Кто написал опять двойка. Художник Фёдор Решетников

Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» знакома людям разного возраста. Знакомство с ней происходит ещё в школьные годы: на уроках русского языка ученики подробно разбирают историю и сюжет картины, знакомятся с творчеством великого советского художника, а затем, как правило, пишут по картине сочинение.

Федор Павлович Решетников

Решетников Федор Павлович родился в середине июля 1906 года в небольшом украинском селе Сурско-Литовском. Ещё в детские годы узнал он, что такое горе. Едва ребёнку исполнилось 3 года, как его родители умирают. Федор остался жить со старшим братом, который ходил по деревням и расписывал церкви. Тогда-то Федор и приобщился к миру живописи. Он старался помочь своему брату художнику: растирал краски, мыл кисти.

Но и сам маленький Федя пытался тайно рисовать. Понимая, как тяжело было брату содержать его, Федор уходит из дома. В это время в стране шла Гражданская война. Приходилось работать в разных местах, постоянно меняя профессию. Он пробовал быть и плотником, и шахтёром, и маляром.

Только после окончания войны Федор смог поехать в столицу, чтобы поступить в Художественный театр. Пробовал он себя и в разных живописных направлениях : в графическом шарже, как художник-репортёр.

Во время войны Федор Павлович работал военным корреспондентом. В это время он открыл для себя детскую тему. Первой его картиной о детях стало полотно «Достали «языка». За свою жизнь известный художник создал много картин, но самыми известными стали:

  1. «За мир»;
  2. «Достали «языка»;
  3. «Прибыл на каникулы»;
  4. «Опять двойка».

Опять двойка

Однажды Федор Решетников решил написать картину про отличника . Он пришёл в школу, и учителя посадили его в конце класса, чтобы он мог наблюдать за детьми и делать свои зарисовки. Ребята подумали, что это была какая-то проверка, поэтому терялись и смущались. Когда учитель вызвал к доске одного из отличников, то он тоже растерялся. И, несмотря на то что задача была несложная, так и не смог её решить. Мальчик настолько был испуган, что ему даже не помогали подсказки из класса.

Сначала Федор пытался нарисовать этого мальчика в классе, но все наброски не нравились художнику. Он даже заменил учителя, но все было не то. И вот тут художнику пришла идея перенести мальчика из школы в семью. Много подготовительных эскизов было сделано до того, как начать картину.

Главные герои

Федор Решетников при написании картины «Опять двойка» долго подбирал героев для своего полотна и искал натурщиков для персонажей картины:

  1. Мальчика.
  2. Старшей сестры.
  3. Младшего брата.

Главного героя художник нашёл во дворе, когда проходил мимо детей, играющих в футбол. Он обратил внимание на вратаря. Вскоре уже мальчик позировал в его мастерской, стоя с опущенной головой. Но этого Решетникову было мало, и он решил ввести в свою картину ещё одного главного персонажа. Однако пёс никак не желал стоять на задних лапах. Художник покупал ему колбасу, а хозяину пса приходилось держать над ним лакомство, пока Федор Павлович делал эскизы.

Сюжет

Действие картины происходит в зимний день в квартире, где живёт большая семья. Ещё утром день казался прекрасным и замечательным, все ребята ушли в школу. Только младший ребёнок остался дома с мамой, катаясь на велосипеде.

Живёт семья в большой квартире, где несколько комнат. У ребят есть своя спальня, но уроки они учат обычно под присмотром мамы в большой комнате. На стенах тёмно-синие обои, а распахнутая белая дверь позволяет немного рассмотреть и соседнюю комнату. И если большая комната тёмная, в ней мало света, то в соседней комнате есть небольшое окно, на подоконнике которого стоит комнатный цветок. Стена украшена отрывным календарём и старинными часами. На тёмном паркетном поле в большой комнате лежит красный ковёр. Он чист и аккуратен.

Не успела мама закончить все свои дела, как из школы пришли старшие дети. Сначала вернулась девочка, которая тут же похвасталась маме своими хорошими оценками. Она прилежная ученица и всегда старается помочь маме, не огорчать её. Старшая дочь аккуратно одета и расчёсана. Не только тёмная школьная форма, красный пионерский галстук и заплетённые косички говорят о её аккуратности, но и учебники, которые она также бережно выкладывает на стол, чтобы учить уроки.

В это время из школы возвращается и мальчик - главный герой картины. Не раздеваясь, он сообщает маме и всей семье, что опять получил двойку в школе. Мама, уставшая и огорчённая, садится на стул. Её руки опускаются на колени. Видно, что женщина целый день занималась домашними делами, сильно устала и эта новость сына её очень огорчила и расстроила. Мама одета в тёмную юбку и розовую блузку. Чтобы не запачкать одежду, она поверх неё надела красный фартук, а на голову - косынку.

Младший мальчик, увидев состояние матери, перестал кататься и прижался к ней. Ребёнку на вид года четыре. Он одет в тёплые коричневые штаны и светлую рубашку, поверх - полосатая жилетка. Короткая и аккуратная стрижка выдаёт заботу мамы.

Главный герой картины печален . Ему стыдно за то, что опять огорчил всю семью, поэтому он старается не смотреть на маму. Он ещё не успел снять коричневое пальто с искусственным мехом. Тёплый шарф согревает шею мальчика, а тёмные штаны и сапоги тоже выдают заботу мамы, которая собирала ребёнка в школу.

Портфель у мальчика старый и потрепанный. Может быть, он достался ему после сестры, а мальчик много раз потом на нём скатывался с горок или же ставил его вместо ворот, когда с друзьями играл в футбол на пустыре. Портфель с трудом закрывается, ведь в нём лежат не только учебники и тетради, но и сменная обувь.

И только одно живое существо радуется приходу мальчика . Это его четвероногий друг - пёс, который, услышав своего хозяина, стал лаять, а теперь лапами стал ему на грудь и преданно, с любовью смотрит ему в глаза. Радуясь, что мальчик наконец-то вернулся из школы, собака весело машет хвостом. Она понимает, что для неё настали весёлые минуты, когда ребёнок будет с ней резвиться, бегать и играть.

Собаке совсем неважно, что мальчик получил в школе, так как он вернулся домой и оказался рядом. Пёс скучал по мальчику, пока тот был в школе. А ребёнку стыдно, поэтому он и старается не смотреть на уставшую и печальную маму. Мальчик отводит глаза и даже не обращает внимания на собаку.

Эта картина Решетникова вызывает лишь только положительные эмоции и чувства , так как вся семья, изображённая на полотне - дружная и крепкая. Несмотря на то, что мальчик, изображённый Фёдором Павловичем, получил плохую отметку, хочется верить, что из него вырастит настоящий человек, который будет заботиться не только о своей семье, о своей маме, о животных, но в сложных ситуациях не струсит и поступит мужественно и отважно.

Многие помнят со школьной скамьи сочинение на тему картины Решетникова «Опять двойка». До сих пор эта репродукция находится в учебниках русского языка за 6 класс. Сюжет ее прост и всем понятен, однако история создания этого художественного произведения довольно интересна.

Сюжет картины «Опять двойка», которую написал Решетников Федор Павлович, незамысловат. Тот, кто написал картину, хорошо знал быт простых людей советского времени, различные ситуации из их жизни, характер и привычки.

Описание картины можно начать так: в центре изображен мальчик, только что вернувшийся из школы. Он, судя по всему, получил нехорошую отметку, чем расстроил своих близких.

Виновник стоит, отвернувшись от матери, испытывая чувство вины. Лицо его грустно, глаза опущены. Из портфеля торчат коньки, выдавая истинную причину происшедшего. Понятно, почему была получена двойка: вместо того чтобы заниматься, мальчик весело проводил время на катке.

Тот, кто написал эту картину, хорошо знал чувства провинившегося ученика, возможно, художник сам был не раз в такой ситуации. По участникам картины видно, что эта неприятная ситуация произошла не впервые, мальчик опять получил плохую оценку из-за собственного нерадения и лени.

Дальнейшее описание полотна можно продолжить, посмотрев на лица родных мальчика. Они словно говорят: «Опять двойка?!». Мама устало присела на стул, на лице выражение скорби и мучения, немого упрека. Видно, что женщина расстроена по причине плохого поведения сына. У нее уже нет сил терпеть его «двойки». На картине отсутствует отец семейства: возможно, он погиб на войне. Мать в одиночку растит троих детей, поэтому ей так тяжело, ее состояние не подлежит описанию.

Другие двое детей на полотне реагируют на приход брата неоднозначно. Старшая сестра стоит у стола и смотрит на брата с осуждением. Ее лицо выражает тревогу за мальчика, она словно говорит: «Как же ты дальше будешь учиться?!».

Видно по всему, что девочка умная и хорошо учится. Младший брат стоит около матери, он катался на велосипеде до момента прихода брата. Лицо младшего мальчика весело, видно, что он смеется над бедой старшего брата.

Никто из участников картины «Опять двойка» не поддерживает несчастного ученика, все родные настроены против него. И только один пес в хорошем настроении. Он радостно кидается на грудь мальчика и стремится облизать ему лицо. Пес не понимает, в чем вина мальчика, и воспринимает его в качестве друга.

Важно! В комнате на полу лежит ковер, на стене висят часы – это все говорит о благополучии семьи в те тяжелые времена. Младший брат катается на велосипеде, это тоже плюс в пользу благосостояния семейства.

История создания картины

Картина Решетникова «Опять двойка» была написана в 1952 году. История создания картины весьма интересна. Это – средняя часть художественной трилогии о детях, о хорошем и плохом ученике. Первая часть называлась «Прибыл на каникулы», художник написал ее в 1948 году.

На фото с репродукции видно, что мальчик в форме приехал домой на каникулы. Он учится в Суворовском училище, его встречает дед и старшая сестра, которая тут же принялась накрывать на стол. Несмотря на радостные лица, прослеживается печальная линия сюжета – скорее всего, родители мальчика умерли, ведь в Суворовское училище брали тогда сирот.

Третья часть трилогии – картина «Переэкзаменовка», на ней изображен мальчик, который сидит и учит – готовится к переэкзаменовке. За окном – веселый летний пейзаж, играют его товарищи, один из них зовет мальчика играть с ними. Но бедному ученику не до игр, ведь ему надо как следует сдать экзамены – это его последний шанс.

Интересно, что на полотне «Опять двойка» Решетников изобразил в углу на стене первая часть трилогии – «Прибыл на каникулы» (как бы идеал, к которому надо стремиться мальчику). А на картине «Переэкзаменовка» висящей на стене изображена картина «Опять двойка» (для того чтобы ученик понял, почему страдает сейчас, а не гуляет с товарищами).

История создания этого полотна интересна также тем, что в качестве модели Ф.П. Решетников использовал соседского мальчишку-вратаря. Он не сказал мальчику, что будет рисовать с него горе-ученика, который опять получил двойку.

На репродукции видно, как пес стоит на задних лапах. Однако немногие знают, как трудно было художнику заставить собаку стоять в таком положении для позирования. Для этого понадобилось увлечь пса колбасой, на это ушло два батона.

Прообразом мальчика-неудачника, изображенного на полотне «Опять двойка», была дочка Ф.П. Решетникова – Люба. Она плохо училась, и когда получала плохую оценку, пыталась всегда проскользнуть в дом незамеченной, что ей не удавалось. Она своей успеваемостью очень расстраивала родителей, поэтому художник решил поднять важный и актуальный вопрос для многих. Но видно, что автор не осуждает главного героя, а скорее, смотрит на него с любовью и юмором. И действительно, он не считал, что плохая успеваемость влияет на характер человека, на его статус. Поэтому двойка – вовсе не повод для расстройства.

Композиция представляет собой треугольник, вершиной которого является старшая сестра – отличница. Таким образом, автор хотел показать, к чему следует стремиться.

Интересно! Первоначальный замысел художника был нарисовать полотно «Опять пятерка», однако он подумал, что сюжет о неудачнике будет наиболее выразительным.

На эту тему был снят детский юмористический киножурнал «Ералаш» (выпуск 124). А также в мультике из цикла «Приключения Мурзилки» был использован этот сюжет, главного героя там назвали Николаем.

Сюжет полотна перекликается с работой другого художника – Д.Е. Жукова «Провалился».

Она хоть и написана до революции, но имеет целью тоже вразумление. В настоящее время находится в Третьяковской галерее.

Полезное видео

Подведем итоги

Сочинение по репродукции картины «Опять двойка» Решетникова задают по русскому языку в 6 классе. Сюжет о горе-ученике до сих пор остается актуальным и для современных школьников.

Картина «Опять двойка», на которой мальчик стоит с поникшей головой, а на него с укором смотрят домашние, наверняка известна не только советским, но и современным школьникам. Родители частенько упрекали своих детей, сравнивая с ребенком на полотне, когда те приносили неуды. А в школе обязательно нужно было написать сочинение по картине. Казалось бы, сюжет прост и понятен, однако создавалась картина при любопытных обстоятельствах.



Федор Решетников написал картину «Опять двойка» в 1952 году. Она является одним из трех полотен, связанных между собой общей тематикой. Если следовать хронологии, то первой написанной картиной стала «Прибыл на каникулы». Художник изобразил юного суворовца, который приехал на каникулы к своим родным. Видно, что мальчик гордится своим положением, да и дед встречает его, как подобает солдату, по стойке смирно.


В следующей своей работе Федор Павлович решил делать главным героем отличника. Для этого он отправился в школу и попросил учителя присутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за детьми. К доске вызвали отличника и задали ему простенькую задачу, но к всеобщему удивлению, мальчик не справился и стоял с поникшей головой. Он очень растерялся, полагая, что художник на задней парте, это проверяющий.

Тогда Решетникову пришел в голову другой замысел – написать картину о двоечнике. Сначала художник задумывал изобразить мальчика в классе возле доски, но потом перенес действие в дом.


На роль главного героя прекрасно подошел взъерошенный юный вратарь из соседнего двора. Федор Павлович на всякий случай не стал ему говорить, что мальчик играет роль двоечника.


Сложнее всего было с собакой – она отказывалась стоять на двух лапах. Тогда пришлось купить колбасы. Хозяин манил пса кусочком колбасы, и она принимала нужную позу. Так продолжалось до тех пор, пока лакомство не закончилось. Кстати, на заднем плане стене виднеется картина предыдущая картина художника «Прибыл на каникулы».


Завершающей картиной этой «трилогии» стала «Переэкзаменовка». На этот раз действие происходит в деревне. Мальчику необходимо подготовиться к переэкзаменовке, и он абсолютно несчастлив, т. к. друзья зовут его гулять на улицу. И снова на стене видна предыдущая картина Решетникова, подчеркивая преемственность тематики.

Картины Федора Решетникова в полной мере передали настроение советской эпохи середины ХХ века. Эти - лишнее тому подтверждение.

Первые уроки в рисовании Фёдор Павлович получил ещё в свои детские годы. Молодым юношей ему выпала удача поучаствовать в походе в Арктику на судне «Челюскин». Художник сделал множество великолепных рисунков заснеженных красот, находясь в той самой экспедиции.

Ф.П. Решетников участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в том числе в защите Севастополя и освобождении Крыма. После окончания войны Фёдор Павлович рисовал детей, чаще подростков. Такими работали являются: «Прибыл на каникулы», «За мир» и «Опять двойка!». Эти картины были отмечены бронзовой на международной арт- , которая проходила в Брюсселе.

О картине "Опять двойка"

В 1952 г. художник Решетников на своём полотне изобразил целую семью: мать и троих её детей, один из них – это школьник, который только что пришёл домой. На одной стене виден отрывной календарь, а возле дверей – часы-ходики. Картина повествует о семейной бытовой обстановке, характерной для большинства семей 1950-х.

Герой картины – десятилетний подросток. По внешнему виду заметно, что он вовсе не спешил после своих школьных занятий домой, а довольно долго ещё гулял на улице и катался на коньках со сверстниками. На мальчике зимнее пальто, оно распахнуто, потому как на нём нет нескольких пуговиц. Вероятно, они оторвались. В своей руке он держит портфель изрядно потрёпанный и перевязанный, не исключено, что школьник использовал его в качестве мяча либо санок и не один раз. Коньки выглядывают из-под его портфеля. Свидетельство продолжительной прогулки на улице мальчика – его растрепавшиеся волосы, красные уши, румянец на щеках, что бывает от крепкого .

Он огорчён, его голова опушена, взгляд устремлён в пол. Мальчик всем своим видом показывает, как он переживает из-за двойки, полученной уже в который раз. Для него эта ситуация не нова, он знает, что нужно делать. Ученик уже много раз давал обещание своей матери, что будет делать все домашние задания, что задают в школе. Подросток так заигрался, что совсем забыл про уроки. Дни зимой намного короче, он долго играл в снежки с дворовыми ребятами, стало темнеть, и он пришёл домой. Ученику не охота было идти домой, т.к. он знал, что мать снова будет его ругать за двойку.

Единственный, кто рад видеть мальчика – это его белый пёс с рыжими пятнами. Он прыгнул на молодого хозяина и упёрся своими передними лапами в его грудь, попытался лизнуть. Собака радостно виляет хвостом, желая поиграть с мальчиком.

В комнате тихо. Слышны редкие тяжёлые вздохи матери. Она сидит за обеденным столом, её руки лежат на коленях. Кажется, что она только-только отвлеклась от своих домашних дел, коих у неё много. Увидев своего сына- с неопрятной внешностью, она понимает, что сынок пришёл с улицы, где долго играл с ребятами, забыв про уроки. Мать не видит, что её сын раскаивается о плохой отметки, полученной совсем недавно. Из-за того, что в комнате находятся мать и старшая сестра, он делает грустный вид. Женщина очень устала, у неё, кажется, нет сил, чтобы оказать влияние на своё чадо и заставить его учиться более прилежно в школе. Во взгляде женщины читается тоска и грусть.

Возле женщины находится младший брат школьника-двоечника, который сидит на детском велосипеде. Дошколёнок ехидно и злорадно улыбается. Он доволен, что в этот раз не его за проказы, а кого-то другого.