Леонардо да винчи эрмитаж мадонна. Шедевры эрмитажа

она была приобретена у Марии Александровны, жены придворного архитектора .(Википедия. )

Леонардо да Винчи.

Мадонна Литта,1490- 1491.

На картине изображена женщина, держащая на руках , которого она . Фон картины — с двумя , свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена , идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит .

Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье , и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в . В он обратился в с предложением продать её вместе с несколькими другими картинами. В вместе с другими тремя картинами «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч .

Рафаэль. Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)

Четвертая картина Рафаэля в Эрмитаже “Мадонна с безбородым Иосифом” написана года два спустя в тот промежуточный период, когда художник прощался с переживаниями юности и еще не вполне освоил новые веяния, окутавшие его во Флоренции.

«» одно из двух произведений , оставшихся в после 1930-х годов.

Картина попала в в XVIII веке вместе с собранием Пьера , который приобрёл её у с большой скидкой, вызванной тем, что полотно было в реставрационных целях переписано неумелым художником. Последующие и неудачные попытки реставрации не лучшим образом сказались на состоянии произведения. Знатоки XIX — начала XX века высказывали сомнения в его подлинности, из-за чего советскому правительству в 1930-е гг. не удалось найти на него зарубежного покупателя.

Младенец изображён сидящим в сложной, подвижной позе на лоне . Справа от неё стоит, опершись на посох, пожилой мужчина с седыми волосами; его взгляд устремлён на младенца. Искусствоведы по традиции видят в старике , которого было принято изображать погружённым в глубокую задумчивость по поводу открывшейся ему судьбы сына. Это очень редкое изображение Иосифа без бороды, отсюда второе название картины — «Мадонна с безбородым Иосифом ».

Материал из Википедии.


Одно из самых ранних произведений Рафаэля. В круге, точно вписанном в квадрат, изображена молодая женщина, укрытая синим платком. Она держит в правой руке книгу, левой прижимает к себе маленького сына и они вместе - голенький мальчик и его мама - смотрят в книгу. Первоначально она была написана на дереве и составляла единое целое с рамой, выполненной, как предполагают, по рисунку Рафаэля. При переводе живописи с дерева на холст обнаружилось, что вначале Рафаэль изобразил в руке мадонны гранатовое яблоко (как в рисунке Перуджино), которое позже заменил книгой. "Мадонна Конестабиле" была создана для герцога Альфано ди Диаманте в Перудже. В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. Из их собрания картина была приобретена в 1871 году для Зимнего дворца, откуда в 1881 году поступила в Эрмитаж.

Картина «Мадонна» относится к позднему периоду творчества Симоне Мартини, времени пребывания его на юге Франции, в Авиньоне, в 1339—1342 годах.

Она представляет собой створку диптиха, в котором была изображена сцена благовещения. В картине пленяют красивое сочетание золотого фона с красным и синим тонами одежд, певучая плавность линий, изящное движение тонких рук Марии. В удлиненных пропорциях, изогнутом силуэте фигуры ощущается влияние готики.

ТИЦИАН (Тициано Вечеллио)

1485/90-1576

«Кающаяся Мария Магдалина» потрясает силой и глубиной человеческого чувства, прекрасно понятого и переданного Тицианом. Художник воспроизвел не религиозный экстаз раскаявшейся и удалившейся от мира грешницы, а страдание женщины, земной и прекрасной, оставшейся наедине со своим горем.

Картина была создана Тицианом в позднюю пору творчества, в 1560-х годах. По-видимому, она произвела большое впечатление на современников, и многие хотели иметь экземпляр этой композиции: до нашего времени дошло несколько вариантов и копий с нее.

В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.

Джорджоне

Юдиф,ок.1504

Холст(переведена с доски) масло.

«Юдифь» ( Giuditta ) — единственная находящаяся в России картина, единодушно атрибутируемая . Хранится в .

Картина поступила в Эрмитаж в 1772 году из парижского собрания Антуана Кроза (ум. 1770), барона де Тьера. Коллекция была создана дядей барона, банкиром .

Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к сюжету, создал удивительно умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

«Дама в голубом» картина английского , находящаяся в Государственном Эрмитаже, куда она поступила из собрания по завещанию в 1916 году. Это единственное произведение Гейнсборо, находящееся в России. По неподтверждённому мнению некоторых исследователей, на портрете изображена герцогиня де Бофор.

Картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стиле . Художнику удалось передать утончённую красоту и аристократическую элегантность дамы, грациозность движения руки, поддерживающей шаль.

«Передано не столько настроение модели, сколько то, что сам художник в ней ищет. У "Дамы в голубом" мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Ее тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть прически, и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле. Построенный на изысканной гармонии холодных тонов, портрет кажется сотканным из легких мазков, разнообразных по форме и плотности. Создается впечатление, что пряди волос не кистью исполнены, а нарисованы мягким карандашом»


Иоганн Фридрих Август Тишбейн (1750-1812), живописец. Портретист. Представители классицизма. Работал во многих городах Германии, во Франции, в Голландии, Италии, России.

Кристи́на Ро́бертсон (урождённая Са́ндерс, родилась в 1796 году в (англ.) . На ткани она получила нерукотворное «истинное изображение» лица Иисуса. Дополнительно к этому общему для христианства преданию, Православная церковь считает Веронику той кровоточивой женщиной, которая получила исцеление от прикосновения к краю одежд Христа .



Реклама

В 214-м зале Эрмитажа выставлены две небольшие картины — это произведения Леонардо да Винчи (1452-1519).

Трудно переоценить значение этого многогранного деятеля, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения — художника, мыслителя, ученого, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи воплотились самые смелые и самые заветные стремления его современников, людей Возрождения — эпохи величайшего прогрессивного переворота.

Картины да Винчи в Эрмитаже: о картинах "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта"

Леонардо да Винчи подарил миру множество шедевров в области науки, медицины, инженерии. Не менее высоко ценится и его вклад в искусство. Живопись да Винчи считается мировой классикой, каждое полотно которой – символ эпохи Возрождения. Произведениями можно насладиться в Эрмитаже, Лувре, Уффици, а также в других заведениях разных стран.

Современный Эрмитаж, находящийся в Санкт-Петербурге, хранит в своих стенах две картины Леонардо: «Мадонна Бенуа»; «Мадонна Литта». Обе работы помещены в зале №214 Большого (Старого) Эрмитажа.

«Мадонна Бенуа» или как часто её называют «Мадонна с цветком» была выполнена приблизительно в 1478 году, когда молодой да Винчи находился во Флоренции. Уже тогда гений иначе смотрел на мир, поэтому создал Мадонне простое, юное и не особо красивое лицо. Другие художники рисовали её взрослой и подчеркнуто прекрасной. Также мастер вышел за рамки портрета, создав жанровую сцену. Младенец Иисус не просто сидит на коленях матери, он играет с цветком, протянутым ею. Это кажется молодой девушке очаровательным, на её губах застывает нежная улыбка, а в глазах ясно читается душевное тепло.

«Мадонну Литту» мастер создал в 1490 году. Изображенные на ней персонажи – Мадонна и младенец Иисус кардинально отличаются от тех, которые помещены на картину «Мадонна Бенуа». Теперь девушка выглядит старше, строже. В её глазах, как и раньше, читается любовь и нежность, но от улыбки остался только намёк, а наивность во взгляде уступила место задумчивости. У ребёнка кудри на голове, в то время как Иисус «Мадонны Бенуа» лысый. Художник добавил на новую картину пейзаж за окнами, погружающий в атмосферу спокойствия.

Картины да Винчи в Эрмитаже: почему переместили?

В Государственном Эрмитаже впервые за 40 лет переместили картины Леонардо да Винчи “Мадонна Бенуа” и “Мадонна Литта”.

Полотна разместили в новых витринах, отодвинули от прохода и повернули так, чтобы посетителям было удобнее их рассмотреть, сообщили со ссылкой на директора музея Михаила Пиотровского.

“Мы еще год назад решили развернуть витрины, чтобы было удобнее публике, и чтобы циркуляция была правильной”, – отметил Пиотровский.

По его словам, в новых витринах есть система стабилизации климата и “условия хранения картин по большому счету не изменились, и в этом есть плюс”.

“Системы должны обеспечить, чтобы все условия – влажность, температура были такими же, к которым картины привыкли за последние 40 лет”, – пояснил Пиотровский.

Кроме того, изменилось освещение экспонатов. Раньше свет из окон на них падал сбоку, теперь же – прямо".

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Большой (Старый) Эрмитаж

Советская лестница С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер).
Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" украшал Овальный зал, первоначально находившийся на месте лестницы. Единственный акцент в интерьере - малахитовая ваза (Екатеринбург, 1850-е). Название лестницы объясняется тем, что в XIX в. на первом этаже здания находились помещения Государственного совета.


Верхняя площадка Советской лестницы

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. Некогда эти помещения занимал Государственный совет, а с 1885 года - Царскосельский арсенал.

Залы итальянской живописи XIII—XVIII веков

В залах второго этажа (бывшие жилые комнаты Надворной анфилады и залы Парадной анфилады вдоль Невы) представлены работы мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан.

Зал Тициана Зал Тициана - одно из помещений Надворной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, оформленной А.И. Штакеншнейдером в 1850-е гг. Эти апартаменты предназначалась для знатных гостей императорского двора. Отделка XIX в. сохранилась в интерьере лишь частично. В ходе реставрации, проведенной в 2003 г., стены были окрашены под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. В зале представлены полотна позднего периода творчества Тициана (Тициано Вечеллио, 1488-1576) - великого венецианского художника эпохи Возрождения. Среди них - "Даная", "Кающаяся Мария Магдалина", "Святой Себастьян".
Даная

Кающаяся Мария Магдалина

Зал искусства Италии XIII - начала XV в.

Приемная, как и все залы парадной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, была оформлена А. Штакеншнейдером в 1851-1860 гг. Зал является прекрасным образцом интерьера эпохи историзма. Колонны зеленой яшмы и пилястры, украшенные росписью, золоченые орнаменты потолка и десюдепортов, двери, декорированные медальонами из фарфора, придают залу особую нарядность. В зале представлены произведения итальянских художников XIII - начала XV в., среди которых "Крест с изображением Распятия" Уголино ди Тедиче, створка диптиха Симоне Мартини "Мадонна" из сцены "Благовещение", "Распятие с Девой Марией и св. Иоанном" Николо Джерини.

Мадонна из сцены "Благовещение" Симоне Мартини

"Голгофа" Уголино Лоренцетти

Зал искусства Италии XVI в.

Зал входил в надворную анфиладу Старого (Большого) Эрмитажа, оформленную А. Штакеншнейдером в середине XIX в. Убранство интерьера не сохранилось. В ходе реставрации 2003 г. стены приобрели окраску под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. Сейчас здесь представлены работы венецианских живописцев XVI в., таких как Якопа Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. К шедеврам коллекции музея относится картина Джорджоне (около 1478-1510) "Юдифь" - одно из немногих подлинных произведений основоположника венецианской школы.
Якопо Пальма Старший - Мадонна с младенцем и заказчиками

Джорджоне - Юдифь

Зал Леонардо да Винчи

В Двусветном зале Старого (Большого) Эрмитажа представлены шедевры музея - два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - "Мадонна Бенуа", одно из немногих бесспорных творений мастера, и "Мадонна Литта". В отделке зала (архитектор А.И. Штакеншнейдер, 1858) сочетаются светлый стюк с цветным камнем (порфировые и яшмовые колонны, лазуритовые вставки в мраморных каминах) и позолотой. Зал украшают живописные панно и плафоны. Двери декорированы в стиле "буль" - пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) (1478)

Самая знаменитая картина Эрмитажа. Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) (1490 - 1491)


Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля находятся в Большом Эрмитаже.
Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в1780-хгг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копиифресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством Х. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты - так называемая "Библия Рафаэля". Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в "гротах" - руинах "Золотогодома" (дворца древне римского императора Нерона,I в.).

Малый Эрмитаж


Северный павильон Малого Эрмитажа.Вид с Дворцовой набережной.

Южный павильон Малого Эрмитажа с Дворцовой площади

Павильонный зал

Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного прираскопках древне римских терм. В зале экспонируются часы "Павлин" (Дж.Кокс, 1770-е),приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.

Эдуард Петрович Гау

Тутукин, Петр Васильевич - Виды залов Зимнего дворца. Павильонный зал

Кольб Александр Христофорович - Виды залов Малого Эрмитажа. Павильонный зал

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа Бенуа Александр Николаевич

Леонардо да Винчи (Его Ученики И Подражатели)

Вполне зрелым представляется искусство лишь одного величайшего художника, принадлежащего, как мы уже указали, XV веку, - Леонардо да Винчи. Еще ни одно из упомянутых событии не наступило, еще все шло своим ровным течением, последовательно и равномерно, когда родился и развился этот гениальный человек, познавший новые формулы красоты, отвечающие назревавшим душевным переживаниям.

Самый пленительный момент Возрождения для нас, живущих в эпоху какого-то старчества, тот, когда “дерево культуры” покрылось зеленеющими почками, когда воцарилось в истории человечества радостное настроение весны. Но затем почки начали распускаться, дерево покрылось густой одеждой листвы, и в этом виде, в этой пышной картине оказывается трудным узнать прежнюю очаровательную прозрачность, тонкость и хрупкость. Именно в творчестве Леонардо произошла эта полная метаморфоза Возрождения. Кажется, точно нет связей между ним и его предшественниками. Напрасно, впрочем, было бы искать в нем и воскресение древности. Леонардо ни в чем (кроме только архитектуры) не возобновил античных традиций (вроде того, как сделали Мантенья и Донателло). Он оказался вполне “новым”, он все нарушил и все снова воздвиг, открыл такие пути, которые не пройдены еще и в настоящее время, с простотой ясновидца указал на идеалы, в которые мы до сих пор не поверили вполне, ибо “духу не хватает”, чтобы поверить.

Здесь, впрочем, нас интересует одна только формальная сторона, вернее, чисто пластическая сторона его творчества. С нее началось дальнейшее развитие европейской пластики. Леонардо, легко и просто, нашел такие формулы, которые как по волшебству вывели искусство из оцепенения, дали ему радость и полноту. То, над чем бились Липпо Липпи, Поллайоло, Верроккьо и более молодые: Боттичелли, Перуджино и Гирландайо, для него предстало готовым, совершенным, как Паллада, вышедшая во всеоружии из головы Зевса. Однако как обозначить словами это новое? Что это такое - эта круглота линий, равновесие частей, эта мягкость выразительных движений и мягкость светотени? Шаг ли дальше на пути завоеваний реализма или новый “декоративный прием”? Разумеется, это нечто большее, но совершенно невыразимое. Сам Леонардо пытался в словах выяснить свои открытия в сфере пластической красоты, но и его слова кажутся наивными и неубедительными рядом с наглядными, им же созданными примерами.

Произведений самого Леонардо Эрмитаж не содержит, но дух Леонардо разлит на всем художественном творчестве Италии, явившемся вслед за ним. Надо, впрочем, оговориться, Леонардо был этим первым и самым драгоценным источником нового “художественного стиля”, но идеи, воплотившиеся в нем, вообще уже “носились в воздухе”. Возможно, что аналогичные явления вне Флоренции и вне Милана следует считать и самобытными.

Наконец, нельзя таких гениев, как соотечественника Леонардо Микель Анджело или как урбината Рафаэля считать какими-то последователями Винчи. Надо только помнить для уразумения их положения в истории, что основные формулы, которыми они воспользовались, которые они довели до высшей степени зрелости и совершенства, были уже найдены в момент сложения их художественных личностей. Одни года рождения говорят за себя. Леонардо родился в 1452, Микель Анджело в 1475, Рафаэль в 1483 году.

К непосредственным отражениям искусства Леонардо относятся в Эрмитаже 5 картин, в разные времена носившие имя самого мастера. Это не произведения самостоятельных, лишь отчасти зараженных чужим творчеством художников, а работы подражателей и учеников, во всем покорно следовавших за мастером и учителем.

“Мадонна Литта” (названная так потому, что она до своего поступления в Эрмитаж, в 1865 году, принадлежала графам Литта в Милане) одна из жемчужин нашего музея.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта). Ок. 1490 - 1491. Холст, темпера, переведена с дерева. 42х33. Инв. 249. Из собр. Герцога А. Литта, Милан, 1865

“Орнаментальная” сторона картины, линии, композиция, отношение частей вполне достойны Леонардо; возможно даже, что в основе картины лежит рисунок самого мастера. Леонардо же следует отдать замысел как ликов Богородицы и Младенца, так и всей чисто музыкальной, невыразимой словами нежности, с которой передано чувство материнства и милая, несколько неловкая поза Младенца. Но “удача” картины не леонардовская. Резкий свет, доходящий местами до грубости, подбор красок (лишь частью пострадавших от времени и реставрации); промахи и недовершения в лепке (например, руки Мадонны или складки ее тюника у разреза на груди) - все это говорит за то, что перед нами работа ученика - превосходного, впрочем, художника и человека, вполне усвоившего задачи учителя. Кто этот ученик? Круг лиц, стоявших близко к Леонардо, был настолько подавлен величием мастера, эти добросовестные и серьезные, тяжелые и неуклюжие ломбардцы так строго следовали его заветам, что их индивидуальные особенности как-то смешались и их легче узнавать по недочетам и ошибкам, свойственным каждому из них, нежели по достоинствам, унаследованным ими от мастера... Вот почему и эту картину крестили самыми разнообразными именами, начиная от такого совершенного техника, как Бельтраффио, кончая таким неловким художником, как Бернардино де Конти. Вопрос остается открытым, и потому благоразумнее называть Мадонну Литту просто “работой ученика Леонардо”.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ Леонардо да Винчи В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров - фреска «Тайная вечеря»

Из книги Чудо-остров. Как живут современные тайваньцы автора Баскина Ада

ДЖОКОНДА Леонардо да Винчи 22 августа 1911 года из Квадратного зала Лувра пропала всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». В 13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось. Среди работников Лувра началось смятение. Посетителям

Из книги История диджеев автора Брюстер Билл

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Ученики диджея Фрэнсиса В 1970 году Стив Д’Аквисто (Steve D’Acquisto), только что выучившийся на бальзамировщика, водил в ночную смену такси, дожидаясь начала действия лицензии на проведение похоронных обрядов. Однажды он высадил пассажира на Шеридан-сквер, 1 у клуба Haven. «Я

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Леонардо да Винчи (1452–1519) – один из титанов итальянского Возрождения: живописец, скульптор, архитектор, музыкант, инженер и изобретатель. Кто хочет разбогатеть за день, будет повешен не позже чем через год. Мудрость – дочь опыта. Тот, кто редко думает,

Из книги Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе] автора Киле Петр

Из книги Тайны богов и религий автора Мизун Юрий Гаврилович

Ученики Остаде Бега, Корнелис Дюсарт, Корнелис Оуденрогге Из этих учеников в Эрмитаже представлен младший брат Адриана - Исаак, о котором мы будем говорить дальше, при разборе голландского пейзажа, Корнелис Бега (1620 - 1666), Иог. Оуденрогге (1625 - 1657) и Дюсарт (1660 - 1704). Из них

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Леонардо да Винчи «Небесным произволением на человеческие существа воочию проливаются величайшие дары, зачастую естественным порядком, а порой и сверхъестественным; тогда в одном существе дивно соединяются красота, изящество и дарование, так что к чему бы ни обратился

Из книги История борделей с древнейших времен автора Кинси Зигмунд

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Леонардо да Винчи (1452–1519) скульптор, художник, изобретатель... Вино мстит пьянице. ... В природе все мудро продумано и устроено, каждый должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни. ... Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода

Из книги Код да Винчи расшифрован автора Ланн Мартин

III. Рим: ученики превзошли учителей На известной всем статуе волчица вскармливает на горе Палатин близнецов Ромула и Рема, будущих основателей Рима.Однако в Риме слово «волчица» (лат. lupa) означает «самка волка», но и «проститутка»; лупанарий – или lupanarium – публичный дом;

Из книги автора

Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (1452–1519) – один из титанов итальянского Возрождения: живописец, скульптор, архитектор, музыкант, инженер и изобретатель. Кто хочет разбогатеть за день, будет повешен не позже чем через год. Мудрость – дочь опыта. Тот, кто редко

Публикации раздела Музеи

Приключения да Винчи в России: подробно о наших Леонардо

С читается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо - занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Заглянем в Эрмитаж и вспомним историю наших Леонардо вместе с Софьей Багдасаровой .

«Мадонна Литта»

Анджело Бронзино. Состязание Аполлона и Марсия. 1531–1532 годы. Государственный Эрмитаж

Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта».

Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. К картине Леонардо он, впрочем, отношения не имеет. Четверть века спустя после его смерти, в 1864 году, герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж , совсем недавно ставший публичным музеем, с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.

Антонио Литта так хотел угодить русским, что прислал перечень из 44 предлагаемых на продажу работ и попросил представителя музея приехать в Милан, чтобы посмотреть галерею. Директор Эрмитажа Степан Гедеонов отправился в Италию и выбрал четыре картины, заплатив за них 100 тысяч франков. Помимо Леонардо, музей приобрел «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино, «Венеру, кормящую Амура» Лавинии Фонтана и «Молящуюся Мадонну» Сассоферрато.

В Россию картина прибыла в очень плохом состоянии, ее пришлось не только чистить, но и сразу переложить с доски на холст. Так в Эрмитаже появился первый Леонардо.

Кстати, вот и пример споров по поводу атрибуции: создал Леонардо «Мадонну Литта» сам или с помощником? Кто был этим соавтором - его ученик Больтраффио? А может, Больтраффио написал ее целиком, по наброску Леонардо? Окончательно этот вопрос до сих пор не разрешен, и «Мадонна Литта» считается немного сомнительной.

У Леонардо да Винчи было множество учеников и последователей - их называют «леонардески». Порой они истолковывали наследие мастера весьма странно. Так появился тип обнаженной «Моны Лизы». В Эрмитаже есть одна из таких картин работы неизвестного автора - «Донна нуда» («Обнаженная женщина»). Она появилась в Зимнем еще при Екатерине Великой: в 1779 году императрица приобрела ее в составе коллекции Ричарда Уолпола. Кроме нее, в Эрмитаже также находится большая коллекция других леонардесков, включая копию одетой «Моны Лизы».

Лавиния Фонтана. Венера, кормящая Амура. 1610-е. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490–1491. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи, школа. Донна нуда. Государственный Эрмитаж

«Мадонна Бенуа»

Эта картина, написанная в 1478–1480 годах, также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра) - Марии Александровны Бенуа. Она была урожденной Сапожниковой (и, кстати, приходилась дальней родственницей художнице Марии Башкирцевой , чем гордилась).

Прежде картиной владел ее отец, астраханский купец-миллионер Александр Александрович Сапожников, а до него - дед Александр Петрович (внук Семена Сапожникова, за участие в пугачевском бунте повешенного в селе Малыковка одним молодым поручиком по имени Гаврила Державин). В семье рассказывали, будто бы «Мадонну» Сапожниковым продали бродячие музыканты-итальянцы, которых неведомо как занесло в Астрахань.

Но на самом деле Сапожников-дед приобрел ее в 1824 году за 1400 рублей на аукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии и директора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ее из Италии в 1790-х). Удивительно - когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт и другие авторы, выставили на аукцион, Эрмитаж купил несколько работ (в частности, Милле, Миньяра), но этой скромной «Мадонной» пренебрег. Новый владелец занялся реставрацией картины, по его просьбе ее сразу перевели с доски на холст.

Русская общественность узнала об этой картине в 1908 году, когда придворный архитектор Леонтий Бенуа выставил работу из коллекции своего тестя, а главный хранитель Эрмитажа Эрнст Липгарт подтвердил руку мастера. Это произошло на «Выставке западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга», открывшейся 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств.

В 1912 году супруги Бенуа решили продать полотно, картину отправили за рубеж, где эксперты осмотрели ее и подтвердили подлинность. Лондонский антиквар Дювин предложил 500 тысяч франков (около 200 тысяч рублей), однако в России началась кампания за покупку работы государством. Директор Эрмитажа граф Дмитрий Толстой обратился к Николаю II. Супруги Бенуа тоже хотели, чтобы «Мадонна» осталась в России, и в итоге уступили ее Эрмитажу в 1914 году за 150 тысяч рублей, которые выплачивались в рассрочку.

Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец и соотечественник Сапожниковых, в декабре 1918 года в своей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если да - то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани «Мадонну» - не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?» Но не вышло - не вернулась картина в Астрахань.

Орест Кипренский. Портрет Алексея Корсакова. 1808. Государственный Русский музей

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1478. Государственный Эрмитаж

Василий Тропинин. Портрет А.П. Сапожникова. 1826. Государственный Эрмитаж

«Спаситель мира»

Больше работ Леонардо в русских музеях нет, только «разжалованные», например - «Святой Себастьян» кисти уже упоминавшегося Больтраффио (в Пушкинском музее с 1930 года). В середине XIX века как работу да Винчи ее купил граф Сергей Строганов, и только в 1896 году исследователь Фриц Харк предположил, что на самом деле - это картина кисти его ученика.

Однако русский след явно прослеживается в судьбе еще одной картины Леонардо да Винчи - «Спаситель мира». Впрочем, что эта картина - работа гения, решили только в XXI веке.

Дело в том, что многие произведения да Винчи хотя и не сохранились, но известны по его наброскам, копиям учеников и описаниям современников. Так, мы знаем, что он написал «Леду и лебедя», «Мадонну с веретеном» и «Битву при Ангиари». Пускай их оригиналы утеряны, но леонардески Больтраффио, Франческо Мельци, Джампетрино и даже Рубенс оставили достаточно копий и вариаций, чтобы мы были уверены, что подобные работы действительно существовали, и могли представить, как примерно они выглядели.

Та же история со «Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, а версии учеников существуют - около двадцати. Одну из таких копий в 1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, а в 1958 году его наследники продали на «Сотбис» всего за 45 фунтов как работу Больтраффио. В 2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил от поздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал и отправил на экспертизу. И многие эксперты согласились с гипотезой владельцев картины: она написана не последователем, а самим мастером. Пресса наполнилась громкими заголовками - «Найдена утраченная картина Леонардо да Винчи!».

В 2011 году «Спасителя мира» выставили на престижной выставке Лондонской национальной галереи, посвященной Леонардо, где впервые собрали максимальное число шедевров, включая луврские (кроме «Моны Лизы») и эрмитажные. Произошла окончательная легитимация находки - осталось ее только продать.

И действительно, через два года образ Христа купил российский миллионер Дмитрий Рыболовлев. А в 2017 году при посредничестве «Кристис» коллекционер продал её наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салман Аль Сауд за 400 миллионов долларов. «Спаситель мира» стал самым дорогим произведением искусства за всю мировую историю.