Культурно познавательный туризм научные работы. Культурно-познавательный туризм: география и концепция развития

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика основных направлений развития культурно-познавательного туризма в Беларуси и важность экскурсионных объектов для развития туристической сферы в РБ. Экскурсионный потенциал и основные направления развития культурно-познавательного туризма.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2012

    Культурное наследие: понятие и опыт сохранения. Основные этапы развития российского культурно-познавательного туризма. Мероприятия, осуществляемые на региональном и муниципальном уровнях по развитию турпродукта, а также культурно-познавательного туризма.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2016

    Ресурсы культурно-познавательного туризма. Историко-культурные ресурсы Архангельской области. Анализ деятельности туроператоров, формирующих экскурсионные туры по Архангельской области. Проблемы развития культурно-познавательного туризма в области.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2015

    Влияние туризма на жизнь общества. Рассмотрение основных особенностей развития познавательного туризма в России, этапы разработки познавательного тура по Москве. Основные способы организации маршрутных туров. Московский Кремль как древнейшая часть Москвы.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2012

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Сущность и отличительные особенности религиозного туризма, история и основные этапы его развития в России и в мире. Состояние и деятельность турфирм по организации религиозного туризма в Республике Татарстан, разработка и оценка познавательного тура.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2015

    Сущность туризма и основные факторы его развития. Социально-культурные аспекты познавательного и спортивного туризма. Возникновение Олимпийских игр и изучение их роли в истории путешествий. Строительство спортивных комплексов при подготовке к Олимпиаде.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Законодательные основы развития туризма, его классификация. Особенности и предпосылки развития научно-познавательного туризма на примере Республики Алтай, характеристика его комплексных объектов и маршрутов. Проблемы и перспективы развития туризма.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха. Под культурно-познавательным туризмом понимаются различные виды путешествий, отвечающие потребности духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика".

В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран.

Современный рынок культурно-познавательного туризма очень широк. Он зависит не от возрастной принадлежности туристов, а только от круга их интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное.

Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:

· памятники истории,

· памятники археологии,

· памятники градостроительства и архитектуры,

· памятники искусства,

· документальные памятники.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Наконец, документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Сегодня разнообразные памятники истории и культуры активно задействуются в процессе организации культурно-познавательных туров. С учетом ориентации на ту или иную целевую группу потребителей культурно-познавательные туры разрабатываются в различных вариантах и отражают различные вкусовые и культурные предпочтения разных групп туристов.

Принято выделять две основные разновидности культурно-познавательных туров:

· стационарные туры - туры, подразумевающие пребывание туристов в одном городе, туристском центре;

· маршрутные туры - туры, в рамках которых организуется посещение нескольких городов и центров достопримечательностей. Такие туры выстраиваются в виде маршрута путешествия.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры.

Культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим. Все вышеперечисленное можно отнести к разработанному туру «Культурное наследие Хакасии».

Культурно-познавательные туры имеют также следующие тематические разновидности: исторические, театральные, фольклорные, литературные и др.

Культурно-познавательный туризм значительно отличается от других разновидностей туризма, он не имеет ярко выраженную сезонную востребованность. Данный вид актуален в любое время года, так как туристы приезжают на экскурсии, чтобы побывать в музеях, увидеть исторические памятники и достопримечательности страны

Россия обладает большим ресурсным потенциалом, например историко-культурные и исторические памятники являются очень востребованными в Ростуризме.

Так же регионы должны развиваться в области целевой аудитории, необходимо понимать какая категория людей приезжает в тот или иной сезон и с какой целью.

На данный момент в Российской Федерации не уделяется должное внимание изучению социальных характеристик.

Развитие культурно-познавательного туризма в регионах

Россия – богатая культурная страна, практически в каждом регионе имеются ресурсы для развития туризма. Чтобы правильно выстроить работу по развитию Ростуризма в регионе, каждый орган власти или фирма должны взять на себя ответственность за конкретную сферу деятельности.

Например, органы культуры должны следить за техническим состоянием и внешним видом . В случае чего, они обязаны провести необходимые ремонтные работы, реконструкцию или реставрацию.

Фирмы-туроператоры должны искать способы для расширения географии и увеличения маршрутов.

В свою очередь Министерство культуры Российской Федерации обязано заниматься увеличением количества отечественных музеев, заповедников и старинных усадеб. Так же Министерство образования и науки должны заниматься работниками, которые находятся в сфере культурно-познавательного туризма.

Специалисты должны постоянно для усовершенствования работы.

Регионы должны создавать и сохранять свою привлекательность, за счет бережного отношения к историческим памятникам, культурным объектам и достопримечательностям. Так же местные власти или частные лица должны позаботиться о комфортном размещении туристов.

Ресурсы культурно познавательного туризма

Туристические ресурсы играют очень важную роль в определенной сфере и конкретном регионе. Например, для горнолыжного отдыха – это горы, для экологического туризма – заповедники, парки, живая природа и многое другое.

Для людей, приехавших с целью лечения, оздоровления или профилактики очень важным является наличие целебных вод, природных минеральных источников и тому подобное.

Что касается , здесь выделяют два основных вида:

Культурно-познавательный туризм имеет очень важное преимущество перед другими видами отдыха – это круглогодичная востребованность. Все регионы различны между собой по своим ресурсам, инфраструктуре и целевой аудитории. Именно поэтому развитие культурного туризма напрямую зависит от выработки для отдельно взятого региона.

Полномочия Федерального агентства по туризму

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) – это Федеральный орган исполнительной власти, который занимается государственным регулированием туристической деятельности. Ростуризм обязан вести единый Федеральный реестр туроператоров и создавать новые представительства для развития туризма за пределами РФ.

Так же обязуется сообщать турагентствам и гостям о возможной угрозе жизни в месте, где они пребывают на данный момент. Не одно обращение граждан в структуру не должно остаться без внимания и ответа. Федеральное агентство обязано решать вопросы по урегулированию вопросов, возникших во время культурно-познавательного туризма.

Несет ответственность за:

  1. Рациональное использование предметных и непредметных ресурсов;
  2. Свободу передвижения граждан;
  3. Безопасность отдыха и имущества;
  4. Различные права туристов во время пребывания на территории РФ.

Местные органы власти должны решать вопросы своего региона и самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью. Законы № 131-ФЗ и № 132-ФЗ свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления наделены определенной властью в сфере туризма. Они обязуются:

  • Создавать муниципальные предприятия и учреждения, которые будут решать социальные задачи, и организовывать туристический отдых на территории Российской Федерации;
  • Формировать необходимые условия для развития культурного туризма;
  • Быстро принимать решения в случае угрозы жизни или имуществу гражданам, находящимся на той или иной территории. А так же оказания своевременных услуг при расторжении договора с туроператором по уважительной причине.

Подробнее о полномочиях местных органов власти

Местные органы власти несут ответственность и наделены особыми полномочиями в области культурно-познавательного туризма. Они обязаны следить за состоянием культурных и исторических памятников. Так же они могут разрабатывать новые туристские маршруты и разведывать прилежащие территории.

В их обязанности может входить разработка, создание и продвижение сувенирной продукции для туристов. Для того чтобы не потерять колорит и непредметные ресурсы необходимо создать специальные условия для развития художественного творчество в своем регионе.

Органы власти могут популяризировать, сохранять внешний вид и использовать предметные ресурсы по своему усмотрению.

Так же в их обязанности входит:

  • Развитие городских программ культурно-познавательного туризма;
  • Содействие в организации и воплощении в жизнь программ государственной или региональной важности;
  • Организация безопасного туризма;
  • Помогать в разработке мероприятий по развитию туризма в целом.

Органы местного самоуправления могут осуществлять решение различных важных вопросов в области культурного туризма, при этом, не нарушая полномочий установленных органами государственной власти России.

Целевая туристическая аудитория в Российской Федерации

На данный момент в России не уделяется должное внимание изучению целевой аудитории в том или ином регионе или Государства в целом. Социально-демографические характеристики имеют большое значение в развитии культурного туризма. Например, для определенной категории людей интересны только традиции и творчество страны, поэтому необходимо обратить на это внимание и заняться развитием этой области в регионе.

Как правило, женщины больше всего предпочитают культурно-познавательный туризм, поэтому необходимо организовать все условия для комфортного пребывания женской аудитории. Большую часть составляют дети, студенты и женщины бальзаковского возраста.

Если рассмотреть это с профессиональной стороны, то станет заметно, что чаще всего интересуются культурой педагоги, врачи и люди всех творческих профессий. Редко в этой области можно увидеть серьезных предпринимателей, офисных работников и так далее. Этому есть простое объяснение:

  1. Творческие люди имеют время, желание и интерес развиваться в области культуры и узнавать что-то новое;
  2. Офисные работники не имеют на это время, они предпочитают усердно работать или посещать другие страны только лишь для отдыха. Посещение музеев и выставок не вызывает у них особого интереса.

О менталитете и выборе времени года

Если рассмотреть этот вопрос со стороны граждан проживающих в крупных городах и небольших поселках можно сразу выставить приоритеты. Культурно-познавательный туризм в отличие от любого другого вида, пользуется популярностью не у всех, но не имеет сезонных ограничений.

Например, горнолыжный туризм посещают в России исключительно в зимнее время, а пассивный отдых у моря характерен только в летний период. В этом плане у культурного туризма рамок нет.

Так же следует знать, что в весенне время всегда большой поток туристов – школьники. В это время года в школах проводят плановые экскурсии для культурного развития поколения.

Пенсионеры в свою очередь предпочитают отдыхать в сентябре, так как это время самое спокойное и подразумевает меньшее количество туристов. Не маловажным фактором является благоприятный климат.

К культурному развитию чаще всего стремятся жители крупных городов, так как у них есть финансовая возможность и интерес к новым знаниям. А вот жители поселков или малых городов не проявляют должного интереса к саморазвитию. Всему виной – разница в воспитании и менталитете. В малых населенных пунктах, как правило, не прививают любовь к культуре.

Не редко безработица и необразованность берет верх над мотивацией к культурному развитию.

Финансирование учреждений культуры

Финансирование напрямую зависит от рода деятельности той или иной компании. Государственное предприятие обязано быть зарегистрировано в федеральном реестре туроператоров.

На основе правового акта будет решен вопрос об установлении цены на туристические продукты, путевки или длительные экскурсии. Так же основываясь на правовой акт, возможно предоставление прав на установление цены определенному органу.

В случае, когда собственник туристического учреждения хочет быть независимым от финансового обеспечения Ростуризмом, он обязуется решать все социальные задачи самостоятельно (ч. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если экскурсионная программа длится более 24 часов, собственнику необходимо иметь финансовое обеспечение. Для этого следует пройти регистрация в Ростуризм.

Материал проверен экспертами Актион Культура

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Государственное образовательное учреждение

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

«___»________________2011 г.

К

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 100400.62 «Туризм» очной формы обучения

«___» ___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма

«___»__________2011 г.

Протокол №___

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

Объем ____ стр.

Зав. кафедрой _________

«___»__________2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ

«___»__________2011 г., протокол № ___

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК ___________

«___»_________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зав. методическим отделом УМУ _________

«___»__________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Л. В. ИВАНОВА

КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

направления 100400.62 «Туризм»

Тюменский государственный университет


Культурно-познавательный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 «Туризм» очной формы обучения. – Тюмень, 2011. – 14 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: , д. и.н., профессор.

© Тюменский государственный университет, 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Программа «Культурно-познавательный туризм» построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направления 100400.62 «Туризм» (профили подготовки «Технология и организация экскурсионных услуг» и «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»).

Целью курса является формирование системы знаний и организация целенаправленной деятельности студентов по изучению историко-культурного потенциала России в сфере туризма. В процессе изучения курса «Культурно-познавательный туризм» необходимо решить следующие общегуманитарные и прикладные задачи:

· Выявить теоретические основы и историю культурно-познавательного туризма как разновидность въездного туризма;

· Акцентировать значение культурно-познавательного туризма в современных условиях;

· Обозначить тенденции развития культурно-познавательного туризма в РФ;

1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);


· готовностью соблюдать этические и правовые нормы , регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5);

· готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантно относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способен к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7);

Профессиональными компетенциями (ПК):

· владением теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);

· способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);

· готовностью к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4);

· готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);

· способностью к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11);

· готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

знать

    ключевые термины и понятия, категории историко-культурного наследия; основные нормативно-правовые документы, регулирующие культурно-познавательный туризм; тенденции и перспективы развития культурно-познавательного туризма;

уметь

    квалифицированно определять объекты культурно-познавательного туризма, представляющие особую ценность, как для России, так и для мировой цивилизации; применять в своей профессиональной деятельности правила безопасности, культуры обслуживания в культурно-познавательном туризме; вести просветительскую работу среди туристов относительно выявления, охраны и использования памятников историко-культурного наследия России;

иметь навыки

· выявления, описания и анализа объектов культурно-познавательного туризма;

· составления концепции и программы предполагаемого путешествия данного сегмента туристской деятельности, основы продвижения национального и регионального турпродукта;

· экскурсионного обслуживания и гидового сопровождения по объектам культурно-познавательного туризма.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Реферат, отчет по экскурсии

Планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 3

Модули и темы

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1. Теоретические основы культурно-познавательного туризма

Общее знакомство с курсом. Основные термины и понятия

Подготовка доклада

К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

Подготовка реферата

Работа с литературой

Подготовка реферата

Подготовка к контрольному тесту

Модуль 2. Культурно-познавательный туризм – важный ресурс социокультурного развития Российской Федерации

Подготовка доклада

Подготовка реферата

Работа с литературой

Подготовка реферата

Подготовка доклада

Подготовка к контрольной работе

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Дисциплина «Культурно-познавательный туризм» имеет междисциплинарные связи с дисциплиной базового (обязательного) цикла «История», а также с дисциплинами вариативной части профессионального цикла: «Историко-архитектурные памятники Российской Федерации», «Конфессиональный туризм», «Этнографический туризм», «Памятники мировой культуры», «География мировых цивилизаций».

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Историко-архитектурные памятники Российской Федерации

Конфессиональный туризм

Этнографический туризм

Памятники мировой культуры

География мировых цивилизаций

МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

1.1. Общее знакомство с курсом

Предмет и задачи курса. Туризм как феномен современной культуры. Туризм в условиях культурного многообразия мира и глобализации . Классификация туризма. Основные понятия курса: культура, индустрия туризма, культурно-познавательный туризм, культурная мотивация, туристический центр, центр туризма, дестинация, рекреационный потенциал, инфраструктура туризма, материальное и нематериальное культурное наследие, достопримечательности, аттрактивность культурных комплексов. Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности. Культурно-познавательный туризм и его основные характеристики, ресурсы.

1.2. К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

История развития культурно-познавательного туризма. Культурно-познавательный туризм как один из важнейших ресурсов основных туристических регионов мира. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса в условиях глобализации . Видовая классификация культурного наследия. Объекты культурного наследия. Оценка культурных комплексов. Всемирные центры культурно-познавательного туризма. Современные мировые тенденции развития культурно-познавательного туризма.

1.3. Российский опыт организации культурно-познавательного туризма

Анализ состояния, проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в РФ. Потребительский рынок российского туристского продукта. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ. Инфраструктура культурно-познавательного туризма. Выработка эффективной политики в области культурного туризма на федеральном и региональном уровнях. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия. IV Всероссийская конференция «Реализация государственной политики в области развития культурно-познавательного туризма в Российской Федерации»-2010 в г. Тобольске и II Региональная конференция «Туризм в Тюменской области: региональные особенности и перспективы развития»-2010 в Тюмени.

1.4. Значение человеческого фактора в организации культурно-познавательного туризма

Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов. Культура в сфере размещения и транспортно-экскурсионного обслуживания, безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

МОДУЛЬ 2. КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ – ВАЖНЫЙ РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Культурно-познавательный туризм и его роль в устойчивом развитии территорий РФ

История становления и развития культурно-познавательного туризма в России. Оценка историко-культурного потенциала России как туристского ресурса. Историко-культурные центры Российской Федерации. Группировка городов и населенных пунктов по туристскому культурно-познавательному потенциалу. Особо ценные объекты культурного наследия РФ. Культурно-познавательный туризм как ресурс развития исторических городов России.

2.2. Технологии культурно-познавательного туризма в современной России

Менеджмент и маркетинг в туризме, брэндирование территорий и объектов. Туристский продукт. Порядок разработки туристского продукта в рамках культурно-познавательного туризма. Туристские услуги, их состав. Понятие и состав программы обслуживания. Экскурсионное и гидовое сопровождение туристов. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма, PR.

2.3. Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

Модуль 1. Теоретические основы культурно-познавательного туризма

Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности

1. Туризм как феномен современной культуры.

2. Туризм в условиях культурного многообразия мира и глобализации.

3. Классификация туризма. Культурно-познавательный туризм как разновидность въездного туризма.

4. Основные характеристики и ресурсы культурно-познавательного туризма.

К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

1. История развития культурно-познавательного туризма.

2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса в условиях глобализации.

3. Видовая классификация культурного наследия. Объекты культурного наследия.

4. Методы и принципы оценки культурных комплексов.

5. Современные мировые тенденции развития культурно-познавательного туризма.

Российский опыт организации культурно-познавательного туризма

1. Проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в РФ. Потребительский рынок российского туристского продукта.

2. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

3. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ.

4. Инфраструктура культурно-познавательного туризма.

5. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия.

Значение человеческого фактора в организации культурно-познавательного туризма

1. Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов.

2. Культура в сфере размещения и транспортно-экскурсионного обслуживания.

3. Безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

Экскурсия в музей

1.Подготовка письменного и фото отчета об экскурсии в музей с обоснованием возможности включения данной экскурсии в туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

Экскурсия в выставочный зал

1.Подготовка письменного и фото отчета об экскурсии в выставочный зал с обоснованием возможности включения данной экскурсии в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

Посещение театрального спектакля, 4 часа

1.Подготовка письменного отчета с обоснованием возможности включения данного спектакля в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

Модуль II. Культурно-познавательный туризм – важный ресурс социокультурного развития Российской Федерации

Культурно-познавательный туризм и его роль в устойчивом развитии территорий РФ

1. История становления и развития культурно-познавательного туризма в России.

2. Историко-культурные центры Российской Федерации.

3. Особо ценные объекты культурного наследия РФ.

Технологии культурно-познавательного туризма в современной России

1. Менеджмент и маркетинг в туризме, брэндирование территорий и объектов.

2. Туристский продукт. Порядок разработки туристского продукта в рамках культурно-познавательного туризма.

3. Туристские услуги, их состав. Понятие и состав программы обслуживания. Экскурсионное и гидовое сопровождение туристов.

4. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма, PR.

Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

1. Туристический потенциал Курганской области.

2. Туристический потенциал Свердловской области.

3. Туристический потенциал Тюменской области.

4. Туристический потенциал Челябинской области.

5. Туристический потенциал ХМАО.

6. Туристический потенциал ЯНАО.

Региональное достояние Тюменской области в современной практике культурно-познавательного туризма

1. Основные положения Стратегии развития туризма в Тюменской области.

2. Основные положения Закона Тюменской области № 000 от 01.01.01 года «О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области».

3. Основные положения Программы развития культурно-познавательного туризма в Тюменской области.

Характеристика туристических ресурсов Тюменской области

1. Объекты историко-культурного наследия юга Тюменской области (города Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск и их предместья).

2. Музеи, организации науки и образования, архивы, библиотеки, театры, выставочные залы, история, этнография и религия, народные промыслы, антикварные магазины и сувенирные салоны, фестивали искусств и культуры – как привлекательные объекты для въездного и внутреннего туризма.

3. Музейный туристический продукт.

Экскурсия в антикварный и сувенирный салоны

Экскурсия в центр промыслов и ремесел

1.Подготовка письменного и фото отчета с обоснованием возможности включения данной экскурсии в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

Тренинг «Разработка проекта оригинального маршрута в рамках культурно-познавательного туризма», 4 часа

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

Темы рефератов и докладов, творческих заданий

1. Объекты Всемирного культурного наследия.

2. Российские объекты культурного наследия и их юридический статус.

3. Российские и международные Интернет-ресурсы по культурно-познавательному туризму (критический обзор).

4. Туристический потенциал регионов России (один регион по выбору): Республики Карелия , Вологодской, Новгородской, Псковской, Владимирской, Калужской, Смоленской, Рязанской, Тверской, Тульской, Ярославской, Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Волгоградской, Ивановской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Кемеровской, Курганской, Новосибирской, Омской, Томской области , Красноярского края , Иркутской, Архангельской, Камчатской, Магаданской, Мурманской областей .

5. Туристический потенциал регионов России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

6. Культурно-исторические центры России: Ансамбль Московского Кремля.

7. Культурно-исторические центры России: Основные ансамбли Санкт-Петербурга.

8. Культурно-исторические центры России: «Золотое кольцо России».

9. Культурно-исторические центры России: погост Кижи.

10. Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля.

11. История и архитектура Российских усадеб (один регион по выбору): Подмосковье (Абрамцево, Архангельское, Ахтырка, Большие Вяземы, Введенское, Вороново, Глинки, Горенки, Дубровицы, Ершово, Захарово, Знаменское-Садки, Ивановское, Константиново, Клин, Марфино, Мелихово, Мураново, Остафьево, Суханово, Шахматово, Ярополец и др.). Усадьба Тульской области : Поленово – усадьба, Ясная Поляна – фамильная усадьба. Усадьбы земли калужской (Авчурино, Белкино, Городня, Грабцево, Игнатовское, Полотняный завод, Троицкое и др.). Рязанские усадьбы (Истомино, Константиново, Красное, Пущино и др.). Усадьбы Ленинградской области (Гостилицы, Дубки, Тайцы, Дылицы-Елизаветино, Марьино, Парголово, Мурино, Репино-Пенаты, Приютино, Рождествено, Стрельна, Фаберже и др.). Псковские усадьбы (Тригорское, Михайловское, Карево и др.).

12. Знаменитые и старейшие театры России.

14. Ведущие музеи России.

15. Центры традиционных народных промыслов России.

16. Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

17. Исторические города Тюменской области в культурно-познавательном туризме.

18. Потенциал исторического центра города Тюмени в культурно-познавательном туризме.

19. Сельские храмы и мечети Тюменской области.

20. Архитектурные ансамбли Тобольска.

Контрольные вопросы к экзамену

1. Классификация туризма. Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности.

2. Значение культурно-познавательного туризма в социокультурном развитии в условиях глобализации

3. Понятие «наследие». Видовая классификация культурного наследия. Международное законодательство в сфере культурно-познавательного туризма

4. Объекты всемирного культурного наследия. Оценка культурных комплексов.

5. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

6. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия.

7. Российский опыт организации культурного туризма.

8. Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов.

9. Технологии культурно-познавательного туризма в современной России.

10. Основные этапы разработки маршрута в рамках культурно-познавательного туризма. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма.

11. Культура в сфере обслуживания, безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

12. Оценка историко-культурного потенциала России как туристского ресурса. Культурно-исторические центры Российской Федерации.

13. Культурно-исторические центры России: погост Кижи и его туристский потенциал.

14. Культурно-исторические центры России: архитектура северных монастырей России и их туристский потенциал.

15. Культурно-исторические центры России: Москва и пригороды.

16. Культурно-исторические центры России: Санкт-Петербург и пригороды.

17. Культурно-исторические центры России: «Золотое кольцо России» и его туристский потенциал.

18. Культурно-исторические центры России: комплекс Казанского Кремля и его туристский потенциал.

19. Культурное наследие провинциальных городов России: Великий Новгород, Псков, Смоленск, Рязань, Вологда и их туристский потенциал.

20. Наследие русской усадьбы. Усадебный туризм.

21. Музеи, театры, выставочные центры, объекты этнографии, народные промыслы, антикварные магазины и сувенирные салоны как ресурс развития культурно-познавательного туризма России.

22. Уральский Федеральный округ и его рекреационно-туристический потенциал.

23. Туристический потенциал регионов России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

24. Характеристика туристических ресурсов Тюменской области.

25. Объекты историко-культурного наследия Тюменской области: города Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск и их предместья.

8. Образовательные технологии

В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: презентации, IT-технологии, экскурсии, разбор конкретных ситуаций с использованием каталогов туристских фирм, встречи со специалистами в области сервиса и туризма.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1.ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – М.: Современная экономика и право, 2001. – С. 43-53.

2. ГОСТ Р 50681–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».

3. ГОСТ Р 50690–2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования».

4. ГОСТ Р 50644–2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов».

5. Культурное наследие России и туризм. – М.: Институт Наследия, 2005. 172 с.

6. Седова -просветительный туризм: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 96 с.

7. , Малыгин -исторические центры России. – М. Academia, 2005. – 271с.

9.2.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. , Ивачев и перспективы развития туризма на базе историко-культурного наследия: справочно-методический сборник. – Тюмень, РИЦ ТГАКИ, 2007. 108 с.

2. Александрова туризм. – Москва: ЭКМОС, 2004. – 340 с.

3. Балюк и индивидуальные тексты экскурсий на внутренних маршрутах: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. – 120 с.

4. Балюк «Тюмень». – Тюмень: -ПРЕСС», 2010. – 76 с.

5. Балюк «Тобольский тракт». – Тюмень: -ПРЕСС», 2010. – 76 с.

6. Балюк «Тобольск». – Тюмень, 2007. – 48 с.

7. Биржаков в туризм (3-е изд.). – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002. – 320 с.

8. Внедрение тренинговой системы и технологических практикумов в туристском образовании: Учебно-методическое пособие для студентов / сост. , . – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 124 с.

9. Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. – М.: Институт наследия, 1999. – 337 с.

10. , Сергеева туризма: Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2006. – 640 с.

11. Захарова туризма: монография. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 80 с.

12. Каурова сферы туризма. Учебное пособие. – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2004. – 320 с.

13. Квартальнов как фактор туристской мотивации. Культурный или познавательный туризм. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

14. Квартальнов: Учебник. – 2-е изд., перераб. – Москва: Финансы и статистика, 20с.

15. Кудимова туризм и эффективность использования национального туристского потенциала в его развитии. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

16. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХ1 века. Учебное пособие / Под. ред. Я Брауна, В. Андерсен, В Гордина. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 212 с.

17. Мазенкова региональной культуры: учебное пособие . – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 108 с.

18. , Саак туризма. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003. – 94 с.

19. Миронова Т. Н. Сохранение культурного и природного наследия: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. – 76 с.

20. Наследие и современность: десять лет Институту Наследия. Информационный сборник. Вып. № 10. М.: Институт Наследия, 2002. 287 с.

21. Никишин туризм как технология управления региональным развитием . – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

22. Памятники отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Полное описание России. Удмуртия . – М.: Редакция альманаха «Памятники отечества», 1995. – 192 с.

23. Прентис Ричард. Опыт становления и развития культурного туризма: Учебное пособие / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 232 с.

24. Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания. – Реж: Изд-во «Малыш и Карлсон», 2010. – 288 с.

25. Культурный туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003. - № 3. – С. 34-36.

26. Самойленко туризма: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 368 с.

27. Культурный туризм / http: // www..culturalmanagment. ru/biblio/47

28. Сапожникова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

29. Севан в исторических городах и регионах Европы и России. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

30. Сенникова география Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов: учебно-методическое пособие. – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИ, 2008. – 152 с.

31. Соколова туризма. Учебное пособие. – Москва: Академия, 2004. – 350 с.

32. Справочник паломнических организаций Русской Православной Церкви. Вып. 1. Издание журнала «Православный паломник» (Приложение к журналу). М., 2003. 31 с.

33. Сто великих музеев мира / Авт.-сост. . – М.: Вече, 2000. – 511 с.

34. Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. 156 с.

35. Туристские объекты Тюменского региона: выпуск первый. Памятные места юга Тюменской области / рук. Проекта. – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИ, 2007. 72 с.

36. Туристические ресурсы Тюменской области [Электронный ресурс]. – URL: http:// www. w-siberia. ru /. – Загл. с экрана.

37. Тюменская область. Путеводитель «Пти Фюте». – М.: «Авангард», 2005. – 176 с.

38. Чудеса России [Электронный ресурс]. – URL: http://www. ruschudo. ru/. – Загл. с экрана.

10. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Сайты департамента стратегического развития Тюменской области, комитета по туризму г. Тобольск, информационного центра Тюменской области по туризму, департамента по экономике и инвестиционной политике Тюменской области.

11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для поведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint, а также для показа учебных видеофильмов: СD-проектор с пультом дистанционного управления , звуковое оборудование, экран и компьютер.

Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика". Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.



В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран. Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем.

Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:

Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.

В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:

· памятники истории,

· памятники археологии,

· памятники градостроительства и архитектуры,

· памятники искусства,

· документальные памятники.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Наконец, документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

Формы культурно-познавательного туризма:

Культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.

Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.

К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:

Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

Создание новых рабочих мест;

Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории.

Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

К основным из которых относится:

Конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;

Коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками, бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;

Способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;

Способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).

Как уже было написано выше, культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим.

Основным элементом культурно-познавательных туров является экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) с целью приобретения новых знаний и получения новых впечатлений. Экскурсией называют коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста - экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Экскурсии в современном культурно-познавательном туризме различаются по содержанию, составу участников, месту проведения, форме проведения и способу передвижения.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные и связанные с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Каждый из видов обладает собственной спецификой. Например, автобусные экскурсии включают в себя показ объектов при замедленном движении автобуса; показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него; показ объектов с выходом экскурсантов из автобуса. При этом является обязательным хотя бы один запланированный выход из автобуса для осмотра объектов.

В зависимости от места проведения экскурсии бывают городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие несколько мест). Место проведения предопределяет особенности содержания экскурсии, выбор объектов показа.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые) и тематические. В обзорных экскурсиях используется исторический и современный материал, что позволяет называть их многоплановыми. Такие экскурсии строятся на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Они дают лишь общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. В то же время в каждой обзорной экскурсии освещается несколько подтем (например, история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).