«Мое отношение к поступку купца Калашникова. Вопрос: Какие чувства молодого царя сумел выразить актёр В словах Петра обращаюсь к политику Другие сочинения по этому произведению

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальцо,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

И приехал царь со дружиною,

Со боярами и опричниками,

И велел растянуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах спаянную.

Оцепили место в двадцать пять сажень,

Для охотницкого бою, одиночного.

И велел тогда царь Иван Васильевич

«Ой, уж где вы, добрые молодцы?

Вы потешьте царя нашего батюшку!

Выходите-ка во широкий круг;

Кто побьет кого, того царь наградит;

А кто будет побит, тому Бог простит!»

И выходит удалой Кирибеевич,

Царю в пояс молча кланяется,

Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершися в бок рукою правою,

Поправляет другой шапку алую,

Ожидает он себе противника...

Трижды громкий клич прокликали -

Ни один боец и не тронулся,

Лишь стоят да друг друга поталкивают.

На просторе опричник похаживает,

Над плохими бойцами подсмеивает:

«Присмирели, небось, призадумались!

Так и быть, обещаюсь, для праздника,

Отпущу живого с покаянием,

Лишь потешу царя нашего батюшку».

Вдруг толпа раздалась в обе стороны -

И выходит Степан Парамонович,

Молодой купец, удалой боец,

По прозванию Калашников,

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому.

Горят очи его соколиные,

На опричника смотрит пристально.

Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

Могутные плечи распрямливает

Да кудряву бороду поглаживает.

И сказал ему Кирибеевич:

«А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду, племени,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться».

Отвечает Степан Парамонович:

«А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного...

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас будут панихиду петь,

И не позже» как завтра в час полуденный;

И один из нас будет хвастаться,

С удалыми друзьями пируючи...

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я теперь, басурманский сын,

Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег:

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло...

Вот молча оба расходятся,

Богатырский бой начинается.

Размахнулся тогда Кирибеевич

И ударил в первой купца Калашникова,

И ударил его посередь груди -

Затрещала грудь молодецкая,

Пошатнулся Степан Парамонович;

На груди его висел медный крест

Со святыми мощами из Киева,

И погнулся крест и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала;

И подумал Степан Парамонович:

«Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!»

Изловчился он, изготовился,

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво;

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная.

И увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови черные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо свое.

Какие чувства молодого царя сумел выразить актёр В словах Петра обращаюсь к политику

Ответы:

Какой рассказ? ничего не поняла

Похожие вопросы

  • Ben comes from a small place in England. Now he is in London. What does he think of the English capital? Example: London is (big) than his place. London is bigger than his place. The houses in London are (high) than in his place. The streets are (long) than in his place. The squares are (big). The hotels are (cosy) than in his place. The cars are (good) than in his small town. The shop windows in London are (beautiful) than in his place. The parks in London are (interesting) than in his small town. The weather in London was (sunny) than in his place. In the cafs he could eat (good) food than in his place. But soon he saw that the people in his town are (pleasant). When Ben was home from the capital, he was (happy) than in London. переведите плиз умоляю

Разделы: Литература

Концепция произведения. Постановка диагностических целей, распределение материала по урокам.

Возраст учеников, рекомендация программы, литературоведческий анализ позволяют создать общую методическую концепцию: читая и анализируя произведение М.Ю. Лермонтова, мы можем раскрыть связи художественной литературы с историческим прошлым Руси и фольклором, показав значение картин быта XVI века и отражение фольклорных традиций в авторских представлениях героев и форме произведения.

В центре внимания будет проблема долга, чести и человеческого достоинства. Эту проблему мы будем рассматривать как традиционное для русской художественной литературы испытание человека. Раскроем позицию автора, восхищавшегося простым человеком из народа, перед подвигом которого бессильны и время, и власть.

Опираясь на концепцию поэмы и особенности ее художественной формы, учитывая особенности учеников, формируем диагностические цели, отвечая на вопросы:

  1. Что могут узнать ученики из наших уроков?
    Узнают о том, что судьба М.Ю. Лермонтова схожа с судьбой А.С. Пушкина не только в плане непримиримости с самодержавием и произволом властей, но и в плане отношения к ним властей. Узнают о том, что М.Ю. Лермонтов – единственный в литературе XIX века – воссоздал образ Ивана Грозного и его эпоху по народным песням; о роли устного народного творчества в создании характеров и формы произведения. Узнают о жизни, быте, нравах Руси XVI века; о том, что поэт, недовольный современной действительностью (XIX век), переносит нас в далекое прошлое, чтобы « там искать жизни, которой он не видит в настоящем».
  2. Какие понятия ученики освоят на уроках или будут продолжать осваивать?
    Будут продолжать совершенствовать литературоведческие понятия: тема, идея, композиция художественного произведения, особенности поэмы. Освоят понятия: лиро-эпический жанр; авторское отношение и способы его выражение в поэме; продолжает осваивать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения, повторы), былинный стих.
  3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать?
    Работая с текстом поэмы, будут учиться:
  • сопоставлять героев не только друг с другом, но и с работами художников, и на этом основании проникать в глубины характеров персонажей, учитывая авторский взгляд;
  • определять характер героев по их поступкам, отношению к другим персонажам;
  • определять авторское отношение к героям.

Будут совершенствовать:

  • умение зрительно конкретизировать образы персонажей, место действие;
  • умение определять тему, проблематику, идею произведения; соотносить название произведения с его идеей;
  • умение выразительно читать и в чтении интонационно передавать чувства героев и их отношение друг к другу.
  1. Какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время уроков и после него дома?
    В результате ученики сумеют:
  • ответить на вопросы: «Почему М.Ю. Лермонтов назвал свое произведение «Песней…»? «Почему в таком порядке расположены имена в названии?», «Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?», «Справедлив ли суд царя?»;
  • создать словесные портреты героев;
  • передать в словесной форме идею произведения и объяснить, какие элементы сюжета помогают Лермонтову ее выразить;
  • выделить элементы композиции поэмы, ее особенности и объяснить их роль;
  • объяснить, почему в поэме так много старинных слов, постоянных эпитетов, сравнений, повторов;
  • выразительно прочитать диалоги героев;
  • точно охарактеризовать каждого персонажа, раскрыть их отношения друг к другу.

Система уроков по теме:

  1. Тайны Древней Руси.
  2. «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя…»
  3. Фольклорные традиции в «Песне…»

Первый урок в системе играет роль создания установки на чтение. Поскольку М.Ю. Лермонтов – постоянный автор в школьных учебниках, ученикам известны многие факты его биографии. К 7 классу уже знакомы с такими произведениями, как «Бородино», «Три пальмы», «Утес», «Листок», в которых представлены основные мотивы его творчества: чувство одиночества и тоски, жажда борьбы и свободы, любовь поэта – изгнанника к оставляемой родине, восхищение подвигом русского воина. Теперь ученикам предстоит познакомиться с исторической песней, вскрывающей конфликт власти и простого человека, обреченного на гибель.

К первому уроку ученикам было предложено на основании мемуарных материалов и воспоминаний современников рассказ о жизни М.Ю. Лермонтова и ответить на вопросы: «В чем сходство судьбы Лермонтова с судьбой Пушкина? Чем это сходство объяснить?» (факты деспотизма и самодержавного произвола, вызывавшие гневный протест поэтов).

Для того, чтобы создать определенный эмоциональный настрой перед изучением темы и ориентировать детей на восприятие поэмы, познакомим их с историческим материалом: «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина, «Курсом лекций по русской истории» В.О. Ключевского, отрывками из «Домостроя» и произведениями «смежных» искусств: картинами И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына», В. Васнецова «Иван Грозный», иллюстрациями с изображением старой Москвы И. Билибина, Б. Кустодиева, П.Коровина, запечатлевшими сурового правителя Руси и его незабываемое время, важными для понимания идейного содержания и образов «Песни…».

Прежде, чем приступить к чтению поэмы, выясним значение и роль старинных слов и выражений. Далее нам нужно определить учебную задачу, которая будет нам диктовать приемы работы с текстом и виды деятельности учеников. В качестве проблемного вопроса выберем следующий: «Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путем?» Размышления детей над этим вопросом поведут учеников к идее произведения.

Какие эпизоды и художественные элементы произведения помогут нам прийти к его идее? Прежде всего мы должны выявить конфликт и особенности его художественного воплощения. Для этого выделим элементы композиции: экспозицию, завязку действия, эпизоды развития действия, кульминацию и развязку. В центре внимания автора сначала оказывается Иван Грозный, потом верный его опричник Кирибеевич, за ними – Алена Дмитриевна, купец Калашников, а потом вновь царь, Кирибеевич, Калашников. В кульминации погибает Кирибеевич, в развязке – Калашников. Но в поэме есть еще действующие лица – гусляры, упоминанием которых начинается и заканчивается каждая глава. Хотя они и условные повествователи, но именно их чувства и отношения и помогают определить авторскую позицию по отношению к героям и жанр произведения.

В поэме кроме конфликтов «Кирибеевич – семья Калашниковых» и «Калашников – царь», есть еще один – конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. То, что глава обесчещенной семьи убил «обидчика вольной волею», должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора.

Наша задача – осознать, какие качества ценит в людях автор, что объединяет семью Калашниковых и что отличает их от мира людей, наделенных властью. Таким образом, в центре второго урока – анализ образов «Песни…»

2-й урок. Проект урока «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя…»

Создан на основе программы по литературе для 7-го класса под ред. В. Я. Коровиной, учебника-хрестоматии и методических рекомендаций. На 1-м уроке ученики знакомились с историческими материалами, живописью, рисующими жизнь старой Москвы, а также с фактами биографии М.Ю. Лермонтова, во многом объясняющими, почему он обратился к далекому прошлому. Познакомились с текстом «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цели урока:

  • на уроке ученики продолжат формировать и совершенствовать умения сопоставлять героев, определять характеры персонажей по их речи и поступкам;
  • поймут, какую роль играет композиция в воплощении авторской позиции и какие средства помогают автору в создании героев;
  • интонационно передавать чувства героев и их отношения друг к другу; сопоставлять литературные образы с образами художников.

Ход урока

1. Этап выявления восприятия (беседа).

Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы?

Какие картины старой Москвы и ее быта рисует поэт? Помогают ли они объяснить поведение героев?

Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?

Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: «про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

В чем вы видите главную проблему поэмы?

Проверка домашнего задания . (К уроку дети должны были еще раз перечитать поэму, выделив в ней элементы композиции и создать слайд-шоу по произведению, используя иллюстративный материал и интернет – ресурсы).

Воспроизвести содержание поэмы с демонстрацией слайдов в строгом соответствии с развитием действия (рисунки 1-9), выделить элементы композиции(приложение 1), выявить конфликты.

Почему конфликт Калашникова с Кирибеевичем не мог разрешиться мирно? (это и будет учебная задача).

2. Этап анализа произведения, или работы с текстом. (Анализ образов).

В экспозиции «Пир в царских палатах» центральное место отведено царю. Каким его показывает М.Ю. Лермонтов и как его видят художники?

а) Сравнение описания царя Лермонтова и В. Васнецова, И. Репина. (Словесное рисование).

Какие сравнения и эпитеты употребляет гусляры для характеристики царя?

Какие художественные детали, по-вашему, особенно выразительны? Можно ли назвать Ивана Грозного мудрым и справедливым?

У Лермонтова царь улыбается, он как будто весел…, но присмотримся повнимательнее: не слишком ли часто «тучки синие» набегают на «солнце красное»?

Что заставляет хмуриться Ивана Васильевича?

Кому на пиру царь уделяет больше внимания? Почему?

Что вы знаете об опричниках? Как относится к ним царь? Как это проявляется в поэме?

б) Устный рассказ о Кирибеевиче.

О чем грустит опричник?

Почему он рассказывает царю об Алене Дмитриевне, но не говорит, что она замужняя женщина?

Помог бы ему царь, если бы знал это?

в) Характеристика Алена Дмитриевны с привлечением иллюстрации П. Коровина.

Любит ли мужа Алена Дмитриевна?

Почему удивился Калашников, не застав жены дома? Как объяснить слова, которыми встречает муж жену? Что вы помните о Домострое?

Как в характере Алены Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине – жене?

Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне?

г) Сопоставительный анализ. Кирибеевич – Калашников (демонстрация слайдов: «Купец Калашников в лавке», «Кулачный бой» (худ. И. Билибин, Б. Кустодиев), «Смерть опричника», «Калашников держит ответ перед царем», «Прощание купца с братьями»).

Зачем каждый из них вышел на поединок? Кому кланяются герои перед боем? Почему?

д) Выразительное чтение по ролям диалога Кирибеевича и Калашникова перед боем.

Имеют ли значение картины сурового быта XVI века для раскрытия характеров героев? Какими качествами, по-вашему, должен был обладать человек, чтобы в этих условиях отважиться на защиту своей чести перед всем народом? Применимы ли к героям «Песни…» заключительные строки «Бородино», вынесенные в название темы нашего урока?

Выразительное чтение строк о смерти Кирибеевича и Калашникова.

Каким чувством они проникнуты? Чем вы объясните это чувство?

Как гибнут Кирибеевич и Калашников? Какую память о себе оставляет каждый?

е) Сопоставление отрывка из поэмы Лермонтова с отрывком из народной песни о Степане Разине «Схороните мне братцы…», «Схоронили его за Москвой-рекой…»

В чем сходство? В каком отрывке больше поэтичности? В чем убеждают?

3. Заключительный этап.

В третьей главе мы вновь встречаемся с царем.

Какова его роль в поэме? Ведь главное столкновение происходит между Калашниковым и Кирибеевичем.

Почему царь приказал казнить победителя кулачного боя? Справедливо ли он поступил?

Каков жанр этого произведения? Почему М.Ю. Лермонтов называет его «Песней…»? Проясняет ли это авторскую позицию?

Темой и сюжетом «Песня…» связана с XVI веком.

Почему поэт обратился к далекому прошлому?

Удалось ли ему передать колорит той эпохи? В чём?

Какие фольклорные традиции продолжает поэт в своем произведении?

4. Домашнее задание:

  • выучить наизусть отрывок из поэмы «Восход Зари…»;
  • подобрать музыкальные темы к образам «Песни…»;
  • выписать на карточки примеры изобразительных средств, старинных слов, выражений. (для игры).

На заключительном уроке , посвященном фольклорным традициям в «Песне…», важно выяснить, что М.Ю. Лермонтов не подражал устной народной поэзии, он проникся ее духом и, опираясь на ее особенности, создал своеобразное, оригинальное произведение, где каждый образ, каждая сцена поэмы отмечены могучим лермонтовским талантом. В этом нам помогут сопоставления «Песни…» с былинами (о Ставре Годиновиче), народными песнями. Литературная игра, с помощью которой покажем особенности использования тропов в поэме, ее связь с фольклором, обсудим проблему долга и чести, будет заключительным аккордом, в системе уроков, после чего дети напишут сочинения по поэме.

(20 )

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая.). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие.
Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?
Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие.
Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи.

3.4 / 5. 20