Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников. Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи

Оксана Нагучева
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 18 «Колобок» п. Тюменский

Воспитатель : Нагучева О. М.

Доклад на тему : «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников ». К. Д. Ушинский писал : «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель – научить детей связно , последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью , поскольку необходимо ввести слушателя в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи . Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники в связи с тем , что речь у дошкольников носит непроизвольный характер : они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников , так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка , обозначения домашних – дом. Традиционно работа по развитию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям : обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы , в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на :

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

Перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника для заучивания стихов и потешек

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен т. к. в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки к стихотворению (желательно на каждую строчку) . Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запоминать стихи : у некоторых детей заучивание стихов и потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек мы используем прием мнемотехники , ориентированный на наглядно – образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явления природы, т. е. можно изобразить все, что считаем нужным, и так чтобы нарисованное было понятно детям. Использование модельных схем при заучивании стихов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко запоминают картинку, а потом припоминают слова.

Использование мнемотаблиц при пересказе художественных произведений

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания; способствующие интеллектуальному развитию . Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Например, мнемотаблицы можно использовать при пересказе сказок. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи .

Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц

Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.

Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания детей четкими, связными , значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.

Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры :

Восстанавливать последовательность картинок по памяти;

Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

Определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;

Найти лишнюю картинку;

Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

- «распутать» два события (предъявляются вперемешку две разные мнемотаблицы ) ;

Игра «Не зевай нужную картинку поднимай» . Воспитатель читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представление детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь , что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Рассмотрим таблицу на тему «Зима»

У зимы три месяца : декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду : на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди тепло одеваются : в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в теплых хлевах. Дикие животные зимуют по - разному : медведь и ежик - в спячке, белка заготовила себе корм и устроила теплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки , приносят корм. У детей зимой много развлечений : праздник Новогодней Елки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Мнемотехника - методы и приёмы, облегчающие процесс запоминания информации. Происходит.

Использование графического плана в развитии связной речи детей. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста ОТЧЁТ о работе методического объединения педагогов дошкольного.

Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и.

Конспект НОД по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц Тема: «Мишка – шалунишка» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно.

Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Демкина Татьяна Александровна Ермакова Жанна Васильевна МБУ д/с № 16.

Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Проект «МНЕМОТЕХНИКА В.

План работы по самообразованию «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» Актуальность исследования Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь.

Библиотека изображений:

оксана давыдова
Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников

«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников »

Сообщение для педагогов

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» . Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи .

К. Д. Ушинский писал : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».Проблемы речи детей дошкольного возраста :

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи . Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ . Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т . д. Плохая дикция.

Отличительные особенности технологии : - имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;-приемы запоминания индивидуализированы;-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Мнемотехника помогает развивать : - ассоциативное мышление;

Зрительную и слуховую память; - зрительное и слуховое внимание;

Воображение.

Цель обучения :

- развитие связной речи ;

Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) ;

- развитие мелкой моторики рук ;

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

Помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Предварительная работа :- наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы) ;- раздаточный материал;- обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;- выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Вопрос педагогам : Где можно использовать карточки - схемы? для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Стихотворения

Стихотворения

Описание : Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.

Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик. Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. Теремок не выдержал, взял и развалился . Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Пересказ

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.) .

Последовательность работы с мнемотаблицами :

1. Введение элементов символов (формы, величины, действия) .

2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален) .

3. Введение отрицаний.

4. Сочетание символов, чтение цепочки их.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

6. Творческое создание детьми опорных схем.

Результаты

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Колобок» п. Тюменский Воспитатель: Нагучева О. М. Доклад.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста ОТЧЁТ о работе методического объединения педагогов дошкольного.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей школьного возраста Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей Мнемотехника как способ развития связной речи у детей (из личного опыта учителя-логопеда Ефимовой А. С.) Ни для кого не секрет, что в настоящее.

Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Демкина Татьяна Александровна Ермакова Жанна Васильевна МБУ д/с № 16.

Развитие речи детей – один из важнейших этапов на пути их общего гармоничного развития. Для этого существует немало различных методик. Одна их самых популярных сегодня – использование мнемотаблиц для развития связной речи. Что это за метод?

Суть методики

У современных детей в силу их погружения в мир компьютерной техники и занятости родителей наблюдается немало речевых проблем:

  • неумение использовать в речи сложноподчиненные, длинные предложения;
  • отсутствие навыка формулировать мысли;
  • бедный словарный запас, использование в речи нелитературной лексики, сокращений;
  • неумение формулировать вопросы и ответы;
  • плохая дикция;
  • неумение строить утверждения и делать выводы.

Использование мнемотехники позволяет эффективно исправлять эти недостатки, делать речь малышей богатой и красивой. Кроме того, она помогает развитию:

  • слуховой и зрительной памяти;
  • воображения;
  • усидчивости;
  • интереса к учебе;
  • зрительного восприятия;
  • ассоциативного мышления;
  • логического мышления;
  • навыков анализа и синтеза.

В современной логопедии использование мнемотехники начинается уже с 4, иногда даже с 3 лет. При этом для устранения дефектов произношения используются также приемы артикуляционной гимнастики (о них можно прочитать ).

Мнемотехника, или техника запоминания, представляет собой цельную систему методов, которые направлены на максимальное запоминание и воспроизведение изучаемых материалов. Она основана на визуальном восприятии и дальнейшем воспроизведении информации при помощи определенных изображений (подробнее об этом – ).

При составлении мнемотаблиц для развития речи для конкретного слова используется соответствующая картинка. Изучая предложенные ему изображения, малыш может легко запомнить и воспроизвести нужный текст.

При этом информация привязывается не только к самой картинке, но и к ощущениям, которые с ней ассоциируются (цвет, размер, вкус, запах). Все эти ощущения объединяются в ассоциативный ряд, создавая сложные связи между нервными клетками, что способствует запоминанию и воспроизведению информации.

Другими словами, мнемотаблица – это определенная, конкретная схема, выступающая в роли наглядного пособия и передающая нужную информацию.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

От карточки к таблице

Данная техника по развитию речи, как уже говорилось, используется с 3–4 лет. Это младшая группа в детском саду и начальная ступень работы.

  1. На этом этапе используются мнемоквадраты – яркие, красочные изображения конкретных предметов. Сначала педагог просто показывает карточку и называет предмет («Это дерево»), предлагая детям повторить слово. Через какое-то время слово получает определение в виде прилагательного («Дерево ветвистое»), затем – действия («Дерево шумит»).
  2. В 4–5 лет ребенка можно знакомить с мнемодорожками – цепочками из 3–4 мнемоквадратов, объединенных по смыслу. Это поможет развивать словарный запас, знакомить детей с разными частями речи, учить построению грамотных, связных предложений.
  3. При этом сначала изучают каждую картинку отдельно: кто это? Где живет? Что любит есть? Кого боится?
  4. После этого квадраты объединяют в последовательную дорожку, чтобы получился небольшой рассказ: «Это мышь, она живет в норе. Мышь любит есть сыр. Боится кошку».

Сначала текст произносит педагог, затем – дети.

По мере того как дети усваивают работу по картинкам, их можно постепенно заменять на условные, схематичные изображения, при помощи которых ребенок сможет рассказать о предмете, его размерах, цвете, форме, других отличительных чертах, опираясь на символы, а не на готовые картинки. Это сложнее, поэтому переходить на этот этап нужно только после того, как дошкольники будут свободно оперировать полноценными рисунками. Однако полностью на графику можно будет перейти к старшему дошкольному возрасту, а пока достаточно сделать это частично – оставив в таблицах и яркие картинки. Иначе в этом возрасте дети могут быстро потерять интерес к изучению схем.

Очень часто мнемодорожки используют для изучения признаков предметов. Поэтому основное внимание уделяется цвету, форме, текстуре, размеру, вкусу, пользе конкретных предметов. Также можно изучать отдельные части предметов (из чего состоит машина?), их предназначение (для чего нужна печка?).

Мнемотаблицы для развития речи начинают использовать в 5–6 лет (в старшей группе детского сада). Сейчас ребенок уже может выделять у предмета существенные признаки, анализировать, строить логические умозаключения. При этом для составления мнемотаблиц более широко используются условные обозначения и символы.

Состоит такая таблица из нескольких квадратов, расположенных не линейно, а уже в несколько рядов (оптимально – 2–3 квадрата в 3 ряда, то есть не более 9 квадратов в одной таблице).

Начинают с самых простых таблиц – 2 на 2 квадрата, – постепенно увеличивая число строк и столбцов. Это способствует овладению навыком составления последовательного рассказа-описания.

Работа с мнемотаблицами строится в несколько этапов.

  1. Для начала рассматривают каждую картинку отдельно. Взрослый задает наводящие вопросы о конкретных деталях изображения (цвет, размер, форма, вкус и т. д.).
  2. Расшифровывают информацию, скрытую в условных знаках и символах. Ребенок должен понимать, о чем речь.
  3. К каждому квадрату предлагают составить определяющую фразу (не просто назвать слово, как было в 3 года).
  4. Фразы объединяют в рассказ и произносят полученный текст вслух.
  5. Таблица убирается, а дети должны восстановить ее на бумаге по памяти.
  6. Теперь они сами составляют рассказ по таблице.

Картинки таких таблиц могут отвечать, например, на такие вопросы: что это, какого оно цвета, какой формы, какой вкус у этого предмета, где это растет, какое это на ощупь, что из этого можно приготовить, для чего использовать?

Мнемотаблицы для дошкольников могут иметь разные виды:

  • алгоритм какого-либо действия (мытье рук, чистка зубов, одевание куклы);
  • история, рассказ, пересказ (для детей помладше чаще всего используются сказки);
  • разгадывание головоломок, ребусов (затем – школьных задач);
  • быстрое запоминание стихотворений.

Составляя мнемотаблицы для своего ребенка, старайтесь охватывать максимально разнообразные тематики. Это позволит расширить кругозор малыша, лексический и понятийный запас, не даст ему скучать, «топчась» на одной и той же теме.

Главное – правильно организовать процесс

Проводить такие занятия по развитию речи дошкольников вполне можно и в домашних условиях. Первое, о чем нужно помнить, – работа должна строиться последовательно: сначала осваиваем отдельные карточки, затем объединяем их в дорожки и только после этого переходим к простейшим таблицам, постепенно увеличивая количество рядов и столбцов. Ведь сразу ребенку в любом возрасте довольно сложно сориентироваться в такой «мудреной» методике. А это может раз и навсегда оттолкнуть малыша от всех этих таблиц и от учебы вообще.

Чтобы заинтересовать своего ребенка работой по таким карточкам и получить нужный результат, важно знать следующее.

  • Лучше всего дошкольники воспринимают любую информацию в игровой форме. Поэтому занятие не должно выглядеть как урок. Сделайте из него увлекательное приключение, путешествие, сказку, даже детектив – то, что больше всего любит именно ваш ребенок.
  • Длительность занятия не может превышать 15 минут, поскольку в силу возрастных особенностей дошкольники не могут концентрироваться на чем-то дольше. Разбавьте урок физминуткой или переключитесь на что-то другое (полепите, спойте).
  • Опорные схемы и черно-белые символы могут преобладать только к старшему дошкольному возрасту. Для малышей наиболее понятны и привлекательны яркие, крупные, красочные рисунки.
  • Большой объем информации ребенку даже в старшем дошкольном возрасте «переварить» сложно. Поэтому самые объемные таблицы не должны содержать более 9 квадратов.
  • Чтобы от таких занятий у ребенка не осталась «каша» в голове, а информация отложилась в памяти «как по полочкам», не стоит предлагать за один урок больше 2 таблиц (или дорожек).
  • По мере усвоения определенной темы добавляйте все новые. Это полезно для памяти, лексикона, кругозора.
  • Не заставляйте, не принуждайте ребенка, если он расстроен или не хочет заниматься. Крики, оскорбления, применение силы обучению не способствуют.

Сделать мнемотаблицу самостоятельно не так сложно. Для этого перечитайте текст, останавливая внимание на самых важных моментах, которые нужно будет отобразить с помощью картинок. Расчертите таблицу на квадраты в зависимости от сложности текста и возраста малыша. Нарисуйте (или подберите готовые) картинки, иллюстрирующие ключевые моменты. Определите, какие слова будут непонятны ребенку, чтобы объяснить их значение перед началом работы.

Систематические игровые занятия по такой системе обязательно дадут результат. Ребенок научится связно, красиво говорить, спрашивать, отвечать, делать выводы, поддерживать беседу. Он незаметно для себя разовьет память, обогатит словарный запас, научится мыслить и выражаться логически. Все это – хороший фундамент для последующей учебы.

Савельева Марина Станиславна учитель-логопед МАДОУ детский сад №69 «Ладушки» город Старый Оскол Белгородской области

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» . Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными

Л.С. Выготский писал, что восприятие и память принадлежит к числу основных предпосылок всего психического развития. Развитие памяти является основным условием приобретения знаний и навыков. Память- способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Основу памяти составляют генетически обусловленная способность запечатлевать информацию. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Память ребенка дошкольного возраста фиксирует образы отдельных конкретных предметов, их отличительные и общие черты, свойственные целой группе (деревьям, птицам..) Старший дошкольник привлекает к запоминанию уже сформированные вспомогательные средства (классификацию, смысловое соотнесение, группировку…) Процессы восприятия и памяти играют немаловажною роль в развитии и совершенствовании речевой функции.

Одна из самых многочисленных категорий детей, посещающих логопедические группы – это дети с диагнозом ОНР. Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речи, включающее в себя нарушение произношения и различения звуков, недостаточно полноценное овладение системой морфем, а вследствие - плохому усвоению навыков словоизменения и словообразования, словарный запас у этих детей отстает от нормы как по качественным, так и по количественным показателя, страдает связная речь. Она малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, имеет тенденцию к снижению, что в свою очередь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. При относительно-сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена слухоречевая память, страдает процесс запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Нарушения слухоречевой памяти обусловлены расстройствами произвольного внимания, недостаточной его устойчивостью и ограниченными возможностями его распределения; расстройствами восприятия речевой информации, что, в свою очередь, связано с неврологической симптоматикой: поражением ц.н. с., несформированностью динамических стереотипов

Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны и к глубокому сожалению детей с общим недоразвитием становится все больше и больше. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с педагогом (на более ранних этапах) . Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так:, действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы - маленькими точками.

Через сказку дети знакомятся с сезонными явлениями природы. Использование мнемотаблиц «Осень» , «Зима» , «Весна» знакомит с характерными особенностями времен года, через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами вводятся: цветовые, буквенные обозначения времен года: осень - желтая или оранжевая, буква «О» ; зима - синяя или голубая, буква «3» ; весна - зеленая, буква «В» . Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица - ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «3» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого вре-мени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в является подготовительным этапом при формировании процесса связной речи.

Существуют факторы облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» . Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

Цель использования мнемотаблиц, прежде всего развитие разных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, коллажей и схем - моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана - схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотехнических таблиц помогает педагогу более наглядно, доступно и интересно подать материал детям, развивая у них, при этом, сразу несколько таких важных психических процессов, как память, воображение, речь, мышление, внимание. При работе с таблицам дети не испытывают напряжения, им доставляет большое удовольствие запоминать картинки или символы, их заменяющие, придумывать историю или рассказ, рассказывать стихи или описывать предметы, а также зарисовывать мнемотаблицы самостоятельно.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

  1. этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть:

  1. »Предметные (таблицы, в которых изображены определенные предметы/персонажи
  2. Предметно - схематические (таблицы, в которых есть определенные предметы/персонажи, а также схематическое изображение предметов/персонажей)
  3. Схематические (таблицы, в которых предметы/персонажи изображены схематически) .

Создание запоминаемого материала (натуральные предметы и картинки запоминаются лучше, чем абстрактные геометрические фигуры)

Обозначение объекта словом (многократные проговаривания вслух. А также про себя)

Дополнительная конкретная задача не должна противоречить поставленной цели (запомнить цвет предмета и сам предмет)

Запоминание и воспроизведение признаков предмета в нарастающем порядке (цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей)

  • Установление связей между предметами на картинке (если лони объединены в сюжет, то воспринимаются целостно и воспроизводятся точно)
  • Связь запоминаемого материала с личным опытом ребенка (незнакомую информацию дети уподобляют знакомой и воспроизводят неполно и неточно, называя только знакомые элементы)
  • Побуждение ребенка к речевой и мыслительной активности (перечисление объектов вслух-увеличивает объем воспроизведения, установление связей – повышает точность)

Мнемотехника основана на вербально-логическом мышлении. Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  1. Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
  2. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
  3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
  4. Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами)

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» .

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста –на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, елочка - зеленая, а для старших дошкольников - чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.

Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки. установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом - рассказом описания.

С помощью метода моделирования - использования схем - моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

  • Активизируется словарный запас;
  • Расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
  • Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
  • Развивается фантазия и творческое воображение детей.

Мнемотаблицы, схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа
  • последовательность рассказа
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

  • Наиболее трудный вид в монологической речи – описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) . Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Очень интересно составлять загадки-описания. Вначале дети учатся отгадывать, о чем (ком) идет речь в таблице, после- загадывают сам
  • Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
  • Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа:

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах - с помощью, в старших – дети делают самостоятельно.

Разрезав мнемотаблицу - можно играть в следующие игры:

  1. восстанавливать последовательность картинок по памяти;
  2. смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
  3. определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
  4. найти лишнюю картинку;
  5. найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
  6. ”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы) ;
  7. игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  1. модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  2. раскрывать существенное в объекте;
  3. замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Используемая литература:

  • Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Москва «Просвещение» 1990г.
  • Т.Б. Филичева Т.В. Туманова «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Москва «Гном-Пресс» 1999г.
  • Л.В. Черемошкина «Развитие памяти детей» Ярославль «Академия развития» 1996г.
  • Нина Гурьева «Год до школы. Развиваем память» (упражнения по мнемотехнике для формирования навыков запоминания) Санкт-Петербург» Светлячок» 2000г.
  • «актуальные проблемы логопатологии. Исследования и коррекция» статья Ю.И. Кормаковой «Преодоление нарушений слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР» С-Пб 2001г.

Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст большого объема. В результате снижается успеваемость.

Тренировать память и учить ребят пересказывать тексты на разную тематику можно еще в дошкольном возрасте. Для этого материал представляется в виде опорных схем, или мнемотаблиц. Начинать обучение можно уже года в два, когда ребенок знает некоторые сказки и пытается их пересказать, но путает героев и последовательность событий. Мнемотаблицы для дошкольников сначала составляет взрослый по известным малышу сказкам.

Картинки в ячейках – герои сказок. Очень удобна в этой ситуации сказка «Колобок», где повторяются события, а герои меняются. Для самых маленьких подойдут мнемотаблицы из четырех – девяти ячеек. Несколько мнемотаблиц взрослый разбирает с малышом, анализирует, где спрятались герои сказок. Следующие мнемотаблицы для дошкольников рисуем вместе с ребенком. Дети быстро учатся составлять таблицы. Впоследствии ребята сами составляют таблицы к поданной информации, усложняя их и увеличивая количество ячеек.

В чем секрет мнемотаблиц?

Развитие памяти происходит за счет постоянной перекодировки словесной информации в зрительные образы и наоборот. В результате информация прокручивается в памяти несколько раз и поневоле запоминается.

Для дошкольников 4-6 года задания можно усложнять: внести в таблицу героев из других сказок и попросить малыша определить, какие герои лишние. Второй вариант – перепутать в одной таблице героев двух сказок и дать задание распределить их по двум таблицам. Третий вариант – разрезать несколько мнемотаблиц и затем их восстанавливать. Таких вариантов игр с мнемотаблицами, или таблицами для запоминания, может быть множество: восстановить недостающие картинки, переставить картинки в нужном порядке и т.д. Постепенно из разрезанных таблиц создается целая картотека. Карточки можно рассыпать и взрослый, читая сказку, просит ребенка отыскать нужную картинку.

С помощью мнемотаблиц можно изучать с ребенком любую тему, запоминать любой текст, например, темы по экологии, времена года, животных, птиц. Особенно удобны таблицы в процессе изучения времен года, когда необходимо запомнить их основные признаки. В школьном возрасте детям придется запоминать большие тексты, пересказывать их. Навык составления мнемотаблиц поможет им составить опорную схему любого текста на основе ассоциаций и зрительных образов. Такую схему всегда можно будет взять в школу и использовать в качестве подсказки.

Таким образом, мнемотаблицы полезно применять в занятиях с детьми дошкольного возраста для развития зрительной и слуховой памяти. Они полезны не только в индивидуальных беседах, но и в группах, когда работать с одним сюжетом сказки может несколько человек. Если вы не знаете, с чего начать составление своей первой таблицы, обратитесь к материалам, предложенным на нашем сайте. Здесь вы найдете примеры таблиц, которые можно взять за образец и для начала разобрать с малышом. Таблицы легко скачать на сайте, распечатать и применить на первых занятиях. Уверены, что последующие таблицы вы с успехом составите сами.

Подборка мнемотаблиц для дошкольников