Михаил жванецкий - биография, личная жизнь, фото сатирика. Жена Михаила Жванецкого Наталья: Когда мужу приводят детей, он от них не отказывается Михаил жванецкий личная жизнь семья

Андрей Максимов: — Михаил Михайлович, прокомментируйте, пожалуйста, выдвижение Ксении Собчак в Президенты России.

Михаил Жванецкий: — Я так же весело, как и остальные, воспринимаю это. Но я совершенно этому не удивился. Почему кандидат в президенты должен быть один? Их должно быть несколько! Пусть будет больше кандидатов, там вроде ещё кто-то появился из женщин. Мужчины, видимо, трезвее смотрят на этот вопрос, а женщины всегда слегка возбуждены. Пока, конечно, действующий президент на этом фоне выигрывает. Ксения — девушка неглупая, она из правительственной семьи. Может быть, президент её на коленях в младенческом возрасте качал? Может, она называет его «дядя Володя»? Этого мы не знаем, но похоже на то. Потому что в Питере было гнездо. Папа у Ксении был великолепный, настоящий, прекрасный, мудрый. И поэтому — будем с интересом следить, что Ксюше ответит жизнь!

— Учитывая, что президент — это человек, который носит ядерный чемоданчик, не опасно ли для страны, если вдруг Ксения Собчак потеряет его где-нибудь на тусовке?

— Вы считаете, что она не изменится? Она уже сейчас выглядит гораздо серьёзнее. И вообще, уже обнародован её возраст. Смелая девушка — объявила, что ей 36 лет. Это возраст, конечно! Я с этим согласился.

— В Сочи прошёл 19-й Всемирный фестиваль молодёжи и студентов: 188 стран, 25 тысяч участников, 5 тысяч волонтёров, 200 общественных послов, 1325 спикеров. Огромное событие, выступал президент. И все говорили, что это хороший фестиваль, потому что молодёжь там знакомится. Но есть же Интернет! Как вам кажется, в чём смысл таких фестивалей в эпоху Всемирной сети?

— Девочки знают, в чём смысл. Я был свидетелем первого фестиваля молодёжи в 1957 году. Вы не представляете, сколько потом появилось чернокожих младенцев под фамилиями Иванов, Зубарев и пр. 1957 год! Советская власть в разгаре, но на фестивале люди занимались своим делом. Смешная история случилась спустя много лет.

«Вы Жванецкий?» — спросил женский голос по телефону. Я говорю: «Да, это я». — «У вас есть друг, он всё время ко мне пристаёт. Он сказал, что даже через вас будет ко мне приставать». Я спрашиваю: «А вы кто?» — «Фамилия моя Слесаренко. Я чернокожая. Это последствия фестиваля 1957 года». — «И что?» — спрашиваю. «Понимаете, ваш друг считает, что во мне что-то особенное. Я негритянка. Я ему говорю: „Да ничего особенного нету там!“ Он не верит. Скажите ему, что ничего особенного». Я этому другу сказал. Он как закричит: «Ты ничего не понимаешь, это такой случай! У нас в Америку не выпускают, а тут экзотики отведать!» Я говорю: «Она же мне сказала, что ничего особенного!» — «Ты ей веришь?»

В общем, фестиваль был очень яркий, никто тогда в компьютерные игры не играл и с Интернетом не связывался. Потому что знакомились и куда-то уходили! И появлялись дети! Фестиваль молодёжи и студентов для этого и создан. Поэтому я очень приветствую сочинский фестиваль. Приятно, такое количество волонтёров, и президент выступает. А Интернет... Ну что в Интернете? А тут — тут всё живое.

«Нету голодного блеска в глазах»

— Как-то незамеченным прошёл юбилей — 25 лет ваучерной приватизации. Как вы относитесь к тому периоду?

— Вы знаете, что бы там ни происходило с этим ваучером, важно, куда в итоге повернулось дело. А дело повернулось в хорошую сторону — как мне кажется. Лично мне, если смотреть с моего невысокого роста — 1 м 67 см, — кажется, что Россия так хорошо ещё не жила.

— Как сейчас?

— Как сейчас. Мне столько лет, что я пережил и тоталитаризм, и диктатуру — что только не пережил. И всё кончалось голодухой, всё кончалось недоеданием, всё кончалось очередями!

А как живётся сегодня? Вокруг меня лица хорошие, нет голодного блеска в глазах. И самое главное — никто не ходит с кошёлкой, в которой колбаса. У меня на концертах такое сплошь и рядом было — люди охотились за продуктами даже в буфете театральном. Помню, однажды там были сосиски. И все рванули туда, не дожидаясь звонка на антракт. Без мата не могу вспоминать про тот период. А сейчас открыл дверь в магазин — ящиками помидоры, яблоки, персики, сливы. Ну, осталось медицинское обслуживание — здесь, конечно, проблемы. Но в смысле самого главного, жратвы и одежды, у нас всё нормально. И в ином вы меня не убедите. Потому что я помню макуху — куски жмыха после того, как всё масло из семечек отжали. У нас в Одессе работал маслозавод. И ты сосёшь эту макуху и хочешь только одного — жрать.

— На заседании ООН выступила робот по имени София. Если посмотреть видео, внешность у неё абсолютно как у человека — мягкая кожа, красивое лицо. Она обладает мимикой. Более того, интеллект Софии может самообучаться, и, по утверждению Софии, скоро роботы заменят чиновников. У меня к вам вопрос: если роботы заменят чиновников, жизнь станет прекрасной? Или роботы тоже начнут брать взятки? И вообще, вас роботы не пугают?

— Ну а чего пугаться? Сопротивляться прогрессу и роботам — это как, извините за выражение, жопой волны отбивать. Придут роботы, так и придут — ничего не сделаешь. Особенно если они смогут ещё и размножаться. Представьте: встречаешь живую женщину, а она оказывается роботом. Зато такой вариант вполне безопасен для твоей семьи. Я скажу жене: «Это ж робот был!»

А в моём возрасте робот-женщина, конечно, гораздо удобнее. Не последует насмешки ни над тобой, ни над твоим возрастом. Ничего. Нажал кнопку — и доволен! А с живой женщиной никогда не знаешь, на что и как она отреагирует.

Вопросы от читателей «АиФ»

Как вы считаете, что лучше: сделать и потерпеть неудачу или так и не попробовать сделать что-то?

Роман Калачёв, Тобольск

— Конечно, потерпеть неудачу! Я, например, ценю провалы. Ценю! А как же! Ведь в них — суть игры. К тому же, во-первых, ты уже не повторишь ошибки.

Во-вторых, они обучают так, как ничто другое! Ты сразу становишься дураком, ты унижен и обязательно будешь избегать этого потом, потому что повторного унижения ты себе не простишь.

Какие соседи вам попадались на протяжении вашей жизни?

Екатерина Верещагина, Самара

— На протяжении моей жизни с соседями конфликтовала моя мама. Я слышал эти крики. Я просыпался оттого, что они ругались. Папа получил орден Трудового Красного Знамени, он был заслуженный врач, но жили мы в коммуналке. Ребята, это была такая нищенская жизнь! У нас с соседями были общая веранда, туалет общий. Вы не представляете, что это за туалет — душ над унитазом. Туалет был самодельный, и однажды оттуда высунулась крыса. Хорошо, я включил душ, и она, ошпаренная, куда-то помчалась... Конфликтов с соседями была масса. Потому что чистить рыбу все собирались у одного крана: и коты собирались, и соседи собирались, и собаки собирались. Жуть!

(1999). Народный артист Российской Федерации (2012) .

Произведения и выступления Михаила Жванецкого отличает особый «одесский юмор»; в них осмеянию подвергаются людские недостатки и пороки общества.

Биография

Родился в семье врачей Мане (Эммануила) Моисеевича Жванецкого и Раисы Яковлевны Жванецкой. Рос в Томашполе , где отец работал хирургом, а мать стоматологом. Семья вернулась в Одессу из эвакуации после освобождения города в 1944 году. Окончил 118-ю среднюю школу для мальчиков.

В студенческие годы участвовал в самодеятельности , где начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял. В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным , который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил его в свой театр на должность заведующего литературной частью.

Дело прошлое, но должен сказать, что как завлит Жванецкий никуда не годился. Ему не хватало дипломатичности, терпимости, элементарной усидчивости.

Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».

Но литературный дар Жванецкого, острота и парадоксальность его жизнеощущения, его способность передавать в тексте многообразие современной разговорной речи, его умение улавливать фантастичность действительности - все это покорило меня. Настолько покорило, что на какое-то время Жванецкий стал в нашем репертуаре, если можно так выразиться, автором-премьером

А. Райкин Без грима. Воспоминания

В период работы в театре А. И. Райкина, творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко , для которых написал более трёхсот миниатюр и монологов .

Затем самостоятельно выступал в Одесской филармонии , потом в Московском театре «Эрмитаж» , где приобрёл популярность.

Наступил момент, когда подобное положение Жванецкому показалось обидным. Входя в троллейбус и слыша какие-нибудь реплики собственного сочинения, […] ему подчас хотелось […] обратить внимание пассажиров на то, что автор-то вот он…

А. Райкин Без грима. Воспоминания

Личная жизнь

  • Первая жена Лариса
  • Фактическая жена Надежда Гайдук
    • Дочь Елизавета
  • Фактическая жена Венера
    • Сын Максим Жванецкий
  • Фактическая жена (с 1991) Наталья - костюмер
    • Сын Дмитрий Жванецкий (род. 1995)

Всего у Михаила Жванецкого пятеро детей - два сына и три дочери .

Адрес в Санкт-Петербурге

Спектакли

  • «Птичий полёт» (1987)
  • «Избранное» (1988)
  • «Политическое кабаре» (1989)
  • «Моя Одесса» (1994)
  • «Престарелый сорванец» (1999)

Книги

  • «Встречи на улицах» (1980);
  • «Год за два» (1987);
  • «Моя Одесса» (1993);
  • «Собрание произведений» в 5 томах (2001, 2006, 2009, издательство Время);
  • «Мой портфель» (2004, издательство Махаон-Украина);
  • «Одесские дачи» (2007, издательство Время);
  • «Тщательней…» (2008, издательство Время);
  • «Шлягеры. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
  • «Концерт № 2. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
  • «Одесские дачи. Аудиокнига на 2-х CD» (2008, издательство Время);
  • «Избранное» (2008, 2010, 2011, издательство Эксмо);
  • «Не продолжай короткое» (2010, издательство Время);
  • «Жаркое лето» (2011, издательство Время);
  • «Южное лето (Читать на Севере)» (2014, издательство Эксмо).

Экранизации

  • - Золотая рыбка (телеспектакль)

Награды и членство в организациях

  • 1970 - лауреат VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады вместе с Виктором Ильченко и Романом Карцевым
  • 1978-1991 - член Союза писателей СССР
  • 1990 - наст. время - президент Всемирного клуба одесситов
  • 1994 - кавалер ордена «Дружбы народов»
  • 1994 - лауреат негосударственной российской премии «Триумф» за 1993 год
  • 1994 - лауреат Кубка Аркадия Райкина , международный фестиваль «MORE SMEHA», Рига
  • 1994 - почётный гражданин города Одессы (по другим сведениям - 1997 )
  • 1999 - почётное звание «Народный артист Украины »
  • 2001 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации »
  • 2002 - лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года
  • 2002 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым »
  • 2006 - программа Михаила Жванецкого «Дежурный по стране » стала лауреатом российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2006 » в категории «Профессии» в номинации «Развлекательная программа: юмор »
  • 2009 - кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2009 - Решением сессии Одесского городского совета от 5 апреля 2009 года бульвар Искусств (бывший Комсомольский бульвар) в городе Одессе переименован в бульвар Михаила Жванецкого в честь 75-летия со дня рождения писателя-сатирика
  • 2012 - почётное звание «Народный артист Российской Федерации »
  • Член Общественного совета Российского еврейского конгресса

Некоторые источники утверждают , что Жванецкий был одним из последних, кто получил звание «Народный артист СССР » в 1991 году, наряду с А. Б. Пугачёвой , однако в «Ведомостях Верховного Совета СССР» № 52 за 1991 год (самый последний выпуск) его имени нет среди других награждённых .

Напишите отзыв о статье "Жванецкий, Михаил Михайлович"

Примечания

  1. РИАНовости , 6 марта 2009
  2. : «- У русских Родина всегда есть. Вам, Михаил Маньевич, этого, к сожалению, не понять, - сказала она […] »
  3. «Михаил Жванецкий. Юбилейный концерт». Телеканал «Россия-1», эфир от 06.04.2013
  4. // Официальный сайт РЕК
  5. Ф. И. Раззаков пишет об этом в книге «Актёры всех поколений» (статья о Г. Вицине) - М.: Эксмо, 2001. - С. 60.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Жванецкий, Михаил Михайлович

Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
«Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
– Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
«Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».
– Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал.
– Да, да, – смеясь отвечали голоса.
– Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай.
Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами.
– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.

Его меткие высказывания и афоризмы давно пошли в народ. Его взгляд на жизнь проникает через монологи, которые он читает со сцены. Его отношение к последним событиям, происходящим в стране, интересно миллионам телезрителей.

Михаил Жванецкий: биография

Он одессит. Родился на Молдаванке. Его отца до сих пор помнят как хорошего врача. Мама - тоже врач, но сын не пошел по их стезе. Может быть потому, что учитель словесности в школе привил любовь к русскому языку?

Ему посвящен один из монологов Михаила Михайловича. Борис Ефимович Друккер был жутко сердитый на всех неграмотно выражающих свои мысли людей. Но его ученики, окончившие серьезные технические институты, после стали журналистами, поэтами и писателями.

Жванецкий Михаил учился в институте, готовящем инженеров для морского флота. По окончании его недолго проработал в порту слесарем. Это дало писателю богатейший материал для будущих шедевров.

В это же время, около 1958 года, он занимается в любительском театре, где ставят два спектакля по его текстам, знакомится с Р. Карцевым и В. Ильченко. Позже дуэт этих артистов долгие годы будет исполнять его миниатюры, а выражения «а вас?», «доцент тупой» и другие перлы станут русским народным фольклором.

В театре А. Райкина

В 1960 году А. Райкин гастролировал в Одессе. Среди театральной молодежи он выделил Жванецкого и его дуэт. Карцев с Ильченко стали членами труппы Райкина. Через некоторое время к ним присоединяется и Михаил Жванецкий в качестве актера и заведующего литературной частью (1967-1969).

Ленинградский театр эстрады и миниатюр ставит программу из его композиций, которая сразу разбирается на цитаты. Это тогда появился знаменитый монолог «В греческом зале».

В работе с маститым сатириком молодой автор оттачивает мастерство, лепит характеры предельно точно, перенимает интонации Райкина. Из райкинской школы выходит артист другого поколения, приняв эстафету сатиры и юмора. Навсегда входит в его тексты одесский акцент.

По воспоминаниям Райкина, завлит из Жванецкого был никудышный. Молодому писателю приходилось убеждать, запрещать - а это не его стихия. В самом деле, это скорее административная работа, а не творческая. Вот и не хватало порой такта и терпения.

Уход был очевиден. Расстались тепло. Жванецкий посвятил учителю монолог, где признался ему в любви.

В 1970-м он начинает самостоятельную карьеру, создав Одесский театр миниатюр.

Кто главный в дуэте

Михаил Жванецкий вместе с Карцевым и Ильченко создают около 300 миниатюр. Дуэт узнают по репликам, популярность растет. Михаил становится артистом разговорного жанра - так тогда именовали стендап. Расходятся по всей стране магнитофонные записи, в Ленинграде Райкин узнает в них свои наработки.

Маленький театр начинает гастролировать. Уже создан образ «человека с портфелем», который вытаскивает из него кипу рукописных текстов и читает, обращаясь к зрителям. Позже его увековечат в бронзе, а пока - слава без денег.

С 1972 года Жванецкий переходит в Московский театр миниатюр (в саду «Эрмитаж»). Работает там помрежем, потом в «Росконцерте» режиссером, позднее сотрудником издательства, и, наконец, худруком собственного Московского театра миниатюр.

С 1979-го дуэт Карцев - Ильченко, тоже переехавший в Москву, создал как бы „театр внутри театра“. Так уже было с талантливым дуэтом Миронова - Менакер. Видимо, эстрадное направление театр не может удержать. Ставятся спектакли: „Когда мы отдыхали“, „Браво, сатира!“, „Птичий полет“ по сценариям Жванецкого.

Семья

Жванецкий Михаил Михайлович не любит распространяться про свою личную жизнь. Случилось, что ему долго не везло в семейной жизни. Не складывалось с Ларисой, брак с которой не выдержал испытания тещей. Молодая жена попросила Михаила дать развод. Впоследствии она с мамой уехала во Францию.

После было три попытки жить семьей с другими. Но когда маэстро вошел в солидный возраст, он встретил свою музу. С Наташей он уже больше двадцати лет, вырос сын Митя. Учится на психолога. Дар рассказчика ему перешел от отца, а склонность помогать людям - видимо, от деда и бабушки.

На открытии Клуба одесситов он увидел Ее, влюбился и не отпустил. Ухаживал рыцарски-галантно. Друзья замерли: неужели этот гуляка остепенился? Наташа долго не знала о прошлом супруга. «Он всегда был со мной, он не давал повода ревновать», - объясняет она и признается, что если бы не большая разница в возрасте (32 года), ничего бы не получилось.

Наташа считает, что жить с талантом чуть веселее, чем с обычным человеком. Когда рядом энергия, недоступная никому другому. Она считает это постоянным драйвом. Тихо ходит по дому, пока муж творит (он любит, как Пушкин, писать в кровати в начале дня). Не отвлекается на его восторженные вопросы относительно ума кота Мориса: «Я котлеты жарю, потом отвечу». А вечером они идут в знакомый ресторан, где великолепная кухня.

Михаил любит застолья, в доме часто бывают гости. Тогда муза становится хозяйкой салона и светской львицей. На официальных мероприятиях она его Прекрасная леди. Они давно составили пару, и Михаилу Михайловичу уютно с Наташей.

Дежурный по стране

Михаил Жванецкий вот уже около 15 лет дежурит по стране. По отзывам о передаче, он уважаем народом. Его слова названы «глотком свежего воздуха», а сам автор - мудрым человеком. Время передачи летит быстро, одно лишь досадно - выходит она поздно.

Очень трогательно заметила одна зрительница: «Страна без тебя осиротеет». Это так. Он, как всероссийский дедушка, отказывается держать крайние позиции, примиряя, сглаживая, взывая к человечности.

Молодежь протестует против такого - она в авангарде, ей не нужны те, кто сглаживает углы. А не ошибка ли это? Что ты скажешь через пятьдесят-шестьдесят лет, молодой бунтарь? Что ты скажешь внукам, которые хотят все переделать, опровергнуть, отменить?

А говорить-то надо то, что всем давно известно. Про совесть. Про терпимость. По прощение. Недаром дежурный держит руку на пульсе страны.

Михаил Жванецкий: афоризмы

Давно повторяем мы слова из текстов мастера, не задумываясь, откуда они вошли в народную копилку. В каждой миниатюре - несколько афоризмов. Сколько же их набралось за долгие годы! Вот лишь некоторые:

  • "Осторожнее, ребята!"
  • "Пока отмеряешь семь раз, кто-то другой уже отрежет".
  • "Важно не переходить улицу на тот свет".
  • "Обидеть может только плохой человек".
  • "Если бы у меня вчера были пять рублей!"
  • "Да, я Аполлон!"
  • "Вам помочь или не мешать?"
  • "Весь в паутине, весь в бычках".
  • "Нормально, Григорий".

Но любовь к писателю проявляется не только в этом.

Признание

Михаил Жванецкий - народный артист Украины и России. Ему поставлен памятник, его именем назван бульвар в Одессе, малая планета и… коньяк. На коньячном заводе в родном городе выпустили два варианта: трехзвездочный и пятизвездочный. Теперь он стал еще ближе к народу.

Несмотря на то, что он перешагнул 80-летний рубеж, Михаил Жванецкий полон творческих сил, и его можно послушать на концерте. Не отказывайте себе в этом удовольствии.

Супруга известного сатирика Наталья Сурова, которая находится рядом с Михаилом уже 20 лет, рассказала о том, как ей удалось завоевать сердце этого любвеобильного мужчины.

Михаил Жванецкий и Наталья Сурова. Фото: Салынская Анна/PhotoXPress.ru.

Наталья, где и при каких обстоятельствах произошла ваша памятная встреча со столь значительной личностью, как Михаил Михайлович?
Наталья Сурова:
«Это было двадцать два года назад, на открытии Клуба одесситов. Естественно, в нашем родном городе. Миша был приглашен туда как руководитель клуба, а я — как разносящий кофе. Мне было двадцать четыре года, и выглядела я эффектно: маленькое черное платье, высокий каблук, красное пальто, стрижка каре…»


Так и вспоминаются слова классика: «Сначала организм тянет, а там уже осматриваешься»…
Наталья:
«Абсолютно! Приводишь домой и потом смотришь, что тебе досталось. Повезло — умная! У нас именно по этой схеме все и развивалось. И когда он ее озвучил, нам позвонила куча друзей с признанием, что у них все было идентично: и мозги, и характер своих будущих жен они рассмотрели гораздо позже. Так что, как показывает практика, мужчина ничего в женщине понять не может, пока он занят влечением. Но я плюс ко всему тогда еще очень активно убиралась, мыла посуду, что тоже, наверное, не осталось без внимания. У Миши есть, кстати, прекрасное произведение на эту тему. Помню оттуда: „Если пустил женщину в дом и увидел ее там уже с пылесосом, то, считай, она больше никуда не уйдет“. Вот это было точно про меня. С того дня мы уже не расставались, хотя вначале никто не задумывался, насколько длинной будет наша совместная жизнь. Вообще мысль о браке не возникала. Притирались мы друг к другу очень радостно и бурно. Я была молода, многих моментов не понимала, а пришла ведь к человеку уже с прошлой жизнью. Мише было пятьдесят шесть лет. Правда, разница в возрасте не смущала — я ее не чувствовала благодаря Мишиному восторженному, детскому взгляду на жизнь… Люди реагировали по-разному, глядя со стороны на нашу пару».

До знакомства со Жванецким ваша женская судьба складывалась удачно?
Наталья:
«Более чем. Я с семнадцати лет жила в общежитии без родителей, училась, получила профессию гидролога, работала в проектном институте, но с началом перестройки он закрылся, и я устроилась костюмером в крохотный мим-театр, где главным режиссером был Люсик Заславский. Среди моих поклонников Жванецкий выделялся, и все сравнения были только в Мишину пользу. К слову, оказалось, что мы с ним не просто земляки, а буквально соседи: мои родители жили на улице Богдана Хмельницкого у кинотеатра «Родина», а Жванецкие рядом, на улице Старопортофранковской. Моя бабушка сталкивалась с Мишиным папой — врачом, и так ей это запомнилось, что она до своего последнего часа была уверена, что и мой муж потомственный доктор. Говорила: «Врача Жванецкого все знают!»


К тому времени у вас уже сложился образ будущего супруга? Были ли какие-то совпадения с идеалом?
Наталья:
«Нет, как-то не задумывалась. Единственное, в детстве я увлекалась двумя писателями. Во-первых, Джеральдом Дарреллом, который описывал приключения и жизнь животных. Мне нравилась его судьба. И во-вторых — Эрнестом Хемингуэем. Его книги впечатляли, как и биография. Пугало только количество женщин».


В вашем случае все было похоже. Тут вы не опасались?
Наталья:
«А я даже не представляла тогда масштабы его личной жизни. Интернета в ту пору не было, вопросов никаких я не задавала, так как мне несвойственно копаться в том, что может причинить мне боль. А Мишино близкое окружение меня как-то сразу приняло и стало оберегать от разных кривотолков. Наверное, они уже устали от его бесконечных влюбленностей и желали, чтобы он остепенился. О его прошлом все друзья молчали как партизаны. Это выглядело сродни заговору. Многое в подробностях я узнала гораздо позже, когда появилась куча «доброжелателей».


Любопытно, как Жванецкий ухаживал?
Наталья:
«Он был галантным. По отношению ко мне даже щедрым. Где-то через полгода, наверное, это произошло. Миша подарил мне шубу, например. Первая была из модной тогда нутрии, затем из норки… Но они были такими советскими, тяжеленными, и когда какие-то люди помогали мне раздеться, многие прямо с мехом падали в гардероб».


Недавно в эфире Михаил Михайлович сказал, что есть женщины, которые влюбляются в талант, холят его, лелеют, и им уже неважно, сколько этому таланту лет, как он выглядит. Мне кажется, это он вас имел в виду…
Наталья:
«Скорее всего. Как человек мудрый, он ищет ответ на вопрос, насколько у нас крепкая семья, как мы живем. Возможно, другие пары даже не задумываются над этим, но это не наш вариант. Тут человек буквально изъедает себя, рассматривает ситуацию со всех сторон, сравнивает. И, понятно, всегда находит какие-то слова… Бесспорно, более всего в Мише меня зацепил талант. Но не только. Вообще нельзя объяснить, за что любишь, разъять мужа на составляющие. На эту тему можно рассуждать бесконечно. Вот, говорят, любить богатого удобно. А убери от этого состоятельного господина его финансовую сторону, так ничего и не останется. Основное все равно крутится вокруг характера. И жить с талантливым человеком — в принципе то же самое, что и с обыкновенным. Разве что чуть более весело. Поскольку мозги устроены особенным образом, драйв постоянный… Находишься бок о бок с энергией, которая нормальному человеку недоступна».


Значит, будни у вас проходят нестандартно?
Наталья:
«Случается, что и стандартно. Иной раз даже очень вяло, поскольку часть работы Миша привык делать, лежа в кровати. А я это время посвящаю своим делам и никогда не жду, чтобы муж меня развлекал. Дома всегда есть чем заняться: почитать, походить по спортивной дорожке, например. У нас стоит громадное количество тренажеров — это увлечение мужа. Раньше мне вроде как они не требовались, но теперь вижу, что уже надо, и тоже втянулась, глядя на супруга. Миша следит за собой: минимум час проводит в зале, выбирает здоровую пищу… Да, он любит запах выпечки, свежие булочки с маслом, но позволяет их себе редко. Знаю, если я принесу нечто подобное домой, будет скандал. (Улыбается.) Мучное, жирное все-таки отсутствует в ежедневном рационе. Хотя эти ограничения иногда, под настроение, нарушаются. Его внутренний мотор, страсть к жизни не дремлют никогда. Проявляется это даже в быту. Ему свойственно такое ребяческое любопытство: в чем преимущество именно этого автомобиля, а что это за мясорубка нового поколения или телевизор, холодильник, посуда? И надо срочно ехать и все это покупать чуть ли не оптом. Вмешивается во все. Но это не значит, что ему нравится заниматься хозяйством, вовсе нет. Но знать все про тот или иной предмет ему необходимо. И потом, Миша обожает комфорт и считает, что вылизанного шоу-рума дома быть не должно. В его кабинете царит творческий беспорядок, книги разбросаны, чашка может стоять где угодно, телевизор — висеть на окне в кухне (так удобнее). При этом он аккуратист: майки, трусы, носки — все раскладывает стопочками. Это его порядок, который я стараюсь поддерживать».


Жванецкий признавался, что в юности жил бедно, работал в порту, ходил с заплатками, воровал с товарищами керосин, и достаток к нему пришел только после шестидесяти. Судя по всему, он не слишком «материальный» человек, раз говорит, что к зарабатыванию денег относится иронически, верно?
Наталья:
«Да. Но работа в порту подарила ему бесценный опыт, который он использовал еще долгие годы. И потом, в то время многие нуждались и существовали крайне аскетично. Я когда к нему пришла, мы с ним жили на старой даче в Одессе, с узким участком. Еще у него был „Мерседес“, которым он страшно гордился. А в Москве мы обитали в однокомнатной квартире на улице Королева. Это была вся „роскошь“, которую я увидела. То есть Миша не тот человек, который зарабатывает деньги. Он просто занимается тем, что ему нравится, и благо это приносит доход. Я, как женщина, естественно, хотела всегда красиво одеться, поменять обстановку в квартире и, понятно, радовалась обретению какого-то благополучия. Теперь довольна, что у нас есть квартира в центре, где сейчас живет только сын, потому что Миша заснуть в шумном мегаполисе совершенно не может, и мы постоянно обитаем в загородном доме в Подмосковье. Но наш любимец — это уютный дом в Одессе, у моря. Оба дома мы строили без помощи архитекторов, все отдавали на откуп строителям, и они учитывали наши пожелания. Жаль только, что в Одессе теперь мы живем в окружении дискотек: если днем еще тихо, то вечерами сплошной гвалт».


Вы производите впечатление весьма деловой женщины. Вам достаточно только дома и семьи, не порывались открыть свой бизнес?
Наталья:
«Да, сил и желания у меня хватило бы на это точно. Иногда я занимаюсь чем-то мелким в Одессе, но это так… Правда в том, что муж терпеть не может, когда я отлучаюсь от него надолго. Ему надо ощущать, что я рядом, где-то в доме, или рядом на гастролях. И я живу жизнью Миши. Причем я связующее звено между жизнью и Мишей. Как переводчик. К врачам мы ездим вместе, сантехников вызываю я, и так далее».

Свадьба у вас была скромной? О ней нигде не писали.
Наталья:
«Ее не было. Мы с Мишей стали жить вместе, потом родили ребенка, когда Миша захотел сам, а когда мальчик подрос, он начал спрашивать, почему мы не являемся мужем и женой официально. Для него это оказалось важным, он не желал быть как бы незаконнорожденным, огорчался почему-то, хотел, чтобы мама носила фамилию папы. Мы давно перестали об этом думать, но расписались, причем не устраивая никаких торжеств по данному поводу. Это произошло около трех лет назад. Кстати, я до сих пор так и не взяла фамилию Жванецкого. (Улыбается.) Хотя то, что я вышла замуж, наверное, хорошо, а то всю жизнь жила и никогда не была в браке, глупо тоже как-то получается…»

Знаю, что ваш семнадцатилетний сын Дмитрий поступил в этом году в институт. Какой факультет предпочел?
Наталья:
«Психологии. Это его выбор. Он советовался с нами по поводу будущей специальности, поскольку еще сомневался. Мы его водили на всевозможные тесты, которые определяют те или иные склонности. Мы лично, как родители, видели его врачом. И наш друг Дима Пушкарь, хирург-уролог, даже предложил Мите пойти к нему в ассистенты — посмотреть на практике, что это за сфера и нужна ли она ему. Митя сначала был в восторге. Но позже передумал. От папы он взял дар рассказчика, плюс сказалось некое стремление к анализу… Надеюсь, он станет толковым психологом. По крайней мере он спокойнее, рассудительнее, чем мы оба. Ко всем нашим громким, темпераментным выяснениям отношений он относится философски. Поначалу пытался вмешиваться, разобраться, кто прав, а когда осознал, что бесполезно, стал держать нейтралитет».


Известна история, что когда мама юного Михаила Михайловича застала его у них дома с девушкой (это был его первый сексуальный опыт), она обиделась и ушла. Пришлось двое суток разыскивать ее по городу. Как у вас обстоят дела с подругами Димы?
Наталья:
«Он еще нас ни с кем не знакомил. Девушки, видимо, есть, поэтому когда мы едем в квартиру, всегда предварительно предупреждаем. Я пока еще не готова к таким нервным потрясениям. Хотя девушка в нашей квартире, под контролем, намного лучше, нежели он сам куда-то уйдет, как мне говорят друзья… Но пока я с трудом смирилась, что мой мальчик говорит басом, вымахал метр девяносто, размер обуви имеет сорок пятый, а недавно его еще еле заставили сбрить бороду. Не говоря уже о том, что он собрался делать татуировку. Я попросила подождать хотя бы годика два — пожалеть маму. Он очень взросло выглядит. В ресторане счет всегда приносят ему, а на меня смотрят с подозрением». (Улыбается.)


Любопытно, какой Жванецкий папа. Ходил с ребенком в зоопарк?
Наталья:
«Я не представляю себе такой картины. Он даже со мной вот так, за руку, никуда не ходил. У нас другой расклад: он бегает по своим делам, а я приспосабливаюсь. Есть встречи, где я с ним обязательно должна быть, по протоколу, что называется. Есть другие, где уже я сама хочу присутствовать… Время от времени я еще и Митю пристраивала в компанию, чтобы он посмотрел на папу. Иногда случались казусы. Так, на гастролях в Израиле наш еще маленький сын, стоя за кулисами, вдруг решил тоже выйти на сцену и что-то сообщить аудитории. Его успели остановить. А так Миша несколько раз выводил Митю на сцену, правда, при пустом зале, чтобы наглядно продемонстрировать, где он выступает. И все взросление сына проходило под лозунгом: „Наблюдай за полетами отца“. Мите приходилось нелегко. Он у нас освоил английский за один месяц в языковом лагере в Лондоне, научился сносно играть на гитаре с преподавателем, но папа его не особенно хвалил, скорее критиковал. Муж в принципе скуп на комплименты, и мне в том числе. Ясно, что Миша не ходил в школу, не проверял уроков. Помню, он с ужасом смотрел, как мы с криками учили таблицу умножения… Понимаете, есть люди, которые предпочитают общаться лишь со взрослыми. Вот Миша — как раз из таких. Он даже с нашим Митей, который вырос на его глазах, разговаривает прежде всего как с личностью, а не как со своим ребенком».


Если верить Интернету, то Жванецкий — отец многодетный…
Наталья:
«Только там половина не его. Пускай все эти дети будут на совести их мам. У Миши был лишь ранний короткий брак в юности. Но маме его жены Ларисы зять не показался перспективным, и они отбыли в Париж. А так он всегда жил в свободе, один, подруги все были проходящие, и кто что там будет проверять… Несомненно, приписать отцовство Жванецкому приятнее, чем слесарю дяде Васе. Между прочим, одна популярная радиостанция проводила опрос: от кого из знаменитостей вы хотели бы произвести на свет потомство? И Миша занял первое место! Когда муж об этом узнал, он так возгордился у меня — неделю ходил невменяемый, по-моему, пытался не вернуться в семью. (Улыбается.) Но мы ему это простили. Насколько я знаю, из реальных детей есть дочка Лиза, ей около тридцати, она юрист и живет в Москве. Мне кажется, Миша хочет с ней общаться, но Лизе самой надо искать контакт, а не ждать от отца. Причина в том, что артистам вообще общения хватает, и лучше не ждать, когда они о тебе вспомнят, а проявлять инициативу, звонить, вылавливать между гастролями, позвать в гости, накормить, сказать добрые слова о творчестве. Еще есть двадцати-двухлетний сын Максим, живущий с мамой в Америке. Знаю, что это был ожидаемый ребенок. Он похож на Мишу. Думаю, муж помогает той семье, но я не вдаюсь в подробности, мы крайне корректно друг к другу относимся. Мне приятно на самом деле, что Миша так тепло отзывается о своих детях, то, что он человек порядочный. Это только юные дурочки уверены: если их супруг отсек всех предыдущих жен и детей, то они будут вместе счастливы. В реальности он так же поступит и с ней через какой-то промежуток времени. Так что хочется пожелать женщинам: будьте бдительны, присматривайтесь к биографии, смотрите, как мужчина уходил от женщин, что им оставлял…»

Человек, перу которого принадлежат слова «женственность проступала сквозь одежду», не может не быть натурой увлекающейся. Как вы справлялись с ревностью?
Наталья:
«Я Овен по знаку зодиака, поэтому горячая, по молодости была жутко ревнивая. Женщины любят ушами, и Миша был окружен в этой связи дамами. За всю нашу совместную жизнь мне запомнился лишь один вопиющий эпизод, когда мы шли вдвоем, а перед нами вышагивала девушка в ультра-мини-юбке, и мой Миша ее детально рассматривал. Взглядом художника. Через две недели я ему это припомнила. „Так на нее смотрела вся улица!“ — возмутился муж. Вот это была единственная история. Он мне не давал поводов. Нас всегда выручала разница в возрасте. Будь мы ровесниками — наверняка разбежались бы. А так его стимулировали, держали в тонусе взгляды, которые на меня бросали другие мужчины». (Улыбается.)

Да, вы продержались рядом дольше всех предшественниц… Вряд ли только за счет разницы в возрасте.
Наталья:
«Сложно однозначно сформулировать. Мы оба никогда не верили, что сможем быть вместе. Предыдущие женщины очень хотели быть с Мишей, и они приходили, навязывались, поселялись чуть ли не насильно, а я была настроена так, что в любой момент могу исчезнуть. Когда-то он меня останавливал, когда-то нет, и я возвращалась сама. Одним словом, я не цеплялась. Его это и раздражало, и притягивало».

Праздники вы устраивать любите? Кто является у вас друзьями дома?
Наталья:
«Миша обожает застолья. Раньше мы их организовывали часто, а сейчас не успеваем — график жесткий. Но, разумеется, друзья заезжают. В основном это люди других профессий. Немедийные лица. Из известных к нам приходят Ярмольники. Оксана и Леня — чудные! Леня умеет дружить! Он многим людям помогает. Маргулисы бывают. Миша любит Андрея Макаревича, Евгения Гришковца, Сергея Соловьева, но они у нас редкие гости. В принципе, в Москве все происходит на бегу. Максимум — варится большая кастрюля раков, приглашается парочка соседей из нашего поселка. А такие настоящие праздники, с сервированным столом и с кучей блюд из качественных продуктов, я затеваю в Одессе, куда мы улетаем с июня по октябрь. Именно в эти месяцы муж там плодотворно работает, но и отдыхать тоже успевает. На досуге может почитать любимого Чехова или просто захватывающие детективы… А вот то, что может быть похоже на его стилистику, специально, видимо, игнорирует».

В Одессе пишет по расписанию?
Наталья:
«Да. Он уходит к себе наверх с кофе, страдает… И если домашних начинает строить, выговаривать нам (то за наше отсутствие, то за присутствие), значит, процесс идет неплохо. Раздражительность автора, жалобы, что ничего не получается, — первый признак. Но по вечерам мы выбираемся проветриться в наши любимые ресторанчики: в „Катран“ на 16-й станции, где подают свежайшую рыбу, в пивной ресторан в горсаду, на „Дачу“, в „Клару-Бару“… А на выходные, как правило, уезжаем на пикник за город, где нет такого количества отдыхающих и вода более чистая. Садом он тоже успевает интересоваться. У нас великолепно растут персики, абрикосы, груши, сливы, яблони. Но Миша настаивал на помидорах, огурцах и всяческой зелени — мы и их посадили, но за этими культурами надо тщательно ухаживать, как оказалось. Муж мечтал, чтобы еще кто-то хрюкал в сарае, но тут уже я воспротивилась. А в конце летнего сезона мы собираем урожай — во всех смыслах. Что касается литературных трудов, то в один из сентябрьских вечеров Миша собирает всех, мы едем на баржу за город, где накрывается длинный стол, достается из портфеля огромная пачка рукописей и все читается на публику. Выступления обычно проходят на ура. Вот так каждый год появляется новая программа».


Одесса славится своим непреднамеренным юмором. В чем загадка этой местности, где развеселить тебя может и продавец, и официант в кафе?
Наталья:
«Не хочу никого обидеть, но в большинстве своем это возникает на почве неправильной речи, где смешивается русский язык, украинский, иврит… А в каких-то случаях, бесспорно, природные способности. Конкретно у Жванецкого абсолютно парадоксальное мышление, оригинальный угол зрения, это и дает такие результаты. Он же обо всем говорит серьезно. Его поставишь в тупик, если попросишь специально пошутить. Даже те, как он говорит, грустные, печальные вещи, что он откладывает в стол, наверняка смешные, если прочесть. Чудо то, что когда его слушаешь, это всегда открытие и на сто процентов совпадает с твоими мыслями».


Как-то Михаил Михайлович говорил, что вы не слишком-то внимательно относитесь к его творчеству, не восторгаетесь ежесекундно. Сегодня вы исправились?
Наталья:
«Вряд ли. Физически невозможно перманентно пребывать в восторге и трепете. Я же занята кастрюлями, ребенком, массой неотложных хлопот. Нашим котом, в конце концов. Резко переключаться с роли домохозяйки на роль интеллектуального собеседника умею далеко не всегда. Иногда так и говорю: „В данный момент я жарю котлеты. Вот закончу, тогда и побеседуем“. (Улыбается.) Понятно, что когда доходит до разговора, я обязана быть на уровне. И когда мы вечером выходим в гости, я должна быть светской, эффектной, одетой со вкусом. Мамой я тоже должна быть хорошей. И подругой для моего многочисленного окружения. Это все составляющие моей жизни, которым я должна соответствовать».


Жванецкий неравнодушен к домашним животным?
Наталья:
«К зверям вообще. Когда по телевизору идут сюжеты о том, как сжигают приюты бездомных животных, травят собак, он немедленно выключает, расстраивается. Охоту ненавидит — не понимает, как можно убивать беззащитных, маленьких и пушистых. И нашего толстого кота Мориса, тоже одессита, он обожает. Хотя Морис полностью лишен каких-либо навыков: он ленив, падает с подоконников, промахивается мимо кресел, забравшись на дерево лишь на метр, с криком летит спиной в ежевику, оттуда выходит весь в колючках… Но зато он преданно смотрит в глаза, слушает, с ним надо разговаривать. И Миша меня постоянно донимает: кажется ли это только ему или мне тоже, что наш кот все-таки многое понимает».

Много лет Жванецкий появляется в программе у Андрея Максимова «Дежурный по стране», и, судя по рейтингам, люди ему доверяют. Никогда у него не было планов пойти куда-то во власть, чтобы что-то поменять?
Наталья:
«У Миши внешность располагающая. И он действительно никогда не лжет, в том числе и под моим нажимом. (Улыбается.) Даже если где-то и боится сказать правду, все равно говорит. И на премьерных спектаклях у друзей, если что-то ему не нравится, он не молчит. Причем он не ругает, а так извилисто хвалит, и становится ясно, что все плохо. Вот так он везде ходит и разочаровывается. Таким образом мы уже половину приятелей растеряли. Но что касается политики, он не борец. Не сможет выступать в дебатах, потому что если вдруг оппонент скажет ему в горячке, что он еврей, имел кучу женщин, Миша обидится и уйдет. Защищать себя, держать удар не сможет. Перед ним должна быть некая охрана. В жизни это я. Так что политика ему противопоказана. Он писатель, и на своем месте».

Известный писатель-сатирик, популярный исполнитель своих произведений Михаил Михайлович Жванецкий родился 6 марта 1934 года в городе Одессе (Украина) в семье врачей.

В 1970 году Михаил Жванецкий вместе с Карцевым и Ильиченко создали в Одессе Театр миниатюр при филармонии.

В 1972 году Жванецкого пригласили в Московский театр миниатюр (впоследствии "Эрмитаж") на должность помощника главного режиссера. В эти годы он приобрел всесоюзную известность.

В 1972-1974 годах Михаил Жванецкий был режиссером-постановщиком Государственного концертно-гастрольного объединения "Росконцерт".

В 1981-1983 годах работал литературным сотрудником в издательстве "Молодая гвардия".

В 1988 году Михаил Жванецкий создал Московский театр миниатюр , бессменным художественным руководителем которого он является. В театре по произведениям сатирика были созданы спектакли "Птичий полет" (1988), "Избранное" (1988), "Политическое кабаре" (1989), "Моя Одесса" (1994), "Престарелый сорванец" (1999) и другие.

Михаил Жванецкий : "Встречи на улицах" (1982), "Год за два" (1987), "Когда нужны герои" (1992), "Моя Одесса" (1993). В 2001 году в издательстве "Время" вышло четырехтомное "Собрание произведений" Михаила Жванецкого, а 2006 году - пятый том "Собрания произведений" под названием "XXI век".

Михаил Жванецкий - ведущий ежемесячной телепередачи "Дежурный по стране" на телеканале "Россия 1".

С 1978 года Жванецкий является членом Союза писателей СССР/России. Член Союза писателей Москвы и Русского Пен-центра.

Михаил Жванецкий - народный артист Украины (1999), народный артист России (2012), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2001), заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым (2002). Он является лауреатом Премии президента РФ в области литературы и искусства (2001), а также лауреатом независимой премии "Триумф" (1994). Награжден орденом Дружбы народов (1994), орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2009).

Президент Всемирного клуба одесситов, почетный гражданин города Одессы (1994).

В 2009 году в честь 75-летия писателя в городе Одессе бульвар Искусств (бывший Комсомольский) был переименован в бульвар Михаила Жванецкого.