Культурология является наукой. Что изучает культурология

СОДЕРЖАНИЕ.







8. Список литературы………………………………………………………22

СОДЕРЖАНИЕ.
1. Понятие культурологии…………………………………………… ……2
2. Современная культурология……………………………………………..5
3. Функции культурологи………………………………………………… 10
4. Историческое измерение понятие «Культура» в разные периоды европейской цивилизации……………………………………………… 14
5. Принципы изучения культуры………………………………………….17
6. Категории культурологи…………………………………………………18
7. Заключение……………………………………………………………….20
8. Список литературы………………………………………………………22

Культурология — это наука о культуре. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно- исторических типов.
Знакомство с мировой культурой- неотъемлемая часть интелектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально- экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру. Важнейшая задача культурологов- анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки- вопросы теории и истории мировой культуры.
Курс культурологии дает понимание того, что любая материально- практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
Культурология одна из молодых научных дисциплин, формирующая на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук.
Это гуманитарная дисциплина изучает общие аспекты возникновения и развития культуры, а также возникновение культур между собой.
Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируется представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.
Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за этим понимальным естеством, фиксируемым понятием «культура», реальное, адекватно выразить его научными средствами – одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости.
Но этот поиск свидетельствует о том, что культкрология представляет собой вид знания, уже переросшего « родительскую» опеку философии, хотя и взаимосвязанного с ней.
Исследования культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего – археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Однако только в 20 в. появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального меж предметного исследования культуры.
Трудности становления культурологии прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью, «газообразностью понятия культуры как «онтологического» феномена.
В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

I – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры и ее истрическом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.

I I – представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающие культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проюлему многообразия культур (типологизация, сисьематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурантропологией, социологией культуры, а также выделение фолософской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку времени.

I I I – подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предлагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально- гуманитарного знания…………

Скачать полную версию работы

СКАЧАТЬ работу

Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое культурология, что изучает эта наука, какие выделяются ее разновидности и с какими другими дисциплинами она взаимодействует. Все это мы подробно рассмотрим. Прежде всего следует определиться с тем, какое значение имеет интересующее нас понятие. Культурология - это термин, образованный от следующих древних слов: "cultura" (латинское, переводится как "возделывание") и "logos" (греческое, "учение"). Получается, что о культуре. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Само слово "культура" имеет несколько значений. Это следует учитывать для того, чтобы дать полный ответ на вопрос: "Что такое культурология?"

Что такое культура?

В "Словаре" Аделунга 1793 года это понятие означает облагораживание всех моральных и умственных качеств народа или человека. И. Гердер придавал ему целый ряд различных значений. Среди них можно отметить способность осваивать новые земли, одомашнивать животных; развитие торговли, ремесел, искусств, наук и др. Представления Гердера в целом совпадают с мнением Канта, связывавшего успехи культуры с развитием разума. Кант считал, что установление всеобщего мира является окончательной целью, к которой стремится человечество.

Национальная и мировая культура

Культура представляет собой многоуровневую систему. Ее принято подразделять по носителю. Выделяют, в зависимости от этого, национальную и мировую культуры. Мировая является синтезом лучших достижений различных национальных культур и населяющих нашу планету народов.

Национальная, в свою очередь, является синтезом культур социальных слоев, классов и групп того или иного общества. Ее своеобразие, оригинальность и неповторимость проявляются как в (язык, религия, живопись, музыка, литература), так и в материальной (традиции производства и труда, особенности ведения хозяйства).

Духовная и материальная культура

Культура делится также на роды и виды. Основание для этого деления - многообразие деятельности человека. Существует духовная и материальная культура. Однако данное подразделение нередко бывает условным, так как в действительности они взаимопроникаемы и тесно связаны между собой. Некоторые культурологи полагают, что отдельные виды культуры неправомерно относить лишь к духовной и материальной. Они пронизывают всю ее систему. Это эстетическая, экологическая, политическая, экономическая культура.

Культура и гуманизм

Культуру исторически связывают с гуманизмом, так как в основе ее - мера развития человека. Ни научные открытия, ни достижения техники не определяют сами по себе того или иного общества, если в нем при этом нет человечности. Следовательно, гуманизация общества является ее мерилом. Целью культуры можно считать всестороннее развитие человека.

Функции культуры

Их существует немало, мы перечислим лишь основные. Главной функцией является гуманистическая, или человеко-творческая. Все другие функции так или иначе связаны с ней. Можно даже сказать, что они из нее вытекают.

Важнейшей функцией культуры является передача социального опыта. Ее именуют также информационной, или функцией исторической преемственности. Культура, являющаяся сложной знаковой системой, - единственный механизм, с помощью которого социальный опыт человечества передается от одного государства к другому, от эпохи к эпохе, от поколения к поколению. Неслучайно поэтому ее называют социальной памятью всего человечества. Если преемственность разрывается, новые поколения оказываются обреченными на потерю социальной памяти.

Еще одна важная функция культуры - гносеологическая (познавательная). Эта функция тесно связана с первой. Культура сосредотачивает в себе опыт множества поколений, накапливает знания о мире и создает тем самым благоприятные возможности для его освоения и познания.

Нормативная (регулятивная) функция связана с определением разных видов и сторон личной и общественной деятельности людей. Культура влияет на поведение человека в сфере быта, труда, межличностных отношений. Она регулирует действия и поступки людей, и даже выбор духовных и материальных ценностей. Отметим, что регулятивная функция опирается на право и мораль как на нормативные системы.

Знаковая (семиотическая) - еще одна важнейшая функция. Культура - знаковая система. Она предполагает знание ее, владение ею. Овладеть ее достижениями невозможно без изучения знаковых систем.

Также очень важна. Культура является системой ценностей. Она формирует у людей определенные аксиологические ориентации и представления. По их качеству и уровню мы чаще всего судим о культурности людей. Интеллектуальное и нравственное содержание, как правило, является критерием оценки.

Возникновение культурологии

Отметим, что понятие "культурология" возникло относительно недавно, в конце 19 - начале 20 века. Исследователи начали употреблять его вместе с синонимичными понятиями. Например, Э. Б. Тайлор, английский антрополог и этнограф, дал следующей название первой главе своей книги, написанной в 1871 году "Наука о культуре". А В. Ф. Оствальд, немецкий философ, физик и химик, в работе 1915 года "Система наук" предложил называть совокупность исследований и отрасль знания о способах деятельности, являющихся специфически человеческими, "культурологией", или "наукой о цивилизации".

Эта наука за свою недолгую историю прошла несколько этапов в своем становлении и развитии. История культурологии отмечена созданием ряда подходов. Кроме того, в ней выделяются многочисленные модели, или разновидности. Сегодня известно 3 основных подхода, с помощью которых как наука определяется культурология. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Три подхода

Во-первых, это комплекс дисциплин, которые изучают культуру. Во-вторых, это специальный раздел социогуманитарной дисциплины. В этом смысле данная наука в изучении культуры опирается на свои собственные методы (к примеру, философия культуры в философии). В-третьих, это самостоятельная научная дисциплина, которая обладает неповторимой спецификой.

Мы будем рассматривать предмет и объект культурологии именно с позиции последнего подхода.

Объект и предмет культурологии

Объект науки - совокупность качественно определенных процессов и явлений действительности, по своим основным чертам, внутренней природе, законам развития и функционирования существенно отличных от других объектов данной действительности. Предмет же выражает заинтересованность ученых в изучении той или иной области реальности. Ясно, что культура может выступать как предметом, так и объектом исследования. В качестве объекта она рассматривается в широком смысле слова. С этой точки зрения ее нередко определяют как совокупность различных способов и результатов деятельности человека, которые передаются из поколение в поколение внебиологически (методом воспитания и обучения). Этот объект культурологии присущ не только ей, но и различным социогуманитарным наукам.

Что касается предмета, то в отечественной литературе есть 2 точки зрения. Первая из них заключается в том, что это культура "в узком смысле слова". Исследовательский интерес в данном случае направлен на следующие общие аспекты деятельности человека:

Знаковая, семиотическая система (Б. А. Успенский, Ю. М. Лотман);

Средства взаимосогласования и взаимопонимания в коллективной деятельности, то есть существующие в обществе социальные нормы (А. Я. Флиер);

Совокупность смыслов и ценностей (А. А. Радугин, Н. С. Чавчавадзе).

Вторая точка зрения относится к ленинградской школе (Иконникова, Каган, Большаков и др.). Согласно ей, для культурологии важно при изучении культуры не так важно учитывать ее многогранность. Важнее рассматривать ее в качестве целостной системы.

Модели (разновидности) культурологии

Следует заметить, что трудности определения предмета и объекта исследования в культурологии возникают из-за специфики культуры, которая является связующим звеном между человеком и миром, окружающим его. Кроме того, она является особой формой бытия, присущей обществу и человеку. Следовательно, ее можно изучать по-разному, то есть используя различные методы. Сегодня имеется множество моделей культурологии, однако единой науки пока не создано. Данные модели опираются на разные подходы и методы в изучении культуры. Их можно свести к нескольким основным разновидностям. В каждой из них рассматриваются специфические вопросы культурологии. Охарактеризуем вкратце каждую из них.

Культурология философская определяет сущность культуры, то, чем она отличается от природы. Главная задача ее состоит в объяснении и осмыслении ее с помощью анализа самых существенных и общих ее черт. Предметом изучения этой модели является роль, функции и в жизни общества и человека. Кроме того, она определяет тенденции в эволюции культуры. И, наконец, эта модель раскрывает причины ее расцвета и кризиса, взлетов и падений.

Что такое культурология историческая? Нетрудно догадаться, что она дает нам знание о конкретной культуре в определенный исторический период. Однако ее предмет несколько шире. Это региональная, национальная, мировая культура или же относящаяся к определенной эпохе. Данная модель констатирует факты, описывает ее проявления и события в ней, выделяя при этом самые выдающиеся достижения человечества. Таковы основные задачи культурологии исторической.

Мы рассмотрели еще не все модели (разновидности). Что изучает культурология социологическая? Она рассматривает происходящие в обществе социокультурные явления и процессы. Эта модель изучает функционирование в социуме культуры в целом. Однако не только это. Задачи культурологии социологической включают изучение отдельных субкультур.

Переходим к рассмотрению следующей модели. Необходимо рассказать и о том, что изучает культурология психоаналитическая. Она исследует проблемы личности, которая выступает в качестве потребителя и создателя достижений цивилизации. Ее предметом являются индивидуальные особенности отношения человека к культуре, своеобразие его духовного поведения.

Этнологическая (этническая) культурология исследует обычаи и традиции, обряды, верования и мифы. Кроме того, ее интересует уклад жизни доиндустриальных, традиционных обществ и архаических народов.

Культурология филологическая занимается изучением национальной культуры через устное народное творчество, литературу и язык.

Мы описали лишь основные ее разновидности, или модели. На вопрос: "Что такое культурология?" мы ответили. Расскажем теперь о том, с какими дисциплинами и науками она взаимодействует.

Взаимодействие с социогуманитарными дисциплинами

Культуру Это выражение принадлежит Демокриту, древнегреческому философу. Культура наследуется не биологическим путем, а лишь через воспитание, обучение, приобщение к ней. Рассмотрим, как интересующая наука взаимодействует с другими социогуманитарными дисциплинами. Все они делятся на следующие две группы:

Те которых выделяется в соответствии с видом специализированной деятельности (к примеру, педагогика, религиоведение, искусствознание, политология, экономические науки и др.);

Науки об общих аспектах деятельности человека (социологические, психологические, исторические и др.).

Развитие культурологии происходит во взаимодействии с первой группой. Здесь интересующая нас наука выступает в качестве сферы междисциплинарного синтеза. Ее интересует то, какие общие закономерности развития можно найти в политике, экономике, религии и других сферах деятельности. В рамках взаимодействия со второй группой выделяется специфический культурологический метод, который можно применять в пределах любых наук гуманитарного и социального профиля.

Взаимодействие с историей, этнографией, археологией и философией

Очевидна взаимосвязь этой науки с историей. Ни одно учебное пособие по истории не обходится без рассказа о культурных достижениях времени, о культурной жизни людей. Кроме того, интересующая нас наука связана с этнографией, занимающейся исследованием культурных и бытовых особенностей разных народностей. Археология по материальным остаткам жизнедеятельности человека изучает историю общества. А ведь достижения культуры - духовные и материальные ценности.

Археологические методы позволяют изучать достижения различных народностей и исторических эпох. Философия также связана с культурологией. Она является инструментом познания, прогнозирования, интерпретации, используются ее теории. Культурологии, как и другим наукам, необходима философия, на которую опираются все отрасли знания. Она помогает понять суть цивилизации, оценить общество, а также уровень развития культуры под определенным углом зрения.

Итак, мы раскрыли заявленную тему. В заключение добавим, что сегодня активно развивается культурология. Вузы предлагают студентам профессиональную подготовку в этой области. Хотя специалисты в этой сфере востребованы не так, как, скажем, в сфере экономики, многие выпускники школ рассматривают направление "культурология" как одно из приоритетных.

Культурология - дисциплина, имеющая широкую распространенность в российской научной среде. Каковы ее основные особенности? Что изучает культурология?

Большинство научных дисциплин может быть изучено в контексте:

  • истории появления;
  • места среди других наук;
  • предмета;
  • метода.

Исследуем по этой же схеме и культурологию.

История культурологии

Можно отметить, что термин в рассматриваемом звучании наибольшую распространенность приобрел в России и странах Восточной Европы. В английском языке есть созвучный - Culturology, равно как, например, в немецком - Kulturologie, однако в западных странах он гораздо чаще употребляется вне ассоциации с греческим корнем «логос». К примеру, в виде словосочетания Cultural Studies или как термин Kulturwissenschaft в англоязычных и германоязычных государствах соответственно.

Так или иначе, соответствующий термин обозначает отрасль знаний о культуре. В западной традиции при этом культурологию не принято считать наукой. В России, в свою очередь, подходы к определению статуса данной дисциплины разнятся. Но точка зрения, по которой культурологию все же стоит отнести к наукам, в отечественной академической среде имеет весьма ощутимую поддержку. Поэтому мы вполне можем придерживаться соответствующего подхода - он в достаточной мере распространен.

Вне зависимости от того, однако, каким видится статус рассматриваемой дисциплины исследователям из разных школ, ключевой предмет ее изучения - культура - остается неизменным. Другой вопрос - что понимать под ней. Термин «культура» - один из самых емких. Существует большое количество его трактовок. При этом те или иные аспекты культуры вполне могут изучаться посредством отдельных дисциплин. Например, истории, социологии или психологии.

Примерно с 17 века исследователи стали активно заниматься систематизацией теоретических подходов к пониманию сущности культуры. Так, в версии Гоббса и Пуфендорфа под ней следовало понимать состояние человека, которое говорит о нем как о субъекте, стоящем на уровень выше относительно природных, низших признаков. Главным критерием культуры была признана творческая продуктивность. Она не характерна для низших инстинктов и образцов поведения личности на уровне удовлетворения естественных потребностей.

В исследовательской среде также утвердилась концепция, по которой культура рассматривалась как явление, порожденное духовным восприятием мира человеком - в противовес материальному. В подходах ученых стали задействоваться компаративистские методы, предполагающие сравнение тех или иных процессов и явлений, наблюдаемых в разных обществах и государствах. Стали выделяться различные категории культур, исследоваться закономерности их формирования. Все это предопределило возникновение отдельной науки о культуре.

Термин «культурология», в соответствии с распространенной версией, впервые применил немецкий исследователь Оствальд в книге «Система наук», которая вышла в 1915 году. Однако соответствующее понятие далеко не сразу стало популярным. В свою очередь, американский антрополог Лесли Уайт в 1949 году издал работу «Наука о культуре», впоследствии дополнив ее иными фундаментальными исследованиями. Уайт обосновал необходимость формирования новой научной отрасли, которая бы занималась изучением конкретно культуры. Американский ученый заложил ключевые теоретические принципы: на их базе должна была функционировать соответствующая дисциплина.

Уайт определил критерии разграничения науки о культуре и существовавших смежных дисциплин. Например, если говорить о социологии, то по Уайту для нее свойственно исследование коммуникаций человека и общества. В свою очередь, культурология, как посчитал американский ученый, должна быть связана с изучением роли традиций, обычаев, а также идеологии.

Следовательно, возникновение отдельной науки о культуре можно связывать с именем Лесли Уайта. Появилась соответствующая дисциплина в середине 20 века как ответ на необходимость детального исследования культуры человека посредством новых, не характерных для традиционных дисциплин методов.

Выше мы отметили, что культурология, в соответствии с концепциями Уайта, должна рассматриваться обособленно, в частности от социологии. Которая вместе с тем достаточно ей близка. Изучим подробнее, относительно каких наук культурология находится на столь же малой дистанции, и наоборот - на значительном удалении.

Место культурологии среди других наук

Долгое время культурология в принципе не рассматривалась учеными как наука вне контекста социологии, психологии, антропологии, истории, лингвистики. Собственно, и сейчас - как мы отметили выше - многие исследователи не готовы выделять ее в качестве самостоятельной дисциплины. Но в среде ученых - и российских, и зарубежных - есть концепции, позволяющие выявить критерии, по которым культурологию допустимо рассматривать как отдельную науку.

Существуют дисциплины, исключительно близкие к ней. К ним, прежде всего, следует отнести историю, философию, этнографию, религиоведение и искусствознание. Во многом инструментарий и методы, характерные для этих наук, задействуются в культурологии. В свою очередь, социология и психология многими исследователями оцениваются как дисциплины «второго эшелона» в контексте близости к рассматриваемой нами.

Дело в том, что и социология, и психология изучают, прежде всего, человека как биологического или социального субъекта - в контексте общества или личности соответственно. Культурология предполагает исследование его творчества, его деятельности, духовной составляющей его жизни. Социологические и психологические методы, безусловно, могут задействоваться для лучшего понимания закономерностей в части отмеченных явлений, но более высока вероятность использования подходов, характерных для дисциплин, отмеченных выше, - например, философии.

Предмет культурологии

Подходы к пониманию предмета культурологии - равно как и интерпретации соответствующего термина - в научной среде наблюдаются самые разные.

К примеру, в соответствии с одной из популярных трактовок, рассматриваемая дисциплина должна изучать содержание, структуру, а также динамику культуры, механизмы ее происхождения, выявления и передачи ценностей.

Другая точка зрения предполагает, что культурология должна изучать знаки, символы, а также язык искусства и иных сфер творчества человека.

Еще один подход к пониманию рассматриваемой науки характеризует культурологию как исследование механизмов творческой самореализации человека посредством утверждения смысла жизни.

Предметом дисциплины, о которой идет речь, может быть исследование культуры как социального опыта граждан того или иного государства либо цивилизации, который выражается в нормах, обычаях и творческой составляющей их деятельности, а также передается между разными поколениями в виде тех или иных ценностей.

Предмет культурологии способен включать механизмы сообщения одними людьми соответствующих ценностных ориентиров другим. Ими могут быть религия, традиции, искусство, различные источники - летописи, философская литература, законы.

Существует подход, по которому культурология классифицируется на 2 типа - прикладную и фундаментальную, исходя из специфики предмета.

Для фундаментальной культурологии характерно исследование культуры в целях концептуального ее познания, выработки соответствующих теоретических подходов и методов, а также формирование философии культуры.

В свою очередь, прикладная культурология во многом базируется на фундаментальной и использует выработанный ей инструментарий с целью исследования отдельных сфер деятельности человека. Таковыми могут быть экономическая, социально-политическая, религиозная или, например, художественная культура народа. При этом задействование прикладных методов предполагает получение результата - например, в части грамотной законотворческой политики властей, направленной на обеспечение культурного единства нации или предоставления ее отдельным этносам необходимой свободы для реализации тех самых механизмов передачи ценностей от одного поколения к другому.

Что изучает предмет «Культурология», распространенный в вузах России? Многое зависит от конкретной специализации студентов, проходящих соответствующий курс. Если их профиль - исторические дисциплины, то в рамках предмета «Культурология» они могут углубленно исследовать те или иные явления в сфере культуры при задействовании философских подходов, подробном рассмотрении тех или иных исторических фактов. Для студентов юридических специализаций программы по культурологии зачастую составляются с акцентом на изучение взаимного влияния культуры того или иного государства и его правовой системы.

Метод культурологии

Следующий важнейший аспект рассматриваемой научной дисциплины, как и любой другой, - метод. В среде российских исследователей распространен подход, по которому в отношении культурологии правомерно фиксировать следующий спектр методов:

  • диахронический;
  • синхронистический;
  • компаративистский;
  • типологический;
  • семиотический;
  • биографический;
  • археологический;
  • психологический;
  • социологический.

Рассмотрим их специфику подробнее.

Диахронический метод предполагает выявление фактов, событий, явлений, наблюдаемых в процессе развития культуры с течением времени, а также их фиксацию в хронологической последовательности.

Синхронистический метод позволяет осуществлять сравнительное изучение культурных явлений вне временного контекста, но, как правило, наблюдаемых в одном и том же историческом периоде.

Компаративистский метод предполагает, в свою очередь, разностороннее сравнение культур разных народов, или же - одной нации, но в разных исторических периодах. Выявляются сходства, различия, а также причины, их обуславливающие.

Сущность типологического метода - в выявлении закономерностей, позволяющих объединять те или иные образцы культур в различные категории, типы.

Семиотический метод базируется на концепциях, направленных на изучение знаков, которые используются в той или иной культуре, - алфавита, иероглифов и иных способов отображения информации или результатов творчества человеком.

Биографический метод в культурологии задействуется в случае необходимости изучить ключевые факты о личности, повлиявшей на развитие культуры того или иного народа, государства или всего мира. Бывает, что роль конкретного человека в истории настолько велика, что культура - на соответствующем уровне социальных коммуникаций - меняется полностью в результате его деятельности. В этом случае исследователь должен основательно изучить не только факты о ней, но также и детальные подробности биографии человека, который непосредственно повлиял на видоизменение данной культуры или формирование новой.

Идея разницы культур и необходимость всестороннего рассмотрения как отдельных культур, так и культуры в целом, как определенной целостной системы, сделали возможным создание новой дисциплины - культурологии. В настоящее время культурология находится в стадии своего становления. Есть разные взгляды на предмет, содержание и методы культурологической науки.

Однако в самом общем виде традиционное определение культурологии можно представить так.

Культурология - это гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостную систему, многообразие культур в пространстве и времени, взаимодействие культур, типы культур, закономерности развития социокультурной жизни, выражение в культуре человеческого бытия, закономерности художественного процесса, историю ментальностей.

В последние годы наше общество охватили сложные и противоречивые процессы поиска новой модели исторической и социально-культурной самоидентификации, новых путей развития, стремление коренной трансформации общего типа цивилизации, который складывался веками в огромном евразийском регионе. К тому же эта трансформация имеет неодинаковую направленность в разных частях страны. Особенно ярко эти процессы проявляются в сферах национального самоопределения, в становлении иного типа духовности (преимущественно религиозного и квазирелигиозное), в резко возросшей информационно-культурной проницаемости границ, в общей кризисе художественной культуры, потере ею понимание социального заказа на художественное отражение проблем действительности и на приемлемые для общества формы выражения этой творческой рефлексии.

в Определенной степени растерянность была ощутима и в науке гуманитарно-суспільствознавчого профиля, что потеряла жесткий каркас одномерного видения мира и социально-экономического догмата в понимании общественно-исторических явлений.

В условиях коренной ломки украинского общества, переоценки ценностей появилась опасность возникновения духовного вакуума. Разрушение привычного мировоззренческого комплекса привело людей к нравственной дезориентации, ощущение распада привычных ценностных норм и самого социального содержания коллективного бытия общества. Вакуум, образовавшийся стали заполнять различные псевдонаучные и около-религиозные представления. Даже сравнительно образованная часть населения иногда не в состоянии сформулировать содержательный ответ на актуальные ценностные вопросы жизни, выработать для себя устойчивые ориентации. Заполнить пустоту, которая образуется, насытить ее конструктивным содержанием может только приобщение к культурным ценностям, которые выработало человечество на протяжении своей многовековой истории.

Итак, возникают следующие цели изучения культурологии:

Формирование навыков грамотного использования культурного наследия;

Воспитание потребности в правильной социально-культурной самоидентификации человека, а через нее и общества в целом;

Утверждение национальной, культурной, социальной и религиозной толерантности (терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению) как естественной нормы общественного сознания;

Воспитание культурой через погружение человека в ее многомерное пространство.

Задачи курса культурологии:

1) дать представление о основные культурологические школы, исторические направления и теории;

2) раскрыть формы и типы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;

3) помочь изучению истории культуры Украины, понять ее место в системе мировой культуры и цивилизации.

Определив предмет исследования, мы можем рассмотреть методы, используемые в культурологии:

Комплексное, системное осмысление форм социального бытия как продукта воплощения ценностных ориентаций культуры (наряду с практическими интересами людей, регулирующих жизнедеятельность общества);

Исследования культуры в комбинации ее статической типологии с динамикой традиции, пониманием культуры как актуализированной памяти общества;

Преимущественно цивилизационный подход к теории исторического процесса, понимание культуры как основного содержания истории, а истории как одной из форм описания культуры и динамики ее эволюции;

Рассмотрение общества как сложной информационной системы, где культура является основным содержанием информационных потоков и одновременно механизмом их функционирования;

Интегративный (объединенный) подход к феномену культуры, понимание единства ее содержания, воплощаемого в различных исторически детерминированных формах и видах культурной практики (художественной, религиозной, етносоціальної, научной и др.).

Определив культурологию как науку, которая рассматривает теорию культуры, мы должны вспомнить и о ее практическом применении. На основе результатов культурологических исследований разрабатываются программы образования, управления, информационной и культурно-массовой работы, культурно-охранной и социально-регулятивной деятельности. Культурологи проводят экспертизу любых социально значимых проектов на предмет их культурно-ценностной приемлемости для общества, ведется научное наблюдение за практической реализацией разработанных программ в социально-культурной практике.

Культурология как общая теория культуры сформировалась на базе различных наук: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, археологии, антропологии и других. В различных сферах социальных знаний и научных дисциплинах выделились специфически культурологические направления, исследующие разные, а порой и те же аспекты культурной жизни общества. Эти направления обусловили оформление основных разделов культурологии: истории культуры, философии культуры, антропологии культуры, социологии культуры, психологии культуры, истории культурологии.

Философия культуры изучает сущность и значение культуры, дает философское осмысления разных стадий эволюции культуры. Исследуя смысл и закономерности основных направлений культурного процесса, она рассматривает методы его познания. Для философии культуры общественную жизнь людей предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами; как взаимозависимости различных проявлений деятельности человека в разных типах культур.

Социология культуры изучает социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей, закономерности функционирования культуры, их социальные аспекты. Она анализирует цели творчества в сфере культуры, содержание социального заказа, материальные, социальные и политические факторы, влияющие на творческий процесс. Исследует социально-демографические и другие характеристики публики как потребителя культуры, их интересы, вкусы, ориентации; учреждения культуры, события культурной жизни. Внимание социологии культуры сосредоточивается на общественном мнении, художественной критике, выражающих отношение общественности к событиям культурной жизни.

Культурная антропология - это отрасль культурологии, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики ее поведения. Она пересекается с этнографией, использует данные археологии, исторической лингвистики, позволяют объяснить роль культуры в возникновении человека, воспроизвести "ее исторические типы. Предметом культурной антропологии является система родовых средств человеческой жизнедеятельности, присущий человеку образ жизни, что включает: сознание, язык, изготовление орудий, использование знаков и символов, закрепление созданных ценностей и полученной информации в материализованных знаковых системах.

Психология культуры рассматривает явления духовной жизни в их культурно-историческом смысле. Это наука о психическом отражении действительности в процессе культурной жизнедеятельности человека. Она изучает внутренние психологические механизмы и закономерности культурного процесса.

Предметом исследования истории культурологии являются культурологические аспекты человеческой мысли, человеческого бытия. Она рассматривает динамику представлений о культуре на различных этапах исторического развития, особенности тех или иных культурологических школ и учений.

История культуры предполагает прежде всего комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, быта, образования, общественной мысли, фольклора и литературы, истории искусства. Это обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру как целостную систему в единстве и взаимодействии всех ее сфер. Изучение истории культуры позволяет познать и выявить закономерности развития человеческого общества в целом.

«Культурология» буквально означает «учение о культуре». В самом общем виде, культурология как самостоятельная наука призвана ответить на три основных вопроса: что есть культура? Как устроена культура? Как развивается культура?.

Итак, культурология – это отрасль социогуманитарного знания, предметом которого является культура как особая и целостная система человеческой жизни и деятельности, закономерности её возникновении, развития и постижения.

Место культурологии в системе других наук

Если определить культуру как все, что создано человеком и человече­ством, то сразу станет понятно, почему определение статуса культуроло­гии вызывает такие затруднения. Ведь тогда получается, что в мире, в ко­тором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле че­ловека, и мир природы, возникший объективно, без участия людей. Соответственно все современные науки делятся на две группы - науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры - социальные и гу­манитарные науки. Кроме того, есть философия, которая формулирует общие подходы к изучению мира, а также анализирует место в нем чело­века и его отношения с природой, другими людьми и самим собой.

Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре - знанием о видах, формах и резуль­татах человеческой деятельности. И тогда встают вопросы, где же место культурологии среди этих наук и что она должна изучать.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, социо­логии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствозна­ния и др. Таким образом, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Возникновение культурологии отражает общую тенденцию движения современного научного знания к междисципли­нарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Развитие научного познания привело и к синтезу культуроведческих наук в рамках культурологии, формированию взаимосвязан­ного комплекса научных представлений о культуре как о целостной сис­теме. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует углубляет представление о культуре, дополняя его собственными иссле­дованиями и знаниями.

Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культуро­логии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основы­вающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человече­ского мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов.

Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает че­ловеческое общество в его конкретных формах и условиях существова­ния. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными длявсего человечества. Они постоянно из­меняются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их ме­жду собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить кон­кретно-исторические особенности изменения и развития культуры.

Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулиро­вать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматри­вается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. От­сюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозны­ми и историческими факторами и поэтому представляет собой относи­тельно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригиналь­ную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее су­ществования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и вы­являет ее типологические особенности, разрабатывает систему собствен­ных категорий. В этом контексте исторические данные помогают по­строить теорию возникновения культуры, выявить законы ее историче­ского становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и на­стоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.

Культурология и социология. Среди ученых самых разных направлений не вызывает возражения утверждение, что культура является поро­ждением общественной жизни человека и вне общества она невозможна. Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, осо­бенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе - культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культур­ных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.

Культурология и культурная антропология. Культурная антрополо­гия занимается изучением человека как субъекта культуры. Она дает описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д. Антропологи изучают конкрет­ные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, тщательно описывая их культурные феномены, систематизируя и сравнивая их. По сути дела, она исследует человека в аспекте выраже­ния его внутреннего мира в фактах культурной деятельности. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретно-исторические, со­циальные или личностные формы.

Таким образом, взаимосвязь культурологии с другими науками но­сит двойственный характер. С одной стороны, каждая наука изучает свой предмет и обобщает полученные знания на трех уровнях. Высшим уров­нем традиционно считают философию данной области познания или сферы деятельности - философию истории, философию экономики, фи­лософию искусства... На этом уровне, как правило, решаются задачи наи­более общего осмысления предмета познания, вскрывается его суть, место в системе мироздания и в мировоззрении человека. Низший (пер­вый, или эмпирический) уровень познания связан с нахождением фак­тов и их первичной систематизацией и классификацией. Эмпирический уровень познания позволяет увидеть интересующие нас факты в их кон­кретно-исторической неповторимости. Между этими двумя уровнями изучения лежат теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер.

Это и есть культурологический аспект исследования, существую­щий в любой области знаний о человеке и его деятельности. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вооб­ще и каковы ее границы, а то, как она адаптируется к меняющимся усло­виям, как себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упоря­доченности. В рамках каждой науки можно выделить поле исследований механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть «экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой». Отсюда в любой области социального и гуманитарного позна­ния может иметь место культурологический подход, создавая такие на­правления исследования, как «культурология экономики», «культурология политики», «культурология религии», «культурология искусства» и т.д.

Вместе с тем культурология представляет и самостоятельную область знания. В этом аспекте она может рассматриваться и как отдельная груп­па наук, и как отдельная, самостоятельная наука, или, иными словами, в узком и широком смысле. В зависимости от этого определяется предмет культурологии и ее структура.

Предмет культурологии

Знания о культуре мы черпаем из множества источников. В повсе­дневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми и понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие его предметы и явления поверхностно, не всегда отчетливо осознавая их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения возможны только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции изменения, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих во­просов и призвана заниматься культурология.

Это означает, что предметом культурологии является совокуп­ность вопросов происхождения, функционирования и развития куль­туры как специфически человеческого способа жизни, отличного от ми­ра живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерно­сти развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации.

Основными задачами культурологии являются:

Глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

Изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

Определение места и роли человека в культурных процессах;

Взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

Изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

Исследование развития отдельных культур.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на осно­ве которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать:

Факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;

Связи между элементами культуры;

Динамику культурных систем;

Способы производства и усвоения культурных феноменов;

Типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы
(культурные коды);

Культурные коды и коммуникации между ними.

Структура культурологии

Культурология выделилась из философии культуры так же, как ранее физика, биология - из философии природы, а социология и политоло­гия - из социальной философии. Соответствующая отрасль научного знания традиционно «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. Культурологическое по­знание, как всякое научное познание, происходит на двух уровнях: эмпи­рическом и теоретическом. На эмпирическом уровне обобщают и пред­варительно систематизируют знания о том или ином явлении культуры. На теоретическом - формируют теории, концепции и законы. Поскольку предмет культурологии все еще окончательно не определен, то в настоящее время эта наука находится преимущественно на эмпирическом уровне.

Кроме того, в соответствии с задачами культурологической науки вся совокупность полученных в ее рамках знаний подразделяется на два ви­да - фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальная культу­рология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе. Прикладная культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокуль­турными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства.

Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология куль­туры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими общественными явлениями, логика и философия культуры, относится к фундаментальному, а исследование видовых проявлений культуры, ее форм - к прикладному знанию. Знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры также носят при­кладной характер.

Фундаментальная культурология включает в себя несколько основ­ных направлений:

-социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая инди­видуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов;

-психология культуры (психологическая антропология) обращает внимание преимущественно на человека - носителя той или иной культуры. В основном акцентируется изучение норм и ценностей, лежащих в основе любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности;

- культурная семантика изучает культурные феномены как тексты - систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется вся социально значимая информация. При этом тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, - а также с помощью символов - в любых про­дуктах человеческой деятельности. Основное внимание при этом обращается на процессы коммуникации между людьми;

- история культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры. Значение истории культурологии для культурологической науки столь же ве­лико, как и значение истории философии для философии. Эти области знания составляют значительный массив собственно культурологическо­го и философского знания, а их современные теоретические конструкты
опираются на результаты размышлений предшественников. История
культурологии может быть рассмотрена не только как самостоятельный
раздел науки, но и как часть социальной, психологической антропологии
и культурной семантики (подробно о ней будем говорить ниже).

Остальные же части фундаментальной культурологии представляют собой систему исследуемых объектов, находящихся между собой в отно­шениях иерархии - от изучения наиболее общих теоретических законо­мерностей культурных процессов до изучения единичных явлений и со­бытий.

Решением прикладных проблем традиционно занимаются так назы­ваемые культурные институты: государственные учреждения полити­ко-идеологического и законотворческого профиля, разнообразные обще­ственные организации (политические партии, профсоюзы), воспитатель­ные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристические структуры, вся система физкультуры и профессионального спорта. Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать цен­ностные ориентации людей.

Важнейшей задачей при этом является выработка общей культур­ной политики государства и общества. Для этого нужно разработать цен­ностные ориентиры общества, социальные нормы взаимодействия меж­ду людьми, сформулировать конкретные цели длякаждого культурного института. Результатом становится принятая национальная и религиозная политика государства, узловые моменты национально-государствен­ной идеологии.

Целью культурной политики является систематизация и регулирова­ние процессов инкультурации и социализации людей. Цель эта достига­ется через образование, просвещение, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские и иные государственные и общественные ин­ституты. Число культурных институтов довольно велико, и все они могут быть разбиты на несколько основных групп:

1) институты, занимающиеся непосредственной работой с населени­ем, в их числе можно выделить:

Просветительские институты - библиотеки, музеи, лектории и т.д.;

Институты эстетического воспитания - художественные музеи и выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных мероприятий;

Досуговые институты - клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, самодеятельное творчество;

2) творческие институты - театры, студии, оркестры, ансамбли, съемочные группы, другие художественные коллективы и творческие союзы;

3) культуроохранные институты - организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.

Итак, структура культурологии достаточно сложна и еще оконча­тельно не сформировалась. Тем не менее, большая часть культурологи­ческого знания вписывается в приведенную классификацию и подроб­нее будет рассмотрена в последующих темах и разделах данного посо­бия.

Методы культурологии

Любая наука предполагает наличие своего организующего начала, которым обычно выступает исследовательский инструментарий, или ме­тод познания, т.е. совокупность приемов теоретического освоения дейст­вительности. Содержание знаний во многом зависит от правильно из­бранного метода исследования.

Следует отметить, что в науке не существует единого универсального, пригодного для решения любых задач, метода. Каждый из общенаучных методов имеет как достоинства, так и недостатки и может решать только соответствующие ему научные проблемы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки.

В отличие от частнонаучных дисциплин культурология ставит своей целью понять как отдельные сферы, составляющие культуру, так и ос­мыслить сущность культуры в целом. Решение такого рода задач предпо­лагает применение самых различных общенаучных методов познания - наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов.

Но наряду с методами, используемыми любыми науками, существу­ют и собственно культурологические исследовательские методы и подхо­ды. Эти методы познания можно отнести к нескольким основным ти­пам.

1. Генетический - позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Иными словами, это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры не возможен. Его использование позволяет сделать диахронный срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента
возникновения доугасания или гибели.

2. Компаративный - требует сравнительно-исторического анализа
различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать их специфику. Компаративный и генетический подходы тесно взаимосвязаны, часто выступая в качестве единого метода познания культуры.

3. Системный - предлагает рассматривать культуру как универсаль­ное свойство общества. Культура в целом, а также любой культурный фе­номен с точки зрения системного подхода представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения.
Системный подход позволяет осмыслить культуру, показав ее в настоящий момент времени во всей полноте ее связей и отношений. Этот ме­тод ориентирован на изучение конечного результата культуры - материальных и духовных ценностей. Кроме того, анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, оценить ее роль в жизни общества.

4. Структурно-функциональный - рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений и выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Это по­зволяет вычленить все структурные элементы, все сферы культуры, по­нять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры. Кро­ме того, появляется возможность выяснить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры - обеспечить специфически человеческий способ жизни и
удовлетворить все потребности человека.

5. Социологический - изучает культуру и ее феномены как социаль­ный институт, придающий обществу системное качество и позволяю­щий рассматривать культуру с точки зрения конкретной целесообразности тех или иных социальных слоев или социальных групп. При таком подходе любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы.

6. Деятельностный - понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности, который реализуется в создании разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека. В рамках этого подхода изучаются процессы духовного прогресса общества, саморазвития человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмы сохранения и воспроизведения культуры.

7. Аксиологический (ценностный) - заключается в выделении той сферы жизнедеятельности человека, которую можно назвать миром цен­ностей, понимаемых как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. В этом случае культура выступает как совокупность
материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов, смыслов, имеющих соответствующее значение длякакого-то конкретного общества. При данном подходе все изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация целей человека, имеющих значение дляего жизни.

8. Семиотический - исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследо­вание. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание - текст, который и должен быть
прочитан исследователем.

9. Герменевтический - характерен длябольшинства гуманитарных наук, поскольку отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, так как знание и понимание отлича­ются друг от друга. Только понимание тех или иных культурных феноме­нов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с навыками толкования сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов.

10. Биосферный - характеризуется глобальным пониманием про­блем культуры. Он рассматривает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и че­ловеческое общество. При таком рассмотрении культура предстает зако­номерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во Вселенной.

11.Просветительский (гуманитарный) - основывается на представлении о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение дляобщества. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны
жизни человека, предстает как процесс созидания человеком своих чело­веческих качеств. Культура рассматривается как духовное богатство общества и внутреннее достояние человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодоле­вает свою природную ограниченность и однократность своего существования, осознает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим.


Похожая информация.