Люди холопского звания в поэме Н. А

Даже гнев приниженных рабов выливается подчас в уродливые формы. Психология раба рождает и рабские способы мести. Таков именно смысл знаменитого сказа «Про холопа примерного, Якова Верного», которому Некрасов придавал очень большое значение. В основу новеллы положен действительный случай, сообщенный Некрасову юристом А. Ф. Кони. В одной из бесед с Кони (летом 1873 года) поэт сказал, что ему для работы над «Кому на Руси жить хорошо» нужны примеры фактов крепостнического произвола, и Кони рассказал Некрасову в числе других историю помещика, который зверски обращался со своими крепостными. находя усердного исполнителя своих велений в своем любимом кучере — человеке жестоком и беспощадном.

Когда Кони прочитал присланный ему через год Некрасовым корректурный лист сказа «О холопе примерном, Якове Верном», он назвал стихи эти потрясающими. Это определение очень отчетливо выявляет разницу между драматичным по фактам, но спокойно-бесстрастным рассказом Кони и новеллой Некрасова, произведением высокого поэтического искусства.

В рассказе Кони одинаково отвратительны и зверь-помещик, и его верный Малюта Скуратов (прозвище-то какое!). Некрасов значительно усилил, сгустил отрицательную характеристику помещика, введя целый ряд дополнительных деталей: «деревнишка» куплена на взятки, «жадный, скупой» Поливанов жесток «даже с родными, не только с крестьянами»:

Дочь повенчав, муженька благоверного

Высек — обоих прогнал нагишом.

Парня в солдаты он отдает не в ответ на угрозы, а лишь для того, чтобы сбыть с рук соперника. И, наконец, ярчайшая характеристика цинизма и жестокости помещика по отношению к крепостным:

В зубы холопа примерного,

Якова Верного

Походя дул каблуком.

Яков у Некрасова, напротив, не жестокий и беспощадный Малюта Скуратов, а лицо страдательное. Это жалкий человек, не только приниженный, но лишенный сознания этой приниженности, рабски, по-собачьи преданный своему господину:

Люди холопского звания

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Поэт не отказывает Якову в способности самоотверженно и бескорыстно привязаться, прилепиться сердцем к другому. Этот одинокий, не знавший семьи человек всего себя отдает заботам о барине да племяннике — Грише:

Только и было у Якова радости:

Барина холить, беречь, ублажать,

Да племяша-малолетка качать.

Рассказ Кони имеет информационный характер. Некрасов как истинный художник-психолог обогащает повествование картиной внутренней борьбы, колебаний и смятения кроткого Якова, решившегося на месть, нарастания его гнева, ненависти и презрения к барину. Под пером мастера краткое сообщение о том, что на глазах у беспомощного и в ужасе кричащего барина кучер влез на дерево и повесился, развертывается в жуткую эмоционально-психологическую картину: «В саван окутался Чортов овраг», «зги не видать», совы ширяются оземь крылами, горят во тьме «чьи-то два круглые, яркие ока», слетел ися на добычу вороны... И в этой ночной тишине висит Яков над барином, мерно качается... Итог — мучения пробудившейся одичавшей совести («Мечется барин, рыдает, кричит», «Грешен я, грешен! Казните меня!») и вывод рассказчика о правомерности возмездия:

Будешь ты, барин, холопа примерного,

Якова верного,

Помнить до судного дня!

На рассказ о Якове слушатели реагируют по-разному. Большинство темных вахлаков подходят к услышанному с чисто христианской незлобивостью:

«Грехи, грехи! — послышалось

Со всех сторон: — Жаль Якова,

Да жутко и за барина,

Какую принял казнь!»

Лишь некоторые, более сознательные, бросают ироническое:

«Жалей!»

Сказ о Якове завязывает спор о виновниках свершающегося зла, «о том, кто всех грешней?». Версия — «разбойники!», высказанная купеческим братом Ереминым, исчерпывается дракой с ним Клима Лавина, разумно рассудившего, что

Разбой — статья особая,

Разбой тут не при чем!

Другое мнение — «кабатчики!» — не находит развития в споре, и в дальнейшем течении крестьянского диспута речь идет о помещиках и мужиках.

Некрасов писал поэму «Кому на Руси жить хорошо» в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально «по словечку». Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои современной ему России, и благодаря удачно подобранному сюжету автору это удалось.

В поэме мы встречаем совершенно разных людей: счастливых и несчастных, бедных и состоятельных; бунтарей и рабов. Тема этого сочинения посвящена последним. Прежде чем рассказать о «людях холопского звания», изображенных в поэме, нужно отметить, что это лишь часть крестьян. Большинство же мужиков осознавали ужас рабской жизни и не свыклись со своим бес-правнымположением, не стали холопами по убеждению.

Яков Верный - холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя

Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

У князя Переметпъева Я был любимый раб, Жена-раба любимая... Он молится:

Оставь мне, Господи, Болезнь мою почетную, По ней я дворянин!

Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом недостойным, а барина - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

Был Клим мужик: и пьяника, И на руку нечист. Работать не работает, С цыганами вожжается, -Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где бы он ни появлялся. Выражая общее мнение людей о таких холопах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по поводу Егорки Шутова:

Аи служба - должность подлая!,. Гнусь человек! - Не бить его, Так уж кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки «О двух великих грешниках»:

Велик дворянский грех! Велик, а все не быть ему Против греха крестьянского. Грех предателя - самый тяжелый: Все прощает Бог, А Иудин грех не прощается. Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех, А за что тебе вечно маятся! Показав в своей поэме немало «людей холопского звания» среди крестьян, Некрасов тем самым дает понять, что крепостное право калечит людей, делает из них либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. А как же реформа 1861 года? Ведь она отменила крепостное право. Это так, но положение народа от этого не стало лучше. Оставаясь по-прежнему

бесправными и нищими, крестьяне изо всех сил выбиваются, чтобы прокормиться... Недаром они говорят о реформе:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана... Некрасову же видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

На примере семи правдоискателей, отправившихся в путь в поисках счастья, и других персонажей Некрасов показывает, что большинство крестьян все же не стало холопами. В этих людях пробуждается протест против своего нищенского положения, и они не смирятся с такой участью. Недаром поэт написал с надеждой:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов как бы от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем об-щественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучи-тельно переживал покорность русского крестьянства, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами тру-жеников, без всякой идеализации и сочувст-вия. Гневно рассказывает Некрасов о пара-зитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший «кре-щеной собственностью», был полновласт-ным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало».

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню, — вспоминает о былом помещик Оболт-Обол-дуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складыва-лись и «правила» помещиков, их привычки и взгляды:

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорот!..

Отмена крепостного права «ударила одним концом по барину, другим по мужику». К новой формации — нарастающему капитализму — барин приспособиться не может и не желает, и неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как «по кирпичику» разби-раются господские дома. Сатирическое отно-шение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин «Последыш». Особенно вы-разителен в поэме образ князя Утятина-«Последыша». Этот барин «весь век чудил, дурил» и остался жестоким деспотом-крепостником и после 1861 года. Он не знал и не интересо-вался своими крестьянами, о чем говорят его нелепые распоряжения по вотчине. Так, барин приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, что-бы жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают приказ «Последы-ша», так как «той вдове — под семьдесят, а же-ниху — шесть лет!» Глухонемого дурака «По-следыш» назначает сторожем, пастухам при-казывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не толь-ко приказы «Последыша» — нелеп и странен он сам, упорно не желая примириться с отме-ной крепостного права. Карикатурен даже его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Жестоким самодуром-угнетателем пока-зан и помещик Шалашников, «воинскою си-лою» покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фо-гель. При нем «настала каторга корежскому крестьянину — до нитки разорил!» — говорит Савелий. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», — говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья кресть-янину, — вот тот вывод, к которому с желез-ной последовательностью подводит Некра-сов читателя поэмы.

Но наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положени-ем, холопы по убеждению. Таков Яков Вер-ный — «холоп примерный». Обиженный жес-токим помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает образы холопов не только по положению, но и по своей пси-хологии. Это дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и до-пивая из рюмок иностранное вино.

Близки к холопам Ипат и Клим — люди кня-зя Утятина. Один называет себя рабом, недо-стойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

Был Клим мужик: и пьяница,

И на руку нечист.

Работать не работает,

С цыганами вожжается,

Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, ко-торые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выра-жая общее мнение людей, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:

Ай служба-должность подлая!..

Гнусь человек! — Не бить его,

Так уже кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе поведал Игнатий вслед за легендой Ионушки «О двух великих греш-никах». Рассказ дается в подтверждение мысли:

Велик дворянский грех!

Велик, а все не быть ему

Против греха крестьянского.

Грех предательский — самый тяжелый грех:

Все прощает бог,

А Иудин грех не прощается.

Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

А за то тебе вечно маяться!

С какой же целью показал Некрасов столь-ко типов крестьян-холопов? Он был убежден, что крепостное право «калечит», делает из людей либо подхалимов, либо горьких пья-ниц, разбойников, а хуже всего — предате-лей. Явление «холопства», если так можно выразиться, можно встретить и в наше вре-мя. Большинство таких людей — «холопы» по психологии. «Холопство» пока не искоренено и существует повсюду.

Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои современной ему России, и благодаря удачно подобранному сюжету автору это удалось. В поэме мы встречаем совершенно разных людей: счастливых и несчастных, бедных и состоятельных; бунтарей и рабов. Тема этого сочинения посвящена последним. Прежде чем рассказать о “людях холопского звания”, изображенных в поэме, нужно отметить, что это лишь часть крестьян. Большинство же мужиков осознавали ужас рабской жизни и не свыклись со своим бесправным положением, не стали холопами по убеждению.
Яков Верный - холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

У князя Переметъева
Я был любимый раб,
Жена-раба любимая... Он молится:
Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!

Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом недостойным, а барина - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где бы он ни появлялся. Выражая общее мнение людей о таких холопах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по поводу Егорки Шутова:

Аи служба - должность подлая!..
Гнусь человек! - Не бить его,
Так уж кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках”:

Велик дворянский грех!
Велик, а все не быть ему
Против греха крестьянского.
Грех предателя - самый тяжелый:
Все прощает Бог,
А Иудин грех не прощается.
Ой мужик! Мужик!
Ты грешнее всех,
А за что тебе вечно маятся!

Показав в своей поэме немало “людей холопского звания” среди крестьян, Некрасов тем самым дает понять, что крепостное право калечит людей, делает из них либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. А как же реформа 1861 года? Ведь она отменила крепостное право. Это так, но положение народа от этого не стало лучше. Оставаясь по-прежнему бесправными и нищими, крестьяне изо всех сил выбиваются, чтобы прокормиться... Недаром они говорят о реформе:

Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана...

Некрасову же видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!

На примере семи правдоискателей, отправившихся в путь в поисках счастья, и других персонажей Некрасов показывает, что большинство крестьян все же не стало холопами. В этих людях пробуждается протест против своего нищенского положения, и они не смирятся с такой участью. Недаром поэт написал с надеждой:

Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.


«Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и "рабы". О последних хочется поговорить отдельно. Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный - холоп примерный.

Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино. У князя Переметъева Я был любимый раб, Жена - раба любимая... Он молится: Оставь мне, Господи, Болезнь мою почетную, По ней я дворянин!

Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов: Вот Клим мужик: и пьяниц, И на руку нечист. Работать не работает, С цыганами вожжается, Бродяга, коновал! Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки: А и служба-должность подлая!..

Гнусь человек! - Не бить его, Так уж кого и бить? Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешниках". Рассказ дается в подтверждение мысли: Велик дворянский грех! Велик, а все не быть ему Против греха крестьянского. Грех предательский - самый тяжелый грех: Все прощает Бог, А Иудин грех не прощается.

Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех, А за то тебе вечно маяться! Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право "калечит", делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана... Явление "холопства", если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей - "холопы" по психологии. "Холопство" пока не искорено и существует повсюду.