Митрофан петрович беляев. Значение беляев митрофан петрович в краткой биографической энциклопедии Беляев м п

С 9 лет он начал учиться игре на скрипке и самоучкой на фортепиано, которым впоследствии стал заниматься систематически. 14-летним мальчиком он пристрастился к камерной музыке, играя в квартетных вечерах сначала на скрипке, потом на альте. Отец не хотел стеснять его наклонностей и предлагал ему посвятить себя целиком музыке, но юноша решил продолжать отцовское дело, сначала под его руководством, а затем самостоятельно. С 1851 по 1866 годы Беляев вел лесопромышленное дело в Олонецкой губернии. С 1866 г. по 1884 г. Беляев перенес свое торговое дело в Кемский уезд Архангельской губернии и вел его самостоятельно, вместе со своим двоюродным братом. Сначала Беляев увлекался преимущественно западной, немецкой музыкой и вращался больше в немецких любительских камерных кружках. Только в начале 1880-х годов он узнал произведения тогдашних представителей молодой русской музыкальной школы, играя в оркестре любительского кружка под управлением А.К. Лядова. В 1882 г. Беляев познакомился с известным ныне композитором А.К. Глазуновым, сочинения которого тогда только что начали исполняться публично. Знакомство это сделало Беляева страстным поклонником новой русской музыки. В 1884 г. Беляев оставил свое торговое дело и задумал два широких предприятия: концерты исключительно из произведений русских композиторов, очень редко в то время исполнявшихся, и издание сочинений также только русских композиторов, с трудом тогда находивших себе издателей. В 1884 г. Беляевым был устроен первый симфонический концерт из сочинений А.К. Глазунова. На следующий год было положено начало систематическим русским симфоническим концертам, так называемым "Беляевским". В том же году Беляевым было основано в Лейпциге музыкально-издательское дело. И концерты, и музыкальное издательство Беляев не оставлял до самой своей смерти. С 1891 г. Беляев стал устраивать и русские квартетные вечера, в которых исполнялись произведения русской камерной музыки, в ту пору еще немногочисленные. Сначала они посещались мало, но затем стали привлекать все более и более многочисленную публику. Благодаря им Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов, Скрябин и др. получили возможность слышать свои сочинения в оркестровом исполнении и судить о том впечатлении, какое производят задуманные ими оркестровые эффекты. Такие же концерты (числом 2) были организованы Беляевым на всемирной парижской выставке 1889 г. Не меньшая заслуга перед русской музыкой принадлежит его музыкально-издательскому делу. С 1885 г. Беляевым было издано около 3000 номеров произведений Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова, Лядова, Соколова, С.И. Танеева, Скрябина, Гречанинова, братьев Блуменфельдов, Щербачева, Витоля и многих других. Все издания Беляева отличаются изяществом и сравнительной дешевизной: элемент коммерческой прибыли в этом вполне идейном предприятии совершенно отсутствовал. Авторы издававшихся Беляевым музыкальных сочинений получали от него гонорар, нередко гораздо больший, чем давали другие издатели. И помимо этого Беляев постоянно, в самых различных формах, оказывал материальную поддержку как музыкальным деятелям, так и разным музыкальным предприятиям. В 1898 г. Беляев был избран председателем Санкт-Петербургского общества камерной музыки и неоднократно устраивал при нем конкурсы на соискание премий за лучшие камерные сочинения. Благодаря вечерам камерной музыки в доме Беляева возникла целая серия небольших пьес для струнного квартета наших композиторов, озаглавл енная "Среды" и изданная тем же музыкальным издательством. Беляев умер неожиданно, еще бодрым и энергичным, 22 декабря 1903 г. В завещании своем он оставил значительный капитал - большую долю своего крупного состояния, - обеспечивающий выдачу ежегодных "Глинкинских" премий русским композиторам. Бескорыстная деятельность Беляева в области русской музыки, по удачному сравнению В.В. Стасова, имеет то же значение, как деятельность П. Третьякова в области русской живописи. Оба служили настоящему национальному русскому делу, оба руководились чувством, далеким от официального и показного патриотизма, неспособного на бескорыстные жер

твы. В деятельности этих двух русских купцов, связь которых с "податными сословиями" была совсем свежа, сказалось здоровое общественное начало, таящееся в глубине русской коллективной души. - См. статью В. Стасова в "Русской Музыкальной Газете", 1895, № 2; там же, 1904, № 1 и 48; 1910, № 49. С. Булич.

Беляев М. П.

Митрофан Петрович (10(22) II 1836, Петербург - 22 XII 1903 (4 I 1904), по другим данным, 28 XII 1903 (10 I 1904), там же) - рус. муз. деятель и нотоиздатель. Получил домашнее муз. образование. Играл на альте, фп., участвовал в любительских квартетах и оркестре. Богатый лесопромышленник, меценат Б. способствовал развитию русской музыки. В 80-90-х гг. 19 в. на муз. вечерах в доме Б. собиралась группа музыкантов, объединившихся в т.н. Беляевский кружок. Высоко ценя талант А. К. Глазунова и творчество композиторов "Новой русской музыкальной школы", Б. основал "Русские симфонические концерты" (1885) для пропаганды их сочинений. Любитель и знаток камерной музыки, он организовал также "Русские квартетные вечера" (1891). С 1898 пред. Петерб. об-ва камерной музыки. Устраивал ежегодные конкурсы (с присуждением премий) на лучшее произв. камерного жанра (с 1892). Для поощрения рус. композиторов учредил Глинкинские премии (1884). В 1885 основал изд-во "М. П. Беляев в Лейпциге" (см. Издательства музыкальные), выпускавшее сочинения рус. композиторов и ставшее одной из крупнейших рус. издательских фирм (вок. произв. издавались с переводами текстов на франц. и нем. языки). Деятельность Б. носила художеств.-просветительный характер и способствовала развитию отечеств. муз. культуры.
Литература : Стасов В., Митрофан Петрович Беляев, "РМГ", 1895, No 2, стлб. 81-108 (к статье: Приложения и программы русских симфонических концертов и квартетных вечеров, там же, стлб. 109-30); (Некролог), "РМГ", 1904, No 1, стлб. 13; Памяти Митрофана Петровича Беляева. Сборник очерков статей и воспоминаний, Париж, 1929; Письма В. В. Стасова к М. П. Беляеву, сост. В. А. Киселев, в сб.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962, с. 7-26; Вольман Б., Нотные издания XIX - начала XX века, Л., 1970. Л. З. Корабельникова.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Беляев М. П." в других словарях:

    Митрофан Петрович (1836 1903/04), меценат, лесопромышленник, нотоиздатель. Своей художественно просветительной и меценатской деятельностью поддерживал развитие русской музыки. Учредил Глинкинские премии (1884). Основал нотное издательство М.П.… … Современная энциклопедия

    Беляев С. М. БЕЛЯЕВ Сергей Михайлович (1883–) беллетрист, из семьи священника. Окончил Юрьевский университет по медицинскому факультету. Центральный образ его творчества трудовой интеллигент культурник, задыхающийся в условиях дооктябрьской… … Литературная энциклопедия

    Беляев Ю. Д. БЕЛЯЕВ Юрий Дмитриевич (1876–1917) драматург и театральный критик. Его пьесы тяготеют к старинной водевильной традиции и построены гл. обр. на историко бытовом материале. Благодаря большому сценическому мастерству, значительный успех … Литературная энциклопедия

    Александр Романович (1884 1942), русский писатель. Научно фантастические романы: Голова профессора Доуэля (1925), Человек амфибия (1928), Звезда КЭЦ (1936) и др … Современная энциклопедия

    Герой комедии И.С.Тургенева «Месяц в деревне» (1848 1869, первонач. редакции под назв. «Студент», «Две женщины»). Алексей Николаевич Б. студент, взятый на летние месяцы учителем к сыну Ислаевых. Тургенев выдвигает Б. в ряд главных персонажей… … Литературные герои

    Содержание 1 Беляев 1.1 А 1.2 Б 1.3 В … Википедия

    I Беляев Александр Петрович (1803 1887, Москва), декабрист (формально членом тайного общества декабристов не был), мичман гвардейского экипажа. Активно участвовал в подготовке восстания в Петербурге и 14 декабря 1825 с батальоном был на… … Большая советская энциклопедия

    1. БЕЛЯЕВ Александр Романович (1884 1942), русский писатель. Научно фантастические романы: Голова профессора Доуэля (1925), Человек амфибия (1928), Звезда КЭЦ (1936) и др. 2. БЕЛЯЕВ Дмитрий Константинович (1917 85), генетик, академик АН СССР… … Русская история

    Александр Романович (1884, Смоленск – 1942, Пушкин Ленинградской обл.), русский прозаик, автор статей по теории научно фантастической литературы. А. Р. Беляев Родился в семье священника. Получил высшее юридическое образование. Переменил… … Литературная энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Беляев. Пётр Беляев: Беляев, Пётр Михайлович (1914 1980) Герой Советского Союза. Беляев, Пётр Петрович (род. 1874) русский генерал Примечания Беляев Петр Петрович на… … Википедия

    БЕЛИК БЕЛИКОВ БЕЛОВ БЕЛЫЙ БЕЛЫХ БЕЛЫШЕВ БЕЛЯВСКИЙ БЕЛЯЕВ БЕЛЯКОВ БЕЛЯНКИН БЕЛЯНЧИКОВ БЯЛКОВСКИЙ БЯЛЫЙ БЕЛАН БЕЛЕЙ БЕЛЕНКО БЕЛЕНКОВ БЕЛЕНЬКИЙ БЕЛАШОВ БЕЛЕХОВ БЕЛОКУРОВ БЕЛЯНИН БЕЛУСЯК БЕЛЮШИН БЯЛИК БЯЛКО Все эти фамилии несомненно происходят от… … Русские фамилии

Книги

  • Александр Беляев. Собрание сочинений в 9 томах (комплект из 9 книг) , Беляев А. , …
  • Александр Беляев Собрание сочинений в 6 томах комплект из 6 книг , Беляев А. , Писатель-фантаст Александр Беляев, на книгах которого выросло не одно поколение юных романтиков, рисовал силой своей фантазии далекое будущее. Того, кто попадет туда, ждут удивительные…

БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ

Беляев, Митрофан Петрович - известный русский музыкальный издатель и меценат. Сын богатого лесопромышленника, Беляев родился 10 февраля 1836 г. в Санкт-Петербурге и получил очень хорошее образование. С 9 лет он начал учиться игре на скрипке и самоучкой на фортепиано, которым впоследствии стал заниматься систематически. 14-летним мальчиком он пристрастился к камерной музыке, играя в квартетных вечерах сначала на скрипке, потом на альте. Отец не хотел стеснять его наклонностей и предлагал ему посвятить себя целиком музыке, но юноша решил продолжать отцовское дело, сначала под его руководством, а затем самостоятельно. С 1851 по 1866 годы Беляев вел лесопромышленное дело в Олонецкой губернии. С 1866 г. по 1884 г. Беляев перенес свое торговое дело в Кемский уезд Архангельской губернии и вел его самостоятельно, вместе со своим двоюродным братом. Сначала Беляев увлекался преимущественно западной, немецкой музыкой и вращался больше в немецких любительских камерных кружках. Только в начале 1880-х годов он узнал произведения тогдашних представителей молодой русской музыкальной школы, играя в оркестре любительского кружка под управлением А.К. Лядова. В 1882 г. Беляев познакомился с известным ныне композитором А.К. Глазуновым, сочинения которого тогда только что начали исполняться публично. Знакомство это сделало Беляева страстным поклонником новой русской музыки. В 1884 г. Беляев оставил свое торговое дело и задумал два широких предприятия: концерты исключительно из произведений русских композиторов, очень редко в то время исполнявшихся, и издание сочинений также только русских композиторов, с трудом тогда находивших себе издателей. В 1884 г. Беляевым был устроен первый симфонический концерт из сочинений А.К. Глазунова. На следующий год было положено начало систематическим русским симфоническим концертам, так называемым "Беляевским". В том же году Беляевым было основано в Лейпциге музыкально-издательское дело. И концерты, и музыкальное издательство Беляев не оставлял до самой своей смерти. С 1891 г. Беляев стал устраивать и русские квартетные вечера, в которых исполнялись произведения русской камерной музыки, в ту пору еще немногочисленные. Сначала они посещались мало, но затем стали привлекать все более и более многочисленную публику. Благодаря им Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов, Скрябин и др. получили возможность слышать свои сочинения в оркестровом исполнении и судить о том впечатлении, какое производят задуманные ими оркестровые эффекты. Такие же концерты (числом 2) были организованы Беляевым на всемирной парижской выставке 1889 г. Не меньшая заслуга перед русской музыкой принадлежит его музыкально-издательскому делу. С 1885 г. Беляевым было издано около 3000 номеров произведений Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова, Лядова, Соколова, С.И. Танеева, Скрябина, Гречанинова, братьев Блуменфельдов, Щербачева, Витоля и многих других. Все издания Беляева отличаются изяществом и сравнительной дешевизной: элемент коммерческой прибыли в этом вполне идейном предприятии совершенно отсутствовал. Авторы издававшихся Беляевым музыкальных сочинений получали от него гонорар, нередко гораздо больший, чем давали другие издатели. И помимо этого Беляев постоянно, в самых различных формах, оказывал материальную поддержку как музыкальным деятелям, так и разным музыкальным предприятиям. В 1898 г. Беляев был избран председателем Санкт-Петербургского общества камерной музыки и неоднократно устраивал при нем конкурсы на соискание премий за лучшие камерные сочинения. Благодаря вечерам камерной музыки в доме Беляева возникла целая серия небольших пьес для струнного квартета наших композиторов, озаглавленная "Среды" и изданная тем же музыкальным издательством. Беляев умер неожиданно, еще бодрым и энергичным, 22 декабря 1903 г. В завещании своем он оставил значительный капитал - большую долю своего крупного состояния, - обеспечивающий выдачу ежегодных "Глинкинских" премий русским композиторам. Бескорыстная деятельность Беляева в области русской музыки, по удачному сравнению В.В. Стасова, имеет то же значение, как деятельность П. Третьякова в области русской живописи. Оба служили настоящему национальному русскому делу, оба руководились чувством, далеким от официального и показного патриотизма, неспособного на бескорыстные жертвы. В деятельности этих двух русских купцов, связь которых с "податными сословиями" была совсем свежа, сказалось здоровое общественное начало, таящееся в глубине русской коллективной души. - См. статью В. Стасова в "Русской Музыкальной Газете", 1895, ¦ 2; там же, 1904, ¦ 1 и 48; 1910, ¦ 49. С. Булич.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ
    (1836-1903/04) российский меценат, лесопромышленник, нотоиздатель. Учредил Глинкинские премии (1884). Основал нотное издательство "М. П. Беляев в Лейпциге" (1885). Организовал общедоступные …
  • БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Митрофан Петрович , русский музыкальный деятель и нотоиздатель. Богатый лесопромышленник, Б. был активным пропагандистом русской …
  • БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ
    (1836—1903) — выдающийся музыкальный деятель, которому русская музыка за последние двадцать пять лет очень многим обязана. Отец его — богатый …
  • БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1836 - 1903/04), меценат, лесопромышленник, нотоиздатель. Своей художественно-просветительной и меценатской деятельностью поддерживал развитие русской музыки. Учредил Глинкинские премии (1884). Основал …
  • БЕЛЯЕВ МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ
    (1836?1903) ? выдающийся музыкальный деятель, которому русская музыка за последние двадцать пять лет очень многим обязана. Отец его? богатый …
  • БЕЛЯЕВ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    356131, Ставропольского, …
  • БЕЛЯЕВ в Словаре русских фамилий:
    Первоначально отчество от русского нецерковного мужского имени Беляй. В прошлом оно было частым. В Сл. Тупикова приводятся из документов 1422—1680 …
  • БЕЛЯЕВ в Литературной энциклопедии:
    - герой комедии И.С.Тургенева «Месяц в деревне» (1848-1869, первонач. редакции под назв. «Студент», «Две женщины»). Алексей Николаевич Б.- студент, взятый …
  • ПЕТРОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Велько — видный современный сербский новеллист и поэт. Принимал активное участие в национальном движении в Венгерской Сербии, редактировал ряд …
  • БЕЛЯЕВ в Литературной энциклопедии:
    1. Сергей Михайлович — беллетрист, из семьи священника. Окончил Юрьевский университет по медицинскому факультету. Центральный образ его творчества — …
  • ПЕТРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Petrovici) Эмил (1899-1968) румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянской …
  • ПЕТРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Petrovics) — настоящее имя венгерского (мадьярского) поэта Петэфи …
  • ПЕТРОВИЧ
    П́ЕТРОВИЧ (Реtrоvici) Эмил (1899-1968), рум. языковед. Тр. по диалектологии, лингв. географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии рум. яз., в области …
  • МИТРОФАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИТРОФ́АН ВОРОНЕЖСКИЙ (в миру Михаил) (1623-1703), настоятель Яхромского Козьмин-Успенского (1666-75) и затем Желтоводского Макарьева монастырей, с 1682 первый епископ …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Спартак Тим. (р. 1923), физик, акад. РАН (1968). Осн. тр. по физике плазмы, квантовой теории мн. частиц, ядерной …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Сер. Петр. (1847-1911), рос. предприниматель и полит. деятель, лесоторговец. Брат М.П. Беляева. Чл. Петерб. биржевого к-та, Совета Гос. банка, …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Ник. Мих. (1890-1944), учёный в области материаловедения, ч.-к. АН СССР (1939). Тр. по теории прочности (устойчивость стержней, пластич. деформации), …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Ник. Ив. (1877-1920), металлург. Один из основателей произ-ва легир. сталей в России; руководил стр-вом первого отеч. эл.-металлургич. з-да …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Мих. Ал. (1863-1918), гос. и воен. деятель, генерал от инфантерии (1914). Участник рус.-япон. войны 1904-05, в нач. 1-й мир. …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Митр. Петр. (1836-1903/04), рос. лесопромышленник, меценат. Учредил Глинкинские премии (1884). Основал нотное изд-во "М.П. Беляев в Лейпциге" (1885) с …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Ив. Дм. (1810-73), историк, славянофил. Проф. Моск. ун-та (с 1858). Тр. по истории рус. крест-ва, права, воен. дела, летописания. …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Евг. Ал-др. (1895-1964), востоковед, д-р ист. наук (1962). С 1951 в Ин-те востоковедения РАН. Тр. по истории ислама, ср.-век. …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Дм. Конст. (1917-85), биолог, акад. АН СССР (1972). Осн. тр. по генетике и селекции ж-ных, по воздействию физ. факторов …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Вл. Ив. (1855-1911), рос. морфолог р-ний. Осн. тр. по сравнит. морфологии муж. заростков плаунов, папоротникообразных и голосеменных. Описал механизм …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Викт. Мих. (1888-1968), музыковед, д-р иск-ведения (1944). Осн. тр. по истории музыки Азии. Проф. Моск. конс. (с …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Вас. Ник. (1902/03-67), кинооператор и режиссёр. Док. ф.: "Линия Маннергейма" (1941), "Черноморцы" (1942), "Народные мстители" (1943) и др. Совм. …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Анат. Ив. (1906-67), металлург, ч.-к. АН СССР (1960). Осн. тр. по металлургии лёгких металлов, полупроводниковым …
  • БЕЛЯЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛ́ЯЕВ Ал-др Ром. (1884-1942), рус. писатель. Науч.-фантастич. произв.: "Голова профессора Доуэля" (1925), "Человек-амфибия" (1928), "Звезда КЭЦ" (1936) и …
  • ПЕТРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Petrovics) ? настоящее имя венгерского (мадьярского) поэта Петэфи …
  • МИТРОФАН в словаре Синонимов русского языка.
  • МИТРОФАН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. То же, что: …
  • МИТРОФАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Митрофан, (Митрофанович, …
  • ПЕТРОВИЧ
    (Petrovici) Эмил (1899-1968) , румынский языковед. Труды по диалектологии, лингвистической географии, истории, ономастике, фонетике и фонологии румынского языка и славянской …
  • МИТРОФАН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Воронежский (в миру Михаил) (1623-1703) , русский православный монах, епископ. Настоятель Яхромского Козьмин-Успенского (1666-75) и затем Желтоводского Макарьева монастырей, с …
  • БЕЛЯЕВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Романович (1884-1942) , русский писатель. Научно-фантастические произведения: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Человек-амфибия» (1928), «Звезда КЭЦ» (1936) и др. - …
  • МИТРОФАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    митрофана, и (чаще) МИТРОФАНУШКА (М прописное), Митрофанушки, м. (разг.). То же, что недоросль во 2 …
  • МИТРОФАН в Толковом словаре Ефремовой:
    митрофан м. То же, что: …
  • МИТРОФАН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. то же, что …
  • МИТРОФАН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. то же, что …
  • МИТРОФАН (В МИРУ МИТРОФАН ВАСИЛЬЕВИЧ СИМАШКЕВИЧ)
    Митрофан, в миру Митрофан Васильевич Симашкевич - духовный писатель (родился в 1845 г.), воспитанник Петербургской духовной академии, архиепископ пензенский и …
  • МИТРОФАН (В МИРУ МИТРОФАН АФОНСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Митрофан, в миру Митрофан Афонский - духовный писатель (родился в 1861 г.), епископ Подольский и Брацлавский. Образование получил в Московской …
  • СМИРНОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Смирнов Николай Петрович (1886 - после 1937), псаломщик, мученик. Память 10 ноября …
  • ПАВСКИЙ ГЕРАСИМ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Павский Герасим Петрович (1787 - 1863), протоиерей, выдающийся филолог, востоковед (гебраист и тюрколог) …
  • НИКОН (БЕЛЯЕВ) (1886-1937) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никон (Беляев) (1886 - 1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Беляев Георгий …

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

В конторе лесопромышленного предприятия «Товарищество Петра Абрамовича Беляева» стоял обычный для утренних часов шум и гам. То и дело подъезжали покупатели, громко торговались, заключали сделки. В углу, за столом, сидел паренёк – кудрявый, с выразительным и задумчивым взглядом больших карих глаз. Он сидел, погружённый в себя, словно отрешённый от всего, что происходило вокруг. Голоса купцов, шлепкИ свинцовых печатей по мягкому сургучУ, грохот пролёток за окном - сливались в его голове в мелодию и звучали прекрасной музыкой. Мальчика звали Митрофан. Он был сыном хозяина предприятия.

Пётр Беляев, богатый лесопромышленник из Выборга, придерживался мнения, что для ребёнка важнее всего две вещи: приобщение к труду и хорошее образование. Неудивительно, что его сын, Митрофан Петрович Беляев, с юных лет трудился вместе с отцом. Кроме этого, Митрофан брал уроки музыки - он играл на скрипке и фортепиано. Последнее, однако, было для юноши скорее удовольствием, чем обязанностью. Ноты, звуки и мелодии наполняли жизнь подростка восторгом, Митрофан мечтал посвятить музыке всю свою жизнь.

Однако отец хотел, прежде всего, видеть сына продолжателем своего дела. Повзрослев, Митрофан Петрович стал доверенным лицом фирмы за рубежом. В долгих заграничных командировках по Европе он не только руководил сделками, но и в огромных количествах скупал граммофонные пластинки, посещал концерты известных музыкантов. Во время его пребывания в Лондоне, Пётр Абрамович скончался. Митрофан вернулся в Россию наследником капитала и предприятий отца.

Вскоре после приезда Митрофан Петрович попал на концерт Бесплатной музыкальной школы в зале Петербургского Дворянского собрания. В числе музыкальных произведений исполнялась «Увертюра на греческие темы» Александра Глазунова. Сочинение совершенно безвестного тогда композитора, нищего студента, не имеющего возможности пробиться к широкой публике, потрясло Беляева до глубины души. После концерта он подошел к молодому человеку, выразил своё восхищение его музыкой и предложил помощь в организации концертов.

Похожим образом состоялось знакомство Митрофана Петровича и с другими, известными сегодня и практически не знакомыми публике в то время композиторами: Римским-Корсаковым, ЛЯ довым, Бородиным. Именно эти композиторы составили впоследствии «костяк» легендарных «Русских симфонических концертов», которые Митрофан Петрович Беляев организовал в том же зале Дворянского собрания Петербурга и которые финансировал на протяжении тридцати пяти лет. Параллельно Митрофан Петрович поддерживал ещё один известный проект - «Русские квартетные вечера».

Беляев прекрасно понимал, что издавать произведения молодых, талантливых композиторов не менее важно, чем представлять их публике на концертах. Для этого он открыл в Лейпциге собственное нотное издательство и занялся популяризацией русских композиторов за рубежом. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году Митрофан Петрович исключительно на свои средства организовал на Всемирной выставке в Париже два больших концерта русской музыки, которые прошли с оглушительным успехом.

Очень любил Митрофан Петрович и русскую духовную музыку. Он с восхищением слушал церковные песнопения, и щедро жертвовал храмам на поддержку церковных певчих.

Современники Беляева говорили, что этому удивительному человеку, удалось буквально произвести революцию в головах тогдашней светской публики. Ведь в моде было всё европейское, и музыка - прежде всего. В таких условиях талантливым русским композиторам было крайне сложно достучаться до слушателя. Митрофан Петрович сделал это возможным. На поддержку отечественной музыки он при жизни пожертвовал более двух миллионов рублей. Еще полтора миллиона для поощрения русских композиторов и музыкантов оставил в своём завещании.

Беляев не любил выпячивать свою благотворительность напоказ. Он хорошо помнил библейский принцип милостыни – чтобы левая рука не знала, что делает правая. Учреждённые им ежегодные премии имени Глинки для русских композиторов выдавались «от имени неизвестного». Но добрые дела спрятать трудно. Люди до сих пор помнят о Митрофане Беляеве и восхищаются его щедрым сердцем.