Кто написал картину купание красного коня. Купание красного коня

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Мы все привыкли смотреть на «Купание красного коня» Петрова-Водкина, как на символ Революции 1917 года.

Да, Петров-Водкин с симпатией отнёсся к революции. И один из немногих дореволюционных художников смог адаптироваться к новому миру.

Но все ли так однозначно? Ведь картина была написана за 5 лет до революции, в 1912 году.

Откуда вообще взялась идея «Красного коня»? И как он превратился из жанровой сцены в символ целой эпохи?

Особенности «Купания красного коня»

Работа Петрова-Водкина была очень смелой для начала 20 века.

Хотя изображено не такое уж значительное событие. Всего-то мальчишки купают коней.

Но главный конь неожиданного цвета. Красного. Причем насыщенного красного.

Позади – розовый и белый кони. На их фоне краснота главного коня проступает ещё явственнее.

Изображение почти плоское. Четкий контур. Чёрные удила, чёрное копыто и чёрный глаз придают коню ещё большую стилизованность.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (деталь). 1912 г.

Вода под копытами больше похожа на тонкую ткань. Которая пузырится под копытами и расходится складками.

А ещё сдвоенная перспектива. На коня мы смотрим сбоку. А вот на озеро – сверху. Поэтому мы не видим неба, горизонта. Водоем почти вертикально стоит перед нами.

Все эти живописные приемы были необычны для России в самом начале 20 века. Учитывая, что в то время большой популярностью пользовались работы Врубеля, и . Восходящей звездой была .

Где же Петров-Водкин взял все эти идеи для своей картины?

Как развивался стиль Петрова-Водкина

Упрощённое цветовое решение и минимализм в деталях – прямое влияние работ Матисса.

Особенно это заметно по работе «Играющие мальчики». Которая была создана почти тогда же, что и «Купание красного коня».

Она Вам ничего не напоминает?


Кузьма Петров-Водкин. Играющие мальчики. 1911 г.

Конечно, многое в ней перекликается с . На тот момент работу уже купил русский коллекционер Сергей Щукин. И Петров-Водкин ее видел.


Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг.

В это же время ученые и художники стали активно интересоваться иконописью. Именно в начале 20 века расчистили немало старинных икон. И мир понял, какой важный пласт мировой живописи до сих пор игнорировался.

Петров-Водкин был восхищён иконописью. Именно на них он и увидел красных коней. До Эпохи Возрождения художники вольно обращались с цветом.

И если конь считался красивым, то символично его изображали красным.


Икона «Святой Дмитрий Солунский на коне». 16 век. Албанский музей средневекового искусства

Фирменная трёхцветка Петрова-Водкина (красный-синий-желтый) – преобладающие цвета как раз икон.

Вот так, смешав черты модернизма и иконописи, Петров-Водкин и сформировал свой неповторимый стиль. Который мы и видим в «Купании красного коня».

«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина

Чтобы понять, в чем же уникальность картины, важно сопоставить ее с другими работами художника.

Формально «Купание красного коня» не сильно выделяется среди других работ Петрова-Водкина.

Конечно, к своей узнаваемой цветовой гамме он пришёл не сразу.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Несколькими годами ранее цветовые решения мастера были другими, оттенки поразнообразнее. Это хорошо видно по работе «Берег» 1908 года.


Кузьма Петров-Водкин. Берег. 1908 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в той же стилистике: трёхцветка, упрощенный фон.


Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1913 г.

Уже после революции стиль остаётся тот же. И даже конь вновь появляется.


Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В советское время осталась простота. Но вернулись тени и объём. Балом правил соц. реализм. И всякие модернистские «штучки» были под запретом.

Поэтому фон усложняется. Это не просто закрашенный чистым зелёным луг. Это уже обрыв со сложным рисунком камней. И хорошо прописанные деревенские домишки.

Хотя мы по-прежнему видим «фирменную» трехцветку.


Кузьма Петров-Водкин. Весна. 1935 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Когда смотришь на ряд этих работ, созданных художником за 30 лет, понимаешь, что «Купание красного коня» не выделяется какой-то особой уникальностью.

Так как же картина стала самой известной работой художника? И главное – как «умудрилась» стать символом целой эпохи?

Почему «Купание красного коня» превратилось в символ эпохи?

Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет. И в самом деле, что необычного в том, что мальчишки, помощники конюха пришли помыть коней к озеру.

Но потом художник начал сознательно придавать ей черты монументальности. Понимая, что он все больше выходит за рамки бытового жанра.

Как мы уже поняли, красный цвет Петров-Водкин любил. Но в данном случае красным является не просто юбка крестьянки или кепка рабочего. А целый конь. Цвет становится не просто доминирующим. А просто всепоглощающим.

К тому же конь намеренно укрупнен. Он просто не помещается в картине. В кадр не попали ноги, хвост и уши коня.

Он очень близко к нам. Он буквально наваливается на нас. Отсюда ощущение тревоги и дискомфорта.

И в довершении – отрешенный, не к месту спокойный взгляд юного наездника. Мало того, что нам сложно поверить, что такой юнец может справиться с такой махиной. Он ещё и не особо сосредоточен.


Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Как правило, это к добру не приводит. И все мы знаем, к чему привели благие намерения революционеров. Когда «Красный конь» в какой-то момент вышел из-под контроля и начал давить всех. Уже не разбираясь, кто прав, а кто виноват.

Все это в совокупности и делает картину символичной и пророческой.

Можно ли Петрова-Водкина назвать провидцем? В какой-то степени, да. Гениальные художники умеют считывать невидимые пласты Вселенной, сами того не осознавая.

Он и не осознавал. Считая, что написал коня в преддверии Первой Мировой войны. Не подозревая, что в красный цвет скоро окрасится вся его страна. На карте мира.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте


Картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Купание красного коня» , написанная в 1912 году, вызвала у современников множество споров. Одни негодовали, что коней такого цвета не бывает, другие пытались объяснить ее символическое содержание, а третьи усматривали в ней предвестие грядущих перемен в стране. Когда началась Первая мировая война, художник воскликнул: «Так вот почему я написал «Купание красного коня!» Так что же скрывает в себе картина, которая изначально задумывалась как бытовая?




Свой творческий путь Кузьма Сергеевич Петров-Водкин начал с иконописи. В родном городе Хвалынске (Саратовской губернии) он познакомился с иконописцами, работы которых произвели на него сильное впечатление. В начале 1910-х годов Петров-Водкин стал отходить от религиозной тематики, все больше склоняясь к монументально-декоративным произведениям. Но влияние иконописи усматривается во многих его работах.





В картине «Купание красного коня» многие находят образы, традиционные для иконописи. Мальчик на коне напоминает Георгия Победоносца. Петров-Водкин использует прием сферической перспективы, чтобы изобразить предметы сверху и сбоку. В картине доминирует три классических для иконописи цвета: красный, синий, желтый.





Изначально картина задумывалась как бытовая. Кузьма Петров-Водкин вспоминал: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Примечательно еще и то, что за год до создания полотна ученик Петрова-Водкина Сергей Колмыков показывал художнику свою картину под названием «Купание красных коней». Наставник раскритиковал работу ученика, но, возможно, именно она вдохновила Петрова-Водкина написать свой вариант «коней». Спустя время Колмыков настаивал на том, что на картине Петрова-Водкина изображен именно он. Хотя Кузьма Сергеевич в письме брату говорил: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь…». Большинство искусствоведов придерживаются версии, что персонаж на коне – это собирательный образ-символ.



На полотне передний план почти полностью занимает конь. На фоне озера, написанного в холодных тонах, цвет коня кажется очень ярким. В русской литературе образ коня символизирует неукротимую стихию, русский дух. Достаточно вспомнить «птицу-тройку» у Гоголя или «степную кобылицу» Блока. Скорее всего, автор полотна и сам не осознавал, каким символом станет его конь на фоне новой «красной» России. Да и юный всадник не в силах удержать своего скакуна.

Картину, которую в 1912 году показали на выставке «Мира искусства», ждал успех. Многие усмотрели в ней грядущие перемены, тем более, что она висела над дверью зала. Критик Всеволод Дмитриев сравнил «Купание красного коня» со «знаменем, вокруг которого можно сплотиться».

Картина Петрова-Водкина в живописи начала XX века стала вызовом не менее сильным, чем

Красный конь. А вот когда я - маленький городской мальчик - впервые увидел коня, то он был белоснежно-белого цвета. Нет, это был не живой конь. Это был конь на картинке. Позже я узнал, что картинка эта называлась иконой. Икона находилась в углу бабкиной комнаты над огромным сундуком, на котором я спал. И когда я засыпал, это иконное изображение коня было последнее видение перед тем, как неизвестная сила погружала меня во временное небытиё. А в предутренний час этот конь, бывало, и оживал, и мчался стрелой над клубящимся в предсмертной агонии страшеннего змия.

А всадник сидящий на нем, изящным энергичным движением вонзал тонкое, длинное копьё прямо в пасть с острыми зубами, которыми змий искусал столько невинных жертв. Именно с этой картинки, стало формироваться в моём раннем детстве убеждение в том, что добро непременно поразит зло. Зло не может победить. Потому как добро – это и есть сама жизнь. И жизни никакой не было бы, если бы этот самый змий победил.

А конь уже в те времена для меня, ребёнка, был неким воплощением добра, силы и помощника. Вот знал же я уже картину «Три богатыря». А Илью Муромца без коня и представить себе не мог. Конь и всадник – это одно, нечто целое в сиянии силы и добра. Ну а конёк горбунок! Он ведь был для всех нас совсем живой. Без него с длинными ушами наш герой, Иванушка-дурачок, не преодолел бы все козни, устроенные ему. И не стал бы он прекрасным принцем.

*****
А вы когда-нибудь видели в жизни красного коня, вот такой необычной масти? Никто не видел. Потому как таких невозможно красных коней в природе не бывает. Почему же он красный? И вот такой вопрос, я больше чем уверен, задаст себе каждый, кто остановится перед оригиналом этой картины в одном из залов Третьяковки.

И вопрос этот естественно возникнет сам в голове. Особенно у тех, кто не сильно отягощен глубокими познаниями в живописи мировой и отечественной тоже. И таких из приходящих в Третьяковку, абсолютное большинство. Знаю, потому что я сам вожу в ней экскурсии.

И потом я и сам себе задавал и задаю тот же вопрос. Ну почему же он такой красный. И такой огромный. И этот обнаженный весь такой субтильный и хрупкий юноша, сидящий на нем, почему он так контрастирует с этим мощным конём. Ведь это было кому-то нужно. То есть самому художнику было нужно. Ведь он хотел же нам что-то всем этим самым сказать. Как и любой художник, берущий в руку кисть, каким бы умелым или неумелым он не был бы. И какого не был бы он возраста. Но об этом чуть позже.

*****
А сначала … А сначала нас привлечёт фамилия художника. Какая-то странная она, необычная, уникальная фамилия. Ну что это такое? ПЕТРОВ-ВОДКИН. А может быть – это броский, эпатажный, явно сочиненный псевдоним? Со смыслом.
И, оказывается, в этом случае нет никакого смысла. Фамилия настоящая. И нет ничего в нем намеренного, на что-то намекающего.

Просто дед у художника был сапожник. И пьяница. Чему же удивляться. Напротив, всё сходится. Пьяный, как сапожник, - кто ж этого не знает. Вот именно таким он был и известен всему Хвалынску, небольшому городке на Волге. И прозвали его в городе Петров- Водкин. А потом, как это часто и бывало на Руси, прозвище стало фамилией. Кончил, кстати, он очень плохо. Однажды, в приступе белой горячки он взял острый сапожный нож и зарезал жену свою. И сам тоже вскоре умер. А вот сын его, Сергей, хотя и был тоже сапожником, но так удивительно в рот не брал спиртного. А удивительная фамилия осталась. И прославил её Кузьма на весь мир.

Спираль судьбы, вознесшая его в элиту самых знаменитых художников 20 века, берёт своё начало, как уже было сказано, в городе Хвалынск. Ныне это мелкий городок (13 тыс. жителей) известный лишь своими яблоневыми садами, да вот ещё и как место рождения Петрова-Водкина.

Меня тут удивляет несказанно одна вещь. А именно то, как вообще Кузьма стал художником. Ну не было совсем никаких предпосылок. Какой то мелкий городок на Волге. Такая Тмутаракань.

В этой связи я вновь задаюсь одним и тем же вопросом. Почему и как мы от рождения по прошествии некоторых лет становимся теми, кто мы есть. Кто и что приводит нас к нынешнему состоянию. Есть ли во всём этом какая-то мистическая предопределённость, может даже и генетическая. А может быть все звенья нашего жизненного пути – это всё случайные звенья, сложившиеся необъяснимо без всякой логики. И без намёка зажегшейся на небосводе божественной звезды. И её горение упрямо высветило нам прожитый путь. Не знаю. А кто знает? Никто.

Вот и один из самых известных и знаменитых художников по всему просто не мог стать художником. Его звезда взошла из занюханного захолустья. И в роду его не было художников. Были сапожники, не имеющие к живописи ну никакого отношения. И никак не могли они поспособствовать рождению в глубине его души таинственного желания изобразить красками мир, так как он его видел и мыслил. Да так, что даже и тот, кто не сильно искушён в истории живописи, узнает руку, создавшую все его живописные творения.

А на его жизненном пути были внезапные повороты, которые могли бы его повести совсем по другой стезе. Но вот судите сами из какого сора взрос этот необыкновенный талант.
*****

Про сапожников уже было сказано. Ну рос обыкновенный мальчик. Ну да, любил рисовать. А какой ребёнок не любит рисовать. Но вот пришло первое везение, давшее первый начальный импульс к мировой славе. В доме его приятеля жили богомазы. И в нем мальчик Кузя познакомился с тем, что такое икона. И что такое живопись. Это был дом старообрядцев. Там он познакомился не только с очень сложной техникой иконографии, но и со всем процессом изготовления икон. А главное он увидел, что живописное изображение – это не просто отражение того, что воспринимает наш глаз, но и то, что оно может быть наполнено особой духовностью. То есть тем, чем наполнена твоя душа. И вот вероятно поэтому всё, что было написано художником Петровым – Водкиным, так напоминает иконы.

А ещё он понял всю завораживающую силу красок. Их воздействие на наше состояние души. Вот как он сам вспоминает об этом сам в одной из его книг, написанной им; «У меня уже установилось уважение к краске, и для меня небрежность к цветовому материалу означало то же самое, как если по клавишам фортепьяно барабанили палкой».

*****
Итак, школа окончена. Ему пятнадцать лет. И встал вопрос « где работать мне тогда». Стать художником в плане не стояло. Он поработал в судоремонтных мастерских, а потом поехал в Самару поступать в железнодорожное училище. И стал бы Кузьма машинистом, да только Бог отвратил его от этого неверного поступка и весьма похвального желания. А знаете как? Вот шёл наш Кузя на первый экзамен и увидел он вывеску. «Классы живописи и рисования». И понял он, что это сама судьба выставила ему на пути это послание. И не смог он ему противиться.

До экзамена в железнодорожное училище он дошёл и благополучно провалил его. К своему облегчению. И пошёл он потом в эти самые классы живописи. Зачисли его. Руководителем классов был некий Бурков. Вот ему-то будущий художник и должен был бы поставить свечку. Да ещё и какую. Принял мальчика пятнадцати лет «императорский художник первой степени». И начал учить его непростому искусству живописи. Два года учил. И тут новая подножка. Умер учитель. И несостоявшийся художник вынужден был вернуться в дом родной в Хвалынске.

И снова судьба ли, Бог вернули его на стезю живописца. Казалось бы совершенно случайно. Мать его работала горничной в одном барском доме. Сестра её хозяйки решила построить дачу. Такой барский дом. По индивидуальному проекту. Представьте себе, рядом с Хвалынком. По проекту архитектора Р. Мельцера.

И вот мама мальчика Кузи отнесла несколько работ юного художника знаменитому столичному архитектору. Архитектор пришёл в восторг. И опять судьба, которая из цельной цепи случайностей, выстроила закономерность. Архитектор увёз юное дарование в Петербург и устроил в приличное училище живописи Штиглица (ныне училище Мухиной, или просто «Муха»).

А ведь и Петербургу тоже нужны деньги. Се ля ви (c’est la vie). Деньги стали приходить от хвалынских купцов и самой барыни-хозяйки. 25 руб в месяц. Не знаю, много это или мало. Ну наверное достаточно для жизни, учёбы, посещения музеев и мелких развлечений в столице. А художнику эти посылки не нравились. Он называл их подачками.

А потом он решил, что это училище исчерпало все свои возможности, чтобы научить его чему-то новому и поступил он в знаменитое Московское училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Оно и поныне стоит в конце Мясницкой у Чистых прудов. А какие учителя у него были! Серов, Левитан, Коровин. А каким было его окружение студенческое! Будущие знаменитые художники Кузнецов, Ларионов, Сарьян, Машков. И не только.

Вот художника Петрова –Водкина при жизни кое-кто называл художником деревенщиком. Если не деревенщиной. Намекая на его сапожное происхождение в глухой провинции. А ещё на примитивизм его живописных творений. Ровным счётом ничего не понимая в них. А этот художник был одним из самых образованных по части живописи человеком. Он учился не только в самых лучших художественных заведениях в обеих наших столицах. У лучших художников. Он несколько лет провёл и в западных столицах. И постигал дело живописи в лучших мировых музеях.

А впервые он отправился в Европу, движимый страстным желанием познать всё то, что было уже достигнуть в этой области до него. Отправился, не поверите, на велосипеде. Нет, это не шутка. На велосипеде! Так вот сел и поехал. Через всю Европу. А вы можете представить себе, каким был этот велосипед ещё тех времён. Времён начала прошлого века. Драндулет, да и только.

Петров – Водкин несмотря на своё происхождение и такое, я сказал бы не очень интеллектуальное лицо, был очень одарённым человеком. Он играл на скрипке. Причем не натужно пиликал, а как профессионал. А ещё он был настоящим писателем. То есть он замечательно владел не только кистью, но и пером. Он писал книги и пьесы, которые имели успех. Был момент, когда он выбирал, кем ему стать, художником или писателем. Он выбрал палитру и кисть.

*****
Но вернёмся к «Купанию красного коня». Но почему же он всё-таки красный. Ну как, почему, скажет кое-кто. Особенно из тех, кто видел и другие картины художника, в которых дух революции отменно выражен. Красный – это значит революция. Почему-то вспоминается всем известный некогда милый стишок. «Как повяжешь галстук – береги его. Он ведь с красным знаменем цвета одного»

Вспоминается и другой стишок в связи с вопросом, куда скачет этот конь. «Ведь кузнечик скачет, а куда не знает». Вот и наш конь красный не знает, куда он скачет. Потому как субтильный всадник им совсем не правит. Но мечта уже есть. Мечта светлая. « Мечта прекрасная, еще не ясная, уже зовет тебя вперед.» И эти слова мы тоже помним из прекрасного гимна ушедшей навсегда эпохи. А теперь, в скобках будет сказано, у нас нет мечты. Ни красной, и вообще никакой. Осталась она только что вот на этой картине Петрова-Водкина.

Но есть одна любопытная деталь. Картина-то была написана в 1912 году. То есть не только до Революции, но и до начала первой мировой войны. И художник и в мыслях не держал делать какие-то намёки – предсказания. Да и вообще неизвестно, что он хотел сказать этим конём. И замысел у него изобразить его таким, каким мы его знаем, родился не сразу.

Вначале была задумка просто написать такую почти бытовую сцену. Как мальчики обнаженные купают своих коней. Наверное, такие же как и те, которые выводили их в ночное на Бежин луг. И цвет коня первоначально был гнедым. И у гнедого коня, прототипа красного, было имя. Вот как о нём пишет сам художник:

"В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. И я начал писать купание вообще» Звали этого «росинанта» гнедого, не удивляйтесь, Мальчик

И у стройного юноши тоже было имя. Это был один из учеников художника, Сергей Калмыков. Кстати, именно этот Серёжа написал картину, изображавшей купание красных коней. Очень может быть, эта ученическая работа и вдохновила учителя на создание известного всем шедевра. И Сергей очень гордился этим фактом, благодаря которому он вошёл в историю живописи.

*****
Интересная деталь. Этот конь был написан в его родном Хвалынске. То есть тогда, когда Петров-Водкин стал уже зрелым художником, постигшим уже многое в истории мировой живописи. И у него уже есть выработанный свой собственный стиль. Узнаваемый стиль. А истоком рождения этого стиля была икона. Всё его приобщение к волшебной способности отображать и изображать мир окружающий на плоскости, свойственной только человеку, произошло благодаря двум иконописцам старообрядцам в детстве художника. Вот и конь красный тоже несёт на себе все признаки иконы. Это отсутствие линейной перспективы, это плоскостность изображения, это чистые, яркие не смешанные краски.

А надо сказать, что именно в это время стала происходить расчистка древних икон. Или раскрытие, как говорили тогда. То есть снятие с первоначальной живописи икон поздние поновления и особенно олифы, из-за которой икона темнела с годами. Именно в это время икона впервые перестала рассматриваться только как предмет культа, но ещё и как произведение искусства. Именно в это время была раскрыта знаменитая «Троица» Рублева. Открыли и восхитились, и поняли, каким живописным богатством обладала средневековая Россия.

Восхитились не только у нас. Вот и Матисс, приехавший к нам, тоже восхитился. И замечательно использовал в написание своих признанных шедевров технику иконописи. Потому то так и узнаваем его стиль среди прочих. И в ещё большей степени использовал её наш художник Петров-Водкин. Ему,как говориться, и Бог велел. С детства он приобщался к живописанию икон.

Мы во всём ищем символику. И особенно в живописи. А в иконе всё, что не есть на ней, всё есть символ. Икона – это ведь не портрет. И упомянутая Троица – это не портрет трёх ангелов, которых никто в глаза не видел, кроме разве что Авраама. Вот и в живописи Петрова-Водкина тоже ищут символы.

Конь красный. А почему? Как уже было сказано, картина была написана в 1912 года. То есть тогда, когда пролог революционный уже состоялся, но о продолжении пока никто и не говорил. Первая мировая война была на носу. Да и сам художник ни о чём таком даже и не думал. На мой взгляд, ответ надо искать в том истоке, с которого начал развиваться живописный талант художника. У него в подсознании накрепко засело отношение к цвету с детства, то есть, когда он усваивал уроки живописи у двух монахов – староверов.

А в иконографии каждый цвет – это символ. Так вот красный цвет на иконе – это символ мученичества и жертвенного подвига. Это символ страдания за веру. Поэтому великомученики на иконах облачены в красные одежды.

А мы помним, почему у классического пасхального яйца цвет должен быть красным? Давайте вспомним. Мария Магдалина узнала, что Христос воскрес. И с этой радостной вестью отправилась в Рим к императору Тиберию. Она принесла ему яйцо и сказала «Христос воскресе». А тот ей в ответ: «Не может человек воскреснуть, как не может белое яйцо стать красным.» И в этом момент яйцо и покраснело. Ну император и вынужден был ответить нам всем известными словами: «Воистину воскресе!» С тех пор и мы тоже по сию пору красим яйца в красный цвет, чаще всего не зная почему. А ведь этот цвет нам напоминает кровь Христа и его победе над смертью. Это цвет Воскресения и символ нашего возрождения в жизнь будущую.

И потом здесь нельзя не упомянуть о том, что красный цвет – это ещё и цвет той самой революции. И цвет флага, бывшим нашим государственным флагом долгие годы. Целой эпохи в нашей многовековой истории. А ещё ведь была Красная армия, которая была, как известно, «всех сильней». И это правда. А почему красный стал цветом революции?

У этой темы есть своя история. И по-настоящему всё началось во Франции. А по роду моей профессии эта страна мне ближе всего. Великая Французская революция 1789 год. Даже и не 1793 год – время пика кровавого её развития. Нет, это было самое её начало А именно день взятия Бастилии. 14 июля. Восставшие пошли на штурм с красным знаменем с этой фразой, начертанной на нём: «Военное положение объявлено вооруженным народом»

Красный цвет с тех пор стал символом санкюлотов и якобинцев. Они носили красные шапочки и шарфы. И это неизбежно. Потому как у каждого движения должно быть знамя, имеющее свой цвет. И таким образом символом революции стал красный цвет.

В 1791 году огромная революционная толпа берёт штурмом королевский дворец Тюильри. И после штурма нашли белую королевскую хоругвь, всю пропитанною красной кровью. И так вот белое и красное стали кодами революции и контрреволюции.

А вот со времени Парижской Коммуны (1871 год), заметьте опять-таки во Франции, красный цвет стал цветом международного движения пролетариата. А потом красное знамя появляется и в России. Оно становится партийным знаменем РСДРП. Не забудем при этом, как во время Февральской революции депутаты и даже некоторые члены императорской фамилии тоже цепляли на свои сюртуки и фраки красные бантики. Ну как же, потому как революция!

Вот такая история. В глазах русских революционеров, как ни странно, точно так же как и на иконе, красный цвет – это символ крови, жертвенной крови, пролитой во имя высокой идеи или веры (а это одно и тоже. Это символ страдания, мужества и справедливости.

Искусствоведы и тех времён. утверждали, что "Купание красного коня" это предчувствие первой мировой войны. Петров-Водкин так с иронией говорил: "Когда разразилась война, то наши многоумные искусствоведы заявили: “Вот что значило "Купание красного коня"”, а когда произошла революция, поэты наши написали:“Вот что значило "Купание красного коня" – это праздник революции”

А некоторые связывали это совсем с другим. Этот живописный конь, утверждали они, и изящный юноша на нем - это просто символ судьбы, это начало жизни, наполненной романтикой и радужными ожиданиями.

А что же имел в виду Петров - Водкин, написав это знаменитое полотно. А я думаю всё то, что было выше перечислено, касательно жертвенной крови Христа, первых христиан – великомучеников и в равной степени и первых революционеров, которые умирали тоже во имя высоких идей. И романтическое состояние души юного всадника тоже. Выбирайте, что хотите.

Хотя может быть это и не так. Может быть, вовсе он ни о чём и не думал. Просто этот конь явился из глубокого подсознания, как предчувствие грядущих судьбоносных событий, ещё не открывшихся ему. Вот как он сам выразился по этому поводу, когда началась Первая мировая война,: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» А когда началась та самая революция, он уже сказал другое. Нетрудно догадаться, что.

*****
Ещё раз повторю. Петров-Водкин, не смотря на своё простейшее происхождение, был очень образованным человеком. И прежде всего в области живописи. Это вам не художник самоучка, типа примитивистов Пиросмани или Анри Руссо таможенника. Они мне оба очень нравятся, но в искусстве живописи они не ушли далеко от детского рисунка. В чем собственно и состояла их главная ценность и прелесть. Но вот этого как раз совсем нельзя сказать о нашем Петрове-Водкине. Вот что он сам пишет по этому поводу. «За полтора с лишним десятка лет мне пришлось переиспытать на моей спине всяких учительских сноровок – и русских, и западноевропейских».

И остался при этом самим собой, создав свой собственный стиль. Неподражаемый и легко узнаваемый. Он не примкнул к новомодному в те времена импрессионизму. Он был бесконечно далёк от кубизма. И все прочие извращенцы от живописи со всеми их футуристическими экспериментами ему были абсолютно чужды. Да он, кажется, ни к какому течению не примкнул.

И при всём при том Бенуа обозвал его «деревенщиной», намекая на его провинциальное происхождение. Ну конечно. Куда там ему до Бенуа – такого рафинированного аристократа, чьё творчество в основном было сосредоточенно на описании Версаля времён Людовика четырнадцатого. Правда, в отличие от Петрова-Водкина он художественного образования не получил. И академиев не кончал. Он учился на юридическом факультете. А вот в живописи -настоящий самоучка. Но зато стал теоретиком искусств. Писал книги об искусстве. Ну совсем как профессор из пьесы «Дядя Ваня»

Но совсем забавное было не в этом. Александр Бенуа был ведь ещё основателем и главным идеологом объединения «Мир искусств» Так вот картина «Купание красного коня» была впервые показана на выставке этого объединения. И картина висела не в общем зале. Нет! Эта картина «деревеньщины» Петрова – Водкина висела над входом. Она стала как бы знаменем всего выставленного. И все разговоры были только о ней.

*****
В России в начале века на смену передвижникам пришла новая волна живописцев. Было среди них не мало интересных и самобытных, прославивших нашу страну. Из всех прочих говорят и упоминают прежде всего троих. Кандинского, Малевича и Петрова-Водкина.

Первые два опять-таки в отличие от Петрова Водкина тоже систематического и глубокого образования в живописи не получили. Однако ж оба стали основателями новых художественных направлений. Кандинский – абстракционизм. Малевич - мало понятный для многих супрематизма. По правде сказать, их трудно назвать русскими художниками. Да и сами они себя таковыми не считали. Один – немец, другой - поляк. А вот Кузьма Петров-Водкин был русским художником и по имени, и по сути, и по духу. Каждая его картина – воплощение национального русского мироощущения.

Малевич только и известен всем, как создатель «Чёрного квадрата». Это его такой бренд. Это такая его марка, чуть не сказал торговая. Потому как нашлёпали этих квадратов просто несметное количество. А сколько статей и книг! И все гадают и гадают. Что есть такого таинственного и неразгаданного в этом «квадрате"?

А мысль его, простыми словами, была такая. Человечество в области живописи уже всё сказало. Попробовали уже всё. Наплодили измов просто невозможно сколько. И сказать уже больше и нечего. В многотрудных поисках нового все мировые художники дошли вот до этой чёрной дыры. То есть до квадрата черного, который вместил в себя всё. Как и вообще черный свет, который вмещает в себя всё радужное разнообразие. И стал квадрат заключительной точкой в желании человеком отобразить видимый и невидимый мир. Точка. Квадрат. И безнадёга, чтобы не сказать больше.

Слава тебе, Господи, что не ведает ничего об этом пятилетний ребёнок, который берёт впервые в руки цветные карандаши и пытается ими воспроизвести мир, окружающий его. А вместе с ним и свои ощущения, и мысли. Ну вот как это делал великий художник Петров-Водкин. И земной поклон ему за это.

P.S. У этой картины очень не простая история. Два года спустя после написания она была отобрана для «Балтийской выставке» в Швеции. Там художнику, несмотря на провокационный цвет коня, король страны вручил медаль и грамоту. А потом случилась война, а потом февральская смута и революция в России. А потом ещё и гражданская война. Словом было не до картины. Она так и осталась в Швеции. Вернулись к этому вопросу только после второй мировой. В 1950 г. Попросили вернуть. И вернули картину нам. Да и как не вернуть державе, сокрушившей Гитлера.

Вернули, правда, вдове художника. А она, непонятно почему, вверила картину одной собирательнице московской Басевич. Может быть и продала. Ну а та в свою очередь в 1961 году преподнесла шедевр в дар в Третьяковскую галерея. А я так думаю, попробовала бы она не преподнести картину, которая уже рассматривалась как народное достояние, которое никак не могло принадлежать частному лицу. Это вам не наше время, при котором Ваксерберг выкупил в США пасхальный яйца Фаберже и оставил их у себя. Всемирно известные шедевры ювелирного искусства теперь его частная собственность. А частная собственность – это святое.

Поистине уникальной личностью был знаменитый русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Картины, рассказы, мемуары, новые приемы в живописи, плоды богатой педагогической деятельности оставил он нам в наследство. Его судьба складывалась с той же калейдоскопичностью, с какой предстали миру его гениальные работы.

Наследие мастера

Самые художника - «Портрет Анны Ахматовой», «1918 год в Петрограде», «Купание красного коня», «Смерть комиссара», «А. С. Пушкин в Петербурге», «Скрипка», «Юность», «Жаждущий воин», «Дочь рыбака», «Утренний натюрморт», «Берег». Это, конечно, далеко не весь перечень живописных работ художника. Петров-Водкин создавал картины во всех известных жанрах - портреты, натюрморты, пейзажи, воплощал бытовые, исторические и аллегорические сюжеты. Каждое его произведение дышит самобытным восприятием мира и духовной независимостью.

Истоки творческой индивидуальности

Среди современников, творивших «на переломе» двух столетий - двух разительно отличавшихся друг от друга эпох, особым почерком и восхитительной художнической дерзостью отличается именно Кузьма Петров-Водкин. созданных мастером, не обходится без упоминания о новаторских принципах и приемах, родившихся в манере художника, как ни странно, из пристрастного изучения живописи далекой старины.

Первым ошеломительным потрясением для художника, почти еще мальчика, были новгородские иконы, которые тот увидел в доме знакомых старообрядцев. Случилось это в ту пору, когда семья жила в Хвалынске - уютном, утопающем в зелени городе на Волге. К этим впечатлениям примкнули и радостные сказочные картинки, которые рисовал в присутствии Кузьмы сосед и друг семьи Андрей Кондратыч. Мальчик и сам пробовал рисовать, удивляя искусными этюдами родителей. В среде, в которой родился и рос Петров-Водкин, картины не считались большой ценностью, а труд художника воспринимался чем-то вроде баловства. Выходец из семьи сапожника и горничной, Кузьма Сергеевич не раз упоминал, что, занимаясь рисованием, ощущал себя кем-то вроде богемного барчука. Думали ли в ту пору его родные, что имя их отпрыска войдет в анналы истории и украсит коллекции знаменитых музеев, таких, как знаменитая Третьяковская галерея, картины которой знает весь цивилизованный мир!

Поиски собственного пути

В те годы, когда судьба художника никак не проглядывала через уготованный мальчику из нижних слоев общества путь, провидение настойчиво подталкивало юношу к мастерству живописи. Окончив среднее городское училище, Кузьма стал работать в судоремонтных мастерских и готовился поступать в железнодорожное училище. Осенью он уехал в Самару, экзамена не выдержал и тогда всецело отдался своему увлечению. Перебиваясь случайной работой, Кузьма решил учиться рисованию в Классах живописи Федора Бурова. Это был полезный опыт, но существенных знаний он не дал. Ученики занимались большей частью академической теорией и ни разу так и не взялись за натуру. После кончины учителя Петров-Водкин попытался устроиться на работу иконописцем. Вместе с однокашниками он организовал артель вывесочников. Однако ни то, ни другое предприятие не увенчалось успехом. Это ничуть не умалило решимости юноши заниматься рисованием. Из Самары он на лето перебрался в родной Хвалынск.

Судьбоносная встреча

Удача пришла с другой стороны: в дом, где мать художника была в услужении у господ, приехала из Петербурга дама, сестра хозяйки, с намерением построить в Хвалынске дачу. С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы. Он предложил устроить юношу на учебу в столице. В тот же год Петров-Водкин поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица, выпускавшее из своих стен мастеров прикладного творчества. Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась. Усердный и заинтересованный ученик Кузьма Петров-Водкин мог бы достичь больших высот в ремесле, но дарование влекло его дальше - молодому человеку не хватало сочных и свободных красок живописи. Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ.

Жадный интерес к науке и искусству

Новая страница жизни начинающего художника - переход в Московское училище живописи, в котором к преподавательской деятельности тогда приступили кумиры молодежи - Валентин Серов, Исаак Левитан, Мартирос Сарьян. После провинциального Хвалынска и академичного Петербурга Петров-Водкин окунается с головой в демократичную и яркую жизнь Москвы. Ему страстно хочется все объять, познать законы вселенной. Художник учится играть на скрипке, постигает азы физики и химии, пишет рассказы и пьесы.

Путешествие, перевернувшее сознание

В начале нового века молодого человека захватило желание объехать мир. Он садится на велосипед с маршрутом в голове: «Варшава-Мюнхен-Италия». Кузьма сумел добраться только до Германии. Здесь юноша поступает в школу Антона Ашбе, высоко ценимую художниками России. Новые места, уклад жизни, произведения искусства подарили молодому рисовальщику массу плодотворных впечатлений. Все это своеобразно и счастливо преломилось в живописи Петрова-Водкина.

В Италию художник попал почти пять лет спустя. Он страстно мечтал увидеть Везувий. Сильные стихии пленили его воображение. Поднявшись к сотрясающемуся и дышащему огнем жерлу, молодой художник Петров-Водкин испытал ощущения, которые, по его свидетельству, навсегда изменили его понимание жизни и искусства, потрясли его творческое сознание.

Картина «Купание красного коня»

Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. По свидетельствам исследователей, замысел картины возник у художника после того, как его ученик Сергей Калмыков в рамках академической работы написал красных коней. Существует мнение, что первый вариант картины «Купание красного коня» (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева. Прообразом животного в центральной части полотна послужил настоящий скакун по имени Мальчик. Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника.

Символика Серебряного века

Тема купания лошадей, по большей части с обнаженной натурой, была чрезвычайно популярна в живописи начала ХХ века. Среди соотечественников купающихся коней и людей писали Аркадий Пластов, Петр Кончаловский, Валентин Серов и другие живописцы. Олицетворяющий неукротимую энергию, доблесть и чарующую грацию жеребец с восседающим на нем всадником представлял мощь стихии, направляемой силой духа и разума. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», - тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Гимн пластике и изысканности хорошо сложенному мужскому телу звучал не только в работах талантливых живописцев, но и в прогремевших на весь мир Дягилевских балетных спектаклях.

«Таких коней не бывает»

Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. «Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской. Символичный алый конь присутствует в древнерусской иконе, например, в изображении архангела Михаила святых Бориса и Глеба и т. д. В картине Петрова-Водкина этот цвет также аллегоричен. Он олицетворяет волю и стремительность, бескомпромиссность и жажду нового, к чему так рвалась предреволюционная Россия. В иконописи венценосную и действенную силу, такой же силой наделяли пробужденную и готовую к переменам страну наши соотечественники, жившие сто лет назад.

Художественные особенности полотна

На холсте перед зрителем разворачивается великолепная картина в сферической перспективе, завораживающей округлыми линиями. По убеждению художника, такое изображение перспективы наиболее точно передает идейный пафос роли Человека во Вселенной. На переднем плане - красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. В средней части полотна - в воде - фигуры белой лошади, которую тянет под уздцы ее спешившийся наездник, и светло-алого жеребца с всадником, его мы видим со спины. Вся эта группа, включая центрального мальчика на коне, создает движение кружения, подчеркнутое медленным круговоротом озерной воды. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями.

Сила красок

Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Большим знатоком изысканной колористической гаммы предстает здесь перед зрителем Петров-Водкин. «Купание красного коня» - образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета. Прохладные сине-зеленые тона озерной отражающей небо глади, по которой расходятся гибкими струями плавные круги, а также полукруглая полоска розового берега с зелеными вкраплениями кустов становятся идеальным фоном для ярко-алого жеребца и смуглого, почти золотистого мальчика, являющих собой композиционный и содержательный центр картины.

О чем рассказывает мадонна

Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной». Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже).

Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией. Черты юной большевички, бережно держащей на руках своего младенца, исполнены безмятежного покоя и женственности в охваченном кардинальными переменами мире. Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная и красота.

Зачем погиб комиссар

Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году. Тема его - гибель красного командира на полях гражданской войны - перерастает конкретный исторический сюжет и становится вневременным символом жертвы во имя высокой идеи. Эта картина еще раз представляет автора прежде всего философом, стремящимся охватить и связать проявления материального и нематериального мира в художественном пространстве.

Холсты художника выставлены также в доме-музее Волошина в Коктебеле, в Саратовском художественном музее им. Радищева. Обширный каталог из почти 900 работ мастера имеется в музее художника на его родине в Хвалынске.


Работа над картиной началась еще зимой 1912 года. Первые этюды художник начал писать на хуторе "Мишкина пристань" в Саратовской губернии. Первый, несохранившийся вариант полотна, известен по черно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нем верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург.

Дело в том, что перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро... Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей. Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами. Конь, на котором восседал один из мальчиков был ярко - красного цвета. .

Фигура красного жеребца заняла весь передний план картины практически полностью. Он дан так крупно, что его уши, круп и ноги ниже колен обрезаются рамой картины. Насыщенный алый цвет животного кажется еще ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика. От передней ноги коня, вступающего в воду, разбегаются волны чуть зеленоватого, по сравнению с остальной поверхностью озера, оттенка. Все полотно является прекрасной иллюстрацией столь излюбленной Петровым-Водкиным сферической перспективы: озеро круглое, что подчеркивается фрагментом берега в верхнем правом углу, оптическое восприятие чуть искажено.

Всего на картине изображено 3 коня и 3 мальчика — один на первом плане верхом на красном коне, два других позади него с левой и правой стороны. Один ведет под уздцы белую лошадь, другой, видный со спины, верхом на оранжевой, уезжает вглубь картины. Эти три группы образуют динамическую кривую, подчеркнутую одинаковым изгибом передней ноги красного коня, таким же изгибом ноги мальчика-всадника и рисунком волн.

Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве. Собирательство и расчистка икон в 1912 году переживали свой расцвет.

Самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее.
И здесь он отказался от линейной перспективы, в пользу перспективы обратной. Его красный конь как будто наложен на изображение озера. И зрителю кажется, что красный конь и всадник находятся как бы уже и не в картине, а перед ней - перед зрителем и перед самим полотном. Он явился к нам сюда из мира горнего.

Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так у Сергея Есенина родились строчки:

«Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя! Иль ты приснилась мне!
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне».

Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Образ коня в русском искусстве (и не внём одном) с древних времен воспринимался многозначительно. В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил.

Былинная мощь огненного коня, нежная хрупкость и своеобразная изысканность бледного юноши, резкие разводы волн в небольшом заливе, плавная дуга розового берега - вот из чего складывается эта необычайно многогранная и по-особому обостренная картина. На ней почти всю плоскость холста заполняет огромная, могучая фигура красного коня с сидящим на нем юным всадником. Судьбоносное значение коня передано К. Петровым-Водкиным не только державным, торжественным шагом и самой позой коня, но и по-человечески гордой посадкой его головы на длинной, по-лебединому изогнутой шее.

По контрасту с конем хрупким и слабым кажется юный всадник - обнаженный мальчик-подросток. И хотя рука его держит поводья, сам он подчиняется уверенной поступи коня. Недаром искусствовед В. Липатов подчеркивал, что "конь величав, монументален, исполнен могучей силы, помчись он - и не удержать его неукротимый бег". Мощь коня, его сдержанная сила и огромная внутренняя энергия как раз и подчеркиваются хрупкостью всадника, его мечтательной отрешенностью, словно он пребывает в особом внутреннем мире.

Судьба картины тоже сложилась неординарно.

Впервые полотно было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году и имело ошеломляющий успех. В 1914 году она была на «Балтийской выставке» в городе Мальмё (Швеция). За участие в этой выставке К. Петрову-Водкину шведским королём была вручена медаль и грамота. Разразившаяся Первая мировая война, затем революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции. После окончания Второй мировой войны и после упорных и изнурительных переговоров, наконец, в 1950 году произведения Петрова-Водкина, в том числе и это полотно, были возвращены на Родину. Вдова художника передала картину в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, а та в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее.

И вот сегодня, через 104 года после явления нам Красного Коня в канун 2017 года, мы вот что скажем об этой картине.

«Зеленовато-синяя кудрявость волн, поднятых резким движением ворвавшегося в воду коня. Ослепительно красный тон его окраски, напряженно косящий глаз, изогнутая в стремительном порыве трепетная шея. На коне сидит, придерживая одной рукой уздечку, обнаженный юноша. Формы его тела совершенны, словно оно вобрало в себя всю Красоту человека прошедших веков. Человек и конь слились в едином порыве и составили единое целое Красоты, Гармонии и Формы. Картина и то, что было изображено на ней, существовали как бы вне времени и пространства. Она казалась вечной, ибо её святящаяся Красота чудилась не написанной, а отлитой из самой жизни, из её высоких и совершенных форм. В неё не было ничего лишнего. И казалось, что её создал не художник, а какой-то нездешний творец, вдохнувший в неё своё представление о совершенстве мира и человека. ХХ век, возможно, не знал ничего прекраснее, чем это полотно. Картина была знаковой во всех отношениях. В ней Дух преображал материю.

Никогда ранее художник не достигал такого идеального ритма цвета и линий, такой совершенной композиции. Это была Вершина. За ней стоял или взлёт, или спуск вниз к чему-то ещё неведомому и угрожающему. Картина несла в себе предчувствия, неясные и тревожные. Красный цвет волновал, в нём звучала странная мелодия, похожая на песню ветра, гнущего ковыль…

Гибель Красоты, вобравшей в себя всё лучшее из прошлого, была столь же неизбежной, как и появление Красоты иной, чем-то похожей и одновременно непохожей на предыдущую. Этот момент не совсем точно назвали кризисом искусства. В действительности это был перелом в развитии искусства, двигавшегося от красоты символической к реальной. Движение это оказалось долгим и мучительным и сопровождалось острейшими противоречиями не столько исторического, сколько духовно-культурного характера. Сам путь пролегал через то творческого откровение, без которого было бы невозможно Преображение ни самого творчества, ни самого творца…

Творческий акт Красоты не только наполняет новым смыслом само творчество, каждый раз повышая его уровень и усложняя его формы, но и совершенствует восприятие меняющимся человеком самой Красоты, её непрерывно эволюционирующеё энергетики. Иными словами, творческая эволюция Красоты надвигалась на Планету в лучах новых космических энергий, возвещая новую творческую эпоху и явление Нового духовного человека…

Так выглядело последнее, редчайшее зрелище уходящей Красоты. Красоты искусства Серебряного века России, которое более, чем любое предшествующее художественное творчество, приблизилось к пониманию Инобытия, его роли в эволюции человека, его преображающей силы.

«И тогда мир будет поражен, - писал один из авторов «Золотого руна, - ослепительным сиянием Новой Красоты. Можно быть уверенным, что новая неведомая жизнь будущего несёт нам вместе с прочими новизнами так же и новые права и новую социальную роль искусства, «новые заветы новой эстетики». Исчезнет мало-помалу тип художника - усладителя меценатов, и явится новый тип вдохновенного артиста. Эти новые артисты будут пророками и жрецами-вещателями внушений внутренней Мировой Души»…

Два пути встали перед человечеством в ХХ веке - путь Красоты и эволюционного восхождения и путь Хаоса, безобразия и инволюционного падения. Теперь… можно сказать, что большинство творцов и не-творцов выбрало второй путь, показавшийся им лёгким и потому, с их точки зрения истинным. Этому выбору содействовала не только энергетическая слабость внутренней структуры самого человека, но и ряд внешних обстоятельств, которые мы иногда называем историческими условиями». Л.В. Шапошникова. Тернистый путь Красоты. М., 2001, стр. 253-265.

Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.
Нам горьким стало молоко
Под этой ветхой кровлей.

Пролей, пролей нам над водой
Твое глухое ржанье
И колокольчиком-звездой
Холодное сиянье.

Мы радугу тебе — дугой,
Полярный круг — на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.

Хвостом земле ты прицепись,
С зари отчалься гривой.
За эти тучи, эту высь
Скачи к стране счастливой.

И пусть они, те, кто во мгле
Нас пьют лампадой в небе,
Увидят со своих полей,
Что мы к ним в гости едем.

Сергей Есенин.
Февраль 1919