициативе Стасова. На ней были представлены работы художника маслом, зарисовки, акварели, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были на выставке и некоторые изделия, которые Гартман сделал собственными руками: часы в виде избушки, щипцы для раскалывания орехов и др.

Литография по эскизу Гартмана

На выставке побывал Мусоргский, она произвела на него огромное впечатление. Появилась идея написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения художника.

Конечно, такой могучий талант как Мусоргский интерпретирует экспонаты выставки по-своему. Например, эскиз к балету «Трильби» изображает у Гартмана крошечных птенцов в скорлупках. У Мусоргского этот эскиз превращается в «Балет невылупившихся птенцов». Часы-избушка вдохновили композитора на музыкальный рисунок полёта Бабы-Яги и т.д.

Фортепианный цикл М. Мусоргского «Картинки с выставки»

Цикл был создан очень быстро: за три недели лета 1874 г. Работа посвящена В. Стасову.

В этом же году «Картинки» получили авторский подзаголовок «Воспоминания о Викторе Гартмане» и были подготовлены к печати, но опубликованы только в 1876 г., после смерти Мусоргского. Но прошло ещё несколько лет, пока это оригинальное произведение вошло в репертуар пианистов.

Характерно, что в пьесе «Прогулка», которая связывает отдельные пьесы цикла, композитор подразумевал себя, прогуливающегося по выставке и переходящего от картины к картине. Мусоргский в этом цикле создал психологический портрет, проник в глубину своих персонажей, чего не было, конечно, в простых зарисовках Гартмана.

Итак, «Прогулка». Но эта пьеса постоянно варьирует, показывая изменение настроения автора, меняется и её тональность, что является своеобразной подготовкой к следующей пьесе. Иногда мелодия «Прогулки» звучит тяжеловесно, что указывает на походку автора.

«Гном»

Эта пьеса написана в тональности ми-бемоль минор. Её основа – эскиз Гартмана с изображёнными на нём щипцами для колки орехов («щелкунчик») в виде гномика на кривых ножках. Сначала гном крадётся, а затем перебегает с места на место и замирает. Средняя часть пьесы показывает размышления персонажа (или его отдых), а затем он, словно испугавшись чего-то, вновь начинает свой бег с остановками. Кульминация – хроматическая линия и уход.

«Старый замок»

Тональность соль-диез минор. Пьеса создана по акварели Гартмана, созданной им во время изучения архитектуры в Италии. Рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней. Мусоргский создал красивую протяжную мелодию.

«Тюильрийский сад. Ссора детей после игры »

Тональность си мажор. Интонации, темп музыки, её мажорный лад рисуют бытовую сцену игры и ссор детей.

«Bydło» (в переводе с польского – «скот»)

Пьеса изображает польскую телегу на больших колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый шаг этих животных передаётся монотонным ритмом и грубыми ударами клавиш нижнего регистра. Одновременно звучит невесёлый крестьянский напев.

«Балет невылупившихся птенцов»

Это одна из самых популярных пьес цикла. Она создана в тональности фа мажор по эскизам Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре (1871 г.). В эпизоде балета, как писал В. Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартманом было создано для балета 17 эскизов костюмов, 4 из них сохранились до наших дней.

В. Гартман. Эскиз костюмов к балету «Трильби»

Тема пьесы несерьёзна, мелодия шутлива, но, созданная в классической форме, она получает дополнительный комический эффект.

«Самуэль Гольденберг и Шмуйле», в русском варианте «Два еврея, богатый и бедный»

Пьеса созданы на основе подаренных Мусоргскому Гартманом двух его рисунков: «Еврей в меховой шапке. Сандомир» и «Сандомирский [еврей]», созданных в 1868 г. в Польше. По воспоминаниям Стасова, «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Эти рисунки и послужили прототипами пьесы. Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого звучит уверенно, с повелительными и нравоучительными интонациями. Речь бедного еврея контрастна первому: на верхних нотах с дребезжащим оттенком (форшлаги), с жалобными и просительными интонациями. Затем обе темы звучат одновременно в двух разных тональностях (ре-бемоль миноре и си-бемоль миноре). Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву, можно предположить, что последнее слово осталось за богатым.

«Лимож. Рынок . Большая новость »

Рисунок Гартмана не сохранился, но мелодия пьесы в ми-бемоль мажоре передаёт шумную суету рынка, где можно узнать все последние новости и обсудить их.

«Катакомбы. Римская гробница »

Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля (российский архитектор) и проводника с фонарём в руке в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны слабо освещённые черепа.

В. Гартман «Парижские катакомбы»

Подземелье с гробницей изображено в музыке соответствующими теме унисонами в две октавы и тихими «эхо». Мелодия появляется среди этих аккордов как тени прошлого.

«Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)»

У Гартмана – эскиз изящных бронзовых часов. У Мусоргского – яркий, запоминающийся образ Бабы-Яги. Он нарисован диссонансами. Вначале звучат несколько аккордов, затем они учащаются, имитируя «разбег» – и полёт в ступе. Звуковая «живопись» очень ярко изображает образ Бабы-Яги, её хромую походку (всё-таки «костяная нога»).

«Богатырские ворота»

Пьеса основана на эскизе Гартмана к архитектурному проекту киевских городских ворот. 4 (по старому стилю) апреля 1866 г. было совершено неудачное покушение на Александра II, которое в дальнейшем стали официально называть «событие 4 апреля». В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект Гартмана был создан в древнерусском стиле: глава со звонницей в виде богатырского шлема и украшение над воротами в форме кокошника. Но впоследствии конкурс был отменён, и проекты не были реализованы.

В. Гартман. Эскиз к проекту ворот в Киеве

Пьеса Мусоргского рисует картину народного торжества. Медленный ритм придаёт пьесе величие и торжественность. Широкая русская мелодия сменяется тихой темой, напоминающей церковное пение. Затем первая тема вступает с новой силой, в неё добавляется ещё один голос, а во второй части раздаётся настоящий колокольный звон, созданный звуками фортепиано. Сначала звон слышен в миноре, а затем переходит в мажор. К большому колоколу присоединяются колокола всё меньше и меньше, а в конце звучат маленькие колокольчики.

Оркестровки цикла М. Мусоргского

Яркие и живописные «Картинки с выставки», написанные для фортепьяно, были неоднократно переложены для симфонического оркестра. Первую оркестровку сделал ученик Римского-Корсакова М. Тушмалов. Сам Римский-Корсаков тоже делал оркестровку одной пьесы цикла – «Старого замка». Но самым известным оркестровым воплощением «Картинок» была работа Мориса Равеля, страстного поклонника творчества Мусоргского. Созданная в 1922 г. оркестровка Равеля стала столь же популярна, как и авторская фортепьянная версия.

В состав оркестра в оркестровой аранжировке Равеля входят 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, саксофон-альт, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, бич, трещотка, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, колокол, ксилофон, челеста, 2 арфы, струнные.

Сюита Картинки с выставки была написана Модестом Мусоргским в 1874 году как дань дружбе с художником и архитектором Виктором Гартманом (умер не достигнув сорока лет). Именно посмертная выставка картин друга и дала Мусоргскому идею создать композицию.

Этот цикл можно назвать сюитой – последованием десяти самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Как каждая пьеса – музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.
Тут и яркие бытовые картинки, и меткие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок, былин. Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанию и по выразительным средствам.

Цикл начинается пьесой "Прогулка", что олицетворяет прогулку самого композитора по галерее от картины к картине, поэтому данная тема повторяется в промежутках между описаниями картин.
Произведение состоит из десяти частей каждая из которых передает образ какой-то картины.

Исп.Святослав Рихтер
Прогулка 00:00
I. Гном 01:06
Прогулка 03:29
II. Средневековый замок 04:14
Прогулка 08:39
III.Тюильский сад 09:01
IV. Быдло 09:58
Прогулка 12:07
V. Балет невылупившихся птенцов 12:36
VI. Два еврея, богатый и бедный 13:52
Прогулка 15:33
VII. Лимож. Рынок 16:36
VIII. Катакомбы.Римская гробница 17:55
IX. Избушка на курьих ножках 22:04
X. Богатырские ворота. В стольном городе Киеве 25:02


Первая картинка – «Гном». Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделяет в своей музыке гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа. В этой небольшой пьесе слышится и глубокое страдание, в ней запечатлена и угловатая поступь угрюмого гнома.

В следующей картинке – «Старый замок» - композитор передал ночной пейзаж и тихими аккордами, создающими призрачный и таинственный колорит. спокойное, зачарованное настроение. На фоне тонического органного пункта звучит печальная мелодия трубадура, изображенного на картине Гартмана. Песня сменяется

Третья картинка – «Тюльерийский сад» - резко контрастирует предыдущим пьесам. Она изображает играющих детей в одном из парков Парижа. Все радостно и солнечно в этой музыке. Быстрый темп, причудливые акценты передают оживление и веселье детской игры на фоне летнего дня.

Четвертая картинка называется «Быдло». На рисунке Гартмана изображена крестьянская повозка на высоких колесах, запряженная двумя унылыми волами. В музыке слышится, как устало, тяжело ступают волы, медленно со скрипом тащится повозка.

И опять характер музыки резко меняется: задорно и бестолково, невпопад звучат диссонансы в высоком регистре, чередуясь с аккордами, и все в стремительном темпе. Рисунок Гартмана представлял собой эскиз костюмов к балету «Трильби». На нем изображены юные ученики балетной школы, исполняющей характерный танец. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Отсюда и забавное название миниатюры «Балет невылупившихся птенцов».

Пьеса «Два еврея» изображает разговор богача с бедняком. Здесь воплотился принцип Мусоргского: как можно точнее выразить в музыке через речевые интонации характер человека. И хотя в этой песне нет вокальной партии, нет слов, в звуках фортепиано безошибочно можно услышать грубый, надменный голос богача и робкий, приниженный, просящий голос бедняка. Для речи богача Мусоргский нашел властные интонации, решительный характер которых усиливается благодаря низкому регистру. Глубоко контрастно ей речь бедняка – тихая, трепетная, прерывистая, в высоком регистре.

В картинке «Лиможский рынок» рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы композитором разноголосый говор, выкрики, толкотня и праздничная сутолока южного базара.


Миниатюра «Катакомбы» написана по рисунку Гартмана «Римские катакомбы». Звучат аккорды, то тихие и отдаленные, будто затерявшиеся в глубине лабиринта эхо, то резкие ясные, как внезапный звон упавшей капли, зловещий крик совы… Слушая эти долго тянущиеся аккорды, легко представить себе холодный сумрак таинственного подземелья, неясный свет фонаря, блики на сырых стенах, тревожное, смутное предчувствие.

Следующая картина – «Избушка на курьих ножках» - рисует сказочный образ бабы-яги. Художником изображены часы в форме сказочной избушки. Мусоргский переосмыслил образ. В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а ее хозяйка, баба-яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе ко всем чертям собачьим, погоняя их помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью. Не даром основная тема этой картинки перекликается с музыкой из сцены под Кромами в опере «Борис Годунов».

Еще большее родство с русской народной музыкой, с образами былин ощущается в последней картинке – «Богатырские ворота». Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка к русским народным песням. Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный. Таким образом, последняя картинка, символизирующая мощь родного народа, естественно завершает весь цикл.

***
Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла.
На рукописи «Картинок» есть надпись «К печати. Мусоргский. 26 июля 74 г. Петроград», однако при жизни композитора «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора В. Бесселем в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова.

Обложка первого издания «Картинок с выставки»
Поскольку последний был уверен, что ноты Мусоргского содержат ошибки и упущения, которые необходимо исправить, то эта публикация не вполне точно соответствовала авторской рукописи, в ней было определённое количество редакторского «блеска». Тираж разошёлся, и через год вышло второе издание, уже с предисловием Стасова. Однако широкой известности произведение тогда не получило, пианисты долго от него отмахивались, не находя в нём «привычной» виртуозности и считая его неконцертным и нефортепианным. Вскоре М. М. Тушмалов (1861-1896) при участии Римского-Корсакова оркестровал главные части «Картинок», оркестровый вариант был издан, премьера состоялась 30 ноября 1891 года, и в таком виде они довольно часто исполнялись в Петербурге и Павловске, причём финал исполнялся оркестром и как отдельная пьеса. В 1900 году появилось переложение для фортепиано в четыре руки, в феврале 1903-го цикл впервые исполнил в Москве молодой пианист Г. Н. Беклемишев, в 1905-м «Картинки» прозвучали в Париже на лекции М. Кальвокоресси о Мусоргском.

Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 году свою известную оркестровку, а в 1930 году вышла её первая грамзапись.

Однако, цикл был написан именно для фортепиано!
При всей красочности оркестровки Равеля, он всё же утратил те глубоко русские черты музыки Мусоргского, которые слышны именно в фортепьянном исполнении.

И только в 1931 году, в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти композитора, «Картинки с выставки» были выпущены в соответствии с авторской рукописью в академическом издании «Музгиза», и затем они стали неотъемлемой частью репертуара советских пианистов.

С тех пор, сосуществуют две традиции фортепианного исполнения «Картинок». Среди сторонников оригинальной авторской версии - такие пианисты, как Святослав Рихтер(см.выше) и Владимир Ашкенази.

Другие, как, например, Владимир Горовиц в своих записях и выступлениях середины XX века, старались воспроизвести на фортепиано оркестровое воплощение «Картинок», то есть сделать «обратное переложение» Равеля.



Фортепиано:Владимир Горовиц.Запись:1951 г.
(00:00) 1. Promenade
(01:21) 2. The Gnome
(03:41) 3. Promenade
(04:31) 4. The Old Castle
(08:19) 5. Promenade
(08:49) 6. The Tuileries
(09:58) 7. Bydlo
(12:32) 8. Promenade
(13:14) 9. Ballet of Unhatched Chicks
(14:26) 10. Samuel Goldenberg and Schmuÿle
(16:44) 11. The Marketplace at Limoges
(18:02) 12. The Catacombs
(19:18) 13. Cum mortuis in lingua mortua
(21:39) 14. The Hut on Fowl"s Legs (Baba-Yaga)
(24:56) 15. The Great Gate of Kiev

***
Картинки с выставки с песочной анимацией.

Рок-версия Картинки с выставки.

Василий Кандинский. Синтез Искусств.
Шагом Кандинского на пути к воплощению в жизнь идеи “монументального искусства” явилась постановка “Картинок с выставки” Модеста Мусоргского ”с собственными декорациями и с героями – светом, цветом и геометрическими формами”.
Это был первый и единственный раз, когда он согласился работать по готовой партитуре, что было явным свидетельством его глубочайшей заинтересованности.
Премьера 4 апреля 1928 года в Театре Фридриха в Дессау имела громкий успех. Музыка исполнялась на фортепьяно. Постановка была очень громоздкой, ибо подразумевала постоянно движущиеся декорации и меняющееся освещение зала, по поводу чего Кандинский оставил подробнейшие инструкции. Например, в одной из них говорилось, что требуется черный фон, на котором «бездонные глубины» черного должны превращаться в фиолетовые, в то время как затемнителей (реостатов) еще не существовало.

«Картинки с выставки» Модеста Мусоргского не раз вдохновляли художников на создание движущегося видеоряда. В 1963 году балетмейстером Федором Лопуховым был поставлен балет «Картинки с Выставки» в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. В США, Японии, Франции, СССР были созданы талантливые мультфильмы на темы «Картинок с выставки».

В наши дни мы можем окунуться в «синтез искусств», попав на концерт французского пианиста Михаила Рудя. В своем известном проекте «Модест Мусоргский / Василий Кандинский. «Картинки с выставки» он соединил музыку русского композитора с абстрактной мультипликацией и видео, основанную на акварелях и инструкциях Кандинского.

Возможности компьютера вдохновляют художников на создание 2D и 3D анимации. Ещё один из наиболее интересных опытов создания «движущихся» картин Василия Кандинского.

***
текст из многих источников