Монополия. Виды монополий
Настольное развлечение для всей семьи, популярное уже долгие десятилетия – это классическая Монополия (Monopoly) . Игра, которая является не просто забавой, но и экономической стратегией: необходимо быстро рассуждать и тщательно обдумывать каждый шаг, а не просто уповать на удачу. В ней важен рациональный подход и умение продумывать наперед. Она обрела свою популярность еще в прошлом веке, став известной в разных уголках света: в том числе и в СССР, добравшись до нас в конце 80-х.
Она станет отличным подарком на день рождения, день защитника отечества или новый год.
– настольное развлечение, в которое играет более полумиллиарда людей, и это число растет каждый день. Но чем эта игра заслужила такую бешеную популярность, продаваемость и преданность? Monopoly, логотип которой представляет из себя усатого богача в цилиндре, любима людьми разных возрастов из-за своих особенностей. О них следует рассказать подробнее.
Уровень сложности: Средний
Количество игроков: 2-6
Развивает навыки: Сообразительность, Коммуникабильность, Планирование
О настольной игре Монополия
Настольная игра Монополия была создана американцем Чарльзом Дэрроу больше 80-ти лет назад. Крупная компания отказалась выпускать его проект, поэтому он своими силами выпустил и продал несколько тысяч экземпляров. Игру вскоре приметили, и продажи стали просто огромными, сделав его невероятно богатым человеком.
Но что же такое Монополия? В ней вы покупаете, арендуете и продаете собственность, стараясь обогатиться, обставив конкурентов. Рассчитана она на двух и более игроков: битва будет продолжаться, пока не останется только один не обанкротившийся счастливчик. В неё действительно увлекательно играть всей семьей – правила классической версии рассчитаны на возраст от 8 лет и старше, не говоря об упрощенных видах, разработанных специально для детей младшего возраста. Но в карточной Монополии есть множество тонкостей и условий, о которых следует знать, чтобы получить истинное удовольствие от игрового процесса. Поэтому так важно предварительно посмотреть описание игры Monopoly.
Описание игры
В классическом варианте необходимо наличие 2-6 игроков: каждый должен обладать собственной фишкой. Правила игры Монополия следует подробно изучить перед началом: посмотреть значения различных квадратов, по которым участники передвигаются в зависимости от значения числа, выпавшего на кубике. Экономическая настольная игра завязана на выгодной купле и продаже недвижимости, в которую вкладываются имеющиеся у участников средства. Вначале каждому дается одинаковая сумма, поэтому первое время возможности у всех равны. Деньги для игры в Монополию служат не только для купли-продажи недвижимости, но и для выплаты налогов или аренды в случае, если игрок попал на территорию конкурента.
Но, хоть от действий игрока зависит многое, удача сильно влияет на дальнейший ход событий: бросок кубика во многом определяет, обогатится ли он или потерпит фиаско. Поле игры Монополия представляет собой ячейки, на которых расположена различная собственность с указанной стоимостью, секторы «», «Тюрьма » и другие. Монополия и ее правила могут показаться сложными даже для взрослых, но после прочтения деталей и получения практического опыта, все становится предельно ясно.
Подготовка к игре
Количество игроков влияет на количество фишек на поле: каждый должен выбрать себе одну и поставить ее на старт. Также необходимо определить среди участников банкира , на плечи которого лягут аукционы, слежка за средствами банка и, в особых случаях, «печать денег». Из банка игроки получают зарплату и премии, он же взыскивает с них налоги и штрафы. С его помощью в Монополии осуществляется торговля собственностью. Далее перетасованные карточки «» и «Общественная казна » выкладываются на соответствующие участки игрового поля. Основные приготовления к игре завершены: далее необходимо изучить правила, чтобы приятно провести время со своими друзьями.
Какую игру выбрать: классическую монополию или другую версию – монополия ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять разницу между играми . В монополии ваша задача – обанкротить своих оппонентом. То есть вам нужно заработать больше денег, купишь больше заводов и построить как можно больше зданий. А вот в миллионере все намного проще. Ваша цель: заработать миллион долларов (рублей или евро в зависимости от типа игры). Так что лучше монополия или миллионер?
Преимущества Монополии
Главный плюс – «живая игра». Так как правила здесь более насыщенные, скучать вам точно не придется. + нужно много думать, что лучше купить, а что продать. И, конечно, весь процесс – это «гонка» за выигрышем. Играть в монополию интересно и вдвоем и в большой компании. Как говорится, главное чтобы хватило денег! А в обычном наборе игровых купюр много.
Преимущества Миллионера
Главный плюс этого варианта – более простые правила и всего одна задача – заработать миллион. Как только один из игроков достигнет этой цели, игра завершается. С одной стороны, это довольно скучно. Игра длится всего 30 минут, а это меньше чем процесс игры в монополии. Но, с другой стороны, игра миллионер – одна из самых интересных экономических игр. + вас приятно удивит насыщенное и необычные игроков поле. Рекомендую попробовать и тот, и тот вариант! В любом случае выбор за вами.
Монополия или Миллионер?
Извечная борьба между оригинальной игрой Монополия и огромным количеством клонов, распространенных по всему миру, получила новый виток, когда российский Миллионер обновил дизайн и предложил игрокам новое, красивое оформление и слегка улучшенную механику.
Хит продаж!
Да, да, да. Можно много раз говорить про оригинальное качество фирменной Монополии , но будем откровенны - игра не привнесла в себя ничего нового с 1990 года. По крайней мере, оригинальная версия игры, которая продаётся, как основная во всех странах мира и пользуется огромной популярностью. Даже в нашем Монополию в оригинале спрашивают чаще, чем во всевозможных переизданиях. Пожалуй, только версия к 80 годовщине игры с ретро-стилистикой и металлическими фигурками получила настолько восторженные оценки игроков, что её буквально смели с прилавков.
В остальном же Монополия осталась хитом, хоть и признанным, но дорогим. В этом плане Миллионер демонстрирует куда более скромные финансовые запросы.
Цели!
Цель обеих игр осталась прежней - стать единственным не обанкротившимся игроком, попутно прибрав к рукам все деньги и имущество других участников. Цель простая и понятная. В Монополии нам предстоит покупать районы городов, в Миллионере - предприятия из определенной отрасли. Немного изменена в миллионере механика получения карт Шанса, да и названы они по-другому. А вот игровой процесс это никак не затронуло.
Об оформлении.
Конечно, несмотря на все попытки Миллионера добиться высокого полиграфического качества при минимальной цене, с компанией Hasbro тягаться не получается. Монополия в последнем издании - вся красивая и глянцевая. Даже деньги выглядят очень современно. Миллионер тоже преобразился к последнему изданию - в него можно играть без рези в глазах, ведь карта стала цветной и довольно качественной, а деньги отпечатаны на приятной на ощупь бумаге.
Монополия (от греч. «моно» - один, «полио» – продаю) - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.
Монополия характеризуется:
1. одной фирмой;
2. уникальностью продукции, которая не имеет заменителей;
3. практически непреодолимыми барьерами на вход;
4. несколько ограниченным доступом к информации;
5. обычный, иногда полный контроль над ценами.
Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части дохода продавца.
Покупатель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене. Такая ситуация характерна для военной промышленности, продукцию которой закупает исключительно государство (это относится, прежде всего, к стратегическим вооружениям).
Однако государство далеко не всегда использует это свое преимущество. Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции навязывает фермерам монопольно низкие заготовительные цены.
Двусторонняя монополия – это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).
Это наблюдается, в частности, когда фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников (купли-продажи труда). В качестве примера можно назвать столкновение профсоюза авиадиспетчеров с национальной авиационной компанией.
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы,нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек.
Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Монополия возникает там и тогда, где и когдавелики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании - в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения - закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин" (IBM), "Сони" и т. д.
Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример - история водочной монополии в России).
Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.
Однако в настоящее время жесткие (до динамита включительно) действия монополий, как и "нечестная конкуренция" в целом, строго запрещены в странах развитой рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.
Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер именует эффективной монополией . Эта сверхприбыль для каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.
Виды монополий:
Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.
Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
Естественная монополия . Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Легальные монополии , образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
1. патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование;
3. торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).
Искусственные монополии . Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
1. создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
2. ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
3. создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
4. применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
5. "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - артель, синдикат, трест и концерн.
Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Рынок всегда находится между двух огней: с одной стороны, он естественным образом стремится к конкуренции, с другой – периодически скатывается к появлению доминирующего игрока. Образование монополий и олигополий многие называют искусственным, но на самом деле, их появление обусловлено объективными причинами. Попробуем разобраться в особенностях данных категорий и выяснить, насколько они подходят рынку.
Определение
Монополия – организация рынка, при которой в отдельных сферах экономики доминирует только один игрок. Он определяет не только ценовую политику, но и сбыт продукции, развитие отрасли. Монополия может возникать в силу естественных причин (жизненно важные для государства сферы), так и искусственных (создание неписаных и законодательных барьеров).
Олигополия – организация рынка, при которой в определённых сегментах доминирует несколько производителей, определяющих ценовую политику и принципы развития. Данный вид несовершенной конкуренции чаще всего проявляется в высокотехнологичных и сложных областях, таких как судостроение, аэрокосмическая промышленность, автомобильное производство.
Сравнение
Итак, олигополия предполагает наличие нескольких участников на рынке, соответственно, наличие товаров-заменителей. Монополия – это всего один серьёзный игрок, определяющий ценовую и сбытовую политику. Товаров-заменителей при такой организации торгового пространства не существует, конкуренция полностью отсутствует.
Монополия незаконна, но в ряде случаев она создаётся естественным путём (производство оружия, подача газа). Олигополия правом не запрещена, так как её появление происходит под действием объективных факторов.
Выводы сайт
- Количество участников рынка. Монополия предполагает наличие одного участника, олигополия – нескольких.
- Борьба за клиента. Олигополия предполагает минимальный уровень конкуренции, монополия – её полное отсутствие.
- Законность. Олигополия – естественное состояние рынка, не запрещённая правом. Монополия в большинстве случаев запрещена, если только речь не идёт о жизненно важных областях деятельности государства.
- Возможность входа на рынок. При монополии добавление новых участников невозможно, при олигополии – затруднено.
- Наличие товаров-заменителей. Монополия не оставляет покупателю выбора, олигополия – создаёт узкий коридор для принятия решений.