Малоизвестные музыкальные инструменты. Десятка самых интересных и необычных музыкальных инструментов

Уникальный, неповторимый или просто непривычный? Безусловно, такой инструмент должен вызывать восхищение, поскольку все нестандартное нравится людям. Однако следует учитывать, что если необычный музыкальный инструмент представлен в привычной форме (например, рояль), а звучит при этом как скрипка, то его "необычность" сомнительна. В этом случае интерес будет минимальным. Другое дело, когда гитара звучит, как гитара, но у нее двенадцать грифов. Вот тогда иначе как "необычной" ее назвать нельзя.

Музыка и кухонная посуда

Иногда работают другие критерии. Если инструмент эволюционировал, развивался с течением времени, он мог кардинально измениться, отойти от канонов и превратиться в необычный музыкальный инструмент. В качестве примера можно привести тромбоны и трубы в легендарном оркестре Гленна Миллера. Чтобы приглушить звучание, музыканты взяли обычные кухонные миски и прикрыли ими раструбы духовых инструментов. Эффект был потрясающий. Инструменты зазвучали по-новому.

Так возникла сурдина - специальное устройство для изменения силы и тембра, а в некоторых случаях и тональности звука. Но пока изобретение не было запатентовано, тромбоны, прикрытые мисками, в оркестре Гленна Миллера считались необычными. Новое звучание открыло широкие возможности для композиторов и особенно для аранжировщиков.

Однако сурдина - это просто дополнение, а в целом необычный музыкальный инструмент характеризуется другими, более глубокими признаками, определяющими его эксклюзивность. Прежде всего это неповторимая, особая техника извлечения звука.

История музыкальных инструментов

Человек тянется к искусству с давних времен. Многие фольклорные обычаи сопровождались пением, а поскольку руки в это время свободны, то хотелось как-то помузицировать. Так появились первые примитивные музыкальные инструменты. На кусок дерева натягивались бычьи жилы, получался струнный щипковый инструмент. Бочонок, покрытый шкурой животного, становился барабаном. Каждое следующее столетие приносило новые, все более совершенные музыкальные инструменты.

В 16 веке появилась скрипка, которая сразу продвинула далеко вперед искусство музыкального сопровождения. Благородный инструмент под названием "виола" потребовал очень тонкого, бережного обращения. В разное время стали появляться великие мастера - Амати, Страдивари, Гварнери, - которые делали замечательные скрипки.

Позже, в 17 веке, был изобретен клавесин, предшественник пианино и рояля. Возможности музыкального сопровождения стали еще шире.

Еще в глубокой древности человек научился трубить в полые рога животных, в морские раковины и дудочки, вырезанные из дерева. А после того как люди научились добывать медную руду и выплавлять бронзу, стали появляться простейшие духовые инструменты, которые постепенно совершенствовались - на них уже можно было играть несложные мелодии.

С ударными было проще. Обычные тыквы превращались в маракасы, пустые бочонки становились барабанами, а все вместе становилось средством для исполнения ритмических "произведений", которые на ходу придумывались музыкантами.

Первые группы

История музыкальных инструментов еще далека от завершения, она продолжается и сегодня. И уже ясно, что конца не будет. Появляются все новые и щипковые, разнообразные духовые, язычковые и амбушюрные, кулисные и вентильные. Прошло около двух веков с того времени, когда музыканты начали собираться в ансамбли, квартеты, квинтеты, и позже в большие симфонические оркестры. Разные инструменты музыкальные, а также всевозможные вспомогательные устройства, объединяли с целью концертной деятельности.

Диджериду

Это редкий духовой инструмент, который входит в категорию "самые необычные музыкальные инструменты мира". Делается из ветки австралийского дерева арнхемленд, выеденного термитами изнутри. Звук диджериду низкий, вибрирующий, при непрерывном звучании может оказывать лечебное воздействие на дыхательные центры человека и предотвращать возникновение синдрома апноэ (остановки дыхания во сне).

Разновидностью диджериду являются альпенгорн и дудук, а прямой наследник - это литуус, деревянная труба длиной около трех метров с расширением на конце и мундштуком из рога муфлона. С помощью уникального инструмента в 1738 году была исполнена кантата Иоганна Себастьяна Баха "Иисус Христос, свет всей моей жизни", в которой была прописана партия для литууса.

Язычковое устройство

Необычный - это две сплюснутые полусферы из латуни полумиллиметровой толщины, диаметром 250 миллиметров, плотно соединенные друг с другом. Верхняя часть - динг - прорезана таким образом, что на ее поверхности образовались восемь сегментов с язычками, звучащих от легких прикосновений. Каждый из семи язычков соответствует одной ноте, а восьмой звучит как фа-диез. Нижняя часть ханга - это резонатор под названием "гу", он многократно усиливает силу звука, выравнивает тембр и придает мелодии особую привлекательность за счет легкой вибрации.

Создали инструмент инженер Феликс Ронер и музыкант Сабина Шерер в 2002 году. Позже они усложнили задачу и сконструировали неразъемный ханг, с лучшими акустическими характеристиками. Новый инструмент был показан публике в 2009 году.

Вьель, или колесная лира

О том, какие есть музыкальные инструменты в Европе, может рассказать любой справочник. Но не везде есть информация о колесной лире. Этот уникальный струнный инструмент изобрели монахи-странники, которые просили подаяние, обязательно сопровождая свои поклоны музыкой. На корпус обычной лютни натягивались мелодические струны, а рядом с ними - струны басовые для гудящего фона. Вдоль струнного ряда устанавливались специальные рычажки, разделяющие струны на участки. Вверху вращался барабан-смычок. Касаясь натянутых струн, он заставлял их звенеть.

Инструмент крупный, в одиночку на нем не сыграешь. Играли монахи всегда вдвоем. Один крутил колесо, другой перебирал лады. В 15 веке лиру уменьшили и она стала умещаться в руках одного музыканта. Характерно, что по всей Европе вьель был инструментом бродячих музыкантов, а во Франции игра на нем считалась искусством.

Струны и ветер

В списке "необычные струнные музыкальные инструменты" первое место занимает Эолова арфа. Принцип действия - струны звучат под напором ветра. Древние греки в дополнение соорудили резонатор, который усиливал звук. Арфа, созданная в 14 веке, была забыта на несколько столетий, и только в 17 веке инструмент возродили двое ученых: Афанасий Кирхер и Джамбатиста де ла Порта.

В настоящее время Эолова арфа находится в одноименной беседке в Пятигорске, инструмент расположен в центре ротонды. А в городе Сан-Франциско (вернее, далеко за городом) в 1967 году ландшафтные скульпторы Аристид Деметриос и Люси Эймс выстроили Эолову арфу высотой 27 метров.

Музыка и воздушные потоки

О том, какие есть музыкальные инструменты, движимые можно узнать на примере поющего дерева в городе Бернли (Великобритания, графство Ланканшир).

Конструкция многометровой высоты сложена из металлических труб разной длины и диаметра и представляет собой спираль, расширяющуюся кверху. Откуда бы ветер не подул, его потоки обязательно попадут в трубы, и металлическое дерево запоет. И хотя мелодия носит условный характер, все же это музыка природы. Глубокое вибрирующее звучание разносится далеко вокруг.

Этот необычный инструмент был создан Майком Тонкиным, лондонским архитектором, и Анной Лю, ландшафтным дизайнером.

Лазерная музыка

Редкие и необычные электронные музыкальные инструменты очень эффектны в использовании. Музыка как таковая сопровождается настоящим лазерным представлением, красочным и завораживающим. В 1976 году музыкант-любитель Джеффри Роуз изобрел лазерную арфу, действующую по принципу извлечения звука путем прикосновения пальцев музыканта к лазерному лучу. Разноцветные электронные нити, вибрирующие в воздухе, имитируют натянутые струны обычной арфы. Стоит слегка прикоснуться к лучу, как сразу же раздается звук заданного тона, чистый и звонкий.

В 1981 году включил в одно из своих выступлений известный музыкант-электронщик Жан-Мишель Жарр, а после очевидного успеха стал использовать ее при записи студийных альбомов.

Сталактитовый оргáн

Еще один необычный музыкальный инструмент, управляемый электроникой, был создан инженером Лиландом Спринклом в одном из пещерных лабиринтов в американском Изобретатель выбрал в обширной пещере Люрей несколько десятков сталактитов, которые при ударе молоточком издавали звук, соответствующий по тону какой-либо ноте. Затем он систематизировал результаты поиска, после чего каждый сталактит оснастил ударным механизмом. Соединив все устройства в одну цепь, инженер подключил к ней компьютер с электронным модулем, содержащем базу различных мелодий. Оставалось выбрать какую-либо композицию и нажать кнопку. В пещере вспыхивал яркий свет и начинала звучать музыка. Впечатление было потрясающее, поскольку природная акустика в подземном лабиринте великолепно отражает малейшие нюансы звука.

Стеклянная гармоника

В середине 18 века весь Лондон, от пивных до аристократических салонов, был охвачен модным развлечением - "ирландскими примочками", т. е. извлечением звуков из бокалов тонкого стекла путем скольжения пальца по его краю. От уровня налитой в сосуд воды зависела тональность звука.

Небезызвестный Бенджамин Франклин, который был в то время послом США в Лондоне, в свободное время занялся изготовлением музыкального инструмента под названием "стеклянная гармоника". Принцип действия устройства заключался во вращении 48 бокалов без ножек разного размера, насаженных на одну ось и наполовину погруженных в ванночку с водой. Прикосновение пальцев музыканта к кромкам вращающихся бокалов вызывало глубокое и сильное звучание. При этом можно было даже подбирать мелодию, чередуя прикосновения к разным частям стеклянного набора.

В последующие несколько десятилетий необычный инструмент был популярным средством развлечения, но однажды его объявили причиной многих бед, таких как ссоры в семье, нервные расстройства и беспричинное беспокойство собак и кошек. Гармонику запретили, и она была позабыта. Однако некий музыкант Бруно Хоффман не только продолжал пользоваться инструментом, но даже выпустил несколько пластинок с записью своих джазовых композиций на стеклянной гармонике.

"Змеевик"

Уникальный инструмент был создан священником из французского города Осер, Эдме Гийомом. Не во всех церквях и соборах имелся оргáн, а в музыкальном сопровождении нуждались все певческие хоры. Серпент, так называется инструмент, представлял собой многократно изогнутую трубу их дерева, обтянутую кожей. Общая его длина составляла три метра, что позволяло достичь сильного и красивого звука. На трубе были расположены шесть отверстий, перекрывая которые музыкант мог сыграть несложную мелодию. Во второй половине 17 века серпент обосновался в военных оркестрах, а затем и в придворных. Одновременно инструмент усовершенствовали, отверстия закрыли клапанами, а костяной мундштук сделали съемным.

В настоящее время серпент используется в концертных программах, посвященных старинным музыкальным произведениям. Его привлекают к работе и современные авторы, как, например, Джудит Вейр, пишущая для театра. Или композитор Джерри Голдсмит, который старается свои произведения для кинематографа сделать как можно более интересными по звучанию.

Сакулейта

В 2002 году музыкант Монти Левинсон взял обычную оркестрову флейту с клапанным механизмом и совместил ее с японской бамбуковой дудочкой сякухати.

Фольклорная японская музыка в начале 20 века прочно обосновалась в Европе. А к середине прошлого столетия этнический инструмент сякухати стал использоваться во многих концертных выступлениях известных исполнителей. Первым популяризатором японской стал Билл Уокер с Ямайки, игравший на ней практически на каждом своем выступлении.

В шестидесятых годах японская флейта участвовала в концертах филармонического оркестра Нью-Йорка. В 80-х этническая дудочка из страны Восходящего солнца еще больше упрочила свои позиции. Затем сякухати совместили с оркестровой флейтой европейского образца - таким образом появился еще один необычный музыкальный инструмент, который называется сакулейта.

Развлечение или искусство

Самые необычные музыкальные инструменты вызывают интерес прежде всего своим видом. Они непохожи на привычные фортепиано, гитару, саксофон. В каждом обязательно присутствует изюминка, которая делает инструмент неповторимым. Необычные музыкальные инструменты, фото которых, если нет возможности увидеть воочию, всегда вызывают живой интерес и, безусловно, являются частью культуры страны, в которой они появились. Существуют музеи, где собраны уникальные экспонаты, имеющие историческую и антикварную ценность.

Игра на необычных музыкальных инструментах также может быть особой, не похожей на распространенные способы. И далеко не всегда понятен принцип звукоизвлечения.

Пытаясь добавить в свою музыку особое звучание, какую-нибудь неповторимую запоминающуюся фишку, музыканты прибегают к разным методам. Некоторые песни запоминаются благодаря интересным барабанным партиям (как “They Don’t Care About Us” Майкла Джексона, где вся фишка — именно в звучании ударных) или узнаваемым гитарным рифам (ну кто не знает «Smoke On The Water» Deep Purple?). Некоторые становятся хитами из-за гениальной простоты, благодаря которой, например, “We Will Rock You” Queen прочно и надолго закрепилась в топе самых узнаваемых песен и самых копируемых кричалок в мире. Подобные песни никогда не затеряются в миллионных списках других музыкальных творений. Говорят, мир обрел уже около полумиллиарда песен. Ну и как при таком раскладе создать что-то по-настоящему уникальное, еще никем не придуманное? Или выполнить еще более сложную задачу: написать ни на что не похожий хит. Нет никаких гарантий, что у вас это получится, даже если вы гениальный композитор. Бывают же случаи: пока неизвестный гений месяцами-годами трудится над новым шедевром, какой-то дилетант-самоучка совершенно случайно сложит 3 ноты таким образом, что потом эту его нехитрую песенку будет напевать половина планеты. А почему? Да потому, что в мире и так полно красивых, сложных, но ничем не примечательных мелодий. По этой причине современные музыканты пытаются добиться уникальности двумя наиболее простыми путями: либо свести все до максимальной простоты (пример тому- несложные поп-музыкальные мотивчики) или добавить нечто необычное, которым часто является использование различных электронных эффектов при помощи специальных компьютерных программ (тот же FL Studio). Но есть еще третий вариант, в последнее время стремительно набирающий популярность: добавление в общий микс какого-нибудь необычного музыкального инструмента. Благодаря этому, общее звучание песни становится более неповторимым, а в некоторых случаях — и выступление группы выходит ярче и эффектней.

Какие же они - необычные и интересные музыкальные инструменты? Мы составили список самых интересных экземпляров и даже подобрали подходящие видео, которые в лучшем виде передают особенности их звучания. И так, представляем вашему вниманию наш топ-9.

9. Хуака

Открывает наш список редкий и неизвестный инструмент хуака, создателем которого является Шерон Роуел. Это достаточно новое музыкальное изобретение — первый экземпляр был создан всего в 1980 году. Первым музыкантом, сыгравшим на хуаке, стал Алан Тауэр, который, к тому же, записал целый диск с музыкой этого интересного инструмента.

Корпус хуаки состоит из трех глиняных сосудов, соединенных между собой, благодаря чему, могут быть воспроизведены три разных звука одновременно. Вообще, конструкция хуаки напоминает человеческое сердце и легкие, а звук, издаваемый инструментом, немного похож на звучание флейты.

8. Кризалис

Еще одно молодое изобретение из списка редких музыкальных инструментов. История кризалиса началась, когда в 1970-тых годах Крису Форстеру пришла интересная мысль: «А что будет, если взять колесо и вместо спиц натянуть струны?». Идея оказалась довольно удачной, так как звучание кризалиса вышло действительно волшебным. С виду конструкция инструмента довольно нехитрая: 2 деревянных, вращающихся в разные стороны, колеса и по 82 струны на каждой стороне. Но на самом деле создатель уверяет, что здесь присутствует еще и секретная авторская технология, благодаря которой будто льющиеся из-под пальцев нежные звуки криза лиса, выходят такими завораживающими.

7. Ханг

Совершенно космический инструмент. И внешне похож на летающую тарелку, и звуки издает чарующие, как будто из другой планеты. Да и цены на ханг слегка космические — на аукционах близко $10 тис. Хотя лучше всего покупать напрямую у авторов этого творения — швейцарцев Феликса Ронера и Сабины Шерер, создавших ханг в 2000 году. Кстати, это будет дешевле — около 1500 евро.

Сам музыкальный инструмент ханг состоит из двух плосковатых полусфер, в одной из которых находится 7-8 ямочек, расположенных по кругу (тональный круг), а в другой — резонансное отверстие.

6.Хапи

В 2009 году те же швейцарские изобретатели представили миру упрощенную версию ханга — хапи, в странах СНД почему-то именуемого «глюкофоном». Хапи, в отличие от «старшего брата», приобрести довольно просто и значительно дешевле, но это не делает его менее интересным и необычным. Глюкофон слушать — один релакс и удовольствие, а игра на нем заменяет медитацию. Кстати, целью покупки хапи-драма часто и является его использование в различных практиках и упражнениях для погружения в медитативное состояние. Причиной тому является звучание, похоже на звук тибетской чаши или колокольчиков.

Хапи более округлый, чем ханг, и немного меньше по диаметру. В нижней полусфере — все так же отверстие, но у верхней — уже не ямки, а прорезаны 5-8 «язычков», по которым ударяют пальцами или специальными палочками.

5. Стеклянная гармоника

Очень редкий инструмент с достаточно долгой историей, берущей начало в Англии 1600-тых годов. А все началось с английской моды на «ирландское развлечение» — игра на тридцати-сорока стаканах, наполненных водой. Умельцы, прикасаясь к краям стаканов, извлекали из них легкие нежные звуки. В полноценный инструмент музыкальные стаканы превратились в 1757 году, когда в Лондон прибыл посланник Ассамблеи Пенсильвании Бенджамин Франклин. Увлечение англичан пришлось ему по вкусу, и изобретатель решил немного трансформировать инструмент, заменив стаканчики стеклянными полусферами, нанизанными на вращающуюся железную ось. Нижний край полусфер погружался в емкость с водой, благодаря чему они были постоянно увлажнены.

Инструмент имел огромную популярность в Европе до тех пор, пока внезапно не был обвинен в излишнем влиянии на психику людей: от легких расстройств и до потери рассудка. Кое-где стеклянную гармонику даже запретили. Но в 1920-х годах звуки волшебного инструмента вернулись из небытия в пластинках Бруно Хофмана, который написал немало мелодий специально для стеклянной гармоники.

4. Тенори-он

Тенори-он — это скорее электронный аппарат для извлечения звуковых эффектов, нежели музыкальный инструмент в привычном понимании. Для игры на нем особых навыков и музыкального образования не требуется — все строится скорее на интуитивном восприятии музыки и чувстве ритма. Но это не значит, что инструмент предназначен только для любителей! Профессионал тоже оценит все преимущества тенори-она, используя его для создания электронной музыки.

Устройство являет собой квадратный дисплей с 256 кнопками-сенсорами со светодиодами. Внутри системы имеются встроенные эффекты и библиотека звуков. Музыка, которую возможно сыграть на этом инструменте, имеет исключительно электронный характер. В нашем списке необычных музыкальных инструментов это первый хай-тек прибор. А теперь угадаете его высокотехнологичную родину? Конечно, как и следовало ожидать, создатели тенори-она, Тосио Ивай и Ю Нишибори - японцы.

3. Реактоскоп

Еще одна техно-новинка, но в этот раз — не продукт конкретного создателя, а скорее, коллективное изобретение участников музыкального конкурса Evolution Music Instruments. Одной из целей мероприятия как раз и является продуцирование новаторских идей и создание необычных инструментов воспроизведения звука. Реактоскоп — первое достижение конкурсантов. Сделан по прототипу испанского реактейбла, реактоскоп является интерактивным музыкальным столом с изображенными разноцветными кнопками, каждая из которых имеет определенную функцию. Именно при помощи данных функций и воспроизводятся треки. Причем они автоматически начинают обрабатываться в режиме реального времени, что позволяет достичь практически идеального звучания. Чтобы играть на реактоскопе особое образование не требуется. Достаточно интуитивного восприятия музыки. Ну и, конечно, подробного изучения функций каждой кнопки (а таких 20). Но это не так и сложно, ведь над каждой из кнопок есть графические подсказки.

2. Лазерная арфа

Лазерная арфа, как и два предыдущих представителя высокотехнологической музыкальной индустрии, не является музыкальным инструментом в его привычном понимании (или, может быть, именно так будут выглядеть музыкальные инструменты будущего). Такая себе футуристическая арфа — это скорее контроллер, чем полноценный инструмент. Вместо струн — лазерные лучи, при перекрывании которых, возникает звук.

Можно подумать, что лазерная арфа — изобретение ХХІ века, но нет — Джефри Роуз изобрел ее еще в 1976 году. Популярность такая арфа обрела благодаря известному музыканту Жану-Мишелю Жарру, включившему ее звучание в песни студийного альбома «Rendez-vous». Кстати, впервые альбом прозвучал на праздновании 25-летия NASA (и конечно, самым ярким объектом выступления стала, конечно же, эффектная лазерная арфа).

1. Катушка Теслы / Зевсафон

Сколько бы не говорили и не предупреждали, людям нравится играть с огнем, пытаясь покорить эту могущественную стихию. Опаснее горящего пламени может казаться только загадочная молния. И вот нашлись энтузиасты, сумевшие не просто покорить это смертельно опасное явление (точнее, уменьшенную искусственно созданную его копию), а еще и заставить его играть музыку!

Кто создал катушку Теслы? Конечно же легендарный Тесла! Но думал ли он, что когда-то кому-то сбредет в голову использовать ее как музыкальный инструмент?

Чистое электричество + плазменный динамик + трансформатор Теслы — вот три составляющие завораживающе опасного и очень эффектного инструмента, именуемого в честь древнегреческого бога-громовержца Зевса. Конечно, игра на зевсафоне не требует прямого контакта музыканта с инструментом (а еще и запрещает!) — трансформатор Теслы можно подсоединить к разным устройствам, инструментам, которыми владеет музыкант. Часто катушку подключают к синтезатору. Вообще, звучание зевсафона — это звучание высокого напряжения (как иногда звучат высоковольтные провода, но громче и мелодичнее), хотя вся фишка здесь не так в звуке, как в шоу и самом факте: «мы заставляет ток играть музыку!».

Что только не придумают, чтобы разнообразить свои музыкальные творения или даже сделать себе имя на изобретении нового экстравагантного инструмента! Мы представили вам 9 самых необычных музыкальных инструментов, но на самом деле подобных примеров существует еще очень много. Если бы мы взялись за описания всех странных диковинных воспроизводящих какие-либо звуки предметов, на подобии этнических инструментов далеких от цивилизации племен или модерновых аппаратов ХХІ века — обычная статья на интернет-ресурсе плавно превратилась бы в полноценную книгу, возможно даже на несколько томов. Поэтому мы выбрали действительно стоящие вашего внимания инструменты, где их необычность гармонично совмещается с красивым оригинальным звучанием. Если в музыкальной индустрии вы только слушатель, но наш текст пробудил в вас желание попробовать себя в роли музыканта (а вдруг!), мы не советуем начинать из какого-нибудь очень необычного инструмента. Во-первых, большинство из них очень редкие и, соответственно, очень дорогие, а во вторых, для овладевания азами музыкальных умений лучше всего начать с чего-то более обычного. И учителя найти легко (в некоторых случаях достаточно видео уроков в ютубе), и купить намного проще и доступнее. Например, в интернет-магазине музыкальных инструментов www.robik-music.com. Здесь вы найдете множество видов разных инструментов: от общеизвестных гитар и фортепиано и до менее распространенных этнических. Если же вы — профессиональный музыкант, тогда тем более советуем заглянуть на сайт этого магазина. Здесь есть не только огромный выбор традиционных инструментов, а даже диджейская аппаратура, звуковое оборудование и, конечно, световое оборудование, при помощи которого вы сделаете выступление более ярким и зрелищным, не прибегая к использованию катушек Теслы, лазерных арф и других, слишком редких для приобретения, инструментов.

Терменвокс

Многие слышали этот музыкальный инструмент, сами того не подозревая, например, в старых фильмах ужасов.

Терменвокс был изобретен русским ученым Львом Терменом в 1928 году. Он издает довольно необычный, даже немного жуткий вибрирующий звук, который обожают многие андерграунд-музыканты. Однако именно звучание инструмента не позволило ему приобрести широкую популярность. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счет чего и меняется высота звука.

Банджолеле

Несмотря на то что и банджо, и укулеле быстро обрели армию многочисленных поклонников, гибрид этих двух инструментов, банджолеле, популярным так никогда и не стал. По сути дела это очень маленькое банджо, только с четырьмя струнами вместо пяти. Инструмент издает приятный успокаивающий звук, но вот играть на нем людям с большими руками довольно проблематично. Может, именно поэтому, а может, из-за неблагозвучности своего названия банджолеле так и остался нишевым инструментом.

Омникорд

Омникорд — электронный музыкальный инструмент, представленный компанией Suzuki в 1981 году. Звуки в нем создаются путем нажатия на соответствующую аккорду кнопку и удара по специальной металлической пластине. Будучи невероятно простым в использовании, омникорд имел все шансы стать популярным, особенно среди музыкантов-новичков. Но так и не стал. Знаменитая мелодия из песни Clint Eastwood британской группы Gorillaz является, пожалуй, самым известным произведением, сыгранным на этом музыкальном инструменте.

Баритон-гитара

И бас-гитара, и обычная гитара — одни из самых популярных инструментов в мире. Однако, как и в случае с банджолеле, их гибрид, несмотря на глубокое и богатое звучание, особой распространенности не сыскал. Благодаря своей конструкции такие гитары звучат гораздо ниже обычных. В настоящее время их иногда используют в студиях звукозаписи, чтобы придать основной гитарной партии более насыщенный оттенок.

Глюкофон

Несмотря на неблагозвучность своего названия, звуки этот инструмент издает очень даже приятные. Больше всего он похож на металлический ручной барабан. Он состоит из двух чаш, на одной из которых расположены «язычки» барабана, а на другой — резонирующее отверстие. Каждая чаша поддается тонкой настройке.

Инструмент сыскал некоторую популярность среди уличных музыкантов, однако массовым его все-таки назвать нельзя.

Клавитара

В 80-е годы, на волне популярности поп-музыки, этот инструмент почти вошел в мэйнстрим. Почти…

По сути дела это обычный синтезатор, заключенный в пластмассовый гитарный корпус. Как и на предыдущих гибридах, на нем играют в основном лишь по мере необходимости. Одно из его главных достоинств — компактность.

Немногие знают, что Мэтью Бэллами, лидер популярной британской группы Muse, регулярно использует клавитару на своих выступлениях.

Духовой синтезатор «Эви»

«Эви» — самый популярный духовой синтезатор, но по-прежнему неизвестен огромному числу фанатов музыки. Он представляет собой смесь саксофона и синтезатора. Принцип игры на нем практически тот же, что и на саксе. Однако «синтезаторное прошлое» инструмента делает возможным его подключение к компьютеру.

Электрониум

Самый загадочный инструмент в нашей подборке. Он был придуман изобретателем Рэймондом Скоттом. О нем мало что известно, кроме того, что это огромный прототип современного синтезатора. Единственный оставшийся электрониум принадлежит композитору Марку Мазэрсбо, да и тот не работает.

Музыкальная пила

Это пила отличается от обычной только тем, что она может гнуться гораздо сильнее. При игре музыкант упирает один ее конец себе в бедро, а другой конец держит рукой. Звук извлекается специальным смычком. Надо сказать, что необычное звучание пилы можно услышать в композициях некоторых фолк-групп. Однако за пределами жанра этнической музыки она не получила широкого распространения.

«Волны Мартено»

Пожалуй, самый необычный инструмент в подборке. Его изобрел Морис Мартено в 1928 году. Звучание инструмента одновременно напоминает скрипку и терменвокс. Конструкция французского изобретения довольно сложна: при игре музыканту нужно одновременно нажимать на клавиши и дергать за специальное кольцо. Кстати, участник группы Radiohead Джонни Гринвуд ипользовал «Волны Мортено» при записи нескольких песен, придав им неповторимое звучание

Благодаря музыкальным инструментам мы можем извлекать музыку - одно из самых уникальных творений человека. От трубы до пианино и бас-гитары, с их помощью было создано бесчисленное количество сложных симфоний, рок-баллад и популярных песен.

Однако в этом списке перечислены некоторые из самых странных и причудливых музыкальных инструментов, существующих на планете. И, кстати, некоторые из них из разряда "разве такое вообще существует?"

Итак, перед вами - 25 действительно странных музыкальных инструментов - в звуке, дизайне или, чаще всего, и в том и другом.

25. Овощной оркестр (Vegetable Orchestra)

Созданный почти 20 лет назад группой друзей, увлекавшихся инструментальной музыкой, Овощной оркестр в Вене стал одной из самых странных групп музыкальных инструментов на планете.

Музыканты делают свои инструменты перед каждым выступлением - полностью из овощей, таких как морковь, баклажаны, лук-порей - чтобы устроить совершенно необычное представление, которое только могут увидеть и услышать зрители.

24. Музыкальная шкатулка (Music Box)


Строительная техника чаще всего шумит и раздражает своим грохотом, сильно контрастируя с небольшой музыкальной шкатулкой. Но была создана одна массивная музыкальная шкатулка, которая объединяет в себе и то и другое.

Этот почти однотонный виброуплотнитель был переоборудован так, чтобы вращаться так же, как классическая музыкальная шкатулка. Он умеет воспроизводить одну знаменитую мелодию - "Знамя, усыпанное звёздами" (гимн США).

23. Кошачье пианино


Хочется надеяться, что кошачье пианино никогда не станет настоящим изобретением. Опубликованный в книге, рассказывающей о странных и причудливых музыкальных инструментах, "Katzenklavier" (также известный как кошачье пианино или кошачий орган) - это музыкальный инструмент, в котором кошки рассажены в октаву в соответствии с тоном их голоса.

Их хвосты вытянуты в сторону клавиатуры с гвоздями. Когда клавишу нажимают, гвоздь болезненно надавливает на хвост одной из кошек, которая и обеспечивает звучание нужного звука.

22. 12-грифовая гитара


Было довольно классно, когда Джимми Пейдж из Led Zeppelin сыграл на сцене на двугрифовой гитаре. Интересно, каково было бы, если б он сыграл на этой 12-грифовой гитаре?

21. Зевсофон (Zeusaphone)


Представьте себе создание музыки из электрических дуг. Зевсофон делает именно это. Известный как "Поющая катушка Тесла" ("Singing Tesla Coil”), этот необычный музыкальный инструмент производит звук, изменяя видимые вспышки электричества, тем самым создавая футуристически звучащий инструмент электронного свойства.

20. Яйбахар (Yaybahar)


Яйбахар - один из самых странных музыкальных инструментов, пришедших с Ближнего Востока. Этот акустический инструмент имеет струны, соединённые с намотанными пружинами, которые воткнуты в центр рамок барабанов. Когда струны играют, вибрации отдаются эхом по комнате, словно эхо в пещере или внутри металлической сферы, создавая гипнотический звук.

19. Морской орган


В мире существуют два больших морских органа - один в Задаре (Хорватия), а другой в Сан-Франциско (США). Оба они работают аналогично - из серии труб, поглощающих и усиливающих звук волн, делая море и его капризы главным исполнителем. Звуки, которые издаёт морской орган, сравнивают со звуком воды, попавшей в уши, и диджериду.

18. Куколка (Chrysalis)


Куколка - один из самых красивых инструментов в этом списке странных музыкальных инструментов. Колесо этого инструмента, построенного по модели массивного, круглого, каменного календаря ацтеков, вращается по кругу с натянутыми струнами, производя звук, похожий на идеально настроенную цитру.

17. Клавиатура Янко (Janko Keyboard)


Клавиатура Янко выглядит, как длинная, неправильная шахматная доска. Разработанное Паулем фон Янко (Paul von Jankó), это альтернативное расположение клавиш пианино позволяет пианистам играть такие музыкальные произведения, которые невозможно сыграть на стандартной клавиатуре.

Хотя клавиатура выглядит довольно сложной для игры, она воспроизводит такое же количество звуков, как и стандартная клавиатура, и на ней легче научиться играть, поскольку изменение тональности требует от музыканта всего лишь перемещения рук вверх или вниз, без необходимости смены аппликатуры.

16. Симфонический дом


Большинство музыкальных инструментов являются портативными, и Симфонический дом явно не входит в их число! В данном случае музыкальным инструментом является целый дом в Мичигане площадью 575 квадратных метров.

От противоположных окон, позволяющих проникать звукам прибрежных волн неподалёку или шума леса, до ветра, дующего через длинные струны своеобразной арфы - весь дом резонирует от звука.

Самый большой музыкальный инструмент в доме - это две 12-метровые горизонтальные балки из древесины анегри с натянутыми вдоль них струнами. Когда струны звучат, вся комната вибрирует, придавая человеку ощущение присутствия внутри гигантской гитары или виолончели.

15. Терменвокс (Theremin)

Терменвокс - один из самых первых электронных инструментов, запатентованный в 1928 году. Две металлические антенны определяют положение рук исполнителя, изменяя частоту и громкость, которые преобразуются из электрических сигналов в звуки.

14. Унцелло (Uncello)

Больше похожий на модель вселенной, предложенную Николаем Коперником в XVI веке, унцелло - это комбинация дерева, колышков, струн и удивительного нестандартного резонатора. Вместо традиционного корпуса виолончели, который усиливает звук, в унцелло используется круглый аквариум, чтобы издавать звуки во время игры смычком по струнам.

13. Гидролофон (Hydraulophone)


Гидролофон - это музыкальный инструмент новой эпохи, созданный Стивом Манном (Steve Mann), который подчеркивает важность воды и служит людям с ослабленным зрением в качестве сенсорного исследовательского устройства.

По существу, это массивный водный орган, на котором играют, затыкая пальцами небольшие отверстия, из которых медленно течёт вода, гидравлически создавая традиционное органное звучание.

12. Байклофон (Bikelophone)


Байклофон был построен в 1995 году в рамках проекта по изысканию новых звуков. Используя раму велосипеда в качестве основы, этот музыкальный инструмент создаёт слоистые звуки с помощью циклической системы записи.

В своей конструкции он имеет басовые струны, древесину, металлические телефонные колокольчики и другое. Звук, который он производит, на самом деле нельзя сравнить ни с чем, потому что он издаёт широкий спектр звуков от гармоничных мелодий до вступлений научно-фантастических передач.

11. Арфа Земли (Earth Harp)


Чем-то похожая на Симфонический дом, Арфа Земли является самым длинным в мире струнным инструментом. Арфа с натянутыми струнами длиной 300 метров издаёт звуки аналогично виолончели. Музыкант в хлопчатобумажных перчатках, покрытых скрипичной канифолью, перебирает струны руками, создавая слышимую волну сжатия.

10. Большой сталактитовый орган (Great Stalacpipe Organ)


Природа полна звуков, приятных нашим ушам. Объединив человеческую изобретательность и дизайн с естественной акустикой, Лиланд В. Спринкл (Leland W. Sprinkle) установил в Лурейских пещерах, штат Вирджиния, США, изготовленный по заказу литофон.

Орган производит звуки различной тональности с помощью сталактитов возрастом десятки тысяч лет, которые были превращены в резонаторы.

9. Змей (Serpent)


Этот басистый духовой инструмент с медным мундштуком и отверстиями для пальцев, как в деревянных духовых инструментах, был назван так из-за своей необычной конструкции. Изгибающаяся форма Змея позволяет издавать уникальный звук, напоминающий нечто среднее между тубой и трубой.

8. Ледяной орган


Шведский Ледяной отель, в зимний период полностью построенный изо льда, является одним из самых знаменитых бутик-отелей в мире. В 2004 году американский скульптор по льду Тим Линарт (Tim Linhart) принял предложение построить музыкальный инструмент, который соответствовал бы тематике отеля.

В итоге Линарт создал первый в мире ледяной орган - инструмент с трубами, полностью вырезанными изо льда. К сожалению, век этого необычного музыкального инструмента был недолог - он растаял прошлой зимой.

7. Эол (Aeolus)


Выглядящий, как инструмент, смоделированный на примере неудачной причёски Тины Тёрнер, эол представляет собой огромную арку со множеством труб, улавливающую любое дуновение ветра и преобразующую его в звук, часто издаваемый в довольно жутких тонах, ассоциирующихся с посадкой НЛО.

6. Неллофон (Nellophone)


Если предыдущий необычный музыкальный инструмент напоминает волосы Тины Тёрнер, то этот можно сравнить с щупальцами медузы. Чтобы сыграть на неллофоне, полностью построенном из изогнутых труб, исполнитель становится в центре и ударяет по трубкам специальными лопатками, тем самым производя звук резонирующего в них воздуха.

5. Шарпсихорд (Sharpsichord)

Будучи одним из самых сложных и странных музыкальных инструментов в этом списке, шарпсихорд имеет 11520 отверстий со вставленными в них колками и напоминает музыкальную шкатулку.

Когда питающийся от солнечной энергии цилиндр поворачивается, поднимается рычаг, перебирающий струны. Затем питание передаётся перемычке, которая усиливает звук с помощью большого рупора.

4. Пирофонический орган (Pyrophone Organ)

В этом списке рассмотрено много различных видов переделанных органов, и этот, возможно, лучший из них. В отличие от использования сталактитов или льда, пирофонический орган производит звуки путём создания мини-взрывов при каждом нажатии клавиш.

Удар по клавише работающего на пропане и бензине пирофонического органа провоцирует выхлоп из трубы, наподобие двигателя автомобиля, тем самым создавая звук.

3. Забор. Любой забор.


Мало кто в мире может претендовать на звание "музыканта, играющего на заборах". На самом деле это может сделать только один человек - австралиец Джон Роуз (Jon Rose) (уже звучит как имя рок-звезды), создающий музыку на заборах.

Роуз использует скрипичный смычок, чтобы создавать резонирующие звуки на плотно натянутых - от колючей проволоки до сетки - "акустических" заборах. Некоторые из его самых провокационных выступлений включают игру на пограничном заборе между Мексикой и Соединёнными Штатами, а также между Сирией и Израилем.

2. Сырные барабаны (Cheese Drums)


Будучи сочетанием двух человеческих страстей - музыки и сыра - эти сырные барабаны являются поистине замечательной и очень странной группой инструментов.

Их создатели взяли традиционную ударную установку и заменили все барабаны массивными круглыми головками сыра, установив рядом с каждой по микрофону, чтобы получались более нежные звуки.

Для большинства из нас их звук будет больше похож на удары палочками, находящимися в руках барабанщика-любителя, сидящего в местном вьетнамском ресторане.

1. Туалетофониум (Loophonium)

Будучи небольшим тубоподобным басовым музыкальным инструментом, играющим ведущую роль в духовых и военных оркестрах, эуфониум не такой уж и странный инструмент.

Так и было до тех пор, пока Фриц Шпигль (Fritz Spiegl) из Королевского Ливерпульского филармонического оркестра (Royal Liverpool Philharmonic Orchestra) не создал туалетофониум: полностью функционирующее сочетание эуфониума и красиво раскрашенного унитаза.