Лечебная физкультура при нарушениях осанки. Средства ЛФК

Нет-нет да бросает человек на себя взгляд в витрине магазина или в случайно попавшемся зеркале. И что же он там видит? Подтянутый стройный стан уверенного в себе человека или сгорбленную с опущенной головой личность? И проблема не только в эстетическом восприятии. Нарушение осанки влечет за собой целый букет проблем, исправить которые в зрелом возрасте достаточно проблематично.

Поэтому начинать борьбу с искривленным позвоночником следует как можно раньше. И самым действенным методом является лечебная физкультура при нарушении осанки, которая подойдет любому возрасту.

Что такое правильная осанка

Для начала найдем то положение тела, которое всегда должно нас сопровождать. Для этого встанем с прямой головой спиной к стене и прижмемся к ней затылочной частью, зоной лопаток, ягодицами и пятками. Отрываемся от стены и, сохраняя положение тела, начинаем движение. Делая это нехитрое упражнение несколько раз в день, мы приучим наше тело к правильному, а главное естественному положению.

Большую часть сознательной жизни мы проводим в сидячем положении: учебная парта, офисный стул, сиденье автомобиля, компьютерное кресло. И это положение тоже должно быть правильным. А это значит нужно учитывать следующие параметры:

  • пропорции - к примеру, при росте 170 см, стол должен иметь высоту не менее 80 см, а стул – 50 см;
  • глубину сиденья, которая должна быть не менее 36 см;
  • положение стула – примерно на 4 см сиденье должно заходить под край рабочего стола.

Ну, и, конечно, не забываем про положение спины. Три точки – затылок, лопатки и ягодицы по-прежнему должны соприкасаться с невидимой стеной, а колени составлять с ней прямой угол.

Причины нарушения осанки

  • постоянно не верно принятое положение корпуса;
  • ношение груза в одной руке, приводимое к повреждению межпозвоночных дисков.

Но не все так просто. Даже если всегда ходить и сидеть с прямой спиной и носить за плечами рюкзак, без сильных мышц все время поддерживать тело в идеально правильном положении не получится. Бороться с тем, что уставшая голова начнет опускаться, а тело сутулиться призван ЛФК при нарушении осанки, который содержит ровно тот комплекс упражнений, который необходим человеку.

Комплекс упражнений при нарушении осанки

Как правило, задачи ЛФК при нарушении осанки связаны с развитием мышечной силы спины, живота и шеи. Именно на тренировку этих групп мышц и направлена лечебная гимнастика.

Чтобы получить максимальный эффект от занятий проводить их нужно как минимум четырежды в неделю. При этом ЛФК при нарушении осанки у детей должен проводиться в игровой форме.

Итак, комплекс ЛФК при нарушении осанки может быть следующим:

  1. Становимся ровно, располагая ноги на уровне плеч. Делаем наклоны вперед с касанием пальцами пола.
  2. В том же положении укладываем руки на затылочную область, отведя локти и голову назад. Делаем вращательные движения корпусом в обе стороны.
  3. Выпрямляем руки в стороны и делаем скручивания корпуса в одну и в другую сторону. Руки при этом будем отводить назад, а в груди соблюдать небольшой прогиб.
  4. Делаем вращательные движения головой в разных направлениях.
  5. Располагая руки по швам, делаем наклоны в одну и в другую стороны.
  6. Перемещаем нижние конечности на ширину плеч, а в руки, находящимися за спиной на уровне лопаток, берем гимнастическую палку. Наклоняемся вперед как можно ниже и отклоняемся назад.
  7. Переходим в позицию «стоя на коленях». Выполняем элемент «кошка-корова» то прогибаясь, то выгибаясь в пояснице.
  8. Ложимся на живот, вытягивая руки вперед, и берем в них небольшой груз (до 2,5 кг). Поднимаем и опускаем руки с грузом.
  9. Садимся на пол, опираясь сзади руками в пол. Синхронно поднимаем руки в стороны, а ноги под уклоном в 45 градусов. Задерживаемся в позиции на несколько секунд.
  10. Встаем и берем в руки эспандер за затылком. Разводим руки в стороны, чуть прогибаясь в груди.
  11. Располагаем ладони на лбу. Оказывая противодействие рукам, стараемся наклонить голову.
  12. Медленно наклоняемся вперед, потряхивая внизу расслабленными верхними конечностями. Возвращаемся в исходную позицию.
  13. Располагаем ладони на затылке. Давя на руки, пытаемся отвести голову назад.
  14. Укладываемся на спину, разведя конечности в стороны и полностью расслабляемся.

Не забываем, что лечебная гимнастика при нарушении осанки должна сопровождаться правильным дыханием и повтором каждого элемента не менее 10 раз. Выполняя комплекс регулярно, можно забыть о проблемах с позвоночником.

Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека . Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).

Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А. Ивановой с соавт., нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – это шейный и поясничный лордозы ; два обращены выпуклостью кзади – это грудной и крестцово-копчиковый кифозы . Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз , сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста.

К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз – под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнимания головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы.

К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз – при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу.

К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз – под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела во время стояния и ходьбы.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют нарушение вертикального положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.

Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

Правильная осанка характеризуется: вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1-2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.

Угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28°, у девочек – 31°. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10-12 годам.

Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Причины развития нарушений осанки:

Слабость естественного мышечного корсета ребенка;

Несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;

Неправильные положения тела, которые ребенок принимает в течение дня, – при выполнении различных видов деятельности и во время сна.

Различают три степени нарушения осанки.

I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.

II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

III степень – характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I-II степени нарушения осанки; для школьников – II-III степени.

В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях (рис. 28).

В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки, вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988).

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.

Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.

Круглая спина , или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название – «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища Послаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.

Кругловогнутая спина , или кифолордотическая осанка , характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза [больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц г брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.

На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.

При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.

Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища.

Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.

Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны.

Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.

Асимметричная , или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

Профилактика и лечение нарушений осанки . Профилактика нарушений осанки – длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.

Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников – на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной сте­пени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболева­ний и болезней внутренних органов.

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

Обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

Укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

Осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК . Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и.п. лежа.

Методика ЛФК . Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.

Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5-2 месяца; перерыв между курсами – не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1-2, 4-5, 1-2 недели).

В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее пред­ставление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.

В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.

В заключительной ч а с т и нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Через 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2-3 комплекса, для школьников – 3-4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки

1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС – за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка пра­вильной осанки (см. Приложение 2).

2. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Средства ЛФК . Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным – лечение положением.

Физические упражнения . Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп – с предметами и без них, с использованием тренажеров.

Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно сим­метричные упражнения.

При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и.п. лежа на спине, рука за головой – согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и.п. лежа на животе – приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища – приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.

К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета (см. Приложение 3).

Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.

Гидрокинезотерапия . Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30°С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная Схема занятия лечебным плаванием для детей 9-10 лет такова: вводная часть (5 мин) – упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25-30 мин) – упражнения в воде; заключительная часть (5-7 мин) – свободное плавание.

Лечение положением . На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2-3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине валик подкладывается под лопатки – при выполнении упражнений в и.п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется живот – при выполнении упражнений в и.п. лежа на животе или под голову – в и. п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5-8 мин.

Формы ЛФК . Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.

Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов – на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступ пен и дошкольникам – при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста.

Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы – модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).

После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ребенку могут быть рекомендованы занятия различными видами спорта.

Оценка эффективности занятий ЛГ при нарушениях осанки

Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки, определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение их силовой выносливости (Н.А. Гукасова, 1999). Сюда относятся следующие тесты.

Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. Ребенок лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.

Удержание туловища на весу в положении лежа на животе . Ребенок лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.

Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2-3 раза в год.

ЛФК для детей с нарушением осанки – это комплекс физических упражнений, специально разработанных для коррекции физиологических изгибов позвоночника и приведения в тонус мышечного корсета ребенка.

Лечебная гимнастика относится к консервативным методам лечения искривлений позвоночного столба и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Её регулярное выполнение позволит ребенку исправить осанку и предотвратить появление осложнений.

Причины нарушения

Группа, наиболее подверженная риску искривления позвоночника – дети в возрасте от 6 до 16 лет. Быстрый рост скелета при небольшом увеличении мышечной массы ведет к тому, что неокрепший позвоночник становится более уязвимым.

Основные причины, провоцирующие :

  • Гиподинамия.

Ведение малоподвижного образа жизни (отсутствие физических нагрузок, активных игр и др.) приводит к ослаблению мышечного корсета, одна из функций которого – поддержание позвоночного столба.

  • Неправильная организация места учебы/работы.

Выполнение домашнего задания, чтение книги, игра за компьютером, раскрашивание и другие занятия должны проводиться в подготовленном месте (оптимальная высота стула, правильное освещение, достаточная площадь стола).

  • Частые нагрузки с нарушениями.

При выполнении физических упражнений с ошибками, постоянном просиживании за компьютером и чтении книг лежа наблюдается постепенное формирование нарушений позвоночника.

Среди факторов, увеличивающих вероятность нарушений осанки – неправильное (несбалансированное) питание, заболевания желудочно-кишечного тракта, врожденные заболевания (ахондроплазия, спондилолистез и др.).

Типы нарушения

Основные типы искривлений позвоночника – лордоз, кифоз и сколиоз. Они отличаются по причинам возникновения, характеру проявления и клинической картине.

Для большего удобства предлагаем ознакомиться с таблицей:

Тип нарушения позвоночного столба Краткое описание Признаки

Искривление позвоночника в области поясницы вперед (к животу).

Прогиб в поясничном отделе увеличен. Он не изменяется при наклонах.

Ощущение тяжести в нижней части спины (область ягодиц).

Суть и назначение физических упражнений

Лечебная физическая культура разрабатывает различные группы мышц, укрепляя и развивая мышечный корсет. Он обеспечивает основную поддержку позвоночного столба, не позволяя ему деформироваться.

Выполнение физических упражнений позволит не только остановить прогрессирование нарушений или заболеваний опорно-двигательного аппарата, но и скорректировать неправильную осанку.

Полезные свойства ЛФК

Регулярно выполняя ЛФК с соблюдением правил и последовательности упражнений, удастся достигнуть следующего эффекта:

  • выпрямления осанки,
  • повышения выносливости мышц,
  • сведения к минимуму неблагоприятные последствия заболеваний спины и скелета,
  • улучшения общего самочувствия,
  • увеличения подвижности суставов,
  • ускорения кровообращения.

ЛФК при нарушении осанки у детей дошкольного возраста проводится с обязательным участием взрослого члена семьи.

Показания и противопоказания

Показания к ЛФК:

  • различные нарушения осанки,
  • межпозвонковая грыжа,
  • нарушение подвижности тазобедренных суставов,
  • остеохондроз,
  • остеопороз,
  • другие заболевания позвоночника.

Противопоказания к ЛФК:

  • кровотечения,
  • хронические сердечнососудистые заболевания,
  • компрессионный синдром,
  • общее плохое самочувствие,
  • низкий болевой порог.

Внимание! Решение о назначении ЛФК при наличии противопоказаний принимает только врач после проведения осмотра.

Комплексы упражнений и правила выполнения

Упражнения для осанки детям выполняются в хорошо проветренном помещении, температура воздуха в котором не превышает 22-24°С. Рекомендуется заниматься до приема пищи (за 30-40 минут), если занятия назначены после еды, то приступайте к ним не ранее, чем через 1 час.

Обязательное условие – соблюдение последовательности блоков упражнений:

  • разминка (подготовка),
  • основная часть (комплекс),
  • заключение (отдых, расслабление).

Упражнения для осанки в домашних условиях детям до 1 года необходимо начинать с легких поглаживаний.

Подготовка

Если занятия кажутся вам скучными, постарайтесь их разнообразить – включите любимую музыку, пригласите тренироваться вместе с вами других родственников, ищите новые и интересные упражнения, используйте фитбол.

Разминка перед ЛФК:

  1. Расположите руки на поясе, выполняйте наклоны туловища в разные стороны (влево-вправо, вперед-назад).
  2. Поставьте ноги на ширине плеч, ладони положите на плечи, наклоните голову вперед и выполняйте отводы в разные стороны.
  3. Потяните руки вверх, затем вперед и вниз, слегка согнув колени (в каждой позе останавливайтесь на 3-5 секунд).

Для подготовки подойдут любые базовые упражнения – быстрая ходьба, бег в легком темпе 2-3 минуты, вращение рук по круговой оси и др. Следите, чтобы спина находилась в ровном положении и помните, что упражнения не должны причинять абсолютно никакого дискомфорта.

Базовый комплекс упражнений

  1. Выпрямите руки, поднимите их вверх, синхронно выполняйте ими круговые движения (вперед-назад).
  2. Расположите руки за спиной, соедините ладошки «в замок», выполните наклоны вперед, максимально отодвигая руки назад.
  3. Поднимайте и опускайте плечи, сначала работайте ими синхронно, а затем перейдите на попеременные движения.
  4. Отведите правую руку назад, левую руку перекиньте через плечо, потянитесь, соединяя пальчики.
  5. Измените исходное положение – лягте на живот, вытяните руки (ладошки вверх). Синхронно поднимайте носки ног и верхнюю часть тела.
  6. В положении лежа расположите ладони на высоте плеч, поднимайте вверх корпус тела, одновременно выпрямляя руки.

Каждое занятие повторяется 3-4 минуты, отдых между ними – 1-2 минуты.

Упражнения при сильном искривлении

Последовательность упражнений для исправления осанки у детей при сильном искривлении:

  1. Исходное положение – стоя у стены, прикасаясь к ней спиной. Алгоритм: вытяните руки в разные стороны, чтобы они прикасались к поверхности. Постепенно поднимайте их вверх, не отрывая от стены и не меняя положения спины. Мышцы спины и рук должны быть напряжены.
  2. Исходное положение – стоя напротив зеркала, прислоняясь спиной к стене. Алгоритм: медленно отходите от стены так, чтобы спины не меняла своего положения (словно вы продолжаете «держаться» за стену). Наблюдайте за своей осанкой в зеркале – следите, чтобы она не изменяла ровного положения.
  3. Исходное положение – стоя у стены, прикасаясь к ней спиной. Алгоритм: дотроньтесь локтями до стены, а затем медленно присядьте, не отрывая от неё спины, ягодиц, лопаток и затылка. Медленно поднимитесь.

Внимание! Занятия по гимнастике при нарушении осанки у детей включают стандартные упражнения – велосипед (лежа на спине), лодочку, наклоны с гимнастической палкой на лопатках и др.

Каждое упражнение при нарушении осанки у детей выполняется 7-8 раз, отдых между занятиями – 3-4 минуты.

Упражнения для профилактики

Профилактические упражнения для правильной осанки у детей, рекомендованные к выполнению в возрасте до 16 лет:

  1. В положении «полуприсед», держа в руках палку, выполняйте отведение ног назад-вперед. Условие – ребенок должен прогибаться в пояснице назад.
  2. Возьмите палку за спиной, руки внизу, ноги вместе. Поднимайтесь вверх, отводя руки назад. Выполняя занятие, не торопитесь.
  3. Встаньте у стены, возьмите палку в руки, опустите их вниз. Поднимите руки вверх, опустите до уровня груди, вернитесь в исходное положение. Условие – ребенок не должен отрывать спину от стены.

Ежедневная зарядка продолжительностью 5-15 минут способствует сохранению прямой осанки у детей.

Запрещенные упражнения

Среди запрещенных упражнений – сильные прогибы вперед или назад, гимнастические занятия на растяжку, кувырки через голову, прыжки с приземлением на спину, изнурительные физические тренировки.

Наибольшую опасность нарушение осанки представляет в период быстрого роста скелета у детей (7–16 лет). Но даже дошколята подвергаются такому риску, ведь родители редко обращают внимание, как их чадо сидит за компьютером или телевизором.

Нарушение осанки является одной из самых актуальных проблем здоровья ребенка. Причиной этой патологии чаще всего становится нерациональный двигательный режим, что впоследствии становится причиной нарушения функционирования различных систем органов.

Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей

Здоровье спины и суставов » Лечение

Не правда ли приятно смотреть на подтянутого, стройного человека, имеющего правильную осанку: у него высоко поднята голова и расправлены плечи, а походка легкая и непринужденная.

И совсем другое впечатление складывается при виде сутулого прохожего с резко выступающими назад лопатками и выпяченным «пивным» животиком.

Однако непристойный внешний вид – это всего лишь полбеды. Нарушение осанки несет в себе куда более серьезные проблемы.

У людей, столкнувшихся с данной проблемой, в определенной мере смещаются все внутренние органы, что приводит к нарушению их нормального функционирования и развитию многочисленных заболеваний.

Такие сдвиги в работе организма становятся особенно заметны в более позднем возрасте, когда изменить ситуацию уже достаточно проблематично.

Конечно же, выполнения одних упражнений не достаточно, и поэтому ЛФК должна сопровождаться комплексной терапией, назначить которую может только врач.

С чего начать?

Первым делом необходимо уяснить, что представляет собой естественное и правильное положение тела.

Сделать это можно следующим образом: повернитесь спиной к стене, затем прижмитесь к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком, голову держите прямо. Сохраняя такое положение, отойдите от стены и постарайтесь запомнить его.

Выполняйте эту процедуру по нескольку раз в день, таким образом, вы приучите свое тело к поддержанию правильной осанки.

Нельзя забывать о своей спине и при работе в сидячем положении. Однако в данной ситуации все зависит не только от человека, но и от мебели, которая его окружает. Ниже приведены лишь некоторые рекомендации по выбору мебели для работы сидя:

  • Глубина сиденья должна составлять не менее 36 см.;
  • Соблюдайте пропорции: человеку, рост которого составляет 170-180 см. нужен стол высотой не менее 80см, а стул 50см.;
  • Стул должен ставиться таким образом, чтобы его сиденье примерно на 4 см заходило под край рабочей поверхности стола.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Базовые упражнения для позвоночника при искривлении

При работе в сидячем положении необходимо каждый час выполнять гимнастику для осанки, о которой речь пойдет чуть ниже.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. - основное положение. Поднимание прямых рук вверх - вдох, опускание - выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. - основная стойка, руки на поясе. Сгибание колена к животу и возвращение в и. п. (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. - основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх - вдох, опускание - выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. - основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (5 — 10 раз). При наклоне корпуса - выдох, при выпрямлении - вдох.

Упражнение № 6. И. п.-основная стойка, палка в опущенных руках. Приседание с вытягиванием рук вперед и возвращение в и. п. Спина прямая (5 – 10 раз).

Упражнение № 7. И. п. - основная стойка, руки перед грудью. Разведение рук в стороны ладонями вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох (5 – 10 раз).

Упражнение № 8. И. п. - основная стойка, руки в стороны ладонями вверх. Пружинящее отведение рук назад с возвратом в и.п. (5–10 раз).

Упражнение № 9 И. п. - лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Подтягивание согнутых ног к животу - выдох, выпрямление - вдох (4 — 5 раз).

Упражнение № 10 И. п. - лежа на животе, на наклонной плоскости, взявшись руками за край (ручки). Попеременное разгибание ног в тазобедренных суставах (4 – 8 раз каждой ногой).

Упражнение № 11 И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела ладонями вниз, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимание таза с опорой на ладони, плечи, стопы - вдох, возвращение в и. п. выдох (3–5 раз).

Упражнение № 12. И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела. Движения ногами, как на велосипеде (10–12 раз).

Упражнение № 13 И. п. - лежа на коврике, на животе; руки вытянуты вперед, опираются на пол. Вытянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки до предела вперед - вдох, расслабить мышцы - выдох (3–5 раз).

Упражнение № 14 И. п. стоя на четвереньках у гимнастической стенки, придерживаясь руками за 2–3-ю рейку. Максимальное отклонение корпуса назад с выпрямлением рук и последующим возвращением в и. п. (3–4 раза).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Упражнения при грыже поясничного отдела позвоночника, видео

Упражнение № 15 И. п. - стоя: руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой баранке). Полуприседание с вытягиванием рук в сторону (4–5 раз).

Упражнение № 16 И. п. - стоя; руки разведены в стороны, на голове на ватно-марлевой баранке медицинбол (весом 1 кг) или волейбольный мяч. Ходьба на носках.

Упражнение № 17 И. п.

– стоя у стены без плинтуса или у гимнастической стенки с правильной осанкой (касаясь стены лопатками, ягодицами, пятками, руки опущены вдоль туловища).

Зафиксировать положение, отойти от стенки, походить по залу, удерживая правильную осанку 3 – 5 минут, вернуться в и. п

проверить правильность осанки.

Упражнение № 18 И. п. - стоя в кругу, взявшись за руки. Вытягивание рук: вверх с одновременным подниманием на носки (4–5 раз).

Упражнение № 19 И. п. - стоя в кругу, взявшись за руки. Полуприседание с прямой спиной (3–4 раза).

Упражнение № 20 И. п. - руки к плечам, ноги на ширине плеч. Вытягивание рук вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох (3–4 раза).

ЛФК для младшей возрастной группы

Правильную осанку нужно начинать формировать у ребенка до 6 лет. Комплекс ЛФК при нарушении осанки включает в себя следующие упражнения:

  1. Ходьба в течение 15 секунд.
  2. Ходьба на носочках или с высоким подниманием коленей, руки расположив на поясе - 15 секунд.
  3. Ноги на ширине плеч, выпрямить руки. Поднимая их на вдохе, опуская при выдохе, выполнить 4 подхода.
  4. Стоя прямо, ноги вместе, поднять гимнастическую палку, заведя ее за спину. Вытянуть руки вверх, прогнув поясницу, вернуться к исходной позиции, повторять не менее 4 раз.
  5. Лечь на спину (выпрямить ноги, руки вытянуть вдоль корпуса). При выдохе поднять одну ногу, вдохнуть, затем другую. Выполнить 10 подходов.
  6. Перевернуться на живот. Приподнять от пола все конечности и грудь, удерживаясь в положении около 4 секунд. Повторить не менее 4 раз.
  7. В том же исходном положении напрячь плечи, сделать выпады руками, имитируя удары боксера. Для каждой руки сделать 8 повторов.
  8. Стоя на коленях, сомкнуть ступни, руки опустить. Отводя по очереди каждую ногу вбок, разводить руки в стороны. Сделать не менее 4 повторов.

При выполнении каждого упражнения нужно ровно держать спину, слегка прогибая ее в пояснице, а также не задерживать дыхания.

Решить, какие упражнения войдут в комплекс ЛФК, поможет ортопед, так как все индивидуально. Кроме этого, врачи советуют каждые 2–3 недели менять или усложнять упражнения, чтобы не снижалась эффективность от занятий, а мышцы не привыкали к однотипной нагрузке.

Является одним из ведущих методов исправления патологии. С ее помощью специалистам удается укрепить мышечный корсет, который будет удерживать ось позвоночника в правильном положении на протяжении длительного времени, пока происходит активный его рост и формирование. Такая физкультура улучшает поступление питательных веществ к скелетной мускулатуре и межпозвонковым дискам, что улучшает их функциональность.

Основные особенности ЛФК

Для коррекции искривлений спины у детей применение лечебной физкультуры (ЛФК) возможно только после тщательной диагностики состояния ребенка. Это помогает врачу выбрать оптимальный комплекс гимнастики в каждом индивидуальном случае.

Существуют общие принципы, которые обязательно следует соблюдать при выполнении гимнастических упражнений:

  • Одежда не должна стеснять движений и сдавливать органы;
  • Длительная гимнастика затрудняет дыхание у детей, поэтому она должна сочетаться с комплексом дыхательных упражнений;
  • Физическую нагрузку следует увеличивать постепенно и начинать с более легких занятий;
  • В процессе зарядки необходимо контролировать пульс. Он отражает деятельность сердечно-сосудистой системы и позволяет предположить степень ее «загрузки»;
  • Нельзя делать резких движений, чтобы не сформировать микротрещин и разрывов в мышцах и связках;
  • Максимальная амплитуда движений допустима лишь после длительного «раскачивания».

Противопоказания к лечебной гимнастике для детей

При нарушении осанки у детей лечебная гимнастика не выполняется при наличии противопоказаний:

  1. Наличие серьезных мышечных зажимов с искривлением вертикальной оси туловища;
  2. (ущемление нервного корешка), который необходимо лечить оперативно;
  3. Признаки нарушения кровоснабжения в вертебробазилярном бассейне (скопление позвоночных и мозговых сосудов);
  4. Сильный болевой синдром.

Перед началом занятия врач ЛФК определяет амплитуду безболезненных движений и проводит контрольные упражнения, позволяющие выявить основные звенья патологического процесса в мышечной системе и суставах ребенка.

Основные задачи, возлагаемые на лечебную гимнастику при :

  • Снятие усиленной импульсации от спазмированной мышцы или пораженного сегмента позвоночника;
  • Улучшение кровоснабжения в поврежденных областях;
  • Укрепление пораженного межпозвонкового диска;
  • Увеличения подвижности в суставах;
  • Предотвращения развития сращений (контрактур) между органами;
  • Восстановления координации движений и уменьшения болевого синдрома.

Подготовка к выполнению физкультуры

Для улучшения степени коррекции изменений в позвоночнике в профессиональных реабилитационных центрах (Дикуля, Бубновского, Брегга) проводится комплекс подготовительных процедур. Наиболее эффективным из них является бесконтактный массаж, который проводится по следующим принципам:

  • Перед процедурой снимаются металлические предметы и украшения;
  • Человек ложится на специальный стол животом, а массажист проводит ладонью руки вдоль оси позвоночника на расстоянии 5-7 см от него;
  • При этом специалист должен ощутить места скопления мышечных «пробок»;
  • Для их ликвидации рука поворачивается ладонью вверх, и медленно продвигается к области затылка. Если сразу устранить пробку не удается необходимо повторить процедуру;
  • Массаж заканчивается тогда, когда вдоль позвоночника не будет существовать мышечных зажимов.

Бесконтактный массаж не доставляет детям болезненных ощущений и хорошо переносится.

Упражнения для шейного отдела

При позвоночного столба применяется следующий перечень упражнений для коррекции патологии:

  • Наклоны и повороты головы в разные стороны. Опустите руки вниз, сидя на стуле. Медленно осуществляйте повороты головы в разные стороны. Весь процесс выполнения упражнений необходимо разделить на 3 стадии. Вначале взгляд фиксируется спереди, затем – на боковой точке, а в третьей стадии – сзади;
  • Медленно осуществляйте кивательные упражнения. Вначале поднимите подбородок вверх, взор зафиксируйте взор на потолке. Опустите голову вниз и посмотрите на пол. Повторите процедуру – 15-20 раз;
  • Полезны для детей при нарушении осанки повороты туловища в стороны. Их необходимо осуществлять очень медленно и не до максимального уровня сгибания. Количество повторений – 20 для каждой стороны;
  • Сместите подбородок в горизонтальной плоскости и отводите голову назад и вперед плавными движениями;
  • На вдохе поднимайте плечи вверх, а на выдохе опускайте их вниз.

Лечебная гимнастика для исправления патологии шейного отдела назначается при нарушении осанки, чтобы предотвратить нарушения в мозговом кровоснабжении.

Лечебная гимнастика для коррекции нарушений в грудном отделе:

  • Примите вертикальное положение, отведите за спину руки и соедините ладони вместе. Во время вдоха надавливайте на позвонки. Ослабляйте давление на выдохе. Повторите упражнение 5 раз, постепенно двигаясь в направлении к нижней части позвоночного столба;
  • Отведите левую руку за спину. Захватите ее кисть правой рукой и осуществляйте надавливание на позвонки. Постепенно продвигаясь к нижней части позвоночника, хорошо массируйте спину;
  • Расположите за спиной кулаки. Надавливайте ими на позвоночный столб. Во время вдоха надавливайте рукой на сегменты позвоночника, выпятив грудь вперед. На выдохе вернитесь в исходную позицию.

Физкультура для коррекции шейного и грудного отделов позвоночника сложна для детей, поэтому родители или инструктор ЛФК выполняет ее вначале вместе с ребенком. Следует заметить, что грудной отдел сильно фиксирован ребрами, поэтому деформация позвоночника на данном уровне возникает довольно редко. При выявлении нарушений на ранней стадии лечебная гимнастика позволяет их быстро и эффективно устранить.

Коррекция поясничного отдела

Наибольшая часть патологических изменений у человека возникает в поясничном отделе. При нарушении осанки на данный уровень позвоночника приходится максимальная амортизационная нагрузка. Без своевременной коррекции она будет способствовать появлению компресссионного синдрома (ущемление нервов) и болевому синдрому в пояснице. Для исправления таких нарушений у детей одного ЛФК недостаточно. Необходимо его применение одновременно с медикаментозными препаратами.

Существует специальная физкультура для исправления нарушений в поясничном отделе:

  • Встаньте прямо и расслабьте плечевой пояс. Расположите руки с обеих сторон позвоночника. Сделайте вдох и отклоните туловище кзади. При этом сопротивляйтесь движению с помощью рук;
  • Поместите пальцы рук на уровне 1 поясничного позвонка. Поверните туловище влево на вдохе. При этом надавите пальцами на область позвонка. Сделайте выдох и вернитесь в исходную позицию. В процессе выполнения гимнастики смещайте пальцы вниз. Сделайте выдох и вернитесь в исходную позицию;
  • Выполняйте энергичные надавливания на каждый отдельный позвонок при движении сверху вниз. Закончите процедуру на крестцовой области. Такая лечебная гимнастика предназначена для коррекции сутулости.

Существует и другая ЛФК для , но существенное преимущество вышеприведенных упражнений – возможность их выполнения в домашних условиях.