Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Толстой "Лев и собачка". Рассказ быль

3 класс. Литературное чтение

Тема. Особенности сюжета были Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

Цели урока. Определять нравственный смысл текста. Стимулировать интерес к рассказам Л. Н. Толстого.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Ход урока

этапы орг.

Деят. учителя

Деят. обуч-ся

1. Орг.момент

Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Показывают готовность к уроку.

2. Проверка д/з

1. Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Чиж и голубь»

2. Тест «Крылатые фразы»

Самопроверка (по творческим тетрадям)

3. Сообщение темы и постановка целей урока

1. Прочитайте запись на доске.

"Только чуткому сердцу откроются тайны".

Как вы понимаете эти слова?

2. Если правильно расшифруете, то узнаете, кто из великих людей сказал то, что вы сейчас читали.

64 65 35

23 34 54 33 64 15 65 35 34 62

12 33 64 63 12 33 44

Что вы знаете об этом писателе?

Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они?

Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться

Лев Николаевич Толстой

Сообщение заранее подготовленного ученика

Добрые, внимательные, мудрые

4. Разминка

А сейчас прочитайте стихотворение про себя

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог.

Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? Почему?

А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них?

А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.

3. Название рассказа.

О чём нам может рассказать заголовок?

Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

Что означает слово «быль»?

Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Читают стихотворение про себя

Чтение стихотворения хором

Грустно, печально.

Прослушивание

Рассказы детей.

Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.

Это б ыль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

5. Работа по теме урока

1. Первичное восприятие текста.

Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

2. Нацеливание.

После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Понравился рассказ?

3. Словарная работа.

Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

4. Определение нравственного смысла произведения.

Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

Назовите главных героев были.

Где происходит действие?

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?

Было ли вам кого-нибудь жалко?

Внимательно слушают.

Прослушивание записи рассказа

Делятся своими впечатлениями.

Определяют совместно

с учителем толкование слов.

О любви и привязанности животных друг к другу.

Печаль, грусть, тревогу.

Лев и собачка.

В зверинце.

Очень жалко льва и собачку. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил ее. Он добрый – поделился с ней мясом, хотя поначалу встретил ее с удивлением.

6. Физминутка

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись,

А потом назад прогнулись.

Как пружинки мы присели (Присесть.)

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

Все ребята дружно встали.

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

А потом назад прогнулись

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели

Выполняют движения

7. Продолжение работы над темой.

1. Анализ произведения

В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом?

Подтвердите словами из текста.

Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

Как лев относился к собачке? Найдите и прочитайте этот момент в тексте.

2. Работа по иллюстрации учебника.

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
Как выглядят животные?
А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?

Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте.

Почему он убил другую собачку?

Отчего лев умер?
Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

3. Вывод формулируют в паре.

Какой конец в этой истории?

Кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Чему учит эта история?

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки

Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… Ему стало её жалко, она ему понравилась.

Работа в паре

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку.

Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

Дружба животных. Нам вместе очень весело.

Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.

Дал новую собачку

Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.

Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Составляют конструкт-предложения.

Конец - ….(печальный, веселый, грустный, смешной, забавный).

Это - … (трагедия или комедия).

Мне больше всего жалко…, потому что…

Совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру … (могут, не могут) испытать глубокие и сильные чувства.

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, … сердце, они … (понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу).

Очень часто они оказываются … (мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас).

Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

1) Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

2) Выполнить задание в Творческой тетради на с. 47

9. Итог урока

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель?

Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

Делают выводы и обобщения.

Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им.

К нашим чувствам.

10. Рефлексия

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой принадлежал к высшему дворянскому сословию, являясь наследником графского титула своего отца. Появившись на свет в 1828 году, в родовой усадьбе своей семьи Ясная Поляна Тульской губернии, он был четвертым из пятерых детей.

После кончины родителей воспитание мальчика поручили родственнице из Москвы. Получив домашнее образование, в 1844 году Л.Н. Толстой продолжает обучение в Казанском университете. Изучение восточных языков не вызвало у будущего писателя интереса. Поиски своего места в жизни привели 23-летнего Толстого на Кавказ, началась офицерская служба с боевыми действиями. В это время в печати появляются первые писательские опыты Льва Николаевича. Публикуются повести с фактами из детской жизни самого писателя «Детство», «Отрочество», «Юность». Впечатления от офицерского быта выразились в произведениях «Казаки» (1852-63), «Рубка леса» (1855), «Набег»(1853).

После отставки Толстой отправился в долгое путешествие по Европе. Вернувшись домой, он целиком посвятил себя народному просвещению. Помог в открытии 20 сельских школ в Тульской губернии, в школе в Ясной Поляне преподавал сам, составлял азбуки и обучающие книжки для детей.

ЗВЕРИНЕЦ

И собачка" с подзаголовком "рассказ-быль" был написан им для "Азбуки" предположительно около 1875 года. Эта книга была сборником, включавшим в себя первоначальные тексты для изучения детьми различных предметов - от зоологии и географии до русского языка.

Сам Толстой предъявлял много требований к произведениям, входящим в книжку. Он говорил:

Дети строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно.

О чем рассказ?

Запись краткого содержания "Льва и собачки" для читательского дневника может быть такова: этот маленький рассказ повествует о дружбе большого льва и маленькой собачки. Ее, брошенную ему на съедение, не только пожалел большой и, по общему мнению, злобный хищник, но и стал для нее другом более преданным, чем бросившие ее люди.

А когда маленькая соседка льва умерла, он и сам вскоре заболел и умер, так никого и не впустив к себе в клетку.

Основные события

Здесь мы остановимся на кратком содержании "Льва и собачки" Толстого.

В одном лондонском зоопарке в качестве платы за посещение брали бродячих кошек и собак, которых кидали в клетки хищникам, как корм.

Вот однажды такую маленькую собачку отдали на съедение льву. Но тот почему-то не съел ее, а пожалел и даже стал играть с ней и делиться пищей.

Признал как-то один зашедший в зоопарк барин в собачке свою и хотел забрать ее, но лев зарычал и не позволил этого.

Так прожили они вместе год. А потом собачка заболела и издохла. А лев не поверил - сначала он все нюхал ее и трогал лапой, а потом стал прыгать по клетке, в отчаянии грызя засовы.

Ему дали другую собачку, ожидая, что он забудет прежнюю, но лев разорвал ее на куски.

Заканчивается краткое содержание "Льва и собачки" так же, как сам рассказ:

Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Воспитание чувств

Как всегда, после чтения произведений Толстого, у читателя может возникнуть множество вопросов, и наверняка останется странное послевкусие от рассказанных им простых, в общем-то, историй.

После краткого содержания "Льва и собачки" изложим некоторые читательские умозаключения.

Почему лев пожалел собачку? За ее беззащитность? Едва ли. Если в том зоопарке заведено было отдавать на корм крупным хищникам бродячих собак и кошек, стало быть, звери привыкли питаться тем, что дают. Сколько же на счету льва было этих шариков и барсиков, которых он не пожалел? У Толстого об этом ничего не сказано.

И разрывал же в конце повествования он на части подброшенных ему в клетку других собачек, выражая свое несогласие с решением жестокой судьбы лишить его маленького товарища?

Отчего же дружеские чувства льва возникли так внезапно, отчего его теплота проявилась так избирательно? Может, собачка была какая-то особенная?

Вероятно, дело в ее поведении: когда ее бросили в клетку ко льву, она упала на спину - то есть в самую беззащитную для животных позу - и стала махать хвостом, тем самым выказывая полную покорность и, вместе с тем, дружеское расположение к хозяину клетки. Потом она и вовсе встала перед ним на задние лапки.

Вывод читателя может быть таков: собачка была хитра, она догадалась, что повести себя небанально в банальной ситуации - единственный шанс выжить рядом с хищником. А лев удивился. Никогда ему еще не попадалось таких странных жертв.

А потом собачке пришлось привыкнуть к такому опасному соседству, а лев привык заботиться и подружился с ней.

Вот и другой вывод читателя: дружба избирательна. Надо обладать особыми достоинствами, чтобы ее заслужить. Но разве собачка, если она так же глупа, как и слаба, недостойна сочувствия и дружеского участия?

А вот и еще один вывод: дружба была необходима не столько собачке, сколько льву. Даже в условиях неволи ему хочется быть кому-то нужным.

Но вскоре за собачкой в зоопарк явился хозяин - он хотел забрать ее. Быть может, она была привязана к нему, а потом просто потерялась? Но лев не пустил ее. Маленькая подружка стала его собственностью.

Итак. Бедняжке пришлось приспособиться, чтобы выжить. А лев завел живую игрушку и придумал себе смысл жизни. И оба они, конечно, жертвы в руках жестоких людей. Вот об этом история. А почему-то считается, что этот рассказ о любви и преданности. А были ли они тут?

Такой совсем не детский сюжет получился у Толстого. Хотя, как в традиционной русской народной сказке, где действующими лицами являются животные, их поступки и здесь проецируются на людей.

Мы привели краткое содержание рассказа "Лев и собачка" и несколько из всего спектра читательских умозаключений. Вы можете отыскать свои.

Слепцова Мария
Урок литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка»

Урок литературного чтения по теме : "Л. Н. Толстой . Лев и собачка "

Программа «Планета знаний» 3 класс.

Тип урока : комбинированный

Цель : Познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка »

Задачи :

- образовательные : отрабатывать навыки выразительного чтения , умения определять главную мысль произведения, умение ставить вопросы по содержанию произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

- развивающие : развивать познавательный интерес, осознанность восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

- воспитывающие : воспитывать доброе отношение к животным, ответственность, интерес к чтению , любознательность.

Оборудование : презентация к уроку , научные тексты о льве и собаке , разрезанные части рассказа, листы А4, карандаши.

Технология : исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы : проблемно-поисковый, работа в группах, использование ИКТ.

Формы обучения : коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты :

Вызвать у учащихся сочувствие, сострадание, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

Увеличение интереса к произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;

Развитие фантазии, творческого воображения;

Совершение доброго поступка по отношению к животным;

План урока

1. Создание ситуация успеха.

2. Актуализация знаний.

Работа над стихотворениями про собак ;

3. Выведение темы и цели урока .

4. Чтение художественного произведения учителем.

5. Физкультминутка.

6. Анализ произведения.

а) чтение

в) Создание книжки-малышки.

г) работа в группе

5. Рефлексия.

6. Информация о домашнем задании.

Ход урока

1. Создание ситуация успеха.

Учитель : Добрый день, ребята! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Я желаю вам хорошего настроения и приятного общения на уроке . Начинаем урок литературного чтения .

2. Актуализация знаний :

На слайде 1 названия произведений Л. Н. Толстого («Царь и рубашка» , «Отец и сыновья» , «Лгун» , «Комар и лев» , «Прыжок» )

Прочитайте названия произведений.

К какому жанру относятся? Что такое рассказ, басня?

Кто написал эти произведения?

С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?

Слайд 2 (появляется портрет Л. Н. Толстого ) .

Слайд 3 : Работа над стихотворением :

Бедная собака - бросили её .

Старая собака - где твоё жильё ?

Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!

Перед нею, бедной, нет уже дорог.

Чтение стихотворения "про себя". С какой интонацией надо прочитать данное стихотворение? Почему? У кого дома есть домашние любимцы? Как вы к ним относитесь?

В последнее время на улицах городов бродит много бездомных собак . Бездомная собака - брошенный друг . Друг, которого предали, довели до озлобления. А ведь собака более 7000 лет живёт рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.

Чтение стихотворения вслух , выразительно, хоровое чтение , прочитайте с логическим ударением.

Прочитав данное стихотворение, назовите главного героя произведения.

Слайд 4 : (появляется иллюстрация собаки ) .

3 Выведение темы и цели урока :

Цель : познакомить с новым произведением Л. Н. Толстого , обогащать словарный запас детей, учить самостоятельно, работать с текстом, анализируя произведение.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого . Расскажите что вы знаете про Л. Толстого (ответы детей) .

Молодцы! Многое помните.

Одного главного героя вы уже сумели определить - это собака . А второго героя вы узнаете, если угадаете загадку.

Грозный очень и отважный

Гривой он могучей машет.

А рычит, как на распев –

Это сильный, храбрый…

Слайд 5 (Лев)

Назовите полностью тему урока .

Л. Н. Толстой "Лев и собачка " (Слайд 6)

История, о которой расскажет нам Л. Н. Толстой , произошла давно, в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен - когда он слушал печальные истории или видел, например убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой, то плакал. Эта черта сострадание, сохранилось в нём до конца жизни. (сообщение ребёнка) .

Как вы понимаете слово "сострадание"? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)

Мне бы хотелось чтобы вы сегодня испытали это чувство. Ведь только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться.

Тему сострадания мы увидим в новом произведении Л. Н. Толстого .

Откройте учебник. Прочитайте заголовок. О чём нам может рассказать название? Назовите главных героев.

Давайте мы подробнее узнаем про этих животных (2 ученика читают научные тексты про собак и львов )

Собака : наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку . Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак : мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире ? чихуахуа. Её рост -15-20см.

Лев : царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва : она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

Ребята, как вы думаете. Собака и лев могут дружить ? (ответы детей)

4. Чтение художественного произведения

Послушайте рассказ “Лев и собачка” .

Учитель читает рассказ или прослушивание аудиозаписи рассказа «Лев и собачка » .

– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

– Какой эпизод больше всего затронул ваши сердца?

5. Физкультминутка

6. Анализ произведения

а) чтение вслух хорошо читающими детьми.

б) Работа над содержанием рассказа.

Ребята, какую работу мы можем проделать с этим рассказом? Ваши предложения. (дети предлагают разные варианты) Хорошо, давайте придумаем интересные вопросы по содержанию рассказа. На подготовку даю 3 мин.

Ответы на вопросы друг друга.

Молодцы мне понравились ваши вопросы и ответы.

Учитель : В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)

Учитель : Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен?

в) Создание книжки-малышки.

Что надо знать, чтобы сделать обложку? (автора, название произведения, жанр и тему)

в) работа в группе (произвольное деление на группы)

Я вам даю конверты. В конвертах части рассказа. Ваша задача собрать их по порядку.

V. Рефлексия урока

Учитель : Наш урок подходит к концу . Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке ? Как работал класс?

Что дал вам этот урок ? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей)

У вас на партах лежат сердечки. Напишите в них, какие чувства возникли в ваших сердцах.

поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным.

(Дети вывешивают свои сердечки на доску и подводят итог)

Учитель : Да, детки. Мы сегодня прочитали очень интересный рассказ, но мне он не очень по душе…А вы не догадались почему? (разные ответы детей)

Умницы! Догадались! Я сегодня очень довольна и горда вами! Спасибо вам большое!

VI. Домашняя работа. Придумайте счастливый конец этого рассказа.

Программное содержание: учить детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи, добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, анонимами.

Ход занятия

Ребята послушайте одно из произведений Л. Толстого «Лев и собачка» (воспитатель читает быль).

Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ?

Почему? (здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы).

Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.

Какие события происходили: грустные или весёлые?

Какими словами ещё можно назвать это произведение, эти события? (грустные, печальные, тоскливые).

Где происходят события? (в зверинце).

Кто главный герой? (лев и собачка).

Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).

А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, весёлая, дружелюбная).

Что было в начале? (собачку бросили в клетку льву на съедение).

Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собачку, тронул её лапой смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собачку).

Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).

Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собака спала положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли.)

Что произошло однажды? (барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать её обратно.)

Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал).

Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год.)

Что случилось потом? (собачка заболела и умерла).

Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал её лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).

Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев?

(тотчас разорвал её на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней)

Что стало со львом? (Он умер.).

Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.).

Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».).

Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим?

Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история?

Сейчас я прочту вам быль Л. Толстого «Лев и собачка» ещё раз; слушайте внимательно и запоминайте.

Читаю текст.

Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно.

Пересказ рассказа.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5»»

г. Саратова

Конспект урока

по литературному чтению
в 3 классе

Л.Н. Толстой. Лев и собачка

подготовила

учитель начальных классов

Петрова Марина Васильевна

г. Саратов

Конспект урока

по литературному чтению

Тема урока: Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

Цель урока:

    Развивать представление о слове как средстве создания художественного образа, средстве выражения авторского отношения.

    Формировать систему читательских умений, обучать стилистическому анализу текста.

ХОД УРОКА

1.Повторение пройденного материала.

Сегодня мы продолжаем работать с произведениями великого писателя Л.Н. Толстого.

Вспомним, с произведениями, каких жанров мы уже работали на прошлых уроках.

Что такое быль?

2. Постановка цели урока.

Сегодня мы познакомимся с былью Толстого «Лев и собачка».

Где они могут встретиться? Могут ли они в дикой природе встретиться? Какие чувства могут возникнуть между ними? Почему?

История, о которой рассказывает Л.Н. Толстой, произошла очень давно, в далеком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что “Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, и его за это звали “Лева-рева”. Эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранились в нем до конца жизни. Тему сострадания мы увидим в новом произведении Толстого.

Ребята, наверное, все из вас были в зоопарке?

А видел кто – нибудь, как кормят этих зверей?

Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

3. Первичное восприятие. (Чтение учителя.)

4. Проверка первичного восприятия.

Какие чувства вызвала быль? Взволновала ли вас? (На доске опорные слова.)

Какие эпизоды взволновали?

5. Постановка учебной задачи.

Л. Н. Толстой много работал над своим произведениями, тщательно отбирал каждое слово.

Сегодня мы будем учиться размышлять над авторским выбором слова, построением предложений, чтобы точнее, глубже понять те мысли и чувства, которые автор вложил в свое произведение.

6. Вторичное восприятие и анализ текста.

Прочитайте первый абзац.

В чем состоит жестокость людей? Как это показывает Толстой? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Прочитайте второй абзац.

Какое чувство вызвал у вас поступок человека?

Какие слова характеризуют его поведение?

Подберите синоним к слову «ухватил».

Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

Почему в этом предложении употреблено слово «Собачонка», ведь рассказ называется «Лев и собачка»? (Слово «собачонка» показывает пренебрежительное отношение персонажа рассказа к этой собаке, в названии передано авторское отношение.)

Я прочитаю вам последнее предложение в этом абзаце, чуть-чуть изменив его. Следите по тексту, подумайте влияет ли на смысл рассказа изменение? (Учитель читает: «А собачонку взяли и бросили в клетку ко льву», пропуская слово «на съедение». Автору важно подчеркнуть, что люди бросают живую собачку на растерзание дикому зверю. Если убрать последние слова, смысл произведения изменится.)

Прочитайте описание встречи льва и собачки .

Почему почти каждое предложение в этой части написано с красной строки? (Каждое новое предложение передаёт очередной поворот действия.)

Так обычно оформляется на письме диалог – каждая реплика пишется с новой строки. Мы читаем быль, в произведениях данного жанра животные разговаривать не могут. Как и в жизни, они общаются с помощью движений, жестов. Попробуем расшифровать их поведение, выяснить, что стоит за каждым движением.

- «Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки». (Она испугалась и приготовилась обороняться, прижавшись в угол, защитила себя сзади.)

- «Лев подошел к ней и понюхал ее». (Это дружелюбный жест. Лев не нападает, он хочет познакомиться с ней.)

- «Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком». (Она поняла добрые намерения льва, и сама доверилась ему, приняв самую беззащитную позу.)

- «Лев тронул ее лапой и перевернул.» (Лев вернул ее в прежнее положение, как бы сказав: «Я не трону тебя».)

- «Собачка вскочила и встала перед львом на задние лапки». (Поблагодарила льва.)

- «Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.» (Знакомство состоялось. Лев принял собачку.)

Какие чувства возникли между животными?

Прочитайте следующие два абзаца.

Как живут лев и собачка? Почему так считаете? (Лев взял собачку под свое покровительство: она спит, положив ему на лапу голову, значит, полностью доверяет ему. Но живется им невесело: лев иногда играет с собачкой. Не может быть жизнь в клетке веселой. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней».)

Прочитайте следующий абзац.

Какой новый персонаж появляется в рассказе?

Почему Толстой не дает ему собственного имени? (Это неважно. Главное в этом человеке то, что он хозяин, он распоряжается жизнью льва и собачки.)

Человек чувствует себя хозяином льва, а подчиняется ли ему лев? (Не подчиняется. Собачку бросили на съедение льву, а он не съел ее. Хозяин дал мясо льву, а он оторвал кусок и отдал собачке.)

Чем похожи барин и хозяин?

Почему увидев свою собачку, он подумал лишь о том, что она его собственная, почему он не сказал, что любит ее, скучает без нее? Зачем Толстой ввел в рассказ этот эпизод? (Барин, как и хозяин, не имеет собственного имени, потому что главное – не его личностные качества, а то, что он владелец собаки. Хозяин и барин быстро поняли друг друга, для них собственность важнее всего. Толстой подчеркивает, что люди и лев по-разному воспринимают собачку: для людей это собственность, которая должна принадлежать хозяину, для льва – друг, отдать которого нельзя.)

Почему в рассказе ничего не говорится о том, как собачка отреагировала на появление барина? (Собачка перестала доверять людям. Автор подчеркивает это, опуская описание ее реакции на появление барина.)

Прочитайте следующие предложение.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке не богата событиями.)

Прочитайте рассказ до конца .

Как повел себя лев, когда понял, что собачка умерла? Прочитайте.

Почему он «стал грызть засовы и пол»? (Лев давно уже не подчинялся хозяину, но по-настоящему взбунтовался только сейчас, пережив смерть друга. Он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.)

Впервые в отношении и хозяина ко льву проявляется заботливость: «Хозяин думал, что лев забудет свое горе…» Как хозяин пытался помочь льву? Прочитайте.

Как эти строчки характеризуют хозяина и льва? (Для хозяина все в жизни взаимозаменяемо: одну собачку можно заменить на другую. На этот раз хозяин бросает в клетку другую собачку не для того, чтобы лев съел ее, но лев не принимает другую собачку, поскольку для него это равноценно измене другу. Лев вновь не подчиняется хозяину.)

Мы наблюдали, как на протяжении всего рассказа лев вел поединок с хозяином, он ни разу не подчинился ему. Но вырваться из клетки льву не хватает сил. Кто оказывается победителем в этой борьбе? Прочитайте. (Побеждает лев. Он всетаки уходит из-под власти хозяина, будучи не всилах вырваться из клетки, он выбирает другой путь –смерть. Пять дней он отказывался от пищи. «На шестой день лев умер.» Толстой выносит это предложение в отдельный абзац, придавая ему особую значимость. Лев выбрал свободу, хотя и ценой своей жизни. Но чтобы сделать такой выбор, он должен был пережить смерть собачки.)

7. Обобщение.

Теперь, когда мы перечитали рассказ, размышляя над авторским выбором слова, попробуем сформировать, какие вопросы, какие проблемы ставит Толстой в своем рассказе? (1. Люди не в праве распоряжаться судьбами животных 2. Поведение льва –пример людям. Урок доброты, преданности.)

Всё добро на Земле от Солнца, всё хорошее от Человека. -Прочитайте рассказ выразительно, стараясь передать в своем чтении авторскую позицию.

8. Итоги урока.

Чему вы сегодня учились на уроке? Какой прием анализа текста помог глубже понять рассказ?

Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, а композиторы пишут печальную музыку. Зачем? (Чтобы произведение всколыхнуло как можно больше чувств у людей. Такие произведения учат нас сопереживанию, состраданию, добру.)

9. Домашнее задание. -Подготовить выразительное чтение рассказа. -Предлагаю вам побывать в роли писателя. Измените конец этой грустной истории.

Список использованной литературы

1. Воюшина М.П. Изучение литературы во втором классе. – СПб.:Папирус, 2003.