Мнение о картине цыплакова мороз и солнце. Сочинение по картине Цыплакова «Мороз и солнце

Цыплаков — талантливый художник из-под кисти которого вышли великолепные работы. На многих из них художник изобразил природу нашей страны, при этом его картины, что та поэзия — смотришь на них, а мысленно начинаешь повторять строчки стихов знаменитых писателей. Так произошло и с картиной Цыплакова Мороз и солнце.

Картина Мороз и солнце

Картина Мороз и солнце, ее удачное название, ее изображение, напомнило мне строчки Пушкина: и картина полностью этим строчкам соответствует. А чтобы в этом еще больше убедиться, я сделаю описание картины в своем .

Описание картины Мороз и солнце

И вот, глядя на картину и работая над сочинением по картине Мороз и солнце, сразу примечаю большие сугробы и блестящий на солнце снег. Снег такой белый, что аж отдает синевой. На улице мороз и его просто чувствуешь, ведь этот морозный дух просто исходит от картины. Что самое интересное, само солнце художник не изображает, но его свет ощутим и мы видим, насколько ярко освещены солнцем дома, и насколько ослепляет свет, что отбивается от снега. Но в то же время понимаешь, что на улице никак не тепло, мороз сразу же начинает щипать за руки, щеки, нос. Мороз посеребрил все кругом, поэтому сейчас деревья стоят в инее. Все вокруг бело, и только лошадь, что тянет сани, выделяется коричневым цветом.

На санях сидит мужчина, возможно, он ездил в лес за дровами. Но теперь быстро направляется в деревню, чтобы согреться в доме. Едет мужчина по дороге, которая уже хорошо укатана, а значит, снег выпал давно, но благодаря крепким морозам, он не тает. От главной дороги отходят вытоптанные тропинки, которые ведут к домам, и как раз угол первого дома мы можем видеть. Получается, что деревня только начинается, а лошадь только-только въезжает на улицу.

В своем сочинении по картине Мороз и солнце еще раз хочу обратить внимание на ее название. Мороз и солнце — значит художник хотел обратить наше внимание именно на окружающую нас зимнюю красоту, именно на природу в суровую зиму. В это время земля полностью покрывается слоем снега, а голубизна и серость неба сливается с землей, и даже воздух кажется голубым от того обилия выпавшего снега и мороза, что стоит суровыми зимами. Это по-своему прекрасно, даже зимой природа нашей страны красивая.

1. Создание определенного лирического настроения

2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:

а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Коровина, Герасимова и других)

б) Сообщение сведений о жизни и творчестве художника В.Г. Цыплакова учащимся-экскурсоводом

3. Обращение к репродукции картины Цыплакова "Мороз и солнце":

а) Беседа по картине. Общее восприятие

б) Нахождение учащимися изобразительно-выразительных средств из четверостиший русских поэтов о зиме

в) Лексическая работа описания снега, деревьев, неба, деревни учащимися

г) Зачитывание школьниками вариантов вступления

д) Словесное описание картины

е) Впечатление о картине

4. Подведение итогов:

а) Какую красоту воспевает художник своей картиной? Только ли о внешнем преображении природы и мира он говорит с помощью красок?

б) Удался ли замысел В.Г. Цыплакова?

5. Обращение к памятке сочинения-описания: "Как читать картину"

Домашнее задание: написание сочинения-описания по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце».

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ

ПО КАРТИНЕ ЦЫПЛАКОВА «МОРОЗ И СОЛНЦЕ»

В 9 КЛАССЕ

Разработала:

Учитель русского языка и литературы

МОУ СШ № 85 имени Героя РФ Г.П. Лячина

Дзержинского района Волгограда

Стретельникова С.Г.

Цели: 1.обучать словесному описанию картины, умению ее «читать»,

2. развивать связную речь учащихся, используя сложносочиненные предложения и изобразительно-выразительные средства, развивать умение ярко и образно выражать свои мысли и чувства, способствовать обогащению словарного запаса подростков,

3. воспитывать любовь к искусству и родной природе, к зиме как чудесному времени года, развивать чувство прекрасного.

Методы и приемы: слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

Стихотворения, лексическая работа, cообщения учащихся,

Работа с отрывками из текстов художественных произведений.

Оборудование: репродукция картины Цыплакова «Мороз и солнце», портрет

Художника Цыплакова, презентация «Зима в изображении поэтов и

Материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи на

Доске.

Ход урока:

1. Орг. момент. – Наведите порядок на столах. Перед вами должны находиться учебник (с репродукцией картины), тетрадь с вашими наработками, выписками и памятка «Как «читать» картину», к которой мы обратимся по ходу урока.

  1. Сообщение темы и цели. Наша тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине Цыплакова В.Г. «Мороз и солнце».

Я хочу видеть вас думающими, глубоко чувствующими, эмоциональными, сопереживающими.

3. Вступительное слово учителя.

Чтобы понимать и ценить искусство, нужно быть готовым к его восприятию. Искусство требует умения фантазировать, «разгадывать», зорко видеть, тонко чувствовать. Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживаниям, настроению, проникать в замысел автора, мир его чувств и мыслей. Ценность изобразительного искусства (живописи) состоит в том, что через изображение предметов и явлений перед нами раскрывается их внутренняя сущность, эстетическое содержание.

Обращение к эпиграфу: Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев.

Талант художника состоит в умении передать «чувство» природы, уловить жизнь, настроение природы, которое проникает в художника, задевает его неуловимые душевные струны. Сегодня мы постараемся убедиться в этом.

4. Создание лирической атмосферы, настроя (на зимнюю тему).

Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года - зиме. Сказочную русскую зиму любят все: и взрослые, и дети. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, сугробы, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Ее воспевают художники на своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи поэты. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – очень красивое время года. И сегодня мы еще раз в этом убедимся. А помогут нам в этом художники, поэты и писатели.

Итак, представьте, что вы находитесь в Третьяковской галерее.

На экран с помощью мультимедийного проектора проецируется слайд «Картины русских художников о зиме».

Зиму на своих полотнах изображали Саврасов, Крымов, Соломатин, Грабарь, Пластов, Цыплаков, Коровин, Герасимов и многие другие художники.

  1. Далее проецируется портрет художника В.Г. Цыплакова с краткими сведениями о его биографии.

Ученица делает сообщение о жизни и творчестве художника.

Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 году в Москве, в простой крестьянской семье. Вскоре семья Цыплаковых вернулась на родину, в село Бурминки бывшей Рязанской губернии. Ярких деревенских впечатлений хватило Виктору на многие годы жизни. Они не могли быть только радостными, это были годы гражданской войны, послевоенного голода. По окончании Изотехникума он поступил в Московский художественный институт (1936 г.) Многие педагоги оказали на художника большое влияние. Но главной школой для него была Третьяковская галерея. Учился на работах В.Сурикова, И.Репина, И.Левитана.

Свой творческий путь Виктор Григорьевич начал в трудное для страны время, шла Великая Отечественная война. (Его дипломная работа в 1942 г. – картина «Чапаев»). Затем выпускник на 2 года был оставлен при институте для совершенствования мастерства.

Цыплаков очень любил творчество Коровина. В своем увлечении коровинским направлением, сблизился со своим старшим современником С.В.Герасимовым. Почти в одно и тоже время они создавали портретные образы крестьян, изображали зиму. Оба художника, можно сказать, дышали русской деревней.

Пейзаж и жанровая композиция для него нечто нераздельное. Это также связано с традициями Московской школы. В этом отношении особенно интересен "Весенний день"(1943). В 1945 г. Цыплаков пишет свою знаменитую картину «Горький на Волге», где русский писатель изображен в великом раздумье.

Цыплаков много и упорно работал с натуры, развивал одни и те же мотивы. У него часто повторяются террасы с разными видами - в сад, на улицу или в лес, терраса зимой, летом. Это самостоятельный поэтический цикл, охватывающий все времена года, извечный круговорот природы. В картинах весеннего обновления ему удается проникнуть в глубины потаенной, внутренней жизни природы. Особенно интересны весенние пейзажи "Последний снег", "Снег сошел", в которых поэтически проникновенно передано состояние протаявшей, ожидающей тепла земли. Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. Цыплакову был особенно понятен древний поэтический образ "поющего" солнца. "Мороз и солнце". Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется даже в названиях картин и этюдов: "Последние дни осени", "Зимушка-зима", "Март-бокогрей".

В зимних пейзажах особенно обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника - разнообразная кладка красочного слоя, то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно этюд "Мороз и солнце", который находится ныне в Третьяковской галерее, вызвал бурное восхищение И.Грабаря.

Особое место в живописи Цыплакова занимают автопортреты и портреты близких людей.

Цыплаков много лет посвятил преподавательской работе с молодежью в Суриковском. Он является Народным художником РСФСР, членом-корреспондентом Академии художеств, Лауреатом Государственной премии СССР.

Большая персональная выставка 1986 года в Академии художеств стала подлинным новым открытием художника. Цыплаков очень ждал эту выставку, готовился к ней, но так ее и не увидел. Выставка была лучшим подтверждением того, что его творчество не устарело, а напротив, оказалось вполне современным и более масштабным.

Давайте обратимся к репродукции картины Цыплакова «Мороз и солнце».

6. Беседа по картине: (1 этап – целостный охват произведения: непосредственное

Впечатление от рассматривания картины в целом).

Картина называется «Мороз и солнце». Рассмотрите репродукцию этой картины.

Не возникает ли у вас желания продолжить ее название стихотворными строками А.С. Пушкина?

Выразительное чтение стих-ия «Зимнее утро».

Какие мысли и чувства вызывает у вас картина? Какое настроение?

(чувство радости, восторг, приподнятое настроение, бодрость)

О чем хотел сказать нам своей картиной художник?

О чем хотел «заставить» задуматься?

(как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, не нужно терять надежды на лучшее, стараться получать от природы заряд бодрости, утешение от тревог, вдохновение, творческие силы).

Уч-ль: - мы с вами выяснили общее впечатление от картины.

Цыплаков пишет полнокровно, смело, с лихим размахом. Он с восхищением передает розовый свет на снегу, прослеживает движение бегущих теней по земле, любуется яркими и светлыми красками. Его пейзаж написан горячо и страстно, будто на одном дыхании. Свежестью и непосредственностью этюдного восприятия веет от всех картин художника, вобравших в себя вечную красоту земли.

2-й этап – осмысленное рассматривание деталей картины с их пояснениями.

Беседа по вопросам:

Какова же основная мысль картины? Как вы думаете, что хотел запечатлеть художник на своей картине?

(Прекрасный зимний солнечный день. Великолепный зимний пейзаж после снегопада).

Что более всего выражено на картине?

(бескрайняя русская степь с ее просторами).

Как вы думаете, чем привлек художника этот уголок природы? Что поэтичного он увидел в этом пейзаже?

(Окраина сельской местности, которая наиболее близка природе, в отличие от города. Бескрайны степные просторы, «Есть разгуляться где на воле…». Земля покрыта великолепным белоснежным ковром. Прекрасны в своем наряде опушенные инеем деревья, напоминающие каких-то зверюшек, необычных существ. Все это похоже на зимнюю сказку, в которую так и хочется «войти»).

А теперь давайте обратимся к лирическим зарисовкам художников пера – поэтов. Посмотрим, как поэты описывают зиму.

Слайды с поэтическими строками – зарисовками зимы.

Зачитывание четверостиший с последующей лексической работой.

Какими приемами пользуются поэты, так ярко и красочно описывая зиму? С помощью чего они очеловечивают ее?

(изобразительно-выразительными средствами: олицетворениями, метафорами, эпитетами, сравнениями).

Давайте назовем и выпишем из каждого четверостишия изобразительно -выразительные средства, чтобы вы потом могли их использовать в ваших сочинениях.

Найдите изобразительно- выразительные средства:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка- зима!

П. Вяземский. (Метафора: молодка, раскрасавица-душа,

лебедка, матушка-зима и обращения).

Зимняя песенка

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое. (О лицетворения: «зима» пришла, замела,

Днем с детьми на коньках все катается, катается, рассыпается, пишет, стучится).

Ночью в снежных огоньках рассыпается. Э питеты: зима серебристая, белый снег,

В окнах пишет узор льдом- иголочкой поле чистое, снежные огоньки, свежая

И стучится к нам во двор свежей елочкой. елочка.

Г. Галина М етафоры: рассыпается в снежных

Огоньках, пишет льдом-иголочкой,

Первый зимний снежок стучится елочкой).

Белым пухом летит;

Первый легкий мороз (Эпитеты : зимний, белый, легкий.

Веселит и бодрит. Олицетворение: мороз веселит, бодрит)

А.С. Пушкин

Вьюга снежная, пурга, (Олицетворение: напряди, взбей, пурга.

Напряди нам пряжи, Метафора: пряжа, пух (снег.

Взбей пушистые снега, Эпитеты: снежная, пушистые, лебяжий).

Словно пух лебяжий…

С. Маршак

На пушистых ветках Эпитеты: на пушистых ветках,

Снежною каймой снежною каймой, белой бахромой.

Распустились кисти

Белой бахромой.

С. Есенин

Первый снег. Метафоры: мир из серебра, огней,

Серебро, огни и блестки, - блесток. В жемчугах горят березки.

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

В.Я. Брюсов

Опишите снег, деревья, небо, домики. (Одновременно проводится словарно-лексическая работа. На доске и в тетрадях выписываются интересные словосочетания,)

(Сначала ребята зачитывают свои описания)

Вы получили задание обратиться к текстам художест. лит-ры. Какие описания вы нашли и выписали у различных писателей? Зачитайте.

Ребята зачитывают.

«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». (И.Э. Грабарь).

«Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Все засыпано снегом. Он ослепительно сверкает на земле, отражая солнце. Серебром сияют в синеве неба стволы берез, и ярко сияют кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежной белизной стены домов и железные крыщи, искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. «Быстрей в лес! На лыжи!» - думаю я и мгновенно выскакиваю на улицу.)»

«земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту». (К.Г. Паустовский.)

Опишите человека в санях. Какое у него настроение? Почему его рука поднята вверх?

Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы придать светлое, радостное настроение?

(белый, голубой, синеватый, синий, сиреневый, серый и оттенки этих цветов).

Удалось ли художнику выразить и донести до нас, зрителей идею картины?

Что (чего) очень хочется, глядя на нее? Почему?

(Хочется, чтобы быстрее наступила настоящая русская зима, с морозами и снегом. Чтобы погулять по белоснежному ковру, подышать свежим морозным воздухом. Покататься на коньках, лыжах или санках, полепить снежную бабу, поиграть в снежки. И, конечно, встретить самые любимые зимние праздники: Новый год и Рождество.)

Как называют зиму наш народ, писатели и поэты?

(С нежностью и любовью: Зимушка-зима, чародейка-зима, волшебница-зима).

2-й вариант сочинения - «Вид из окна».

Представьте, что вы живете в одном из тех домов, которые изображены на картине. Вы подошли к окошку и увидели… Опишите, что вы увидели.

Возможное начало:

«Я проснулся(лась) довольно рано. В доме было тепло, светило солнце. Я побежал(а) к окошку…»

Некоторым из вас было дано опред. задание: написать, что вы увидели, выглянув в окно). Зачитывают 2 чел-ка.

Например: «Я подбежала к окошку и застыла от изумления. Хороводы снежинок кружились в воздухе, сверкали и искрились на крышах домов, проводах. А привычная улица стала совершенно другой, покрытой сплошным белоснежным ковром. Иней своими причудливыми кружевами украсил ветви деревьев. Кажется, что сам Дед Мороз бродил здесь ночью, прикасаясь к ним своим волшебным посохом. И появились незнакомые сказочные существа. Неподвижные странные белые фигурки расселись по пням, сучкам и кустарникам. Тут вылез из сугроба маленький гном в огромной пушистой шапке. А там необычные звериные фигурки. Такое ощущение, что с минуты на минуту прилетит в свои чертоги Снежная Королева. Настолько красиво и необычно вокруг, как в сказке!»

7. Подведение итогов.

Какую красоту воспевает художник своей картиной? Только ли о внешнем преображении природы и мира он говорит (с помощью красок)?

(Он показывает внешнюю красоту, преображение природы и мира. Но этим хочет сказать нам, что под воздействием белоснежного наряда земли, деревьев и ослепительной палитры человеческие мысли, помыслы и чувства становятся и должны стать такими же чистыми и светлыми. Люди становятся добрее и милосерднее, молодеют душой.)

Каждому из вас дана памятка «Как писать сочинение по картине», которую вы можете использовать в качестве плана при написании сочинения.

ПАМЯТКА

СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ

1 . Вступление. Сведения о художнике.

2. Описание картины (ее содержание).

Название картины. Почему она так названа? (Очень часто название говорит нам

о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным).

Кто изображен на картине (или что изображено?)

В какие годы, в какое время года и суток происходит событие? Какие детали на это указывают? Где происходит действие? (описание обстановки, природы).

Кто или что занимает на картине центральное место? Опишите главного героя (портрет, позу, одежду).

Есть ли еще действующие лица?

3 . Заключение. Что хотел художник сказать своей картиной? (идея). Какие мысли и чувства выражены им?

Какое впечатление произвела на вас картина? Выразите свое отношение к ней.

Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине «Мороз и солнце»

Цыплакова В.Г.


Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце для 9 класса

План

1.Творческий путь великого гения

2.Общее описание картины

3.Анализ полотна

4.Обобщающий вывод

Виктор Цыплаков – советский живописец, известный как мэтр крупных тематических картин. Слава буквально обрушилась на него после защиты дипломной работы. Он работал в направлении реализма, а техника написания картин тяготеет к импрессионизму.

Его творчество неразрывно связано с пленэрной живописью, где вся цветовая гама, передается через солнечный свет и воздух, а также стремится к правдивому изображению богатств природы. Любимым жанром живописи был пейзаж. Большое количество полотен посвящено русской природе, где Цыплаков с точностью передавал жизненную ее силу, которая отражалась в цветовом колорите.

Одна из выдающихся картин мастера «Мороз и солнце». В ней художник выразил умение сочетать цветовые оттенки со светом. На создание этого шедевра Цыплакова вдохновило стихотворение А.Пушкина «Зимнее утро», строчки, которого воспевают красоту зимней поры года.

На картине изображен морозный день в сельской деревне. Вся поверхность земли покрыта снегом. Полотно светлое, но холодное. Художник применял белый цвет, и добавлял к нему цвета – розовый, желтый, серый, голубой. Вся картина светится различными оттенками, но холод в ней как раз и пронизывается белым цветом.

Небо на картине светло-голубое, но в некоторых местах затемнено, был сделан акцент на том, что в любой момент может пойти снег. Интересно то, что мастер не нарисовал именно солнца. Но о том, что оно отображается на полотне, понятно благодаря игре света и тени. С помощью контраста и насыщенности мазков, художник показал солнечный день, а также ощущение мороза.

Земля укрыта настолько белоснежным покрывалом, что оно отдает, синим цветом. Центральное действие немного смещено вправо. Это дорога, по которой заезжает в деревню лошадь, запряженная в сани, а управляет ей мужчина. Он машет рукой, скорее всего, увидел кого-то из своей семьи, и стремиться поскорее, попасть в теплый дом, отогреться от мороза.

Цыплаков создал композицию, в которой спокойствие и безмятежность нарушились движением. При написании композиционного центра, художник использовал темные и розовые краски, которые сразу привлекают внимание. Эти несколько цветовых пятен, создали гармонию колорита, несмотря на большую часть монохромии пейзажа.

Целостность полотна достигнута тем, что художник поместил в центр картины точку соединения перспективы. По левой стороне от дороги видны несколько домов. Тени от деревьев, которые видны на снегу возле дома, «говорят» о том, что на картине изображена вторая половина дня. Их крыши усыпаны снегом. Вся улица находится в состоянии глубокого сна, до появления лошадей.

Видны светло-коричневые столбы, по которым пущены провода с электричеством. Справа видны высокие березы, которые прикрывают заснеженными ветками часть горизонта. Вдали видна густая полоска леса, разграничивающая небо и землю. Это полотно завораживает игрой света и тени, переходами голубого и розового, которые неощутимо выливается в синие тона, а за тем рассеивается в белом цвете. Удивительно, как обычный бытовой пейзаж, мог закодировать в себе столько информации.

Когда смотришь на полотно, хочется перенестись к этому зимнему чуду, насладиться яркими цветами, прокатиться в санях, почувствовав при этом «вкус», запах и цвет настоящей зимы. Виктор Цыплаков всю жизнь работал над тем, чтобы с реалистической точностью передать каждую мелочь, особое внимание уделял свету. Он считал, что передача света в пространстве – это сложная задача, которую не каждый художник может выполнить. Но сам Цыплаков справился и примером может служить не только данная картина, но много других работ художника.

Виктор Григорьевич Цыплаков был доверенным человеком советского времени, который был удостоен звания народного художника, которому даже разрешили рисовать похороны Сталина. Помимо портретов вождей и героев пролетариата, знатных людей РСФСР, крестьянско-селянский мотивов, художник рисовал также и в иных тематиках, для примера: "Пляж. Крым. Судак", "Ворота усадьбы Воронцовой-Дашковой" и т.д. Его "Мороз и солнце" действительно изображает «день чудесный» зимней поры. Правда прямой линии между Пушкинским «Зимним утром» и этой картиной Цыплакова проводить не стоит, ведь вся их схожесть заключается в погожем зимнем дне.

Картина представляет собой интересный симбиоз творческого, художественного восприятия исключительной красоты зимнего погожего дня и, в то же время, любимого советской властью возвеличивания прогресса индустриальной и технической мысли по всей территории союза. Потрясающая игра белыми полутонами делает чрезвычайно реалистичными ватное одеяло облаков, пушистые шапки снега на домах, сугробы рассыпчатого снега и его комья вдоль пробитой дороги. Колона гужевого транспорта с санями могла бы отлично вписаться в образы прошлых эпох, но добротные дома, мощная линия электропередачи выступают уверенными свидетелями того, что в этот населенный пункт уже пришел научно-технический прогресс, что «светлое будущее» вот-вот наступит. Поражает детализация прорисовки и цветового насыщения сложных деталей картины: стройных берез, лохматого куста, капитальных строений…

От всей картины просто веет чистотой и свежестью, даже немного сбитый и грязноватый снег на дороге не нарушает этого впечатления. На картине нет никакой обветшалости и безделья: люди куда-то едут по делам, вероятно что-то везут, дома стоят вроде бы без дела, но они построены очень хорошо, по электросети бежит ток, тропинки уже пробиты и протоптаны, хотя видно, что снег недавний, девственно чистый. Картина несомненно имеет свою художественную ценность и заслуживает того, чтобы на нее смотрели ценители, люди. В отличие от большинства представителей современного искусства, Цыплаков рисовал не для утонченных ценителей и капризных критиков, он рисовал для людей, народа, последователей, будущих поколений, может еще для славы. Эта неиспорченность творения чувствуется и работает действенной аттракцией картины.

Несмотря на явный оттенок советских лейтмотивов в картине, она представляет собой яркий образец устойчивости весомой доли индивидуальности художественного творчества под любым прессингом сильных мира сего. Нормальному человеку невозможно жить в определенном обществе и быть полностью от него независимым, безразличным к нему. "Мороз и солнце" это прекрасная русская картина двадцатого века.

Известный художник Виктор Григорьевич Цыплаков также был и заслуженным деятелем искусства. Он брал уроки живописи в таких мастеров как Г. Шегаль, С. Герасимов, И. Грабарь. Его перу принадлежит известная картина «Мороз и солнце». Название автор взял с первых слов стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина. Именно имеющейся в стихотворении пейзаж, запечатлен на полотне.

На картине мы видим суровую зиму. Всю землю покрывает толстый слой снега. Оттого как он блестит на солнце можно понять, что очень сильный мороз. Вся картина нарисована холодными тонами. Небо очень светлое, а снег настолько белый, что даже отдает синевой. Единственным темным пятном на картине есть лошадь с санями, которая заезжает в деревню. Слева на картине виднеются несколько домов. Они все покрыты снегом и такое чувство, бут-то спят. Если бы не лошади, то, казалось бы, что на картине нет никакой жизни. Но один противоречивый факт невозможно не заметить. Хотя вся картина насыщена какой-то стариной и древность, но столбы с линией электропередач уже присутствовали. Прогресс даже в то время не стоял на месте. Но все, же автор назвал свою картину «Мороз и солнце», значит, он хотел обратить наше внимание на природу, хотел показать все ее стороны. Что даже в холодные, суровые, зимние дни прелесть природы окружающей нас просто ослепительна. И хотя лучи солнца, падающие на снег, уже совсем не греют землю, но своей красотой отражения очень радуют глаз ценителей прекрасного.

Глядя на картину Виктора Цыплакова «Мороз и солнце» невольно ощущаешь пронзительный холод, исходящий от нее. Но от него не замерзаешь, а просто покрываешься мурашками по коже от увиденного чуда на картине. Переливы солнечного света на снегу уносят нас в сказку. Стоит только надеть потеплее одежду и любоваться ее до захода солнца.