Ликбез — что это такое (значение слова). Ликвидация массовой неграмотности

По данным переписи населения 1897 года число неграмотных в Российской Империи было около 60%, (инфографика выше ). К 1916 число неграмотных снизилось до 20%. Особенно впечатляет рост числа грамотных в последнее царствование (1896-1917) (это любителям порассуждать про "безвольного царя-тряпку"). Дополнительно буквально титанические усилия Российской Империи по ликвидации неграмотности иллюстрирует эта диаграмма (количество общеобразовательных школ в тысячах):

Как же "ликвидировалась неграмотность" в СССР?
По данным переписи 1937 года общее число неграмотных составило 62 521 486 человек, в результате среди взрослого населения (исключая детей до десяти лет) процент неграмотных составил 26% от всего населения страны.
Что представляло собой уровень БОЛЕЕ НИЗКИЙ, ЧЕМ ДОСТИГНУТЫЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ К 1914 ГОДУ!
Но и это ещё не финал детективной истории с ликвидацией неграмотности в СССР. Советская власть и в ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ ещё принимала постановления о ликвидации неграмотности! Позорище! Например, постановление бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров от 27 августа 1962 года "О завершении ликвидации неграмотности и малограмотности в РСФСР". И снова стопроцентного результата не получилось. Например, в отчете 1965 года о выполнении постановления 1962 года в Кемеровской области говорилось:

"На 1 июля 1964 г. по городам и селам оставалось 725 неграмотных в возрасте от 16 до 49 лет. В текущем году завершена ликвидация неграмотности рабочих на предприятиях химической, металлургической и энергетической промышленности. На 1 июля 1965 г. по области осталось 398 неграмотных и 4155 малограмотных. Обком КПСС, партийные, профсоюзные, комсомольские организации городов и районов принимают меры, чтобы закончить обучение оставшихся неграмотных в течение 1965 года ".

А ведь это уже брежневское время, рукой подать до нас!
На фоне бесконечно повторявшихся рассказов о том, что СССР стал страной сплошной грамотности еще в начале 1930-х годов, вся эта долгая история ликбеза выглядит действительно странно. Но ничего странного не было и нет. Ведь у низведенных до положения крепостных колхозников и рабочих не оставалось ни времени, ни сил на чтение и, тем более, письмо. Так что возвратная неграмотность, о которой рассказывала в 1929 году Крупская (то есть потеря навыка чтения и письма без постоянного применения, как забываются иностранные языки, например), настигала их скоро и неотвратимо. И никакие кампании по ликвидации неграмотности не могли этого изменить.

Более того, первая же советская перепись показала более высокий процент неграмотности, чем был в 1916 году! Причина та же: "возвратная неграмотность" после революции и гражданской войны. А какими способами действовали советские "культуртрегеры" в процессе такой "эффективной" "ликвидации неграмотности"? Вполне для них привычными: сотрудники ВЧКл/б (всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности) пытались добиться выполнения поставленной задачи такими же методами, как и ВЧК Феликса Дзержинского - с помощью принуждения. Благо, декрет 1919 года открывал для этого широчайшие возможности.
К примеру, в пункте 1 декрета говорилось:
"Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте ".
А в пункте 8 оговаривались санкции за нарушение декрета:
"Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности ".

На местах требования декрета уточнялись и дополнялись местными правилами обязательной явки на занятия в пункты ликвидации безграмотности - ликпункты. Например, в распоряжении Орловского губернского исполкома говорилось:

"1. Все физически здоровое неграмотное население Орловской губернии обоего пола в возрасте от 14-ти до 35-ти лет, подлежащее обучению на 1923-1924 учебный год, обязано посещать ликпункты.
2. От обучения на ликпунктах освобождаются:
а) единственный хозяин или хозяйка в семье,
б) больные, имеющие медицинское свидетельство от врача или удостоверение от местного сельсовета на время болезни,
в) дефективные,
г) лица, привлеченные к выполнению общественных повинностей, до освобождения таковых,
д) беременные женщины за три месяца до родов (и роженицы на один месяц после родов),
е) матери, имеющие грудных детей, в период кормления грудного до 1 года
".

В большинстве губерний за непосещение ликпунктов устанавливались разнообразные штрафы и наказания. Вот только насильственная борьба с неграмотностью давала не самые лучшие результаты не только в глухих деревнях, но и в достаточно благополучных городах. В Череповце, например, в 1923-1925 годах из 474 учтенных неграмотных обучили меньше трети - 134 человека. И этот показатель считался далеко не худшим.

Ко всему прочему в Наркомпрос шел поток жалоб крестьян, недовольных нажимом ВЧКл/б. Так что поневоле напрашивался вывод о том, что насильственное обучение не даёт нужного результата, и Крупская начала выступать за его отмену. В июне 1924 года, выступая на III Всероссийском съезде по ликвидации неграмотности, она говорила:

"Вопрос о принудительности, на котором я хочу остановиться,- очень больной вопрос. Некоторые товарищи отнеслись к моим словам с сомнением, когда я на конференции политпросветчиков высказала мысль, что принудительные меры - палка о двух концах. А между тем когда знакомишься с описанием того, что происходит в деревне, то убеждаешься в правильности этой мысли. В деревне, где нет книги, где нет газеты, вдруг появляется и читается от имени сельсовета постановление, что "те лица, которые не будут посещать ликпункты, будут привлекаться к ответственности". А самого-то ликпункта нет! Какое впечатление производит на крестьян такое постановление? Конечно, оно вызывает только насмешки со стороны крестьян и желчные речи: "Вот, мол, школы нет, дети растут безграмотными, а они шестидесятилетних старух хотят послать на ликпункты". Выходит, что ликпункта еще нет, а уж привлекают к ответственности за непосещение его ".

Понятно, что знания, вколоченные "из-под палки", забывались особенно быстро. Не говоря уж о том, что любое насилие вызывает противодействие. Возникло явление в дореволюционной России немыслимое: УКЛОНЕНИЕ неграмотных от обучения!

Бесплатное же высшее образование в СССР появилось совсем недавно - при Хрущёве. При Сталине высшее образование было платным. Причём не только высшее, но и полное среднее: за обучение в 9-10 классах общеобразовательной школы тоже надо было платить.

С одной стороны вроде бы все было понятно, с другой - хотелось знать больше.

Сашка задумался. Кого спросить, с кем посоветоваться, что почитать?

Он вдруг почувствовал, как поверхностны и неглубоки его знания.

«Учиться, учиться и еще раз учиться!» Для кого сказано?

Ему стало немного стыдно. Доучился до девятого класса и все еще мальчик. Ладно - мальчик, но ведь он не знал главного - как? То есть, знал, но не настолько, чтобы не бояться оконфузиться при прохождении практики.

А ведь какие примеры перед глазами! Вон, Петька. Каждый день в туалете, закурив сигарету, и с понтом пуская дым вверх, рассказывает, как он и с кем. И какие имена он называл! Марина из параллельно класса, Ленка из восьмого, Ольга из (страшно сказать) десятого. Пацаны слушали, открыв рты. И Сашка слушал. Сказать по правде, иногда ему казалось, что Петька заливает. Но слушать было все равно интересно. Поэтому Петьку никто никогда не перебивал. Иногда кто-нибудь робко начинал описывать свои похождения, но получалось как-то коряво, и тогда Петька перехватывал инициативу и снова продолжал петь про свои подвиги.

К примеру - вчера.

После Петькиного рассказа у Сашки два урока горели уши.

Перед Сашкой стояла задача - отделить правду от лжи и понять, что и как?

А все потому, что его отношения с Наташей дошли до такой стадии, что Сашка вдруг понял, что девочка готова дать ему. Конечно, не сама по себе. Уже два года они, так сказать, дружили, об этом все знали. Он приходил к ней домой, она к нему. Наташа училась в параллельном классе. Это была очень красивая девочка. Добрая и доверчивая. Сашка сразу же влюбился в нее.

Ее отец был офицером морских погранвойск, они жили у самого гарнизона. Далековато, но Сашка не ощущал этого расстояния. Казалось, что вовсе и нет этих четырех километров. Четыре туда, четыре обратно. Очень полезно.

Они гуляли вечерами, ходили в кино. Еще в восьмом, под Новый год они впервые поцеловались и - пошло-поехало. Летом было здорово. Они ходили купаться на речку. Туда, где она впадала в море. Дюны, три красивые сосны. Было классно.

Собиралась шумная, большая компания, но каждый раз Сашка и Наташа ухитрялись уединяться в прибрежных кустах. Целовались до одури, девочка позволяла ему развязывать тесемки купальника и Сашка совершенно чумел от вида ее голых грудей с большими коричневыми сосками. Он осторожно и бережно трогал это чудо, слегка сжимал, каждый раз заботливо спрашивая, не больно ли ей.

Совсем нет, - смеялась Наташа.

А так? - и он сжимал сильнее.

И так - нет.

Так, конечно, больно, дурной, перестань.

Теперь он знал, как больно, а как не больно.

Первое время кореша подкалывали его, спрашивая, как у него с Наташей. Сашка отмахивался, что означало, что никаких дел нету. Ему верили, все знали, что Наташа - маменькина дочка и бегать за ней - зря терять время. Постепенно пацаны перестали его спрашивать, хотя ему уже было, что им рассказать. В сентябре, это уже в девятом классе, Наташа как-то пришла к нему домой позаниматься алгеброй. А он был дома совсем один.

Так получилось. Обычно кто-то был, а тут - раз, и все разбежались.

Ни матери, ни братана.

Наташа немного смутилась, что никого нет, похоже, даже хотела зайти в другой раз. Но Сашка крепко взял ее за руку и втянул в комнату. Наташа была в короткой черной юбке и в желтой кофточке.

Началось все как-то глупо, неловко. Он стал целовать ее прямо у вешалки. А она вроде бы его отталкивала. Но почему-то он этого не запомнил. То есть, ему показалось, что она совсем не противится и заранее на все согласна.

Возможно, что они еще долго целовались бы у вешалки, но у Сашки вдруг так резко и сильно… Ну, это… Встал торчок-торчком. Раньше в такой ситуации он обычно деликатно отодвигался от Наташи, а тут, наоборот, стал прижимать ее к себе, да так, что она не могла не почувствовать его напряженный орган.

Сначала она дернулась, как лань, попавшая в браконьерский силок, но Сашка был сильнее и держал ее очень крепко. Что управляло им? Несомненно, что основы знаний были заложены там, в школьном туалете. Реальным воплощением этой науки стала его нога, которую он продвинул вперед, и его колено вдруг оказалось между ее коленей. Все пацаны говорили, что это нужно сделать перво-наперво. Раздвинуть ее ноги своим коленом. И теперь Сашка с диким, непередаваемым восторгом почувствовал, что получилось. Он продолжал целовать Наташу, но все его чувства сосредоточились теперь в его коленке. Затем он слегка согнул ногу и оказалось, что девочка как бы сидит на его бедре. Вот это да! Так вот для чего нужно было вставлять ей свою ногу! Ну, класс!

И теперь он вспомнил следующую науку. Нужно было провести ладонью вверх по ее бедру. Причем так, чтобы ладонь скользила под юбкой, а не поверх ее, как было всегда. И Сашка решился. Собственно, он раздумывал не долго. Возможно, что туалетные познания были тут уже ни при чем. Ему и безо всяких подсказок очень хотелось погладить Наташины ноги. Было, что гладить.

И он, продолжая прижимать Наташу левой рукой, положил свою длань на ее гладкую коленку. Было еще по-летнему тепло, и девочка была без чулок. По правде сказать, коленки и немного повыше она позволяла ему трогать и прежде. Почему-то чаще всего в кино. Хотя вокруг было столько сверстников. Может, потому, что все делали это? Смешно, но когда внезапно включали свет, многие девчонки, сидевшие в обнимку с парнями, дергались, как ужаленные и судорожно одергивали свои юбчонки. Глупые, если бы они сидели спокойно, то может, никто бы и не заметил, что они позволяют своим кавалерам! Сашка тоже осторожно ласкал Наташины ноги выше колен, но его рука была всегда аккуратно прикрыта Наташиной юбкой. Да и трогать себя Наташа позволяла невысоко, так, только до верхнего края чулок. Сашка хорошо знал границы дозволенного и вел себя паинькой. Он был рад и этому. Кино, где он мог ласкать Наташу, было для него особой радостью, потому что ни у него дома, ни у нее такая ласка уже не допускалась. Она боялась, что кто-то войдет. Но никто не входил. Но она все равно резко и даже злобно отталкивала его. Если он пытался.

Ну, нет так нет.

Сашка всегда с волнением вспоминал, как он трогал Наташкины ноги впервые. Он это хорошо запомнил. Это было еще в восьмом классе, где-то в мае. Они, собрались у Андрея, чтоб отметить его день рождения. Слегка выпили. Кто-то выключил свет. А когда включили, выяснилось, что в комнате остались только четверо. Сашка, Наташа, Вовка и Нина. Причем Вовка с Ниной самозабвенно целовались. Сашка ощутил себя лопухом и, взяв Наташу за руку, тихо произнес:

Пойдем на лоджию, тут жарко.

Он, словно зверь, чувствовал, что вторая комната, кухня и даже ванна, скорее всего заняты парочками, которые так торопливо слиняли, когда погас свет. И он оказался прав. Всюду было занято. Но на лоджии никого не было. Зато здесь стояло большое кресло, в которое Наташа сразу уселась. Сашка робко попытался примоститься рядом, но Наташа что-то недовольно пробурчала, и он присел у ее ног. Прямо перед его глазами были ее коленки, туго обтянутые тонким капроном. Сашка взглянул в Наташины глаза, словно спрашивая разрешения, ему показалось, что она согласна, что она не против того, чтобы он потрогал ее. И он положил ладонь на ее колено.

Нужно было что-то сказать, но что? Не объясняться же сразу в любви!

Это у тебя колготки или чулки? - хрипло произнес Сашка.

И повел руку вверх, до самого края ее короткой юбки. К его радости Наташа не возмутилась, не треснула его по физиономии, а ответила, видимо, в полном соответствии со степенью своего опьянения.

А ты как думаешь?

Он ничего не думал. Ему хотелось только одного, переместить ладонь повыше.

И он скользнул пальцами под кромку ее юбки. У него сперло дыхание. Он нежно ласкал ее бедро, хотелось достичь больших высот, но внутренний голос строго шептал ему, что это невозможно. Радуйся, тому, что имеешь! Ему хотелось поцеловать Наташу, но для этого надо было встать. Но при этом он утратил бы свои нынешние завоевания. И тогда он просто положил голову на ее колени. И посмотрел снизу вверх.

30.12.2017

Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, – была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.

Неграмотность, в первую очередь – среди сельского населения, – была вопиющей. Перепись 1897 г. показала, что из 126 млн. зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотных среди них оказалось только 21,1%. За почти 20 лет после первой переписи уровень грамотности почти не изменился: 73% населения (старше 9 лет) были элементарно неграмотны. В этом аспекте Россия стояла последней в списке европейских держав.

Отметив, что система правосудия воспринимается как коррумпированная, эксперт отметил, что доступ женщин к правосудию остается ограниченным и нестабильным, в том числе тот факт, что правовая помощь по-прежнему остается весьма ограниченной. Она задала вопрос о функционировании фонда правовой помощи и новых правилах оплаты расходов.

Другой эксперт упомянул о том, что женщины должны быть стратегическим элементом развития и реформы страны и ставят под сомнение конкретные действия министерства по делам женщин в этом отношении. Какую роль могут играть женщины в управлении лагерями, в то время как безопасность на севере страны по-прежнему вызывает серьезную озабоченность и даже несмотря на недоверие населения к силам безопасности, также спрашивает? эксперт? Существуют ли какие-либо инициативы с женщинами по этой теме? Эксперт подчеркнул, что консолидация верховенства права имеет важное значение в борьбе с отсутствием безопасности, прежде чем оплакивать злоупотребления в этой области.

В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании не только активно обсуждался в обществе и прессе, но и стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий.

Победившая в октябре 1917 г. партия большевиков вскоре приступила к реализации этой программы: уже в декабре того же года в Наркомате просвещения РСФСР (первым наркомом просвещения стал А.В. Луначарский) был создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской (с 1920 г. – Главполитпросвет).

По ее словам, роль женщин в этом отношении является стратегической. Другой эксперт признал усилия государства-участника по борьбе с дискриминацией, напомнив о том, что «временные специальные меры» направлены на то, чтобы обеспечить женщинам определенное время, пока не будут достигнуты желаемые цели. Касаясь 30% -ной квоты женщин, избранных Буркина-Фасо, она указала, что усилия по достижению этой цели, похоже, застопориваются.

Один из экспертов задал вопрос о существовании механизма реализации целей устойчивого развития. Может ли эти цели стать ступенькой для развития женщин, спросила она? Хотя законодательство, регулирующее гражданские браки, уважает гендерное равенство, традиционные браки, которые составляют большинство браков в стране, остаются проблематичными, сказала она, прежде чем спросить делегацию, если Буркина-Фасо намерена законодательно отстаивать закон в этом отношении.

Собственно, сама кампания ликбеза началась позже: 26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, – чтобы предоставить им возможность «сознательно участвовать» в политической жизни страны.

Один из экспертов подчеркнул необходимость того, чтобы страна четко изучила масштабы и характеристики торговли людьми и хотела знать, намерена ли Буркина-Фасо разработать эффективный план действий по борьбе с торговлей людьми. Она спросила, есть ли механизм идентификации и центры приема для жертв? Например, принимаются ли меры по повышению осведомленности для женщин, которые могут эксплуатироваться в качестве трудящихся-мигрантов в странах арабско-персидского залива? Кроме того, вмешивается ли Буркина в меры против детского прошения, в частности путем преследования марабунов, которые их эксплуатируют?

Забота об элементарном образовании народа и приоритет этой задачи легко объяснимы – прежде всего, грамотность была не целью, а средством: «массовая неграмотность находилась в вопиющем противоречии с политическим пробуждением граждан и затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах». Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся. Помимо крестьянства, основной «целевой» аудиторией ликбеза были рабочие (впрочем, здесь ситуация была относительно неплохой: профессиональная перепись 1918 г. показала, что 63% городских рабочих (старше 12 лет) были грамотны).

Отметив, что менее одного из четырех дипломатов была женщина, другой член Комитета интересовался мерами по продвижению женщин на руководящих должностях. Слишком много детей не зарегистрировано при рождении, беспокоит эксперта. В этом контексте предусматривается ли использование новых технологий для регистрации всех рождений, в том числе с помощью мобильного телефона?

Один из экспертов пожелал, чтобы делегация решительно затронула вопрос о половом воспитании и указала на действия, предусмотренные для его продвижения. Она не заметила, что без надлежащего полового воспитания планирование семьи иллюзорно. Она выразила свой скептицизм в отношении мер, принятых в отношении принудительных браков в стране, где половина девочек замужем до 18 лет.

В декрете с подписью председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности – «ликпункт», обучение шло 3-4 месяца. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа.

Она также хотела бы знать, каково участие медицинского персонала в содействии последствиям калечащих операций на женских половых органах. Один из членов Комитета заявил, что условия содержания в тюрьмах являются плохими и даже тревожными, особенно в области питания и здоровья. Кроме того, женщины, содержащиеся под стражей до суда, содержатся вместе с осужденными; Буркина-Фасо намерена исправить эту практику, спросила она?

Делегация сказала, что процесс реформы продолжается, особенно в отношении Кодекса лиц и семьи. Она добавила, что размышления и обсуждения продолжаются, в том числе на уровне министров. Воля к прогрессу очень реальна, заверила делегацию; но невозможно указать сроки. То же самое относится к принятию новой Конституции, поскольку власти осознают необходимость вовлечения женщин в комиссию, ответственную за ее разработку. Можно, конечно, сожалеть о медлительности процессов; но мы не должны действовать слишком поспешно, потому что мы рискуем позже найти, что принятые тексты были недостаточными, сказала делегация.

Наркомат просвещения и его отделы могли привлекать для работы в ликбезе «в порядке трудовой повинности все грамотное население страны» (не призванное в войска) «с оплатой их труда по нормам работников просвещения». Уклоняющимся от исполнения декретных предписаний грозила уголовная ответственность и другие неприятности.

По всей видимости, за год после принятия декрета никаких заметных действий по его выполнению сделано не было, и через год, 19 июля 1920 г. появился новый декрет – об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), а также ее отделов «на местах» (их называли «грамчека») – теперь комиссия занималась общим руководством работой. При ВЧК л/б имелся штат разъездных инструкторов, помогавших своим районам в работе и следивших за ее выполнением.

На базе внешкольного отдела Наркомпроса был образован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), в состав которого была передана созданная Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, состоящая из пяти членов, утверждаемых СНК РСФСР по представлению наркомата.

Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь в создании учебников ей оказывали Максим Горький, Лидия Сейфуллина, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Николай Марр, Владимир Бехтерев и другие.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.

Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы , предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

В 1920-1924 годах были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Элькиной, Бугославской, Курской. В те же годы появились "Рабоче-крестьянский букварь для взрослых" Смушкова и "Букварь для рабочих" Голанта. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также все грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

Большую помощь комиссии оказывало созданное в 1923 году добровольное общество "Долой неграмотность", которую возглавлял Михаил Калинин. Общество через одноименное издательство выпускало газеты и журналы по ликвидации неграмотности, буквари, пропагандистскую и методическую литературу. По данным на 1924 год, в РСФСР общество "Долой неграмотность" содержало свыше 11 тысяч ликпунктов (свыше 500 тысяч учащихся). Во второй половине 1920-х годов оно перенесло основную работу в деревню, где концентрировалась масса неграмотных, направило усилия на шефскую помощь города селу в ликвидации неграмотности.

Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 миллиона. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе.

В 1928 году по инициативе Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) работа по ликвидации неграмотности была развернута как всесоюзный культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж, где основная часть неграмотных была обучена силами общественности. В ликвидацию неграмотности в процессе культпохода включались тысячи добровольцев.

Вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении", которое ускорило ликвидацию неграмотности населения СССР.

В связи с реорганизацией Наркомпроса РСФСР и ликвидацией Главполитпросвета, постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК РСФСР от 13 февраля 1930 года Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности была переименована во Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности и малограмотности, а 12 сентября 1930 года она была упразднена с передачей функций Центральному штабу ликбез-похода, который был образован на Всероссийском совещании по ликвидации неграмотности (12-17 сентября 1930 года).

Проблема неграмотности и малограмотности в СССР была окончательно решена с повсеместным введением всеобщего начального образования.

Центральный штаб ликбез-похода прекратил свою деятельность в связи с осуществлением всеобщего начального обучения.

К началу 1950-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Всеобщая безграмотность, сифилис, что ещё обеспечил так милый нам царизм, но избавила так ненавистная нам Советская власть?

В процессе обучения взрослых в 1920-1930-е годы применялась классно-урочная система. Также распространенной формой обучения была лабораторно-бригадная работа, которая способствовала процессу обучения и развитию навыков самостоятельной творческой работы. Развитие кружковой работы и создание широкой системы самообразовательной работы способствовали охвату обучением практически всего неграмотного населения страны.

Обучение взрослых грамоте являлось одновременно и первой ступенью к политическому просвещению взрослых трудящихся. Политчас стал вводиться в системе ликбеза в 30 годах в очень узких размерах, но уже в 1930 - 31годах им было охвачено свыше 50% всех обучающихся. Политчас являлся вводным курсом в отдельные разделы и темы программы школ ликбеза, расширяющим материал, даваемый на уроках учителем.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 17 мая 1929 г. «О работе по ликвидации неграмотности» ЦК предлагал партийным, советским и профессиональным организациям в первую очередь охватывать системой ликвидации неграмотности «в городе - индустриальных рабочих и новые слои пролетариата, в деревне - батрачество, рабочих совхозов, сезонников, бедноту, членов колхозов» .

На XVI съезде ВКП(б) в 1930 году было определено: «Проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидация неграмотности должны стать боевой задачей партии в ближайшие годы».

На основе решения СНК РСФСР от 30 августа 1931 г. за № 815 все общеобразовательные школы и курсы для взрослых были реорганизованы в единую систему подготовки кадров массовой квалификации на предприятиях без отрыва от производства. Наряду со специальными сведениями, в данных школах давались общеобразовательные знания. На заводах работали утренние и вечерние школы, обеспечивая возможность всем рабочим посещать занятия.

В этом же году 12 сентября было принято постановление ВЦИК (Всесоюзного Центрального исполнительного комитета) и СНК о создании Центрального штаба ликбезпохода. В этом же году при местных Советах были созданы комиссии по ликвидации неграмотности -- ликбезы. Активнее заработало общество «Долой неграмотность», численность которого вскоре достигла более 5000000 человек. Комсомол, профсоюзы выделили сотни тысяч своих членов для обучения неграмотных и малограмотных.

В условиях технической реконструкции к трудящимся предъявлялись новые требования: недостаточно было только уметь читать и считать. В связи с этим уже в 1932 г. объем знаний в школах неграмотных и малограмотных был повышен до уровня четырех классов начальной школы и, кроме того, они должны были давать необходимые производственные знания в городе в объеме техминимума, в деревне в объеме агроминимума.

Вовлечение обучающихся и прошедших пункты ликбеза в активную общественную работу - с одной стороны служило целям воспитания активных, сознательных участников социалистического строительства, а с другой являлось верным оружием в борьбе с рецидивом неграмотности.

Процесс ликвидации неграмотности среди женщин

Женщины составляли в 1920-1930-е годы более половины населения страны, были самой массовой категорией неграмотных, и их обучение имело свою специфику. Процесс ликвидации неграмотности среди женщин осуществлялся через преодоление сложных социальных проблем и противоречий: патриархальных предрассудков и консерватизма общественного сознания; сложных экономических и бытовых условий, не позволявших женщинам учиться; психологических сложностей, связанных с возрастными барьерами. Обучение грамоте женщин рассматривалось как важная социальная задача и необходимое условие достижения реального равенства женщин с мужчинами, их раскрепощения и превращения в активных участников общественной жизни. Ликвидация неграмотности среди женщин была продиктована также экономической необходимостью. Без участия женщин было невозможно построить и обеспечить работу тысяч промышленных предприятий в 1920-1930-е годы, поскольку женщины составляли значительную часть трудоспособного населения. При этом женщины были не только объектом ликвидации неграмотности, но в ее ходе сами превращались в активных участников и организаторов этого процесса. Женская часть российской интеллигенции приняла на себя основное бремя решения задач по ликвидации неграмотности в стране в период 1920-1930-х годов.

Ход ликвидации неграмотности среди женского населения страны в период 1920-х - 1930-х годов, развивался в рамках общей логики кампании и включал два этапа: с декабря 1919 года до конца 1920-х годов и с конца 1920-х до конца 1930-х годов. Наиболее сложно этот процесс протекал в национальных районах страны.

Сложности ликвидации неграмотности на селе

Много было причин, по которым усложнялся процесс ликвидации неграмотности на селе; среди них - нехватка материальных средств, квалифицированных кадров, сезонный характер обучения в школах грамоты, когда ликбезработа напрямую была связана с циклом сельскохозяйственных работ на селе. Многие из тех, кто зимой научились читать и писать, за летний период утрачивали полученные навыки.

Низкий процент охвата взрослого населения политикой ликбеза часто был вызван незаинтересованностью людей в получении образования. Для привлечения на ликпункты колхозников заведующие школами взрослых применяли такой метод: комплектование школ начинали с коммунистов и руководящих работников колхозов и совхозов, которые записывались в школы вместе с женами, после этого в школы начинали записываться и рядовые колхозники.

Ликвидация неграмотности у красноармейцев

Большое значение придавалось грамотности красноармейцев -- от этого в немалой степени зависела боеспособность Красной Армии. Обучение красноармейцев началось еще во время гражданской войны. Красноармейцы, подлежавшие обучению, объединялись в отдельные команды и в служебном порядке обучались грамоте, частично освобождаясь от караульной службы. Грамоте обучались не только в тыловых частях, но и на фронте, в перерывах между боями.

Весной 1918 года, после заключения мира с немцами, в Москву приехал посол Германии граф Мирбах. Как полагается, он прибыл в Кремль, чтобы представиться главе правительства. Часовой около кабинета Владимира Ильича сидел и что-то читал, да с таким увлечением, что не только не встал, но и глаз не поднял на посла. Уходя, дипломат увидел ту же картину. На этот раз он остановился возле часового, взял у него книгу и попросил переводчика назвать ее заглавие. Это был труд Бебеля «Женщина и социализм». Мирбах молча вернул книгу.

Разумеется, в поведении часового - ничего похвального, и некоторые иностранцы не упускали случая поиронизировать над подобными сценками. Но критикам, Мирбаху в частности, не понять было одного: жажды знаний, которая охватила народ, впервые получивший доступ к книге, образованию.

Безграмотность населения царской России

Да, наша страна дала человечеству Ломоносова и Пушкина, Толстого и Достоевского, Менделеева и Павлова, Глинку и Чайковского, Репина и Шаляпина… Но чьим достоянием был их гений, кто знал их на Родине? Ничтожное меньшинство. Высокие достижения духа и разума соседствовали с вопиющим бескультурьем масс

В канун революции в России был всего 91 вуз. Зато процветало 78 790 церквей и монастырей. На всю страну 112 тысяч человек с высшим образованием - и 211 540 попов и монахов. Одна библиотечная книга - на пятнадцать человек. Газету получал один из сорока.

Да и кому было читать? В последней перед Октябрем переписи населения вопрос «Где получил образование?» содержал красноречивые подпункты: «а) дома, б) у причетчика, в) в церковноприходской школе, г) у солдата». Три четверти России расписывалось крестиком.

Политический поворот к повлек за собой не только экономическую, но и культурную революцию. Ленин провозгласил: все завоевания человеческого ума - образование, наука, техника, искусство - трудящимся! Все для них, все, в чем их обкрадывали столетиями!

Это тоже было программой партии и правительства.Тут, как ни в каком другом случае, буквально применимо расхожее выражение: «начинали с азов».

Декрет о ликвидации безграмотности

В конце фронтового девятнадцатого года правительство издает знаменитый декрет о ликвидации неграмотности, объявляет политической задачей первостепенной важности: научить читать и писать все население в возрасте от 8 до 50 лет.

Для проведения декрета учреждается как знамение времени Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности и ее местные отделения - от губерний до волостей. Попозже возникает массовое общество «Долой неграмотность» во главе с М. И. Калининым.

Бой за грамотность

Наркомпросу предоставлялось право в порядке трудовой повинности привлекать для обучения безграмотных все более или менее образованное население. В движение «за ликбез» включились все организации трудящихся: партячейки, профсоюзы, комсомол, женские комиссии, вливались широкие круги народной интеллигенции, видные деятели социалистической культуры, начиная с Горького; многотысячную армию культармейцев составляли студенты и школьники старших классов, учителя, врачи и инженеры, служащие и рабочие различных предприятий и учреждений, армейский политсостав, - все грамотные считали себя мобилизованными на бой за грамотность.

Учителя есть; народ валом валит на пункты ликбеза. Но нет букварей, наглядных пособий, и в ход идут все подручные, самодельные средства, особенно на селе. Вырезают буквы, цифры из газет, старых книг, составляют алфавит. Пишет «Советскую азбуку» Маяковский, на каждую букву - двустишие такого рода: « было взял Воронеж. Дяденька, брось, а то уронишь!» Нет тетрадей - пишут на старых обоях, на оберточной бумаге, на деревянной доске. Вместо чернил - разведенная в воде печная сажа, свекольный отвар, ягодный настой… Перья - гусиные, заостренная лучинка, кусок древесного угля.

Школа грамоты была создана и для младшего обслуживающего персонала правительственных подсобных служб. Владимир Ильич высказал пожелание, чтобы безграмотность ликвидировать в первую очередь на территории Кремля. В школу дружно записались все, кто в ней нуждался: рабочие комендатуры и хозчасти, подавальщицы столовой, сиделки больницы, прачки, курьеры. На открытие занятий пришел Ленин.

В 1906 году журнал «Вестник воспитания» высчитал, что полностью разделаться с неграмотностью в России можно в такие сроки: среди мужчин - за 180 лет, среди женщин - за 300 лет, у народов национальных окраин - за 4600 лет. Советская власть скорректировала это. Уже в 1920 году ликбезы охватили 3 миллиона человек, а всего за последующие двадцать лет было обучено 50 миллионов неграмотных и 30 миллионов малограмотных мужчин и женщин, русских и многих других национальностей. К 1940 году стал практически страной сплошной грамотности.

В первое время, когда лист бумаги и перо представляли всеобщую ценность - от пункта ликбеза до Председателя Совнаркома, - нелегко было и обычной, детской школе. В 1921 году на одного ученика приходилось в среднем на год 6 листиков бумаги, одно перо на 10 учеников, один карандаш и одна тетрадь - на 20 учеников. Однако не только скудная учебная база волновала и учащихся, и учащих.

Школа как социальный институт была на большом переломе. Кого учить - ясно: всех надо учить! Но чему и как учить - тут мнения сталкивались. Много думал об этом и Владимир Ильич.

Комсомольский работник Е. Логинова рассказывает, как в 1919 году ее пригласила Надежда Константиновна. Они сидели в самой теплой комнате квартиры - на кухне и пили чай из сушеной моркови. попросила показать план работы Московского комитета союза молодежи и заметила, что нельзя ограничиваться рабочей средой, пора поактивнее помогать воспитанию и школьной молодежи.

Со школой мы дело исправим, - ответила Логинова, - вот ведь трудовое воспитание пошло в школе живее, учащиеся под влиянием комсомольцев берутся сами убирать помещения, моют полы, стали заботиться о ремонте пособий. Конечно, барчуков в школе много, они здорово мешают работе.

Тут пришел Ленин. Он подсел к столу, вначале слушал, а потом вмешался в беседу.

Воспитание в школе, - сказал он, обращаясь к гостье, - архиважный вопрос, и правильно делаете, что начали заниматься им, хотя что-то долго размахиваетесь. Конечно, барству и барчукам, которые раздражают вас, надо объявить в школе беспощадную войну. Но главного-то еще в школе нет. Школьнику не дают понимания роли электричества в современной передовой индустрии, а это наш завтрашний день! А заводской процесс в целом? Незнание его равно технической безграмотности. А ведь сегодняшний школьник - это в своей массе завтра рабочий, техник, инженер.

Владимир Ильич не согласился и с мнением тех комсомольцев, которые считали, что центром внимания надо сделать заводскую школу рабочей молодежи, так как она дает хорошую профессиональную подготовку.

Подумайте, - сказал он, - можно ли» все свести к профессиональному обучению? А общее образование всей молодежи забросить, что ли? А знаете ли вы, что это подозрительно близко к буржуазной практике: трудовому люду дают только минимальную профессиональную подготовку и только «мажут по губам» общим образованием?

Как бы в развитие этой беседы в двадцатом году сформулировал решение Пленума ЦК партии:

«Признать в принципе необходимым слияние школ 2-ой ступени (или их высших классов) с профессионально-техническим образованием при 2-х непременных условиях:

1) обязательное расширение в профессионально-технических школах предметов общего образования и коммунизма;

2) обеспечение тотчас и на деле перехода к политехническому образованию, используя для этого всякую электрическую станцию и всякий подходящий завод».

Высшее образование в СССР

Одновременно с налаживанием средней школы, общего образования республике нужно приступать к подготовке специалистов высшей квалификации для социалистического народного хозяйства, создавать свою, народную интеллигенцию.

В августе восемнадцатого года Совнарком утвердил правила приема в высшие учебные заведения. Они отменяли все реакционные препятствия и рогатки трудящимся. Теперь каждый достигший 16 лет без различия национальности, сословия и пола имел право поступить в любой вуз и учиться бесплатно; лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства надо принимать в первую очередь и обеспечивать стипендией.

Однако радикальной демократизации высшей школы оказалось недостаточно. Исполнение декрета натолкнулось на серьезное препятствие. Сразу же, на очередном осеннем приеме в вузы, выяснилось, что от рабочих, а тем более жителей села поступило сравнительно немного заявлений - по простой причине.

Молодые пролетарии всей душой были преданы идеям , отличались храбростью и самопожертвованием на войне и в тылу, но редко кто имел образование выше начального.

Заполняя анкету делегата III съезда комсомола, 20-летниий Петр Смородин отвечал: член комсомола - с августа 1917 года; основное занятие - учился на заводе и работал слесарем; военная подготовка - 2,5 года на фронте, 2 года комиссаром полка. А в графе «образование» написал: «сельский церковноприходский университет».

Вот эти-то окаянные «университеты» и держали большинство юношей и девушек. А те, что рискнули сесть на студенческую скамью, стали отсеиваться, бросать учебу, так как оказались не готовы к лекциям действительно на университетском уровне.

И тут к входившим в широкое обращение словам «ликбез», «культармия», «всеобуч», «фабзавуч» прибавилось новое - рабочий факультет, рабфак. Это оказалось замечательным, подсказанным самой жизнью открытием. При вузах начали действовать особые студенческие факультеты, состоящие полностью из детей пролетариата, которые наверстывали здесь по особой программе то, чего им не хватало для успешного перехода на основной курс.

Организация рабочих факультетов быстро приобрела массовый характер. В феврале 1919 года в Москве состоялось торжественное открытие первого рабфака при нынешнем институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова, а к концу года их насчитывалось уже 14; в двадцать первом - 59 в 33 городах, в двух третях высших учебных заведений страны.

Около миллиона заводского и сельского юношества прошло «путь наверх» за 8-10 лет напористой учебы в рабфаке - институте. Инженеры, экономисты, агрономы, врачи, учителя, деятели искусств, научные работники, кадры партии и органов управления, они стали началом, костяком славной тридцатимиллионной советской интеллигенции.