Медный всадник в честь кого. Памятник с характером

Памятник Петру I был открыт 7 августа 1782 года, его автор – скульптор из Франции Этьен-Морис Фальконе. Он был создан по инициативе Екатерины II. По приказу императрицы, русский посланник в Париже князь Голицын обратился за советом к Дидро и Вольтеру, которые и рекомендовали ему Фальконе. Французскому скульптору в то время было уже 50 лет, он служил на фарфоровом заводе, но всегда мечтал создать произведение . Когда поступило предложение из России, мастер, не раздумывая, подписал контракт.

В октябре 1566 года Фальконе, вместе со своей 17-летней ученицей Мари-Анн Колло, прибыл в Санкт-Петербург. Вскоре он начал работу над созданием гипсовой модели памятника в натуральную величину. Она длилась целых 12 лет и была закончена к 1778 году. Мари-Анн Колло лепила голову Петра. Лицо царя выражает волю и мужество, оно озарено глубокой мыслью. За эту работу Колло приняли в члены Российской Академии художеств. Екатерина II даровала ей пожизненную в 10000 ливров. Змея под ногой коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Основанием памятника стала скала, которой придали форму вздыбленной волны. Согласно замыслу скульптора, она должна была служить напоминанием о том, что именно Петру I удалось превратить Россию в морскую державу. Подходящую по размеру гранитную глыбу обнаружили в 12-ти верстах от Санкт-Петербурга. По преданию, в нее когда-то попала молния, после чего в скале возникла трещина. В народе скала получила название Гром-камень. Ее вес составил около 1600 тонн. Гром-камень доставлялся в столицу на барже в течение 9-ти месяцев. Еще в процессе транспортировки камню была придана форма волны. 26 сентября 1770 года постамент для будущей статуи установили на Сенатской площади.

Как бронзовый всадник превратился в медного

Мастера, который взялся бы за отливку бронзовой статуи, долго не могли найти. Иностранцы запрашивали слишком высокую цену, а русских пугал ее предполагаемый размер. Наконец за дело взялся пушечный мастер Емельян Хайлов. Совместно с Фальконе, они подбирали оптимальный состав сплава и делали пробы. За 3 года, пока длилась подготовительная работа, скульптор в совершенстве овладел техникой бронзового литья.

Памятник начали отливать в 1774 году. Однако одной заливкой дело не обошлось. Лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Верхняя часть скульптуры оказалась безнадежно испорчена. На подготовку к повторной заливке ушло еще 3 года. К счастью, на этот раз, затея удалась.

Однако столь длительная работа над статуей сильно испортила отношения Фальконе с Екатериной II. В результате, скульптор уехал из России, так и не дождавшись установки своего творения. Больше им не было создано ни одной скульптуры. «Медным всадником» бронзовую статую назвал в своей поэме Александр Сергеевич Пушкин. Название стало настолько популярным, что практически превратилось в официальное.

Совет 2: "Медный всадник": памятник Петру Великому в Петербурге

Шедевр архитектурного искусства, памятник российскому императору Петру Великому «Медный всадник» уже несколько веков привлекает внимание всех гостей Санкт-Петербурга. Памятник является олицетворением силы, мощи, победоносности, неустрашимости Российского государства. Памятник «Медный всадник» находится на Сенатской площади в самом центре Петербурга и является украшением городского ансамбля.


История создания памятника

История памятника Петру Великому началась в 1784 году. Именно тогда императрица Екатерина Великая решила создать монументальную скульптуру, которая отразила бы величие монарха, его вклад в развитие Российской империи и благодарность потомков за этот вклад. Советов просила ни много ни мало – у Вольтера и Дидро. Они и посоветовали Екатерине обратиться к скульптору завода фарфора Этьену Морису Фальконе. Долго скульптор не раздумывал – искусство такого масштаба давно влекло его, а потому к работе он был готов приступить незамедлительно. Фальконе прибыл из Франции в Россию начал реализацию монументального проекта.

Никто тогда не знал, как же должен выглядеть памятник Петру I. Специалисты предлагали самые разнообразные варианты. Но у Фальконе было свое мнение на этот счет. В памятнике он хотел в первую очередь отобразить личность императора. Как он ее видит – на тот момент знал только сам скульптор. Работа над проектом оказалась непростой. Фальконе позировали лучшие офицеры-кавалеристы на лучших лошадях – Фальконе нужно было точно воспроизвести момент, когда лошадь встает на дыбы. И он с этим справился. А вот с внешностью Петра все оказалось с сложнее. Ни один из предложенных скульптором вариантов не устроил императрицу. В конце концов с задачей справилась юная помощница Фальконе Мари-Анн Колло. И была щедро за это вознаграждена: она стала членом Российской академии художеств и получила пенсию в десять тысяч ливров. Змею, которую топчет ногами петровский конь, тоже изготовил не Фальконе. Ее автором был скульптор из России Федор Гордеев.

Обликом памятника Екатерина осталась недовольна. Возникли трудности и при воплощении памятника в бронзе. Русские литейщики отказывались выполнять эту работу – слишком велика была скульптура. А иностранцы заламывали такие цены, что они казались нереальными. Отлить памятник согласился Емельян Хайлов, специалист по отливке пушек. Памятник опирается всего на три точки, поэтому надо было подобрать безупречный сплав и толщину стенок статуи. Все удалось не с первого раза. Методом проб и ошибок Фальконе и Хайлов пытались создать оптимальный состав и способ исполнения. Работа продолжалась более трех лет и в 1788 году была завершена.

Гром-камень

Постамент «Медного всадника» заслуживает того, чтобы рассказать о нем отдельно. Фальконе непременно хотелось, чтобы он был сделан из цельного куска камня. Высота постамента – более одиннадцати метров, и обнаружить подобную глыбу в окрестностях Петербурга было совсем непросто.

Обращение к жителям с предложением помочь в поиске камня было даже напечатано в газете «Санкт-Петербургские новости». И это сработало. Семен Вишняков, крестьянин, увидел огромную глыбу в районе деревни Лахта и рассказал об этом. Камень был столь велик, что получил название Гром-камень. Весил он тысячу шестьсот тонн. Доставка будущего постамента в Петербург оказалась непростым делом. Его везли до Финского залива на платформе, потом транспортировали по заливу и Неве до центра города. Были задействованы тысячи работников. Первую часть операции – сухопутную – проводили зимой, пока земля была твердой, на берегу глыба пролежала до осени, и в сентябре, на судне, построенном специально для этой цели, транспортировали в Петербург. Автором эскиза, по которому камню была придана форма, которую мы видим и по сей день, был Юрий Фельтен. Интересно, что после обработки размеры камня намного уменьшились, хотя и сегодня он впечатляет своим масштабом. А на том месте, где лежал Гром-камень, до сегодняшнего дня есть водоем, который образовался, когда после извлечения глыбы в углубление набралась вода.

Установка и открытие

Стоит отметить, что роль Фальконе в создании «Медного всадника» на этом была завершена. Из-за разногласий с императрицей он покинул нашу страну. Поэтому руководство по установке памятника взял на себя Федор Гордеев.

«Медного всадника» открыли 7 августа 1782 года. В честь этого события в Петербурге состоялся парад. Памятник был открыт по знаку Екатерины.


Описание

Памятник получился очень впечатляющим. В нем очень явно видны мощь величие российского императора, его воля, воля и слава всего Российского государства. Петр сидит на вздыбленной лошади. На нем обычная одежда, а в качестве седла он использует шкуру. Однако основатель Петербурга в лавровом венке – он победитель, а на поясе у него меч – он воин, и он всегда готов к защите своей страны. А защищать есть от чего – раздавленная копытами императорского скакуна змея олицетворяет трудности и опасности, которых враги не жалеют для России. Не случаен и выбор постамента. Глядя на императора, усмиряющего коня на самой вершине, становится понятно, скольких усилий стоило ему преодоление огромного количества трудностей на пути развития России. На постаменте с каждой стороны надписи. С одной стороны на русском: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», с другой – то же самое, только на латыни.

Скульптура императора составляет 5,35 метра, высота постамента - 5,1 метра, длина постамента - 8,5 метра. Весит памятник более восьми тонн. Свое название памятник получил не сразу, да и назван он не совсем логично: почему медный, если он из бронзы. А вот за это надо благодарить Александра Сергеевича Пушкина, создавшего поэму «Медный всадник». Она и дала название монументу

Легендарный и таинственный

Почему-то «Медный всадник» практически с момента создания считался мистическим, и был окружен легендами. Вот несколько наиболее популярных.

1. Однажды император захотел на своем коне перепрыгнуть Неву. Он сказал «Бог и я» и перенесся на другую сторону реки. С теми же словами он прыгнул второй раз, и снова успешно. А в третий раз воскликнул «Я и Бог» и тут же превратился в памятник, который так и стоит на берегу Невы. По другой версии, Петр остался жив, но упал в ледяные воды Невы, откуда его вытащил рыбак. С тех пор император научился правильно расставлять приоритеты.

2. Есть версия, что змея, олицетворяющая зло, на самом деле спасла Петра. Во время тяжелой болезни ему показалось, что на Петербург наступают враги. Он оседлал коня и собирался броситься в бой, но тут выползла змея и обвила ноги лошади. Тем самым не дала Петру I погибнуть. В честь этого якобы и памятник.

3. Еще говорят, что «Медный всадник» - своеобразный оберег города. Как будто бы Петр сказал: «Пока я на месте, мой город в безопасности». Суеверия суевериями, но с тех пор памятник ни разу не покидал своего места. Даже во время Великой Отечественной, когда город нещадно бомбили и обстреливали, «Медный всадник» оставался на месте. Его маскировали досками, обкладывали мешками с песком, но не убирали. И действительно, ни разу врагам не удалось овладеть Петербургом.

4. А это уже не легенда, интересная особенность. Петр показывает рукой в сторону Швеции. А в Стокгольме есть памятник их императору Карлу XII, с которым Петр воевал во время Северной войны. Так вот, Карл рукой указывает на Петербург.

«Медного всадника» дважды реставрировали – в 1909 и 1976 годах. Кроме того, его регулярно исследуют с использованием рентгеновских лучей. Результаты последнего исследования говорят, что памятник в хорошем состоянии и ему ничего не угрожает. После последней реставрации внутрь монумента была вложена записка в капсуле и газета от 3 сентября 1976 года.

Расположение

Место, на котором расположен памятник, было выбрано не случайно. Сенатская площадь после открытия памятника стала называться Петровской, позднее – площадь Декабристов. В 2008 она вновь вернула себе название Сенатской.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города. На Сенатской площади настаивала сама императрица. правда, она хотела поставить памятник в центре площади, но Фальконе «передвинул» его ближе к Неве. Кстати, изначально Екатерина выбрала это место для установки памятника себе. Но когда встал вопрос, чей же памятник установить на площади, сделала выбор в пользу основателя Петербурга. «Медный всадник» очень гармонично вписывается в городской ансамбль. Вокруг него расположены многие важнейшие достопримечательности Санкт-Петербурга: Адмиралтейство, Сенат, Исакиевский собор и другие.

Источники:

  • СПбгид.рф//Памятник Метру Первому в Петербурге
  • Риа новости//Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе «Медный всадник»
  • s-pb.in//Памятник «Медный всадник - памятник Петру Первому
  • Чудесные места//Памятник Петру Первому «Медный всадник»
  • FB.ru//Медный всадник: описание памятника Петру Первому

Совет 3: Медный всадник: описание памятника Петру Первому

Санкт-Петербург помнит и чтит имя своего основателя. Горожане установили десятки изображений Петра I, но, несомненно, наиболее популярным является Медный всадник – монумент на Сенатской площади. Его считают визитной карточкой Северной столицы.

Название

Александр Пушкин родился через семнадцать лет после установки монумента. Именно этому русскому поэту в произведении с одноименным названием удалось точно передать мощь и энергетику Медного всадника и всей композиции: «Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта» и «О мощный властелин судьбы». Такими словами выражает поэт восхищение российским императором. Памятник, получивший свое название благодаря пушкинскому творению, на самом деле выполнен не из меди, а из бронзы.


История создания

Инициатором установки памятника стала императрица Екатерина II, так она хотела отметить личное восхищение делам великого реформатора. Монумент было решено установить в городе, основанном им в 1703 году.

Первую статую создал Франческо Растрелли, но вариант монумента не одобрила царицы и на долгие годы его упрятали в петербургские амбары. Следующим за дело взялся скульптор Этьен Фальконе, Екатерина пригласила мастера по рекомендации философа Дидро. В 1766 году подписали контракт, и работа началась. Место для работы французу определили в Зимнем дворце царицы Елизаветы, жилье – в старой конюшне. Архитектурную часть памятника выполнял Юрий Фельтен, которого назначили взамен уволенного капитана де Ласкари.

В течение трех лет Фальконе с помощниками создавал модель памятника из гипса. Одобренную скульптуру в скором времени должны были отлить из металла. Это не сумел сделать прибывший из Франции мастер Эрсман, и руководство процессом Фальконе взял на себя. Дело предстояло не из легких, напряженность ситуации нарастала.

Первая отливка памятника произошла в 1775-м. Существует легенда, что во время отливки неожиданно лопнула труба с раскаленной бронзой. Благодаря усилиям Евгения Хайлова удалось спасти нижнюю половину монумента. Мастер всю жизнь изготавливал пушки и знал толк в работе с металлом. Спустя два года отлили верхнюю часть памятника.

Но это произошло без Фальконе, так как вскоре он покинул Россию. Уезжая из страны, француз захватил с собой все расчеты, рисунки и чертежи. Начатое дело завершил Фельтен. Торжество, связанное с открытием монумента, было назначено на 7 августа 1782 года, оно стало итогом двенадцатилетнего кропотливого труда. Во время презентации среди собравшихся отсутствовал только Этьен Фальконе. Быстрый отъезд скульптора стал финалом противостояния художника с дворцовой знатью. Образ, созданный французом по историческим материалам о жизни Петра I, не соответствовал представлениям Екатерины. Она видела в нем, прежде всего, великого полководца, французский скульптор ставил во главу угла его достижения в области сближения с Европой и выхода к морю. Возможно, если бы скульптор отказался тогда от собственного мнения, сегодня памятник выглядел по-другому и носил иное название.


«Гром-камень»

Памятник получился довольно внушительных размеров. Для того чтобы обеспечить целостность композиции, было принято решение установить его на постамент. Подобранная каменная глыба, по мнению автора, должна была имитировать поднимающуюся волну.

Когда-то глыбу разбила молния, так появилось ее название «Гром-камень». Путь от деревни Конная Лахта, где ее обнаружили, до места установки составил почти восемь километров. Сначала камень в зимнее время передвигали по суше, после этого загрузили на судно и из Финского залива везли в Санкт-Петербург. Свой первозданный вид глыба потеряла после обработки и установки.


Описание монумента

Проект Фальконе - не единственный конный памятник императору. «Монумент мой будет прост», - так писал автор. Царя изобразили на лошади в динамике. Для Фальконе Петр Первый – это законодатель и созидатель. Всадник одет в легкую одежду: длинную рубаху и плащ, развевающийся на ветру. Такая простая одежда присуща всем нациям – «героическое одеяние».

Император восседает на коне, который встал на дыбы и взбирается на камень. Государь простирает руку в сторону текущей поблизости Невы. Примечательно, что создатель изобразил Петра не в седле, а на медвежьей шкуре как символ причастности к русской нации, представителем которой является государь. Царь уверен в себе и спокоен. В борьбе со стихией и предрассудками он видит смысл жизни. Камень символизирует первозданность природы. Скульптура - символ превосходства цивилизации над дикой природой.

Кроме солидных размеров памятника проблемой стало соблюдение весового баланса. Скульптура имела три опорных точки - это должно было сохранять устойчивость. Тогда к композиции добавили змею, которая символизировала зло, невежество и вражду. Она располагалась в ногах коня, который топтал ее, и давала скульптурной композиции дополнительную опору. Голова Петра были создана Марией-Анной Колло, ученицей Фальконе. Изготовлению лица помогла посмертная маска, несмотря на это работа заняла довольно длительный период времени, ее итоги долгое время не устраивали Екатерину. Спустя годы за вклад в увековечивание памяти Петра Колло получила пожизненную ренту. Змею сотворил отечественный мастер Федор Гордеев. Лишь одна деталь – венок на голове императора и меч, висящий на поясе, создавали образ победителя. На одной из складок плаща скульптор Фальконе указал собственное имя - оставил информацию об авторстве.

Екатерина распорядилась, чтобы на основании из гранита появилась надпись "Екатерина II Петру I". Рядом присутствует дата 1872 год. С обратной стороны эта же надпись дублируется на латыни. Вес металлической скульптуры без постамента составляет около девяти тонн, ее высота – более пяти метров. После двух столетий существования, в монументе обнаружились трещины. Серьезные реставрационные мероприятия, проведенные в 1976 году, продлили ему жизнь.


В культуре и литературе

Медный всадник принято считать символом города на Неве и достопримечательностью. Каждый гость города посещает Сенатскую площадь и находит в изображении императора что-то свое, особенное, неповторимое. Трудно подобрать эпитеты, чтобы описать величие композиции, но с пустым сердцем отсюда не уйдет никто. Удачное сочетание металла и камня очень точно отразили истинный царский характер.

Особенное впечатление произвел памятник на Александра Пушкина. Он вдохновил его создать поэму «Медный всадник». Поэт отмечал яркость и целостность императорского образа. Нынешние школьники пишут по этому произведению сочинения и в каждом эссе отмечена роль литератора, давшего название памятнику. Рассказ об истории монумента без этого был бы неполным. Главный герой поэмы во время наводнения лишился своей возлюбленной Параши. В отчаянии он бродит по городу. Когда на его пути встречается памятник Петру, Евгений понимает, что вина императора в неправильно выбранном месте для строительства города и с гневом обращается к «кумиру на бронзовом коне». В этот момент император срывается с места и гонится за обидчиком. Автор не объясняет степень реальности происходящего: это большое воображение героя или действительность. Есть мнение, что основой изложения сюжета стала ситуация 1812 года, когда опасаясь наступления Наполеона, Александр I решил, что столицу должны покинуть все ценности, в том числе и Медный всадник.

Майору Батурину, ответственному за эвакуацию, снился один и тот же сон, как царь спускается с постамента и мчится верхом по улицам города. Он будто предупреждал, что опасаться нечего. Эвакуацию отменили, и Петр не сдвинулся со своего места.

С самого начала о петербургском всаднике складывали легенды и анекдоты. Так однажды, фигуру Петра Алексеевича заметил Павел I, когда вечером прогуливался по улицам города. Призрак сказал: «Ты скоро увидишь меня здесь». Уже через месяц установили известную композицию.

Памятник фигурирует в романе Федора Достоевского «Подросток»: «бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне». Присутствует он в произведении Андрея Белого «Петербург» и в «Розе Мира» Даниила Андреева.

Место для установки монумента было выбрано Екатериной довольно удачно. Фигура расположилась около Невы и развернута к ней, ведь выход к морским границам был одной из главных задач Петра. Его взгляд направлен вдаль, он мечтает о новых свершениях. Памятник на Сенатской площади великому императору Петру Алексеевичу – дань памяти и уважения его вкладу в развитие Российского государства. Чтобы полюбоваться красотой монумента и почувствовать энергетику памятника, стоит посетить Санкт-Петербург и увидеть его собственными глазами.

Дань историческому прошлому во многом осуществляется через такие архитектурные объекты культурного назначения, как памятники. В нашей стране имеется достаточное количество таких сооружений, которые на слуху у всех жителей нашей страны. К таким историческим монументам относится и памятник «Медный всадник», информация о котором будет познавательной для любого человека.

Удивительно, что такой важный исторический монумент как «Медный всадник» вызывает массу вопросов у пользователей Сети, связанных с тем, кто изображен на нем, где этот памятник находится, а также когда и кем он был воздвигнут. Важно отметить, что «Медный всадник» является важной достопримечательностью не только Северной столицы, но и всей страны. На нем запечатлен Петр Первый с венком на голове и верхом на коне, олицетворяя собой стремительное развитие России. Под предводительством великого русского царя-полководца, являвшегося еще и настоящим законодателем, наша страна стала не просто европейской державой, но и настоящей империей, чьи границы и власть стремительно расширялись на территории двух частей света.

Уникальность памятника заключается еще и в том, что он воздвигнут на трех опорах. Исторический монумент является архитектурным наследием конца 18 века, о чем свидетельствует надпись: «Петру Первому От Екатерины Второй лета 1782 года». Именно Екатерина Великая таким образом запечатлела на веки для потомства личность великого реформатора и основателя города на Неве. Высота памятника «Медный всадник» составляет пять метров, а вес – восемь тонн.

История памятника «Медный всадник»

По распоряжению императрицы Александр Михайлович Голицын начал вести переговоры с Дидро и Вольтером по поводу реализации столь масштабного для России того времени архитектурного проекта, связанного со строительством памятника «Медный всадник». Уважаемые люди своего времени, которым безусловно доверяла и сама Екатерина Вторая, порекомендовали Этьена-Мориса Фальконе. Этот скульптор мечтал создать что-то похожее и величественное, что смогло бы прославить в веках его имя. Поэтому предложение было воспринято им с большим воодушевлением.

В Россию Фальконе прибыл с семнадцатилетней помощницей по проектированию Мари-Анн Колло. Интересно, что мастер согласился на довольно скромную оплату своих услуг, которая составила всего двести тысяч ливров. А позже помощником к французскому скульптору был назначен опытный архитектор Фельтен. Сразу же был остро поставлен вопрос и об основании памятника, которым по замыслу должен был стать огромный камень. Этот вопрос решили путем опубликования в газете «Санкт-Петербургские ведомости» тематического объявления.

Подходящую глыбу под исторический памятник предоставил Григорий Вишняков, который долгое время сам пытался использовать ее для собственных нужд. Но после безуспешных попыток, связанных с отсутствием необходимого инструмента для обработки, и, конечно же, из-за патриотических побуждений отдал его профессиональным архитекторам.

К слову сказать, камень весил две с половиной тысячи тонн, а потому его доставка производилась в зимнюю пору, когда замерзшая почва смогла бы выдержать столь большую нагрузку. Операция по доставке камня была завершена 27 марта 1770 года. Кстати, перевозка такого объемного и тяжелого объекта и на сегодняшний день является абсолютным рекордом человечества.

Подготовка и установка памятника

Уже в 1769 году публике был представлен гипсовый вариант памятника Петру Великому. Теперь необходимо было произвести отливку из металла. Так как Фальконе еще не сталкивался с такой работой, то для производства этого этапа изготовления монумента был привлечен скульптор Эрсман, который впоследствии не оправдал возложенных на него надежд. И Фальконе самостоятельно принялся за освоение нового для себя ремесла. Первая отливка была произведена в 1775 году, а потом последовали отливки в период 1776-1777 годов. Екатерина Вторая сама очень внимательно следила за работами.

Только вторая отливка увенчалась успехом. Тогда Фальконе во внутренней части плаща «Медного всадника» сделал историческую надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин».

Так как к моменту установки памятника на одиннадцатиметровой высоты «гром-камень», служивший ему постаментом, отношения Фальконе и Екатерины Второй окончательно испортились, и французский мастер был вынужден вернуться в Париж, то окончил архитектурные работы Федор Гордеев. Открытие монумента состоялось без своего настоящего творца и в присутствии императрицы 7 августа 1782 года.

Известные люди о памятнике

Интересно, что в 1812 году, когда русская армия во главе с Кутузовым воевала с французами, Александр Первый, опасаясь вторжения врага в столицу, распорядился эвакуировать культурное наследие страны, включая и памятник «Медный всадник», стоящий на Сенатской площади. Легенда гласит, что некий майор Батурин, добившийся личной аудиенции с князем Голицыным, поведал тому свой сон, который в течение нескольких дней подряд ему снился. В нем привиделось то, что майор находился на Сенатской площади, и к нему повернул голову монумент Петра Первого и строго напутствовал о том, чтобы его ни при каких обстоятельствах не перевозили из города. Он пояснил, что будет охранять Петербург от врага, и тогда он его не тронет. Видение было тут же пересказано императору, и тот хоть и удивился изрядно, но отменил распоряжение об эвакуации «Медного всадника».

Известна и история, случившаяся с Павлом Первым, когда он, еще не будучи императором, гулял по вечернему Петербургу. Фигура Петра Первого в плаще и шляпе сказала тогда: «Павел, я тот, кто принимает в тебе участие!». Примечательно было то, что, уходя с Сенатской площади, где произошло удивительное свидание двух венценосных людей империи, эпический император пообещал, что тот еще вновь увидит его здесь.

Совершенно очевидно, что историческое наследие в виде памятника «Медный всадник» имело множественные отклики в художественных произведениях самых различных жанров и авторов. Так, Ф.М. Достоевский в романе «Подросток», мистик Андреев в «Розе мира», А.С. Пушкин в легендарном одноименном произведении, а также многие художники в разное время находили вдохновение в этом историческом монументе.

Совершенно неожиданное отражение нашел памятник «Медный всадник» в государственных монетах советского периода. В период правления М.С. Горбачёва в 1988 году Банк СССР неожиданно выразил готовность приобщиться к историческому наследию нашей страны в виде изображения Петра Первого на монетах пятирублевого номинала. Эти эксклюзивные монеты были выпущены тиражом в 2,3 миллиона экземпляров, а их вес составлял двадцать граммов. Этот случай стал уникальным для страны и «Медного всадника», так как больше отечественная история не знает примеров чеканки монет с изображением этого исторического монумента.

Народная молва бережно хранит интересные мифы и легенды, связанные с этим памятником.

Есть сказание о том, что Петр Первый часто перескакивал через Неву, сказав трижды «Все божье и мое». А когда его обуяла гордыня, и он молвил «Все мое и божье», то вмиг окаменел в виде «Медного всадника» на Сенатской площади.

Другой миф. Лежа в постели, император вдруг понял, что шведы прут на Петербург. Он, недолго думая, вскочил на коня и помчался им навстречу. Однако когда он скакал через Сенатскую площадь, ему по дороге встретилась змея, из-за которой он и замер в виде «Медного всадника». Кстати, считается, что змея спасла ему жизнь в данном случае.

Следующая легенда гласит, что только покровительство Петра Первого смогло защитить город на Неве в военную кампанию 1812-1814 годов.

Сюжет

В августе 1782 года над хладным берегом Невы взвился на дыбы бронзовый конь с бронзовым же императором в седле. Матушка Екатерина, желавшая ненавязчиво обозначить свое величие, приказала на постаменте указать: «Петру Первому — Екатерина Вторая». Читай: от ученика — учителю.

Екатерина II приурочила открытие Медного всадника сразу к двум юбилеям

Одежда на Петре простая и легкая. Вместо богатого седла — шкура, что, по задумке, символизирует дикую нацию, цивилизованную государем. Для постамента — громадная скала в форме волны, что, с одной стороны, говорило о трудностях, с другой, — о морских победах. Змея под ногами вздыбленного коня изображала «враждебные силы». Фигура Петра должна, по задумке, выражать сочетание мысли и силы, единство движения и покоя.

Екатерина ожидала увидеть Петра с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору, а не легионеру. Фальконе же задумал совсем иное: «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом».

Идея памятника Петру родилась в голове Екатерины под влиянием ее друга философа Дени Дидро. Он же посоветовал и Этьена Фальконе: «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит… Корысти не знает».

Для создания гипсовой модели Фальконе позировал гвардейский офицер, который ставил на дыбы лошадь. Так продолжалось по несколько часов в день. Кони для работы были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз.


Гипсовый эскиз головы Медного всадника

Гипсовую модель лепили всем миром: коня и всадника — сам Этьен Фальконе, голову — его ученица Мари Анн Колло, змею — русский мастер Федор Гордеев. Когда модель была закончена и утверждена, встал вопрос об отливке. Фальконе до того ни разу подобным не занимался, поэтому настаивал на том, чтобы из Франции вызвали специалистов. Вызвали. Французский литейщик Бенуа Эрсман и трое подмастерьев приехали в Петербург не то что со своими инструментами, но даже со своими песком и глиной — мало ли, вдруг в дикой России не найдется правильного сырья. Но и это не помогло ему выполнить заказ.

Обстановка накалялась, сроки поджимали, Фальконе нервничал, Екатерина была недовольна. Нашли русских смельчаков. Отливка памятника продолжалась почти 10 лет. Сам Фальконе не застал завершения работы — в 1778 году он должен был уехать на родину. На торжественное открытие скульптора не пригласили.

Контекст

Постамент представляет не меньшее по силе произведение, правда, уже выполненное природой. Прозванный гром-камнем, он был найден недалеко от деревни Конная Лахта (ныне это район Санкт-Петербурга). Котлован, образовавшийся после извлечения породы из земли, стал прудом, который существует и сегодня.


Петровский пруд, возникший после изъятия гром-камня

Нужный образец — весом в 2 тыс. тонн, длиной 13 м, высотой 8 м и шириной 6 м — нашел казенный крестьянин Семен Вишняков, который поставлял строительный камень в Петербург. По легенде, порода откололась от гранитной скалы после удара молнии, отсюда и название «гром-камень».

Самым сложным было доставить камень до Сенатской площади — будущий постамент должен был преодолеть почти 8 км. Операцию проводили всю зиму 1769/1770.

Камень привезли на берег Финского залива, там для его погрузки соорудили специальную пристань. Специальное судно, построенное по уникальным чертежам, притопили и посадили на предварительно вбитые сваи, после чего камень сдвинули с берега на корабль. Та же операция в обратном порядке была повторена на Сенатской площади. За транспортировкой наблюдал весь Петербург, от мала до велика. Пока гром-камень везли, его обтесывали, придавая ему «дикий» вид.


Действие машины для перевозки гром-камня. Гравюра по чертежам Юрия Фельтена. 1770 г.

Вскоре после установки вокруг памятника начали плодиться городские легенды и страшилки.

Постамент Медного всадника — гром-камень

По одной из них, пока Медный всадник стоит на своем месте, городу нечего опасаться. Пришло это из сна некоего майора во время Отечественной войны 1812 года. Ночной кошмар вояки передали Александру I, который как раз отдал приказ о вывозе памятника в Вологодскую губернию — для спасения от приближавшихся французов. Но после таких пророчеств, конечно, приказ был отменен.

Призрак Медного всадника якобы видел и Павел I во время одной из вечерних прогулок. Причем произошло это еще до установки монумента. Будущий император сам рассказывал, что на Сенатской площади видел призрак с лицом Петра, который возвестил, что скоро они вновь встретятся на том же месте. Через некоторое время был открыт памятник.

Для Этьена Фальконе памятник Петру I стал главным делом жизни. До него он работал в основном по заказам мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV. Кстати, она же способствовала назначению скульптора директором Севрской фарфоровой мануфактуры. Это было десятилетие лепки статуэток с изображением аллегорий и мифологических персонажей.


Этьен Фальконе

«Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова были девизом Фальконе. Французские аристократы любили его за умение сочетать барочную театральность с античной строгостью. А Дидро писал, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.

После довольно напряженного периода работы под присмотром Екатерины II Фальконе более не приглашался в Россию. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить.

Описание

Памятник «Медный всадник» давно ассоциируется с городом Санкт-Петербургом, его считают одним из главных символов города не Неве.

Медный всадник. Кто изображен на памятнике?

Один из самых красивых и знаменитых конных памятников в мире посвящен Российскому императору Петру I.


В 1833 году великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным была написана знаменитая поэма «Медный всадник», которая и дала второе название памятнику Петру I на Сенатской площади.

История создания памятника Петру I в Санкт-Петербурге

История же создания этого грандиозного монумента относится к эпохе правления императрицы Екатерины II, которая считала себя преемницей и продолжательницей идей Петра Великого. Желая увековечить память о царе-реформаторе, Екатерина повелевает воздвигнуть монумент Петру I. Являясь поклонницей европейских идей просвещения, отцами которых она считала великих французских мыслителей Дидро и Вольтера, государыня поручает князю Александру Михайловичу Голицыну, обратится к ним за рекомендациями для выбора скульптора, который способен был бы воздвигнуть монумент Великому Петру. Метры рекомендовали скульптора Этьен-Мориса Фальконе, с которым 6 сентября 1766 года и был подписан контракт на создание конной статуи, за довольно небольшое вознаграждение – 200 000 ливров. Для работы над памятником, Этьен-Морис Фальконе, которому к тому времени уже было пятьдесят лет, прибыл с молодой семнадцатилетней помощницей - Мари-Анн Колло.



Этьен-Мориса Фальконе. Бюст работы Мари-Анн Колло.


Императрице Екатерине II, памятник представлялся конной статуей, где Петр I должен был изображен в виде римского императора с жезлом в руке - это был общепринятый европейский канон, своими корнями, уходивших во времена прославления властителей Древнего Рима. Фальконе видел статую иной – динамичной и монументальной, равной по своему внутреннему смыслу и пластическому решению гению человека, создавшего новую Россию.


Остались записки скульптора, где он писал: "Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".


Сегодня памятник «Медный всадник», который знают во всем мире, как символ Санкт-Петербурга – император с распростертой рукой на вздыбленном коне на пьедестале в виде скалы, для того времени был абсолютно новаторским и не имевших аналогов в мире. Немалых трудов стоило мастеру убедить в правильности и грандиозности своего гениального решения главную заказчицу памятника – императрицу Екатерину II.


Над моделью конной статуи Фальконе работал три года, где главной проблемой мастера была пластическая трактовка движения коня. В мастерской скульптора был сооружен специальный помост, с тем же углом наклона, который должен был быть у постамента «Медного всадника», на него взлетали наездники на лошадях ставя их на дыбы. Фальконе внимательно наблюдал за движениями коней и делал тщательные зарисовки. За это время Фальконе сделал множество рисунков и скульптурных моделей статуи и нашел именно то пластическое решение, которое и было взято за основу для памятника Петру I.


В феврале 1767 года в начале Невского проспекта, на месте Временного Зимнего дворца, возводят здание для отливки «Медного Всадника».


В 1780 году модель памятника была закончена и 19 мая скульптура была открыта на две недели для всеобщего обозрения. Мнения в Санкт-Петербурге разделились – одним конная статуя понравилась, другие критически отнеслись к будущему самому известному памятнику Петру I (Медному всаднику).



Интересен тот факт, что голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, ее вариант портретного изображения Петра I понравился Екатерине II и государыня назначила молодому скульптору пожизненную пенсию в 10 000 ливров.


Отдельную историю имеет постамент «Медного всадника». По замыслу автора памятника Петру I, постаментом должна была быть естественная скала, по форме напоминающуюая волну, символизируя выход России к морю под началом Петра Великого. Поиски каменного монолита начались сразу с началом работ над скульптурной моделью и в 1768 году гранитная скала была найдена в районе Лахты.

Известно, что о находке гранитного монолита сообщил крестьянин Семён Григорьевич Вишняков. По легенде, бытовавшей среди местного населения, когда-то в гранитную скалу ударила молния расколов ее, откуда и появилось название «Гром-камень».


Для изучения пригодности камня для постамента в Лахту был отправлен инженер граф де Ласкари, который и предложил использовать цельный гранитный массив для монумента, он же сделал расчет плана транспортировки. Идея была такова – проложить в лесу дорогу от места нахождения камня и переместить его к заливу, а там по воде доставить к месту установки.


26 сентября 1768 года начались работы по подготовке для перемещения скалы, для чего ее сначала полностью откопали и отделили ту отколотую часть, которая должна была послужить постаментом памятника Петру I (Медного всадника) в Санкт-Петербурге.


Весной 1769 года «Гром-камень» при помощи рычагов установили на деревянную платформу и в течении всего лета готовили и укрепляли дорогу; когда ударили морозы и грунт промерз, гранитный монолит начали перемещать в сторону залива. Для этих целей была придумано и изготовлено специальное инженерное устройство, которое представляло из себя платформу, опирающуюся на тридцать металлических шаров, передвигавшуюся по обитым медью деревянным желобчатым рельсам.



Вид Камня Грома, во время перевоза его в присутствии императрицы Екатерины II.


15 ноября 1769 года началось перемещение гранитного колосса. Во время передвижения скалы, ее обтесывали 48 мастеров, придавая форму, задуманную для пьедестала. Этими работами руководил каменных дел мастер Джованни Джеронимо Руска. Перемещение глыбы вызывало большой интерес и на это действие специально приезжали посмотреть из Санкт-Петербурга. 20 января 1770 года, в Лахту пожаловала сама императрица Екатерина II и лично наблюдала за движением скалы, которую при ней переместили на 25 метров. По ее указу, транспортная операция по перемещению «Гром-камня» была отмечена отчеканенной медалью с надписью "Дерзновению подобно. Января, 20. 1770". К 27 февраля гранитный монолит достиг берега Финского залива, откуда по воде должен был отправиться в Санкт-Петербург.


Со стороны берега через мелководье была сооружена специальная дамба, уходившая в залив на девятьсот метров. Для перемещения скалы по воде было изготовлено большое плоскодонное судно – прам, которое передвигалось при помощи силы триста гребцов. 23 сентября 1770 года, судно пришвартовалось на набережной у Сенатской площади. 11 октября пьедестал для «Медного всадника» был установлен на Сенатской площади.


Отливка самой статуи проходила с большими трудностями и неудачами. Из-за сложности работ многие мастера-литейщики отказывались от отливки статуи, а иные запрашивали слишком высокую цену за изготовление. В итоге Этьен-Морису Фальконе самому пришлось изучать литейное дело и в 1774 году приступить к отливке «Медного всадника». По технологии изготовления статуя изнутри должна быть полой. Вся сложность работ заключалась в том, что толщина стенок в передней части статуи должна была быть тоньше толщины стенок задней части. По расчетам более тяжелая задняя часть придавало статуе устойчивость, имевшей три точки опоры.


Изготовить статую удалось только со второй отливки в июле 1777 года, еще год велись работы по ее окончательной отделке. К этому времени отношения между императрицей Екатериной II и Фальконе испортились, венценосная заказчица была не довольна затягиванием сроков окончания работ над памятником. Для скорейшего завершения работ государыня назначила в помощь скульптору часовых дел мастера А. Сандоц, который занялся окончательной чеканкой поверхности памятника.


В 1778 году Этьен-Морис Фальконе, покидает Россию, так и не восстановив расположения государыни и не дождавшись торжественного открытия самого главного в своей жизни творения – памятника Петру I, который весь мир теперь знает как памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Этот монумент был последним творением мастера, больше он не создал ни одной скульптуры.


Окончанием всех работ по памятнику руководил архитектор Ю.М. Фельтен – пьедесталу была придана окончательная форма, после установки скульптуры, под копытами коня появилось выполненное по проекту архитектора Ф.Г. Гордеев, скульптурное изваяние змеи.


Желая подчеркнуть свою приверженность петровским реформам, императрица Екатерины II повелела украсить постамент надписью: "Екатерина II Петру I".

Открытие памятник Петеру I

7 августа 1782 года, ровно в день столетия вступления Петра I на престол, было решено приурочить торжественное открытие памятника.



Открытие монумента императора Петра I.


На Сенатской площади скопилось множество горожан, присутствовали иностранные официальные лица и высокопоставленные приближенные ее величества – все ожидали прибытия императрицы Екатерины II для открытия монумента. Памятник был укрыт от взоров специальной полотняной оградой. Для военного парада были выстроены гвардейские полки под командованием князя А. М. Голицына. Государыня в парадном облачении прибыла в шлюпке по Неве, народ приветствовал ее овациями. Поднявшись на балкон здания Сената, императрица Екатерина II подала знак, пелена укрывающая монумент упала и перед восторженным людом возникла фигура Петра Великого, восседающего на вздыбленном коне, триумфально простирающего свою десницу и взглядом устремленным в даль. Гвардейские полки под барабанную дробь двинулись парадом по набережной Невы.



Императрица по случаю открытия памятника издала манефест о прощении и даровании жизни всем приговоренным к казни, были освобождены узники, томившиеся в заключении более 10 лет за казенные и частные долги.


Были выпущена серебряная медаль с изображением монумента. Три экземпляра медали были отлиты из золота. Екатерина II не забыла о создателе памятника, по ее указу золотую и серебренную медали вручил в Париже великому скульптору князь Д. А. Голицын.



Медный всадник был свидетелем не только торжеств и праздников, которые проходили у его подножья, но и трагическим событиям 14 (26) декабря 1825 года – восстания декабристов.


К празднованию 300-летия Санкт-Петербурга Памятник Петру I был отреставрирован.


В наше время, как и прежде это самый посещаемый памятник Санкт-Петербурга. Медный всадник на Сенатской площади, часто становится центром для проведения городских торжеств и праздников.

Информация

  • Архитектор

    Ю. М. Фельтен

  • Скульптор

    Э. М. Фальконе

Контакты

  • Адрес

    Санкт-Петербург, Сенатская площадь

Как добраться?

  • Метро

    Адмиралтейская

  • Как добраться

    От станций «Невский проспект», «Гостиный двор», "Адмиралтейская"
    Троллейбусы: 5, 22
    Автобусы: 3, 22, 27, 10
    до Исаакиевской площади, далее пешком к Неве, через Александровский сад.

Монумент «Медный всадник» появился рядом с Исаакиевским собором в 1782 году. Он неизменно привлекает огромное внимание петербуржцев и гостей города. Ну а после появления поэмы фигура Петра I, восседающего на коне, и вовсе стала легендарной. сайт вспоминает истории создания памятника основателю Санкт-Петербурга и великой поэмы.

Проекты памятника

Памятник Петру I стоит на Сенатской площади. История его создания не менее интересна, чем жизнеописание самого императора. Задумка установить величественный монумент основателю Петербурга принадлежит императрице Екатерине II. Любопытно, но на этом самом месте на Сенатской площади в то время планировалось увековечить саму императрицу. Но та проявила волю, характер, отсутствие тщеславия и настояла, чтобы здесь стоял именно Пётр. Для воплощения проекта был приглашён известный французский скульптор Этьен Фальконе. Он уже сделал себе имя в Европе и с удовольствием взялся за работу в Северной столице. В Петербург он прибыл не один, а со своей ученицей Мари-Анн Коло. Талантливая девушка работала над головой царя, и сегодня критики и искусствоведы отмечают, с каким изяществом и точностью выполнена эта часть скульптуры. Коло сумела талантливо изобразить всё своеобразие и сложность характера императора. Вообще, благодаря приглашению французских специалистов памятник получился таким, какой он есть. Дело в том, что не успели иностранцы приступить к работе, как вокруг появилось очень много высокопоставленных советчиков, у которых было своё видение, посыпались советы скульптору. Например, императрица Екатерина мечтала увидеть царя в облике под стать римскому Цезарю верхом на коне и с жезлом или скипетром. Руководитель работ по сооружению памятника господин Бецкой настаивал на фигуре полководца во весь рост. Среди десятков идей были и такие: фонтан в окружении аллегорических фигур, а посередине император. Предлагали и совсем уж сомнительные идеи: направить правый глаз Петра строго на Адмиралтейство, а левый на здание Двенадцати коллегий. Это, мол, показало бы страсть царя к мореплаванию и науке. Только представьте, как бы выглядел монумент, с «косящими» в разные стороны глазами.

Фальконе отметал все предложения. Он проявил воистину величайшее упрямство и настойчивость, так как позволил себе спорить с венценосными особами и знатью. Француз сумел создать свой памятник. По его задумке Пётр не держит никакого жезла, он простирает руку над объезжаемой им страной, поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом. Вздыбленный скакун символизирует непокорный и своенравный народ, а раздавленная огромная змея означает победу императора над противниками реформ.

Из-за споров, давления, интриг и нападок, скульптору даже пришлось уехать из Петербурга, и торжественное открытие памятника прошло без его участия. Любопытна история глыбы, на которой стоит скульптура. Огромный камень весом 1600 тонн нашёл русский крестьянин Семён Вишняков в болотах Лахтинских лесов. Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа Гром-камнем. Доставка этого постамента в Петербург заняла более полутора лет! В процессе обработки его огранили в форму волны, чтобы подчеркнуть стремление молодого императора показать Россию как морскую державу и ознаменовать изменения, происходящие в стране.

Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа Гром-камнемь. Фото: Public Domain

Городу нечего опасаться

Конная статуя колоссальных размеров сразу же начала «обрастать» легендами. Например, существует предание, что в 1812 году Александр I распорядился вывезти памятник из Петербурга. Ведь была серьёзная опасность того, что город займут войска Наполеона. Но некий майор Батурин увидел сон, в котором всадник вдруг съезжает с пьедестала и молвит: «До чего вы довели мою Россию! Но пока я на месте, городу моему нечего опасаться!». Сон передали императору, и он отменил распоряжение об эвакуации. Статуя осталась на месте, и никогда сапог вражеского солдата не ступал на петербургскую землю. Во время блокады Медный всадник был обложен мешками с песком, обшит деревянными листами и практически не пострадал. Хотя немцы особенно в первый год войны часто обстреливали Ленинград с Пулковских высот и чётким ориентиром для них были колоннада Исаакиевского собора и шпиль Петропавловской крепости.

Название «Медный всадник» приклеилось к памятнику после написания Пушкиным одноимённой поэмы. Это одна из самых ёмких, загадочных и сложных поэм Пушкина. Поэт написал её в 1833 году в Болдино. Главная тема произведения - столкновение большой державной идеи, неповоротливого государства и интересов «маленького человека». Написана поэма в крайне сжатые сроки, всего за 25 дней! Сразу же произведение было подвергнуто критике со стороны императора Николая I, он фактически запретил его печатать. Впервые «Медный всадник» был опубликован лишь в 1837 году, после смерти поэта.

В поэме рассказывается о бедном, глуповатом петербургском жителе Евгении. Он был влюблён в Парашу, дочь вдовы, жившей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом, несчастные женщины погибли. Евгений не перенёс этого несчастья и сошёл с ума. Однажды ночью, проходя мимо Медного всадника, в своём безумии он прошептал несколько злобных слов. Он видел в Петре I, в памятнике, виновника своего горя. Расстроенное воображение несчастного нарисовало картину, что Медный всадник разгневался и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после видения безумец умер.

По сей день сюжет поэмы не даёт покоя историкам, искусствоведам. И согласитесь, актуальность этого произведения высока и сегодня.

Кстати, наводнение, которое произошло 7 ноября 1824 года, до сих пор остаётся самым страшным стихийным бедствием Северной столицы. Нева тогда поднялась на 4,2 метра выше ординара. Во время наводнения было разрушено 462 дома, повреждены почти 4 тысячи зданий. Тогда утонули от 200 до 600 человек, многие тела так и не были найдены, так как вода унесла их в Финский залив. На стенах петербургских домов и сегодня можно найти памятные таблички, отмечающие уровень подъёма воды в XIX веке. Кстати, сам Пушкин во время стихийного бедствия находился в своём имении в Михайловском и не видел наводнения. Это стало поводом для критиков, которые ехидно указывали на данный факт. Всего же в Петербурге с момента его основания в 1703 году произошло 50 крупных наводнений.

Любопытно, почему с лёгкой руки великого русского поэта Пушкина бронзовый памятник неожиданно стал медным. Таким образом автор снизил блеск и величие образа Петра I, сверкающего внешней ослепительной роскошью, но таящего в себе отнюдь не драгоценное содержание.

"Медный всадник" — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга . Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла .

Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной". Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778". В августе того же года скульптор покинул Россию , не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен .

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: "Петру Первому Екатерина Вторая". Установкой памятника руководил скульптор Гордеев .

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра .

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

"Медный всадник" неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно на Сенатской площади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников