Лосев алексей федорович воззрения. Алексей Федорович Лосев

Александр Николаевич Лосев. Родился 27 мая 1949 года в Москве - умер 1 февраля 2004 года в Москве. Советский и российский певец, солист группы Стаса Намина «Цветы», ВИА «Красные маки», ансамбля под управлением Лосева.

Отец - Николай Лосев, был секретарем Московского горкома партии.

Именно во время учебы в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики он начал свою музыкальную карьеру. Начиналось со студенческих вечеров. На одном из них он познакомился со Стасом Наминым, который в то время учился в МГУ. Их сблизило то, что они предпочитали одну и ту же музыку. Решили поиграть вместе. Начинали с песен «Битлз», «Роллинг Стоун» и др. Репетировали в «Красном уголке» дома на Берсеньевской набережной, где тогда жил Стас Намин.

В 1969-1971 годах Лосев был членом студенческого ансамбля «Цветы» при Институте иностранных языков имени Мориса Тореза.

В 1971 году они выиграли конкурс Ленинского района. Главным призом была запись на профессиональной студии. Они решили записать песни «Звёздочка моя ясная» и «Не надо». В это же время Оскар Фельцман предложил им спеть песню «Есть глаза у цветов» (ранее ее спел ). Эти три песни объединили в пластинку-сорокапятку, которая вышла тиражом около семи миллионов.

До 1976 года работал в Московской областной филармонии. Далее перешел в Тульскую областную филармонию - солистом ВИА «Красные Маки». В составе ВИА «Красные маки» записал песни «Бессонница», «Как тебя мне разлюбить», «Все что было», «Зеркало», «Поцелуй для любимой» и др. Также принял участие в фильме «От сердца до сердца» (1980), где ансамбль аккомпанировал .

В 1980 году Александр Лосев вернулся в группу Стаса Намина «Цветы», где стал одним из солистов.

В 1983 году вместе с Владимиром Мозенковым, и участвовал в записи оперы «Стадион», состоящей из четырёх частей. Лосевым была исполнена партия Лейтенанта, одна из главных в опере.

С 1986 по 1989 год в составе Группы Стаса Намина «Цветы» выступал в мировом турне, принял участие в концерте Japan Aid с Питером Гэбриэлом, Лу Ридом, Джексоном Брауном, Литтл Стивеном и др.

В 1990 году группа «Цветы» прекратила существование, музыканты занялись сольными проектами. Александр Лосев пошёл работать в автомобильно-ремонтную мастерскую.

В 1990 году он принял участие в концерте «Джон Леннон с нами» вместе с А. Градским, А. Сикорским, В. Малежиком, К. Никольским и др.

В 1994 году возобновил выступления с репертуаром «Цветов», в состав его коллектива вошли клавишник Владислав Петровский (играл в одном из первых составов «Цветов»), гитарист Владимир Долгов и ударник Владимир Роздин.

Создал свой ансамбль. В 1999 году Стас Намин снова собрал ансамбль «Цветы» и предложил Лосеву участвовать в нём. Но Александр решил остаться со своей группой, которая стала называться «Александр Лосев и старый состав группы "Цветы"».

Участвовал на международном фестивале «Золотой шлягер» (хиты 1970-1980-х). Сольно гастролировал по России.

В 2001 году Александр Лосев был приглашен на юбилейный концерт, посвящённый 30-летию группы «Цветы», в концерте приняли участие музыканты прошлых лет. Во всех известных песнях «Цветов» участвовало несколько солистов. Александр Лосев исполнил последний куплет «Звёздочка моя ясная», а первые два куплета были исполнены Валерием Меладзе и солистом Олегом Предтеченским. 23-25 января 2004 года Александр Лосев последний раз исполнил свои известные песни в Хайфе и Тель-Авиве (Израиль).

Александр Лосев обладал потрясающим природным даром правильного пения. Он пел с чувством, с расстановкой, соблюдая идеальную фразировку, никогда не фальшивил, и записывался всегда с первого-второго дубля. Его отличали проникновенность и задушевность голоса.

Личная жизнь Александра Лосева:

Был женат на Галине Лосевой. Они познакомились в 1974 году.

В 1977 году у пары родился сын Николай. В 1995 году сын Николай Лосев, к тому времени солист ансамбля народного танца Игоря Моисеева, имевший черный пояс по карате и, как казалось, абсолютно здоровый, скончался ночью, во сне от внезапной остановки сердца. Ему было всего 18 лет.

Николай - сын Александра Лосева

После смерти сына разладилась и жизнь с Галиной. Они развелись, она вскоре опять вышла замуж.

Галина - вдова Александра Лосева

Смерть Александра Лосева

Смерть сына и последовавший затем развод с женой сильно ударил по музыканту.

"Всякий человек одинок. И разведенный, как я, и женатый. Хотя, конечно, друзей-приятелей полно. С возрастом происходит переоценка ценностей, а значит, меняется отношение и к жизни, и к песням. Например, песню 25-летней давности «Звездочка моя ясная» - раньше я пел с одним подтекстом, а сейчас исполняю в память о своем сыне: «Звездочка моя ясная, как ты от меня далека...». Необъяснимым образом главная песня в программе стала главной и в жизни", - говорил он в одном из последних интервью.

Он стал много курить, похудел. У него начались серьезные проблемы с легкими, появились кашель и одышка. Врачи обнаружили наросты в легких, которые упирались в ребра. Лосеву пришлось перенести сразу две операции: ему удалили треть легкого и два ребра, а также сделали операцию по шунтированию сердца. Как только состояние здоровья стабилизировалось, Лосеву назначили усиленную химиотерапию в онкологическом центре.

В воскресенье 1 февраля 2004 года на дне рождения своей подруги Светланы Александровой Лосев немного выпил, а это категорически запрещается во время прохождения химиотерапии. Даже небольшое количество алкоголя оказалось губительным: оторвался тромб и закупорил сердечную артерию. Через несколько минут Александр Лосев умер.

Похоронен в Москве на Введенском (Немецком) кладбище в Лефортово.

Песни Александра Лосева:

Есть глаза у цветов (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского) - Группа «Цветы»;
Звёздочка моя ясная (В. Семёнов - О. Фокина) - Группа «Цветы»;
Больше жизни (В. Семёнов - Л. Дербенёв) - Группа «Цветы»;
Колыбельная (О. Фельцман - Р. Гамзатов, пер. Я. Козловского) - Группа «Цветы»;
Не надо (С. Дьячков - О. Гаджикасимов) - Группа «Цветы»;
Ты и я (С.Намин - А. Лосев) - Группа «Цветы»;
Вечером (С.Намин - И. Кохановский) - Группа Стаса Намина;
Первая любовь (М. Легран - Ж. Дрежак) из альбома «Сюрприз для мсье Леграна» - Группа Стаса Намина;
Ищу тебя (М. Легран - Ж. Деми) из альбома «Сюрприз для мсье Леграна» - Группа Стаса Намина;
Оковы счастья из альбома (М. Легран - Э. Марнэ) «Сюрприз для мсье Леграна» - Группа Стаса Намина;
Парафраз на темы песен Мишеля Леграна из альбома «Сюрприз для мсье Леграна» - Группа Стаса Намина;
Подводный замок из альбома (М. Легран - Ж. Дрежак) «Сюрприз для мсье Леграна» - Группа Стаса Намина;
Древний сон (С. Намин - Ю. Кузнецов) - Группа Стаса Намина;
Европа (М. Варга) - Группа Стаса Намина;
Ещё не все (С. Намин - Е. Евтушенко (А. Тарковский) - Группа Стаса Намина;
Карусель (С. Намин - Б. Пургалин) - Группа Стаса Намина;
Мир на земле (Г. Белафонте - С. Намин) - Группа Стаса Намина;
Мистер Президент (Д. Гордон) - Группа Стаса Намина;
Мне все это нравится (С. Намин - Е. Евтушенко) - Группа Стаса Намина;
Мы желаем счастья вам (С. Намин - И. Шаферан) - Группа Стаса Намина;
Не жалей (С. Намин - М. Танич) - Группа Стаса Намина;
Ностальгия по настоящему (С. Намин - А. Вознесенский) - Группа Стаса Намина;
Ноябрьский снег (С. Намин - А. Битов) из альбома «Мы желаем счастья вам» - Группа Стаса Намина;
Предвидение (Д. Гордон) - Группа Стаса Намина;
Прозрачная стена (С. Намин - Б. Пургалин) - Группа Стаса Намина;
Юрмала (С. Намин - В. Харитонов) - Группа Стаса Намина;
Я найду (С. Намин - О. Писаржевская, А. Монастырёв) - Группа Стаса Намина;
Идол (С. Намин) - Группа Стаса Намина;
Поднявший меч (Б. Окуджава) - Группа Стаса Намина;
Рок-н-ролл (С. Намин) - Группа Стаса Намина;
Бессонница (В. Добрынин - М. Рябинин) - ВИА «Красные маки»;
Все, что было (В. Добрынин, В. Кретов - И. Шаферан) - ВИА «Красные маки»;
Зеркало (Ю. Антонов - М. Танич) - ВИА «Красные маки»;
Как тебя мне разлюбить (В. Добрынин - И. Резник) - ВИА «Красные маки»;
Поцелуй для любимой (Дж. Хилтон - русск. текст А. Григорьева) - ВИА «Красные маки»;
Lucretia MacEvil (Blood, Sweat and Tears) - Группа «Арсенал»;
Опера Александра Градского «Стадион» (1985 год) - Александр Градский

ЛОСЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1893–1988), русский философ, ученый. Родился 10 (22) сентября 1893 в Новочеркасске. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, в 1919 был избран профессором Нижегородского университета. В начале 1920-х годов Лосев становится действительным членом Академии художественных наук, преподает в Московской консерватории, участвует в работе Психологического общества при Московском университете, в Религиозно-философском обществе памяти Вл.Соловьева. Уже в первой публикации Лосева Эрос у Платона (1916) была обозначена глубокая и никогда не прерывавшаяся духовная связь мыслителя с традицией платонизма. Определенное влияние на молодого Лосева оказала метафизика всеединства Вл.Соловьева , религиозно-философские идеи П.А.Флоренского. О том, что именно он ценил и что не мог принять в творчестве Вл.Соловьева, Лосев много лет спустя рассказал в книге Владимир Соловьев и его время (1990). В конце 1920-х годов публикуется цикл его философских книг: Античный космос и современная наука , Философия имени , Диалектика художественной формы , Музыка как предмет логики , Диалектика числа у Плотина , Критика платонизма у Аристотеля , Очерки античного символизма и мифологии , Диалектика мифа . Сочинения Лосева подверглись грубым идеологическим нападкам (в частности, в докладе Л.М.Кагановича на ХVI съезде ВКП(б)). В 1930 Лосев был арестован, а затем отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. Из лагеря Лосев возвращается в 1933 тяжело больным человеком.

Новые труды ученого увидели свет лишь в 1950-е годы. В творческом наследии позднего Лосева особое место занимает восьмитомная История античной эстетики – глубокое историко-философское и культурологическое исследование духовной традиции античности. В самые последние годы были опубликованы неизвестные религиозно-философские сочинения мыслителя.

Характерная для Лосева погруженность в мир античной философии не сделала его равнодушным к современному философскому опыту. В ранний период творчества он самым серьезным образом воспринял принципы феноменологии. Лосева привлекало в философии Гуссерля то, что в определенной мере сближало ее с метафизикой платоновского типа: учение об эйдосе, метод феноменологической редукции, предполагающий «очищение» сознания, и переход к «чистому описанию», к «усмотрению сущностей». В то же время методологизм и идеал «строгой научности», столь существенные для феноменологии, никогда не имели для Лосева самодовлеющего значения. Мыслитель стремился «описывать» и «усматривать» не только феномены сознания, хотя бы и «чистого», но и подлинно бытийственные, символически-смысловые сущности, эйдосы. Лосевский эйдос – не эмпирическое явление, но и не акт сознания. Это «живое бытие предмета, пронизанное смысловыми энергиями, идущими из его глубины и складывающимися в цельную живую картину явленного лика сущности предмета».

Не приняв «статичности» феноменологического созерцания, Лосев обратился к диалектике, определяя ее как «подлинную стихию разума», «чудную и завораживающую картину самоутвержденного смысла и разумения». Лосевская диалектика призвана раскрыть смысл мира, который, согласно философу, есть «разная степень бытия и разная степень смысла, имени». В имени «светится» бытие, слово-имя – не отвлеченное понятие только, но живой процесс созидания и устроения космоса («именем и словами создан и держится мир»). В онтологии Лосева (мысль философа была онтологична уже изначально и в этом отношении можно согласиться с В.В.Зеньковским , что «до всякого строгого метода он уже метафизик») бытие мира и человека раскрывается также в «диалектике мифа», который, в бесконечно многообразных формах, выражает столь же бесконечную полноту реальности, ее неиссякаемую жизненную силу. Метафизические идеи Лосева в существенной мере определили философское своеобразие его фундаментальных трудов, посвященных античной культуре.

ЛОСЕВ Павел Фёдорович(25 декабря 1909, пос. Собинка Владимирской губернии — 2 января 1967, Ярославль) — писатель, директор Ярославского областного книжного издательства.

Павел Лосев родился в семье ткачей, был старшим ребёнком. Окончив школу ФЗУ, работал в ткацком цехе Собинской фабрики« Комавангард». В 1926 вступил в комсомол. Годы своей пионерской и комсомольской юности Лосев много лет спустя описал в повести« Золотая чаша». На фабрике он был комсомольским активистом, работал в редколлегии стенной газеты« Сын крокодила». Вскоре его выдвинули на работу во Владимирский губком комсомола, затем он становится корреспондентом губернской комсомольской газеты« Красная молодёжь». Далее была учёба на литературном отделении рабфака искусств в Москве, срочная служба в Красной Армии.

С 1935 года Лосев жил в Ярославле, работал журналистом. С первых дней Великой Отечественной войны был на фронте: комиссар батальона, затем полка, редактор армейской газеты« На страже Родины».

После разгрома фашистской Германии вернулся в Ярославль, работал директором областного книжного издательства, заместителем редактора газеты« Северный рабочий», собственным корреспондентом« Литературной газеты». В 1949 вышла его первая книга рассказов« Династия Соловьёвых». С 1951 — член Союза писателей СССР, был ответственным секретарём ярославского отделения Союза.

П.Ф. Лосев много сил и времени уделял изучению родного края. В Ярославле он создал все свои лучшие произведения: «О чём рассказывают улицы», «Песни поэта: И.З. Суриков», трилогию о детстве и юности Некрасова, а также серию рассказов, очерков, литературоведческих статей, публиковавшихся в различных изданиях.

Самое известное произведение Лосева — повесть «Город роковой»( « На берегу великой реки»), посвященная детству и ранней юности Николая Алексеевича Некрасова. Первая часть повести рисует детские годы поэта, картины тяжелой жизни крепостных крестьян. События второй части развертываются в Ярославле, где Некрасов учился в губернской гимназии. Первая часть повести П. Лосева вышла в Ярославле в 1956 году под названием« У берегов большой реки». Для издания, вышедшего в 1962 году в московском издательстве« Советская Россия» под названием« На берегу великой реки», повесть была дополнена и переработана автором. В дальнейшем несколько раз издавалась под названием« Город роковой».


Книги П. Ф. Лосева:

Династия Соловьёвых: рассказы. — Ярославль: Облиздат, 1949. — 228 с.

О чём рассказывают улицы. — Ярославль: облиздат, 1952. — 116 с.

У берегов большой реки: повесть / ил. Н. И. Кирсанова. — Ярославль: Книжное изд-во, 1956. — 180 с.

Листки из фронтовых блокнотов: воспоминания о войне. — Ярославль: Книжное изд-во, 1957. — 87 с.

У берегов большой реки: повесть / ил. Н. И. Кирсанова. 2-е изд., испр. и доп. — Кострома: Книжное изд-во, 1958. — 200 с.

Под грозой: повесть о детстве Некрасова(ч.1 — У берегов большой реки; ч.2 — Гимназия). — Куйбышев: Книжное изд-во, 1961. — 372 с.

На берегу великой реки: повесть о детстве Некрасова(ч.1 — Грешнево; ч.2 — Гимназия). — М.: Советская Россия, 1962. — 327 с.

Город роковой: повесть о юности Некрасова / ил. Б.Лебедева. — М.: Советская Россия, 1965. — 245 с.

Песня поэта. И. З. Суриков: литературно-биографические очерки. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1966, 88 с.

На берегу великой реки: повесть(части 1 и 2). — М.: Советская Россия, 1968. — 443 с.

Золотая чаша: о тех, кто был первым: повесть. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1968, 144 с.

Город роковой. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1987. — 224 с.

Алексей Фёдорович Лосев (в монашестве Андроник; 10 (22) сентября 1893, Новочеркасск, Область Войска Донского, Российская империя - 24 мая 1988, Москва) - русский философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943), видный деятель советской культуры, тайный монах Русской Православной Церкви.

Родился в семье донского казака. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям - философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Семёна Франка, Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.

Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он занимал должность профессора Нижегородского университета и Московской консерватории (1922). После однолетнего пребывания на Белбалтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ и Государственной академии художественных наук; научный сотрудник Государственного института музыкальной науки (1922), работая в котором, Лосев внёс большой вклад в развитие философии музыки.

В 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев.

Лосев стал сторонником (вслед за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя - Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.

Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм и официальную философию - диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован в апреле 1930 года и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть.

С 1944 года - профессор в Московском государственном педагогическом институте. После смерти Сталина у Лосева вновь появилась возможность публиковать работы. В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии.

В 1980-х годах тяжело больной мыслитель уже открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславиеА. Ф. Лосев был практически слепым и различал только свет и тьму. Наряду с другими учёными он является примером того, как при глубоких нарушениях зрения можно достичь выдающихся результатов. В память об этом в Российской государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева.

Незадолго до смерти учёный снялся в документальном фильме «Лосев», дебютной картине режиссёра Виктора Косаковского, вышедшей на экран в 1989 году.

А. Ф. Лосев был практически слепым и различал только свет и тьму. Наряду с другими учёными он является примером того, как при глубоких нарушениях зрения можно достичь выдающихся результатов. В память об этом в Российской государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева.

Лосева называли последним русским философом эпохи Серебряного века.

А.Ф. Лосева считают учёным энциклопедического типа, редкостного для науки XX в., основанной на дифференцированности разных научных областей. Однако его энциклопедизм не результат формальной эрудиции и механического соединения отдельных научных областей. Его философские воззрения корнями уходят в философию всеединства Владимира Соловьёва. Ещё юношей он написал работу "Высший синтез как счастье и ведение", в которой утверждал единение науки, философии, религии, искусства и морали. Целостное восприятие мира сохранялось у него всю жизнь.

Лосев Алексей Фёдорович (1893-1988 гг.), мыслитель, философ, историк философии и эстетики. Родился в Новочеркасске, где окончил гимназию, в которой находился храм в честь святых Кирилла и Мефодия - покровителей философии и филологии. Учился на отделении философии и классической филологии историко-филологического факультета Московского университета. В 1919 г. Лосева избирают профессором классической филологии Нижегородского университета, а затем действительным членом Академии художественных наук и профессором Государственного университета музыкальных наук. В начале 1920-х гг. расширяется круг философских интересов и общений Лосева: психологическое общество при Московском университете, религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва, философский кружок имени Лопатина, Вольная академия духовной культуры, включая таких деятелей русского религиозного возрождения, как В.И. Иванов, H.A. Бердяев, П.А. Флоренский и других. С 1922 по 1929 г. Лосев преподавал эстетику в Московской консерватории, где общался с преподававшими там же известными музыкантами и математиками М.Ф. Гнесиным и С.Г. Нейгаузом, H.H. Лузиным и Д.Ф. Егоровым. Именно в это время у него выходит в свет цикл философских сочинений: "Античный космос и современная наука", "Музыка как предмет логики", "Философия имени", "Диалектика числа у Плотина", "Диалектика художественной формы", "Критика платонизма у Аристотеля", "Очерки античного символизма", знаменитая "Диалектика мифа". Русская эмиграция воспринимала выход книг Лосева как свидетельство великой жизни духа, ещё живой даже в советской России. В английском журнале Journal of Philosophical Studies в обзоре русской философии в 1931 г . N. Duddington сообщила "плохие вести" о философе Лосеве, "которым могла бы гордиться Россия": за свои глубокие метафизические труды, объявленные контрреволюционными, "он сослан в северную Сибирь". Действительно, после выхода "Диалектики мифа" в 1930 г . появились публикации Л.М. Кагановича, М. Горького и других авторов с её резкой критикой, в которых философ характеризовался как мракобес, реакционер, черносотенец и монархист. Кроме этого он был осуждён на XVI партсъезде ВКП (б) Кагановичем как классовый враг, а 18 апреля 1930 г. арестован и приговорён к 10 годам лагерей; его супругу арестовали спустя два месяца, приговорив к 5 годам лагерей. Заключение Лосев отбывал на Свири и Беломорстрое, однако раскаяния за свои философские суждения не испытывал. В 1932 г. он писал из лагеря жене: "В те годы я стихийно рос как философ и трудно было (да и нужно ли?) держать себя в обручах советской цензуры". "Я задыхался от невозможности выразиться и высказаться". "Я знал, что это опасно, но желание выразить себя, свою расцветающую индивидуальность для философа и писателя превозмогает всякие соображения об опасности". В 1933 г. в связи с завершением строительства Беломорканала по инвалидности (Лосев почти ослеп) он был освобождён и восстановлен в гражданских правах со снятием судимости. Однако ЦК ВКП(б) наложил запрет на его занятия философией, разрешив лишь античную эстетику и мифологию, вдобавок к этому его просто нигде не печатали. Он переводил Платона, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла, Николая Кузанского, преподавал античную литературу, принимал экзамены в провинции, иногда в Москве. В 1941 г. в его дом на Воздвиженке 13, где он жил, попала фугасная бомба, дом был полностью разрушен. С философского факультета МГУ, где в 1942-1944 гг. Лосев был профессором, защитив по совокупности трудов в 1943 г. докторскую диссертацию по филологии, он был уволен по доносу, как идеалист. Принятый в МГПИ на филологический факультет, он проработал там до последних дней. Печатать А.Ф. Лосева стали лишь после смерти Сталина. В списке его трудов более 800 позиций, из них более 40 - монографии. Делом жизни Лосева явилось новое "восьмикнижие" - VIII томов в 10 книгах "История античной эстетики" (1963-1994 гг.), из которых тома с I по VI удостоены в 1996 г. Государственной премии Российской Федерации. Труды по эстетике включают также "Эстетику возрождения" (1978 г ., 1982 г., 1998 г.) и "Эллинистически-римскую эстетику 1-11 вв. н.э." (1979 г., 2002 г.). Кроме этих трудов можно отметить "Проблему символа и реалистическое искусство", "Владимир Соловьёв и его время". Частично сохранился архив, из которого сегодня печатаются новые материалы. В 1995 г. из Центрального архива ФСБ РФ в него переданы изъятые при аресте рукописи - 2350 страниц.

Алексей Фёдорович был физически крепким человеком, но после пожара на даче философа Александра Георгиевича Спиркина 12 августа 1986 г., где он много лет жил, встречался с друзьями и трудился, сильно сдал и к прежней активности не вернулся. Умер А.Ф. Лосев в День памяти святых Кирилла и Мефодия два года спустя, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Дом на Арбате, где он провёл 50 лет своей 94-летней жизни, является памятником истории культуры, на нём прикреплена памятная охранная доска: "Дом А.Ф. Лосева". Здесь находится открытая в 2004 г . Государственная библиотека истории русской философии и культуры, а в 2006 г . во дворе дома по постановлению правительства Москвы был открыт памятник Алексею Фёдоровичу Лосеву. Периодически научная и философская общественность проводят чтения, посвященные А.Ф. Лосеву, а в год 20-летия со дня смерти философа его вспоминали не только в России, но и во Франции. В Париже в течение 2008 г. проходил семинар, посвященный лосевской "Диалектике мифа", организованный парижской ассоциацией памяти Владимира Соловьёва, осенью в Бордо прошла международная научная конференция "Творческое наследие А.Ф. Лосева в контексте европейской культуры".

Философское мировоззрение А. Лосева формировалось также на основе учения Платона. Первой публикацией, излагающей концепцию платонизма, была статья "Эрос у Платона" (1916 г.). Сквозь призму платонизма он воспринимал самые различные проявления мировой и отечественной культуры: музыку и математику; всё богатство взглядов Ф. Достоевского и Вл. Соловьёва, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, Ф. Ницше и А. Бергсона, П. Наторпа и Э. Кассирера; физические теории X. Лоренца и А. Эйнштейна.

Основная философская мысль А. Лосева выражена в его главной работе - "Философия имени". В ней он сделал своеобразный синтез феноменологии и платонизма. Философские идеи Плотина и Прокла, развивающие диалектические построения платоновского "Парменида", Лосев положил в основание преобразования феноменологии Э. Гуссерля, превратив её в универсальную диалектику. "Феноменология имени" генетически была связана со спорами об имеславии начала XX в.; система бытия строилась на основании тщательного анализа природы "имени" или "слова" (67 категорий). Для А. Лосева имя было особым местом встречи "смысла" человеческой мысли и имманентного "смысла" предметного бытия. Он утверждал, что всё в мире, включая и неживую природу, есть смысл и потому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружение смысла. Имя в своём законченном выражении понималось как "идея", улавливающая и очерчивающая "эйдос", существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя приобретает, когда охватывает и сокровенный "мистический" слой бытия, когда раскрывается как миф, который является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Лосеву, совпадала с диалектикой самосознания бытия и философией вообще, так как имя, понятое онтологически, являлось вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.

В своих философских работах, до запрета ЦК ВКП(б) заниматься философией, А. Лосев отрицательно относился к противопоставлению идеализма и материализма. Главная философская мысль - единство идеи и материи, духа и материи, бытия и сознания. Идея одухотворяет материю, материя создаёт плоть идеи, так сказать овеществляет дух. В своих поздних работах он предпринял попытку в определённой мере сблизить своё философское учение с марксизмом, но органического синтеза не получилось, потому что оказалось невозможным совместить стиль чистого философствования с жестко идеологизированной системой марксизма тех лет.

В 1950-1980-х гг. А. Лосев вновь попытался обратиться к философии мифа, языка и символа. Это мы можем констатировать только как факт, потому как его лингвофилософские воззрения ещё недостаточно изучены. Крупный лингвист и логик, профессор Йельского университета США Себастьян Шаумян считал, что "закон полисемии Лосева есть самое важное открытие со времени 1930-х годов...". К концу жизни А.Ф. Лосев получил возможность вернуться к русской философии. Он издал небольшую, но имевшую огромный резонанс первую книгу о Владимире Соловьёве за всё время Советской власти, правда она была запрещена в больших городах СССР и отправлена в отдалённые районы Севера страны, Средней Азии и Дальнего Востока. А. Лосев считал Вл. Соловьёва своим учителем и перед смертью закончил большой том "Владимир Соловьёв и его время".

В целом философское наследие А.Ф. Лосева представляет кладезь мыслей фундаментального значения, долгое время находившихся под советским запретом или просто, по партийному указу "сверху", замалчивавшихся. Основу его составляют онтология, частично аксиология, а также история философии и эстетики.