Краткая характеристика героев романа отцы и дети. История создания романа «Отцы и дети» Тургенева

Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева

В романе «Отцы и дети» сказалась черта Тургенева – умение угадывать зарождающееся в обществе движение. Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов XIX века определил композицию романа. В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля – человека дела, проникнутого горячим стремлением бороться во имя изменения общественного строя России. Тургенев подметил рождение героя нового времени и попытался изобразить его в своём романе.
В главном герое романа «Отцы и дети», Базарове, сконцентрированы наиболее характерные черты борца за просвещение народа, за освобождение науки от устаревших мировоззрений. Будучи сыном простого штаб-лекаря и русской дворянки, Базаров знает естественные и медицинские науки. Но при содействии этих наук он утратил всякие предрассудки, и всё же остался человеком крайне необразованным в поэзии и искусстве, не потрудился подумать, и произнёс приговор над незнакомыми ему предметами. Его родители мало что сделали для его образования, но дали ему многое для духовного развития. Отец Базарова – это истинный труженик: в своём саду «сам каждое деревцо сажал». И видя с каким упорством отец достигает намеченной цели, Базаров старался походить на него. Именно годы упорного труда сделали его образованным человеком. Так подрастал Базаров, подпитываясь надеждами и мечтами лучшего будущего, а не привязываясь насильно к отголоскам отжившего прошлого.
И вскоре его слова, поступки, взаимоотношения с родителями, взгляды на жизнь заставляют понять окружающих, что он человек из какой-то совершенно иной среды. Теперь он – молодой нигилист. И когда Базаров попадает в круг «феодалов», многие его даже осуждают за твёрдость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия. Положение взглядов Базарова выглядит достаточно прочным, ведь в романе встречаются его, пусть даже мнимые, ученики и последователи. Репетилов, Ситников и Кукшина видят в нигилизме только одно – отрицание всех старых нравственных норм, и все они с нескрываемым восторгом следуют этой новой «моде». Учение успешно воспринимается молодыми образованными людьми, и как яркий пример этого, в романе появляется Аркадий – лучший из «учеников» Базарова. Базаров хотел перевоспитать Аркадия, то есть уничтожить в нём любые проявления старых порядков. И вскоре Аркадий привязывается к базаровским взглядам. Отец Аркадия, Николай Петрович, узнав, что Базаров – нигилист, выговаривает это слово с недоумением и страхом за сына, а Павел Петрович – с раздражением и ненавистью. У Аркадия же, напротив, нет и тени каких-либо опасений, при появлении Базарова он начинает хвастаться своим свободомыслием. И при этом Николай Петрович робеет как пятнадцатилетний юноша, а Павел Петрович злится: почему же Базаров не интересуется им как оппонентом?
На первый взгляд кажется, что Базарова уже ничто в жизни не собьет с избранного пути. Ведь он достаточно убедителен в своих взглядах, и даже в главном – в разоблачении дряблости и безволия своих идейных противников – либералов Кирсановых. Да, Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви, и казалось бы, тут даже нет пути для душевных волнений – он презирает любовь, считая её жалким чувством. Но тут происходит нечто невероятное. Базаров встречает Анну Одинцову, знакомится с ней, и, несмотря на то, что губернский «свет» оскорбляет Одинцову грязными сплетнями, Базаров сразу увидел в ней незаурядного человека и выделил из круга дам. Он охотно делится с ней своими мыслями, видит в ней умную собеседницу и вскоре познаёт истинную любовь, заставляющую его по-новому почувствовать природу. Невероятное заключалось в том, что он каким-то образом охотно проникся тем чувством, которое всячески и упорно презирал. И это испугало его. Из слов Базарова Одинцова заключила, что как бы сильно он не любил, он не пожертвует во имя любви своими убеждениями. И это отпугнуло в свою очередь и Анну. Базаров всеми силами старался побороть в себе отчаяние: он не раскис и не стал унижаться перед Одинцовой. Решив, что ему надо отвлечься, он едет к родителям и помогает отцу лечить крестьян. Но что-то внутри него уже дало трещину – Базаров находится в подавленном состоянии. И может быть именно эта рассеянность мыслей привела к тому, что Базаров по неосторожности порезал палец во время вскрытия тела умершего и получил заражение крови. Не имея возможности показать как живёт и действует Базаров, Тургенев показывает как он умирает. Ведь именно в этот момент Базаров ведёт себя как истинный пример для подражания: как человек, который умеет умирать достойно, спокойно, решительно не отступая перед препятствиями и не предаваясь трусости перед опасностью.
Роман Тургенева «Отцы и дети» замечателен тем, что шевелит ум и наводит читателей всех поколений на размышления. Прошлое поколение читателей размышляло над романом, и вот уже теперешнее поколение тоже не отстаёт в живости размышлений. И, несомненно, поколение будущего тоже продолжит это делать. В чём же философская притягательность этого романа? Возможно в том, что образ мятежного нигилиста будил мысль и заставлял каждого читателя задуматься над своей собственной жизнью.

Литература:
Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый Статьи 1859-1864 гг./ Д. И. Писарев, Базаров "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева/ Л., "Художественная литература", 1981

Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным этапом или всей жизнью героя вообще, является непосредственным отражением позиции писателя по отношению к персонажу, итогом размышлений о судьбе современников.

Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Почему именно таким образом поступает автор с центральным персонажем? Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? Ответы на эти и многие другие вопросы позволяет найти анализ эпизода произведения, в котором рассказывается о смерти главного героя.

Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Следуя авторской характеристике, мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”. Для нею не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров - нигилист. Но не такой, как причисляющие себя к нигилизму Ситников и Кукшина, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность. В отличие от них, Базаров не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель - “труд на пользу общества”, его главная задача - “жить для великой цели обновления мира”.

Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя (вспомним хотя бы его высказывания в адрес родственников Аркадия и его самого), считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл. Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.

Смерть Базарова - досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами - обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. “Гигант”, которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него - это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...

Творчество И.С. Тургенева стало огромным вкладом в развитие русской литературы. Многие его произведения хорошо знакомы читателям разных возрастов. Но самым популярным был и остается роман Тургенева «Отцы и дети», который стал ответом на многие вопросы современности писателя. История создания романа «Отцы и дети» началась в 1860 году, с замысла, посетившего Ивана Сергеевича.

Начальный этап

Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Тогда он задумывает крупную повесть, героем которой должен стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Начало работы

Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа. Он чувствует огромное удовлетворение от своей работы. Его безумно привлекает образ Евгения Базарова. Но со временем он чувствует, что не может более работать в Париже. Писатель возвращается на родину.

Завершение романа

Возвращение в Россию дает Тургеневу возможность окунуться в атмосферу современных общественных движений. Это помогает ему завершить роман. Незадолго да конца работы над «Отцами и детьми» в России происходит знаменательное событие – отмена крепостного права. Последние главы произведения дописываются Иваном Сергеевичем в родном селе Спасском.

Первые публикации и споры

Впервые «Отцы и дети» явились миру на страницах популярного литературного издания «Русский вестник». Как и опасался Тургенев, неоднозначный образ Базарова вызвал бурную реакцию в литературных кругах. Его обсуждение порождало массу споров в печати. Множество великолепных критиков посвящали свои статьи разбору идейного содержания романа и характеристике главного героя. Появление нового образа, отрицающего все привычное и прекрасное, стало своеобразным гимном молодому нигилистическому течению.

Последняя редакция романа

После появления романа в «Русском вестнике» Тургенев занимается небольшой переработкой текста произведения. Он сглаживает некоторые особо резкие черты характера главного героя, и делает образ Базарова более привлекательным, чем в первоначальном варианте. Осенью 1862 года в печать выходит отредактированная версия романа. На титульной странице стоит посвящение Виссариону Григорьевичу Белинскому. Тургенев и Белинский были очень близкими друзьями, и благодаря влиянию Виссариона Григорьевича формировались некоторые общественные взгляды Ивана Сергеевича.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал уникальным произведением, отразившим вечное противостояние двух поколений не только в рамках отдельно взятого семейства, но и на уровне общественно-политической жизни целой страны.

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Данная публикация поможет ученикам 10 класса при написании доклада или сочинения на тему «Евгений Базаров».

Тест по произведению

Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель, автор одного из самых известных литературных произведений XIX века «Отцы и дети».

Данный роман насыщен персонажами: главными и второстепенными, краткие характеристики которых изложены ниже.

Главные герои романа Тургенева «Отцы и дети»

– центральный персонаж романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Когда читатель только встречает Базарова на страницах произведения, первое, что бросается в глаза и при этом, дает максимально правдивую характеристику персонажа – его внешний вид. Базаров одет в старые и потрепанные временем вещи, но даже в таком виде преподносит себя гордо и достойно.

Внешность молодого человека также отражает основные черты его характера. Через тонкие губы, мужественный голос, большой лоб и твердую походку, И.С. Тургенев передает скрытность, холодность и резкость своего героя.

Базаров воспитывался лекарем в крестьянской семье, сам же он, как и отец, учился на медицинском факультете. Его скептическое отношение к окружающим его людям, природе, искусству, самоуверенность и некий эгоизм объясняются принадлежностью героя к течению нигилистов. Персонаж остается верен своим принципам до конца жизни, и умирает от заражения крови.

– наиболее добрый, светлый и «положительный» среди всех персонажей романа. Внешне Николай Петрович выглядит типичным дворянином того времени: немного сгорбленный человек с приятными чертами лица, носящий «деревенское» пальто.

Николай Петрович является отцом Аркадия, либералом по своим взглядам. Герой старается идти в ногу со временем, насколько это было возможно в тот период, он интересуется жизнью сына, новаторскими идеями, к которым примыкает Аркадий.

Какое-то время персонаж испытывает неловкость и стыд из-за своих чувств к простой женщине Фенечке, но к концу романа можно отметить личностный рост этого героя, ведь он не только более не стыдится, но даже открыто выражает свою любовь, женившись на Фенечке.

– старший брат Николая Петровича, который является антиподом Евгения Базарова. Несмотря на то, что в течение какого-то промежутка времени, герой проживает в деревне, он не выбирает «деревенское пальто», как его брат. Павел Петрович всегда выглядит роскошно, его рубашка всегда накрахмалена, а на руках всегда находятся светлые перчатки. Персонаж считает, что следить за своим внешним видом необходимо, даже когда находится среди простых деревенских людей, а не в привычном Петербургском обществе.

В своей жизни Павел Петрович испытал несчастную любовь к княгине Р., именно после разрыва он переехал в деревню, где встретил Фенечку, напоминающую внешне бывшую любовь. Однажды Базаров видит, как герой целует Фенечку, и вызывает его на дуэль, что становится некой кульминацией их конфликта.

Из сражений герой выходит с ранением, поэтому после свадьбы племянника отъезжает за границу на лечение.

– сын Николая Петровича и друг Евгения. Герой молод и наивен, что, несомненно, объясняет его слепое подражание в начале романа взглядам Базарова. Он попадает под влияние яркого и весьма необычного течения, которому Евгений отдан полностью, хотя сам Аркадий с первых страниц романа сомневается в идеях, которые пропагандирует его друг.

Аркадий восхищается тем, как Базаров следует идеям течения до самой смерти, но в определенны момент он осознает, что имеет совершенно другие взгляды и планы на эту жизнь.

Отказавшись от идей нигилизма, Аркадий обретает любовь и счастье, которое становится смыслом его жизни.

Второстепенные герои романа Тургенева «Отцы и дети»

– единственная женщина, к которой Базаров обретает некое подобие чувств. На самом деле, Одинцова представляется очень жестокой женщиной, которая просчитывает каждый свой шаг, она, тем не менее очень любит роскошь, но не желает делиться ей с кем-либо. Поэтому вполне ожидаемым итогом для нее стало замужество по расчету.

Катерина – молодая девушка, воспитанная сестрой в строгости. По этой причине можно отметить такие ее черты, как невероятная скромность, любовь к природе, музыке, доброта. Безусловно, образ этой девушки является идеальным завершением образа Аркадия Кирсанова, который находит в ней смысл своей жизни.

Фенечка – женщина, родом из крестьянской семьи, которая становится примером естественной красоты и чистоты. Неудивительно, что Николай Петрович избрал ее в качестве своей возлюбленной, ведь именно Фенечка является идеалом женщины для него, хранящей домашний очаг, заботящейся об уюте и благополучии родных.