Краткая биография няня пушкина арины родионовны самое главное.

21 апреля исполнилось 257 лет со дня рождения самой известной няни нашей страны - Арины Родионовны, воспитавшей Александра Сергеевича Пушкина. Принято считать, что няня сыграла большую роль в становлении гениального поэта.

Однако, в реальности все было не совсем так, как нам рассказывали в школьных учебниках литературы. Давайте вспомним 6 малоизвестных фактов об Арине Родионовне.
Мы не знаем, как выглядела Арина Родионовна

Портрет Арины Родионовны работы неизвестного художника.
Это может показаться удивительным, но о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего. Широко известен портрет няни работы неизвестного художника, приведенный выше. Его можно встретить даже в школьных учебниках. Но реальной внешности няни он едва ли соответствует. По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному сестрой Пушкина, Ольгой. Та писала: «Старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось.

Горельеф Арины Родионовны.
Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанной из кости. Его история покрыта тайной - впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Откуда именно горельеф взялся, так и не выяснилось. Сегодня этот портрет хранится в Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Рисунок Пушкина, который может быть изображением Арины Родионовны в молодости и старости.
У Арины Родионовны не было фамилии
Фамилия Арины Родионовны - Яковлева, также является скорее предметом выдумки исследователей и биографов Пушкина. Настоящей фамилии у няни при жизни не было, а так как Арина Родионовна была крепостной женщиной, она в ней особо и не нуждалась. По имени отца ее иногда указывали как Родионову, хотя в доме Пушкиных няню звали именно Родионовной.
Позднее пушкиноведы окрестили ее Яковлевой - такую фамилию носил отец Арины Родионовны. Хотя более правильным в этом случае было бы назвать ее по фамилии мужа, то есть Матвеевой.
Кроме того, имя Арины Родионовны - также выдуманное. Ее настоящее, то есть данное при крещении имя, звучит как Ирина, или Иринья. Именно под ним она была записана в церковных справочниках, сообщающих о рождении и смерти. Ариной же няню прозвали уже в услужении у Пушкиных. Кстати говоря, сам поэт в своих письмах и произведениях на разу ее по имени не назвал, а писал исключительно «няня».
Арина Родионовна оказала влияние на воспитание не только Пушкина, но и всех российских детей
Особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже не в детстве поэта, а во время его двухгодичной ссылки в селе Михайловское в 1824-26 годах. В этой глуши няня жила вместе с Александром Сергеевичем и именно тогда Пушкин написал несколько своих трогательных, посвященных ей стихотворений.


Пушкин в Михайловском в изображении Николая Ге.
Они вместе коротали вечера, во время которых Арина Родионовна пела Пушкину народные песни и рассказывала сказки, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Интересующемуся фольклором Пушкину оставалось лишь слушать и запоминать, чтобы потом составить основной корпус русских сказок, изложенных на современном литературном языке.
Почти все пушкинские сказки рождаются уже в 1830-31 годах, то есть спустя пять лет после уединения в Михайловском. Возможно, если бы не няня, мы бы не выросли на историях о царе Салтане или золотой рыбке, теперь знакомых каждому ребенку.
Арина Родионовна любила выпить
Об этом факте ее натуры принято умалчивать. Тем не менее, его правдивость не вызывает сомнений, так как находит сразу несколько различных подтверждений. Приведенное выше описание няни, сделанное Ольгой Пушкиной, заканчивается так: «…страстно любившая своего питомца, но с одним грешком - любила выпить». Об этом же писал друг Пушкина поэт Языков, с которым тот познакомился в ссылке: «…она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница».
Ну, и наконец, и само светило русской поэзии также сообщает нам именно об этом:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
С этим фактом связан и другой, не самый приятный эпизод биографии няни. Ее муж, крестьянин Федор Матвеев, в 1801 году умер от пьянства. Возможно, сыграли в этом роль и наклонности жены.
Могила Арины Родионовны утеряна
Как уже упоминалось, Арина Родионовна всю свою жизнь была крепостной. И хотя семья Пушкиных предлагала ей вольную, та ее отклонила.
Умерла няня в 1828 году в Санкт-Петербурге. Александр Сергеевич на ее похороны не приехал - из знатных особ там присутствовал лишь его друг и муж сестры Ольги, Николай Павлищев. Исходя из социального статуса, хоронили Арину Родионовну скромно, а могила ее и вовсе осталась безымянной.
Вскоре она оказалась утеряна и точное место захоронения оставалось неизвестным вплоть до 1940 года. К этому времени было принято считать, что Арина Родионовна покоится на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Но благодаря проверке старых церковных книг выяснилось, что реальное место ее захоронения - это Смоленское кладбище. После этого у входа на него повесили мемориальную табличку в честь няни.

Мемориальная табличка на Смоленском кладбище.
У Пушкина был еще и нянь
Во времена Пушкина в господских семьях к мальчикам было принято прикреплять не только нянек, но и «дядек». У нашего поэта также был свой дядька - Никита Козлов. Парадокс в том, что он был предан своему хозяину едва ли меньше Арины Родионовны, прошел вместе с ним весь жизненный путь, но так и остался практически безвестным. Александр Сергеевич своего дядьку не упомянул ни в одном письме, не говоря уже про свои произведения.
А ведь именно он, Никита Козлов, вместе с Сергеем Тургеневым опускал гроб с телом поэта в могилу. До этого дядька Пушкина провел с ним все трудные дни жизни поэта, начиная с самого маленького возраста, и был ему беззаветно предан. Вот такая несправедливость.

Никита Козлов несет раненого на дуэли Пушкина.
Роль Арины Родионовны преувеличена
Представление о том, что няня сыграла значительную, если не ключевую роль в воспитании поэта начало складываться уже после его смерти. Причем, наиболее навязчивым образом в сталинские времена, когда вместе с культом личности правителя в общество внедрялись и другие мифологемы.


Арина Родионовна должна была сыграть в советском представлении о воспитании Пушкина роль связующего звена поэта с народом, вопреки аристократическому происхождению. Но сам поэт о каком-либо заметном влиянии Арины Родионовны на свое воспитание ни разу не упомянул.
Биограф Пушкина Александр Анненков был одним из первых, кто начал традицию преувеличения роли Арины Родионовны. Иногда он явно противоречил высказываниям самого поэта. К примеру, Анненков писал, что няне Пушкин «обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания».
Вот что поэт писал в одном из своих писем на самом деле: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Получается, что Арина Родионовна исправляла в Михайловском недостатки своего же воспитания великого поэта в детстве. Сегодня уже трудно выяснить настоящую роль Арины Родионовны в становлении Пушкина. Но тот факт, что он ее по-настоящему любил и находил в общении с ней радость и утешение, сомнений вызвать не может. И именно за это мы можем благодарить Арину Родионовну.

Александра Сергеевича Пушкина ситуация была противоположна. Он с детства попал под влияние потомка русских языческих жрецов – его няни Арины Родионовны. Эта необыкновенная женщина не случайно возникла рядом с Пушкиным, который сам был потомком эфиопских жрецов. Не случайно Петр Первый отобрал его предка. Арина Родионовна, занимаясь воспитанием юного Пушкина, рассказывала ему безконечное количество старинных русских сказок, легенд, сказаний, песен, пословиц, поговорок. Её мозг хранил немыслимые объемы памяти предков и русских Богов.

Юный Пушкин в упоении слушал рассказы и сказки человека языческой культуры. Пушкин был заворожен, покорен и ошеломлен этими рассказами. Этот роскошный языческий мир восхитил юную душу Пушкина и наложил глубокий отпечаток на всё его будущее творчество. Пушкин впитал и навсегда сохранил безконечную красоту русской языческой религии. Вся его будущая поэзия пропитана языческими образами, языческим мироощущением. Именно поэтому она так прекрасна и притягательна для русского человека.

Никогда уже в зрелом возрасте хмурое безрадостное мучающееся христианство не смогло затушить в Пушкине радостный языческий огонь страстей и жажды реальной жизни.

Арина Родионовна не просто запрограммировала Пушкина. Она вывела его на связь с русскими космическими Богами. От них Пушкин получал божественное озарение. Пушкин – это не просто русский поэт. Это пророк. Его поэзия – это не просто поэзия. Она носит мистический характер, истинный смысл которой был непонятен даже самому Пушкину. В состоянии озарения, черпая информацию из космоса, гений является только проводником этой информации, не осознавая её глубину в полном объеме .
Из книги Истархова "Удар Русских Богов"

В ноябре 1824 г. Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: "Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. ...Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально ".

Арина Родионовна няня
А.С. Пушкина 1758-1828
"Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!"

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
А.С. Пушкин

Главной няне русской литературы исполняется 260 лет.

Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него не только няней, но настоящим другом. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал о её безграничной любви к нему, - рассказывает зав.отделом Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Ольга Солодовникова.


Попав в дом Пушкиных нянькой старшей сестры поэта Ольги и его младшего брата Льва, она не сразу стала ходить за маленьким Сашей. За ним смотрели две другие женщины и дядька Никита Козлов, провожавший потом гроб с телом поэта в последний путь. И все же только её Пушкин звал своей няней, к ней или навеянным ею образам не раз обращался в своих стихах. Арина Родионовна воспитывала всех подопечных барских детей по-русски. Она мастерски, задушевно рассказывала были и небылицы, страшные истории, сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Ее любили слушать не только дети, но и вся домашняя прислуга. «Несмотря на то, что всем окружающим строго было запрещено пугать нас ведьмами, домовыми, няньки все дни говорили о них между собой», - вспоминала сестра поэта Ольга. Ученые говорят, что та информация и знания, которые получает ребенок в возрасте до семи лет, формируют его личность. Именно в этот период юный Саша впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Видимо, на самом деле, крепостная крестьянка обладала особым даром и покоряла детские души, а ее речь навсегда отложилась в их памяти. Эта её роль особенна важна тем, что в детстве поэта «воспитание его мало заключало в себе русского; он слышал один французский язык». Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Он любил ее родственною, неизменною любовью, часто называя в обращении к ней не только «няней», но и «мамушкой».

Однако особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже во время его двухгодичной ссылки. В июле 1824 года в село Михайловское Псковской губернии под надзор местного начальства был выслан опальный поэт из Петербурга. И здесь с радостью его встретила постаревшая его няня, которая по-прежнему так же любила своего Сашу. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. В мемуарной литературе, посвященной ссылке, имена няни и поэта стоят неразрывно. В доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев», — вспоминал И.И. Пущин. По свидетельству кучера Пушкина П. Парфенова: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «здорова ли, мама?» — он ее все мамой называл... И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней...» .

Они вместе коротали вечера. Няня усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Он часто приходил в её маленький домик, стоящий рядом с господским, порождая легенды о том, что Пушкин даже жил не у себя, а в «домике няни». В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824 года: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно».


Весь сказочный русский мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» . И он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Для примера сравним фрагменты одной из няниных сказок, записанных Пушкиным, и пролога поэмы «Руслан и Людмила»: «…вот чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи и по тем цепям ходит кот, вверх идет сказки сказывает, вниз идет песни поет... а вот чудо: из моря выходят 30 отроков точь-в-точь ровны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час... и с ними старик…» .

И в поэме Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цель на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом...

Творческую индивидуальность Арины Родионовны-сказочницы исследовал фольклорист М. К. Азадовский. Основываясь на записи Пушкиным семи народных сказок, ученый отметил, что исполнительница владела традиционным репертуаром, который предстаёт в «прекрасной сохранности, большой художественной силе и поэтической свежести». Она охотно пользовалась числом 30 или 33, свободно рифмовала. В чисто сказочной традиции она использовала имена-прозвища, особенно часто пользовалась любимым эпитетом: золотой.

Таким образом, творческий дар Арины Родионовны, мудрость, терпеливость, гостеприимство и нежнейшая любовь к своему питомцу снискали неизменное уважение Пушкина, его друзей и почитателей его таланта. В стихотворении А.С. Пушкина «Сват Иван, как пить мы станем...» дан портрет любимой нянюшки:

Мастерица ведь была!

И откуда что брала!

И куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно!

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно?

Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка. Важную роль сказок няни в жизни и творчестве Пушкина отмечал критик и поэт Аполлон Григорьев: «О, сказки Арины Родионовны... вы хранили такую светлую, чистую струю в душе молодого, воспитанного по-французски барича, что отдаленное потомство помянет вас добрым словом и благословением…».

Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет. Почти все пушкинские сказки рождаются уже в 1830-31 годах, то есть спустя пять лет после уединения в Михайловском.

Старенькая «мамушка» Пушкина, с лёгкой руки поэта, создавшего поэтический, романтический миф о своей няне, навсегда вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Он воспевал ее в стихотворениях разного периода, называя «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой»:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой…

Стихотворение «Наперсница волшебной старины» совершенно исключительно тем, что в нем старушка-няня и прелестная дева-Муза являются как два воплощения одного и того же лица.

По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Принято считать, что она также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого», княгининой мамки («Русалка»).

Например, в своей поэме «Евгений Онегин» Пушкин описывает разговор главной героини произведения - Татьяны Лариной с няней (как Пушкин сам говорил, «оригинала няни Татьяны»); вполне вероятно, что в нем переданы настроения этого факта жизни его любимой няни - такова была типичная доля русской женщины -крестьянки в те годы:

Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?»

И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. —

«Да как же ты венчалась, няня?»

Так, видно, Бог велел.

Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…

А было мне тринадцать лет.

Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну. Антон Дельвиг в письме спрашивает своего лицейского друга: «Душа моя, меня пугает положение твоей няни. Как она перенесла совсем неожиданную разлуку с тобой?». Не очень-то бодро перенесла, дворовый Петр Парфенов вспоминал: «Арина Родионовна растужилась, навзрыд плачет» . В начале ноября 1826 года Пушкин снова был в «своей избе», как любил он называть Михайловское. Оттуда он писал Вяземскому: «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни… и моей няни - ей-Богу, приятнее щекотит сердце, чем слова… Няня моя уморительна. Вообрази, что семидесяти лет она выучила новую молитву об умилении сердца Владыки и укрощении духа его свирепости, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване». Нетрудно догадаться, чье сердце хотелось «умилить» Арине Родионовне, чью свирепость «укротить». Она молила самодержца о милости к возлюбленному души её - Александру Сергеевичу. Из воспоминаний Александры Осиповны Смирновой - фрейлины Императрицы: «Государь-император говорил с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне (поэт очень жалел ее). Государь говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей бабушке и старой няне».

О няне - первом и, самом верном друге поэта, вспоминают его современники, близкие друзья, для которых Арина Родионовна также стала родным человеком. Князь Петр Андреевич Вяземский пишет: «Родионовне мой поклон в пояс». Иван Иванович Пущин, возвратившись из Михайловского, просит Пушкина в письме: «Кланяйся няне».

«Свет Родионовна, забуду ли тебя?» — писал навестивший Пушкина весной 1826 года поэт Николай Михайлович Языков. Он был в восторге от Арины Родионовны. «Я без ума от вашей нянюшки! Какая у нее материнская забота о вас. Поражают ее душевная красота, замечательная народная речь, пленительные рассказы про старину, про бывальщину!». Николай Михайлович, впоследствии, ей посвятил стихотворение «Как сладостно твое святое хлебосольство…».

А по утверждению А.П. Керн, Пушкин «никого истинно не любил, кроме няни своей...».

В последний раз поэт встретился со своей любимой няней в селе Михайловском в сентябре 1827 года. К тому моменту Арине Родионовне исполнилось уже 69 лет. К январю 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга решила выйти замуж. Родители были против брака дочери с Николаем Павлищевым. Пара поселилась в Петербурге, а родителям, переступая через себя, пришлось-таки выделить им крепостных для ведения хозяйства. В их число вошла и Арина Родионовна.

Путешествовать в столицу ей пришлось в марте. Всё ещё по-зимнему холодная дорога отняла у неё много сил – няня начала болеть. В доме Павлищевых она скончалась 12 августа 1828 года.

Арину Родионовну похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. Спустя два года Александр Пушкин пытался найти её могилу, но не смог – она была утрачена навсегда. Лишь в 1977 году на Смоленском кладбище появилась табличка в память о няне поэта.

В 1880 году, когда после смерти Пушкина пройдет уже более 40 лет, писатель И.С. Аксаков на открытии памятника поэту в Москве произнесет речь о простой крестьянке – Арине Родионовне: «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!».

Пушкин сумел создать добрый поэтический образ любимой няни, но, к удивлению, о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего.

Широко известен портрет няни работы неизвестного художника. Его можно встретить даже в школьных учебниках.


Но соответствует ли он реальной внешности няни? По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному Прасковьей Александровной Осиповой : «Старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось.

Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанный из кости. Его история покрыта тайной - впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Откуда именно горельеф взялся, так и не выяснилось. Сегодня этот портрет хранится в Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.


Кроме того, на полях рабочих тетрадей Александра Сергеевича ученые-пушкинисты обнаружили два профильных портрета. Сначала нарисована голова старушки в повойнике, а рядом с ней - поясной портрет девушки в сарафане, с косой и повязкой на голове. При внимательном рассмотрении оказалось, что лица старушки и девушки поразительно похожи и являются портретом одного и того же человека в молодости и старости. На первом портрете она нарисована, вероятно, такой, какой поэт видел ее в последний раз, на смертном одре - перед нами лицо старушки с уже застывшими чертами, с опущенными веками. Рядом же Пушкиным нарисован портрет юной Арины Родионовны, он более четок: выражение лица молодой женщины бойкое и задорное. Рисуя Арину Родионовну молодой, поэт, вероятно, вспоминал нянины рассказы о ее молодости.


В различных источниках можно встретить немало репродукций картин, на которых изображены А.С. Пушкин и его верная няня. Но все они лишь плод воображения художников, отражающий скорее внутреннюю суть этой удивительной женщины, но не внешнее сходство с оригиналом.

В 1875 году на 4-й выставке Товарищества передвижников Николай Ге выставляет свою новую картину «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском».


На картине изображена встреча лицейских друзей в январе 1825 года в селе Михайловское, когда ранним утром всего на один день к Пушкину приезжает его лучший друг Иван Пущин, который привез запрещенную тогда комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», и Пушкину захотелось почитать ее вслух. Пущин расположился в кресле, а Пушкин с его неуемным темпераментом усидеть, и читал стоя. Позади него сидит няня со своим вязанием и тоже слушает. Вот этот момент мы и видим на полотне художника.

На следующее утро Пущин уезжает, а Пушкин пишет ему в Читу, где Пущин был в ссылке после декабрьского восстания на Сенатской площади:

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Настоящая ода дружбе! После выставки картину приобретает Н.А.Некрасов.

Примером жанровой живописи является картина П.И. Геллера (1862 – 1933) «Пушкин и няня», написанная им к 100-летнему юбилею со дня рождения Поэта.


На картине изображена комната, заполненная книгами, в которой уютно расположились Пушкин и его няня. У няни на коленях вязание, она рассказывает что-то любимому Александру Сергеевичу, а тот внимательно слушает и записывает.

Ученик Ильи Репина Николай Иванович Шестопалов создал удивительные по органичности выбранных тем полотна, посвященные А. С. Пушкину. В роковом, но и юбилейном 1937-м году, Николай Шестопалов становится художником Пушкинского музея-заповедника. И в эти годы на его живописных полотнах и чудесных акварелях появляются пейзажи Михайловского и Тригорского, усадебные интерьеры, виды Святогорского и Печорского монастырей, древняя русская архитектура белокаменного Пскова. Ведь это, как ни крути, всё жизнь русского помещика. Это усадебный дом, чудесная няня с русскими сказками, вечный годовой круговорот крестьянской жизни, посещения монастырей и церковных служб.

Парамонов Александр Никитич (1874-1949), художник-график, монументалист. Учился в ЦТХР Барона Штиглица на отделение офорта и декоративной живописи у В.В. Матэ, Г.М. Манизера, А.П. Савинского. В 1936, накануне празднования столетнего юбилея великого поэта, написал картину «Пушкин и няня». Бумага, офорт, сухая игла. В нижней части листа - отрывок из стихотворения Н. Языкова и вид дома в Михайловском. Сюжет традиционный: няня за вязанием рассказывает Пушкину свои «преданья старины глубокой», а поэт, расположившись в кресле внимает ей и записывает услышанное в тетрадь.


В 1938 г. молодой художник Юрий Непринцев, заканчивая институт, в качестве дипломной работы представил картину «Пушкин в селе Михайловском». В течение всей своей дальнейшей жизни «пушкинскую» тему Ю.М. Непринцев считал одной из самых главных в своем творчестве.


К числу известных русских художников и графиков относится и не менее знаменитый книжный иллюстратор Юрий Валентинович Иванов. Многим известна его прекрасная картина «Пушкин и Арина Родионовна».


Поэт изображен за одним столом со своим верным и надежным другом няней. Мы видим часть комнаты: деревянные стены обвешаны иконами, на столе в углу комнаты стоит одинокая свеча в подсвечнике и шкатулка с няниными принадлежностями для вязания. За столом сидит няня Пушкина с клубком ниток для вязания. С противоположной стороны стола сидит сам Пушкин. Его голова подперта рукой. Взгляд какой-то задумчивый. Одет поэт как всегда в строгий костюм. Голову покрывают кудри волос с длинными бакенбардами. На полу, возле ног, няни сомкнулся в клубочек и сладко спит кот.

Петербургский художник Игорь Шаймарданов, автор серии картин о Пушкине, предоставил работы, посвященные и няне поэта. По замыслу художника, в галерее образов Арины Родионовны перед зрителем предстают портреты, стилизованные под старинные полотна начала XIX века. Также Шаймарданов многократно обращался в своем творчестве к пушкинской теме, создав несколько серий шуточных картин о жизни поэта, на которых, по признанию самого автора, запечатлены «придуманные, вымышленные и почти правдивые истории».

Наверное, у каждого из нас с именем А. С. Пушкина ассоциируется личность его любимой няни – Арины Родионовны, которой он посвятил несколько своих стихов. Она рассказывала ему сказки, которые он впоследствии использовал как основу для своих творений. И возможно, что если бы не она, то мир не знал бы прекрасных сказок, написанных всемирно известным поэтом. Сейчас мы подробно расскажем кто такая няня Пушкина Арина Родионовна , биография краткое содержание .

Всем известно, что нянечку Александра Сергеевича звали Арина Родионовна. Но мало кто в курсе, что в действительности няня Пушкина имела другое имя фамилия . В действительности, ее изначально назвали Ириной — именно это имя указано в церковных документах о ее рождении и смерти. Ариной ее называли только в домашнем кругу и когда она пришла служить в дом Пушкиных. Кстати очень интересен тот факт в , что сам Александр Сергеевич в своих поэмах имя своей няни никогда не упоминал.

Но если с именем няни Пушкина все понятно, то вопрос о фамилии Арины Родионовны еще более спорный. В действительности, фамилии у няни Пушкина попросту не было. Так как она являлась представительницей крестьянского сословия и она ей особо не была нужна. Ей часто присваивали фамилию Родионова – от имени отца, но Пушкины ее называли именно Родионовной.
Потом историки присвоили ей фамилию Яковлева, так как именно эта фамилия была у ее отца. Но пушкиноведы до сих пор спорят на этот счет. Так как это ничем не доказано и никто из современников ее этой фамилией не называл. А после замужества принято считать ее Матвеевой.


Арина Родионовна была рождена 21 апреля 1758 года в селе Суйда Санкт-Петербургской губернии. Имя ее матери было Лукерья Кириллова, а отца – Родион Яковлев и воспитывали они семеро детей.

Кто она по происхождению ? Конечно крестьянка. Изначально она принадлежала графу Апраксину, но потом прадед Пушкина – Абрам Петрович Ганнибал купил у него имение. И тогда Арина Родионовна перешла в его собственность. Так и началась ее служба семье будущего поэта.

В 1781 году она бракосочеталась с Федором Матвеевым. И когда она стала жить с мужем, то начала служить Осипу Абрамовичу Ганнибалу. Потом она служила нянечкой для его дочери – Надежды Осиповны.

В 1792 году ее к себе забрала бабушка Александра Сергеевича – Мария Алексеевна Ганнибал, чтобы та воспитывала ее племянника Алексея. За хорошую и верную службу ей подарили свою отдельную избушку.

После появления на свет старшей дочери Надежды Осиповны – Ольги, она стала ее воспитывать. И потом нянчила ее братьев — Александра и Льва.


В 1807 году Ганнибалы уступили все свои земли в Санкт-Петербургской губернии и уехали в Псковскую губернию. А именно в Опоческий уезд.

Не входила в состав проданного имущества, потому что была закреплена за хозяевами. И поэтому также переехала на новое место. Кстати говоря, семья Пушкиных одно время хотела дать своей ей вольную, но та от нее отказалась.

Когда умерла Мария Алексеевна, няня Пушкина вместе с хозяевами стала проживать в Санкт-Петербурге. И также как и они уезжала в поместье Михайловское Псковской губернии на все лето.

В период с 1824 по 1826 год она проживала в этой усадьбе, когда Александр Сергеевич был в ссылке.

После непродолжительной болезни, когда ей было 70 лет, Арина Родионовна скончалась 31 июля 1828 года в Санкт-Петербурге, в доме сестры Пушкина – Ольги.

Прощание с няней проходило скромно, в соответствии с ее социальным статусом, а на могиле не было подписи. Кстати, сам Александр Сергеевич не пришел попрощаться с любимицей. А из членов их семьи там был только муж его сестры Ольги – Николай Павлищев.

Историки потом долго не могли найти то место, где захоронена Арина Родионовна. И до 1940 года все думали, что ее могила находится в Большеохтинском кладбище. Но после проверки записей в церковных книгах стало ясно, что покоится она на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. И теперь у входа в кладбище висит мемориальная доска в честь няни великого поэта.

В школе на занятиях по литературе нам всегда рассказывали, какую значимую роль няня Пушкина Арина Родионовна биография краткое содержание имела в жизни Пушкина и становлении его как поэта. Но действительно близкими отношения между ними стали лишь в период его ссылки. И, кстати, именно тогда он и написал стихотворения ее в честь.
В тот период они часто проводили время вместе, и няня рассказывала ему различные сказки и пела песни. Удавалось ей это просто замечательно – вот за что ее любил Пушкин . Многие думают, что именно это послужило базой для тех сказок, которые написал сам Пушкин.

Пушкин сочинил свои сказки через пять лет после окончания ссылки. И вероятно, если бы не его няня, то не знали бы мы этих замечательных историй о золотой рыбке, о царе Салтане и других, которые знают все дети.

В настоящее время, мы уже не сумеем объективно оценить вклад Арины Родионовны в становление личности Александра Сергеевича как поэта и писателя. Но неоспорим тот факт, что великий поэт ее очень любил, а время, проведенное с ней приносило ему только положительные эмоции.

О внешнем виде Арины Родионовны не осталось никаких описаний. Ниже вы можете увидеть портрет одного художника, именно он считается портретом няни Пушкина. Но если прочесть строки, написанные сестрой Александра Сергеевича – Ольгой о внешнем облике их няни, то вряд ли они соответствуют изображению на картине. Она писала, что у Арины Родионовны было полное лицо и полностью седые волосы. Больше никаких упоминаний о ее внешности не встречалось.


Также был найден рисунок Александра Сергеевича, на котором возможно изображена его няня в молодом и преклонном возрасте.

Александр Сергеевич очень трепетно и с любовью относился к своей няне. Он даже использовал ее образ в своей поэме Евгений Онегин – личность его няни стала прототипом няни Татьяны. Он писал о ней, что только она единственная его подруга и только с ней ему не скучно. Пушкин всегда с большим теплом думал о своей няне и посвящал ей стихи. Ниже вы можете прочитать самый известный стих Пушкина, посвященный своей няне.


Еще одна вещь, которая говорит нам о внешнем облике Арины Родионовны – это всем известный барельеф, который был сделан из кости. Откуда он появился и кто его автор до сих пор неизвестно. О его наличии впервые узнали только тогда, когда он оказался у Максима Горького.

Сейчас увидеть воочию барельеф Арины Родионовны можно в Центральном музее А. С. Пушкина, который находится в Санкт-Петербурге.

Вот мы и рассказали вам все подробности о личности няни А.С. Пушкина. А вы понимаете, кем была няня Пушкина Арина Родионовна? Биография краткое содержание помогла сложить представление? Оставьте свое мнение или отзыв для всех на форуме.

До сих пор неизвестно, как же выглядела и какой была самая знаменитая няня России, чье имя стало уже нарицательным

Арина Родионовна, взрастившая «солнце русской поэзии», появилась на свет 21 (по старому стилю 10-го) апреля 1758 года, ровно 260 лет назад. Историки, пушкиноведы и сегодня строят гипотезы, пытаясь выяснить, насколько она была близка Арины Родионовныи оказала влияние на его творчество. А заодно – как она выглядела, с кем соперничала за воспитание поэта, какой губительной зависимостью страдала и была ли по-женски счастлива.

Загадка происхождения

Начнем с того, что крепостная крестьянка родилась в деревне Лампово Петербургской губернии в семье Лукерьи Кирилловой и Родиона Яковлева, где было семеро детей. Девочку в церковной книге записали как Ирину (или Иринью ), но дома называли простонародно Арина, так и повелось. Ее фамилию указывают как Яковлева, впоследствии Матвеева – по мужу. Но крепостным фамилии не полагались.

В те времена места, где жила будущая легендарная няня, населяли представители ассимилированных финно-угорских национальностей – ижорцы или чухонцы. К каким народностям относилась Арина, сейчас сказать уже трудно. Возможно, она была из семьи старообрядцев.

В 1826 году Александр Пушкин в письме своему другу Петру Вяземскому упоминает о 68-летней няне, которая знает наизусть молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване». А старообрядцы очень бережно относились к религиозным текстам и передавали их из уст в уста, чтобы сохранить.

Усатый нянь

Некоторые еще со школы полагают, что всю себя без остатка Арина Родионовна отдала гениальному поэту, но это не так. Она была замужем. Под венец пошла достаточно поздно – в 23 года за 25-летнего Федора Матвеева. И сразу переехала к нему в село Кобрино Софийского уезда. В семье было четверо детей.

Судя по всему, женская доля у женщины была несчастливой. Муж умер от пьянства в 44 года. В 1792 году Арину Родионовну взяли нянькой в дом бабушки Александра Пушкина Марии Ганнибал для племянника Алексея . Воспитательница проявила недюжинный талант, и ей была подарена отдельная изба.

Отличные рекомендации привели ее в семью Пушкиных в 1797 году. Любопытно, но у Арины Родионовны, можно сказать, был соперник. Александром занимался «усатый нянь» Никита Козлов. До самой смерти подопечного он ему преданно служил. Однако имя этого человека осталось безвестным, поэт нигде о нем не упомянул.

Мамушка-сказительница

Некоторые историки и пушкиноведы считают, что влияние Арины Родионовны и ее близость с Пушкиным несколько преувеличены. Она была рядом с поэтом до его поступления в Царскосельский лицей в 1811 году. А потом лишь в 1825 году няня и ее воспитанник, который в письмах называл ее «мамушка», воссоединились в селе Михайловское, где Пушкин отбывал ссылку. Именно здесь Александр Сергеевич заслушивался, как уверяли школьные учителя, историями Арины Родионовны. Так появились сказки о царе Салтане , золотой рыбке, о Лукоморье.

Советская пропаганда, еще при Сталине , связала Пушкина и его няню в тугой узел. Арина Родионовна стала символом «простого народа», оказавшего огромное влияние на «аристократию» в лице Александра Сергеевича. Долгие десятилетия это вдалбливалось школьной программой. В итоге многие были уверены, что поэт любил свою няню в детстве больше родителей и обожал ее пламенной сыновьей любовью во взрослом возрасте. Правда лишь в том, что «мамушка» творчески мотивировала Пушкина. Но сам поэт в своих записях никак не превозносил свою вдохновительницу. Ну а сказками он «заслушивался» во многом от скуки и безделья – развлечений в Михайловском было мало.

Где же кружка?

Все помнят бессмертные строчки из стихотворения «Зимний вечер», посвященные няне: «Выпьем, добрая подружка/ Бедной юности моей,/ Выпьем с горя; где же кружка?/ Сердцу будет веселей». Вымысел или сермяжная правда? Поэт Николай Языков называл Арину «ласковой и заботливой хлопотуньей», которая иногда была «веселой собутыльницей». Знакомая Пушкина по ссылке Мария Осипова упоминала в своих мемуарах, что за няней водился грешок – «она любила выпить».

Насколько это правда, судить уже трудно, но явно ее слабость, если она и была, никак не отразилась здоровье Арины Родионовны. Няня Пушкина умерла в возрасте 70 лет в 1828 году, за девять лет до гибели своего подопечного, который, кстати, на ее похоронах не был.