Маркес пьесы. Смотреть что такое "Гарсиа Маркес, Габриэль" в других словарях

Габриэ́ль Хосе́ де ла Конко́рдиа «Гáбо» Гарси́а Ма́ркес - колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. ЛауреатНейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель литературного направления «магический реализм».абриэль Гарсиа Маркес родился 6 марта 1927 года в колумбийском городке Аракатака (департамент Магдалена) в семье Элихио Гарсия и Луизы Сантьяго Маркес. Вскоре после рождения Габриэля его отец стал фармацевтом. В январе 1929 года его родители переехали в город Сукре. Маркес остался в Аракатаке, где его воспитывали бабушка и дед по материнской линии. Именно эти родственники познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества. Когда Маркесу было девять лет, его дед умер, и Габриэль переехал к родителям в Сукре, где его отец владел аптекой.

В 1940 году, в возрасте 12 лет, Габриэль получил стипендию и начал учёбу в иезуитском колледже городка Сипакира, в 30 км к северу от Боготы. В 1946 году по настоянию родителей поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, Мерседес Барча Пардо.

Прервав учёбу раньше срока в 1950 году, решил посвятить себя журналистике и литературе. Особое влияние на него оказали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф, Франц Кафка.

Параллельно Маркес занимается писательством, сочиняя рассказы и киносценарии. В 1961 году у него выходит повесть «Полковнику никто не пишет» (El coronel no tiene quien le escriba), в 1966 году - роман «Недобрый час» (La mala hora, 1966). Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad, 1967). В 1972 году за этот роман он был удостоен Премии Ромуло Гальегоса.

В 1982 году Габриель Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». На вручении премии он произнёс речь «Одиночество Латинской Америки». Маркес стал первым колумбийцем, получившим эту премию.

В 1989 году врачи обнаружили у писателя раковую опухоль в легких, которая, вероятно, была следствием его пристрастия к курению - за работой он выкуривал по три пачки сигарет в день. После операции в 1992 году болезнь приостановилась. Но писатель продолжал испытывать проблемы со здоровьем. Медицинское обследование в 1999 году выявило у него другое онкологическое заболевание - лимфому. После ему пришлось перенести две сложнейшие операции в США и Мексике и долгий курс лечения. 7 июля 2012 года BBC News со ссылкой на брата писателя Хаима Гарсиа Маркеса распространило новость о том, что Габриэль Гарсиа Маркес тяжело болен и страдает старческим слабоумием: «У него проблемы с памятью. Иногда я плачу, понимая, что теряю его», - сказал брат писателя, добавив, что из-за проблем со здоровьем Габриэль Гарсиа Маркес больше не может писать. Брат писателя также сообщил, что Маркес находится в удовлетворительной физической форме и «сохраняет присущее ему чувство юмора и энтузиазм».

В 2002 году была издана первая книга из запланированной автором биографической трилогии - «Жить, чтобы рассказать о жизни», которая в испаноязычном мире стала бестселлером. Книга написана в жанре «магического реализма».

В августе 2004 году Маркес продал права на экранизацию своего романа «Любовь во времена холеры» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures». Бюджет киноленты составил 40 млн долл. Съёмки проходили в 2006 году в Картахене, на карибском побережье Колумбии.

26 января 2006 г. вместе с Фрейем Бетто, Эдуардо Галеано, Пабло Миланесом, Эрнесто Сабато и другими известными деятелями культуры Маркес выступил с требованием о предоставлении независимости Пуэрто-Рико.

- (Garcia Marquez, Gabriel) (р. 1928), колумбийский прозаик, один из крупнейших современных латиноамериканских писателей. Лауреат Нобелевской премии в области литературы (1982). Родился 6 марта 1928 в прибрежном колумбийском городке Аракатака, рос… … Энциклопедия Кольера

Гарсиа Маркес - Гарсиа Маркес, Габриэль Габриэль Гарсиа Маркес Gabriel García Márquez Г. Гарсиа Маркес на Гвадалахарском международном кинофестивале, 2009 г … Википедия

Маркес, Габриэль Гарсиа

Маркес Габриэль Гарсиа - Габриэль Гарсиа Маркес исп. Gabriel García Márquez Дата рождения: 6 марта 1928 (81 год) … Википедия

Маркес, Габриэль Гарсия - Габриэль Гарсиа Маркес исп. Gabriel García Márquez Дата рождения: 6 марта 1928 (81 год) … Википедия

Маркес Габриэль Гарсия - Габриэль Гарсиа Маркес исп. Gabriel García Márquez Дата рождения: 6 марта 1928 (81 год) … Википедия

Гарсиа Маркес Габриель - Гарсиа Маркес (García Marquez) Габриель (р. 1928, Аракатака, Колумбия), колумбийский писатель. Писал сценарии. Был репортёром либеральной газеты «Эль Эспектадор» («El Espectador») в Боготе и Европе, в 1959 60 корреспондент кубинского агентства… …

Габриэль Гарсиа Маркес - Биография Габриэля Гарсиа Маркеса Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel Garcia Marquez) родился 6 марта 1927 года в прибрежном колумбийском городке Аракатака. Воспитывался у бабушки и деда, которые познакомили его с преданиями, фольклором и народным… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Гарсиа Маркес - (García Marquez) Габриель (р. 1928, Аракатака, Колумбия), колумбийский писатель. Писал сценарии. Был репортёром либеральной газеты «Эль Эспектадор» («El Espectador») в Боготе и Европе, в 1959 60 корреспондент кубинского агентства «Пренса… … Большая советская энциклопедия

Габриэль Гарсиа Маркес - … Википедия

Книги

  • Габриэль Гарсиа Маркес. Собрание сочинений в 6 томах (комплект из 6 книг) , Габриэль Гарсиа Маркес. Лауреат Нобелевской премии, колумбиец Габриэль Гарсиа Маркес - один из самых значительных прозаиков мировой литературы XX века. Ряд произведений, вошедших с собрание сочинений Гарсиа Маркеса… Купить за 51000 руб
  • Территория слова , Гарсиа Маркес Габриэль. Габриэль Гарсиа Маркес - о своих собратьях по перу: Хемингуэе, Борхесе, Неруде, о собственных книгах и их критике, о Нобелевской премии, о прошлом и будущем. О реках своего детства и аромате…

«Габо» Гарсиа Маркес - колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель литературного направления «магический реализм».

Родился в колумбийском городке Аракатака (департамент Магдалена) в семье Габриэля Элихио Гарсиа (исп. Gabriel Eligio García) и Луизы Сантьяга Маркес Игуаран (исп. Luisa Santiaga Márquez Iguarán). Вскоре после рождения Габриэля его отец стал фармацевтом. В январе 1929 года его родители переехали в город Сукре, но мальчик остался в Аракатаке, где его воспитывали бабушка и дед по материнской линии - Транкилина Игуаран Коутс (исп. Tranquilina Iguarán Cotes) и полковник Николас Рикардо Маркес Мехиа (исп. Nicolás Ricardo Márquez Mejía). Именно дед и бабушка, каждый из которых был превосходным рассказчиком, познакомили будущего писателя с народными преданиями и языковыми особенностями, ставшими впоследствии важным элементом его творчества. Когда Гарсиа Маркесу было девять лет, его дед умер, и Габриэль переехал к родителям в Сукре, где его отец владел аптекой.

В 1940 году, в возрасте 13 лет, Габриэль получил стипендию и начал учёбу в иезуитском колледже городка Сипакира, в 30 км к северу от Боготы. В 1946 году по настоянию родителей поступил в Национальный университет Боготы на юридический факультет. Тогда же он познакомился со своей будущей женой, Мерседес Барча Пардо, дочерью аптекаря.

Прервав учёбу раньше срока в 1950 году, Гарсиа Маркес решил посвятить себя журналистике и литературе. Наибольшее влияние на него оказали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Франц Кафка.

C 1950 по 1952 год он вёл колонку в местной газете «El Heraldo» в Барранкилье. За это время он стал активным членом неформальной группы писателей и журналистов, известной как Группа Барранкилья, которые вдохновили его начать литературную карьеру. С 1954 года Гарсиа Маркес работает в Боготе в газете «El Espectador», публикуя небольшие статьи и рецензии на фильмы.

В 1956 году Гарсиа Маркес работал в Париже в качестве иностранного корреспондента данной газеты; там он пытался писать репортажи и рассказы, но серьёзных доходов от этого занятия не имел. Позднее он вспоминал: «Я собирал бутылки и старые газеты, за которые мне давали несколько сантимов. Временами я одалживал старую косточку у мясника, из неё варили похлёбку». Летом 1957 года 30-летний Гарсиа Маркес побывал в СССР на Московском фестивале молодёжи и студентов (приглашения он не имел, но сумел в Лейпциге пристроиться к землякам из колумбийского фольклорного ансамбля, поскольку неплохо пел и танцевал, играл на гитаре и барабанах). Воспоминания о поездке запечатлены в эссе «СССР: 22 400 000 км² без единой рекламы кока-колы!». В декабре 1957 года Гарсиа Маркес переехал в Каракас, приняв предложение о работе в газете «El Momento».

В марте 1958 года Гарсиа Маркес ненадолго приезжал в Колумбию, где женился на Мерседес Барча, и вдвоём с ней вернулся в Каракас. В 1959 году у супругов родился старший сын, в будущем кинорежиссёр и сценарист Родриго Гарсиа, призёр Каннского кинофестиваля. В 1961 году семья переехала в Мексику; три года спустя у супругов родился второй сын, Гонсало, позднее работавший в Мехико графическим дизайнером.

Параллельно Гарсиа Маркес занимается писательством, сочиняя рассказы и киносценарии. В 1961 году у него выходит повесть «Полковнику никто не пишет» (El coronel no tiene quien le escriba; первоначально читатели эту повесть не оценили: из 2000 отпечатанных экземпляров было продано лишь около 800), в 1966 году - роман «Недобрый час» (La mala hora, 1966). Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad, 1967). В 1972 году за этот роман он был удостоен премии Ромуло Гальегоса.

В 1982 году Габриель Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». На вручении премии он произнёс речь «Одиночество Латинской Америки». Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем, получившим эту премию.

Во время президентства в США Б. Клинтона (1993-2001), Гарсиа Маркес по личной просьбе президента Мексики Карлоса Салинаса де Гортари, неофициально осуществлял посредничество при переговорах между Клинтоном и главой Республики Куба Фиделем Кастро.

В мае 2000 года в ежедневной перуанской газете La República под именем Гарсиа Маркеса была напечатана поэма «Кукла» (La Marioneta), которая послужила подтверждением информации о смертельной болезни писателя. Информация была быстро растиражирована газетами, однако вскоре выяснилось, что автором этого произведения является вовсе не всемирно известный автор, а мексиканский чревовещатель Джонни Велч (Johnny Welch), под чьим творением по неизвестным причинам оказалось имя Гарсиа Маркеса. Позднее факт ошибки признали оба. Однако и по сей день в сети очень часто встречаются эти строки, подписанные именем Нобелевского лауреата. Иногда не очень внимательные поклонники и авторы фан-роликов по непонятным причинам приписывают эту поэму и вовсе Пауло Коэльо.

В 2002 году была издана первая книга из запланированной автором биографической трилогии - «Жить, чтобы рассказать о жизни», которая в испаноязычном мире стала бестселлером. Книга написана в жанре «магического реализма».

В августе 2004 года Гарсиа Маркес продал права на экранизацию своего романа «Любовь во времена холеры» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures». Бюджет киноленты составил 40 млн долл. Съёмки проходили в 2006 году в Картахене, на карибском побережье Колумбии. В октябре 2004 года Random House Mondadori и Grupo Editorial Norma опубликовали последнее произведение Гарсиа Маркеса - «Вспоминая моих грустных шлюх». За месяц до официальной презентации книжные «пираты» выкрали рукопись и запустили эту книгу в продажу. Писатель в ответ на это изменил финал повести. Миллионный тираж был раскуплен за рекордно короткий срок. Пиратские же подделки, большую часть которых конфисковала полиция, теперь предмет охоты для коллекционеров.

В 2006 году Педро Санчес, мэр городка Аракатака, в котором родился Гарсиа Маркес, предложил переименовать поселение в Макондо, в честь места действия романа «Сто лет одиночества». Было проведено голосование, но, хотя более 90 % проголосовавших высказались за переименование, город переименован не был, поскольку в голосовании приняла участие лишь половина из необходимых 7400 человек. 26 января 2006 г. вместе с Фрейем Бетто, Эдуардо Галеано, Пабло Миланесом, Эрнесто Сабато и другими известными деятелями культуры Гарсиа Маркес выступил с требованием о предоставлении независимости Пуэрто-Рико.

В 2009 году правительство Мексики признало, что мексиканские власти вели слежку за Габриэлем Гарсиа Маркесом с 1967 года по 1985 год (то есть в период президентства Луиса Эчеверрии и Хосе Лопеса Портильо) из-за его связей с коммунистическими режимами и лидерами.

Осенью 2010 года выходит сборник ранее не публиковавшихся выступлений Гарсиа Маркеса за период с 1944 по 2007 год. «Я здесь не для того, чтобы говорить речи» (Yo no vengo a decir un discurso).

В России был отмечен год Гарсиа Маркеса в 2012 году, потому что в это время совпали следующие круглые даты - 85 лет со дня его рождения, 45 лет с первой публикации великого романа «Сто лет одиночества», 30 лет с награждения писателя Нобелевской премией, 10 лет с момента первой публикации книги его воспоминаний «Жить, чтобы рассказывать о жизни».

Награждение Гарсиа Маркеса орденом Почёта «За вклад в укрепление дружбы между народами России и Латинской Америки».
Во Всероссийской библиотеке иностранной литературы прошла выставка «Книги Габриэля Гарсиа Маркеса в сети библиотек Института Сервантеса». Там же открылась фотовыставка «Наш дорогой Габо».
В Институте Сервантеса прошла выставка современных российских художников «Габриэль Гарсия Маркес. Сто лет одиночества. 45 лет роману - 45 взглядов из России».
Был показан цикл экранизаций произведений Гарсиа Маркеса.
Московский метрополитен также участвовал в торжествах с программой «Поэзия в метро». Начиная с 25 апреля семь вагонов Московского Метро перевозили пассажиров метро, знакомя их с иллюстрациями и фрагментами романов и юношеских стихов колумбийского писателя. Переводы стихов были выполнены литератором Григорием Аросевым специально для проекта.

Здоровье и смерть

В 1989 году врачи обнаружили у писателя раковую опухоль в легких, которая, вероятно, была следствием его пристрастия к курению - за работой он выкуривал по три пачки сигарет в день. После операции в 1992 году болезнь приостановилась. Но писатель продолжал испытывать проблемы со здоровьем. Медицинское обследование в 1999 году выявило у него другое онкологическое заболевание - лимфому. После ему пришлось перенести две сложнейшие операции в США и Мексике и долгий курс лечения. 7 июля 2012 года BBC News со ссылкой на брата писателя Хаима Гарсиа Маркеса распространило новость о том, что Габриэль Гарсиа Маркес тяжело болен и страдает старческим слабоумием: «У него проблемы с памятью. Иногда я плачу, понимая, что теряю его», - сказал брат писателя, добавив, что из-за проблем со здоровьем Габриэль Гарсиа Маркес больше не может писать. Брат писателя также сообщил, что Гарсиа Маркес находится в удовлетворительной физической форме и «сохраняет присущее ему чувство юмора и энтузиазм».

31 марта 2014 года в министерстве здравоохранения Мексики сообщили, что Габриэль Гарсиа Маркес был госпитализирован из-за легочной инфекции и инфекции мочевыводящих путей в одну из клиник Мехико. Гарсиа Маркесу был назначен курс лечения антибиотиками. Президент Мексики Энрике Пенья Ньето был проинформирован о госпитализации и написал в своем микроблоге в Twitter:

«Мне сообщили, что Габриэль Гарсиа Маркес помещен в больницу, я желаю ему скорейшего выздоровления.»
Позже сообщалось, что состояние Гарсиа Маркеса стабильно. 8 апреля он был выписан. Представитель госпиталя Хакелин Пинеда сообщила, что Гарсиа Маркес по-прежнему чувствует себя не очень хорошо, что объясняется его возрастом, поэтому дома он продолжит лечение.

16 апреля президент Колумбии и близкий друг писателя Хуан Мануэль Сантос заявил, что информация о том, что Гарсиа Маркес неизлечимо болен раком, является вымышленной:

Ранее, 15 апреля, близкие родственники Гарсиа Маркеса сообщили прессе, что его состояние стабильно, хотя ввиду возраста не исключена вероятность развития осложнений.

Габриэль Гарсиа Маркес скончался 17 апреля 2014 года на 88-м году жизни в своём доме в Мехико от почечной недостаточности и последовавшего за этим респираторного заболевания. До самого последнего момента рядом с писателем находилась супруга Мерседес Барча и двое сыновей, Гонсало и Родриго.

В связи со смертью писателя власти Колумбии объявили в стране трехдневный траур.

Цитаты

« У меня была жена и двое маленьких сыновей. Я работал пиар-менеджером и редактировал киносценарии. Но чтобы написать книгу, нужно было отказаться от работы. Я заложил машину и отдал деньги Мерседес. Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, все, что необходимо для работы. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны мяснику 5000 песо - огромные деньги. По округе пошел слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес. Узнав об этом, она сказала: «Не хватало только, чтобы роман оказался плохим».»

« Я всегда говорил и никогда не откажусь от своих слов, что самые интересные люди живут в России.

Романы

Проклятое время (La mala hora) (1962)
Сто лет одиночества (Cien años de soledad) (1967)
Осень патриарха (El otoño del patriarca) (1975)
Любовь во время чумы (El amor en los tiempos del cólera) (1985)
Генерал в своем лабиринте (El general en su laberinto) (1989)
О любви и прочих бесах (Diatriba de amor contra un hombre sentado y Del amor y otros demonios) (1994)

Повести

Палая листва (La Hojarasca) (1955)
Полковнику никто не пишет (El coronel no tiene quien le escriba) (1961)
Хроника объявленной смерти (Crónica de una muerte anunciada) (1981)
Вспоминая моих несчастных шлюшек (Memoria de mis putas tristes) (2004)

Сборники рассказов

Глаза голубой собаки (1947)
Похороны Великой мамы (1962)
В один из этих дней (1962)
Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабушке (1978)
Двенадцать рассказов-странников (1993)

Документальная проза

Рассказ человека, оказавшегося за бортом корабля (1970)
Одиночество Латинской Америки (1982)
Аромат гуавы (1982, в соавторстве с Апулейо Мендоза)
Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили (1986)
Меняя историю Африки: Ангола и Намибия (1991, в соавторстве с Дэвидом Дёичманном) История похищения (1996)
Страна для детей (1998)
Жить, чтобы рассказывать о жизни (2002)

Экранизации

1979 - «Вдова Монтьель» (режиссёр Мигель Литтин)
1987 - «Хроника объявленной смерти» (режиссёр Франческо Рози)
1992 - «Только смерть приходит обязательно» (режиссёр Марина Цурцумия)
1999 - «Полковнику никто не пишет» (режиссёр Артуро Рипштейн)
2007 - «Любовь во время холеры» (режиссёр Майкл Ньюэлл)
2007 - «Человек-ветер» (режиссёр Хуат Ахметов)
2011 - «Вспоминая моих печальных шлюх» (режиссёр Хеннинг Карлсен)

Мультфильм

1990 - «Очень старый человек с огромными крыльями» (режиссёр Олег Белоусов)

Габриэль Гарсиа Маркес (полное имя - Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес / Gabriel José de la Concordia «Gabo» García Márquez) - латиноамериканский (колумбийский) романист, прозаик, журналист. Лауреат Нобелевской премии 1982 в области литературы.

Родился 6 марта 1928 в прибрежном городке Аракатака. Уехав в другой город, родители оставили старшего сына на воспитание родителей жены. В их доме Маркес слышал множество рассказов бабушки и деда - отставного полковника, участника гражданской войны 1899-1903. Истории, как и в целом атмосфера дома, погруженного в мистические грезы о прошлом и настоящем, оказали большое влияние на творчество писателя.

С 1936 Маркес учился в интернате г. Зикапира возле Боготы. В 1940-1942 - в Барранкилье в иезуитской школе Сан-Хосе, где писал заметки для школьной стенгазеты. С 1943 продолжал учебу в национальном колледже Зикапиры, увлекался поэзией.

В 1947 поступил на юридический факультет Колумбийского Национального университета в Боготе. В этом же году в боготской газете «El Espectador» («Наблюдатель») была опубликована его первая повесть Третий отказ (La tercera resignacion), написанная под влиянием Кафки; в этом же издании в течение шести лет печатались отдельные рассказы Маркеса.

Чтобы переждать начавшиеся в Колумбии гражданские столкновения, переехал в 1948 в Картахену-де-лас-Индиас, где продолжил юридическое образование и работал в газете «Универсаль». В 1950 едет в Барранкилью, становится репортером «El Heraldo» - ведет рубрики «Жираф» и заведует редакцией еженедельника «Кроника». К этому времени относятся первые заметки к роману «Дом» - прообразу романа «Сто лет одиночества».

Карьеру журналиста продолжил в качестве репортера «El Espectador» в Боготе, куда переехал в 1954. В 1955 в этой газете были напечатаны 14 его очерков «Правда о моих приключениях, основанных на рассказах спасшегося военного моряка». Поскольку в них вскрывались факты перевозки контрабанды колумбийскими военными кораблями, публикация вызвала скандал, впоследствии ставший одной из причин закрытия газеты в 1956, когда к власти пришел правый диктатор Рохас Пинилья.

В 1955 в Боготе на средства друзей вышла повесть «Палая листва» (La hojarasca), в которой он впервые заявил о себе как о серьезном прозаике. «Палой листвой» в его родном городке называли людей, кочующих в поисках заработка и места под солнцем. Впервые упоминается городок Макондо, где впоследствии будут разворачиваться события, описанные в его романах и повестях. В повести отчетливо звучит тема одиночества - одна из центральных в творчестве Маркеса.

С 1955 находился в Европе в качестве корреспондента «El Espectador», совершил множество поездок, занимался на режиссерских курсах Экспериментального кинематографического центра в Риме. В Париже узнал о перевороте на родине и закрытии «El Espectador». Оставаясь в Париже и продолжая работать в нескольких газетах, погружается в творческие поиски. 11 раз переписывает повесть «Полковнику никто не пишет», добиваясь максимальной художественной выразительности - к 1957 работа была завершена.

В 1957 Маркес уезжает в Венесуэлу в Каракас, где в это время была свергнута диктатура Переса Хименеса, работает в журнале «Моменто», посещает Московский Всемирный фестиваль молодежи и студентов в качестве корреспондента. В 1958 женится на Мерседес Барча - впоследствии у них родилось двое сыновей. В этом же году повесть «Полковнику никто не пишет» была напечатана в малоизвестном мексиканском журнале «Мито». В 1959 Маркес стал корреспондентом кубинского правительственного агентства новостей «Пренса Латина» - много разъезжает, работает в Боготе, на Кубе, в США.

Наибольшую известность и коммерческий успех Маркесу принес роман «Сто лет одиночества» (Cien anos de soledad, 1967), опубликованный впервые в Буэнос-Айресе. Окончательно замысел романа сложился в январе 1965. После чего писатель на 18 месяцев заперся в кабинете, продав машину и переложив все заботы по обеспечению семьи на жену. Описывая эксцентрические события из жизни шести поколений Буандиа, автор показывает, как из жизнерадостных первооткрывателей они превращаются в выродившихся невротиков, из последних сил влачащих на земле свое существование. В истории рода Буандиа усматривают аналогию с расцветом, развитием и кризисом индивидуализма, лежащего в основе современной культуры. Одиночество, о котором так часто идет речь в произведениях Маркеса, и есть тот финал, который ожидает человека на этом пути. После смерти последнего Буандиа поднявшийся ураган сметает с лица земли изъеденный термитами, трухлявый Макондо с остатками его жителей.

Роман вызвал, по словам перуанского поэта Варгаса Льосы, «литературное землетрясение» - первые тиражи расходились за считанные недели. Его почти сразу перевели на основные европейские языки (на русский в 1970), он был признан шедевром латиноамериканской прозы, положившим начало направлению под названием «магический реализм».

Основные черты направления - точная, «реалистическая» детализация в описании эксцентрических характеров и сверхъестественных событий. Маркес признавался, что решился «разрушить демаркационную линию между тем, что казалось реальным, и тем, что казалось фантастическим, ибо в мире, который я стремился воплотить, этого барьера не существовало». Для его героев «христианская мораль», «республиканские традиции», «валютный голод», «общественный прогресс» суть такие же порождения современного магического сознания, как вера в духов, колдунов и порчу у их предков. Роман был награжден многочисленными премиями, писатель стал почетным доктором Колумбийского университета в Нью-Йорке и переехал в Барселону.

В 1974 Маркес основал в Боготе левую газету «Альтернатива» и с 1975 по 1981, пока у власти находился чилийский диктатор Пиночет, занимался политической журналистикой.

В 1982 Маркес становится лауреатом Нобелевской премии по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». «В произведениях Гарсиа Маркеса народная культура… испанское барокко… влияние европейского сюрреализма и других модернистских течений представляют утонченную и жизнеутверждающую смесь. …Гарсиа Маркес не скрывает своих политических симпатий, он стоит на стороне слабых и обездоленных, против угнетения и экономической эксплуатации» (из речи представителя Шведской Академии Ларса Йюлленстена).

В ответной речи Маркес подчеркнул, что писатель несет ответственность за «создание утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а счастье - возможным, и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут в конце концов право на жизнь».

В 2002 вышел 1-й том мемуаров «Жить, чтобы рассказывать об этом» (Vivir Para Contarla), в 2004 - роман «Воспоминания о моих грустных подругах» (Memoriade misputas tristes). В 2004 писатель, ранее отказывавшийся сотрудничать с Голливудом, продал право на экранизацию своей книги «Любовь во время холеры».

Многие критики отмечают влияние на творчество Гарсиа Маркеса писателей Франца Кафки, Джона Дос Пассоса, Вирджинии Вульф, Альбера Камю, Эрнеста Хемингуэя и особенно Уильяма Фолкнера: «сказочный мир Макондо - это во многом графство Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли» (Салман Рушди). Маркес виртуозно преломляет их приемы и художественный опыт в собственном творчестве, в котором отчетливо проступают экзистенциальные мотивы - одиночество, переживаемое как «заброшенность в мир», стремление противостоять ему, сохраняя чувство собственного достоинства или погрузившись в магию повседневности.

В произведениях Маркеса - «этих фантастических созданиях магии, метафоры и мифа» (по словам американского критика У. Макферсона), отразились основные конфликты нашего времени и напряженный поиск возможных способов их разрешения.


Габриэль Гарсиа Маркес принадлежит к тем писателям, которые способны в одиночку прославить целую страну. Именно он сделал маленькую Колумбию чуть ли не литературной Меккой латиноамериканской прозы. Этот-феномен до сих пор не разгадан критиками, не устающими толковать произведения колумбийского писателя.

Судьба Маркеса выглядит так же необычно, как необычно содержание его самой знаменитой книги "Сто лет одиночества".

Габо (так звали Маркеса в детстве) родился 6 марта 1928 г. в небольшом городке Аракатака на Атлантическом побережье Колумбии и был старшим из шестнадцати детей телеграфиста Элихио Гарсиа, женатого на Луизе Сантьяго Маркес Игуаран. История любви матери и отца Габо была романтичной. Луиза влюбилась в бывшего студента-медика с первого взгляда. Но ее родители, особенно отец, полковник в отставке и ветеран гражданской войны в Колумбии Николас Маркес, были против брака с "недостойным" молодым человеком, имевшим репутацию волокиты. И все же, несмотря на враждебность будущих родственников, Элихио Гарсиа каждый вечер приходил под окна возлюбленной и во весь голос распевал серенады. Разъяренный дон Николас, не выдерживая страстного пения, стрелял из ружья в южную черноту ночи. Его жена, донья Транкилина, созывала всех духов, чтобы те проучили непутевого ухажера. А соседи, которым мешали спать ночные серенады, умоляли полковника выдать, наконец, Луизу замуж, чтобы на улице воцарилось былое спокойствие. Наконец грозный отец сдался. После свадьбы молодожены поселились отдельно, но своего первенца Габо отдали на попечение родителей, которые воспитывали его до восьми лет.

В детстве мальчик был очарован магическим миром бабушкиных легенд и притч, внушавшим ему одновременно и восторг, и ужас. Уже будучи взрослым, Маркес вспоминал: "Я и по сей день иногда просыпаюсь ночью от ужаса, чувствуя себя покинутым всеми. Покой и уверенность я чувствовал рядом с дедом и хотел во всем походить на него, но не мог. избавиться от соблазна заглядывать в мир бабушкиных тайн. Сочетание спокойствия и необыкновенной образности делали все магические рассказы такими реальными. В романе "Сто лет одиночества" - голос моей бабушки. Мир стран, расположенных вокруг Карибского бассейна, совершенно особый, именно он напитал меня элементами магического, которое является частью нашей повседневности".

Образование Габо получал в Баранкилье, в иезуитской школе Сан-Хосе и Национальном колледже, в городе Зикапира, а в 1947 г. поступил на первый курс юридического факультета Национального университета в Боготе. Однако, вопреки воле родителей, вскоре он оставил юриспруденцию, так и не получив университетского диплома. Будущий писатель устроился на работу в столичную газету либеральной партии. В том же 1947 г. Маркес опубликовал свой первый рассказ "Третье смирение", написанный под впечатлением случайно прочитанного сборника рассказов Кафки "Метаморфозы". Именно Кафка подтолкнул его к серьезной литературной работе. "Если это годится для литературы, значит, стоит писать, - говорил Маркес, вспоминая о начале своего писательского пути. - Я не знал, что такое можно делать, я думал, это запрещено, а раз так, то у меня есть что сказать людям".

В 18 лет Габриэль начал писать статьи, очерки, сотрудничая в газете "Эль Эспектадор" ("Обозреватель") и работая заведующим редакции в еженедельнике "Кроника", шлифуя одновременно с журналистским и писательское мастерство. Как журналист он объездил все уголки Колумбии. Несколько позже Маркес стал корреспондентом газеты "Обозреватель" в Европе.

Именно в это время у него возникает замысел романа, который через 16 лет стал известен под названием "Сто лет одиночества", знаменитого романа, прославившего его на весь мир. А пока Маркес, убежденный социалист, талантливый журналист и малоизвестный писатель собирает для него материал.

В 1955 г. в "Обозревателе" вышла серия его очерков "Правда о моих приключениях", основой которых послужили рассказы одного из членов экипажа колумбийского военного корабля. Публикация этих бесхитростных и вполне благонадежных материалов имела неожиданные последствия. Оказалось, что в рассказах моряка шла речь о судах, которые занимались контрабандой, и роль писателя в данном случае выглядела весьма двусмысленной. Маркесу пришлось на время уехать в Европу. Пока он любовался видами европейских столиц, посещал в Риме курсы при экспериментально-кинематографическом центре, в родной Колумбии к власти пришел диктатор Рохас Пинилья, разогнавший все либеральные газеты.

Оставшись практически без средств к существованию. Маркес переехал в Париж, где первое время даже собирал пустые бутылки, чтобы как-то прокормиться, а в свободное время работал над повестью "Полковнику никто не пишет". Герой этой повести - ветеран гражданской войны. Прислушиваясь к монотонному стуку дождя, он до конца жизни прождал извещения о заслуженной пенсии, но так и не дождался, потому что, как объяснял писатель, "в Латинской Америке две болезни в общественных взаимоотношениях - это насилие и одиночество". Книга была издана в Боготе на средства, собранные друзьями. Они же помогли ему вернуться в Латинскую Америку и обосноваться в Венесуэле.
В 1958 г. Маркес тайно приехал в Колумбию и женился на Мерседес Барча, внучке египетского эмигранта, которую страстно любил еще юношей и которая преданно ждала его долгие годы. И как выяснилось, ждала не напрасно. Вместо прозябания в опасной Колумбии началась увлекательная, полная впечатлений жизнь с любимым человеком. Габриэль и Мерседес стали на редкость счастливой супружеской парой и воспитали двух сыновей Родриго и Гонсалеса.

В конце 50-х годов Маркес стал корреспондентом кубинского информационного агентства "Пренса Латина", представляя его в Гаване, Боготе, а затем в Нью-Йорке. Писатель восторженно встретил кубинскую революцию, а Фидель Кастро даже стал его другом, Марксистские убеждения Маркеса, его сближение с кубинским коммунистическим лидером стали одной из причин изгнания писателя из США. Въезд в эту страну ему был разрешен только после 1971 г. Правда, Маркес особенно и не переживал по поводу его отлучения от самой демократической страны в мире. Он жил в Европе, Мексике, писал повести и романы. И в 39 лет, после публикации романа "Сто лет одиночества", к нему, наконец, пришла долгожданная слава. Этот роман, по признанию автора, был написан на одном дыхании, за восемнадцать месяцев. При работе над книгой у писателя не было ни заминок, ни колебаний, ни сомнений, ни особых поправок. В одном из своих интервью он сказал: "Мне показалось, что когда читаешь "Сто лет одиночества", то становится заметным, как автору не хватило времени написать книгу как следует. У меня тогда было очень мало времени, я должен был закончить книгу к определенному сроку: надо выплачивать за машину, да и задом я задолжал за шесть месяцев". Так скромно оценил автор произведение, сделавшее его не только всемирно знаменитым, но породившее настоящий бум латиноамериканской прозы в Европе. Роман сразу был переведен на все европейские языки и единодушно признан критиками и читателями шедевром.

С этого времени началось триумфальное восхождение писателя на мировой литературный Олимп. Маркес удостаивается почетной степени Колумбийского университета в Нью-Йорке, французского Ордена Почетного Легиона, о его творчестве пишут монографии, а в 1982 г. ему присуждается Нобелевская премия по литературе за "романы и рассказы, в которых фантастическое и реалистическое объединены в богато составленном мире воображения, отражающем жизнь и конфликты целого континента". Узнав о присуждении ему премии, писатель сказал: "Все писатели хотят получить Нобеля, но для меня это стало бы неудачей, так как я больше всего хочу оставить как можно больше пространства для моей частной жизни". Позже он в одном из интервью объяснил, почему у славы есть оборотная сторона медали: "Иногда мы с женой Мерседес вечерами остаемся дома одни, и нам хотелось бы, чтобы нас кто-нибудь пригласил ужинать или еще куда-нибудь. У нас масса друзей, но они не решаются запросто позвонить, потому что думают, что в этот вечер у нас двадцать праздничных встреч. И иногда оказываешься в настоящей изоляции, это и есть одиночество, которое приносит слава, и оно очень похоже на одиночество, которое приносит власть".

В 80-е и 90-е годы из-под пера Маркеса вышли романы "Любовь во время чумы", "Генерал в своем лабиринте", "Хроника объявленной смерти". Кроме литературного творчества писатель активно занимается общественной деятельностью, откликаясь на самые злободневные темы современности.

В последние годы Маркес с женой Мерседес живут в Колумбии, в одном из самых престижных кварталов Боготы. Они занимают просторные апартаменты на двух этажах четырехэтажного жилого дома с видом на парк, а путешествуют в собственном седане с пуленепробиваемыми окнами и бомбонепробиваемым корпусом. Несколько агентов спецслужб следуют за ними на другой машине. Такие меры предосторожности отнюдь не лишние в стране, где каждый месяц почти двести человек похищают и более двух тысяч убивают.

С 1999 г. в прессе начала появляться информация о том, что Гарсия Маркес болен раком лимфы, а в июне 2000 г. несколько изданий даже сообщило о смерти писателя. Оказалось, преждевременно, и в конце 2000 г. Маркес, живой и веселый, появился на книжной ярмарке в Гвадалахаре, где сказал репортерам: "Моя лимфа отступила, я снова полон сил".

Габриэль Гарсия Маркес в возрасте 87 лет в Мехико, где жил на протяжении более полувека. Несколько днями ранее Гарсия Маркес был выписан из клиники в Мехико, где он провел больше недели. Госпитализация была связана с легочной инфекцией и обезвоживанием организма. Писатель проходил курс лечения антибиотиками. Последний раз на публике Гарсия Маркес появился в начале марта этого года, когда вышел из своего дома для общения с журналистами и поклонниками, отмечавшими его день рождения. Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос уже отреагировал на эту новость в своем микроблоге в Twitter: "Тысяча лет одиночества и грусти из-за смерти самого великого колумбийца всех времен, выражаю свою солидарность и соболезнования семье".

В октябре 2014 года архив Маркеса приобрел Техасский университет в Остине. Коллекцию выставила на продажу семья обладателя . Сумма сделки не разглашалась. В университетском Центре гуманитарных исследований Гарри Рэнсона заявили, что архив, охватывающий более полувека творческой жизни писателя, содержит рукописи десяти книг, в том числе одного из самых известных его романов - «Сто лет одиночества». Коллекция также насчитывает около двух тысяч писем, включая переписку с мексиканским писателем Карлосом Фуэнтесом, а также британским писателем и разведчиком Грэмом Грином. Кроме того, в Техасский университет передадут пишущие машинки и компьютеры, за которыми работал писатель. Министр культуры Колумбии Мариана Гарсес назвала продажу архива Техасскому университету огромной потерей для страны. В то же время в семье писателя заявили, что власти Колумбии не обращались к ним по поводу литературного наследия Маркеса, передает BBC News.