Леонардо да винчи - биография, личная жизнь, творчество художника. Леонардо да Винчи — биография, интересные факты

Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель - вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо - символ безграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Являлся основателем искусства Высокого Возрождения.

Биография

Детство

Дом, в котором жил Леонардо в детстве.

Побежденный учитель

Картина Верроккьо «Крещение Христа». Ангел слева (левый нижний угол)- творение кисти Леонардо.

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодежь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

Профессиональная деятельность, 1476-1513

В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии . Их оправдали . О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476-1481 годах.

В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари , очень талантливым музыкантом , создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро , а лиру отправил с ним как подарок.

Личная жизнь

У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани , фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем ».

Конец жизни

Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Основные даты

  • - Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция)
  • - член Флорентийской Гильдии художников
  • - - работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с Вазой»
  • Вторая половина 70-х годов. Создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа »)
  • - Скандал с Сальтарелли
  • - Леонардо открывает собственную мастерскую
  • - по документам, в этом году у Леонардо уже была собственная мастерская
  • - монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение Волхвов» (не завершён); начата работа над картиной «Святой Иероним»
  • - приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане . Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца .
  • - начата работа над «Мадонной в гроте»
  • Середина 80-х - создана «Мадонна Литта »
  • - создан «Портрет музыканта»
  • - разработка летательной машины - орнитоптера , основанной на птичьем полёте
  • - анатомические рисунки черепов
  • - картина «Портрет музыканта». Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца.
  • - Витрувианский человек - знаменитый рисунок который иногда называют каноническими пропорциями.
  • - - закончена «Мадонна в гроте»
  • - - работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария делла Грацие в Милане
  • - Милан захвачен французскими войсками Людовика XII , Леонардо покидает Милан , модель памятника Сфорца сильно повреждена
  • - поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера
  • - картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза»

Дом во Франции, в котором умер Леонардо да Винчи в 1519 г.

  • - возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии , см. Итальянские войны)
  • - - работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио
  • - роспись в соборе Святой Анны
  • - «Автопортрет»
  • - переезд в Рим под покровительство папы Льва X
  • - - работа над картиной «Иоанн Креститель»
  • - переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика

Достижения

Искусство

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что Да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи - Джанкарло Джентилини и Карло Сиси - утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи . Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или ученым. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса, решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии , большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были еще достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато - дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешел на качественно новую ступень.

Наука и инженерное дело

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян , особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат , а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке .

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта . В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать - и крылья будут!» Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана . Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошёл. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте , вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».

Изобретения

  1. Металлическая повозка для перевозки солдат (прототип танка)
  2. Лёгкие переносные мосты для армии.

Дизайн летательной машины.

Военная машина.

Летательный аппарат.

Автомобиль.

Скорострельное оружие.

Военный барабан.

Прожектор.

Анатомия

Мыслитель

…Пусты и полны заблуждений те науки , которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Литература

Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях , написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.

Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., ). В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX -XX веках . Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку. Живя в эпоху расцвета гуманизма , когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому - образец разговорного языка интеллигенции XV века , и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.

Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи дает в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы : басни , фацеции (шутливые рассказы), афоризмы , аллегории , пророчества . В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью ; а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти .

Более фантастический характер имеют аллегории и пророчества: в первых Леонардо да Винчи использует приемы средневековых энциклопедий и бестиариев ; вторые носят характер шутливых загадок , отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеровской иронией , направленной по адресу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы . Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматической форме его философия природы , его мысли о внутренней сущности вещей. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.

Дневники Леонардо

На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци , но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII-XIX вв. Поначалу они не встретили должного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки! Но когда учёные установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка - плод одного человека. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении.

Ученики

Из мастерской Леонардо вышли такие ученики («леонардески»), как:

  • Амброджо де Предис
  • Джампетрино

Свой многолетний опыт воспитания молодых живописцев прославленный мастер обобщил в ряде практических рекомендаций. Ученик должен вначале овладеть перспективой, исследовать формы предметов, затем копировать рисунки мастера, рисовать с натуры, изучить произведения разных живописцев, и только после этого приниматься за собственное творение. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», - советует Леонардо. Мастер рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы. Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Помимо эстетических принципов великого мастера, его записки содержат мудрые житейские советы молодым художникам.

После Леонардо

В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что лишь несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. С появлением авиации самая заветная мечта великого флорентийца стала реальностью. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивайся тот, кто устремлён к звезде», - писал божественный Леонардо.

  • Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета , который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется -1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века , последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.
  • Однажды учитель Леонардо, Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Веррокьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
  • Он виртуозно играл на лире . Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
  • Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
  • Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
  • Был вегетарианцем . Ему принадлежат слова «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса».
  • Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».
  • В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное мясо, тушеное с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Библиография

Сочинения

  • Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике. ().

О нём

  • Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
  • Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962.
  • I. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881-1891.
  • Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
  • Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
  • Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894-1904.
  • Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
  • Всеобшая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
  • Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи . - М. : Изд-во АН СССР, 1947. - 815 с.
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Патер В. Ренессанс, М., 1912.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
  • Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
  • Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914.
  • Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
  • Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
  • Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
  • Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
  • Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
  • Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
  • Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
  • Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.

Галерея

Леонардо да Винчи – одна из самых ярких личностей эпохи Возрождения, чьи работы, взгляды и творения были настолько прогрессивными, что воплотились в действительность лишь спустя многие годы, чем обеспечили творцу статус провидца.

Леонардо да Винчи нашел приспособление многим своим талантам, среди которых и живопись, конструирование, скульптура, архитектура, а также научная деятельность, благодаря чему ментор вошел в ряд ученых и философов, как один из лучших естествоиспытателей. Ему можно воздавать лавры и упоминать о множестве достижений, каким не хватит и счета, ведь некоторые тайны его жизни так и, возможно, не откроются нам и поныне.

По истечению своей жизни Леонардо да Винчи много путешествовал, а если точнее, работал в разных страна по приглашению королей и других знатных особ. Не каждый творец или художник может похвастаться запечатлением своей особы в вечную память в работах дворцов или многих церквей – масштабная память о том, кто когда-то жил и творил. Леонардо также подарил нить прогрессивности науки того времени – его Золотое сечение и глубокое изучение человеческой анатомии поспособствовали продвижению медицины и изучению человеческого тела в деталях, что, как вы понимаете, имеет ценность не только для художественной сферы, как оказалось.

Последние годы своей жизни Леонардо да Винчи провел во Франции. Его пригласил жить и работать в 1516 году король Франции Франциск I, который стал его самым большим заказчиком в последствии. После того, как художник прожил два года во Франции, преподавал, работал над своими новыми проектами, у него начала неметь правая рука. Полностью потеряв возможность ей работать, мастер слег в постель и последний год своей жизни провел почти что в ней.

2 мая 1519 года Леонардо да Винчи умер. В его окружении были его творения и те люди, ученики, которым он был дорог и которые, без сомнения, были дороги ему. Скончался живописец и философ в замке Кло-Люсе, в котором когда-то вырос сам Франциск I, где все последние годы и проживал великий Леонардо. Франциск, который был близким другом и соратником Леонардо да Винчи, на руках которого и умер великий изобретатель, не мог позволить своему другу опочивать далеко, поэтому Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. Нашим глазам и до сих пор доступна на обозрение посвящённая могильная плита в часовне замка Амбуаз. К сожалению, сама могила Леонардо да Винчи была утрачена во время войн гугенотов, однако это не дает почву для легенд о том, что могила Леонардо была где-то в другом месте – могильная плита полностью восполняет картину места захоронения живописца из Милана. Кроме того, на ней высечено послание, которое обозначает год смерти и возраст, в котором умер Леонардо, а именно в возрасте 67 лет в 1519 году, а также место, где он умер – в Клу, а также место захоронения – в замке Амбуаз. Исходя из этих данных, мы можем четко понимать место нахождения могилы великого и талантливого Леонардо да Винчи, хоть по факту его могилы уже давным-давно нет.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Леонардо да Винчи – одна из самых талантливых и загадочных персон эпохи Возрождения. Творец оставил после себя массу изобретений, картин и тайн, многие из которых остаются не раскрытыми по сей день. Да Винчи называют полиматом, или «универсальным человеком». Ведь он достиг высот практически во всех сферах науки и искусства. В этой статье вы узнаете самое интересное из жизни этого человека.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в поселении Анкиано утосканского города Винчи. Родителями будущего гения стали адвокат Пьеро 25 лет и сирота-крестьянка Катерина 15 лет. Однакоу Леонардо, как и у его отца, не было фамилии: да Винчи значит«из Винчи».

До 3 лет мальчик жил с матерью. Отец вскором времени женился на знатной, но бесплодной даме. В результате 3-летнего Леонардо взяли на воспитание в новую семью, навсегда разлучив с матерью.

Пьер да Винчи дал сыну всестороннее образование и не раз пытался приобщить его к нотариальному делу, но мальчик не проявлял к профессии никакого интереса. Стоит отметить, что в эпоху Возрождения незаконно рожденные дети считались равными законным. Поэтому даже после смерти отца Леонардо помогали многие знатные люди Флоренции и самого городка Винчи.

Мастерская Верроккьо

В 14 лет Леонардо стал подмастерьем в мастерской живописца Андреа дель Верроккьо. Там подросток рисовал, лепил, постигал азы гуманитарных и технических наук. 6 лет спустя Леонардо получил квалификацию мастера и был принят в Гильдию Святого Луки, где продолжил изучать основы рисования и прочие значимые дисциплины.

В историю вошел случай о победе Леонардо над учителем. Работая над полотном «Крещение Христа», Верроккьо попросил Леонардо нарисовать ангела. Ученик создал образ, который был в разы прекраснее всей картины. В итоге пораженный Веррокьо на всю жизнь оставил живопись.

1472–1516

1472–1513 года считаются самыми плодотворными в жизни художника. Ведь именно тогда полимат создал свои известнейшие творения.

В 1476–1481 году у Леонардо да Винчи была личная мастерская во Флоренции. В 1480 художник стал известным и начал получать баснословно дорогие заказы.

1482–1499 года да Винчи провел в Милане. Гений прибыл в город как посланец мира. Глава Милана – герцог Моро – нередко заказывал да Винчи разнообразные изобретения для войн и для забав двора. Кроме того, в Милане Леонардо да Винчи начал вести дневник. Благодаря личным записям, мир узнал о многих открытиях и изобретениях творца, о его увлеченности музыкой.

Из-за вторжения французов в Милан, в 1499 году художник вернулся во Флоренцию. В городе ученый служил герцогу Чезаре Борджиа. По его поручению да Винчи часто бывал в Романье, Тоскане и Умбрии. Там мастерзанимался разведкой и готовил поля для сражений. Ведь Чезаре Борджиа хотел захватить Папскую область. Весь христианский мир считал герцога исчадьем ада, а да Винчи уважал его за упорство и одаренность.

В 1506 Леонардо да Винчи вновь вернулся в Милан, где занимался анатомией и изучением строения органов при поддержке семьи Медичи. В 1512 г. ученый переехал в Рим, где творил под протекцией папы Льва X вплоть до смерти последнего.

В 1516 Леонардо да Винчи стал придворным советником короля Франции Франциска I. Правитель выделил художнику замок Кло-Люсе и дал полную свободу действий. Помимо ежегодной платы в 1000 экю ученый получил поместье с виноградниками. Да Винчи отмечал, что французские годы подарили ему безбедную старость и были наиболее спокойными и счастливыми в жизни.

Смерть и могила

Жизнь Леонардо да Винчи оборвалась 2 мая 1519 года, предположительно от инсульта. Однако признаки болезни проявились задолго до этого. Художник не мог двигать правой рукой из-за частичного паралича уже с 1517, а незадолго до кончины и вовсе потерял способность ходить. Все свое имущество маэстро завещал ученикам.

Первая могила да Винчи была разрушена в ходе гугенотских войн. Останки различных людей перемешали и захоронили в саду. Позже археолог Арсен Уссэ идентифицировал скелет художника по описанию и перенес его в восстановленную могилу на территории замка Амбуаз.

В 2010 году группа ученых намеревалась эксгумировать тело и провести ДНК-экспертизу. Для сравнения планировалось взять материал захороненных родственников художника. Однако владельцы замка Арбуз не допустили эксгумации да Винчи.

Тайны личной жизни

Личная жизнь держалась им в строжайшей тайне. Все любовные события художник описывал в дневнике при помощи особого шифра. Ученые выдвигают 3 противоположные версии относительно личной жизни гения:


Тайны в жизни да Винчи

В 1950 г. был предан огласке список Великих магистров Приората Сиона– иерусалимского ордена монахов, основанного в 11 веке. Согласно перечню, Леонардо да Винчи был членом тайной организации.

Ряд исследователей полагает, что художник и вовсе был ее руководителем. Основной задачей группы было восстановить на престоле Франции династию Меровингов – прямых потомков Христа. Еще одной из миссий группы было сохранить в тайне брак Иисуса Христа и Марии Магдалины.

Историки оспаривают существование Приората и считают участие в нем Леонардо мистификацией. Ученые подчеркивают, что Приорат Сиона был создан в 1950 при участии Пьера Плантара. По их мнению, тогда же были подделаны документы.

Однако мало сохранившихся фактов, может говорить лишь об осторожности монахов ордена и об их желании скрыть свою деятельность. В пользу теории говорит и стиль письма да Винчи. Автор писал слева направо, как бы имитируя еврейское написание.

Тайна Приората легла в основу книги Дэна Брауна «Код да Винчи». На основе произведения в 2006 был снят одноименный фильм. В сюжете говорится о якобы изобретенном да Винчи криптексе – приборе для шифрования.При попытке взломать устройство все написанное растворяется уксусом.

Предсказания Леонардо да Винчи

Одни историки считают Леонардо да Винчи провидцем, другие – путешественником во времени, попавшим в средневековье из будущего. Так, ученые задаются вопросом, как изобретатель мог создать газовую смесь для акваланга без знания биохимии. Однако вопросы вызывают не только изобретения да Винчи, но и его предсказания. Многие пророчества уже сбылись.

Так, Леонардо да Винчи детально описал Гитлера и Сталина, а также предсказал появление:

  • ракет;
  • телефона;
  • скайпа;
  • плееров;
  • электронных денег;
  • кредитов;
  • платной медицины;
  • глобализации и др.

Кроме того, да Винчи нарисовал конец света, изобразив атомный гриб . Среди будущих катаклизмов ученым описаны провалы земной поверхности, активизация вулканов, потоп и приход Антихриста.

Изобретения

Оставил миру массу полезных изобретений, ставших прототипами:

  • парашюта;
  • аэроплана, дельтоплана и вертолета;
  • велосипеда и автомобиля;
  • робота;
  • очков для глаз;
  • телескопа;
  • прожектора;
  • акваланга и скафандра;
  • спасательного круга;
  • военных приспособлений: танка, катапульты, пулемета, мобильных мостов и колесцового замка.

Среди великих изобретений да Винчи отмечают и его «Идеальный город» . После пандемии чумы ученый разработал проект Милана с грамотной планировкой и канализацией. Предполагалось разделить город на уровни для высших сословий и торговли, обеспечить постоянный доступ воды в дома.

Кроме того, мастер отверг узкие улочки, являвшиеся рассадником инфекций, и подчеркнул важность широких площадей и дорог. Однако Герцог Милана Лодовико Сфорца не принял смелую схему. Века спустя по гениальному проекту застроили новый город – Лондон.

Леонардо да Винчи оставил след и в анатомии. Ученый первым описал сердце как мышцу и попытался создать протез клапана аорты. Кроме того, да Винчи точно описал и изобразил позвоночник, щитовидную железу, структуру зубов, строение мышц, расположение внутренних органов. Так, были созданы принципы анатомического рисования.

Гений внес вклад и в становление искусства, разработав технику размытого рисунка и светотень.

Великие картины и их загадки

Оставил после себя множество картин, фресок и рисунков. Однако 6 работ было утеряно, авторство еще 5 оспаривается. В мире наиболее известны 7 творений Леонардо да Винчи:

1. – первая работа да Винчи. Рисунок реалистичен, аккуратен и выполнен легкими штрихами карандаша. При взгляде на пейзажкажется, что смотришь на него свысокой точки.

2. «Туринский автопортрет» . Живописец создал шедевр за 7 лет до своей смерти. Картина ценна тем, что дает миру представление о том, каким был внешне Леонардо да Винчи. Однако некоторые искусствоведы полагают, что это лишь эскиз к «Моне Лизе», сделанный с другого человека.

3. . Рисунок был созданв качестве иллюстрации к книге. Да Винчи запечатлел нагого мужчину в 2 позициях, наложенных друг на друга. Работа одновременно считается достижением искусства и науки. Ведь художник воплотил канонические пропорции тела и золотое сечение. Так, рисунок подчеркивает природную идеальность и математическую пропорциональность человека.

4. . Картина имеет религиозный сюжет: она посвящена Богоматери (Мадонне) и младенцу-Христу. Несмотря на небольшой размер, картина поражает чистотой, глубиной и красотой. Но «Мадонна Литта» также окутана тайнами и вызывает массу вопросов.Почему у младенцав руках птенец? Почему у Богоматери распорото платье в районе груди? Почему картина выполнена в темных тонах?

5. . Картина была заказана монахами, но из-за переезда в Милан художник так и не завершил работу.На полотне нарисована Мария с новорожденным Иисусом и волхвы. По одной из версий среди мужчин изображен и сам 29-летний Леонардо.

6-й шедевр

«Тайная вечеря» – фреска, запечатлевшая последний ужин Христа. Работа не менее загадочна и таинственна, чем «Мона Лиза».
Мистикой окутана история создания полотна. Художник довольно быстро нарисовал портреты всех героев картины.

Однако найти прототипы для Иисуса Христа и Иуды никак не получалось. Как-то да Винчи заметил светлого и одухотворенного юношу в церковном хоре. Молодой человек стал прототипом Христа. Поиски модели для рисунка Иуды затянулись на годы.

Позже да Винчи нашел самого гнусного на его взгляд человека. Прототипом Иуды стал пьяница, обнаруженный в сточной канаве. Уже завершив картину, Да Винчи узнал, что Иуда и Христос были нарисованы им с одного и того же человека.

Среди загадок «Тайной вечери» – и Мария Магдалина. Да Винчи изобразил ее по правую руку от Христа, как законную жену. О браке между Иисусом и Марией Магдалиной говорит и то, что контуры их тел образуют букву M – «Matrimonio» (брак).

7-й шедевр –«Мона Лиза», или «Джоконда»

«Мона Лиза», или «Джоконда» – самая известная и таинственная картина Леонардо да Винчи. По сей день искусствоведы спорят, кто изображен на полотне. Среди популярных версий: Лиза дель Джокондо, Констанца д’Авалос, Пачифика Брандано, Изабелла Арагонская, обычная итальянка, сам да Винчи и даже его ученик Салаи в женском платье.

В 2005 было доказано, что на картине изображена Лиза Герандини – жена Франческо дель Джокондо. На это указали заметки друга да Винчи Агостино Веспуччи. Так, становятся объяснимыми оба названия: Мона – сокращение от итальянского мадонна, моя госпожа и Джоконда – по фамилии мужа Лизы Герандини.

Среди тайн картины – демоническая и одновременно божественная улыбка «Моны Лизы», котораяспособна зачаровать любого. При фокусировке на губах кажется, что они начинают улыбаться больше. Говорят, что люди, которые долго смотрят на эту деталь, сходят с ума.

Компьютерное исследование показало, что улыбка Моны Лизы одновременно выражает счастье, злость, страх и отвращение. Одни ученые убеждены, что эффект вызван отсутствием передних зубов, бровей или беременностью героини. Другие говорят, что улыбка будто ускользает из-за того, что находится в низкочастотном световом диапазоне.

Исследователь Смит-Кеттлевел утверждает, что эффект изменения улыбки связан со случайными шумами в зрительной системе человека.

По-особому написан и взгляд «Моны Лизы». По каким-бы углом вы не смотрели на девушку, создается впечатление, что она смотрит на вас.

Впечатляет и техника написания «Джоконды». Портрет, в том числе глаза и улыбка,представляют собой ряд золотых сечений. Лицо и руки формируют равнобедренный треугольник, а некоторые детали идеально вписываются в золотой прямоугольник.

Тайны картин да Винчи: скрытые послания и смыслы

Картины Леонардо да Винчи окутаны загадками, над которыми бьются сотни ученых со всего мира. В частности, Уго Конти решил применить зеркальный метод. На эту мысль ученого натолкнула проза да Винчи. Дело в том, что автор писал слева направо, и прочесть его рукописи можно лишь с помощью зеркала. Тот же подход Конти применил и к чтению картин.

Выяснилось, что персонажи полотен да Винчи взглядами и пальцами указывают на места, к которым нужно приставлять зеркало.

Нехитрый прием открывает скрытые образы и фигуры:

1. На картине «Богоматерь с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» обнаружили целый ряд демонов. По одно из версий, это Дьявол, по другой – ветхозаветный бог Яхве в папской тиаре. Считалось, что этот бог «защищает душу от пороков тела».

Нажмите для увеличения

2. На картине «Иоанн Креститель» – «древо жизни» с индийским божеством. Ряд исследователей считает, что таким образом художник скрыл загадочную картину «Адам и Ева в Раю». О полотне часто упоминали современники да Винчи. Долгое время считалось, что «Адам и Ева» – отдельная картина.

3. На «Моне Лизе»и «Иоанне Крестителе» – голова демона, Дьявола или бога Яхве в шлеме, чем-то похожая на скрытое изображение на полотне «Богоматерь». Этим Конти объясняет тайну взглядов на картинах.

4. На «Мадонне в скалах» («Мадонне в гроте»)изображена Дева Мария, Иисус, Иоанн Креститель и Ангел. Но если поднести к картине зеркало, можно увидеть Бога и ряд библейских персонажей.

5. На картине «Тайная вечеря» обнаруживается скрытый сосуд в руках Иисуса Христа. Исследователи полагают, что это Чаша Грааля. Кроме того, благодаря зеркалу два апостола становятся рыцарями.

6. На картине «Благовещение» скрыты ангельские, а по некоторым версиям инопланетные, образы.

Уго Конти считает, что найти скрытый мистический рисунок можно на каждой картине. Главное, использовать для этого зеркало.

Помимо зеркальных кодов, «Мона Лиза» хранит и тайные послания под слоями краски. Графические дизайнеры заметили, что при повороте полотна на бок становятся заметны образы буйвола, льва, обезьяны и птицы. Да Винчи, таким образом, поведал миру о четырех Сущностях человека.

Среди интересных фактов о да Винчи можно отметить следующие:

  1. Гений был левшой. Многие ученые объясняют этим особый стиль письма мастера. Да Винчи всегда писал зеркально – слева направо, хотя и умел писать правой рукой.
  2. Творец был не постоянен: он бросал одну работу и перескакивал на другую, так и не возвращаясь к предыдущей. Причем да Винчи переходил на совершенно несвязанные между собой области. Например, с искусства на анатомию, с литературы на инженерное дело.
  3. Да Винчи был талантливым музыкантом и прекрасно играл на лире.
  4. Художник был рьяным вегетарианцем. Он не только не ел животной пищи, но и не носил кожаные и шелковые вещи. Да Винчи называл людей, которые едят мясо, «ходячими кладбищами». Но это не мешало ученому быть распорядителем на придворных пирах и создать новую профессию – «помощника» повара.
  5. Страсть к рисованию у да Винчи не знала границ. Так, мастер часами детально зарисовывал тела повешенных.
  6. По одной из версий, ученый разрабатывал яды без цвета и запаха, а также прослушивающие устройства из стекла для Чезаре Борджиа.

Говорят, что гении рождаются лишь тогда, когда мир готов их принять. Однако Леонардо да Винчи намного опередил свою эпоху. Основная масса его открытий и творений была по достоинству оценена лишь спустя столетия. Да Винчи собственным примером доказал, что человеческий разум не знает границ.

О титане Возрождения писали книги и снимали фильмы, в его честь воздвигали памятники. Именем великого ученого называли минералы, кратеры на Луне и астероиды. А в 1994 году нашли по-настоящему красивый способ увековечить память о гении.

Селекционеры вывели новый сорт исторической розы, получившей название Роза Леонардо да Винчи. Растение цветет непрерывно, не выгорает и не замерзает в холода, подобно памяти об «универсальном человеке».

Делитесь статьей с друзьями и подписывайтесь на обновления — вас ждет еще много интересного.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиато вблизи города Винчи (отсюда и произошла приставка к его фамилии). Отец и мать мальчика не были женаты, поэтому первые годы Леонардо провел с матерью. Вскоре отец, служивший нотариусом, забрал его к себе в семью.

В 1466 году да Винчи поступил подмастерьем в мастерскую художника Верроккьо во Флоренции, где также обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, работал Ботичелли, бывал Гирландайо и др. В это время Леонардо увлекся рисованием, скульптурой и моделированием, изучал металлургию, химию, черчение, осваивал работу с гипсом, кожей, металлом. В 1473 году да Винчи получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

Раннее творчество и научная деятельность

В начале творческого пути Леонардо практически все свое время посвящал работе над картинами. В 1472 – 1477 художник создал картины «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». В конце 70-х годов закончил «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа»). В 1481 году была создана первая крупная работа в творчестве Леонардо да Винчи – «Поклонение волхвов».

В 1482 году Леонардо переезжает в Милан. С 1487 года да Винчи занимался разработкой летательной машины, которая была основана на птичьем полете. Леонардо создал сначала простейший аппарат на основе крыльев, а затем разработал механизм аэроплана с полным управлением. Однако воплотить идею в жизнь не удалось, так как у исследователя не было мотора. Кроме того, Леонардо изучал анатомию и архитектуру, открыл ботанику как самостоятельную дисциплину

Зрелый период творчества

В 1490 году да Винчи создает картину «Дама с горностаем», а также знаменитый рисунок «Витрувианский человек», который иногда называют «каноническими пропорциями». В 1495 – 1498 годах Леонардо работал над одним из самых главных своих произведений – фреской «Тайная вечеря» в Милане в монастыре Санта-Мария деле Грацие.

В 1502 году да Винчи поступил на службу военным инженером и архитектором к Чезаре Борджиа. В 1503 художник создает картину «Мона Лиза» («Джоконда»). С 1506 года Леонардо служит при короле Франции Людовике XII.

Последние годы

В 1512 году художник под покровительством папы Льва Х переезжает в Рим.

С 1513 по 1516 года Леонардо да Винчи живет в Бельведере, работает над картиной «Иоанн Креститель». В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселяется в замке Кло-Люсе. За два года до смерти у художника онемела правая рука, ему было трудно самостоятельно передвигаться. Последний годы своей краткой биографии Леонардо да Винчи провел в постели.

Умер великий художник и ученый Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Интересный тест на знание биографии Леонардо да Винчи.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).

Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына.

Портрет Леонардо да Винчи

Первенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Мачеха Леонардо умерла через 10 лет, пытаясь родить наследника. Пьеро женился вторично, но снова быстро овдовел. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии.

Творчество и изобретения да Винчи

Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.

Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.


Рисунок «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.

Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.


Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.

Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.


Портрет Франческо Мельци

Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.

Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.


Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.

Личная жизнь

Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.

Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.


К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» - это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.

Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.


К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.

Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.


Фрагмент картины «Дама с Горностаем»

Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.

Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.

Смерть и могила

Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.

Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.


Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.

К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.


После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.


В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.

На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.

Тайны картин да Винчи

Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.


С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.

Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель . Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.

Утраченные и незаконченные работы

Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».

О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.


На картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.

Прижизненный соперник Леонардо тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.


Среди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.


Фрагмент картины “Поклонение волхвов”

Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников - всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.

  • Исследовательница религиозных тайн Линн Пикнетт в 2009 году опубликовала книгу «Леонардо да Винчи и братство Сиона», назвав знаменитого итальянца одним из магистров тайного религиозного ордена.
  • Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Он носил одежду изо льна, пренебрегая нарядами из кожи и натурального шелка.
  • Группа исследователей планирует выделить ДНК Леонардо из сохранившихся личных вещей мастера. Историки также утверждают, что близки к тому, чтобы найти родственников да Винчи по материнской линии.
  • Эпоха Ренессанса была тем временем, когда к благородным женщинам в Италии обращались словами «моя госпожа», по-итальянски - «мадонна» (ma donna). В разговорной речи выражение сократилось до «монна» (monna). Это означает, что название картины «Мона Лиза» дословно можно перевести как «Госпожа Лиза».

  • Рафаэль Санти называл да Винчи своим учителем. Он бывал в мастерской Леонардо во Флоренции, старался перенять некоторые черты его художественного стиля. Рафаэль Санти называл также своим учителем Микеланджело Буонарроти. Три упомянутых художника считаются главными гениями эпохи Ренессанса.
  • Австралийские энтузиасты создали крупнейшую передвижную выставку изобретений великого архитектора. Экспозиции была разработана при участии Музея Леонардо да Винчи в Италии. Выставка уже побывала на шести континентах. За время ее работы пять миллионов посетителей смогли увидеть и потрогать руками произведения самого знаменитого инженера эпохи Возрождения.