««Легенда о Данко» А. М

1. Данко как идеальный герой.
2. Цель Данко.
3. Противопоставление героя и толпы.

В своем творчестве писатели часто обращаются к теме подвига. Героические поступки людей не могут не вызывать восхищения. Подвиг можно рассматривать с этих позиций. Но человеческое сознание устроено таким образом, что любой поступок можно трактовать двояко. И идея подвига в данном случае не исключение. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» как раз рассматривается подвиг во имя общего счастья. Писатель отвечает на этот очень важный вопрос легендой о Данко, герое, который отдал свое сердце ради других. На первый взгляд, поступок Данко заслуживает уважения и неподдельного восхищения.

Данко безупречен. Он очень выгодно отличается от всех, кто его окружает. Данко не думает о себе, он живет интересами других, хочет изменить жизнь своих соплеменников. Данко олицетворяет революционера, человека, не желающего жить по тем правилам и устоям, которые были созданы задолго до его рождения. Если учитывать особенности эпохи, в которой довелось жить и творить М. Горькому, то становится понятным, почему его так привлекал образ Данко-революционера.

Писатель сознательно идеализирует Данко, делает его безупречным. Герой живет ради того момента, когда он может совершить подвиг во имя общего счастья. Правда, он не задумывается о том, достойны ли этого подвига окружающие? Может быть, их целиком и полностью устраивала та жизнь, которая не менялась очень долгое время? Может быть, любые изменения пугают и огорчают их?

Цель Данко-героя — преобразовать мир. В контексте легенды, рассказанной Горьким, Данко хотел сделать своих соплеменников счастливыми, вывести их из темного мрачного леса, чтобы они жили на светлом солнечном месте. Ради того, чтобы найти путь во мраке, Данко жертвует своим сердцем. Оно освещает путь, и слабые, несчастные соплеменники героя находят дорогу. Герой погибает, и никто не думает о нем жалеть. С одной стороны, Данко по-человечески жаль. Молодой, неравнодушный человек погибает в расцвете лет. С другой стороны, у него не было других перспектив. Данко не устраивала обыденность, жизнь как серое существование казалась ему неприемлемой. Иначе он бы не захотел пуститься в столь рискованное путешествие. Да, без сомнения, он очень много сделал для своих соплеменников. Он вывел их из мрака, показал путь к счастью.

Люди, подобные Данко, живут ради подвига, ради этого короткого мига. Только так они понимают смысл своей жизни. Они не берегут жизнь, напротив, с готовностью расстаются с ней, оставляя на века легенды о себе.

Не случайно соплеменники не слишком-то любили Данко. Они чувствовали в нем опасность. И были правы. Данко же, напротив, не понимал их. Он жил ради будущего, светлого и прекрасного. А окружающие жили сегодняшним днем. И беды настоящего казались им гораздо важнее, чем призрачное счастье будущего.

Нужна ли была жертва Данко окружающим? Может быть, нет. По крайней мере, соплеменники героя так и не осознали, что они в этом нуждаются. Однако можно сказать с уверенностью, что смерть Данко была не напрасной. Он своим поступком показал, что есть люди, для которых общее счастье важнее, чем собственная жизнь.

Данко - это сильный и самоотверженный юноша, который в древние времена спокойно и беззаботно жил со своим племенем на земле. Но вдруг на их территорию явились захватчики. Они вытеснили людей с их прежнего места обитания в непроходимый лес, жить в котором человеку было невозможно. Когда соплеменники Данко были на грани отчаянья, юноша предложил стать их проводником. Он решился повести людей за собой через лес в спасительные степи, и они, вдохновленные этой идеей, пошли за ним.

Но дорога была очень сложна и опасна, поэтому люди устали и отчаялись идти дальше. Им было стыдно признавать свое бессилие, и оттого они ополчились против Данко. Юноша быстро понял их «думу», и она «родила в нем тоску». Но от того его пламенное сердце загорелось лишь сильнее, и он вырвал его из груди своей и осветил этим «факелом великой любви к людям» дорогу к спасению. А выведя свой народ из леса, юноша погиб, но соплеменники настолько были поглощены своей радостью, что не заметили этого. А один человек даже наступил на его «гордое сердце», и вот оно, «рассыпавшись в искры», погасло.

Такова грустная и одновременно романтичная легенда о Данко. Подвиг этого юноши действительно вдохновляет, ведь заключается он не столько в том, что Данко пожертвовал жизнью ради спасения своего народа, сколько в том, что молодой человек сделал это, видя истинную сущность людей, окружающих его.

Когда на юношу обрушился гнев соплеменников, «в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Этот герой оказался способен простить все их пороки, поскольку любовь его была искренна и бескорыстна. Именно желание спасти людей во что бы то ни стало и вдохновило Данко на подвиг, и в глазах юноши «засверкали лучи того могучего огня».

Для Горького рассказ о самоотверженном поступке Данко - это не просто легенда. Писатель говорит о том, что и в обычной человеческой жизни «всегда есть место подвигам». Эти слова он вкладывает в уста своей героини Изергиль - женщины, вовсе не являющейся эталоном нравственности, но тем не менее тоже способной жертвовать собой во имя любви.

Чтобы спасти своего возлюбленного Аркадэка, Изергиль одна, рискуя жизнью, отправилась вызволять его из плена. И сделала женщина это несмотря на то, что Аркадэк бросил ее и предал ее чувства, да и вообще, по словам Изергиль, был «лживой собакой». Это сравнение с животным у Горького неслучайно, ведь в легенде о Данко соплеменники юноши тоже были «как звери».

Таким образом, для писателя Данко - это носитель важной нравственной идеи. Заключается она в том, что вся жизнь человека должна быть озарена светом любви и смысл нашего существования состоит в служении людям.

Сочинение

«Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей
1. Воспитание и окружение Данко. 2. Заветы для будущих поколений. 3. Лучи могучего огня.

«Легенда о Данко» М. Горького стала примером для многих поколений и символом огромной любви и самопожертвования во имя людей. Однако лишь немногие способны на подобные подвиги. И, к сожалению, порой кажется, что таких людей просто уже не осталось. Они словно растворились в нашем мире и хорошо, если от них остались «голубые искры степи». Но подобная любовь растет и развивается именно среди людей, которых описал в своем произведении Горький. Только особое воспитание и окружение могло стать основой для появления такой личности, как Данко.

Горький ничего не говорит о том, как воспитывался юноша и откуда у него такое горячее поклонение и любовь к окружающим. Только вскользь упоминается, что в племени были «веселые, сильные и смелые люди». Все это было просто необходимо, так как они жили среди непроходимых лесов и прекрасной степи. А в таких условиях могли выжить только смелые и сильные люди. Но им пришлось сменить место обитания, и это надломило людей. Они уже не такие сильные и смелые как те, что способны были преодолеть все препятствия. Болота и тьма засасывали их души глубже с каждым днем. И никто и ни что не могло изменить сложившегося положения. Спасительные лучи солнца, которых так ждало племя, приносили лишь новые неприятности. «Там были болота и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».

Наступил переломный момент, когда «отцы задумались и впали в тоску». Нужно было сделать кому-то решительный шаг. Но тоска - очень плохой помощник в данном случае. Да и что могли сделать эти уже сломленные окружением люди. Повернуть назад к сильным и злым врагам для уничтожения? Или попытаться через непроходимый лес выйти к спасительному, а не губительному свету? Действительно, трудно выбрать, по какому пути пойти. Но тянуть дольше было просто не возможно. «И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору». И вольные люди выбрали свободу и, наверное, в данном случае любой ценой. Поэтому дорога назад была закрыта для них, так как они хотели сохранить свои заветы для будущих поколений. Оставалось одно - идти в темную и пугающую неизвестность.

Однако писатель показывает, что хоть они и были смелые, все равно не могли решиться сделать первый шаг, люди ослабли от дум. «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче...»

И вот среди бывшего смелого, сильного и не порабощенного племени нашелся один, который смог сделать первый шаг в нужном направлении. «Но тут явился Данко и спас всех один». В легенде утверждается и превосходство Данко: «Красивые - всегда смелы». Но свое обаяние он использует не в корыстных целях. Он словно завораживает и зачаровывает уже сникших людей не только своим внешним видом, но и магическими словами. Возможно, люди давно хотели их услышать и последовать им, но среди них не оказалось того единственного человека, который взял бы на себя такую ответственность. И только молодой красивый юноша отважился на подобный шаг и смог зажечь своим огнем других людей. Люди «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».

Данко - единственный, кто смог сплотить людей во имя их собственного спасения. Великая любовь к людям оказалась способной зажечь искру надежды на спасение. И этот огонек освещал путь каждому идущему. А впереди шел тот, кто подпитывал постоянно маленькие огоньки, чтобы они не угасали в жадной гнилой пасти болота, которая глотала людей, и не испугались могучей стены деревьев, что заступали дорогу.

Но как быстро вспыхнула решимость людей, также быстро она и исчезла. Трудный путь оказался не по силам людям, которые все это время жили не на просторе степей, а в замкнутом пространстве. Они уже не те веселые, смелые и сильные люди. Теперь их можно охарактеризовать как утомленных, робких и слабых духом людей. Они нашли в себе силы пойти за ведущим, но не смогли преодолеть возникшие на пути преграды. Поэтому виноватым оказался именно человек, решившийся взять на себя ответственность и смело шагнувший вперед. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!» Но не только трудный путь, но и правда оказалась непосильной ношей для людей. Слова Данко только разъяряли их. Они не могли и не хотели признаться самим себе в своем бессилии.

Однако юноша нашел в себе силы остановить то негодование, что начало кипеть в его груди. Смелым и сильным он оказался до самого конца. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня...»

Огромная и безмерная любовь к людям дала Данко новый поток свежей силы и энергии. Сердцу, переполненному любовью к людям, не стало хватать места в груди. Оно словно просилось наружу. И писатель использует специальный прием для того, чтобы можно было передать словами ту безответную любовь к другим, которая копилась все это время в груди молодого человека. Сердце, как оказалось, своей любовью затмило даже солнце. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота». Очарованные люди не брели понуро, а бежали, не замечая опасности, что их окружала. Великая любовь к людям победила все темное и непроходимое на пути человека.

Данко победил и выстоял в борьбе за степь, траву в брильянтах после дождя и реку, сверкавшую золотом. Все эти сокровища он подарил людям ценой собственной жизни. Но они, к сожалению, недооценили его поступок. Как и в любом деле нашелся осторожный человек, который «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...».

Но и такая предосторожность не смогла до конца уничтожить ту память огромной и великой любви к людям, что хранилось в молодом сердце. Поэтому перед грозой в степи появляются голубые искорки.

Безграничная любовь к людям, воплощенная писателем в образе Данко, навсегда останется примером для многих поколений. И хочется верить, что в нашем мире остались хотя бы единицы среди молодых людей, которые могли бы не только повести за собой, но и вывести людей к свету.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко

Применение технологии развития критического мышления.

Урок литературы в 7 классе по теме «Подвиг Данко во имя людей» . (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы – фронтальная и парная.
Методы обучения

    Орг.момент

Чтобы трудности преодолевать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно! слайд 1

-Мы сегодня будем работать и коллективно, и в парах. Как вы думаете, правила нужны для работы в паре? Вы их хорошо знаете? Давайте их вспомним.

...................................................... слайд 2

-Эти правила помогут вам работать вместе? (да ) -Чем? (научимся договариваться)

-Думаю, что у вас все получится.

Фаза вызова.

-Возьмемся за руки. Послушаем, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

-“Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! слайд 3

-Какой человек может так рассуждать? (Человек, живущий ярко, активно, не пасующий перед трудностями, готовый в любую минуту броситься на помощь)

- Что такое подвиг? ( Героический самоотверженный поступок.)

Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

(Решительное активное действие в сложных обстоятельствах ).

слайд 3

-Мы закончили изучение повести М. Горького "Детство", автобиографическое произведение, которое помогло нам лучше узнать писателя, проследить, как формировалась его личность.

-А сегодня мы говорим ещё об одном пр-и Горького, которое отражает смысл этих слов....................... Какое?

(Конечно же, «Данко»). слайд 4

- Почему? (Данко спас людей ценой своей жизни, т.е совершил подвиг во имя людей)

-Как будет звучать тема нашего урока?(Подвиг Данко во имя людей. (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). слайд 5

- Запишите число и тему в тетрадь.

- Как вы думаете , в легенде говорится только о подвиге Данко? (Ещё и о трусости, и о предательстве )

-Итак ,мы назвали с вами такие понятия, как ПОДВИГ, ТРУСОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО .Прежде чем мы определим цель урока, хочу обратить ваше внимание ещё на одно понятие: САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ -пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

-Соберем эти 4 слов в кластер. слайд 6

-Посмотрите на него и скажите, какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

Почему Данко помог людям?

Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)

-Цель нашего урока –дать ответы на эти вопросы.

Фаза реализации смысла .

-Через всю свою долгую жизнь Горький пронес веру в человека. Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов. И сегодня будем работать над отрывком из романтического рассказа «Старуха Изергиль» - легендой о Данко. Полностью мы его будем изучать в старших классах. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

-Что же такое РОМАНТИЗМ или романтический? Откройте учебники на стр. 297, давайте прочтем определение.

-А теперь найдём словосочетания, которые являются основными по смыслу в определении (яркие образы , высокое назначение человека) слайд 7

-Как вы думаете, что можно ещё добавить к этим определениям? Вспомним легенду. Яркий образ там-.... Данко. Он действует в обычной обстановке? (необычная обстановка)

-Каков пейзаж в легенде ? (страшный, необычный). Когда вы читали произведение, обратили внимание на особенность повествования, его язык? (Яркий)

- Как по-другому мы назовём эти определения? (Признаки романтического произведения)

- Давайт е выясним, что называется легендой ? слайд 11 (стр. 295, чтение определения)

-Назовите слова, которые являются основными по смыслу в определении (реальное и фантастическое) слайд 8

-Чем легенда отличается от сказки?

- Какой мы можем из всего этого сделать вывод?

- Вывод : мы сегодня будем говорить о романтическом произведении, легенде, где в необычной обстановке будет действовать сильный, гордый и красивый герой.

- слайд 9 Итак, старуха- молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Послушайте ее и в конце урока сопоставьте с легендой о Данко , определите , что общег о в произведениях и чем они отличаются. слайды 10-12

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они были не признательны. За неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к земле, обещанной Богом.

Но в это время вождь их Моисей умер.

-Чтобы понять, почему Данко решился на такой поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения

-Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл)

-Где они жили сначала? (1 предл)

-Почем у эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

-Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

-Задание : найти на стр. 84 краски , описывающие природу леса (1 пара), звуки и запахи леса (2 пара), описание племени (его характеристика) (3 пара).

-Сопоставь те характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

-Что этим хочет сказать автор? (люди оказались в плену обстоятельств)

людей в слабых и робких, создавая романтический пейзаж. Какие же выразительные средства использует автор и какова их роль?

Поработаем в парах : 1 пара выписывает эпитеты , 2 олицетворения, метафоры, 3 – гипербола, сравнение.

Эпитеты

Олицетворения

Метафоры

Гипербола

Сравнения

старый лес,

тяжёлая пора, каменные деревья,

крепкая тьма, ядовитый смрад,

торжествующий шум леса,

живой огонь.

ветер бил,

тени прыгали,

ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи;

болото разевало пасть,

зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

...................................

лучи падали

ужас родили женщины

лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву;

Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить,

люди гибли один за другим.

...............................

деревья заступали дорогу могучей стеной;

ветки переплелись, как змеи;

стало так темно, точно собрались все ночи;

шли, как стадо овец .

-Вывод. Они придают повествованию особую музыкальность, завораживающую певучесть, ритмичность.

-Почем у у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

-Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

-Подберите синоним к слову НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ. (равнодушие, бездействие)

-К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

-К чему они были готовы?(готовы к рабству и зависимости)

-Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

- слайд 13 Л.Н. Толстой говорил:«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

-А какая пословица существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

-Т.е. человек пока бездействует, ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

-Почему люди , посмотрев на Данко, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

-Почему доверили именно ему вывести племя?

(Это желание снять с себя ответственность, переложить её на чужие плечи. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями)

-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? («стыдно было сознаться в своём бессилии» с. 86)

-За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге было нелегко)

-Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло»,с. 86 «вспыхнул огнем желания спасти их»)

-Т.е. что в нём победило ? (Чувство любви к людям в нем победило. текст ... он любил... с 86)

- Какой эпизод легенды является кульминационным?

* слайд 14 Чтение учителем текста

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

-Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

- А каких литературных героев вы могли бы сравнить с Данко?

(Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание).

- Нашелся осторожный человек . с. 87. И, “боясь чего-то”, наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот “осторожный человек”? (Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло).

-А каков смысл образа «осторожного человека»? (Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя).

-С кем из литературных героев вы можете поставить его рядом?

(Он, по-моему, похож на Премудрого пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина, который “жил-дрожал и умирал-дрожал”. Уже после его жизни точно не останется ни одной, даже маленькой, искорки).

Мы с вами договаривались , что в конце урока сравним библейскую легенду и легенду о Данко. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко ? (1)Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. 2)Путь оказывается трудным,

3) отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории ? (1(Моисей опирается на помощь Бога, и Бог спасает людей.

2)А Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает, он спас всех один).

Фаза рефлексии

теперь попробуем представить , что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».

* Представьте , что Данко не отличается от остальных в племени . Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? синих листочках. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)

* Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил . Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на красных листах. Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)

-Какие листья оказались оптимистичными?

(Потому что там вера в жизнь, в будущее, а эта вера движет человеком)

- Напрасна ли смерть Данко ? (спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное им).

- Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.

- слайд 15- Есть примеры в нашей жизни? Ведь Горький говорил «В жизни всегда есть место подвигу»

События настоящего времени : "Невский экспресс", пожар в пермском клубе "Хромая лошадь", теракты в Волгограде, падение метеорита в прошлом году.

-Значит, герои живут среди нас

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы? слайд 16

(Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство?

Почему Данко помог людям?) (Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других).

-Поступок Данко – подвиг или самопожертвование ? (Поступок Данко - это подвиг человека, жертвующего собой ради спасения людей. Герой погибает, но искры его горящего сердца освещают путь к правде и добру)

слайд 17

- Как итог Творческое задание : написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.

-Домашнее задание. слайд 18

слайд 19

слай

Возьмемся за руки. Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку тепла наших сердец подарим людям – это и будет нашим маленьким подвигом.

-С вами приятно и интересно было работать. Все работали хорошо и отлично.

Примеры синквейнов

Данко.

Смелый, красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые – всегда смелы.

Подвиг.

* * *

Данко.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Герой.

* * *

Данко.

Бескорыстный, благородный.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

Человек-легенда.

САМОАНАЛИЗ

Данный урок является программным в изучении творчества Горького. Уже изучена биография писателя и его повесть «Детство».

Цели и задачи урока.

Продолжить знакомство с творчеством М.Горького; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия.

Формировать универсальные учебные действия посредством элементов технологии критического мышления: совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала, умения проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее правильный ответ; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать и сохранять учебную задачу; сотрудничать с товарищем в группе, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

Воспитывать интерес к предмету; через анализ легенды воспитывать в учащихся высокие нравственные качества.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы – фронтальная и парная.
Методы обучения : проблемно – сообщающие, частично – поисковые, исследовательские.

Урок был поделен на три фазы .

1 фаза – вызова . Вначале происходит организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. На этом этапе происходит пробуждение познавательной активности учащихся. Параллельно ведется работа со словарными статьями, чтобы конкретизировать целевые понятия. Это необходимо, чтобы ребенок провел ассоциации, параллели и встал перед вопросом, на который он затрудняется ответить. Это один из сложных и важных этапов. Здесь учащиеся формулируют гипотезы, предположения или вопросы.

На этом этапе урока формируются такие компетентности, как коммуникативная и учебно-познавательная.

2 фаза – реализация смысла. Учащиеся работают с информацией по поставленным целям: сначала поиск нужной информации (работа с текстом по карточкам), затем самостоятельное сопоставление рассмотренного материала (сопоставление описания племени и героя). Параллельно ведется анализ мотивов и поступков героев. Основной прием – аналитическая беседа.

Здесь формируются такие компетентности, как информационная, коммуникативная и учебно-познавательная.

3 фаза – рефлексия . На этом этапе главное – выстраивание нового опыта в системе личностных смыслов. Для этого учащиеся сопоставляют поведенческие мотивы и душевное состояние героев. С целью развития фантазии и воображения и умения критически мыслить, используется прием «Дерево предсказаний». В конце урока выстраиваются метапредметные связи – подвиг в их жизни.

На этом этапе урока формируется ценностно-смысловая компетентность.

Считаю, что полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала. Доказательством того, что ребята поняли смысл произведений, были их верные ответы. Ученики достаточно активно, с интересом отвечали на вопросы, связанные со смыслом и художественными особенностями легенды.

Таким образом, материал урока вызвал интереса у учащихся, достигнуто взаимопонимание между мной и учениками и следствием чего явилось наше активное сотрудничество.

Цель урока была достигнута.

Юноша с добрым и храбрым сердцем по имени Данко ценой собственной жизни подарил людям мир, наполненный светом, теплом и радостью. создал романтичный образ, заставляющий задуматься, в чем смысл бытия и ценность поступков человека.

История создания

Ранняя творческая биография Максима Горького наполнена произведениями с романтическими мотивами. Повесть «Старуха Изергиль» встала в ряд с рассказами «Челкаш» и «Максим Чудра», в которых авторское восхищение силой человеческой личности достигло апогея. На создание очередного произведения писателя вдохновили путешествия по Южной Бессарабии, где он оказался весной 1891 года. «Старуха Изергиль» даже начинается со слов

«Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

Скорее всего, рождение литературного труда пришлось на осень 1894 года. Уже через несколько месяцев он был представлен на суд читающей публики в «Самарской газете», растянувшись на три номера.

Композиция рассказа сложная и интересная. Автор смешал две легенды (о Ларре и о Данко), которые объединены главным персонажем – старухой Изергиль. Максим Горький выбрал для произведения «сказовую» манеру написания. Впрочем, этот прием, позволяющий вызвать у читателя чувство реалистичности происходящего, он уже успел опробовать раньше.

Древняя старуха выступила в роли героини-рассказчицы, повествующей о легендах, а заодно и о своих любимых мужчинах, с которыми довелось повстречаться на жизненном пути. Две полярные концепции бытия, скрытые в легендах, обрамляют идеологический центр рассказа. Автор попытался определить ценность человеческой жизни, ответить на вопросы о границах свободы личности.


Персонаж Данко появился благодаря увлечению писателя трудами . В начале творческого пути Алексей Максимович проявлял интерес к героям-индивидуалистам, наделенным мятущимся духом.

Читатели приняли произведение с восторгом. К такому признанию писатель был готов, ведь он и сам с любовью отнесся к «Старухе Изергиль»: в письме, адресованном , автор говорит о красоте и стройности рассказа, признает его лучшим из своих работ.

Сюжет

Первая легенда, рассказанная старухой, повествует о сказочном юноше по имени Ларра. Герой, рожденный от земной женщины и орла, отличается холодным взглядом и непокорным нравом. Ларра убил отвергнувшую его девушку и за свою гордыню стал изгнанником из родного племени. Эгоизм обрек юношу на вечное одиночество. Однако в сказке прослеживается мудрая мысль писателя о том, что гордость – прекрасная часть характера. Это качество, если развито в меру, делает человека личностью и помогает не оглядываться на мнение людей.


Персонаж второй истории – Данко, в глазах которого «светилось много силы и живого огня». В аллегорической повести люди, заточенные в темном лесу, следуют за юношей, пообещавшим им теплое место с ярким солнцем и чистым воздухом. Заплутавшее по пути племя стало обвинять Данко в своих бедах и усталости. Но молодой человек не сдался – вынул из разорванной груди горящее сердце и, освещая им дорогу, вывел путников к цели. Подвиг умершего во имя людей Данко так никто и не оценил.

Образ и прототип

Составляя характеристику Данко, Максим Горький противопоставил героя эгоистичному персонажу первой сказки. Автор наделил его богатым внутренним миром, отвагой и стойкостью, сделал идеалом чести, мужества и совершенства. Способность к самопожертвованию помогла победить тьму. Прекрасные качества дополнены красивой внешностью. Гордый смельчак, как о персонаже отзывался сам автор, задавал главный вопрос:

«Что я сделаю для людей?».

А умерев, заставил читателя размышлять о нужности добрых дел, о том, достойно ли человечество жертв «идеальных индивидуалистов».


Исследователи уверены, что Алексей Максимович при создании персонажа опирался на библейские мотивы, взяв черты и даже . Кто-то высказывает предположение о символичности имени героя: Данко имеет один корень со словами «дать», «дающий». На самом деле имя позаимствовано из цыганского языка и означает всего лишь «младший сын», «цыганенок».


Что касается прототипов персонажа, то невооруженным взглядом прослеживается связь с греческой мифологией, где Прометей подарил людям огонь. С другой стороны, в рассказе явно видны отсылки к философу , который настаивал на разумности огня. А Максим Горький, между прочим, слыл «огнепоклонником».


Но все эти утверждения считаются предположениями. «Подтвержденным» прообразом является только Август Стриндберг, шведский поэт, захвативший внимание интеллигенции в конце 19 века. Алексей Максимович сам признавался, что Данко очень похож на знаменитого шведа. Персонажа и литератора объединила важная миссия – они «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе».


Горький также слыл фанатом поэта Пенчо Славейкова. Болгарин тоже внедрял в массы читателей мысль о том, что будущее – за личностями с сильной волей. В списке поэм литератора значится произведение «Сердце сердец», где погибшего романтика Шелли сжигают в огне. Между этим образом и Данко с горящим сердцем легко провести параллель.

  • В 1967 году по мотивам произведения Горького на студии «Киевнаучфильм» был создан мультфильм «Легенда о пламенном сердце». Режиссер Ирина Гурвич взяла за основу легенду о Данко. Спустя два года работу признали лучшим фильмом для юношества на зональном смотре, который проходил в столице Армении.
  • «Старуха Изергиль» – второе произведение, написанное Алексеем Пешковым под псевдонимом Максим Горький. Первым в списке значится «Челкаш».

  • Мифическому герою Данко посвящен памятник, установленный в Кривом Роге в 1965 году в честь 100-летия со дня рождения Максима Горького. Сначала скульптура украшала площадь Горького, затем, в связи с реконструкцией площади, ее перенесли на проспект . Памятник создал заслуженный художник Украинской ССР, скульптор Александр Васякин.
  • В конце 1990-ых годов на небосклоне российской эстрады зажглась новая звездочка по имени . Под псевдонимом скрывается певец Александр Фадеев, в репертуаре которого такие песни, как «Малыш», «Осень», «Ты моя девочка» и другие.

Цитаты

«Все на свете имеет конец!»
«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется».
«Сердце пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».
«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать».
«Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого…»
«Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно».
«Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
«Ничто не изнуряет тело и душу людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум».