Моцарт прожил. Моцарт - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Имя Моцарта уже давно стало синонимом абсолютного музыкального гения: австрийский композитор вошел в историю благодаря таланту невиданного масштаба и крайне драматичной судьбе.

В четыре года он уже вполне искусно играл на клавире, в пять начал сочинять музыку, а в семь лет чудо-мальчик активно концертировал. В зрелом возрасте звезда его таланта не ушла с небосклона, что, впрочем, не уберегло его от бедности и болезней. Но – обо всем по порядку.

Моцарт вундеркинд

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, в семье скрипача придворной капеллы Леопольда Моцарта и его супруги Анны Марии. У пары появилось на свет семеро детей, но выжили только двое – Вольфганг и его сестра Мария Анна (в семье просто Наннерль). Девочка была на пять лет старше, и именно ее занятия на клавесине вызвали у брата интерес к музыке — малыш, которому не было и трех, с удовольствием познавал инструмент; уже через год Вольфганг Амадей замечательно для своего возраста исполнял различные музыкальные произведения, а скрипкой овладел практически самостоятельно.

Леопольд Моцарт быстро понял, что и Наннерль, и особенно Вольфганг – очень одаренные дети, а посему их нужно показать миру, дабы в последствие жизнь детей в искусстве сложилась успешно. С ранних лет Вольфганг с сестрой стали успешно концертировать, восхищая своими талантами королевские и княжеские дворы Европы. Им рукоплескали в Вене, Мюнхене, Париже, Милане, Болонье…

Но Мария Анна постепенно отошла на второй план, ведь юный Вольфганг не только виртуозно исполнял музыку, но и сочинял ее. К 20 годам Моцарт уже написал несколько опер, сочинил множество симфоний, ансамблей, концертов, церковных гимнов и других музыкальных форм.

Становление гения Моцарта

Достаточно рано стало ясно, что Моцарт – не просто очень одаренный музыкант, а гений. Путешествия и постоянное обучение у лучших учителей сделало его глубоким и неординарным человеком, однако чем старше он становился, тем меньше интересовались им аристократы, ранее обожавшие необыкновенного ребенка. В 1769 году Вольфганг получил должность придворного концертмейстера родном Зальцбурге, однако архиепископ Иероним, глава церковного княжества, постоянно довлел над ним, ограничивая творческую свободу. Искать другой судьбы и вдохновения Моцарт уехал в Вену. Впрочем, и там он не нашел «хлебного» места, хотя обрел нечто большее – возлюбленную, жену и верную подругу Констанцию Вебер. Эта женщина родила композитору шестерых детей и оставалась рядом в богатстве и бедности.

В 80-е годы XVIII века композитор активно преподает, его сочинения много и часто издаются, произведения очень востребованы. В эти годы написаны легендарные оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», симфонии № 39, 40 и 41. Но если в начале 80-х семья композитора может позволить себе дорогую квартиру и прислугу, то уже к концу десятилетия Моцарт по уши в долгах – хороших должностей он так и не получил, сборы от концертов очень малы, крупных заказов не поступает. Серьезно заболевает Констанция, на ее лечение уходят крупные суммы — семья оказывается совсем на мели.

Моцарт много пишет, одна из его последних опер — «Волшебная флейта» — очень успешна, но на финансовом положении композитора это никак не отражается.

Смерть Моцарта в нищете

В возрасте 35 лет Моцарт сам серьезно заболевает: музыкант слаб, у него распухают руки и ноги, с ним постоянно случаются обмороки. В это время он усиленно работает над Реквиемом, который так и не успевает завершить. Великий композитор уходит из жизни тяжело и мучительно, помочь ему не могут лучшие врачи того времени. Похороны гения проходят более чем скромно: Моцарт упокоился в одной могиле с пятью другими бедняками. Впрочем, это все же было не «нищенское» погребение, что в его положении вполне могло случиться.

После смерти мужа Констанция с двумя детьми (четверо остальных умерли маленькими) оказалась в бедственном положении: без кормильца и с многочисленными долгами. Для того, чтобы свести концы с концами, она вынуждена продать рукописи великого композитора. Через несколько лет вдова повторно выходит замуж, а после смерти второго супруга пишет биографию Моцарта. Правда, исследователи ее достоверной не считают, так как Констанция, похоже, умолчала о неприятных для нее моментах. Вдова гения дожила до глубокой старости.

Младший сын Вольфганга Амадея Моцарта, Франц Ксавер Вольфганг Моцарт, пошел по стопам отца, но, конечно, не смог даже приблизиться к его успеху.

Вольфганг Амадей Иоанн Хризостом Теофиль Моцарт родился 27 января 1756 годав Австрии, в городе Зальцбург на берегу реки Зальцах. В XVIII веке городсчитался центром музыкальной жизни. Маленький Моцарт рано познакомился смузыкой, звучавшей в резиденции архиепископа, с домашними концертами узажиточных горожан и с миром народной музыки.

Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был одним из наиболееобразованных и выдающихся педагогов своей эпохи и стал первым учителем сына. Ввозрасте 4-х лет мальчик уже отлично играет на фортепиано и начинает сочинятьмузыку. По свидетельству одной записи того времени, он буквально за несколькодней освоил игру на скрипке и вскоре поразил свою семью и друзей отца рукописью«фортепианного концерта».
В шесть лет он впервые выступил перед широкой публикой, а черезкороткое время вместе со своей сестрой Анной, тоже незауряднойисполнительницей, отправился в концертное турне в Мюнхен, Аугсбург, Мангейм,Брюссель, Вену, Париж, а затем его семья отправляется в Лондон, где в то времянаходились крупнейшие мастера оперной сцены.
В 1763 году в Париже были впервые изданы произведения Моцарта(сонаты для фортепиано и скрипки).
История музыки свидетельствует о целом ряде чудесных выступлений,которыми Моцарт повергал своих слушателей в изумление. Мальчику было всего 10лет, когда он принял участие в сочинении коллективной оратории. Его целуюнеделю держали в настоящем плену, открывая запертую дверь лишь чтобы передатьему пищу или нотную бумагу. Моцарт блестяще выдержал испытание, и вскоре послеоратории, исполненной с большим успехом, поражает публику оперой «Аполлони Гиацинт», а затем и ещё двумя операми «Мнимая простушка» и«Бастьен и Бастьенна».
В 1769 году Моцарт отправляется в турне по Италии. Великиеитальянские музыканты сначала с недоверием и даже с подозрением относятся клегендам, окружающим имя Моцарта. Но его гениальное дарование покоряет и их. ВИталии Моцарт учится у знаменитого композитора и педагога Дж.Б. Мартини,концертирует, пишет оперу «Митридат - царь понтийский», которая имеетбольшой успех.
В 14 лет он становится членом прославленной Болонской академии иФилармонической академии в Вероне. Вершины славы Моцарт достигает в Риме.Прослушав всего один раз в соборе святого Петра «Мизерере» Аллегри,он по памяти записывает его на бумагу. Памятью о поездке в Италию являются оперы«Митридат, царь Понтийский» (1770), «Лючио Силла» (1772),театрализованная серенада «Асканио в Альбе».
После поездки в Италию Моцарт создаёт квартеты для струнныхинструментов, симфонические произведения, сонаты для фортепиано и произведениядля самых разных сочетаний инструментов, оперы «Мнимая садовница»(1775), «Король - пастух».
Молодой композитор, знавший до сих пор только блестящую сторонужизни, познаёт теперь её изнанку. Новый князь-архиепископ Иероним Колоредо нелюбит музыки, не любит Моцарта и всё чаще и чаще даёт ему понять, что Моцартлишь слуга, которому полагается не больше уважения, чем любому поварёнку илилакею. Оставив Зальцбург и придворную службу, он поселяется в Мангейме. Здесьон знакомится с семьёй Веберов и приобретает несколько верных и надёжных друзейсреди любителей искусства.
Но тяжелые материальные заботы, унижения и ожидания в прихожих,упрашивания и поиски протекции вынуждают молодого композитора вернуться вЗальцбург. По ходатайству Леопольда Моцарта архиепископ принимает обратносвоего бывшего музыканта, но даёт строгое указание: его слугам и лакеям(разумеется, и Моцарту) публичные выступления запрещены. Однако в 1781 годуМоцарту удаётся получить отпуск для постановки в Мюнхене новой оперы«Идоменей». После успешной премьеры, решив больше не возвращаться вЗальцбург, Моцарт подаёт заявление об увольнении и получает в ответ потокругательств и оскорблений. Чаша терпения переполнена; композитор окончательнопорвал с зависимым положением придворного музыканта и поселился в Вене, где ипрожил последние 10 лет жизни.
Однако перед Моцартом встают новые трудности. Аристократическиекруги отворачиваются от бывшего вундеркинда, и те, кто ещё недавно платили емузолотом и овациями, теперь считают творения музыканта чрезмерно тяжёлыми,путаными и абстрактными. А Моцарт тем временем создаёт шедевры. В 1782 годуисполняется его первая зрелая опера «Похищение из сераля»; летом тогоже года он женится на Констанции Вебер.
Новый творческий этап в жизни Моцарта связан с его дружбой сИосифом Гайдном (1732-1809). Под влиянием Гайдна музыка Моцарта обретает новыекрылья. Рождаются первые чудесные квартеты Моцарта. Но кроме блеска, ставшегоуже поговоркой, в его сочинениях всё чаще проявляется более трагическое, болеесерьёзное начало, свойственное человеку, видящему жизнь во всей её полноте.
Композитор всё дальше и дальше уходит от требований общего вкуса,которые ставят перед покорными сочинителями музыки салоны вельмож ибогачи-меценаты. В этот период появляется опера «Свадьба Фигаро»(1786). Моцарта начинают вытеснять с оперных подмостков. По сравнению в лёгкимитворениями Сальери и Паэзиелло, произведения Моцарта кажутся тяжёлыми ипроблематичными.
Бедствия и лишения всё чаще заглядывают в дом композитора,молодые супруги не умеют экономно вести хозяйство. В этих тяжёлых условияхрождалась опера «Дон-Жуан» (1787), которая принесла автору мировойуспех. Во время написания последних страниц партитуры Моцарт получает известиео смерти отца. Теперь композитор действительно остался одиноким; он уже неможет надеяться, что отцовский совет, умное письмо, а может быть и прямоевмешательство помогут ему в трудную минуту.
После премьеры «Дон-Жуана» в Праге императорский дворвынужден пойти на некоторые уступки. Моцарту предлагают занять местопридворного музыканта, принадлежавшее недавно скончавшемуся Глюку (1714-1787).Однако это почётное назначение приносит композитору немного радости. Венскийдвор относится к Моцарту как к заурядному сочинителю танцевальной музыки изаказывает ему менуэты, лендлеры, контрдансы для придворных балов.
К последним годам жизни Моцарта относятся 3 симфонии (ми-бемольмажор, соль минор и до мажор), оперы «Так поступают все» (1790),«Милосердие Тита»(1791), «Волшебная флейта»(1791).
Смерть застала Моцарта 5 декабря 1791 года в Вене во время работынад «Реквиемом». История создания этого произведения рассказываетсявсеми биографами композитора. К Моцарту пришёл немолодой незнакомец, приличноодетый и приятный. Он заказал для своего друга «Реквием» и заплатилщедрый аванс. Мрачный тон и таинственность, с которыми был сделан заказ,породили у мнительного композитора мысль, что этот «Реквием» он пишетдля себя.
«Реквием» был завершен учеником и другом композитора Ф.Зюсмайером.
Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков. Его жена в деньпохорон лежала дома больная; друзья композитора, вышедшие проводить его впоследний путь, из-за ужасной непогоды были вынуждены вернуться домой сполпути. Так случилось, что никто точно не знает, где нашёл вечный покойвеликий композитор...
Творческое наследие Моцарта составляют более 600 произведений

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart . В этих именах первые два - имена святых, не использующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus , нем. Gottlieb , Amade (Амадей). Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских педагогов, преподающих музыку, его книга "Versuch einer grundlichen Violinschule" (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 г. отец Моцарта, бывший единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Баха, Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига оказалась настолько сильной, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770-74 гг. Моцарт провёл в Италии. В Милане, несмотря на разные интриги, опера Моцарта "Mitridate, Rе di Ponto" (Митридат, царь Понтийский), поставленная в 1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, "Lucio Sulla" (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал "Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775-1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, между прочим, 6 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в r e, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была представлена в Мюнхене, с огромным успехом, опера "Идоменей", которую сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С "Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" - один из лучших образчиков церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. выступали всё ярче и ярче. Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entfuhrung aus dem Serail"), написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её, по духу музыки, стали считать первой немецкой оперой. Она была написана во время романтической любви Моцарта, похитившего свою невесту, Констанцию Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт, для обеспечения своей семьи, должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы "L"oca del Cairo" (178З) и "Lo sposo deluso" (1784) остались неоконченными.

В 1783-85 гг. созданы шесть струнных квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide penitente".

С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера "Свадьба Фигаро", написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" был сомнительный, но в Праге она возбудила восторг. Не успел да Понте кончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию Моцарта, спешить с либретто "Дон-Жуана", которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве, появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге ещё больший успех, чем "Свадьба Фигаро".

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон-Жуана" Моцарт сочиняет три наиболее замечательные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор(KV 543), № 40 соль минор(KV 550) и № 41 до мажор (KV 551), написанные в течение полутора месяца в 1788 г.; из них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г. Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующего виолончеля (ре мажор).

После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были "Cosi fan tutte" (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini" - "Ave verum corpus" (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью. Помощником Моцарта в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита". Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, вызванной возможно почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении другим австрийским композитором - Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в необозначенной могиле, поэтому само место захоронения до наших дней не сохранилось.


В 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.


"Счастье мое начинается только теперь ", - писал он отцу, прекратив, наконец, так тяготившую его.

Так началось последнее десятилетие жизни Моцарта, годы наивысшего расцвета его таланта. По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу Похищение из сераля. Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора еще в , так как модная в придворных кругах Австрии итальянская музыка противоречила народным вкусам. Опера Моцарта была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной:
"Ужасно много нот, мой милый Моцарт " - недовольно сказал он композитору.
"Ровно столько, сколько нужно, ваше величество ", с достоинством ответил Моцарт.

В.А.Моцарт Увертюра к опере Женитьба Фигаро

Еще с большим мастерством написаны три последующие оперы Свадьба Фигаро, Дон-Жуан и Волшебная флейта.

В.А.Моцарт Дуэт из оперы Волшебная флейта

Мелодичность и красота музыки этих опер, яркая выразительность, правдивость оперных персонажей вызывали неизменный восторг и восхищение. Музыка Моцарта заставляла слушателей вместе с героями опер переживать их чувства. Особенно восторженно была принята опера Дон-Жуан, впервые поставленная в Праге.

В эти годы Моцарт достиг вершины мастерства и в инструментальной музыке. В течение одного лета 1788 года он написал три последние, гениальные по своей музыке симфонии. Больше композитор уже не возвращался к этому жанру.

Не менее значительны достижения Моцарта в области камерной инструментальной музыки. В знак глубокого уважения к музыкальным заслугам своего старшего современника Иозефа Гайдна, Моцарт посвятил ему шесть квартетов. Гайдн был одним из немногих, кто понял и оценил всю глубину таланта Моцарта.

"Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда-либо слышал ",- сказал он отцу Моцарта.

В.А.Моцарт Квартет ре минор , посвященный Й.Гайдну.

Произведения для клавира, сонаты, концерты, которые Моцарт писал в изобилии в этот период, тесно связаны с его исполнительской деятельностью. В первые годы жизни в Вене он часто принимал участие в концертах, устраивал свои собственные академии концерты.

Его называли первым виртуозом своего времени. Игра Моцарта отличалась большой проникновенностью, одухотворенностью и тонкостью. Особенно поражал современников его талант импровизатора.

В.А.Моцарт Фантазия ре-минор для фортепиано

Счастливо в основном сложилась и семейная жизнь Моцарта. Его женой стала Констанца Вебер. Мягкого, веселого характера, она была музыкальным и чутким человеком. Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, смерть детей во время эпидемии, нужда.

С годами интерес публики к выступлениям Моцарта снизился, издание произведений оплачивалось скудно, а его оперы быстро сходили со сцены. Придворная знать искала в музыке легкой и поверхностной развлекательности, которая бы приятно ласкала слух, а произведения Моцарта были, по их мнению, слишком серьезны и глубоки. При дворе императора он числился как сочинитель танцевальной музыки, за что получал мизерную плату. Лучшего применения таланту Моцарта найти не смогли.

Чрезмерно насыщенная творческая и исполнительская деятельность и вместе с тем лишения и невзгоды быстро подтачивали силы композитора. Он впадал все в большую нужду.

Последним произведением Моцарта был Реквием (reguiem-покой) - хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.

Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в черное, заказавший Реквием, не захотел назвать своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину.

В.А.Моцарт Лакримоза (Слезная) из Реквиема

Реквием Моцарта далеко выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям. Реквием написан для квартета солистов (сопрано, альт, тенор, бас), смешанного хора и оркестра с органом. Уже давно Реквием стал одним из всемирно известных концертных произведений.


Создание Реквиема отняло у Моцарта последние силы. Он уже не мог присутствовать на представлении своей последней оперы Волшебная флейта, которая с блестящим успехом исполнялась в то время в Вене. С часами в руках он мысленно следил за развитием действия. Директор театра Шиканедер, по просьбе которого больной композитор написал эту оперу, делал немалые денежные сборы. Но о Моцарте он забыл.

­Краткая биография Вольфганга Моцарта

Моцарт Вольфганг Амадей - выдающийся австрийский композитор; музыкант-виртуоз; скрипач, органист и клавесинист. По свидетельству современников обладал идеальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт был талантливым композитором и дирижером. Его относят к Венской классической школе музыки, а его собрание музыкальных сочинений насчитывает более 600 опусов. Будущий композитор родился 27 января 1756 года в Зальцбурге в семье потомственных музыкантов. С детства он обучался игре на органе, скрипке и клавесине.

В 1762 году отец взял его и его сестру Марию Анну с собой в артистическое путешествие. Они побывали в Вене, Париже, Лондоне, Мюнхене и во многих других городах. Считается, что в этом же году шестилетний Моцарт написал свое первое произведение. Музыка маленького гения не могла оставить слушателей равнодушными. Уже в 1763 году были изданы его первые сонаты. Моцарту было всего 13 лет, когда он всерьез увлекся работами таких выдающихся мастеров, как Гендель, Дуранте, Страделла. Особенно плодотворным оказался период его пребывания в Италии, с 1770 по 1774 гг.

Там он познакомился с популярным в те времена мастером Й. Мысливечеком, который оказал большое влияние на его творчество. В полифонии он совершенствовался у композитора Д. Б. Мартини. В Милане одна за другой были поставлены его оперы. В 14-летнем возрасте он был уже награжден папским орденом. В 1778 году у него умерла мать. Это был не самый легкий период в жизни музыканта. Он был охарактеризован материальными трудностями и бесплодными поездками. Несмотря на это, Моцарт написал «Парижскую» симфонию, 6 клавирных сонат,12 балетных номеров, концерт для флейты и арфы.

В 1779 году в сотрудничестве с Гайдном он был назначен придворным органистом. Важной вехой в его жизни стала опера «Идоменей», имевшая огромный успех. В 27 лет он женился Констанце Вебер. На тот момент он уже проживал в Вене и был довольно популярен в музыкальных кругах. Он проводил публичные авторские концерты, ставил оперы, работал над новыми композициями. Огромным успехом стала опера «Свадьба Фигаро», премьера которой состоялась в мае 1786 года. Через год в сотрудничестве с Л. да Понте он создал еще одну «громкую» оперу - «Дон Жуан».

Некоторые оперы композитора так и остались незавершенными, так как он умер в раннем возрасте. В последние годы жизни он писал пьесы на заказ, преподавал музыку и заменял Л. Хофмана на должности капельмейстера. Умер Моцарт в декабре 1791 года в 35-летнем возрасте по причине, которая до сих пор остается неясной и вызывает жаркие споры. Бытует миф, что он был отравлен А. Сальери, но доказательств этому нет.