Мини музей в детском саду презентации. Варианты локаций мини-музея

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашем саду существует мини-музей «По дороге к искусству», куда входят: «Картинная галерея»; «Народная игрушка»; «Декоративно-прикладное искусство».

Мини-музей в детском саду, родился с малого – уголка, затем выставки, посвященной декоративно – прикладному искусству. По мере накопления экспонатов возникла необходимость в оформлении кабинета искусствоведения. Все вопросы, связанные с организацией музея, его ведением, были поставлены на повестку дня на педагогическом совете. К обсуждению приглашался и родительский комитет. План работы музея координируется с годовым планом работы детского сада. В план включаются занятия, праздники, экскурсии. Все эти мини-музеи взаимосвязаны и помогают педагогам успешно решать ряд задач:

  • приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
  • приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев;
  • формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства;
  • развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
  • повышать культурный уровень педагогов и родителей.

Идея создания мини-музея возникла по нескольким причинам: наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи очень сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.

Программа «Детский сад 2100», которая действует в нашем саду, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственного музея позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того в условиях детского сада (7 групп) мини-музей стал центром культурно-эстетического развития ребёнка.
Руководство и педагоги детского сада очень ответственно подошли к дизайну каждого уголка музея, старались сделать интерьер гармоничным и уютным, вложили материальные средства и собственные силы. И в результате музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, дети из других детских садов, школьники и жители нашего микрайона. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник. Наш педколлектив проводит там разнообразную работу, которая позволяет поддерживать интерес у дошкольников на протяжении всего времени их пребывания в детском саду.

Музейные экспонаты собраны по разным принципам, например, такие как:

  • Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
  • Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
  • Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
  • Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
  • Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны, например, в «Картинной галерее» имеются разновидности живописи (пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетно-тематические картины, такие как былинно-сказочные, бытовые); «Народная игрушка» – глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь), льняные, деревянные (матрёшки, богородские), фарфоровые; «Декоративно-прикладное искусство» – посуда, игрушки и разнообразные предметы представляющею хохлому, городец, гжель, жостово, писанки.
  • Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
  • Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.
  • Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
  • Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Залог успешного и востребованного хорошего мини-музея – его интерактивность в нашем детском саду. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами: домовенком Кузей, Котом в Сапогах, Бабой Ягой, помогут по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно.
В основе инновационной работы нашего коллектива – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.

Направления инновационной работы:

  • Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
  • Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
  • Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп. Например, такие как:

Природа родного края. Знакомство с особенностями и достопримечательностями природы, природными условиями, с растительным и животным миром Саратовского края. Обзорная экскурсия по отделу природы. В этот раздел входят:

«Удивительный мир птиц» Рассказ о птицах разных стран и природных зон Саратовской области, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией слайдов, чучел птиц, видео- и аудиоматериалов для детей среднего и старшего возраста.
«Живые барометры». О животных и растениях, предсказывающих изменения погоды. Лекция с демонстрацией слайдов и видеофильмов для детей старшего возраста.
«Красная книга». Рассказ о животных и растениях Саратовской области, внесенных в областную Красную книгу. Лекция с демонстрацией чучел животных, слайдов и видеофильмов для детей среднего и старшего возраста.
«Экзотические животные». Знакомство с музейной коллекцией чучел экзотических животных. Беседа с детьми подготовительной группы.
«Лесной театр». Игровая экскурсия в форме представления, в которой разыгрываются сцены из жизни леса, соответствующие 4-м временам года. Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
«Подземная кладовая Саратовского края». О полезных ископаемых Саратовского края и их использовании в производстве, для детей подготовительной группы.
«В гости к сусликам». Игровая экскурсия с интерактивными элементами об особенностях степных экосистем, для детей подготовительной группы.
«Путешествие в мир насекомых».Экскурсия-беседа о насекомых саратовского края, для детей среднего и старшего возраста.
«Фантастический мир бабочек».О бабочках Саратовской области и обитателях тропических областей земного шара, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией иллюстраций на мультимедиа проекторе с детьми старшего возраста.

История саратовского края. Экскурсии, беседы, игровые занятия

«Здравствуй, музей!» Первое знакомство с музеем и некоторыми страницами истории края. Обзорная экскурсия для детей среднего и старшего возраста.
«Как жили древние люди». Об образе жизни и занятиях людей, живших в каменном веке. Игровое занятие с использованием археологических находок для детей подготовительной группы.
«Юрий Гагарин». Экскурсия-игра по выставке «Дорога в космос» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Три, два, один, старт!». О Ю.А.Гагарине и других космонавтах, связанных с саратовским краем. Экскурсия с игровыми элементами по выставке «Дорога в космос» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
«Сказ про Ивана-стрельца, саратовского молодца». Экскурсия с интерактивными элементами в экспозиционном зале «Саратовский край в годы Великой Отечественной войны» для детей старшего возраста.

Культура и быт народов Саратовского края. Беседы, интерактивные занятия

«Из истории игрушки». Знакомство с музейной коллекцией народных игрушек, историей возникновения игрушки. Беседа с детьми среднего и старшего возраста.
«Одежда народов Саратовского Поволжья». Знакомство с традиционным костюмом народов Саратовского края: русских, украинцев, чувашей, мордвы, татар на основе музейной коллекции. Беседа с детьми среднего и старшего возраста.
«Путешествие в историю книги». Знакомство с музейной коллекцией старопечатных книг, учебников, детских книг. Беседа с детьми подготовительной группы.

Фольклорные праздники.Театрализованные экскурсии в музее

«Новый год на старый лад, или как в старину Новый год на Руси встречали». Традиции встречи Нового года на Руси. Новогодний бал в дворянской гостиной, колядование в крестьянской избе, веселье у новогодней елки с детьми старшего возраста.
«Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Знакомство с русскими народными традициями проводов зимы и встречи весны. Игры, песни, загадки, блины. Участие детей среднего и старшего возраста в старинных масленичных обрядах.
«Зеленые святки. Троица». О народных традициях проводов весны и встречи лета на Руси. Игры, гадания, фольклор с детьми подготовительной группы.
«Осенние праздники на Руси»
Знакомство со старинными обрядами, связанными с уборкой урожая, осенние ярмарочные и другие развлечения с детьми среднего и старшего возраста.
Использование новвоведений на занятиях и в организации воспитательно-образовательного процесса, например таких, как: театрализованное занятие, занятие-путешествие, сюжетно-ролевая игра-занятие, консультации, взаимообучения, аукционы, презентации, гостиная, проекты, занятия-фантазии, концерты, игра – «Поле чудес».

Формы работы мини-музея:

Выставки:

  • Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
  • Музейно-исторические. Цель: знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
  • Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
  • Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно- прикладными ремёслами.
  • Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
  • Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой – либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
  • Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.
Экскурсионная работа с детьми ведётся со 2 младшей группы.

Творческая гостиная

  • Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
  • Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов микрайона.
  • Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.

Студия «Город мастеров»

В музее проводятся нетрадиционные и интегрированные занятия с дошкольниками по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.
В результате проведённой в мини-музее работы у детей повысился интерес к произведениям живописи, народным игрушкам и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию; существенно расширились представления об окружающем мире, о городе, крае. Выпускники занимаются в детской школе искусств, кружках и студиях центра детского творчества. Возросла заинтересованность педагогов и родителей в знакомстве с творческими достижениями земляков. Родители стали активно принимать участия в жизни детского сада и, конечно же, оснащении музея. Наличие нашего мини-музея позволяет активно привлекать детей родителей к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что способствует укреплению семьи и формированию желания изготавливать поделки и рисовать картины всей семьёй.

1 слайд. Мини-музей в детском саду «Солнышко». «По дороге к искусству». Представляет воспитатель Елена Геннадьевна Минникеева Высшая квалификационная категория.

2 слайд. Особенности мини-музея в детском саду.

– Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
– Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
– Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

3 слайд. Правила поведения в музее.

  • В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
  • Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
  • Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

4 слайд. Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов.

– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
– Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

5 слайд. Цели:

  • привлечение внимания родителей к музеям;
  • создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
  • обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
  • использование новых форм работы с детьми и их родителями.

6 слайд. Задачи:

  • формирование у дошкольников представления о музее
  • приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
  • выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
  • вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

7 слайд. Принципы построения музейной экспозиции как инновационной технологии:

  • интеграция;
  • деятельность;
  • культуросообразность;
  • гуманизация;
  • разнообразия;
  • экологичность;
  • безопасность;
  • непрерывность;
  • партнёрство.

8 слайд. Педагогические функции музея:

  • Образовательные :
    • развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;
    • использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;
  • Развивающие :
    • активация мышления;
    • развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
    • обогащение словарного запаса;
  • Воспитательные :
    • формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
    • становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
  • Просветительские :
    • формирование умений, навыков;
    • формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

9 слайд. Фотоальбом музея. «Народная игрушка». Деревянная игрушка. Современная Богородская резьба – многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

10 слайд. Глиняная игрушка. «Дымка». Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни. В этом ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени.

11 слайд.

«Каргополь». Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.
«Филимоновские свистульки». Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.

12 слайд. Декоративно-прикладное искусство. Керамика фарфор. Керамика – изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
«Гжель» Гжельский фарфор сегодня невероятно популярен. С ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

13 слайд. «Жостово». Жо?стовская роспись– народный промысел художественной росписи металлических подносов.
«Русская матрёшка». Матрёшка – важнейшее средство культурной преемственности. Через нее передается и сохраняется культурный и художественный опыт, осуществляется связь между поколениями. В настоящее время возрос интерес к традиционной народной игрушке, так как в ней удивительным образом сочетаются укоренившиеся веками традиции с новейшими элементами художественной культуры.

14 слайд. «Городец». Городецкая роспись в произведениях современных мастеров не только сохранила свои традиции, но и получила дальнейшее их развитие. Радуют богатство и разнообразие ассортимента изделий. Городецкий орнамент, оставаясь в своих основах традиционным, стал еще более красочным, технически совершенным и отвечает духу современности.

15 слайд. «Хохлома». Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома".

16 слайд. Учебная зона.

17 слайд. Картинная галерея. Полотна художников экспонированы в самом светлом зале садика и радуют малышей настроением и доброй памятью.

18 слайд. «Натюрморт». Натюрморт – «мёртвая природа»– изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

19 слайд. «Пейзаж». Изображение природы. «Пейзаж» с французского «вид страны, местности»:

  • морской;
  • лирический;
  • сельский;
  • городской;
  • космический;
  • горный;
  • фантастический.

20 слайд. «Портрет». Изображение индивидуального образа человека, его чувств, настроения и внутреннего мира:

  • парадный;
  • интимный (домашний);
  • групповой;
  • психологический;
  • автопортрет.

21 слайд. 22 слайд. «Сюжетно-тематическая картина».

23 слайд. Формы работы мини-музея:

Выставки:

– Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
– Музейно-исторические. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
– Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
– Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно-прикладными ремёслами.
– Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
– Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой-либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
– Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

24 слайд. Творческая гостиная.

– Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
– Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов района.
– Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.

Студия «Город мастеров».

В музее проводятся интегрированные и нетрадиционные формы занятий с дошкольниками по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Проект«Мини-музеи в ДОУ» Подготовили: Воспитатели группы № 6Алешина Марина АнатольевнаДроздова Ирина ВалерьевнаМосква 2015 г.Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 2072 дошкольное отделение № 3 При создании мини-музея нужно учитывать следующие принципы:- наглядность,- доступность,- содержательность,- сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада или парциальной программой.- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.- подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия). Формы работы с экспозициями:Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями, но и проявление творческой активности:- игры - путешествия;- занятия - экскурсии,- исследовательская деятельность (проведение опыта, наблюдение)- игры - графические упражнения;- продуктивная деятельность (аппликация, рисование, изготовление поделки из природного материала),- занятия с творческими заданиями (сочинение вместе с родителями сказки, сочинение загадки, стиха),- создание гербария, фотоальбома. Этапы организации работы1 этап: подготовительный.2 этап: практический.3 этап: деятельностный. Этапы организации работы.1 этап - подготовительный. С целью выявления заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музея можно провести анкетирование родителей. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами родители музеи и выставки, берут с собой детей или нет, чем могут помочь в создании музея. Анкетирование можно провести во время родительского собрания. 2 этап - практический Выбрать тему мини-музея.Определить место расположения, с учетом полифункциональности пространства, психологической комфортности и безопасности дошкольников. Желательно выбрать место для мини-музея вместе с детьми.Определить тематику экспозиций.Начать сбор экспонатов.Организуя совместную с родителями работу по созданию мини-музея опирались на следующие принципы: партнерство родителей, педагогов,единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики,помощь, уважение и доверие. 3 этап - деятельностный.Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.Подборка стихов, сказок, загадок на темы мини-музея.экспозиции и экспонаты музея используются на занятиях не только экологического содержания, но и педагогами дополнительного образования, воспитателями других групп для проведения тематических занятий. В детском саду в каждой группе работают мини-музеи. Каждый мини-музей результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей. В настоящем музее трогать экспонаты руками нельзя, а в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. Правила поведения в музее:В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.Экспонаты нельзя ломать.Можно и даже нужно задавать вопросы.Можно пополнять музей новыми экспонатами.Эти экспонаты можно понюхать.Эти экспонаты можно только рассматривать. Мини-музей « Настенные Тарелки» Мини-музей «Куклы в народных костюмах и дамы эпохи» Мини-музей «Береста»Мини-музей «Мир часов» Мини-музей «Колокольцы-бубенцы» Мини-музей «Посуды» Спасибозавнимание

Наталья Понамарева
Проект «Мини-музей краеведения в ДОУ»

Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ » .

Музейные ценности Сибири.

Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ » .

Вид : познавательный, долгосрочный.

Цель данного проекта :

Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами русской национальной культуры, с бытом и историей своих предков, формирование у дошкольников патриотических чувств. Формировать навыки работы в коллективе. Воспитывать желание помогать и уступать друг другу.

Задачи проекта :

Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея ;

Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, истории своих предков.

Актуальность :

Данный проект расширяет кругозор , дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.

Участниками данного проекта являются : педагоги ДОУ, дети, родители.

Создание и размещение мини-музея :

Мини – музей краеведения в нашем группе создан с октября 2013 года, при создании музея нами было определено, что в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его мини – музей . Часть слова «мини » , в нашем случае, отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Кроме этого, отличительной особенностью нашего мини- музея является , то что : в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини -музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции и переставлять экспонаты и рассматривать их.

Мини-музей краеведения в МБДОУ «Детский сад №97» располагается в группе «Цветик -семицветик» . И был создан педагогами ДОУ : Понамаревой Н. В. И Аракелян Т. М.

В создании данного музея принимали участия не только творческая группа педагогов ДОУ, родители (которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами) .

Уголок русского быта;

Альбом фотографий города Новокузнецка;

Природные ископаемые нашего края;

Русские народные куклы;

В структуре проекта мы выделили три этапа.

I. Подготовительный этап. Он включал в себя :

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта ;

Разработка модели мини-музея .

II. Практический этап (этап реализации проекта ) .

1. Создание экспозиций в мини-музее .

Когда мы организовывали данный мини-музей , он «задумывался» как выставка природных ископаемых нашего края. В процессе работы мини -музей пополнялся новыми экспозициями. Затем, мы подумали, что дети должны знать не только о том,чем славится город Новокузнецк, но и о культуре и быте славянского народа.

2. Разработка плана работы мини-музея .

В мини-музее организуются :

Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;

Экскурсии в мини-музей , развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;

Свободное посещение мини -музея детьми вместе с родителями.

III.Заключительный этап

Презентация результатов проекта

IV. Интеграция образовательных областей.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей :

- «Художественное творчество» (рисование, аппликация) – организуются выставки детских работ в мини-музее ;

- «Познание» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим) ;

- «Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;

V. Перспективы работы.

Пополнять план содержания экскурсий в мини-музее ;

Оснащение мини -музея видеотекой к экспозициям (работа в данном направлении уже начата и в мини -музее ДОУ имеются отдельные видео материалы к экспозициям) .

Ирина Фёдорова
Презентация мини-музея в детском саду

Слайд 2. Для начала небольшая историческая справка

Музей - (греч. - храм муз) - научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, которое осуществляет комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной или духовной культуры.

Прообразами музеев были собрания искусства в термах Древнего Рима и европейских церквях и монастырях.

Слайд 3. Систематическое коллекционирование началось в эпоху Возрождения. Тогда и появились первые музеи-галереи: Уффици (Флоренция, Лувр (Франция, Прадо (Испания). Завершилось формирование основных европейских музеев в XIX веке, когда они открылись для широкой публики.

В настоящее время в мире существует свыше 12 тысяч музеев, которые делятся по профилю: исторические, технические, естественно-научные, искусствоведческие и т. д.

Слайд 4. Слово музей в русском языке пошло от латинского «мусеум», которое, в свою очередь образовалось от греческого мусейон – места посвященного музам – покровительницам искусств в греческой мифологии.

Слайд 5. Таким образом, музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом и полезной информации из поколения в поколение.

Слайд 6. Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Слайд 7. Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и к обучению в целом.

Слайд 8. Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Да и обилие экспонатов и экспозиций в настоящем музее способно вызвать у дошкольника скорее утомление и рассеянность внимания. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Мини-музей в ДОУ - опробованная, прогрессивная форма педагогической деятельности, которая: позволяет усовершенствовать предметно-пространственную среду детского сада; способствует знакомству детей с музейной культурой, окружающим миром; открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Слайд 9. Цель мини-музеев – подготовка юного поколения к взрослой жизни через реализацию направления «музейная педагогика» и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.

Задачами мини-музея являются:

1. Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей

2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представлений о музее.

5. Расширение кругозора дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

9. Развитие творческого мышления и воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции.

Слайд 10. Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Поэтому огромный плюс и залог хорошего мини-музея в детском саду – его интерактивность, при которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё, родное, так как многие дети принимают участие в его создании.

Слайд 11. Педагогические функции музея:

Образовательные:

Развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;

Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;

Развивающие:

Активация мышления;

Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;

Обогащение словарного запаса;

Воспитательные:

Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;

Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;

Просветительские:

Формирование умений, навыков;

Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

Слайд 12. Принципы построения музейной экспозиции в детском саду:

Принцип наглядности: при подборе коллекции учитывается, прежде всего, образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

Принцип учета возрастных особенностей: значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учёту возрастных особенностей дошкольников.

Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.

Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.

Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).

Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны.

Принцип экологичности и безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Слайд 13. Правила поведения в мини-музее:

Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками.

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

Можно и нужно: задавать вопросы, составлять рассказы и сочинять истории.

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

То есть, активность по музейному направлению не должна завершаться на этапе успешной презентации проекта. Напротив, экспозиция должна усовершенствоваться и дополняться, а ее элементы - включаться в качестве предметного материала в разные виды активности.

Мини-музей в детском саду может быть любым, насколько хватает фантазии родителей, педагогов и детей. Мини-музей в детском саду может быть организован на какое-то время, может быть приурочен к определенной дате, празднику (например, к 23 февраля – военной техники, игрушечных солдатиков по родам войск)

В прошлом учебном году у нас успешно стартовал проект создания мини-музея в детском саду. В течение года были оформлены 4 экспозиции:

Слайд 14. «Бабушкин сундук». Целью данной экспозиции было познакомить детей с предметами старины, которые использовались в быту нашими бабушками и дедушками, а также с изделиями народных промыслов.

Слайд 15. «История новогодней игрушки». Эта выставка была организована с целью познакомить детей с историей возникновения традиции украшать ёлку игрушками на новый год и эволюцией новогодних игрушек в России.

Слайд 16. «Хрустальная сказка». Мы преследовали цель познакомить дошкольников с разнообразием предметов быта из стекла и хрусталя, учить видеть и замечать красоту в ближайшем окружении, познакомить с технологией производства стекла и стеклянных изделий, формировать бережное отношение к вещам.

Слайд 17. Выставка «Мамина шкатулка», была приурочена к женскому празднику 8 марта и ее целью было познакомить детей с разнообразием материалов, форм и оформления шкатулок.

В средней группе воспитателем Янковой Л. Н. также была оформлена экспозиция «Народная кукла», где были представлены куклы, изготовленные из различных материалов руками мам и бабушек воспитанников. Забегая вперед скажу, что часть этой выставки представлена в нашем мини-музее «Такие разные куклы».

Слайд 18. В текущем учебном году мы продолжаем работу по музейной педагогике. Сейчас мы оформили первую в этом году экспозицию «Такие разные куклы», где представлены куклы в различных костюмах: специального назначения, народных, стилизованных. Выставка разноплановая и задачи данной выставки с помощью кукол познакомить дошкольников с профессиями, национальными костюмами, культурой и традициями разных народов, эпосом Олонхо.

В дальнейшем в наших планах в целях поддержания инициативы, повышения активности и поднятия интереса среди всех участников образовательного процесса провести опрос среди педагогов, детей и родителей, собрать идеи и составить список тем для нашего мини-музея на текущий учебный год

Также планируем ввести еще одно нововведение: готовить экскурсоводов из числа детей для проведения познавательных экскурсий для воспитанников других групп и родителей.